ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
|
Введение 5
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ 16
§ 1. Современная система обеспечения безопасности ввозимых товаров 16
§ 2. Понятие основных документов, необходимых при таможенном оформлении, удостоверяющих безопасность ввозимых товаров 31
§ 3. Анализ технической регламентации по обеспечению безопасности ввозимых товаров 42
Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 60
§ 1. Формирование принципов классификации детского питания 60
§ 2. Развитие структуры классификационных группировок детского питания 72
Глава 3. ПРОБЛЕМА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИЮ
81
§ 1. Проблемы обеспечения безопасности продовольственных товаров ввозимых на территорию ТС 81
§ 2. Совершенствование безопасности продовольственных товаров ввозимых на территорию
ТС 92
Заключение 95 библиографический список 100 Приложения 108
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ 16
§ 1. Современная система обеспечения безопасности ввозимых товаров 16
§ 2. Понятие основных документов, необходимых при таможенном оформлении, удостоверяющих безопасность ввозимых товаров 31
§ 3. Анализ технической регламентации по обеспечению безопасности ввозимых товаров 42
Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 60
§ 1. Формирование принципов классификации детского питания 60
§ 2. Развитие структуры классификационных группировок детского питания 72
Глава 3. ПРОБЛЕМА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИЮ
81
§ 1. Проблемы обеспечения безопасности продовольственных товаров ввозимых на территорию ТС 81
§ 2. Совершенствование безопасности продовольственных товаров ввозимых на территорию
ТС 92
Заключение 95 библиографический список 100 Приложения 108
В базовом документе Российской Федерации по планированию
развития системы обеспечения национальной безопасности выделены
следующие сферы защиты национальных интересов: внутриполитическая,
экономическая, социальная, международная, духовная, информационная,
военная, оборонно-промышленная и экологическая сферы, сфера науки и
образования, сфера общественной безопасности. При этом ни
продовольственная сфера, ни внутренние и внешние потребности
государства в данной сфере в Стратегии национальной безопасности не
определены и не структурированы. Вместе с тем в продовольственной сфере,
включающей в себя как собственно аграрно-продовольственную сферу
(производство отечественных продовольственных товаров), так и сферу
продовольственного обеспечения населения (сферу обращения пищевых
продуктов, их оборота на продовольственных оптовых и розничных рынках,
в предприятиях общественного питания), реализуются важнейшие
потребности государства (национальные интересы):
а) в обеспечении устойчивого развития отечественного производства
пищевых продуктов, а следовательно, и в достижении продовольственной
независимости Российской Федерации;
б) в обеспечении безопасности пищевых продуктов (в т.ч. и
импортированных) на всех стадиях их производства, хранения,
транспортировки, переработки и реализации;
в) в достижении и поддержании физической и экономической
доступности для каждого гражданина безопасных пищевых продуктов
независимо от внешних и внутренних угроз.
Создание единого европейского рынка было обусловлено созданием
единого таможенного пространства, что было связано с устранением
внутренних таможенных границ и созданием единого кодифицированного10
акта по применению таможенных процедур - Таможенного кодекса
Европейского союза.
В конце XX - начале XXI вв. в России была предпринята попытка
реализации либеральной модели развития, которой соответствовали и
стратегии национальной таможенной политики. Однако в настоящее время
приходится констатировать, что в действительности таможенная политика
России носит во многом фискальный характер, что не способно решить
задачи по эффективной интеграции постсоветских государств в единое
экономическое пространство.
Идея о том, что для реализации задач интеграции в мировые
организации эта направленность должна быть скорректирована в пользу
стратегической, или ценностно-ориентированной, модели (устойчивый рост,
так называемое «устойчивое развитие» - главная ценность в интеграционном
процессе), разделяется многими представителями внегосударственной
экономической сферы.
В настоящее время Евразийское экономическое сообщество,
основанное с целью формирования таможенного союза и единого
экономического пространства, является наиболее динамично развивающейся
организацией, локомотивом экономической интеграции на постсоветском
пространстве.
В современных условиях таможенная служба Российской Федерации
является членом Всемирной таможенной организации и ее органов, играет
ведущую роль в Совете руководителей таможенных служб государств —
участников СНГ, в Таможенном союзе и Таможенном комитете Союзного
государства во вновь созданном Евразийском экономическом сообществе и
странах-союзниках.
Актуальность темы исследования обусловлена:
- необходимостью обеспечения продовольственной безопасности;
- существенной ролью продовольственного рынка в обеспечении
продовольственной безопасности;11
- зависимостью продовольственного рынка от импорта, и, как
следствие, большим количеством на рынке стран Таможенного союза
товаров с низкими потребительскими свойствами, значительная доля
которых в условиях низких доходов населения препятствует реализации
более качественных мясных товаров государств - членов ТС;
- недостаточно развитым научно-методическим аппаратом для
обеспечения защиты от ввоза низкокачественной продукции.
С образованием Таможенного союза система регулирования
безопасности пищевых продуктов в очередной раз подверглась
реконструкции.
