ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ (НА ПРИМЕРЕ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ)
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....5
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ
ЕАЭС ……………………………………………………………….…………….10
§ 1. Безопасность товаров: понятие, виды, показатели. Нормативно-правовая
база обеспечения безопасности непродовольственных товаров.……………….10
§ 2. Понятие, виды, методы и средства идентификации непродовольственной
продукции…………………………….................................................................……20
§ 3. Понятие, виды и методы обнаружения фальсификации
непродовольственных товаров…..…………………………………………….....23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ ПАРФЮМЕРНОКОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ……………………………………………………..…30
§ 1. Характеристика деятельности Ярославской таможни в области обеспечения
безопасности непродовольственных товаров…………………………………...30
§ 2. Анализ требований системы технического регулирования к безопасности
парфюмерно-косметической продукции……………...............................................36
§ 3. Особенности организации таможенного контроля и оформления
парфюмерно-косметической продукции…………………………………....…...46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ…...…...…………….56
§ 1. Формирование системы технического регулирования ЕАЭС и
межгосударственной системы стандартизации………………………………....56
§ 2. Разработка мероприятий по совершенствованию механизма обеспечения
безопасности непродовольственной продукции таможенными органами.....….60
§ 3. Предложения по совершенствованию организации таможенного контроля
безопасности ввозимых на ТТ ТС парфюмерно-косметических товаров............63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……………………68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..............72
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………....……………….…..81
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ
ЕАЭС ……………………………………………………………….…………….10
§ 1. Безопасность товаров: понятие, виды, показатели. Нормативно-правовая
база обеспечения безопасности непродовольственных товаров.……………….10
§ 2. Понятие, виды, методы и средства идентификации непродовольственной
продукции…………………………….................................................................……20
§ 3. Понятие, виды и методы обнаружения фальсификации
непродовольственных товаров…..…………………………………………….....23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ ПАРФЮМЕРНОКОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ……………………………………………………..…30
§ 1. Характеристика деятельности Ярославской таможни в области обеспечения
безопасности непродовольственных товаров…………………………………...30
§ 2. Анализ требований системы технического регулирования к безопасности
парфюмерно-косметической продукции……………...............................................36
§ 3. Особенности организации таможенного контроля и оформления
парфюмерно-косметической продукции…………………………………....…...46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ…...…...…………….56
§ 1. Формирование системы технического регулирования ЕАЭС и
межгосударственной системы стандартизации………………………………....56
§ 2. Разработка мероприятий по совершенствованию механизма обеспечения
безопасности непродовольственной продукции таможенными органами.....….60
§ 3. Предложения по совершенствованию организации таможенного контроля
безопасности ввозимых на ТТ ТС парфюмерно-косметических товаров............63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……………………68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..............72
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………....……………….…..81
Актуальность темы исследования. Безопасность
непродовольственных товаров — важнейший вид экономической
безопасности, характеризующий такой уровень развития индустрии, который
обеспечивает все общественные потребности в промышленной продукции,
оказывая тем самым решающее воздействие на динамику развития
производительных сил общества. Осуществление контроля за безопасностью
ввозимых на территорию страны товаров (продовольственных и
непродовольственных) и производимой на территории продукции является
важнейшей составляющей обеспечения экономической безопасности страны
в целом, в связи с чем проведение контроля на недостаточно высоком уровне
может привести к заполнению рынка некачественной продукцией, которая
может нанести вред здоровью потребителя.
В общем объеме оборота товаров непродовольственные занимают
значительный удельный вес, что определяется, с одной стороны, их широким
ассортиментом, а с другой – необходимостью их использования в быту.
Предотвращение фальсификации и контрафакции
непродовольственных товаров – одна из наиболее актуальных проблем
современности, которая волнует правительства разных стран,
производителей, продавцов, общественные организации и, конечно,
потребителей.
