Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы подготовки будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики 11
1.1 Сущность и практическое значение средств театральной педагогики в
подготовке будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности 11
1.2 Методологические основы исследования состояния подготовки
будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности 24
1.3 Состояние проблемы подготовки будущего педагога средствами
театральной педагогики 35
Глава 2. Модель подготовки будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики 44
2.1 Потенциал образовательных дисциплин как содержательная
составляющая модели подготовки к личностно-ориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики 44
2.2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности преемственной модели подготовки будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности
средствами театральной педагогики 55
Заключение 97
Список использованной литературы 103
Приложение 111
Актуальность данного исследования обусловлена трансформирующейся ролью театра в жизни современного человека, процессами глобализации, трансформации и интеграции в высшем образовании, возрастанием явлений кросс-культурной специфики в сфере образования.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, реформа нынешней системы образования: внедрение цифровых технологий обучения, способствуют тому, что возникает дефицит человеческого общения. Современное поколение все больше времени проводит за мониторами компьютеров. Перед современной педагогической наукой поставлены задачи, которые тесно связаны с формированием творческой, самобытной, свободной личности, которая способна самостоятельно осуществлять профессиональный и социально-нравственный выбор. В этой связи возрастает роль учителя, в качестве транслятора культуры, духовнонравственных ценностей общества, учителя, который личностно включен в профессию. Он должен обладать широким кругозором, владеть
инновационными образовательными технологиями, нести в себе привлекательный для обучающихся гуманистический потенциал процесса обучения. Сегодня довольно актуальной и значимой становится проблема формирования артистичного педагога, который готов к осуществлению созидательного диалога со всеми участниками образовательного процесса. Именно театральная педагогика становится инструментом управления эмоционально-чувственным состоянием аудитории и во многом зависит от овладения приемами сценического искусства при профессиональной подготовке современного учителя. [14].
Театральная педагогика - это смесь педагогики и искусства.
В современных условиях в высшей школе идет поиск новых подходов, методов и технологий подготовки педагога нового поколения, учителя XXI столетия. В связи с этим, в Казанском (Приволжском) федеральном университете внедряется проект САЕ, подготовка учителя нового поколения.
На наш взгляд, учитель и актер имеют очень много общего: поза, мимика, жесты, речь — культура поведения - в целом одинаково важные профессиональные качества как педагога, так и актера. Здесь важно учитывать, для кого мы готовим учителя, для какого поколения - цифрового поколения, поэтому весьма важным является формирование качеств актера у будущего педагога.
В условиях нынешней парадигмы образования ведущими технологиями выступают именно развивающие и личностно-ориентированные, нацеленные на формирование принципиально нового типа профессионального мышления преподавателей. Процессы модернизации в российском образовании реализуются на каждом уровне системы образования и содержат разработку нормативно-правовых основ (ФЗ «Об Образовании в РФ», 2012); поэтапное внедрение ФГОС на каждой ступени обучения, а также изменения в системе подготовки преподавателя (Профессиональный стандарт педагога, ФГОС ВО и ДР-)-
Согласно Концепции развития образования РФ (до 2020 г.), школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Нынешнему поколению обучающихся необходим эмоциональный педагог, который способен заинтересовать и увлечь. Цифровому поколению необходимы современные, нравственные, образованные и предприимчивые люди, которые в состоянии самостоятельно принимать ответственные решения в возникающей ситуации выбора, прогнозируя при этом их возможные последствия, которые нацелены на сотрудничество, отличаются динамизмом, мобильностью и конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу своей страны [2]. Эти идеи нашли свое отражение в Стратегии развития образования до 2025 г. и иных нормативных документах.
Личностно-ориентированное обучение основано на идее взаимодействия преподавателей и обучающихся в качестве субъектов педагогического процесса, где сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, которая скреплена взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Степень разработанности. Григорьева О. А. анализирует природу явления «театральная педагогика» в ее исторической трансформации. Генисаретский О.И. формулирует основные задачи современной театральной педагогики. Труды Брянцева А.А., Букатова В.М. и Балицкой А.П. посвящены изучению современной «культуротворческой парадигмы» школьного образования. Астапенко А.С., Барбашова Е.В., Бутенко Э.А., Ершова АЛ., Никитина А.Б. рассматривают различные приемы «вчувствования», возможности применения актерских и художественных приемов ребенком для более полного проникновения в смысл спектакля. Обидная С.Н., Осорина М.В., Савостьяов А.И. разрабатывают и анализируют различные подходы и техники психологии и театральной педагогики. Проблема конфликтов и решение их посредством детского театра анализируется Zipes J.D. Потенциал театральных практик для социальной адаптации рассматривается Чедией К.О., Траусдейлом Д.Ж., Лейхау Р.