Были разработаны и приняты общие документы, имеющие статус
международных договоров, которые вступили в действие на территории
Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан с
01.07.2010. Вопросы обеспечения безопасности пищевой продукции
урегулированы в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических
требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому
контролю (надзору) (Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №
299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе», опубликованное
на официальном сайте Комиссии Таможенного союза), Едином перечне
товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору)
на таможенной границе и таможенной территории, Едином перечне товаров,
подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (Решение Комиссии
Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарносанитарных мер в Таможенном союзе»), и Едином перечне продукции,
подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия (Решение
Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 «О новой редакции
Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке
(подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей
единых документов, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза
от 18 июня 2010 года № 319»).12
Эти документы действуют до принятия и вступления в силу
технических регламентов Таможенного союза.
В связи с принятием документов Таможенного союза по вопросам
санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной
безопасности на территориях Российской Федерации, Республики Беларусь и
Республики Казахстан в июле 2011 года Президентом РФ были подписаны
Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные акты законодательства Российской Федерации по вопросам
осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля», Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные акты законодательства Российской Федерации в
связи с реализацией Федерального закона «О техническом регулировании», в
соответствии с которыми в законодательные акты Российской Федерации
были внесены давно ожидавшиеся изменения, направленные на приведение
федеральных законов в соответствие с базовыми законами о государственном
контроле (надзоре) и о техническом регулировании и международными
договорами Российской Федерации в данной сфере.
Необходимо сослаться на основные реалии, возникшие после 2010
года, в том числе:
1) Вступление России в ВТО (2012);
2) Таможенный союз (2011), а теперь Евразийский экономический союз
(2015);
3) Введение санкций против России (2014).
В федеральные законы № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых
продуктов» и Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
были внесены изменения, предусматривающие упрощение системы
подтверждения соответствия пищевых продуктов установленным
международными документами санитарно-эпидемиологическим и
ветеринарным требованиям.13
Окончательно формирование единой для стран - членов Таможенного
союза (Евразийского экономического союза) системы государственного
регулирования в области обеспечения безопасности пищевой продукции
связано с подготовкой и принятием технических регламентов Таможенного
союза о безопасности такой продукции. На сегодняшний день разработка
технических регламентов Российской Федерации приостановлена.
Степень разработанности темы. Проблема таможенного
регулирования рассматривалась в научных трудах ученых Российской
таможенной академии. Особо важное значение имеют научные разработки
ученых-экономистов в области таможенно-тарифного и нетарифного
регулирования: В.Е. Новикова, C.B. Карамзина, В.В. Наумова, В.А.
Орешкина, И.И. Дюмулена, М.В. Кокорева, В.Е. Свинухова, В.Н. Ревина и
др.
Вопросы продовольственной безопасности исследованы в трудах
следующих ученых: И.Г. Ушачева, А.И. Алтухова, В.И. Назаренко, В.П.
Коровкина, А.Г. Папцова, Е.В. Серовой и др.
Указанные работы раскрывают теоретические и практические аспекты
в области таможенного регулирования обеспечения продовольственной
безопасности. Однако полученные в них результаты не охватывают в
достаточном объеме возможные направления таможенного регулирования
ввоза товаров детского питания. Так, например, при обосновании
дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин не учитываются в
необходимой мере качественные характеристики продукции. Однако
необходимый для такой детализации научно-методический аппарат пока не
разработан.
Объектом исследования в работе является обеспечение безопасности
продовольственных товаров на основании технических регламентов и
законодательства стран-участников ТС.14
Предметом исследования выступает порядок обеспечения и
классификации безопасности продовольственных товаров, в части детского
питания, ввозимых на территорию таможенного союза.
Целью исследования выступает анализ обеспечение безопасности
продовольственных товаров ввозимых на территорию таможенного союза, на
примере детского питания, ввозимого на территорию ТС и его санитарные
особенности.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить
следующие задачи:
изучить теоретические особенности обеспечения безопасности
ввозимых товаров;
рассмотреть обеспечение безопасности товаров детского питания,
ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза;
выделить проблемы и меры совершенствования обеспечения
безопасности ввозимых товаров на территорию ТС.
Законодательную, практическую и научную базу исследования
представляют нормативные акты РФ, судебные прецеденты, научные труды
ведущих отечественных ученых, статистические данные, публикации в
периодических печатных издания и электронной сети Интернет, материалы
электронных справочно-правовых систем.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют
Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской
Федерации», Таможенный кодекс Таможенного союза и другие нормативноправовые акты, регламентирующие обеспечение безопасности
продовольственных товаров.
Методологическую основу составляют общенаучные методы анализа и
синтеза, индукции и дедукции, аналогии, а также специальные методы –
формально-логический, историко-правовой, метод сравнительного
правоведения, структурно-системный, метод анализа документов.15
Новизна работы.
1. На основе анализа современной системы обеспечения безопасности
ввозимых товаров было определено, что ведение единых форм документов,
подтверждающих соответствие требованиям безопасности, а так же введение
единых списков товаров, подлежащих обязательной сертификации и
подтверждению соответствия, позволяет более эффективно обеспечивать
безопасность импортируемой продукции. Так же это позволяет участникам
ВЭД с минимальными затратами времени поставлять качественную
продукцию на территорию ТС.