Совокупность правовых норм, регламентирующих требования к
техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам
(услугам), и контроль за соблюдением установленных требований
составляют основу технического законодательства каждой страны и
позволяет государству обеспечивать контроль за безопасностью ввозимых на
территорию страны товаров и производимой на территории продукции,
устранять нормативные барьеры в торговле, обеспечивать равные условия6
для производителей и содействовать выходу товаров на мировой рынок.
Вместе с тем, существует ряд проблем в области технического
регулирования, а также таможенного контроля, как одного из важнейших
механизмов, препятствующих проникновению некачественной и опасной
продукции на отечественный рынок, требующих анализа и выработки
подходов к их решению.
Степень разработанности проблемы. В ходе выполнения работы
были изучены труды российских и зарубежных авторов, занимающихся
отдельными аспектами рассматриваемой темы. Высокую значимость в
решении целого ряда проблем, связанных с обеспечением безопасности
непродовольственных товаров в частности, имеют работы В.Е. Сыцко, А.В.
Аверина, И. Ш. Дзахмишевой, Золоторевой Е., Л.В. Константиновой, А.А.
Миграняна, А.В. Аграшенковой, И.В. Барановой, Т.В. Лазаревой и Г.Е.
Смирновой.
Объектом исследования является механизм обеспечения безопасности
непродовольственных товаров.
Предметом исследования выступает изучение механизма обеспечения
безопасности ввоза непродовольственных товаров на примере парфюмернокосметической продукции.
Целью исследования является оценка эффективности механизма
контроля за безопасностью ввоза непродовольственных товаров на примере
парфюмерно-косметической продукции с целью разработки практических
рекомендаций по ее повышению.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, виды, показатели безопасности
непродовольственных товаров;
- изучить виды и методы фальсификации и идентификации
непродовольственных товаров;7
- рассмотреть нормативно-правовую базу в сфере обеспечения
безопасности непродовольственных товаров;
- проанализировать практику в области контроля за соблюдением
запретов и ограничений, в части касающейся технического регулирования, в
регионе деятельности Ярославской таможни;
- изучить требования системы технического регулирования к
безопасности парфюмерно-косметической продукции;
- установить особенности организации таможенного контроля и
оформления при ввозе парфюмерно-косметической продукции;
- выявить проблемы, возникающие при проверке разрешительных
документов в части, касающейся технического регулирования, и найти пути
их решения.
Нормативно-правовая основа исследования включает Таможенный
кодекс Таможенного союза, «Договор о Евразийском экономическом союзе»
(Подписан в г. Астане 29.05.2014), Решение Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 N
294 «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию
Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой
устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза»,
Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 «О применении
санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», Решение Комиссии
Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 «О принятии технического
регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмернокосметической продукции».
Эмпирическая основа исследования включает статистические отчеты
Ярославской таможни, аналитические данные ЕЭК, Ростехрегулирования
РФ, Минпромторга РФ, Роспотребнадзора РФ.
Теоретической основой исследования послужили труды в области
внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, товароведения и
экспертизы непродовольственных товаров известных отечественных и8
зарубежных авторов: В.Е. Сыцко, А.В. Аверина, И. Ш. Дзахмишевой, А.А.
Миграняна и других.
Методологическую основу исследования составили общенаучные
методы – анализ, синтез, дедукция, индукция, и частнонаучные методы –
статистический, формально-логический, сравнительно-правовой, системный
подход.
Научная новизна исследования заключается в том, что проведен
комплексный анализ механизма обеспечения безопасности
непродовольственных товаров (на примере парфюмерно-косметической
продукции), в рамках которого выявлены его основные проблемы, связанные
с контролем за соблюдением запретов и ограничений, в части касающейся
технического регулирования, и предложены пути их решения.