Таким образом, к настоящему времени сформировался ряд противоречий:
- между возможностями театральной педагогики в деятельности учителя и доминирующей в его практике традиционной педагогики;
между возрастающей потребностью общества в личностноориентированной педагогической деятельности и недостаточной готовностью системы высшего образования к эффективному решению данной задачи;
- между необходимостью знаний комплекса условий, обеспечивающих эффективное применение средств театральной педагогики при подготовке учителя и отсутствием системных характеристик профессиональной среды, в которой данные условиях характеризуются наиболее полно;
- между необходимостью обоснования и разработки модели подготовки будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности
средствами театральной педагогики и отсутствием методологических и научно- методических разработок по ее осуществлению.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия для эффективной организации подготовки студентов к личностно-ориентированной педагогической
деятельности средствами театральной педагогики.
Указанная научная проблема определила выбор темы исследования: «Подготовка будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации модели подготовки будущего педагога к личностноориентированной педагогической деятельности и педагогических условий ее успешной реализации средствами и театральной педагогики.
Объект исследования - процесс подготовки будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики.
Предмет исследования - особенности и условия подготовки будущего учителя к личностно-ориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики.
Гипотеза исследования. Процесс подготовки будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности будет успешным, если при его проектировании и реализации:
- будут определены уровни готовности к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности;
- будет опираться на разработанную модель подготовки к личностноориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики;
- будут созданы эффективные педагогические (психолого-педагогические и организационно-педагогические) условия, способные стимулировать будущего педагога к непрерывному процессу реализации средств театральной педагогики в учебно-воспитательном процессе.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований определить сущность и практическое значение средств театральной педагогики в подготовке будущего педагога к личностноориентированной педагогической деятельности.
2. Обосновать и разработать модель подготовки будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности средствами и театральной педагогики.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия реализации модели подготовки будущего педагога к личностноориентированной педагогической деятельности средствами и театральной педагогики.
Методологической основой исследования является личностноориентированный (личностно-деятельностный) подход (И.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Р. Мей, А.А. Орлов, В.А. Петровский, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская), подразумевающий учёт индивидуальных личностных особенностей учащихся, концентрацию внимания и усилий педагога на формировании целостной личности школьника, на создании условий для полноценного становления психических функций; подход, нацеленный на развитие у ребенка механизмов саморазвития, самореализации, саморегуляции, самовоспитания, адаптации и других, необходимых учащемуся для становления самобытного личностного образа.
Теоретической базой данной работы являются труды исследователей и ученых, которые рассматривали проблемы театральных практик и социокультурной значимости профессиональных детско-юношеских театров (Коханая О.Е., Еозенпуд А.Н.).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
статистические методы: методы математической статистики,количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:
На первом этапе - теоретическом - осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к разработке подготовки будущего педагога к личностноориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.
На втором этапе - теоретико-проектировочном - проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике высших образовательных организаций, изучались основные показатели и критерии освоения подготовки будущего педагога к личностноориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался комплекс исследовательских заданий.
На третьем этапе - опытно-формирующем - проведен формирующий эксперимент с целью проверки разработанной модели, направленный на подготовку будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной модели подготовки будущего педагога к личностноориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики.
На четвертом этапе - уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- впервые выделены и содержательно описаны уровни готовности к личностно-ориентированной педагогической деятельности будущих учителей, обоснована модель соответствующего процесса и конкретизированы его стадии применительно к подготовке будущих педагогов;
- разработано методическое обеспечение процесса подготовки студентов к личностно ориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики;
- театральная педагогика рассмотрена с позиции организации подготовки будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности.
