Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Что такое территориальный брендинг и в чем его отличие от
территориального маркетинга? 5
1.2. Основные этапы формирования территориального брендинга 15
1.3. Место территориального брендинга в стратегическом
пространственном планировании 32
Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БРЕНДОВ 40
2.1. Позитивный опыт территориальных брендов на практике зарубежных
стран 40
2.2. Определение места территориального брендинга в России и опыт его использования 48
2.3. Туристический потенциал и особенности территориального брендинга в
Республике Татарстан 66
Глава III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДА ДЛЯ МАЛОГО ГОРОДА 74
3.1. Анализ территории, определение его уникальности и идентичности 74
3.2. Разработка ключевой идеи, которая определяет концепцию
разрабатываемого бренда 80
3.3. Визуализация бренда 83
3.4. Разработка программ поддерживания и развития бренда, формирование
организационной структуры 86
Заключение 91
Список используемой литературы 94
Приложения
Регионы России на сегодняшний день активно конкурируют между собой за различные ресурсы, такие как федеральный бюджет, частные инвестиции, человеческий капитал. Территория (регион, город, место) в условиях сложившейся конкуренции становится «продуктом», в отношении которого необходимо заниматься брендингом. В отличие от товарного брендинга, территориальному брендингу не нужно придумывать методы как бы лучше «отрекламировать» и показать преимущества своего продукта, ведь территория всегда имеет свою неповторимую уникальность.
В Республике Татарстан существует множество привлекательных мест, которые обладают богатыми ресурсами: невероятная природа, чистый воздух, перспективные возможности для туристической деятельности, сельского хозяйства и развития промышленности. Однако для полного развития потенциала республики требуется работа над периферийными районами, находящимися за территорией столицы города Казань. Муниципальные образования, обладающие уникальными и достаточно колоритными местами, за счет недостаточной информированности, к сожалению, остаются в тени. Текущими проблемами муниципальных образований на сегодняшний день являются жесткая конкуренция за инвестиции, привлечение трудового населения, и борьба со снижением миграционного оттока. Молодежь уезжает в крупные города, малый и средний бизнес не выделяется активностью, что приводит к экономическому упадку и деградации территории. Активизация интересов предпринимательской деятельности и населения возможна в связи с разработкой нового образа территории, в частности через формирование территориального бренда.
Актуальность работы связана с активным развитием брендинга территорий и необходимости его глубокого, системного и научного понимания как инструмента повышения привлекательности региона.
Новизна данной работы заключается в новом взгляде на проблематику развития феномена брендинга регионов в России, в частности в Республике Татарстан, основываясь на существующих кейсах и полном разборе процесса территориального брендинга как способа идентификации уникальных и конкурентоспособных преимуществ территории. Также предложена программа по разработке территориального бренда малого города, учитывая специфику формирования на локальном уровне.
Цель диссертационного исследования: Повышение уровня социально-экономического развития малого города путем разработки территориального бренда.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы предмета исследования;
2. Определить основные этапы формирования территориального бренда;
3. Проанализировать брендинг регионов России и зарубежных стран как уникальный процесс повышения уровня привлекательности территории;
4. Выявить основные проблемы в процессе создания бренда российского региона и изучить их сущность;
5. Дать рекомендации по разработке территориального бренда для малого города
Объектом исследования является территория города Мамадыш Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Предмет исследования процесс разработки бренда на муниципальном уровне.
Методической основой исследования послужили такие приемы, как библиографический анализ литературных источников и материалов сети Internet, анализ статистической информации, выделение и синтез главных компонентов брендирования территорий.
В рамках проведенного исследования было проанализировано большое количество материалов по теории территориального брендинга. Дано понятие термину территориального брендинга, учитывая все основополагающие факторы, на которых акцентируется внимание при раскрытии тематики создания бренда территории. Описаны исторические предпосылки появления данного процесса, а так же основные этапы разработки и поддержания территориального бренда. Выявлено место территориального брендинга в стратегическом пространственном планировании.
Описан позитивный опыт территориальных брендов на практике зарубежных стран, а также определено место территориального брендинга в России. Представлены существующие кейсы по формированию территориального бренда на территории России и определены основные ошибки их разработке. Произведен анализ территориального бренда Республики Татарстан, и выявлено его положительное влияние на туристическую деятельность в регионе.