Положения, выносимые на защиту:
- определены основные взаимодействующие элементы системы
обеспечения безопасности непродовольственных товаров, среди которых
можно выделить следующие: нормативно-правовое регулирование, систему
органов контроля и надзора, идентификацию и методы определения
фальсификации, техническое регулирование, таможенный контроль;
- в рамках сравнительного анализа определены требования системы
технического регулирования к безопасности парфюмерно-косметической
продукции в Таможенном союзе и Европейском союзе;
- проанализирована практика в области контроля за соблюдением
запретов и ограничений, в части касающейся технического регулирования, в
регионе деятельности Ярославской таможни, в результате чего выявлены
проблемы, возникающие при проверке разрешительных документов, к
которым можно отнести: отсутствие покодовых перечней товаров,
подлежащих обязательному подтверждению соответствия техническому
регламенту ТС, отсутствие сертификатов и деклараций о соответствии в
реестре Росаккредитации, большое количество сертификатов/деклараций о9
соответствии, выданных органами по сертификации, которые прекратили
свою деятельность, а так же оформленных в течение 1 дня после выставления
декларанту требования на представление такого документа;
- выявлены особенности и проблемы таможенного контроля и
оформления при ввозе парфюмерно-косметической продукции, такие как
отсутствие порядка подтверждения соответствия продукции, на которую нет
стандарта, либо новой продукции, неподтверждение эффективности
потребительских свойств косметики; невозможность определения нарушения
качества в процессе таможенного осмотра, досмотра и документального
контроля.
- предложены мероприятия по совершенствованию организации
таможенного контроля безопасности ввозимых на таможенную территорию
Таможенного союза парфюмерно-косметических товаров: организация
информационного взаимодействия среди таможенных служб различных
стран, создание механизма «единого окна», внедрение системы электронного
межведомственного взаимодействия и усиление роли производителей в
обеспечении качества продукции.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложений.
непродовольственных товаров — важнейший вид экономической
безопасности, характеризующий такой уровень развития индустрии, который
обеспечивает все общественные потребности в промышленной продукции,
оказывая тем самым решающее воздействие на динамику развития
производительных сил общества. Осуществление контроля за безопасностью
ввозимых на территорию страны товаров (продовольственных и
непродовольственных) и производимой на территории продукции является
важнейшей составляющей обеспечения экономической безопасности страны
в целом, в связи с чем проведение контроля на недостаточно высоком уровне
может привести к заполнению рынка некачественной продукцией, которая
может нанести вред здоровью потребителя.
В общем объеме оборота товаров непродовольственные занимают
значительный удельный вес, что определяется, с одной стороны, их широким
ассортиментом, а с другой – необходимостью их использования в быту.
Предотвращение фальсификации и контрафакции
непродовольственных товаров – одна из наиболее актуальных проблем
современности, которая волнует правительства разных стран,
производителей, продавцов, общественные организации и, конечно,
потребителей.
Совокупность правовых норм, регламентирующих требования к
техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам
(услугам), и контроль за соблюдением установленных требований
составляют основу технического законодательства каждой страны и
позволяет государству обеспечивать контроль за безопасностью ввозимых на
территорию страны товаров и производимой на территории продукции,
устранять нормативные барьеры в торговле, обеспечивать равные условия6
для производителей и содействовать выходу товаров на мировой рынок.
Вместе с тем, существует ряд проблем в области технического
регулирования, а также таможенного контроля, как одного из важнейших
механизмов, препятствующих проникновению некачественной и опасной
продукции на отечественный рынок, требующих анализа и выработки
подходов к их решению.
Степень разработанности проблемы. В ходе выполнения работы
были изучены труды российских и зарубежных авторов, занимающихся
отдельными аспектами рассматриваемой темы. Высокую значимость в
решении целого ряда проблем, связанных с обеспечением безопасности
непродовольственных товаров в частности, имеют работы В.Е. Сыцко, А.В.
Аверина, И. Ш. Дзахмишевой, Золоторевой Е., Л.В. Константиновой, А.А.
Миграняна, А.В. Аграшенковой, И.В. Барановой, Т.В. Лазаревой и Г.Е.
Смирновой.
Объектом исследования является механизм обеспечения безопасности
непродовольственных товаров.