- создана эффективная модель использования средств театральной педагогики, позволяющая подготовить будущего педагога к личностноориентированной педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработана модель подготовки будущего педагога к личностноориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики, направленная на подготовку будущего педагога к личностноориентированной педагогической деятельности.
данная модель может быть использована преподавателями педагогических вузов.
- в исследовании проанализированы уровни готовности будущих учителей к личностно-ориентированной педагогической деятельности, рассмотрены условия ее совершенствования.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования:
1. Сущность и практическое значение средств театральной педагогики в подготовке студентов педагогических вузов. Материалы III международной студенческой научно-образовательной конференции «Научное общество студентов XXI столетия» - 2018.
2. Театральная педагогика как форма освоения будущими педагогами особенностей личностно-ориентированного обучения. Материалы международной научно-практической конференции «Научный форум: педагогика и психология» - 2018.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 3 приложений.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы, включающей в себя анализ литературных данных и проведение экспериментального исследования по изучаемой проблеме, необходимо отметить следующее.
Проведенное исследование было организовано и проведено по теме «Подготовка будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики». Актуальность исследования обусловлена трансформирующейся ролью театра в жизни современного человека, процессами глобализации, трансформации и интеграции в высшем образовании, возрастанием явлений кросс-культурной специфики в сфере образования. Проблема формирования артистичного педагога, который готов к осуществлению созидательного диалога со всеми участниками образовательного процесса на сегодняшний день становится актуальной и значимой.
В процессе проведенного теоретического анализа нами было обосновано и продемонстрировано, что театральная педагогика является практическим направлением современной психологии и педагогики искусства. Данное направление в образовании реализует принципы личностного творческого действия и импровизации, проживания и событийности, связывающие чувственное, эмоциональное и интеллектуальное восприятие. Театральная педагогика предоставляет возможность формирования открытой творческой среды для живого общения. Диалог же в этой художественно-творческой среде может быть на любую тему (от науки до религии), но его целью всегда будет выступать формирование целостной картины мира, одновременное развитие интеллектуальных и эмоциональных способностей учащегося.
Нами было выявлено, что личностно-ориентированное направление в организации образовательного процесса, однозначно, идет на смену традиционному, но для этого потребуется время, ориентация педагогов на современные образовательные технологии, целенаправленная подготовка обучающихся к деятельности в условиях личностно-ориентированного обучения, а главное - выполнение социального заказа социума по подготовке толерантного, компетентного педагога, который способен учитывать интересы и потребности каждого ученика.
В процессе организации исследования мы выяснили, что в некоторых школах Республики Татарстан и, в частности, г. Казани, широко распространена организация школьного театрального кружка.
На сегодняшний день и преподаватели высших учебных заведений также принимают во внимание значимость театра в жизни обучающихся. Нами исследован вопрос применения средств театральной педагогики в процессе подготовки будущих преподавателей в Институте психологии и образования Казанского (приволжского) федерального университета, в частности, при подготовке бакалавров и магистров.
Все вышеизложенные наблюдения открыли нам огромные возможности театра в воспитании и формировании личности учащихся, а проанализированный опыт Казанских школ и учреждений дополнительного образования и школ Республики Татарстан показал необходимость театра для детей.
В первоначальной стадии подготовки к организации научно- исследовательской деятельности по выбранной проблеме мы разработали преемственную модель подготовки будущего педагога к личностноориентированной педагогической деятельности с использованием средств театральной педагогики. С целью обоснования и проверки данной модели нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы установлено, что студенты экспериментальной и контрольной группы имеют преимущественно низкий и средний уровни готовности к личностноориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики.
Программа «Театральная педагогика» ориентирована на подготовку будущего учителя к личностно-ориентированной педагогической деятельности. Она позволяет сформировать у обучающихся знания и практические умения в организации сценической подготовки учеников (в форме внеурочных занятий, в виде приёмов театрализации в урочных формах обучения) в качестве метода повышения уровня эффективности образовательного и воспитательного педагогического воздействия в школе.
По окончании формирующих мероприятий и проведения повторной диагностики готовности будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности, нами было установлено, что после проведения программы «Театральная педагогика» обучающиеся экспериментальной группы начали проявлять преимущество гуманистической собственной деятельности относительно обучающихся контрольной группы.
