Введение 3
1 Построение сечений многогранников 5
1.1 История и методологии геометрических построений в пространстве 5
1.2 Понятия сечений многогранников 12
1.3 Роль темы «Построение сечений многогранников» в математике 12
1.4 Методы построения сечений многогранников 13
1.4.1 Метод следов 14
1.4.2 Метод вспомогательных сечений 16
1.4.3 Комбинированная метод построения сечений 20
1.4.4 Координатный метод построения сечений 22
Выводы по Главе 1 24
2 Перевод специальной научно-технической литературы 25
2.1 Понятие перевода и основная характеристика научно-технических
текстов 25
2.2 Основные правила выполнения научно-технического перевода 27
2.3 Методические рекомендации в обучении переводу научно-технического текста 31
2.4 Основные трудности перевода научно-технической литературы 33
2.5 Образование и перевод технических терминов 36
Выводы по Главе 2 43
Заключение
Литература
Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей сознательной деятельности - от двухлетнего ребёнка, играющего деревянными кубиками, до зрелого математика. Особый интерес к правильным многоугольникам и правильным многогранникам связан с красотой и совершенством формы. Но теория многогранников является и современным разделом математики. Она тесно связана с топологией, теорией графов, имеет большое значение как для теоретических исследований по геометрии, так и для практических приложений в других разделах математики, например, в алгебре, теории чисел, прикладной математики. Задачи на построение сечений многогранников являются неотъемлемой частью школьного курса геометрии. Решение только этих математических задач включает в себя этапы анализа (поиска плана решения), построения, доказательства и исследования. В связи с этим, актуальность данной работы заключается в растущей потребности обеспечения студентов необходимым учебно-методическим комплексом, содержащим как научно-теоретические, так и практические сведения. Кроме того, методического пособия по данной теме на английском не существует, то есть оно уникально. Методическое пособие даёт возможность самостоятельного изучения темы, служит неотъемлемой частью процесса образования, а также подробно раскрывает тематику на конкретных примерах, что особенно необходимо в разделе геометрии.
Современная научная картина мира всё более ориентирована на интернациональное образование. С каждым годом растет количество иностранных студентов в российских университетах, следовательно, растет потребность в обеспечении методическим комплексом на иностранном (английском) языке.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка учебно-методического пособия по теме "Построение сечений многогранников "на английском языке с использованием СКМ Maple. Данное пособие будет полезным как для иностранных студентов математических факультетов, так и для школьников, обучаемых в интернациональных образовательных учреждениях.
Задачи:
• Анализ темы "Построение сечений многогранников "с исторической, теоретической, методической и практической точек зрения;
• Изучение специфики перевода специальной научно-технической литературы;
• Определение опорных теоретических сведений, необходимых для построения сечений многогранников;
• Освоение основных методов построения сечений многогранников.
Объект исследования: процесс создания учебно-методического пособия на английском языке.
Предмет исследования: методы построений сечений многогранников.
Основными методами исследования являются: метод теоретического анализа учебно-научной литературы по теме исследования; подбор методически обоснованных упражнений, способствующих успешному развитию как пространственных представлений, так и логического мышления.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный материал можно использовать для профильного уровня обучения геометрии на билингвальной основе, дополняющего традиционное содержание курса. Его можно также применять при разработке элективных курсов по геометрии, проведении кружков и факультативов, для подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам, турнирам по математике на английском языке.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждым главам, заключения, списка литературы и приложения.
Целью данного исследования была разработка учебно-методического пособия по теме "Построение сечений многогранников "на английском языке.
В процессе выполнения исследования были выполнены следующие задачи:
1. Проанализирована тема "Построение сечений многогранников".
Изучение данной темы было начато с истории и методологии геометрических построений в пространстве. Установлено, что возникновение проективной геометрии было тесно связано с возникновением и развитием перспективы. "Отцом проективной геометрии "по праву считается французский математик Жирар Дезарг (1593-1662). Основная сложность решения задач проективной геометрии обусловлена ограниченностью пространственного мышления, которое необходимо развивать с ранних лет.