Предметом исследования выступает изучение механизма обеспечения
безопасности ввоза непродовольственных товаров на примере парфюмернокосметической продукции.
Целью исследования является оценка эффективности механизма
контроля за безопасностью ввоза непродовольственных товаров на примере
парфюмерно-косметической продукции с целью разработки практических
рекомендаций по ее повышению.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, виды, показатели безопасности
непродовольственных товаров;
- изучить виды и методы фальсификации и идентификации
непродовольственных товаров;7
- рассмотреть нормативно-правовую базу в сфере обеспечения
безопасности непродовольственных товаров;
- проанализировать практику в области контроля за соблюдением
запретов и ограничений, в части касающейся технического регулирования, в
регионе деятельности Ярославской таможни;
- изучить требования системы технического регулирования к
безопасности парфюмерно-косметической продукции;
- установить особенности организации таможенного контроля и
оформления при ввозе парфюмерно-косметической продукции;
- выявить проблемы, возникающие при проверке разрешительных
документов в части, касающейся технического регулирования, и найти пути
их решения.
Нормативно-правовая основа исследования включает Таможенный
кодекс Таможенного союза, «Договор о Евразийском экономическом союзе»
(Подписан в г. Астане 29.05.2014), Решение Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 N
294 «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию
Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой
устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза»,
Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 «О применении
санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», Решение Комиссии
Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 «О принятии технического
регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмернокосметической продукции».
Эмпирическая основа исследования включает статистические отчеты
Ярославской таможни, аналитические данные ЕЭК, Ростехрегулирования
РФ, Минпромторга РФ, Роспотребнадзора РФ.
Теоретической основой исследования послужили труды в области
внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, товароведения и
экспертизы непродовольственных товаров известных отечественных и8
зарубежных авторов: В.Е. Сыцко, А.В. Аверина, И. Ш. Дзахмишевой, А.А.
Миграняна и других.
Методологическую основу исследования составили общенаучные
методы – анализ, синтез, дедукция, индукция, и частнонаучные методы –
статистический, формально-логический, сравнительно-правовой, системный
подход.
Научная новизна исследования заключается в том, что проведен
комплексный анализ механизма обеспечения безопасности
непродовольственных товаров (на примере парфюмерно-косметической
продукции), в рамках которого выявлены его основные проблемы, связанные
с контролем за соблюдением запретов и ограничений, в части касающейся
технического регулирования, и предложены пути их решения.
Положения, выносимые на защиту:
- определены основные взаимодействующие элементы системы
обеспечения безопасности непродовольственных товаров, среди которых
можно выделить следующие: нормативно-правовое регулирование, систему
органов контроля и надзора, идентификацию и методы определения
фальсификации, техническое регулирование, таможенный контроль;
- в рамках сравнительного анализа определены требования системы
технического регулирования к безопасности парфюмерно-косметической
продукции в Таможенном союзе и Европейском союзе;
- проанализирована практика в области контроля за соблюдением
запретов и ограничений, в части касающейся технического регулирования, в
регионе деятельности Ярославской таможни, в результате чего выявлены
проблемы, возникающие при проверке разрешительных документов, к
которым можно отнести: отсутствие покодовых перечней товаров,
подлежащих обязательному подтверждению соответствия техническому
регламенту ТС, отсутствие сертификатов и деклараций о соответствии в
реестре Росаккредитации, большое количество сертификатов/деклараций о9
соответствии, выданных органами по сертификации, которые прекратили
свою деятельность, а так же оформленных в течение 1 дня после выставления
декларанту требования на представление такого документа;
- выявлены особенности и проблемы таможенного контроля и
оформления при ввозе парфюмерно-косметической продукции, такие как
отсутствие порядка подтверждения соответствия продукции, на которую нет
стандарта, либо новой продукции, неподтверждение эффективности
потребительских свойств косметики; невозможность определения нарушения
качества в процессе таможенного осмотра, досмотра и документального
контроля.