По шкале «Психоэмоциональное состояние» обучающиеся экспериментальной группы начали демонстрировать благополучное психоэмоциональное состояние, которое определяет эффективность работы будущего преподавателя, предоставляет ему возможность не терять самообладания в сложившихся экстремальных ситуациях, а кроме того, возможность принимать преимущественно верные решения.
По шкале «Самооценка» обучающиеся экспериментальной группы показали потенциал полноценной реализации собственных возможностей. Педагогам, которые обладают позитивным самовосприятием, будет довольно просто создавать на занятии атмосферу живого общения, вступая в контакты с учащимися и оказывая им необходимую психологическую поддержку.
По шкале «Уровень субъективного контроля» обучающиеся экспериментальной группы стали демонстрировать высокий уровень субъективного контроля. Они способны принять на себя ответственность за все, что происходит в их собственной жизни, объясняя это только своими поступками и характером, а никак не внешними обстоятельствами.
Обучающимся экспериментальной группы стало свойственно преимущество хорошего уровня педагогического мастерства. Данная группа студентов способна на создание общих условий эффективности учебного процесса. Обучающиеся проявляют профессиональную компетентность, проявляют учебные взаимодействия, владеют техникой объяснения, могут создавать на занятии продуктивную атмосферу и благоприятный микроклимат.
При определении направленности личности обучающиеся экспериментальной группы в собственных потребностях и мотивах проявляют стремление обеспечить развитие личности абсолютно каждого ученика, желание самосовершенствоваться, совершенствовать собственную деятельность, условия труда; адекватность эмоционального состояния, педагогической реакции на деятельность школьников. Студенты демонстрируют доброжелательность реакции будущего учителя на возбуждение; они имеют действенность и устойчивость собственной заинтересованности, в том числе и профессиональной.
При выявлении возможностей личности обучающиеся экспериментальной группы продемонстрировали четкость координации педагогических действий. Им характерна любознательность и наблюдательность, а также эмоциональность относительно запоминаемого и воспроизводимого материала. Будущие преподаватели проявляют точность воспроизведения, критичность и быстроту ума. Обучающиеся способны проявлять отчетливость и ясность формы изложения, а также образность и выразительность речи.
При определении стиля поведения личности обучающиеся экспериментальной группы проявили справедливость и честность, а кроме того, продемонстрировали трудолюбие и коммуникабельность.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что проведенное нами исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что процесс подготовки будущего педагога к личностно-ориентированной педагогической деятельности будет успешным, если при его проектировании и реализации:
- будут определены уровни готовности к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности;
- будет опираться на разработанную модель подготовки к личностноориентированной педагогической деятельности средствами театральной педагогики;
- будут созданы эффективные педагогические (психолого-педагогические и организационно-педагогические) условия, способные стимулировать будущего педагога к непрерывному процессу реализации средств театральной педагогики в учебно-воспитательном процессе.
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2005. - 448 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов. -М.: Педагогика, 2010. -Т.1. -230 с.
3. Антонова О. А. Школьная театральная педагогика как социальнокультурный феномен: дисс. ... д. пед. н. СПб., 2016. 365 с.
4. Анцупов А.Я. Российская конфликтология: Аналитический обзор 607 диссертаций. XX век / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2014. -704 с.
5. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография / В.П. Бедерханова. - Краснодар, 2011. - 220 с.
6. Белинская А.Б. Формирование практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков в учебном коллективе: Дис. ... канд. пед. наук / А.Б. Белинская. - М., 2007.
7. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя /Е.В. Бережнова//Педагогика. -2016. - N4. - С.14-18.
8. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бёрнс. - М., 2016.
9. Болтунова Г.М. Подготовка будущих учителей к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дис. ... канд. пед. наук / Г.М. Болтунова. - Ишим, 2010.
10. Борисова В. В. Эстетическое воспитание детей средствами театрального искусства // Научный поиск: сб. по театральной педагогике. 2013. №4.2. С. 20-23.
11. Букатов В. М. Театральная режиссура и организация дидактической игры на уроке // Педагогика искусства в творческом поиске: Материалы Всероссийского совещ.-семинара ’’Проблемы и перспект. эстетич. образования
12. Булатова О. С. Педагогический артистизм: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 240 с.
