АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
|
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕАЭС .................. 9
§ 1. Сущность, задачи и функции Таможенного союза ЕАЭС .............. 9
§ 2. Нормативно-правовая база таможенного регулирования в рамках
ЕАЭС ......................................................................................................... 15
§ 3. Система таможенного регулирования в рамках ЕАЭС ................. 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ СТРАН
ЕАЭС ..................................................................................................................... 31
§ 1. Сотрудничество в рамках рабочей группы Евразийской
экономической комиссии по совершенствованию таможенного
законодательства ЕАЭС .......................................................................... 31
§ 2. Участие в работе объединенной коллегии таможенных служб
государств-членов ЕАЭС ........................................................................ 33
§ 3. Содействие Армении и Киргизии в условиях их присоединения к
ЕАЭС ......................................................................................................... 39
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ РОССИИ,
БЕЛОРУССИИ, КАЗАХСТАНА, АРМЕНИИ И КИРГИЗИИ .................. 48
§ 1. Совершенствование нормативно-правовой базы .......................... 48
§ 2. Совершенствование механизма таможенно-тарифного
регулирования .......................................................................................... 56
§ 3. Диверсификация экономик стран ЕАЭС......................................... 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................... 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................. 87
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕАЭС .................. 9
§ 1. Сущность, задачи и функции Таможенного союза ЕАЭС .............. 9
§ 2. Нормативно-правовая база таможенного регулирования в рамках
ЕАЭС ......................................................................................................... 15
§ 3. Система таможенного регулирования в рамках ЕАЭС ................. 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ СТРАН
ЕАЭС ..................................................................................................................... 31
§ 1. Сотрудничество в рамках рабочей группы Евразийской
экономической комиссии по совершенствованию таможенного
законодательства ЕАЭС .......................................................................... 31
§ 2. Участие в работе объединенной коллегии таможенных служб
государств-членов ЕАЭС ........................................................................ 33
§ 3. Содействие Армении и Киргизии в условиях их присоединения к
ЕАЭС ......................................................................................................... 39
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ РОССИИ,
БЕЛОРУССИИ, КАЗАХСТАНА, АРМЕНИИ И КИРГИЗИИ .................. 48
§ 1. Совершенствование нормативно-правовой базы .......................... 48
§ 2. Совершенствование механизма таможенно-тарифного
регулирования .......................................................................................... 56
§ 3. Диверсификация экономик стран ЕАЭС......................................... 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................... 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................. 87
Актуальность темы исследования. Создание Евразийского
экономического союза России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии
стало новой вехой интеграции на Евразийском континенте. Вместе с
образованием союза стран, возникает необходимость тесного взаимодействия
и плодотворной совместной работы государственных органов стран–
участниц.
В этой связи, таможенные администрации стран выступают
представителями стороны, которая требует особо эффективного
взаимодействия. Преследуя общие цели и ведя единую таможенно–тарифную
политику страны ЕАЭС находятся в постоянном диалоге, без которого
невозможна интеграция. Поэтому, разработка и анализ наиболее актуальных
направлений взаимодействия таможенных администраций стран ЕАЭС
играет важнейшую роль, так как позволяет учитывать происходящие
экономические и политические изменения.
Степень разработанности проблемы. Вопросы направлений
взаимодействия таможенных администраций стран ЕАЭС это новый предмет
исследования. Однако, аналогичные темы обсуждались и ранее. Скажем, за 5
лет существования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
было опубликовано огромное количество научных трудов по
рассматриваемой тематике (И.Л. Аверичева, А.В. Богданова, О.В. Гутарина,
А.Ю. Денисова, М.Г. Енадарова, Е. А. Еременко, А.С. Петрик, Т.Н.
Трошкина).
Сегодня, эти же авторы публикуют труды, освещающие
сотрудничество таможенных администраций стран ЕАЭС.
Объект исследования – международное таможенное сотрудничество.
