ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВТаО ……………………………… …7
§1. Предпосылки и причины возникновения ВТаО……………………..7
§2. История создания ВТаО и ее структура……………………….……12
§3. История взаимодействия таможенного института России и ВТаО..22
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ
ИНСТИТУТЫ……………………………………………….……………….25
§1. Основные направления деятельности Всемирной таможенной
организации. Анализ деятельности ВТаО за период с 1995 по 2009. …….25
§ 2. Механизмы взаимодействия Всемирной таможенной организации
с мировыми таможенными институтами в условиях мирового финансового
кризиса…………………………...…………………………………………….46
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ТАМОЖЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ.……….56
§1. Перспективные направления совершенствования ВТаО и мировых
таможенных иститутов…………..…………………..……………………..56
§2 роль ВТаО в Совершенствовании таможенного законодательства и
таможенных технологий…………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………69
Актуальность темы определяется тем, что совершенствование
методов управления таможенной деятельностью ,развитие таможенного
института при непосредственном влиянии ВТО безусловно, способствует
оздоровлению народного хозяйства, становится ведущим фактором
экономического роста. Данное исследование является попыткой
расширить методологическую базу ВТО, придать ей комплексный
характер в целях определения: экономической сущности совершаемых
внешнеторговых операций.
Степень разработанности проблемы. Принципы и методология
влияния Всемирной таможенной организацией на таможенную
деятельность исследованы многими отечественными и зарубежными
учеными. Значительный вклад в исследование внесли: Алборов, Р.А.Э;
Дюмулен, И. И; Козлова, Е.П.; Лобанова, Т.Н; Кузнецова, Т.В.; Литовский,
М.О.; Синецкий Б. И.; Толстая С.Б. ;Петров А.И.; Темников С.В.; Алферов
Д.М, Бойко С.Н., Кузнецов Е.С и др.
Анализ работ российских и зарубежных авторов показывает, что
имеются значимые разработки по взаимодействию в рамках Всемирной
таможенной организации. Однако вопросам их согласования и
взаимодействия уделяется недостаточно внимания, упускается из виду
нетарифного регулирования ,как одной из наиболее результативных мер
влияния.
Объектом работы - является мировой таможенный институт.
Предмет исследования - экономические отношения участников
ВЭД.
Целью исследования - является на основе анализа работы
Всемирной таможенной организации выявить ее влияние на таможенный
институт ,и предложить пути совершенствования ее деятельности.6
Исходя из этих целей были сформированы следующие задачи
исследования:
- рассмотреть историю развития всемирной таможенной
организации;
- изучить основные направления деятельности и структуру
всемирной таможенной организации;
- оценить влияние всемирной таможенной организации на
совершенствование таможенного законодательства и таможенных
технологий.
Развитие мировой экономики, увеличение международной торговли,
технологический прогресс потребовали от таможенных органов введения
новых систем взаимодействия с целью управления таможенными
процессами, разработок новых стратегий экономических преференций,
совершенствования традиционных экономических процедур в области
таможенного регулирования. Это обуславливает то, что при разработке
международных договоров и конвенций уделяется первостепенное
внимание таким аспектам как влияние особенностей ситуации в которой
происходит их создание и использование содержанию информационной
базы необходимой для этих целей и ее соответствующему существующему
положению характер системы коммуникаций между национальными и
международными таможенными органами.
На сегодняшний день одной из самых передовых и масштабных
организаций является Всемирная таможенная организация.
Всемирная Таможенная Организация это независимый
межправительственный орган, который занимается изучением проблем
таможенного регулирования ,модернизацией таможенных процедур и
таможенного законодательства.
Всемирная таможенная организация включает в себя 174
Таможенных управления которые охватывают практически всю
территорию Земли, и обрабатывают приблизительно 98 % мировой7
торговли. ВТO - единственная международная организация с
компетентностью в Таможенных делах и по сути является представителем
международного Таможенного сообщества.
Кроме роли выполняемой ВТO в стимулировании роста законной
международной торговли ее целью также является борьба с
мошенническими действиями ,и проводится интернационально.
Способствуя развитию честной, прозрачной и предсказуемой
Таможенной политики ВТO непосредственно способствует
экономическому и социальному росту благосостояния его участников.