13. Вартанова В. В. Формирование профессиональной компетентности студентов - будущих учителей в контексте театральной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Ижевск, 2007. - 196 с.
14. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию // Педагогика, 2003. - № 8. - С. 47-53.
15. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход / А.А. Вербицкий // Новые знания. - 2011. - N1.
16. Вигман С. Педагогика в вопросах. М.: Проспект, 2004. 412 с.
17. Гасымова Г.А. Философско-антропологические идеи воспитания в педагогике А.С. Макаренко: теоретические истоки и влияния // Общественные науки. 2007. № 48.
18. Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии /В.И. Гинецинский // Советская педагогика. - 2011. - N 9. - С.46- 49.
19. Горшкова В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе / В.В. Горшкова. - СПб., 2012.
20. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности /Г.Г. Дилигенский//Вопросы философии. -2010. - N3. - С. 40-46.
21. Дринка 3.3. Дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач: Дис. ... канд. пед. наук /3.3. Дринка. - Калининград, 2000.
22. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. - Минск, 1995. - 208 с.
Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М.: Мир искусства, 2010. 408 с.
24. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов, В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2008. - 336с.
25. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или
Режиссура поведения учителя. М.: Московский психолого-социальный
институт, Издательство «Флинта», 2008.
26. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение,2013. -320 с.
27. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. - М.: Изд- во Моек, псих.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
28. Зимняя И. А. Педагогическая психология: [учебник для вузов] / И.
А. Зимняя [изд. доп., испр. и перераб.]. -М.: Логос, 2010.
29. Иванова Ю.А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педвузе /Ю.А. Иванова. - Волгоград, 2010.
30. Ильев В. А. Когда урок волнует: учеб, пособие. Пермь: Пермский государственный ин-т искусства и культуры, 2008. 376 с.
31. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: учеб, пособие для учителей средних школ и студентов пед. институтов. М.: Прогресс, 2013. 127 с.
32. Калинина Н.В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников: Монография / Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова,- Ульяновск: УИПК ПРО, 2013. - 208 с.
33. Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: Методическое пособие: В 4-х ч.
Ч.З. Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его
34. Квасюк Е.Н Педагогические условия формирования способности к творчеству. М., 2012. 342 с.
35. Кларин М. В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном образовании. - М. : Парсифаль, 2007.
36. Климова Т.А., Косинец Е.И., Никитина А.Б. Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов // Вестник Московского образования. 2013. № 11.
37. Клубков С.В. Последняя студия Станиславского (1935-1938 гг.): дне. ... канд. искусствоведения. М., 2015.
38. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 192 с.
39. Кнебель М. О. Поэзия педагогики / Н.А.Крымов. - 2-е изд. - М.: Всерос. театр, о-во, 2004. - 526 с.
40. Колесникова И.А. Проблемы развития современной педагогической науки. Режим доступа: http://kafedra-fomm.narod.ru/index/0-26 (дата обращения: 12.11.2017) .
41. Косинец Е. И. Ресурсы театральной педагогики для реализации требований новых образовательных стандартов в области компетентностного подхода в общем и дополнительном образовании // Научный поиск: сб. по театральной педагогике. 2013. № 4.2. С. 3-8.
42. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. - М., 2008.
43. Крюкова Е.А. Педагогические задачи в курсе философии как фактор профессиональной направленности обучения в педвузе / Е.А. Крюкова. - Волгоград, 2011.
44. Кузьмина И.Е. Исследование гуманитарного качества
профессиональной деятельности учителя: Дне. ... канд. пед. наук / Е.И. Кузьмина. - СПб., 2008.
45. Кулишов В.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук / В.В. Кулишов. - Краснодар, 2010.
46. Кульневич С.В. Концепция личностно ориентированного
воспитания / С.В. Кульневич // Развитие педагогических систем в регионе: личностно ориентированное образование. - Волгоград, 2014.
47. Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической
культуры учителя /С.В. Кульневич // Педагогика. - 2007. - N 5. - С.108-115.
48. Кульневич С.В. Педагогика личности / С.В. Кульневич. - Ростов-на- Дону, 2015.
49. Курышева М. В. Театральная педагогика как учебный предмет в системе подготовки педагогов дошкольного и начального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 18-24.