Но к настоящему времени КТС разработаны стандарты не на все виды
продукции, обращающейся на рынке, а следовательно, возникает путаница
из-за необходимости использовать двойные стандарты (согласно Решениям
КТС и согласно нормативным актам национальных государств) как в
правилах оформления, так и в процедуре подтверждения соответствия ;
2. Выделены принципы классификации детского питания, а так же
более подобно изучена структуры классификационных группировок детского
питания
Так же предложено законодательно закрепить двуединую цель
технического регулирования продуктов детского питания: обеспечение
качества и безопасности продукции и свободного перемещения товаров на
рынке, а так же ужесточить требования, предъявляемые к качеству и
безопасности продуктов детского питания, путем принятия технических
регламентов по всем основным продуктам детского питания и изменения
форм и схем подтверждения соответствия продуктов детского питания в
сторону увеличения наименований продукции, подлежащей обязательному
подтверждению соответствия.
3. Выявлены проблемы и меры совершенствования обеспечения
безопасности ввозимых товаров на территорию ТС. Определено, что для
обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо контролировать
соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой16
области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том
числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения,
транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить
бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из
генетически модифицированных растений с использованием генетически
модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих
генетически модифицированные аналоги. Необходимо совершенствовать
систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая
создание современной технической и методической базы.
На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:
1. Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической
интеграции России, Киргизии, Белоруссии, Казахстана и Армении предусмат
ривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной
торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения
экономического характера, за исключением специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники
Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры
регулирования при торговле с третьими странами.
2. В связи с принятием документов Таможенного союза по вопросам
санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной
безопасности на территориях Российской Федерации, Республики Беларусь и
Республики Казахстан в июле 2011 года Президентом РФ были подписаны
Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные акты законодательства Российской Федерации по вопросам
осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля», Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные акты законодательства Российской Федерации в
связи с реализацией Федерального закона «О техническом регулировании», в
соответствии с которыми в законодательные акты Российской Федерации
были внесены давно ожидавшиеся изменения, направленные на приведение17
федеральных законов в соответствие с базовыми законами о государственном
контроле (надзоре) и о техническом регулировании и международными
договорами Российской Федерации в данной сфере. Новые регламенты для
ТС ЕАЭС разрабатываются, на сегодняшнем этапе действуют те же
регламенты, что и для ТС.
3. До 15.02.2015 производителям пищевой продукции разрешается
выпуск в обращение пищевой продукции в соответствии с действующими
нормативными актами, установленными законодательством государств -
членов Таможенного союза, при условии, что на такую продукцию до
вступления в силу Технического регламента были выданы документы,
подтверждающие ее соответствие установленным требованиям.
4. Условия ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей
обязательному подтверждению соответствия, регламентированы также ст. 29
ФЗ «О техническом регулировании». Порядок ввоза в Российскую
Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению
соответствия, устанавливается таможенным законодательством ТС. В ряде
случаев правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека приостанавливается ввоз
определенной продукции на территорию РФ, а также действие
соответствующих санитарно-эпидемиологических заключений.
5. Понятие «продукты детского питания» определено в ст. 1
Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности
пищевых продуктов» как предназначенные для питания детей в возрасте до
14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма
пищевые продукты. В качестве таких требований установлено, во-первых,
что пищевая ценность продуктов детского питания должна соответствовать
функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста, и, вовторых, что продукты детского питания должны быть безопасными для
здоровья ребенка. Пищевая ценность пищевого продукта - это совокупность18
свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются
физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии.
6. К продукции детского питания на молочной основе относится
продукция для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), дошкольного возраста
(от 3 до 6 лет), школьного возраста (от 6 лет и старше), адаптированные или
частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в
том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том
числе сухие) для питания детей раннего возраста, молочные каши, готовые к
употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в
домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста.
Такое определение содержится в п. 2 ТР ТС 033/2013 «О безопасности
молока и молочной продукции» (утв. решением Совета Евразийской
экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 67).
7. В настоящее время приняты далеко не все технические регламенты в
отношении продуктов детского питания. Так, нет технического регламента на
мясо и мясную продукцию, в связи с чем требования, предъявляемые к
качеству и безопасности этого вида продукции, установлены санитарными
нормами. При этом с 1 июля 2013 г. и с 2015 года на территории стран -
участниц Таможенного союза (России, Киргизии, Белоруссии, Казахстана и
Армении) вступили в силу Технические регламенты Таможенного союза: «О
безопасности зерна», «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая
продукция в части ее маркировки», «Технический регламент на соковую
продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на
масложировую продукцию». Поскольку с указанной даты прекратили свое
действие как принятые на территориях стран - участников союза технические
регламенты, так и национальные стандарты, санитарные и ветеринарные
нормы и правила, нетрудно предположить, какие сложности возникнут в
правоприменительной практике.19
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и
состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.
развития системы обеспечения национальной безопасности выделены
следующие сферы защиты национальных интересов: внутриполитическая,
экономическая, социальная, международная, духовная, информационная,
военная, оборонно-промышленная и экологическая сферы, сфера науки и
образования, сфера общественной безопасности. При этом ни
продовольственная сфера, ни внутренние и внешние потребности
государства в данной сфере в Стратегии национальной безопасности не
определены и не структурированы. Вместе с тем в продовольственной сфере,
включающей в себя как собственно аграрно-продовольственную сферу
(производство отечественных продовольственных товаров), так и сферу
продовольственного обеспечения населения (сферу обращения пищевых
продуктов, их оборота на продовольственных оптовых и розничных рынках,
в предприятиях общественного питания), реализуются важнейшие
потребности государства (национальные интересы):
а) в обеспечении устойчивого развития отечественного производства
пищевых продуктов, а следовательно, и в достижении продовольственной
независимости Российской Федерации;
б) в обеспечении безопасности пищевых продуктов (в т.ч. и
импортированных) на всех стадиях их производства, хранения,
транспортировки, переработки и реализации;
в) в достижении и поддержании физической и экономической
доступности для каждого гражданина безопасных пищевых продуктов
независимо от внешних и внутренних угроз.