Также в международном общественном мнении характеризованном
неустойчивостью и вездесущей угрозой террористической деятельности
миссия ВТO увеличить защиту общества и национальной территории и
обеспечить и облегчить международную торговлю играет немаловажную
роль.
Теоретико-методологическую базу исследования составляет система
принципов, приемов и способов изучения общих закономерностей
возникновения, становления и развития международно-правовых явлений.
Из специальных и частных методов применялись такие методы, как
формально-юридический, сравнительно-правовой, методы толкования
норм права и другие методы исследования.
Нормативно-правовую основу исследования составили
законодательные и нормативные документы Президента РФ,
Государственной Думы РФ, Правительства РФ, иных органов
государственной и исполнительной власти, регламентирующие
внешнеэкономической деятельность и таможенное дело в Российской
Федерации, показатели оперативного учета и эффективности деятельности
открытого акционерного общества «Электрокабель» Кольчугинский
завод», а также научные труды.
Методологическую основу исследования составляет система
принципов, приемов и способов изучения общих закономерностей8
возникновения, становления и развития международно-правовых явлений.
Из общих методов автор использует методы анализа, синтеза,
абстрагирования, сравнения, системного и структурного подхода. Из
специальных и частных методов применялись такие методы, как
формально-юридический, сравнительно-правовой, методы толкования
норм права и другие методы исследования.
Научная новизна исследования. Наиболее существенные
результаты, полученные в ходе исследования и составляющие его научную
новизну, сводятся, к следующим положениям:
- определена сущность влияния Всемирной таможенной организации ,и
установлены показатели характеризующие эффективность ее влияния.
- научно обоснована необходимость модернизации схем таможенного
законодательства,финансового контроля и предложены рекомендации,
обеспечивающие-эффективность его функционирования;
Положения, выносимые на защиту:
1.В связи с изменением характера межгосударственного воздействия
на торговую деятельность меняется содержание контроля
внешнеэкономической деятельности и показателей его эффективности.
2. Всемирная таможенная организация это единственная
международная межправительственная организация мирового масштаба
созданная специально для организации международного сотрудничества в
области таможенного дела и является институциональной основой этого
сотрудничества.
3. Международное сотрудничество в области таможенного дела в
рамках Всемирной таможенной организации направлено на создание
благоприятных условий необходимых для развития международной
торговли с помощью создания единообразной системы правового9
регулирования таможенных отношений стран-участниц на основе
деятельности организации по сближению национальных правовых систем
в области таможенного дела.
4. Деятельность Всемирной таможенной организации по увеличению
соответствия национальных правовых систем в области таможенного дела
является основным направлением деятельности организации.
Структура работы предопределена предметом, целью и задачами
исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, две из них включают
в себя по два параграфа, одна включает в себя три параграфа, заключения
и библиографического списка.
Всемирная таможенная организация в наше время играет огромную
экономико-политическую роль в мире, страны состоящие в данной
организации контролируют более 75% мирового товарооборота, на
сегодняшний день председатель ВТО Кунио Микуриа ,приступивший к
своим обязанностям в 2009 году и являющийся гражданином Японии.
Контролируя около 70% мировой таможенной деятельности,
Всемирная таможенная организация выступает в роли мирового судьи в
таможенном деле, так же проводя политику унификации таможенных
процедур и модернизации таможенного дела, так же ведется
противодействие мировому терроризму в лице ИГИЛ, пресечение
демпинга, и контроль за государственными экономиками.
Выступая в роли мирового судьи Всемирная таможенная
организация сближает правовые нормы различных государств, ускоряет
процесс либерализации мировой торговли, вынуждая страны участницы
ГС применять абсолютно все товарные позиции и субпозиции
Гармонизированной системы, так же любые цифровые коды, исключая
любые дополнения и изменения, тем самым унифицируя международные
правовые нормы.
Штат организации состоит из 70 экономических специалистов,
которые работают в ВТО на постоянной основе или технических атташе от
таможенных администраций стран-членов. Экспертами осуществляются
устные и письменные переводы, выполняются секретарские задачи.67
Английский и французский- официальные языки ВТО, в коей мере таким
может считаться и испанский , использующийся некоторыми
техническими комитетами.