В практической части исследовательской работы была представлена программа по разработке территориального бренда малого города с целью повышения уровня социально-экономического развития.
Проанализировав объект исследования было выявлено, что Мамадышский район имеет предпосылки для формирования туристскорекреационной системы, способной обеспечить значительный вклад в социально-экономическое развитие района за счет увеличения доходной части бюджета, притока инвестиций, увеличения рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурноисторического и природного потенциала.
Основная цель разработки территориального бренда, посредством создания привлекательного образа, в первую очередь будет преследовать экономико-социальные интересы, которые повлекут за собой улучшение качества жизни на территории и способствует развитию в целом.
Программа территориального бренда преследует решение нескольких ключевых задач:
1. Повышение узнаваемости Мамадышского муниципального района за пределами Республики Татарстан;
2. Выход на более сильные конкурентные позиции с привлечением кадров и инвестиции;
3. Повышение доходов и благосостояния района, его жителей и предпринимательской деятельности за счет развития туристической отрасли;
4. Укрепление чувства патриотизма местных жителей и любви к родному городу и району.
В качестве главной ценности разрабатываемого бренда предлагается использовать аутентичность природной и культурной составляющей Мамадышского муниципального района. Целевыми аудиториями бренда, с которыми необходимо работать и взаимодействовать, должны стать жители, бизнесмены и туристы.
Предлагаемые ключевые идеи для бренда города:
• «Мамадыш - Город, в который хочется возвращаться»
• «Мамадыш - Город с любовью Мамы»
Исходя из двух предлагаемых ключевых идей территориального бренда города Мамадыш, были разработаны авторские логотипы, передающие смысловую составляющую.
Даны рекомендации по созданию платформы позиционирования и разработке стратегий поддержания и дальнейшего развития территориального бренда.
В процессе работы автор неоднократно консультировался с представителями органов муниципального управления Мамадышского района и можно уверенно сказать, что подобные исследования в сфере повышения социально-экономического развития района посредством такого инструмента как брендинг вызывают большой интерес и несомненно будут полезны как в работе управляющих структур регионального уровня
1. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года
2. Проект-Стратегия социально-экономического развития Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2021 годы и плановый период до 2030 года
3. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2017 год
Монографии, диссертации
4. Аакер Д. Создание сильных брендов / Пер. с англ. — М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. 340 с.
5. Абчук В.А. Азбука маркетинга - СПб: «Союз», 2005.-270с.
6. Анимица, Е.Г. Проблемы и перспективы развития моногородов России [текст] / Е.Г. Анимица, Н.В. Новикова // Управленец. - 2009. - Т. 1. - № 12. - С. 46 - 54.
7. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка / Пер. с англ. — М.: Добрая книга, 2010. 232 с.
8. Арженовский И.В. Маркетинг регионов - М.: «Юнити-Дана», 2011-136 стр.
9. Балдерьян И. Маркетинг территории [Текст]. - СПб.: СПбГУЭФ, 2002.
10. Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз: [Пер. с англ./ Блэк Сэм] - Ростов на Дону: «Феникс», 1998. - 318с.
11. В. Мединский. Особенности национального пиара. PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра. - М.: «ОлмаМедиаГрупп», 2010. - 624 с.
12. Важенина И.С. Имидж и бренд региона: сущность и особенности формирования. //Экономика региона. 2008. № 1. С. 49-58.
13. Важенина И.С. О сущности бренда территории // Экономика региона.2011. №3. С.18-22.
14. Визгалов, Д.В. Брендинг города [текст] / Д.В. Визгалов. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. - 160 с.
15. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг туристских территорий : учеб. пособие [текст] / Е.А. Джанджугазова. - М.: Академия, 2006. - 224 с.
16. Джек Траут. Волшебная лампа бизнесмена , Спб.: «Питер», 2002г.- 176стр.
17. Дэвид Аакер. Создание сильных брендов - М.: «Издательский дом Гребенникова», 2003 - 440 стр.
18. И. А. Василенко, Е. В. Василенко, В. Н. Ляпоров, А. Н. Люлько ; под ред.