- предложены мероприятия по совершенствованию организации
таможенного контроля безопасности ввозимых на таможенную территорию
Таможенного союза парфюмерно-косметических товаров: организация
информационного взаимодействия среди таможенных служб различных
стран, создание механизма «единого окна», внедрение системы электронного
межведомственного взаимодействия и усиление роли производителей в
обеспечении качества продукции.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложений.
В ходе проведенного исследования были рассмотрены вопросы
обеспечения безопасности непродовольственных товаров, их идентификации
и фальсификации, требований системы технического регулирования,
организации таможенного оформления и таможенного контроля.
Установлено, что безопасность и качество продукции – одно из
важнейших условий стабильного развития и функционирования рынка
товаров и услуг. Безопасность означает отсутствие недопустимого риска,
связанного с возможностью причинения вреда или нанесения ущерба при
использовании продукции.
Система обеспечения безопасности включает в себя развитую
нормативно-правовую базу, механизм контроля со стороны государственных
органов (Роспотребнадзор, Росаккредитация, ФТС), подтверждение
безопасности продукции разрешительными документами.
Как в Российской Федерации, так и в рамках ЕАЭС существует
достаточно обширная нормативно-правовая база, регламентирующая сферу
технического регулирования. Главным документом в РФ является
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом
регулировании». Договор о ЕАЭС является основополагающим документом
на международном уровне. В соответствии с ним устанавливается: единый
перечень продукции, план и порядок разработки ТР и перечней стандартов,
единые формы документов по оценке соответствия, типовые схемы оценки
соответствия, порядок ввоза продукции, единый знак обращения продукции
на рынке, область действия национальных законодательств государствчленов ЕАЭС в сфере технического регулирования.
Важную роль в обеспечении безопасности продукции играет
идентификация, что означает установление соответствия наименования
товара, указанного на маркировке и в сопроводительных документах или69
иных средствах информации, предъявляемых нему требованиям, что
помогает выявить фальсификационную продукцию. Фальсификация может
рассматриваться как действие, направленное на ухудшение потребительских
свойств или уменьшение количества товара при сохранении наиболее
характерных, но несущественных, для его использования по назначению
свойств.
В настоящее время потребитель наряду с фальсифицированной
продукцией также сталкивается с контрафактной, отличие которой
заключается в нарушениях качества продукции в разных областях.
Контрафакты – это нарушения в области интеллектуальных прав,
фальсификаты – в области технического регулирования и других
обязательных требований к продукции. Контрафакт связан с реальной
угрозой безопасности жизни и здоровья и с каждым годом его количество на
рынке увеличивается и самыми «подделываемыми» товарами являются:
обувь, одежда, предметы бытовой химии, парфюмерно-косметические
товары, товары текстильной и легкой промышленности.
В работе были рассмотрены статистические данные по
разрешительным документам, представленным при таможенном
декларировании товаров в регионе деятельности Ярославской таможни и
подтверждающим соблюдение запретов и ограничений в части технического
регулирования.
По изученным данным можно сделать вывод о том, что в 2015 г. по
сравнению с 2014 г. увеличилось количество импортного товара,
подлежащего обязательному подтверждению соответствия. В 2015 г.
произошло резкое увеличение числа сертификатов и деклараций о
соответствии, выданных на соответствие требованиям технических
регламентов ТС, и уменьшение количества разрешительных документов,
выданных на соответствие требований национального законодательства.
Такая ситуация связана с вступлением в силу новых ТР и окончанием70
переходного периода. При изучении статистических данных по
направлениям запросов по разрешительным документам в СМЭВ, можно
сделать вывод о том, что достаточно большая часть запрашиваемых
документов отсутствует в базах данных либо возникает системная ошибка.
