Роль территориальных брендов в социально-экономическом развитии региона
|
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Что такое территориальный брендинг и в чем его отличие от
территориального маркетинга? 5
1.2. Основные этапы формирования территориального брендинга 15
1.3. Место территориального брендинга в стратегическом
пространственном планировании 32
Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БРЕНДОВ 40
2.1. Позитивный опыт территориальных брендов на практике зарубежных
стран 40
2.2. Определение места территориального брендинга в России и опыт его использования 48
2.3. Туристический потенциал и особенности территориального брендинга в
Республике Татарстан 66
Глава III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДА ДЛЯ МАЛОГО ГОРОДА 74
3.1. Анализ территории, определение его уникальности и идентичности 74
3.2. Разработка ключевой идеи, которая определяет концепцию
разрабатываемого бренда 80
3.3. Визуализация бренда 83
3.4. Разработка программ поддерживания и развития бренда, формирование
организационной структуры 86
Заключение 91
Список используемой литературы 94
Приложения
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Что такое территориальный брендинг и в чем его отличие от
территориального маркетинга? 5
1.2. Основные этапы формирования территориального брендинга 15
1.3. Место территориального брендинга в стратегическом
пространственном планировании 32
Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БРЕНДОВ 40
2.1. Позитивный опыт территориальных брендов на практике зарубежных
стран 40
2.2. Определение места территориального брендинга в России и опыт его использования 48
2.3. Туристический потенциал и особенности территориального брендинга в
Республике Татарстан 66
Глава III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДА ДЛЯ МАЛОГО ГОРОДА 74
3.1. Анализ территории, определение его уникальности и идентичности 74
3.2. Разработка ключевой идеи, которая определяет концепцию
разрабатываемого бренда 80
3.3. Визуализация бренда 83
3.4. Разработка программ поддерживания и развития бренда, формирование
организационной структуры 86
Заключение 91
Список используемой литературы 94
Приложения
Регионы России на сегодняшний день активно конкурируют между собой за различные ресурсы, такие как федеральный бюджет, частные инвестиции, человеческий капитал. Территория (регион, город, место) в условиях сложившейся конкуренции становится «продуктом», в отношении которого необходимо заниматься брендингом. В отличие от товарного брендинга, территориальному брендингу не нужно придумывать методы как бы лучше «отрекламировать» и показать преимущества своего продукта, ведь территория всегда имеет свою неповторимую уникальность.
В Республике Татарстан существует множество привлекательных мест, которые обладают богатыми ресурсами: невероятная природа, чистый воздух, перспективные возможности для туристической деятельности, сельского хозяйства и развития промышленности. Однако для полного развития потенциала республики требуется работа над периферийными районами, находящимися за территорией столицы города Казань. Муниципальные образования, обладающие уникальными и достаточно колоритными местами, за счет недостаточной информированности, к сожалению, остаются в тени. Текущими проблемами муниципальных образований на сегодняшний день являются жесткая конкуренция за инвестиции, привлечение трудового населения, и борьба со снижением миграционного оттока. Молодежь уезжает в крупные города, малый и средний бизнес не выделяется активностью, что приводит к экономическому упадку и деградации территории. Активизация интересов предпринимательской деятельности и населения возможна в связи с разработкой нового образа территории, в частности через формирование территориального бренда.
Актуальность работы связана с активным развитием брендинга территорий и необходимости его глубокого, системного и научного понимания как инструмента повышения привлекательности региона.
Новизна данной работы заключается в новом взгляде на проблематику развития феномена брендинга регионов в России, в частности в Республике Татарстан, основываясь на существующих кейсах и полном разборе процесса территориального брендинга как способа идентификации уникальных и конкурентоспособных преимуществ территории. Также предложена программа по разработке территориального бренда малого города, учитывая специфику формирования на локальном уровне.
