Введение 4
1. Теоретические аспекты изучения региональной политики
стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий в условиях импортозамещения 10
1.1 Основы государственной политики стимулирования инновационной
деятельности промышленных предприятий и политики импортозамещения в отечественной экономике 10
1.2 Роль и значение российских предприятий и их инновационного
потенциала при реализации политики импортозамещения 19
1.3 Факторы формирования региональной политики стимулирования
инновационного развития российских предприятий в условиях импортозамещения 25
2. Практические аспекты формирования и реализации региональной
политики стимулирования инновационной деятельности
промышленных предприятий в условиях импортозамещения 32
2.1 Анализ индекса инновационного развития субъектов Российской Федерации 32
2.2 Организационно-правовые основы реализации региональной политики
стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий 54
2.3 Основные факторы, препятствующие разработке и внедрению
инноваций на промышленных предприятиях субъектов Российской Федерации 69
3. Основные направления совершенствования региональной политики
стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий в современной России 88
3.1 Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности
промышленных предприятий и возможность его использования на региональном уровне Российской
Федерации 88
3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию региональной
политики стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий 98
Заключение 115
Список использованных источников 118
Приложения 124
Актуальность темы исследования. Сегодня можно и нужно говорить о том, что экономическая модель, существовавшая в России на протяжении последних двадцати лет, привела в целом к довольно плачевным последствиям, это - развал производства, утрата экономической и финансовой устойчивости, деградация высокотехнологичных предприятий и целых отраслей.
Неимоверно возросла зависимость экономики Российской Федерации от иностранных инвестиций, и что самое удручающее, от импортных потребительских товаров, в частности от товаров продовольственной группы- товаров первой необходимости.
С сожалением можно констатировать тот факт, что производство в базовых отраслях промышленности сократилось в разы, а доля импорта в станкостроении и легкой промышленности составляет около 90 %, в тяжелом машиностроении, радиоэлектронике и медицинском оборудовании около 80%. Основная проблема состоит в том, что большая доля рынка России состоит из импортной продукции. В последнее время Россия сталкивается с серьезными глобальными экономическими вызовами, которые бросает ей мировое сообщество, и от того, как именно она ответит на них, без преувеличения, зависит, сможет ли наша страна достойно играть свою геополитическую роль в XXI веке.
В результате проблемам импортозависимости в нашей стране стало уделяться более серьезное внимание. Курс правительства на политику импортозамещения основывается на полном изменении и совершенствовании всех основных отраслей отечественного производства, на увеличение производства более качественной продукции, а также на модернизации технологий и внедрении инноваций. И как следствие увеличивается роль и значение инновационного потенциала российских предприятий в реализации политики импортозамещения.
Инновационный путь развития для России — не вопрос амбиций. С увеличением скорости технологических изменений, с усилением мировой конкуренции, Российская Федерация обязана использовать в полной мере весь имеющийся кадровый, технологический, научный потенциал и войти в сформировавшееся сообщество инновационно активных развитых стран. Наивысшей целью сегодня для нашей страны в условиях современного мирового сообщества является развитие инновационной экономики. И как следствие, согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации, одной из основополагающих инновационных территорий призван стать регион и его муниципальные образования. Именно на них ложится основное бремя по созданию благоприятного инновационного климата для развития бизнеса и повышению эффективности инновационной деятельности. Действительно, в настоящее время для большинства регионов инновационное развитие территории стало ключевым составным элементом его программы и стратегии социально-экономического развития в условиях политики импортозамещения.
Объект исследования - государственная политика стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий.
Предмет исследования - формирование и реализация государственной политики стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий на региональном уровне в условиях политики импортозамещения.