50. Левитес Д.Е. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Е. Левитес. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. - 288 с.
51. Леднев В. С. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива. - М.: Высш. шк., 2011. - 224 с.
52. Лукашонок О.Н. Профессиональная подготовка учителя к разрешению конфликта в воспитательном процессе: Дис. ... канд. пед. наук /О.Н. Лукашонок. - М., 2008. - 157 с.
53. Маленький театр. Пьесы для домашних и школьных постановок. Составитель и автор вступительной статьи М. Юнисов. М.: «Барах-М», 2003.
54. Никишина И.В. Подготовка учителей к реализации
гуманистической направленности обучения средствами методической работы /И.В. Никитина. - Волгоград, 2012.
55. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность /А.А. Орлов // Педагогика. - 2005. - N 6. - С.63-68.
56. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2008. - 512 с.
57. Пилипец И.С. Подготовка учителей к разрешению межличностных конфликтов в среде старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук /И.С. Пилипец. - Самара, 2008. - 206 с.
58. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества: взгляд гуманистической психологии и педагогики / В.Я. Пилиповский // Педагогика. - 2007. - N 5. - С.97-103.
59. Полякова Т.Н. Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра [Электронный ресурс]: монография / Полякова Т.Н. - Электрон, текстовые данные. - М.: Пер Сэ, 2006. - 208 с.
60. Построение модели личностно ориентированной школы: Из опыта работы городской экспериментальной площадки / Под ред. И.С. Якиманской.- М.: КСП+, 2011. - 128 с.
61. Режиссура детских культурно-досуговых программ [Электронный ресурс]: рабочая тетрадь по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность», специализации «Педагогика детского-юношеского досуга». Учебно-методическое пособие - Электрон, текстовые данные. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2006. - 56 с.
62. Румянцева Н. В. Цели и результаты деятельности детского театрального объединения // Научный поиск: сб. по театральной педагогике.2013. №4.2. С. 14-18.
63. Савостьянова С.О. Подготовка будущих учителей к педагогической поддержке подростков в конфликтных ситуациях: Дис. ... канд.пед.наук /С.О. Савостьянова. - Калуга, 2015. - 188 с.
64. Сарабьян Э. Большая книга актерского мастерства. М.: ACT, 2017. 789 с.
65. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю.В. Сенько. - М., 2000.
66. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 2014. - 152 с.
67. Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы // Крымский научный вестник №4. Т.2 — 2015. — с. 242-248.
68. Станиславский К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. О технике актера / М. А. Чехов; предисл. О. А. Радищевой. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2012. - 490 с.
69. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания; Дневник ученика // Станиславский
К. С. Собр. соч. В 9 т. М., 1988-1999. Т. 2. [Ред. тома и авт. вступ..ст. А. М. Смелянский.] 2009. С. 440.
70. Тлебаева К.Б. Формирование готовности будущих учителей к экологическому образованию школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /К.Б. Тлебаева. - Алма-Ата, 2011. - 24 с.
71. Толтттии А.В. Импровизация в обучении актёра [Электронный ресурс]: учебное пособие / Толтттии А.В. - Электрон, текстовые данные. - СПб.: Петрополис, 2011. - 132 с.
72. Трофимова Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности (Методологический аспект): Монография. 2-е изд., испр. и доп. - Ижевск: «Купол», 2010. - 90с.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010 г.
74. Черничкина Е.К. Формирование готовности студентов педвуза к овладению индивидуальным стилем педагогической деятельности / Е.К. Черничкина. - Волгоград, 2011.
75. Шувалова В.С. Современная школа: реалии и идеалы: Результаты комплексного социологического обследования школ Ульяновской области /
В.С. Шувалова, О.В. Шиняева. - Ульяновск, 2012. - 64 с.
76. Якиманская И.С. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности /И.С. Якиманская // Директор школы. - 2003. - N 6. - С.27-36.
77. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2010.
78. Яковлюк С. М. Педагогическая система формирования педагогического артистизма современного учителя: монография / С. М. Яковлюк. - М.: ИИУ МЕОУ, 2016. - 278 с.
79. Яркова Е.Н. Телесная практика в творчестве актёра [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Яркова Е.Н. - Электрон, текстовые данные. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014. - 72 с.