Цель диссертационного исследования: Повышение уровня социально-экономического развития малого города путем разработки территориального бренда.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы предмета исследования;
2. Определить основные этапы формирования территориального бренда;
3. Проанализировать брендинг регионов России и зарубежных стран как уникальный процесс повышения уровня привлекательности территории;
4. Выявить основные проблемы в процессе создания бренда российского региона и изучить их сущность;
5. Дать рекомендации по разработке территориального бренда для малого города
Объектом исследования является территория города Мамадыш Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Предмет исследования процесс разработки бренда на муниципальном уровне.
Методической основой исследования послужили такие приемы, как библиографический анализ литературных источников и материалов сети Internet, анализ статистической информации, выделение и синтез главных компонентов брендирования территорий.
В Республике Татарстан существует множество привлекательных мест, которые обладают богатыми ресурсами: невероятная природа, чистый воздух, перспективные возможности для туристической деятельности, сельского хозяйства и развития промышленности. Однако для полного развития потенциала республики требуется работа над периферийными районами, находящимися за территорией столицы города Казань. Муниципальные образования, обладающие уникальными и достаточно колоритными местами, за счет недостаточной информированности, к сожалению, остаются в тени. Текущими проблемами муниципальных образований на сегодняшний день являются жесткая конкуренция за инвестиции, привлечение трудового населения, и борьба со снижением миграционного оттока. Молодежь уезжает в крупные города, малый и средний бизнес не выделяется активностью, что приводит к экономическому упадку и деградации территории. Активизация интересов предпринимательской деятельности и населения возможна в связи с разработкой нового образа территории, в частности через формирование территориального бренда.
Актуальность работы связана с активным развитием брендинга территорий и необходимости его глубокого, системного и научного понимания как инструмента повышения привлекательности региона.
Новизна данной работы заключается в новом взгляде на проблематику развития феномена брендинга регионов в России, в частности в Республике Татарстан, основываясь на существующих кейсах и полном разборе процесса территориального брендинга как способа идентификации уникальных и конкурентоспособных преимуществ территории. Также предложена программа по разработке территориального бренда малого города, учитывая специфику формирования на локальном уровне.
Цель диссертационного исследования: Повышение уровня социально-экономического развития малого города путем разработки территориального бренда.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы предмета исследования;
2. Определить основные этапы формирования территориального бренда;
3. Проанализировать брендинг регионов России и зарубежных стран как уникальный процесс повышения уровня привлекательности территории;
4. Выявить основные проблемы в процессе создания бренда российского региона и изучить их сущность;
5. Дать рекомендации по разработке территориального бренда для малого города
Объектом исследования является территория города Мамадыш Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Предмет исследования процесс разработки бренда на муниципальном уровне.
Методической основой исследования послужили такие приемы, как библиографический анализ литературных источников и материалов сети Internet, анализ статистической информации, выделение и синтез главных компонентов брендирования территорий.
В рамках проведенного исследования было проанализировано большое количество материалов по теории территориального брендинга. Дано понятие термину территориального брендинга, учитывая все основополагающие факторы, на которых акцентируется внимание при раскрытии тематики создания бренда территории. Описаны исторические предпосылки появления данного процесса, а так же основные этапы разработки и поддержания территориального бренда. Выявлено место территориального брендинга в стратегическом пространственном планировании.
Описан позитивный опыт территориальных брендов на практике зарубежных стран, а также определено место территориального брендинга в России. Представлены существующие кейсы по формированию территориального бренда на территории России и определены основные ошибки их разработке. Произведен анализ территориального бренда Республики Татарстан, и выявлено его положительное влияние на туристическую деятельность в регионе.
В практической части исследовательской работы была представлена программа по разработке территориального бренда малого города с целью повышения уровня социально-экономического развития.
Проанализировав объект исследования было выявлено, что Мамадышский район имеет предпосылки для формирования туристскорекреационной системы, способной обеспечить значительный вклад в социально-экономическое развитие района за счет увеличения доходной части бюджета, притока инвестиций, увеличения рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурноисторического и природного потенциала.
Основная цель разработки территориального бренда, посредством создания привлекательного образа, в первую очередь будет преследовать экономико-социальные интересы, которые повлекут за собой улучшение качества жизни на территории и способствует развитию в целом.