Цель исследования - изучить теоретические и практические аспекты формирования, реализации и развития государственной политики стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий на региональном уровне в условиях импортозамещения.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы государственной политики стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий и политики импортозамещения в отечественной экономике;
- определить роль и значение российских предприятий и их инновационного потенциала при реализации политики импортозамещения;
- выявить факторы формирования инновационного развития российских предприятий в условиях государственной политики импортозамещения;
- провести анализ индекса инновационного развития субъектов Российской Федерации;
- определить организационно-правовые основы реализации региональной политики стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий;
- определить основные факторы, препятствующие разработке и внедрению инноваций на промышленных предприятиях субъектов Российской Федерации;
- провести анализ зарубежного опыта стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий и возможность его использования на региональном уровне Российской Федерации;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию региональной политики стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий, а также проект привлечения специалистов на промышленные предприятия, действующих в сфере технологий и инноваций, на примере Республики Татарстан.
Источниковая база исследования. В качестве источников, необходимых для проведения исследования, использовались материалы научных публикаций, представленных на официальных сайтах всемирной сети Интернет, официальные данные Федеральной службы государственной статистки, материалы, размещенные на официальных порталах профильных министерств и иных региональных органов исполнительной власти.
Теоретические основы исследования. Изучением и решением данной проблемы занималось и продолжает заниматься большое количество специалистов. В их числе можно выделить таких авторов, как Чернова О.А., Садовников А.С., Меленкин В.Л., Стрельцова Н.В., Глазьева С. Ю., Ершова А. Ю., Батчикова С. А., Половинкина В. Н., Фомичева А. Б., Сунтеева А.Н. и других.
Каждый из них, в своих трудах, выяснял и анализировал факторы, влияющие на внедрение инноваций на российских предприятиях, а также отмечал особенную значимую роль инноваций при реализации государственной политики импортозамещения в целом. Особенно, наибольшее внимание факторам, в основном препятствующим развитию и внедрению инноваций на предприятия, как промышленной, так и других отраслей экономики, уделяли такие авторы, как Абрамова М.И., Муллануров А.Т., Петрище В.И., Тарасов Н.Ю., Ферафонтова М.В., Ростова А.В., Мендель О.П., Нагимова И.А., Старцева А.В. Среди вышеперечисленных авторов, можно также выделить тех, кто непосредственно посвятил свои работы детальному анализу инновационного развития разных субъектов Российской Федерации, например, таких как Московская область - Янковская В. В., Полежаева М.Ю. и Кукушкина В.В.; Самарская область - Ростова А.В.; Республика Татарстан - Муллануров А.Т.; Орловская область - Петрище В.И., Тарасов Н.Ю. В своих научных трудах, все выше названные авторы, на основании проведенного исследования, также предлагают рекомендации для повышения инновационного потенциала субъектов Российской Федерации и методы стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий, что позволит, на их взгляд, снизить влияние негативных и повысить значимость положительных факторов, оказывающих то или иное влияние на инновационное развитие регионов.
Помимо научной литературы, при написании данной работы проводился анализ материалов органов государственной власти. При составлении рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации использовались статистические данные, которые публикует Федеральная служба государственной статистики. Но помимо материалов указанного федерального органа исполнительной власти, в работе представлены данные и других институтов государственной власти, среди которых стоит выделить Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерство промышленности и науки Свердловской области, Министерство инвестиций и инноваций Московской области и Фонд содействия инновациям Российской Федерации.
Методы исследования. В данной работе были использованы следующие методы исследования: системный, структурно-функциональный, правовой, статистический, табличный и графический метод представления результатов исследования и метод построения сводного рейтинга.
Практическая значимость результатов работы. Результаты и выводы, сделанные в ходе комплексного и масштабного анализа о важности и роли грамотной разработки политики стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий, необходимой для эффективной реализации государственной политики импортозамещения, а самое главное построенный рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации, который является более узконаправленным, в соответствии со спецификой исследования, в отличии от большинства аналогов, могут быть использованы Федеральной службой государственной статистки для более наглядного отражения существующих в регионах тенденций, а также профильными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и составлении планов, программ и стратегий будущего развития.