Создание единого европейского рынка было обусловлено созданием
единого таможенного пространства, что было связано с устранением
внутренних таможенных границ и созданием единого кодифицированного10
акта по применению таможенных процедур - Таможенного кодекса
Европейского союза.
В конце XX - начале XXI вв. в России была предпринята попытка
реализации либеральной модели развития, которой соответствовали и
стратегии национальной таможенной политики. Однако в настоящее время
приходится констатировать, что в действительности таможенная политика
России носит во многом фискальный характер, что не способно решить
задачи по эффективной интеграции постсоветских государств в единое
экономическое пространство.
Идея о том, что для реализации задач интеграции в мировые
организации эта направленность должна быть скорректирована в пользу
стратегической, или ценностно-ориентированной, модели (устойчивый рост,
так называемое «устойчивое развитие» - главная ценность в интеграционном
процессе), разделяется многими представителями внегосударственной
экономической сферы.
В настоящее время Евразийское экономическое сообщество,
основанное с целью формирования таможенного союза и единого
экономического пространства, является наиболее динамично развивающейся
организацией, локомотивом экономической интеграции на постсоветском
пространстве.
В современных условиях таможенная служба Российской Федерации
является членом Всемирной таможенной организации и ее органов, играет
ведущую роль в Совете руководителей таможенных служб государств —
участников СНГ, в Таможенном союзе и Таможенном комитете Союзного
государства во вновь созданном Евразийском экономическом сообществе и
странах-союзниках.
Актуальность темы исследования обусловлена:
- необходимостью обеспечения продовольственной безопасности;
- существенной ролью продовольственного рынка в обеспечении
продовольственной безопасности;11
- зависимостью продовольственного рынка от импорта, и, как
следствие, большим количеством на рынке стран Таможенного союза
товаров с низкими потребительскими свойствами, значительная доля
которых в условиях низких доходов населения препятствует реализации
более качественных мясных товаров государств - членов ТС;
- недостаточно развитым научно-методическим аппаратом для
обеспечения защиты от ввоза низкокачественной продукции.
С образованием Таможенного союза система регулирования
безопасности пищевых продуктов в очередной раз подверглась
реконструкции.
Были разработаны и приняты общие документы, имеющие статус
международных договоров, которые вступили в действие на территории
Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан с
01.07.2010. Вопросы обеспечения безопасности пищевой продукции
урегулированы в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических
требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому
контролю (надзору) (Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №
299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе», опубликованное
на официальном сайте Комиссии Таможенного союза), Едином перечне
товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору)
на таможенной границе и таможенной территории, Едином перечне товаров,
подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (Решение Комиссии
Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарносанитарных мер в Таможенном союзе»), и Едином перечне продукции,
подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия (Решение
Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 «О новой редакции
Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке
(подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей
единых документов, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза
от 18 июня 2010 года № 319»).12
Эти документы действуют до принятия и вступления в силу
технических регламентов Таможенного союза.
В связи с принятием документов Таможенного союза по вопросам
санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной
безопасности на территориях Российской Федерации, Республики Беларусь и
Республики Казахстан в июле 2011 года Президентом РФ были подписаны
Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные акты законодательства Российской Федерации по вопросам
осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля», Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные акты законодательства Российской Федерации в
связи с реализацией Федерального закона «О техническом регулировании», в
соответствии с которыми в законодательные акты Российской Федерации
были внесены давно ожидавшиеся изменения, направленные на приведение
федеральных законов в соответствие с базовыми законами о государственном
контроле (надзоре) и о техническом регулировании и международными
договорами Российской Федерации в данной сфере.
Необходимо сослаться на основные реалии, возникшие после 2010
года, в том числе:
1) Вступление России в ВТО (2012);
2) Таможенный союз (2011), а теперь Евразийский экономический союз
(2015);
3) Введение санкций против России (2014).
В федеральные законы № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых
продуктов» и Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
были внесены изменения, предусматривающие упрощение системы
подтверждения соответствия пищевых продуктов установленным
международными документами санитарно-эпидемиологическим и
ветеринарным требованиям.13
Окончательно формирование единой для стран - членов Таможенного
союза (Евразийского экономического союза) системы государственного
регулирования в области обеспечения безопасности пищевой продукции
связано с подготовкой и принятием технических регламентов Таможенного
союза о безопасности такой продукции. На сегодняшний день разработка
технических регламентов Российской Федерации приостановлена.
Степень разработанности темы. Проблема таможенного
регулирования рассматривалась в научных трудах ученых Российской
таможенной академии. Особо важное значение имеют научные разработки
ученых-экономистов в области таможенно-тарифного и нетарифного
регулирования: В.Е. Новикова, C.B. Карамзина, В.В. Наумова, В.А.
Орешкина, И.И. Дюмулена, М.В. Кокорева, В.Е. Свинухова, В.Н. Ревина и
др.
Вопросы продовольственной безопасности исследованы в трудах
следующих ученых: И.Г. Ушачева, А.И. Алтухова, В.И. Назаренко, В.П.