В работе сравнивались системы обеспечения безопасности
парфюмерно-косметической продукции в странах-членах ЕС и ЕАЭС. В
результате установлено, что система контроля за качеством ввозимых
товаров в ЕС направлена не только на соблюдение установленных
требований в отношении ингредиентного состава, но и в целом на
обеспечение безопасности использования продукции потребителями, не
использования живых существ для проведения испытаний, а также
недопущение ввоза контрафактной продукции, при этом безопасность
продукции подтверждается «COSMETIC PRODUCT SAFETY REPORT»
(отчетом по безопасности). Для стран-участниц ЕАЭС правила
идентификации, обращения на рынке парфюмерно-косметической
продукции, требования к ней, механизм осуществления оценки соответствия
и условия маркировки устанавливает ТР ТС «О безопасности парфюмернокосметической продукции».
В странах ЕАЭС документами, подтверждающими безопасность
парфюмерно-косметической продукции, являются декларация о соответствии
или свидетельство о государственной регистрации. Парфюмернокосметическая продукция подлежит санитарно-эпидемиологическому
контролю, который проводится в пунктах пропуска, где должностные лица
таможенных органов проводят в пределах своей компетенции проверку
документов, подтверждающих безопасность продукции, в части ее
соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям,
транспортных или коммерческих документов на продукцию, и при
установлении её соответствия требованиям проставляют штамп «Ввоз
разрешен» или при установлении несоответствия ввоз продукции не71
допускается, проставляется штамп «Ввоз запрещен» и продукция подлежит
вывозу или уничтожению.
При проверке документов, подтверждающих безопасность продукции,
у инспекторов возникают несколько проблем, которые были отражены в
работе, а также пути их решения.
Подводя итог, стоит отметить, что в работе были достигнуты
поставленные задачи, а именно: изучена нормативно-правовой база в сфере
технического регулирования, проведен анализ статистических данных по
товарам, подлежащим обязательной оценке соответствия, и запросов в
СМЭВ, проанализированы требования системы технического регулирования
к безопасности парфюмерно-косметической продукции, также установлены
особенности организации таможенного контроля и оформления и изучены
проблемы, возникающие при проверке разрешительных документов в части
касающейся технического регулирования, и найдены пути их решения.
Предложенные в работе аналитические выводы и практические
рекомендации будут способствовать повышению эффективности механизма
обеспечения безопасности непродовольственных товаров.
обеспечения безопасности непродовольственных товаров, их идентификации
и фальсификации, требований системы технического регулирования,
организации таможенного оформления и таможенного контроля.
Установлено, что безопасность и качество продукции – одно из
важнейших условий стабильного развития и функционирования рынка
товаров и услуг. Безопасность означает отсутствие недопустимого риска,
связанного с возможностью причинения вреда или нанесения ущерба при
использовании продукции.
Система обеспечения безопасности включает в себя развитую
нормативно-правовую базу, механизм контроля со стороны государственных
органов (Роспотребнадзор, Росаккредитация, ФТС), подтверждение
безопасности продукции разрешительными документами.
Как в Российской Федерации, так и в рамках ЕАЭС существует
достаточно обширная нормативно-правовая база, регламентирующая сферу
технического регулирования. Главным документом в РФ является
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом
регулировании». Договор о ЕАЭС является основополагающим документом
на международном уровне. В соответствии с ним устанавливается: единый
перечень продукции, план и порядок разработки ТР и перечней стандартов,
единые формы документов по оценке соответствия, типовые схемы оценки
соответствия, порядок ввоза продукции, единый знак обращения продукции
на рынке, область действия национальных законодательств государствчленов ЕАЭС в сфере технического регулирования.
Важную роль в обеспечении безопасности продукции играет
идентификация, что означает установление соответствия наименования
товара, указанного на маркировке и в сопроводительных документах или69
иных средствах информации, предъявляемых нему требованиям, что
помогает выявить фальсификационную продукцию. Фальсификация может
рассматриваться как действие, направленное на ухудшение потребительских
свойств или уменьшение количества товара при сохранении наиболее
характерных, но несущественных, для его использования по назначению
свойств.