Предмет исследования это взаимодействие таможенных
администраций стран ЕАЭС8
Цель исследования – выявить наиболее актуальные направления и
перспективы взаимодействия таможенных администраций стран ЕАЭС.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо
выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико–правовые основы функционирования ЕАЭС;
- выделить актуальные направления взаимодействия таможенных
администраций стран ЕАЭС;
- провести оценку сотрудничества в данных направлениях;
- предложить наиболее перспективные направления таможенного
сотрудничества стран ЕАЭС.
Нормативно-правовой основой исследования являются
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных
процедур от 18.05.1973 г., Генеральное соглашение по тарифам и торговле от
30.10.1947 г., Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 г.,
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г, Федеральный
закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ О таможенном регулировании в Российской
Федерации, Решение Совета Евразийской экономической комиссии от
16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и
Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза", О
таможенном регулировании в Кыргызской Республике: Закон Кыргызской
Республики от 31.12.2014 № 184, О таможенном деле в Республике
Казахстан: Кодекс Республики Казахстан от 30.06.2010 № 296-IV,
таможенном регулировании в Республике Беларусь: Закон Республики
Беларусь от 10.01.2014 № 129-З, Таможенный кодекс Республики Армении
от 09.08.2000 № ЗР-83 и другие нормативные акты, регулирующие сферу
таможенного сотрудничества стран ЕАЭС.
Эмпирическая основа исследования включает материалы статистики,
опубликованные на официальном сайте ФТС России. Особое значение для
исследования приобрели данные, публикуемые на сайте Евразийской9
экономической комиссии и содержащие результаты совместных заседаний
таможенных администраций стран ЕАЭС. Важным для проведения
исследования стал сборник, опубликованный на официальном сайте ЕАЭС:
Евразийский Экономический Союз: вопросы и ответы, цифры и факты.
Теоретическая основа исследования включает труды политологов,
юристов и экономистов в области таможенного дела. Для проведения
исследования были важны труды И.Л. Аверичева, А.В. Богдановой, О.В.
Гутариной, А.Ю. Денисова, М.Г. Енадаровой, Е. А. Еременко, Д.Н.
Некрасова, А.С. Петрика, Т.Н. Трошкиной, осветившие развитие диалога
между таможенными администрациями стран ЕАЭС и раскрывшие наиболее
значимые на сегодня направления такого диалога.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер
научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход,
статистический и сравнительно-правовой методы.
Новизна исследования заключается в комплексном исследовании
автором вопроса взаимодействия таможенных администраций стран ЕАЭС, в
рамках которого:
- определены приоритетные направления взаимодействия последних;
- оценена эффективность текущего взаимодействия;
- выделены вопросы, сотрудничество по которым оказало бы
положительное влияние на развитие таможенного регулирования в рамках
ЕАЭС.
Положения, выносимые на защиту. На защиту по итогам
исследования выносятся следующие положения дипломной работы:
1) Таможенный союз ЕАЭС - это форма торгово-экономической
интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную
территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не
применяются таможенные пошлины и ограничения экономического
характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер;10
2) Основное направление сотрудничества таможенных служб
государств – членов Евразийского экономического союза в настоящее время
– это совершенствование договорно-правовой базы в сфере таможенного
регулирования.
Таможенные администрации России, Казахстана и Белоруссии
содействовали таможенным службам Республики Армении и Кыргызской
Республики в ходе их присоединению к ЕАЭС. При их активном участии
подготовлены проекты «дорожных карт» по вступлению Республик в
Евразийский экономический союз.
Страны оказывали методическую помощь по приведению
законодательной базы Киргизской Республики и Республики Армения в
соответствие с законодательством Евразийского экономического союза;
3) В качестве наиболее перспективных предметов взаимодействия
таможенных администраций стран ЕАЭС можно выделить следующие:
– унификация базовых параметров таможенно-тарифного
регулирования;
– совершенствование структуры Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
– детализация кодов ТН ВЭД ЕАЭС;
– совершенствование механизма установления ставок вывозных
таможенных пошлин.