Коровкина, А.Г. Папцова, Е.В. Серовой и др.
Указанные работы раскрывают теоретические и практические аспекты
в области таможенного регулирования обеспечения продовольственной
безопасности. Однако полученные в них результаты не охватывают в
достаточном объеме возможные направления таможенного регулирования
ввоза товаров детского питания. Так, например, при обосновании
дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин не учитываются в
необходимой мере качественные характеристики продукции. Однако
необходимый для такой детализации научно-методический аппарат пока не
разработан.
Объектом исследования в работе является обеспечение безопасности
продовольственных товаров на основании технических регламентов и
законодательства стран-участников ТС.14
Предметом исследования выступает порядок обеспечения и
классификации безопасности продовольственных товаров, в части детского
питания, ввозимых на территорию таможенного союза.
Целью исследования выступает анализ обеспечение безопасности
продовольственных товаров ввозимых на территорию таможенного союза, на
примере детского питания, ввозимого на территорию ТС и его санитарные
особенности.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить
следующие задачи:
изучить теоретические особенности обеспечения безопасности
ввозимых товаров;
рассмотреть обеспечение безопасности товаров детского питания,
ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза;
выделить проблемы и меры совершенствования обеспечения
безопасности ввозимых товаров на территорию ТС.
Законодательную, практическую и научную базу исследования
представляют нормативные акты РФ, судебные прецеденты, научные труды
ведущих отечественных ученых, статистические данные, публикации в
периодических печатных издания и электронной сети Интернет, материалы
электронных справочно-правовых систем.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют
Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской
Федерации», Таможенный кодекс Таможенного союза и другие нормативноправовые акты, регламентирующие обеспечение безопасности
продовольственных товаров.
Методологическую основу составляют общенаучные методы анализа и
синтеза, индукции и дедукции, аналогии, а также специальные методы –
формально-логический, историко-правовой, метод сравнительного
правоведения, структурно-системный, метод анализа документов.15
Новизна работы.
1. На основе анализа современной системы обеспечения безопасности
ввозимых товаров было определено, что ведение единых форм документов,
подтверждающих соответствие требованиям безопасности, а так же введение
единых списков товаров, подлежащих обязательной сертификации и
подтверждению соответствия, позволяет более эффективно обеспечивать
безопасность импортируемой продукции. Так же это позволяет участникам
ВЭД с минимальными затратами времени поставлять качественную
продукцию на территорию ТС.
Но к настоящему времени КТС разработаны стандарты не на все виды
продукции, обращающейся на рынке, а следовательно, возникает путаница
из-за необходимости использовать двойные стандарты (согласно Решениям
КТС и согласно нормативным актам национальных государств) как в
правилах оформления, так и в процедуре подтверждения соответствия ;
2. Выделены принципы классификации детского питания, а так же
более подобно изучена структуры классификационных группировок детского
питания
Так же предложено законодательно закрепить двуединую цель
технического регулирования продуктов детского питания: обеспечение
качества и безопасности продукции и свободного перемещения товаров на
рынке, а так же ужесточить требования, предъявляемые к качеству и
безопасности продуктов детского питания, путем принятия технических
регламентов по всем основным продуктам детского питания и изменения
форм и схем подтверждения соответствия продуктов детского питания в
сторону увеличения наименований продукции, подлежащей обязательному
подтверждению соответствия.
3. Выявлены проблемы и меры совершенствования обеспечения
безопасности ввозимых товаров на территорию ТС. Определено, что для
обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо контролировать
соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой16
области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том
числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения,
транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить
бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из
генетически модифицированных растений с использованием генетически
модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих
генетически модифицированные аналоги. Необходимо совершенствовать
систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая
создание современной технической и методической базы.
На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:
1. Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической
интеграции России, Киргизии, Белоруссии, Казахстана и Армении предусмат
ривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной
торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения
экономического характера, за исключением специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники
Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры
регулирования при торговле с третьими странами.
2. В связи с принятием документов Таможенного союза по вопросам
санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной
безопасности на территориях Российской Федерации, Республики Беларусь и
Республики Казахстан в июле 2011 года Президентом РФ были подписаны
Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные акты законодательства Российской Федерации по вопросам
осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля», Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные акты законодательства Российской Федерации в
связи с реализацией Федерального закона «О техническом регулировании», в
соответствии с которыми в законодательные акты Российской Федерации
были внесены давно ожидавшиеся изменения, направленные на приведение17
федеральных законов в соответствие с базовыми законами о государственном
контроле (надзоре) и о техническом регулировании и международными
договорами Российской Федерации в данной сфере. Новые регламенты для
ТС ЕАЭС разрабатываются, на сегодняшнем этапе действуют те же
регламенты, что и для ТС.
3. До 15.02.2015 производителям пищевой продукции разрешается
выпуск в обращение пищевой продукции в соответствии с действующими
нормативными актами, установленными законодательством государств -
членов Таможенного союза, при условии, что на такую продукцию до
вступления в силу Технического регламента были выданы документы,
подтверждающие ее соответствие установленным требованиям.
4. Условия ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей
обязательному подтверждению соответствия, регламентированы также ст. 29
ФЗ «О техническом регулировании». Порядок ввоза в Российскую
Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению
соответствия, устанавливается таможенным законодательством ТС. В ряде
случаев правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека приостанавливается ввоз
определенной продукции на территорию РФ, а также действие
соответствующих санитарно-эпидемиологических заключений.