Структура работы включает в себя введение, три главы, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализирована литература по проблемам инновационного потенциала регионов России, сформулированы объект, предмет, цель и задачи дипломной работы.
В первой главе даны определения основных понятий по исследуемой нами теме, определены факторы формирования инновационного развития российских предприятий в условиях политики импортозамещения.
Во второй главе рассчитан индекс инновационного развития субъектов Российской Федерации, проведен анализ организационно-правовых основ и инструментов реализации региональной политики стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий, а также выявлены основные факторы, препятствующие разработке и внедрению инноваций на предприятиях регионов России.
В третей главе проведен анализ зарубежного опыта стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий и возможность его использования на региональном уровне Российской Федерации, приведены предложения и рекомендации по совершенствованию региональной политики стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий России, а так же предложен проект привлечения специалистов на промышленные предприятия, действующие в сфере технологий и инноваций, на примере одного из субъектов Российской Федерации, а именно Республики Татарстан.
В заключении представлены основные выводы по теме исследования.
Сегодня, находясь на пороге четвертой промышленной революции и расцвета цифровой экономики, перед Российской Федерацией стоит серьезная задача, а именно создание всех необходимых условий, чтобы наравне с лидирующими странами войти в новую эру и стать конкурентоспособным «игроком» на международной арене. Итак, несомненно, что вопрос, освещенный в работе, является на сегодняшний день одним из важнейших для развития экономики нашей страны, так как он напрямую касается экономической и национальной безопасности России. Своевременность мер принятых правительством России в реализации программы импортозамещения так же неоспорима сегодня, как и инновационный путь развития РФ — как курс, направленный на стабилизацию и развитие экономики в целом. Реализация политики импортозамещения невозможна без развития инновационного потенциала российских предприятий, будь то военная промышленность или легкая промышленность. Сегодня невозможно совершить качественный скачек в экономике минуя и игнорируя проблемы использования инновационного потенциала предприятий. Но то, что сегодня заложено в российских предприятиях и рассматривается нами, как инновационный потенциал, завтра станет реально действующей системой, направленной на выход из экономического кризиса. Для этого необходимо уделять особое внимание государственной политике стимулирования инновационной деятельности как промышленных, так и иных предприятий, которая должна быть направлена на создание благоприятных условий осуществления инновационной деятельности компаниями и организациями.
Работа, которая была проведена, выявила наличие проблемных факторов, с которыми приходится на практике сталкиваться предприятиям и организациям, а также научным коллективам, что создает барьеры для внедрения инноваций в производственную и научную деятельность. Но несмотря на это, в нашей стране существует большой потенциал, использование которого в полной мере обязательно приведет к положительной динамике и как следствие выходу нашей страны на новый уровень экономического развития. В целом по результатам инновационного развития страны за последние несколько лет, следует признать: сделано немало, что подтверждается проведенным анализом индекса инновационного развития субъектов Российской Федерации. Основы инновационной социально ориентированной экономики в стране сформированы. Некоторые инструменты, такие как инфраструктура поддержки инновационной деятельности и сопутствующая ей экосистема, уже эффективно работают. Разумеется, не все проблемы и барьеры на пути страны к инновационной модели развития удалось преодолеть. Чрезвычайно актуальной остается проблема масштаба: к сожалению, доля российского инновационного бизнеса (продуктов и услуг) в общем ВВП страны пока не превышает 15 процентов, тогда как в развитых странах — 30 и более. По-прежнему остро стоит проблема дефицита высококвалифицированных и креативных специалистов, которые имеют достаточный потенциал и готовность разрабатывать и внедрять инновации в производственный процесс. Еще одним барьером, препятствующим внедрению инноваций, является отсутствие свободных собственных средств у предприятий. И все-таки нынешняя ситуация существенно отличается в лучшую сторону. От этапа создания основ инновационного сектора экономики, Россия может и должна решительно переходить к его динамичному развитию, коррекции и гармонизации.