Приоритетным направлением сотрудничества стран ЕАЭС остается
диверсификация экономик государств. По–прежнему, основной барьер для
повышения конкурентоспособности экономик ведущих стран объединения –
это сырьевая направленность. Преодоление этого препятствия и усиление
взаимопроникновения и слаженности экономик стран ЕАЭС – залог их
диверсификации.
экономического союза России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии
стало новой вехой интеграции на Евразийском континенте. Вместе с
образованием союза стран, возникает необходимость тесного взаимодействия
и плодотворной совместной работы государственных органов стран–
участниц.
В этой связи, таможенные администрации стран выступают
представителями стороны, которая требует особо эффективного
взаимодействия. Преследуя общие цели и ведя единую таможенно–тарифную
политику страны ЕАЭС находятся в постоянном диалоге, без которого
невозможна интеграция. Поэтому, разработка и анализ наиболее актуальных
направлений взаимодействия таможенных администраций стран ЕАЭС
играет важнейшую роль, так как позволяет учитывать происходящие
экономические и политические изменения.
Степень разработанности проблемы. Вопросы направлений
взаимодействия таможенных администраций стран ЕАЭС это новый предмет
исследования. Однако, аналогичные темы обсуждались и ранее. Скажем, за 5
лет существования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
было опубликовано огромное количество научных трудов по
рассматриваемой тематике (И.Л. Аверичева, А.В. Богданова, О.В. Гутарина,
А.Ю. Денисова, М.Г. Енадарова, Е. А. Еременко, А.С. Петрик, Т.Н.
Трошкина).
Сегодня, эти же авторы публикуют труды, освещающие
сотрудничество таможенных администраций стран ЕАЭС.
Объект исследования – международное таможенное сотрудничество.
Предмет исследования это взаимодействие таможенных
администраций стран ЕАЭС8
Цель исследования – выявить наиболее актуальные направления и
перспективы взаимодействия таможенных администраций стран ЕАЭС.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо
выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико–правовые основы функционирования ЕАЭС;
- выделить актуальные направления взаимодействия таможенных
администраций стран ЕАЭС;
- провести оценку сотрудничества в данных направлениях;
- предложить наиболее перспективные направления таможенного
сотрудничества стран ЕАЭС.
Нормативно-правовой основой исследования являются
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных
процедур от 18.05.1973 г., Генеральное соглашение по тарифам и торговле от
30.10.1947 г., Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 г.,
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г, Федеральный
закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ О таможенном регулировании в Российской
Федерации, Решение Совета Евразийской экономической комиссии от
16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и
Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза", О
таможенном регулировании в Кыргызской Республике: Закон Кыргызской
Республики от 31.12.2014 № 184, О таможенном деле в Республике
Казахстан: Кодекс Республики Казахстан от 30.06.2010 № 296-IV,
таможенном регулировании в Республике Беларусь: Закон Республики
Беларусь от 10.01.2014 № 129-З, Таможенный кодекс Республики Армении
от 09.08.2000 № ЗР-83 и другие нормативные акты, регулирующие сферу
таможенного сотрудничества стран ЕАЭС.
Эмпирическая основа исследования включает материалы статистики,
опубликованные на официальном сайте ФТС России. Особое значение для
исследования приобрели данные, публикуемые на сайте Евразийской9
экономической комиссии и содержащие результаты совместных заседаний
таможенных администраций стран ЕАЭС. Важным для проведения
исследования стал сборник, опубликованный на официальном сайте ЕАЭС:
Евразийский Экономический Союз: вопросы и ответы, цифры и факты.
Теоретическая основа исследования включает труды политологов,
юристов и экономистов в области таможенного дела. Для проведения
исследования были важны труды И.Л. Аверичева, А.В. Богдановой, О.В.