Программа территориального бренда преследует решение нескольких ключевых задач:
1. Повышение узнаваемости Мамадышского муниципального района за пределами Республики Татарстан;
2. Выход на более сильные конкурентные позиции с привлечением кадров и инвестиции;
3. Повышение доходов и благосостояния района, его жителей и предпринимательской деятельности за счет развития туристической отрасли;
4. Укрепление чувства патриотизма местных жителей и любви к родному городу и району.
В качестве главной ценности разрабатываемого бренда предлагается использовать аутентичность природной и культурной составляющей Мамадышского муниципального района. Целевыми аудиториями бренда, с которыми необходимо работать и взаимодействовать, должны стать жители, бизнесмены и туристы.
Предлагаемые ключевые идеи для бренда города:
• «Мамадыш - Город, в который хочется возвращаться»
• «Мамадыш - Город с любовью Мамы»
Исходя из двух предлагаемых ключевых идей территориального бренда города Мамадыш, были разработаны авторские логотипы, передающие смысловую составляющую.
Даны рекомендации по созданию платформы позиционирования и разработке стратегий поддержания и дальнейшего развития территориального бренда.
В процессе работы автор неоднократно консультировался с представителями органов муниципального управления Мамадышского района и можно уверенно сказать, что подобные исследования в сфере повышения социально-экономического развития района посредством такого инструмента как брендинг вызывают большой интерес и несомненно будут полезны как в работе управляющих структур регионального уровня
Описан позитивный опыт территориальных брендов на практике зарубежных стран, а также определено место территориального брендинга в России. Представлены существующие кейсы по формированию территориального бренда на территории России и определены основные ошибки их разработке. Произведен анализ территориального бренда Республики Татарстан, и выявлено его положительное влияние на туристическую деятельность в регионе.
В практической части исследовательской работы была представлена программа по разработке территориального бренда малого города с целью повышения уровня социально-экономического развития.
Проанализировав объект исследования было выявлено, что Мамадышский район имеет предпосылки для формирования туристскорекреационной системы, способной обеспечить значительный вклад в социально-экономическое развитие района за счет увеличения доходной части бюджета, притока инвестиций, увеличения рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурноисторического и природного потенциала.
Основная цель разработки территориального бренда, посредством создания привлекательного образа, в первую очередь будет преследовать экономико-социальные интересы, которые повлекут за собой улучшение качества жизни на территории и способствует развитию в целом.
Программа территориального бренда преследует решение нескольких ключевых задач:
1. Повышение узнаваемости Мамадышского муниципального района за пределами Республики Татарстан;
2. Выход на более сильные конкурентные позиции с привлечением кадров и инвестиции;
3. Повышение доходов и благосостояния района, его жителей и предпринимательской деятельности за счет развития туристической отрасли;
4. Укрепление чувства патриотизма местных жителей и любви к родному городу и району.
В качестве главной ценности разрабатываемого бренда предлагается использовать аутентичность природной и культурной составляющей Мамадышского муниципального района. Целевыми аудиториями бренда, с которыми необходимо работать и взаимодействовать, должны стать жители, бизнесмены и туристы.
Предлагаемые ключевые идеи для бренда города:
• «Мамадыш - Город, в который хочется возвращаться»
• «Мамадыш - Город с любовью Мамы»
Исходя из двух предлагаемых ключевых идей территориального бренда города Мамадыш, были разработаны авторские логотипы, передающие смысловую составляющую.
Даны рекомендации по созданию платформы позиционирования и разработке стратегий поддержания и дальнейшего развития территориального бренда.
В процессе работы автор неоднократно консультировался с представителями органов муниципального управления Мамадышского района и можно уверенно сказать, что подобные исследования в сфере повышения социально-экономического развития района посредством такого инструмента как брендинг вызывают большой интерес и несомненно будут полезны как в работе управляющих структур регионального уровня
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА НА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ТЕРРИТОРИИ ОСОБОГО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Разработка модели управления параметрами социально-экономического развития территорий (на примере Северо-Енисейского района Красноярского края)
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Партисипативное публичное управление: потенциал бренда в развитии территории
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - Роль технопарков в инновационном развитии региона
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