Проведенные расчеты показали, что реализация политики импортозамещения в нашей стране напрямую зависит от активного внедрения инноваций российскими предприятиями в свою деятельность. Ведь внедрение инновационных разработок и новых технологий, в процесс производства, позволит выпускать и реализовывать товары и услуги более высокого качества, что сделает их наиболее конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Кроме того, существенным прорывом могут служить проекты, стимулирующие привлечение специалистов на промышленные предприятия, действующие в сфере технологий и инноваций. Таким образом, благодаря реализации данных проектов у квалифицированных кадров появится возможность реализовать свои самые смелые инновационные идеи, что в свою очередь послужит во благо регионов, а в конечном итоге экономическому росту всей страны.
1. О науке и государственной научно- технической политике [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 10. 03. 2017)
2. О статусе наукограда Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70- ФЗ. - URL:
http://base.garant.ru/180307/ (дата обращения: 10. 03. 2017)
3. Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23 декабря 1999 г. № 535-ФЗ. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901750805 (дата обращения: 10. 03. 2017)
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 № 328. - URL: http://base.garant.ru/70643464/ (дата обращения: 14. 03. 2017)
5. О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-p. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения: 14. 03. 2017)
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. - URL:
http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 13. 03. 2017)
7. О формировании Перечня технологических направлений по соответствующим государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограммам в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности») приоритетным направлениям гражданской
промышленности [Электронный ресурс]: Приказ Министерства
промышленности и торговли РФ от 26.09.2014 № 1919. - URL: http://base.garant.ru/70748390/ (дата обращения: 28. 03. 2017)
8. Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области [Электронный ресурс]: Закон Самарской области от 16 марта 2006 г. № 19-ГД. - URL: http://docs.cntd.ru/document/945013340 (дата обращения: 12. 04. 2018)
9. Об инновационной деятельности в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: Закон РТ от 2 августа 2010 г. № 63- ЗРТ. - URL: http://docs.cntd.ru/document/917039314 (дата обращения: 10. 04. 2018)
10. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс]: Закон РТ от 17 июня 2015 г. № 40- ЗРТ. - URL: http://pravo.tatarstan.ru/rus/gossov/zakon.htm?npa_id=4431 (дата обращения: 10. 04. 2016)
11. О промышленной политике в Республики Татарстан [Электронный ресурс]:
Закон РТ от 21 апреля 2016 г. № 24- ЗРТ. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/429038459 (дата обращения: 10. 04. 2018)
12. Об утверждении государственной программы «Развитие обрабатывающих
отраслей промышленности Республики Татарстан на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2016 г. № 259. - URL:
http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?pub_id=584317 (дата обращения: 12. 04. 2018)
13. Об утверждении государственной программы Самарской области
«Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области до 2020 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Самарской области от 4 июня 2014 г. № 321. - URL:
http://www.samregion.ru/documents/government_resolution/14.06.2014/skip/1/6286 2/ (дата обращения: 13. 04. 2018)
14. Об утверждении государственной программа Самарской области «Развитие
промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Самарской области от 4 июня 2014 года № 321. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/464011089 (дата обращения: 13. 04. 2018)
15. Об утверждении порядка согласования бизнес-планов инвестиционных
проектов организаций, претендующих на государственную поддержку в форме льготного налогообложения, на территории Самарской области [Электронный ресурс]: Приказ Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 30 марта 2007 г. № 6. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/945017302 (дата обращения: 12. 04. 2018)
Авторефераты диссертаций
16. Поротькин Е.С. Экономическое стимулирование инноваций в картофелеводстве: автореферат дис.... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Поротькин Евгений Сергеевич. - М., 2008. - 20 с.