Гутариной, А.Ю. Денисова, М.Г. Енадаровой, Е. А. Еременко, Д.Н.
Некрасова, А.С. Петрика, Т.Н. Трошкиной, осветившие развитие диалога
между таможенными администрациями стран ЕАЭС и раскрывшие наиболее
значимые на сегодня направления такого диалога.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер
научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход,
статистический и сравнительно-правовой методы.
Новизна исследования заключается в комплексном исследовании
автором вопроса взаимодействия таможенных администраций стран ЕАЭС, в
рамках которого:
- определены приоритетные направления взаимодействия последних;
- оценена эффективность текущего взаимодействия;
- выделены вопросы, сотрудничество по которым оказало бы
положительное влияние на развитие таможенного регулирования в рамках
ЕАЭС.
Положения, выносимые на защиту. На защиту по итогам
исследования выносятся следующие положения дипломной работы:
1) Таможенный союз ЕАЭС - это форма торгово-экономической
интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную
территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не
применяются таможенные пошлины и ограничения экономического
характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер;10
2) Основное направление сотрудничества таможенных служб
государств – членов Евразийского экономического союза в настоящее время
– это совершенствование договорно-правовой базы в сфере таможенного
регулирования.
Таможенные администрации России, Казахстана и Белоруссии
содействовали таможенным службам Республики Армении и Кыргызской
Республики в ходе их присоединению к ЕАЭС. При их активном участии
подготовлены проекты «дорожных карт» по вступлению Республик в
Евразийский экономический союз.
Страны оказывали методическую помощь по приведению
законодательной базы Киргизской Республики и Республики Армения в
соответствие с законодательством Евразийского экономического союза;
3) В качестве наиболее перспективных предметов взаимодействия
таможенных администраций стран ЕАЭС можно выделить следующие:
– унификация базовых параметров таможенно-тарифного
регулирования;
– совершенствование структуры Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
– детализация кодов ТН ВЭД ЕАЭС;
– совершенствование механизма установления ставок вывозных
таможенных пошлин.
Приоритетным направлением сотрудничества стран ЕАЭС остается
диверсификация экономик государств. По–прежнему, основной барьер для
повышения конкурентоспособности экономик ведущих стран объединения –
это сырьевая направленность. Преодоление этого препятствия и усиление
взаимопроникновения и слаженности экономик стран ЕАЭС – залог их
диверсификации.
Евразийский экономический союз — молодое интеграционное
объединение, созданное с целью помочь его странам-участницам реализовать
свой экономический потенциал и потенциал хозяйственных связей внутри
региона, создать условия для повышения глобальной
конкурентоспособности. Единый рынок товаров, услуг, капитала и труда
является сердцевиной интеграционного проекта.
Таможенный союз ЕАЭС - это форма торгово-экономической
интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную
территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не
применяются таможенные пошлины и ограничения экономического
характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер.
Создание ЕАЭС — серьезное достижение его участников после
нескольких «интеграционных фальстартов» 1990–2000‑х годов. В
перспективе им предстоит преодолеть еще множество препятствий.
Глобальные проекты с трудом пробивают себе дорогу. Несмотря на наличие
ряда нерешенных задач, идея глубокой экономической интеграции обретает
конкретные практические очертания.
Нормативная база таможенного регулирования в рамках ЕАЭС
представляет собой трехуровневую систему, которая состоит из
международных конвенций и соглашений, участником которых является хотя
бы одна из стран Союза; актов наднационального регулирования (на уровне
ЕАЭС) и национального законодательства стран-членов ЕАЭС.
При этом, наднациональная правовая база строится на основе
международных конвенций и соглашений (в частности, законодательство
ЕАЭС базируется на нормах Киотской конвенции и учитывает обязательства,
принятые странами-членами ЕАЭС в рамках ВТО).
Таможенное регулирование на территории ЕАЭС осуществляется76
согласно Договору о формировании ЕАЭС, который определяет основой
такого регулирования ТК ТС (до вступления в силу ТК ЕАЭС).