5. Понятие «продукты детского питания» определено в ст. 1
Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности
пищевых продуктов» как предназначенные для питания детей в возрасте до
14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма
пищевые продукты. В качестве таких требований установлено, во-первых,
что пищевая ценность продуктов детского питания должна соответствовать
функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста, и, вовторых, что продукты детского питания должны быть безопасными для
здоровья ребенка. Пищевая ценность пищевого продукта - это совокупность18
свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются
физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии.
6. К продукции детского питания на молочной основе относится
продукция для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), дошкольного возраста
(от 3 до 6 лет), школьного возраста (от 6 лет и старше), адаптированные или
частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в
том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том
числе сухие) для питания детей раннего возраста, молочные каши, готовые к
употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в
домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста.
Такое определение содержится в п. 2 ТР ТС 033/2013 «О безопасности
молока и молочной продукции» (утв. решением Совета Евразийской
экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 67).
7. В настоящее время приняты далеко не все технические регламенты в
отношении продуктов детского питания. Так, нет технического регламента на
мясо и мясную продукцию, в связи с чем требования, предъявляемые к
качеству и безопасности этого вида продукции, установлены санитарными
нормами. При этом с 1 июля 2013 г. и с 2015 года на территории стран -
участниц Таможенного союза (России, Киргизии, Белоруссии, Казахстана и
Армении) вступили в силу Технические регламенты Таможенного союза: «О
безопасности зерна», «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая
продукция в части ее маркировки», «Технический регламент на соковую
продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на
масложировую продукцию». Поскольку с указанной даты прекратили свое
действие как принятые на территориях стран - участников союза технические
регламенты, так и национальные стандарты, санитарные и ветеринарные
нормы и правила, нетрудно предположить, какие сложности возникнут в
правоприменительной практике.19
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и
состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие
выводы и предложения:
Обеспечение продовольственной безопасности России, Киргизии,
Белоруссии, Казахстана и Армении призвано нейтрализовать существующие
и вновь возникающие угрозы, которые могут привести к уменьшению
объемов производства, ухудшению доступа населения к важным видам
продовольствия. В связи с этим очевидно, что любое государство, желающее
избежать рисков недоедания населения, должно обеспечить своих граждан
продовольствием в течение периода нестабильности рынков. Обеспечение
продовольственной безопасности, направленной на создание гарантий
достаточности продовольствия для всех слоев населения, сводится к
достижению следующих взаимосвязанных целей:
- расширение и повышение действенности политики ценовой
поддержки сельскохозяйственного производства;
- поддержка сельскохозяйственного экспорта;
- обеспечение сохранности ресурсов для сельскохозяйственного
производства;
- поддержка сельскохозяйственного кредита;
- поддержка исследовательской деятельности в сельском хозяйстве;
- продовольственная поддержка лиц с низкими доходами;
- обеспечение достаточного снабжения продовольствием и
источниками натуральных волокон по доступным ценам.
Продовольственная безопасность является составной частью
национальной безопасности любого государства, сохранения ее
государственности и суверенитета, важнейшей составляющей
демографической политики, системы жизнеобеспечения, необходимым
условием обеспечения здоровья, физической активности, долголетия и
высокого качества жизни.99
К основным угрозам продовольственной безопасности сегодня можно
отнести:
- превышение пороговой величины насыщения внутреннего рынка
импортной продукцией;
- низкий уровень платежеспособного спроса населения на продукты
питания;
- ценовые диспропорции на аграрно-продовольственном рынке;
- низкий уровень инфраструктуры рынка;
- дефицит квалифицированных кадров;
- неразвитость системы мониторинга и прогнозирования
агропромышленного рынка.
Решение вопросов безопасности природной среды привело к
возникновению трехуровневого подхода к обеспечению продовольственной
безопасности, который взаимно увязывает следующие уровни:
- сельскохозяйственное развитие и рост продуктивности;
- обеспечение прямого и быстрого доступа к продовольствию;
- повышение готовности к реагированию на стихийные бедствия.
В соответствии с объективистским подходом можно установить
декомпозицию понятия безопасность с выделением ее системных элементов,
позволяющую отразить суть национальной безопасности, структуру
экономической безопасности в системе национальной безопасности,
взаимосвязь таких видов безопасности, как продовольственная, финансовая,
энергетическая, производственно-технологическая, торговли, сырьевая,
экологическая, и их роль и место в системе национальной безопасности
Продовольственная угроза является своего рода индикатором
продовольственной безопасности.
Национальная безопасность характеризует степень защищенности
государства, интегрирует в себе ряд частных видов безопасности, что
позволяет на данной основе более полно оценивать состояние обеспечения
безопасности интересов государства не только от отдельных угроз, но и от100
системных угроз, возникающих в результате взаимодействия нескольких
негативных факторов. Составной частью национальной безопасности
государства, основанной на независимости, эффективности и
конкурентоспособности экономики, является экономическая безопасность.
Элементы структуры экономической безопасности: экономическая
независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики,
способность к саморазвитию и прогрессу.