Печатная периодика
17. Абрамова М.И. Анализ факторов, сдерживающих развитие отечественной инновационной сферы/ М.И.Абрамова //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - №2 5-1. - С. 149-159
18. Ершов А.Ю. Формирование Импортозамещающей Стратегии/ А.Ю.Ершова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 8-2. - С. 374-379
19. Ксенофонтова О.Л. Опыт зарубежных стран по созданию и
функционированию кластеров: модельный подход/ О.Л.Ксенофонтова //
Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2015. - № 2(42). - С. 36-42
20. Кузина Л.А. Совершенствование стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий/ Л.А.Кузина // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 9(45). - С. 1-11
21. Кузнецова Г.В. Современное положение России на мировом рынке НИОКР/ Г.В.Кузнецова // Российский внешнеэкономический вестник. -2017.- № 3. - С.15-23
22. Мазилов Е. А. Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности в промышленном секторе/ Е.А.Мазилов // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 469-472
23. Меленкин В.Л. Реализация политики импортозамещения как фактор активизации инновационных процессов на региональном уровне/ В.Л.Меленкин // Экономика и экология территориальных образований. - 2016. - № 3. - С. 116121
24. Мендель О.П., Нагимова И.А., Старцева А.В. Недостаток квалифицированного персонала, как угроза экономической безопасности промышленных предприятий/ О.П.Мендель, И.А.Нагимова, А.В.Старцева //Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2017. - № 2 (25). - С. 53-58
25. Муллануров А.Т. Анализ развития инновационной деятельности в РТ/ А.Т.Муллануров //Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 1(23). - С. 205-209
26. Петрище В.И. Демографические процессы и инновационное развитие Орловской области/ В.И.Петрище //Вестник государственного и муниципального управления. - 2015. - № 1. - С. 116-123
27. Плиева З.Р. Нормативно-правовые основы инновационной деятельности субъектов РФ/ З.Р.Плиева //Инноватика и экспертиза. - 2013. - № 2(11). - С. 8-17
28. Рабаданова А.А. Механизм реализации стратегии социально-экономического развития региона/ А.А.Рабаданова //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. - № 2. - С. 35-43
29. Тарасова Н.Ю. Информационно аналитическая система оценки инновационной активности региона и источников ее финансирования/ Н.Ю.Тарасова //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 3-1. - С. 188-197
30. Ферафонтова М.В. К вопросу о факторах, препятствующих внедрению инноваций на предприятиях электроэнергетики/ М.В.Ферафонтова //Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2014. - №2 21 (144). - С. 130-134
Электронные ресурсы
31. Казыкина В.М. Стратегия импортозамещения в экономике России [Электронный ресурс] /В.М.Казыкина. - URL:
http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9254.pdf (дата обращения 15.03.2017)
32. Лабыкин А. Мы способны на уникальные решения» [Электронный ресурс] / А.Лабыкин // Expert Online. - URL: http://expert.ru/2014/05/23/myi-sposobnyi-na- unikalnyie-resheniya (дата обращения 10.03.2017)
33. Мирошников Е.В., Зайцева Н.П. Современные формы и способы
стимулирования и финансирования инноваций: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] /Е.В.Мирошников, Н.П.Зайцева // Восточно европейский научный журнал. - URL: https://eesa-
journal.com/2017/04/06/sovremennye-formy-i-sposoby-stimulirovaniya-i- finansirovaniya-innovacij-rossijskij-i-zarubezhnyj-opyt/
34. Официальный портал Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области [Электронный ресурс]. - URL: http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmsk/resources/5ef182004fbc39c8ac9 2ff6be9e332ec/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8 6%D0%B8%D0%B8.pdf (Дата обращения: 18.04.2018)
35. Официальный портал Фонда содействия инновациям [Электронный ресурс]. - URL: http://fasie.ru/press/fund/130-kompaniy-stali-pobeditelyami-vtoroy-ocheredi- konkursa-razvitie-nti/ (Дата обращения: 15.04.2018)
36. Официальный портал ЦБ РФ [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. cbr. ru/statistics/?PrtId=macro_sub