Роль Всемирной таможенной организации в развитии института
таможни невозможно переоценить, с помощью создания ГС, был
достигнут значительный прорыв в области таможенного дела, как и для
отдельной экономики страны так и для мировой торговли в целом.
Гармонизированная система способствует унификации
международной торговли, сокращает время и средства необходимые для
проведения таможенного контроля в среднем на 50%.
Таким образом, на основе проведенного исследования деятельности
Всемирной таможенной организации мною сформулированы следующие
выводы:
1. Совокупность совершенно различных инструментов таможенной
политики дает странам участницам широкий выбор методов получения
выгод от участия в международном товарообмене. На сегодняшний день в
таможенной политике наблюдается ряд тенденций: отказ от создания
общих барьеров доступа на внутренний рынок, переход стран к адресным
иди частичным запретам. Результатом правильного использования
инструментов таможенной политики является повышение уровня
открытости национальной экономики, так же сохраняя уровень
конкурентоспособности своих товаров на внутреннем рынке.
2. Судя по результатам проведенных исследований, можно сделать
вывод, что среди всех факторов, влияющих на процесс экономических
преобразований в странах, таможенное администрирование является
важнейшим. Оно влияет на решение социально-экономических вопросов,
развитие ВЭД, совершенствования таможенной службы.
Суть таможенного администрирования, как формы управления,
выражается в совокупности его целевых, организационных, социальных
функций на всех уровнях как вертикальных, так и горизонтальных.68
Своевременное решение задач таможенного администрирования в новых
условиях подразумевает под собой владение достоверной информацией о
происходящих изменениях в различных сферах жизни социума :
экономике, политике, социальной сфере в целом , о развитии
подразделений таможенной службы, насколько оно соответствует
социально-экономическому состоянию общества; о взаимоотношении
структуры управления таможенной службы с участниками ВЭД
3. Проведенные исследования позволили выявить общие проблемы, к
которым следует отнести: отсталость процедур работы; несоответствие
законодательства международным требованиям; отсутствие таможенной
инфраструктуры, способной обеспечить эффективное обслуживание
грузопотоков с использованием новейших технологий; недостаточное
внимание организационным и кадровым вопросам.
4. Опираясь на сравнительный анализ положений Киотской
конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур и норм
таможенного законодательства , выявлены несоответствия, которые
необходимо убрать .Доказано, что цели устранения таких отличий
содержатся в ряде Концепций и Программ, которые были утверждены в
России. Так же сформировались направления развития таможенных
процедур:
Перспективные таможенные технологии;
Специальные упрощенные процедуры для отдельных лиц;
Таможенный пост-аудит;
Минимизация предоставляемых документов и информации;
Обеспечение возможности декларирования товаров на границе.
5. Опираясь на результаты изучения практики модернизации
таможенной политики в части таможенных процедур на принципах их
гармонизации и упрощения, был сделан вывод, что порядок и моменты
внедрения стандартов конвенции не соответствуют потребностям и
задачам таможенного дела в России, условиям осуществления и69
регулирования ВЭД. Модернизация осуществляемая в части развития
таможенных процедур по пути их модернизации упрощения, не всегда
осуществляются в комплексе с созданием условий для их широкого и
успешного применения. На протяжении нескольких лет, в течение которых
стандарты конвенции действуют в несвойственных им условиях,
возникают высокие затраты на поддержку работоспособности новых
технологий, а также возникает вероятность снижения эффективности
таможенных процедур, отсутствие положительных тенденций временных и
стоимостных показателей осуществления таможенных процедур.
На сегодняшний день на фоне санкций, и в преддверии кризиса 2017
года, как никогда актуально развитие и модернизация таможенных
технологий на основе Гармонизированной системы, так как основные
принципы действия данной системы не подчиняются политике, что
обуславливает адекватное применение их Россией.