В систему таможенного регулирования ЕАЭС входит таможеннотарифное регулирование (ввозные таможенные пошлины, льготы,
преференции, тарифные квоты) и нетарифное регулирование (запреты,
количественные ограничения импорта, лицензирование и т.д.).
Основное направление сотрудничества таможенных служб государств
– членов Евразийского экономического союза в настоящее время – это
совершенствование договорно-правовой базы в сфере таможенного
регулирования.
Основное назначение Евразийской экономической комиссии —
обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка
предложений по дальнейшему развитию интеграции.
ФТС России участвует в работе по подготовке проекта Договора о
Таможенном кодексе ЕАЭС в рамках созданной при ЕЭК рабочей группы по
совершенствованию таможенного законодательства. Таможенные службы
пяти стран осуществляют тесное взаимодействие в рамках заседаний
Консультативного комитета по таможенному регулированию при ЕЭК, а
также заседаний Объединенной коллегии таможенных служб государств –
членов Таможенного союза ЕАЭС.
Объединённая коллегия координирует практические действия
таможенных служб государств – членов Евразийского экономического союза
в условиях перехода на единые принципы таможенного администрирования,
выступает площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых
унифицированных решений, а также оперативного урегулирования проблем
в сфере таможенного дела.
Создание данного органа позволило эффективно, оперативно и на
единых принципах решать широкий спектр практических вопросов
функционирования Союза, разрабатывать единые таможенные технологии и
единообразно их применять.77
Таможенные администрации России, Казахстана и Белоруссии
содействовали таможенным службам Республики Армении и Кыргызской
Республики в ходе их присоединению к ЕАЭС. При их активном участии
подготовлены проекты «дорожных карт» по вступлению Республик в
Евразийский экономический союз.
Страны оказывали методическую помощь по приведению
законодательной базы Кыргызской Республики и Республики Армения в
соответствие с законодательством Евразийского экономического союза. В
частности, ФТС России передала во временное пользование свои
программные продукты таможенным органам Киргизии, осуществила
поставку оборудования и оказала услуги по оснащению семи киргизских
пунктов пропуска техническими средствами таможенного контроля,
переносной аппаратурой радиационного контроля, компьютерной техникой,
а также оборудованием для проведения иных видов контроля.
Важнейшими актуальными вопросами взаимодействия таможенных
администраций стран ЕАЭС остается совершенствование законодательной
базы. В настоящий момент подходит к концу разработка ТК ЕАЭС, который
содержит ряд значимых нововведении, позволяющих оптимизировать и
упростить международную торговлю.
В условиях необходимости минимизации негативных последствий
вступления России и Казахстана в ВТО, активного формирования ЕАЭС
императивами таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической
деятельности должны стать:
1) унификация базовых параметров таможенно-тарифного
регулирования в государствах-членах ЕАЭС (механизм предоставления
тарифных льгот, определение стран, которым предоставляется режим
наибольшего благоприятствования), проведение единой таможеннотарифной политики на основе определения императивов промышленной
политики в рамках создаваемого единого экономического пространства,
направленные на увеличение объемов внутрирегиональной торговли,78
стимулирование процессов замещения товаров из дальнего зарубежья
товарами из стран Евразийского экономического союза;
2) совершенствование структуры Единого таможенного тарифа
Евразийского экономического союза, направленное на: углубление
промышленной кооперации, формирование общих технологических
платформ и промышленных кластеров, поддержку экспортоориентированных
производств в ЕАЭС; повышение пошлин до согласованного с ВТО уровня
на ряд чувствительных сельскохозяйственных, продовольственных,
промышленных товаров и т.д.