Особое внимание было уделено обзору наиболее распространенных методов построения сечений: метод следов, метод вспомогательных сечений, комбинированный метод построения сечений и координатный метод. Каждый подпункт оснащен задачами, которые были решены различными методами соответственно. Что касается выбора метода для наиболее простого решения задачи, он зависит от свойств данного многогранника и положения точек, определяющих секущую плоскость.
2. Изучена специфика перевода специальной научно-технической литературы.
Определено понятие перевода как процесса перекодировки текста с одного языка на другой, выделено два основных типа переводческой деятельности - устный и письменный. К ключевым особенностям научно-технического перевода относим высокую информативность текста, логичность, четкую структуризацию, строгость и ясность. В то же время, основной характеристикой данного вида текста является высокое содержание терминологии. Основные трудности перевода непосредственно связаны с недостатком лексического и грамматического запаса, на преодоление которого ориентировано современное изучение языка. Большое внимание было направлено на перевод конкретных математических терминов, которые имеют несколько значений в зависимости от области применения.
Одной из главных проблем, которая была выявлена в процессе написания лингвистической главы, явилась крайняя недостаточности литературы. посвященной вопросу перевода научно-технических текстов, в частности с русского языка на английский язык. Таким образом, становится всё более актуальной задача поиска рекомендаций и инструкций по письменному переводу с русского языка на иностранный язык, а также создания специализированных методических пособий.
3. Определены опорные теоретические сведения, необходимые для построения сечений многогранников.
Составление методического пособия было невозможным без теоретической базы, на которую бы опирались следующие пункты пособия. В частности, говоря о построении сечений многогранников, возникает необходимости в определении понятий "многогранник "сечение многогранника". Определены основные определения, аксиомы и теоремы, которые приняты опорными в построении сечений.
4. Изучены основные методы построения плоских сечений многогранников.
Основная части методического пособия состоит из обзора наиболее широко используемых методов построения сечений, в частности:
а) построение сечений многогранников на основании аксиом стереометрии;
б) метод следов в построении сечений многогранников;
в) метод внутреннего проектирования в построении плоских сечений многогранников;
г) построение сечений многогранников в СКМ Maple.
Кроме того, к каждому методу предложены задания, направленные на усвоение пройденного материала в виде задач для самостоятельной работы.
Результатом исследование явилось создание электронно-методического
пособия, представленного в виде приложения к выпускной квалификационной работе.
[1] Абугова Х.Б. Элементарные сведения по стереометрии в 8-летней школе./ / В сборнике «Учению записки» ЛГПИ им. А.И.Герцена. - JL, 2015.125 с.
[2] Авервянов Д.И., Звавич Л.И., Трушанина Т.Н Об изучении углубленного курса математики в 11 классе.// Математика в школе.-2014.-.‘°5. с. 2-5.
[3] Азевич А.И. Геометрические вариации на «пчелиную» тему.// Математика в школе.-2015.-№1,с.5-9.
[4] Азевич А.И. Осевые сечения правильных пирамид.// Математика в школе,-2016,-ЛМ, с.2-12.
[5] Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия 9. М.: Просвещение, 2014. - 175 с.
[6] Александров А.Д. и др. Геометрия для 10-11 классов: Учеб, пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики/ А.Д.Александров, А.Л.Вернер, В.И.Рыжик.-4-е изд., перераб.- М.:Просвещение, 2014.-464с.
[7] Алексеева И. С. Введение в перевод введение: Учеб, пособие для студ. филол. и лингв, фак. высш. учеб, заведений. — СПб.: Филологи ческий факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Акаде мия», 2004. - 352 с.
[9] Анисимова В.П. Из опыта работы по новому учебнику.// Математика в школе.-2013.-№3, с. 7-8.
[10] Атанасян Л.С. и др. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. средней школы. - М.: Просвещение, 2012. - 489 с.