37. Официальный сайт консалтинговой группы «Регион Альянс» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.region-alliance.com/potencial.html (дата обращения
10.03.2017)
38. Официальный сайт Министерства инвестиций и инноваций Московской
области [Электронный ресурс]. - URL:
http://mii.mosreg.ru/ov/struktura_organa_vlasti/zamestitel-predsedatelya- pravitelstva-moskovs/zamestiteli-ministra/zamestitel-ministra-investiciy-i-innovaciy- mo/upravlenie-innovacionnoy-i-nauchnoy-politiki/upravlenie-innovacionnoy-i- nauchnoy-politiki#tab-menu link_0 (Дата обращения: 17.04.2018)
39. Официальный сайт Министерства экономики РТ [Электронный ресурс]. -
URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/structure.htm?department_id=16021 (Дата
обращения: 17.04.2018)
40. Официальный сайт Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.samregion.ru/activity/investicii/gos_poddergka/gospodderzhka/
41. Официальный сайт центрального государственного информационного агентства России «ТАСС» [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/pmef- 2017/articles/4271601
42. Официльный сайт Министерства промышленности и торговли РТ [Электронный ресурс]. - URL: http://mpt.tatarstan.ru/katalog.htm (Дата обращения:
13.04.2018)
43. Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/state-council/50781 (дата обращения 10.03.2017)
44. Паршукова Е. Добавить в друзья [Электронный ресурс] / Е.Паршукова // Interfax-Russia.ru. - URL: http://www.interfax-russia.ru/view.asp?id=535871 (дата обращения 15.03.2017)
45. Половинкин В. Н., Фомичев А. Б. Проблемы импортозамещения в
отечественной экономике [Электронный ресурс] /В.Н.Половинкин, А.Б.Фомичев // Журнал Экспертный союз. - №12. -
URL: http: //www.unionexpert .ru/index .php/zhurnal - qekspertnyj -soyuzq- osnova/zhurnal-qehkspertnihyj -soyuzq-122014g/item/655-problemy- importozameschenia (дата обращения 15.03.2017)
46. Ростова А. В. Оценка факторов инновационного развития Самарской
области: достижения и проблемы [Электронный ресурс] /А.В.Ростова // Концепт. - 2016. - №11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-faktorov-
innovatsionnogo-razvitiya-samarskoy-oblasti-dostizheniya-i-problemy (дата
обращения: 18.03.2018)
47. Микушева Т.Ю. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности [Электронный ресурс] / Т.Ю.Микушева. - URL: https://refdb.ru/look/1263582.html
48. Стат. сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели»
[Электронный ресурс]. -
URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicati ons/catalog/doc_1138623506156
49. Стат. сборник «Промышленность России» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1139918730234
50. Стрельцова Н.В. Факторы формирования инновационного развития российских предприятий в условиях импортозамещения [Электронный ресурс] /Н.В.Стрельцова // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №2 11 (2). - URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41510 (дата обращения 10.03.2017)
51. Сунтеев А. Н. Политика импортозамещения как залог экономической и
национальной безопасности страны [Электронный ресурс] /А.Н.Сунтеев // Евразийский юридический журнал. - 2015. - №10 (89). - URL:
http://www.eurasiafinace.ru/novosti-v-mire/790-politika-importozameshcheniya-kak- zalog-ekonomicheskoj-i-natsionalnoj-bezopasnosti-strany.html (дата обращения 15.03.2017)
52. Центральной базы статистических данных [Электронный ресурс]. - URL: http://cbsd.gks.ru/
53. Чернова О.А., Садовников А.С. Механизмы активизации инновационной активности предприятий [Электронный ресурс] / О.А.Чернова, А.С.Садовников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1 (1). - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19212 (дата обращения 10.03.2017)
Материалы на иностранных языках
54. Gokhberg L., Meissner D. Lonely Ideas: Can Russia Compete? [Электронный ресурс] / L. Gokhberg, D. Meissner // Innovation: Superpowered invention. Nature. - 2013.- № 501. - P. 313-314. - URL: https://www.nature.com/articles/501313a (дата обращения 10.03.2017)