Обеспечение продовольственной безопасности способствует
устойчивому социальному климату в обществе. При отсутствии
необходимых запасов и резервов продовольствия в регионах может
возникнуть социальная нестабильность в обществе, что позволяет считать
продовольственную проблему важнейшим структурным элементом,
обеспечивающим национальную безопасность страны.
Обеспечение продовольственной безопасности как важнейшей
составляющей всей системы экономической и национальной безопасности
является одним из условий устойчивости системы экономических,
социальных и экологических параметров, определяющих качество жизни
населения и являющихся по своей сути показателями эффективности
государственного управления.
В государстве продовольственная безопасность является
исключительно сложной и многоуровневой проблемой, комплексное
решение которой требует сосредоточения усилий специалистов различных
областей науки, техники, государственных и муниципальных органов
управления, а также предприятий и правоохранительных структур. Как
составляющая национальной безопасности продовольственная безопасность
становится модулятором научно-технического прогресса, фактором
интенсификации производства, стимулом роста производительных сил
общества и на этой основе - качественного экономического роста.
Как и национальная и экономическая безопасность, продовольственная
безопасность имеет многоаспектный характер. Обеспечение населения101
продовольствием осуществляется путем развития внутреннего производства
с использованием таких факторов интенсификации, как:
- мелиорация, химизация, механизация, биотехнологии, интеграция и
кооперация, комплексная переработка сырья для сокращения его потерь и
др.;
- квотирование импорта готовой продукции с целью поддержки
отечественных производителей;
- использование комбинированных методов.
Продовольственная безопасность как важнейший элемент
национальной безопасности предполагает обеспечение нормального
функционирования такой сложной биологической системы, как человек, за
счет преимущественно внутреннего производства продуктов питания с
учетом физиологических норм, защиту населения от недоброкачественной
продукции, а внутреннего рынка - от избыточных, демпинговых импортных
поставок сельскохозяйственной продукции, создание резервов, страховых
запасов и условий для выхода на внешний рынок сельхозпроизводителей.
Продовольственная обеспеченность - это не только объем
продовольствия, необходимый и обеспечиваемый внутренними источниками
для внутреннего потребления. Его может быть и недостаточно для
потребления населением и другими потребителями. В этом случае нужное
количество формируется за счет обмена на другую продукцию,
производимую в регионе. Продовольствия может быть и больше
существующих потребностей региона. При такой ситуации его излишки
могут быть реализованы за пределы региона для получения других
продуктов, устраняющих продовольственную или в целом товарную
асимметрию.
Главным условием достижения продовольственной безопасности
является как эффективная работа агропромышленного комплекса,
перерабатывающей промышленности и торговли, так и улучшение общего
состояния экономики государства. Базисом для удовлетворительного102
обеспечения населения продовольственными товарами (в идеале -
собственного производства) являются рост реальных доходов населения,
поддержка отечественного товаропроизводителя с целью выпуска
продовольственных товаров с повышенной пищевой ценностью,
рационализация объема и структуры импорта, развитие импортозамещающих
производств отдельных видов продукции.
Таким образом, проблематика продовольственной безопасности может
быть охарактеризована как системная задача иерархического типа
функционирования экономик России, Киргизии, Белоруссии, Казахстана и
Армении. Созданное Единое экономическое пространство должно
сопровождается детальными разработками ученых, экспертов и аналитиков
всех государств-участников по развитию и дальнейшему качественному
осуществлению экономической деятельности в рамках интеграционного
объединения.
выводы и предложения:
Обеспечение продовольственной безопасности России, Киргизии,
Белоруссии, Казахстана и Армении призвано нейтрализовать существующие
и вновь возникающие угрозы, которые могут привести к уменьшению
объемов производства, ухудшению доступа населения к важным видам
продовольствия. В связи с этим очевидно, что любое государство, желающее
избежать рисков недоедания населения, должно обеспечить своих граждан
продовольствием в течение периода нестабильности рынков. Обеспечение
продовольственной безопасности, направленной на создание гарантий
достаточности продовольствия для всех слоев населения, сводится к
достижению следующих взаимосвязанных целей:
- расширение и повышение действенности политики ценовой
поддержки сельскохозяйственного производства;
- поддержка сельскохозяйственного экспорта;
- обеспечение сохранности ресурсов для сельскохозяйственного
производства;
- поддержка сельскохозяйственного кредита;
- поддержка исследовательской деятельности в сельском хозяйстве;
- продовольственная поддержка лиц с низкими доходами;
- обеспечение достаточного снабжения продовольствием и
источниками натуральных волокон по доступным ценам.
Продовольственная безопасность является составной частью
национальной безопасности любого государства, сохранения ее
государственности и суверенитета, важнейшей составляющей
демографической политики, системы жизнеобеспечения, необходимым
условием обеспечения здоровья, физической активности, долголетия и
высокого качества жизни.99
К основным угрозам продовольственной безопасности сегодня можно
отнести:
- превышение пороговой величины насыщения внутреннего рынка
импортной продукцией;
- низкий уровень платежеспособного спроса населения на продукты
питания;
- ценовые диспропорции на аграрно-продовольственном рынке;
- низкий уровень инфраструктуры рынка;
- дефицит квалифицированных кадров;
- неразвитость системы мониторинга и прогнозирования
агропромышленного рынка.
Решение вопросов безопасности природной среды привело к
возникновению трехуровневого подхода к обеспечению продовольственной
безопасности, который взаимно увязывает следующие уровни:
- сельскохозяйственное развитие и рост продуктивности;
- обеспечение прямого и быстрого доступа к продовольствию;
- повышение готовности к реагированию на стихийные бедствия.