3) детализация кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности Евразийского экономического союза для выделения
инновационных, а также чувствительных к импорту подсубпозиций
планомерное углубление классификации на основе развития классификатора
дополнительной информации о товарах, в целях адресной защиты
внутреннего рынка, стимулирования развития импортозамещающего
производства, повышения эффективности мер тарифного и нетарифного
регулирования ВЭД;
4) совершенствование механизма установления ставок вывозных
таможенных пошлин, корректировка уровней ставок вывозных таможенных
пошлин и перечней товаров, облагаемых экспортными пошлинами, в том
числе: сокращение числа товаров, облагаемых экспортными пошлинами;
совершенствование порядка расчета и корректировки ставок вывозных
таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты.
3) приоритетным направлением сотрудничества стран ЕАЭС остается
диверсификация экономик государств. По–прежнему, основной барьер для
повышения конкурентоспособности экономик ведущих стран объединения –
это сырьевая направленность. Преодоление этого препятствия и усиление
взаимопроникновения и слаженности экономик стран ЕАЭС – залог их
диверсификации
объединение, созданное с целью помочь его странам-участницам реализовать
свой экономический потенциал и потенциал хозяйственных связей внутри
региона, создать условия для повышения глобальной
конкурентоспособности. Единый рынок товаров, услуг, капитала и труда
является сердцевиной интеграционного проекта.
Таможенный союз ЕАЭС - это форма торгово-экономической
интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную
территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не
применяются таможенные пошлины и ограничения экономического
характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер.
Создание ЕАЭС — серьезное достижение его участников после
нескольких «интеграционных фальстартов» 1990–2000‑х годов. В
перспективе им предстоит преодолеть еще множество препятствий.
Глобальные проекты с трудом пробивают себе дорогу. Несмотря на наличие
ряда нерешенных задач, идея глубокой экономической интеграции обретает
конкретные практические очертания.
Нормативная база таможенного регулирования в рамках ЕАЭС
представляет собой трехуровневую систему, которая состоит из
международных конвенций и соглашений, участником которых является хотя
бы одна из стран Союза; актов наднационального регулирования (на уровне
ЕАЭС) и национального законодательства стран-членов ЕАЭС.
При этом, наднациональная правовая база строится на основе
международных конвенций и соглашений (в частности, законодательство
ЕАЭС базируется на нормах Киотской конвенции и учитывает обязательства,
принятые странами-членами ЕАЭС в рамках ВТО).
Таможенное регулирование на территории ЕАЭС осуществляется76
согласно Договору о формировании ЕАЭС, который определяет основой
такого регулирования ТК ТС (до вступления в силу ТК ЕАЭС).
В систему таможенного регулирования ЕАЭС входит таможеннотарифное регулирование (ввозные таможенные пошлины, льготы,
преференции, тарифные квоты) и нетарифное регулирование (запреты,
количественные ограничения импорта, лицензирование и т.д.).
Основное направление сотрудничества таможенных служб государств
– членов Евразийского экономического союза в настоящее время – это
совершенствование договорно-правовой базы в сфере таможенного
регулирования.
Основное назначение Евразийской экономической комиссии —
обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка
предложений по дальнейшему развитию интеграции.
ФТС России участвует в работе по подготовке проекта Договора о
Таможенном кодексе ЕАЭС в рамках созданной при ЕЭК рабочей группы по
совершенствованию таможенного законодательства. Таможенные службы
пяти стран осуществляют тесное взаимодействие в рамках заседаний
Консультативного комитета по таможенному регулированию при ЕЭК, а
также заседаний Объединенной коллегии таможенных служб государств –
членов Таможенного союза ЕАЭС.
Объединённая коллегия координирует практические действия
таможенных служб государств – членов Евразийского экономического союза
в условиях перехода на единые принципы таможенного администрирования,
выступает площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых
унифицированных решений, а также оперативного урегулирования проблем
в сфере таможенного дела.