И. А. Василенко. Имидж России: Концепция национального и
территориального брендинга. М.:«Экономика», 2012г. - 221 стр.
19. Имидж России: поиск инновационных технологий: материалы научной конференции кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова 19 марта 2013 г. [Под ред. И.А. Василенко] — Пушкино: «Центр стратегической конъюнктуры», 2013. — 92 с.
20. Капферер Жан-Ноэль. Бренд навсегда. Создание, развитие, поддержка ценности бренда.- М.: «Вершина», 2007, - 448 с.
21. Касаткина, С.С. Культурно-образовательный ресурс вуза в формировании бренда провинциального города [текст] / С.С. Касаткина // Брендинг малых и средних городов России : опыт, проблемы, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. очно-заоч. конф. [отв. ред. А. М. Бритвин]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. - 300 с.
22. Кейт Динни. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики /Под ред. Кейта Динни; пер. с англ. Веры Сечной. — М. : «Манн, Иванов и Фербер» , 2013. — 336 стр.
23. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И. и Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы, СПб. «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2005, - 376 с.
24. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс [текст] / Ф. Котлер. - М.: Вильямс, 2007. - 656 с.
25. Л. Чернатони, М. Мак Дональд Брендинг. Как создать мощный бренд:— Спб, «Юнити-Дана», 2006 г.- 560 с.
26. Лавров, А.М. Туристические услуги как элемент маркетинговой политики территорий [текст] / А.М. Лавров, А.В. Старикова, Л.А. Поликарпова, Е.А. Завьялова // Эффективность современного маркетинга : сб. науч. статей 10-й междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2 / [Ярославль, 12 дек. 2007 г.] / под общ. ред. Н.Д. Голдобина, М.В. Макаровой / МЭСИ, ЯФ МЭСИ. - Ярославль: Аверс Плюс, 2007. - С. 8 - 20.
27. Лапшин, В.Ю. «Там город... раньше был заложен». Рынок труда малых и средних городов России: проблемы функционирования и стратегия развития [текст] / В.Ю. Лапшин // Российское предпринимательство. -
2006. - № 10. - С. 20 - 23.
Статьи и материалы периодической печати
28. Майкл Портер . Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Пер. с анлг.]- М.: «Альпина Бизнес Букс», 2007.-453 с.
29. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. - СПб.: Издательство «Питер»,2000 - 266 стр.
30. Маркетинг играя : учеб. пособие [текст] / Л.С. Шаховская, Е.Г. Попкова [и др.]. - М.: КНОРУС, 2011. - 260 с.
31. Мещеряков Т.В., Тихонова Н.С. Территориальный брендинг [Текст]. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008.
32. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники. — М.: «ОМЕГА-Л», 2008.—266 с.
33. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий [Текст]. - СПб.: Питер, 2006.
34. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учебник [текст] / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.
35. Рожков И. Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты. М., 2008.
36. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи [Текст]. - М.: РИП- Холдинг, 2006.
37. Рэнделл. Дж., Брендинг. Краткий курс: учебник, М.:«Фаир-Пресс», 2004, - 216 с.
38. Саймон Анхольт, Джереми Хильдрет, Бренд Америка: мать всех брендов, М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2010. —232стр.
39. Саначин, А.А. Соотношение понятий «малый город» и «монопрофильный город»: к вопросу о классифицировании городов в современной России [электронный ресурс] / А.А. Саначин // Социология в системе научного управления: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ. - М.: ИС РАН, 2012. - URL: http://all-russia- sc. ru/netcat_files/File/Part21.pdf
40. Сачук, Т.В. Методические рекомендации по разработке стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования [текст] / Т.В. Сачук. - Петрозаводск, 2003. - 88 с.
41. Старовойтов, В.Г. Повышение конкурентоспособности городов России [текст] / В.Г. Старовойтов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 8. - С. 56 - 60.
42. Старовойтов, В.Г. Развитие маркетинга малого города [текст] / В.Г. Старовойтов // Практический маркетинг. - 2005. - № 2. - С. 2 - 6.
43. Стась А. Новая геральдика. Как страны, регионы и города создают и развивают свои бренды. М., «Группа ИДТ», 2009.