[11] Атанасян Л. С. , В. Ф.Бутузов, С. Б.Кадомцев. Геометрия: учебник для 10-11 классов средней школы /- М.: Просвещение, 2015. - 476 с.
[12] Бархударов Л.С. Язык и перевод / Л.С. Бархударов. - М.: Международные отношения, 1975. - 240 с.
[13] Башмаков М.И. Математика: Эксперименталвное пособие для СПТУ,- М.: Высш. 1пк.. 2014.-463 с.
[14] Безрукова Г.К., Литвиненко В.Н.Геометрия, 7-11 класс, Справочные материалы, 2015, с. 4-7.
[15] Белошистая А.В. Почему школвникам так трудно дается геометрия?// Математика в школе.-2016.-№ 6, с. 2-3.
[16] Бреус Е.В. OCHOBBI теории и практики перевода с русского языка на английский. М.:2001.120 с.
[17] Веселовский С.Б.,Рябчинская В.Д. Дидактические материалах по геометрии для 10 класса: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014.111с.
[18] Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 5 кл. средней школах./ / Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Изд. испрвл. и перераб.- М.: Прсвещение,2015.-36 с.
[19] Глушко М.М. Функционалвнвхй стилв общественного язвхка и методах его исследования/ М.М. Глушко. - М.: Наука, 1974. - 215 с.
[20] Калинин И.А. Электроннвхй учебник. // Математика в школе. - 2015. -№. - 75 с.
[21] Научно-практический журнал для старшеклассников «Математика для школвников»,2015, .‘°2 .‘°3.1-64.
[22] Нелин Е.П. Геометрия в таблицах - Учебное пособие для учащихся старших классов - Харвков: Мир детства, 2016. — 64 с.
[23] Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. Геометрия. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики. — М.: Дрофа, 2016. -224 с.
[24] Потоскуев Е.В. Изображение пространственных фигур на плоскости. Построение сечений многогранников. Учебное пособие для студентов физико-математического факультета педвуза.-Тольятти: ТГУ, 2014. - 465 с.
[25] Пронина Р. Ф. Пособие по переводу английской научно-технической литературы / Р. Ф. Пронина. - 2-е изд., стер. - М. : Высш. шк., 1973. - 176 с.
[26] Разинкина Н.М. Стилистика английской научной речи / Н.М. Разин- кина. - М.: Наука, 1972. - 162 с.
[27] Роганин А. Н., Дергачёв В. А. Алгебра и геометрия в таблицах и схемах: лучше чем учебник; 2016. - 222 с.
[28] РЫБКИН А.А., РЫБКИН А.З., Математика, Справочное пособие, Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: 2013. — 560 с.
[29] Рябцева Н. К. Научная речь на английском языке / Издательство: Флинта, Наука Год издания: 1999. - 601 с.
[30] Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. Сечения многогранников. М.: 2014 - 256 с.
[31] Стрелковский Г.М. Научно-технический перевод / Г. М. Стрелковский, Л.К. Латышев. - М.: Просвещение, 1980. - 175 с.
[32] Тукаев В.Р. Языковой барьер как психологический феномен при обучении иностранному языку // Современные концепции развития науки: Сб. статей Междунар. научно-практ. Конференции / Отв. ред. А.А Сукиасян. Уфа, 2015. С. 159-161.
[33] Хоменко С.А. Основы теории и практики перевода научнотехнического текста с английского языка на русский / С.А. Хоменко, ЕЕ. Цветкова, ИМ. Басовец. - Минск: БИТУ, 2013. - 203 с.
[34] Черняева Анна Райнолвдовна. Реализация деятельностного подхода в процессе формирования пространственного мышления учащихся при обучении построению сечений многогранников: Дне. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Омск, 2014. - 155 с.
[35] Шарвплш И.Ф. Геометрия. 10-11 классы. Базовый уровенв. М.: 2013. - 240 с.
[36] Яшина, Н. К. Учебное пособие по переводу научно-технической литера- Я96 туры с английского языка на русский / Н. К. Яшина ; В ладим, гос. ун-т им.