В соответствии с объективистским подходом можно установить
декомпозицию понятия безопасность с выделением ее системных элементов,
позволяющую отразить суть национальной безопасности, структуру
экономической безопасности в системе национальной безопасности,
взаимосвязь таких видов безопасности, как продовольственная, финансовая,
энергетическая, производственно-технологическая, торговли, сырьевая,
экологическая, и их роль и место в системе национальной безопасности
Продовольственная угроза является своего рода индикатором
продовольственной безопасности.
Национальная безопасность характеризует степень защищенности
государства, интегрирует в себе ряд частных видов безопасности, что
позволяет на данной основе более полно оценивать состояние обеспечения
безопасности интересов государства не только от отдельных угроз, но и от100
системных угроз, возникающих в результате взаимодействия нескольких
негативных факторов. Составной частью национальной безопасности
государства, основанной на независимости, эффективности и
конкурентоспособности экономики, является экономическая безопасность.
Элементы структуры экономической безопасности: экономическая
независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики,
способность к саморазвитию и прогрессу.
Обеспечение продовольственной безопасности способствует
устойчивому социальному климату в обществе. При отсутствии
необходимых запасов и резервов продовольствия в регионах может
возникнуть социальная нестабильность в обществе, что позволяет считать
продовольственную проблему важнейшим структурным элементом,
обеспечивающим национальную безопасность страны.
Обеспечение продовольственной безопасности как важнейшей
составляющей всей системы экономической и национальной безопасности
является одним из условий устойчивости системы экономических,
социальных и экологических параметров, определяющих качество жизни
населения и являющихся по своей сути показателями эффективности
государственного управления.
В государстве продовольственная безопасность является
исключительно сложной и многоуровневой проблемой, комплексное
решение которой требует сосредоточения усилий специалистов различных
областей науки, техники, государственных и муниципальных органов
управления, а также предприятий и правоохранительных структур. Как
составляющая национальной безопасности продовольственная безопасность
становится модулятором научно-технического прогресса, фактором
интенсификации производства, стимулом роста производительных сил
общества и на этой основе - качественного экономического роста.
Как и национальная и экономическая безопасность, продовольственная
безопасность имеет многоаспектный характер. Обеспечение населения101
продовольствием осуществляется путем развития внутреннего производства
с использованием таких факторов интенсификации, как:
- мелиорация, химизация, механизация, биотехнологии, интеграция и
кооперация, комплексная переработка сырья для сокращения его потерь и
др.;
- квотирование импорта готовой продукции с целью поддержки
отечественных производителей;
- использование комбинированных методов.
Продовольственная безопасность как важнейший элемент
национальной безопасности предполагает обеспечение нормального
функционирования такой сложной биологической системы, как человек, за
счет преимущественно внутреннего производства продуктов питания с
учетом физиологических норм, защиту населения от недоброкачественной
продукции, а внутреннего рынка - от избыточных, демпинговых импортных
поставок сельскохозяйственной продукции, создание резервов, страховых
запасов и условий для выхода на внешний рынок сельхозпроизводителей.
Продовольственная обеспеченность - это не только объем
продовольствия, необходимый и обеспечиваемый внутренними источниками
для внутреннего потребления. Его может быть и недостаточно для
потребления населением и другими потребителями. В этом случае нужное
количество формируется за счет обмена на другую продукцию,
производимую в регионе. Продовольствия может быть и больше
существующих потребностей региона. При такой ситуации его излишки
могут быть реализованы за пределы региона для получения других
продуктов, устраняющих продовольственную или в целом товарную
асимметрию.
Главным условием достижения продовольственной безопасности
является как эффективная работа агропромышленного комплекса,
перерабатывающей промышленности и торговли, так и улучшение общего
состояния экономики государства. Базисом для удовлетворительного102
обеспечения населения продовольственными товарами (в идеале -
собственного производства) являются рост реальных доходов населения,
поддержка отечественного товаропроизводителя с целью выпуска
продовольственных товаров с повышенной пищевой ценностью,
рационализация объема и структуры импорта, развитие импортозамещающих
производств отдельных видов продукции.
Таким образом, проблематика продовольственной безопасности может
быть охарактеризована как системная задача иерархического типа
функционирования экономик России, Киргизии, Белоруссии, Казахстана и
Армении. Созданное Единое экономическое пространство должно
сопровождается детальными разработками ученых, экспертов и аналитиков
всех государств-участников по развитию и дальнейшему качественному
осуществлению экономической деятельности в рамках интеграционного
объединения.
Подобные работы
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ (НА ПРИМЕРЕ
ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, товароведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы обеспечения безопасности ввозимой продукции и пути их решения в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Особенности правового регулирования запретов и ограничений в отношении
продовольственных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности таможенного декларирования и проведения таможенного контроля продовольственных товаров
Курсовые работы, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ВВОЗИМЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Таможенная экспертиза продовольственных товаров при таможенном контроле (Саратовский Государственный Технический Университет)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - АНАЛИЗ ХРАНЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В ФКУ СИЗО-6 УФСИН РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2014 - Особенности декларирования и таможенный контроль товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи на таможенную территорию Евразийского экономического союза
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС на основе анализа современного состояния рынка (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