44. Траут Д., Райс Э. Позиционирование. Битва за умы. СПб.: «Питер», 2012
45. Угрюмова А.А. Региональная экономика и управление. Учебнометодическое пособие. / ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт». Коломна. 2009. 166 с
46. Флорида Р. Креативный класс. М.: Классика-XXI век. 2005. С.43-45.
47. Ходьков Ю. Дизайн товарных знаков. Традиции, новации, тенденции. СПб.: «Питер» 2009.
48.Эллвуд, Я. 100 приемов эффективного брендинга. [Пер. с англ. С. Жильцов]- СПб. : «Питер принт», 2008 - 368 с.
49. Языкова, П.В. Малые города России как проблемное поле территориального маркетинга [текст] / П.В. Языкова // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. - 2011. - Т. 100. - № 8. - С. 77 - 82.
50. Языкова, П.В. Современные подходы к определению категории территориального маркетинга [текст] / П.В. Языкова // Социальноэкономические явления и процессы. - 2011. - № 5-6. - С. 265 - 268.
Электронные ресурсы
51. Официальный портал «Brand Australia Program»/2011 Australian Trade Commission», Sydney, 2011. URL: http: //www.australiaunlimited.com/
52. Латыпова Э. Н. Жизненный цикл туристических направлений и их конкурентоспособность //Управление экономическими системами. - 2011. - №32 (0421100034) - URL:http://uecs.ru/uecs-32-322011/item/587-2011-08- 31-06-48-38
53. Мещеряков Т.В. Бренд территории как символический капитал // Креативная экономика. — 2008. — № 8 (20). — c. 61-69. — URL:http://www.creativeconomy.ru/articles/2566/
54. Панкрухин А.П. «Исследования территорий: подход маркетолога»//
Аналитический журнал о комплексном развитие территорий «Территория и планирование», № 3(27) URL:http://gradoforum.novo-
sibirsk.ru/files/pankruhin 1 .pdf
55. Официальный сайт «Nation Brands Index», 2009. URL:http://www.simonanholt.com/Research/research-introduction.aspx
56. Юлия Синяева, «Россия провалилась в рейтинге национальных мировых брендов»/ 01.11.2012/ Электронная газета «РБК daily», URL:http://www.rbcdaily.ru/politics/562949985043454
57. Редакция CityCelebrity. Туристский бренд Самарской области:
правила.27.08.2012,У Самарской области появился туристский бренд. 19.12.2012. URL:http://citycelebrity.ru/citycelebrity/Post.aspx?PostId=47043
58. Павел Родькин. Самарская область — очередной пример порочного подхода к территориальному брендингу. 2012. URL: http: //www.prdesign. ru/text/2012/samaralogo .html
59. Владимир Горчаков, Елена Гайван, Анна Столбова, Дмитрий Кабалинский, «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2012: Грядет третья волна»// Рейтинговое агентство «ЭкспертРА».
2012. URL: http: //raexpert.ru/editions/bulletin/10_01_13/regkongress_2012. pdf
60. Лучшие для бизнеса города России — 2012: новый рейтинг Forbes.
30.05.2012 URL: http://www.forbes.ru/rating/30-luchshih-gorodov-dlya-
biznesa-2012/2012
61. Николай Шмидт. Медвежья лапа стала официальным логотипом Омской
области. 07.10.2011. РИА «СуперОмск».ЦЕЬ:
http: //www.superomsk.ru/news/detail .php?ID=11047
62. Елена Ванина, Сергей Красильщик. «Бренд города — это не просто надпись «I Love Moscow» Сергей Собянин о Москве будущего, митингах, коррупции и летних кафе». Электронная версия журнала «Афиша». 07.09.2012; URL: http://www.afisha.ru/article/sobyanin-interview/
63. Татарстан получил второй турбренд // Sostav.ru URL: http://www.sostav.ru/publication/tatarstan-21589.html (дата обращения:
22.04.2018) .
64. Бренды Татарстана: «Красный лучник» - для внутреннего употребления,
«Красные ворота» - для наружного // Вечерняя казань URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/brendy-tatarstana-krasnyy-luchnik-dlya- vnutrennego-upotrebleniya-krasnye-vorota-dlya-namzhnogo.html (дата
обращения: 26.04.2018).