Создание данного органа позволило эффективно, оперативно и на
единых принципах решать широкий спектр практических вопросов
функционирования Союза, разрабатывать единые таможенные технологии и
единообразно их применять.77
Таможенные администрации России, Казахстана и Белоруссии
содействовали таможенным службам Республики Армении и Кыргызской
Республики в ходе их присоединению к ЕАЭС. При их активном участии
подготовлены проекты «дорожных карт» по вступлению Республик в
Евразийский экономический союз.
Страны оказывали методическую помощь по приведению
законодательной базы Кыргызской Республики и Республики Армения в
соответствие с законодательством Евразийского экономического союза. В
частности, ФТС России передала во временное пользование свои
программные продукты таможенным органам Киргизии, осуществила
поставку оборудования и оказала услуги по оснащению семи киргизских
пунктов пропуска техническими средствами таможенного контроля,
переносной аппаратурой радиационного контроля, компьютерной техникой,
а также оборудованием для проведения иных видов контроля.
Важнейшими актуальными вопросами взаимодействия таможенных
администраций стран ЕАЭС остается совершенствование законодательной
базы. В настоящий момент подходит к концу разработка ТК ЕАЭС, который
содержит ряд значимых нововведении, позволяющих оптимизировать и
упростить международную торговлю.
В условиях необходимости минимизации негативных последствий
вступления России и Казахстана в ВТО, активного формирования ЕАЭС
императивами таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической
деятельности должны стать:
1) унификация базовых параметров таможенно-тарифного
регулирования в государствах-членах ЕАЭС (механизм предоставления
тарифных льгот, определение стран, которым предоставляется режим
наибольшего благоприятствования), проведение единой таможеннотарифной политики на основе определения императивов промышленной
политики в рамках создаваемого единого экономического пространства,
направленные на увеличение объемов внутрирегиональной торговли,78
стимулирование процессов замещения товаров из дальнего зарубежья
товарами из стран Евразийского экономического союза;
2) совершенствование структуры Единого таможенного тарифа
Евразийского экономического союза, направленное на: углубление
промышленной кооперации, формирование общих технологических
платформ и промышленных кластеров, поддержку экспортоориентированных
производств в ЕАЭС; повышение пошлин до согласованного с ВТО уровня
на ряд чувствительных сельскохозяйственных, продовольственных,
промышленных товаров и т.д.
3) детализация кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности Евразийского экономического союза для выделения
инновационных, а также чувствительных к импорту подсубпозиций
планомерное углубление классификации на основе развития классификатора
дополнительной информации о товарах, в целях адресной защиты
внутреннего рынка, стимулирования развития импортозамещающего
производства, повышения эффективности мер тарифного и нетарифного
регулирования ВЭД;
4) совершенствование механизма установления ставок вывозных
таможенных пошлин, корректировка уровней ставок вывозных таможенных
пошлин и перечней товаров, облагаемых экспортными пошлинами, в том
числе: сокращение числа товаров, облагаемых экспортными пошлинами;
совершенствование порядка расчета и корректировки ставок вывозных
таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты.
3) приоритетным направлением сотрудничества стран ЕАЭС остается
диверсификация экономик государств. По–прежнему, основной барьер для
повышения конкурентоспособности экономик ведущих стран объединения –
это сырьевая направленность. Преодоление этого препятствия и усиление
взаимопроникновения и слаженности экономик стран ЕАЭС – залог их
диверсификации
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА ТЕРРИТОРИИ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Международное таможенное сотрудничество по борьбе с правонарушениями в области таможенного дела
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Международная интеграция в области таможенного дела (Российский новый университет)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННЫХ ГРУЗОВ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РФ И СТРАН
СНГ (НА ПРИМЕРЕ ТАДЖИКИСТАНА)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМЫ, ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КАК СУБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ ООО «НПП КОНТАКТ»)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
ТОВАРОВ (НА МАТЕРИАЛАХ АЛЕКСЕЕВСКОГО ТАМОЖЕННОГО
ПОСТА)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие института таможенного представителя в условиях евразийской экономической интеграции
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022