В настоящее время потребитель наряду с фальсифицированной
продукцией также сталкивается с контрафактной, отличие которой
заключается в нарушениях качества продукции в разных областях.
Контрафакты – это нарушения в области интеллектуальных прав,
фальсификаты – в области технического регулирования и других
обязательных требований к продукции. Контрафакт связан с реальной
угрозой безопасности жизни и здоровья и с каждым годом его количество на
рынке увеличивается и самыми «подделываемыми» товарами являются:
обувь, одежда, предметы бытовой химии, парфюмерно-косметические
товары, товары текстильной и легкой промышленности.
В работе были рассмотрены статистические данные по
разрешительным документам, представленным при таможенном
декларировании товаров в регионе деятельности Ярославской таможни и
подтверждающим соблюдение запретов и ограничений в части технического
регулирования.
По изученным данным можно сделать вывод о том, что в 2015 г. по
сравнению с 2014 г. увеличилось количество импортного товара,
подлежащего обязательному подтверждению соответствия. В 2015 г.
произошло резкое увеличение числа сертификатов и деклараций о
соответствии, выданных на соответствие требованиям технических
регламентов ТС, и уменьшение количества разрешительных документов,
выданных на соответствие требований национального законодательства.
Такая ситуация связана с вступлением в силу новых ТР и окончанием70
переходного периода. При изучении статистических данных по
направлениям запросов по разрешительным документам в СМЭВ, можно
сделать вывод о том, что достаточно большая часть запрашиваемых
документов отсутствует в базах данных либо возникает системная ошибка.
В работе сравнивались системы обеспечения безопасности
парфюмерно-косметической продукции в странах-членах ЕС и ЕАЭС. В
результате установлено, что система контроля за качеством ввозимых
товаров в ЕС направлена не только на соблюдение установленных
требований в отношении ингредиентного состава, но и в целом на
обеспечение безопасности использования продукции потребителями, не
использования живых существ для проведения испытаний, а также
недопущение ввоза контрафактной продукции, при этом безопасность
продукции подтверждается «COSMETIC PRODUCT SAFETY REPORT»
(отчетом по безопасности). Для стран-участниц ЕАЭС правила
идентификации, обращения на рынке парфюмерно-косметической
продукции, требования к ней, механизм осуществления оценки соответствия
и условия маркировки устанавливает ТР ТС «О безопасности парфюмернокосметической продукции».
В странах ЕАЭС документами, подтверждающими безопасность
парфюмерно-косметической продукции, являются декларация о соответствии
или свидетельство о государственной регистрации. Парфюмернокосметическая продукция подлежит санитарно-эпидемиологическому
контролю, который проводится в пунктах пропуска, где должностные лица
таможенных органов проводят в пределах своей компетенции проверку
документов, подтверждающих безопасность продукции, в части ее
соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям,
транспортных или коммерческих документов на продукцию, и при
установлении её соответствия требованиям проставляют штамп «Ввоз
разрешен» или при установлении несоответствия ввоз продукции не71
допускается, проставляется штамп «Ввоз запрещен» и продукция подлежит
вывозу или уничтожению.
При проверке документов, подтверждающих безопасность продукции,
у инспекторов возникают несколько проблем, которые были отражены в
работе, а также пути их решения.
Подводя итог, стоит отметить, что в работе были достигнуты
поставленные задачи, а именно: изучена нормативно-правовой база в сфере
технического регулирования, проведен анализ статистических данных по
товарам, подлежащим обязательной оценке соответствия, и запросов в
СМЭВ, проанализированы требования системы технического регулирования
к безопасности парфюмерно-косметической продукции, также установлены
особенности организации таможенного контроля и оформления и изучены
проблемы, возникающие при проверке разрешительных документов в части
касающейся технического регулирования, и найдены пути их решения.
Предложенные в работе аналитические выводы и практические
рекомендации будут способствовать повышению эффективности механизма
обеспечения безопасности непродовольственных товаров.