Во время экономического и финансового кризиса таможенные
администрации имеющие цель-упрощение международной торговли
выступают в роли мощного стимула увеличения транснационального
товарообмена, способствуя модернизации таможенных процедур, убрав
невынужденные физические проверки товарных партий и сократив
временные издержки, связанные с проведением декларирования и
таможенным оформлением товаров. Все пункты перечисленные позволят
уменьшить операционные расходы, приходящиеся на долю торговых
операторов. Согласно проведенным исследованиям, оптимизация работы
отдельных таможенных администраций стала положительным фактором,
косвенно обусловившим повышение стандартов работы других
национальных таможенных служб и государственных агентств, занятых
администрированием границ
Международная конвенция об упрощении и гармонизации
таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от
26.06.1999). Собрание законодательства РФ, 08.08.2011, N 32, ст. 4810.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27
ноября 2009 г. N 17) (ред. от 16 апреля 2010 г.) // СЗ РФ. 2010. N 50.71
3. Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря
1950 г
4.Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 189-ФЗ "О ратификации
Протокола о порядке вступления в силу международных договоров,
направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного
союза, выхода из них и присоединения к ним."
5. Постановление от 3 апреля 1996 г. № 372 «О присоединении Российской
Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе
описания и кодирования товаров»
Специальная литература
6.Бахран К.Н., Ковалов С.В. Таможенное право России. -Екатеринбург,
2014.- 247с.
7.Гусев Б.Н. Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации.
- "Дело", 2014 г.
8.Глизунова С.А. Таможенный контроль после выпуска товаров //Право и
экономика, 2015.- №2.- С.20.
9.Давыдин С.Г. Таможенное право, вопросы и ответы.- М.: ЮНИТИ-Дана,
2013.- 167с.
10.Ершова А.Д., Сизов Н.А. Льготы и преференции в таможенном деле.- М.:
Бизнес-Пресса, 2015.- 253с.
11.Козырина Е.Н. Таможенное право России. Специальная часть. М., 2015.-
318с.
11.Комментарии к Таможенному кодексу Таможенного Союза(под общ.
Ред. Е.Ф. Азаровой и А.В. Баландина). – «Норма», 2016 г.
12.Краснолуцкий С.В. Расчет таможенной стоимости товара// Таможенный
альманах. - 2014. - № 3.-221с.
13.Кузнецова А.В. Правила взимания таможенных платежей при ввозе
товаров //Новая бухгалтерия.- 2015.- №2.- С.12-15.72
14.Милякова И.Н. Таможенная пошлина.- М.: Финансы и статисты, 2015.-
136с.
15.Суханов Н.И. Специальный административно-правовой статус
таможенного брокера //Законодательство и экономика, N 5, апрель 2016.
16.Новикова Н.В. Таможенный контроль в системе административных
процедур таможенного дела //Законодательство и экономика, 2014.- №10.-
С.15.
17. Еропова Н.В. Лицензирование в сфере внешней торговли. Таможенный
альманах №5, 2005. – М.: Благовест-В, 2005. – 104 с.
Учебники и учебные пособия
18.Драганова Н. Г. Основы таможенного дела: Учеб. для вузов / Под общ.
ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.- М.: ОАО "Изд- во"
Экономика",2014.
19. Кусаренко Н.В. Таможенное право России для студентов вузов.- М.:
ЮНИТИ-Дана, 2012.- 156с.
20.Таможенное дело. Словарь-справочник. – М.: Логос-СПб, 1994. – 320 с.
21.Жирнов А.В. Региональная статистика. – М.: Финансы и статистика,
2006. – 624 с.
22. Симонова М.Д. Система показателей глобализации торговли развитых
стран. Методология анализа. – М.: МГИМО-Университет, 2010. - 308 с.
23.Зенкин В.В,. Всемирная таможенная организация в схемах. - М.:
Центральный издательский дом, 2003. – 128 с.
24.Последствия присоединения России к Всемирной таможенной
организации. – М.: Педагогическое объединение "Радуга", 2012. - 42 с.
25.Роль Всемирной таможенной организации в глобальном управлении. -
М.: Весь Мир, 2014. – 298 с.
26. Экономика суверенной демократии А.Е. Арменский, С.Э. Кочубей, С.О.
Травин, В.В. Устюгов.-М.: Социальный проект, 2013. – 240 с.73
27. О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. Таможенное право. – М.: ЮнитиДана, Закон и право, 2014. – 160 с.
28.Н.Н. Косаренко. Таможенное право России. Курс лекций. – М.: Флинта,
МПСИ, 2015. – 216 с.
29.Глущенко Н.В. Определение страны происхождения товаров. – М.:
Благовест-В, 2016. – 136 с.
30.Сердикова О.Н. Государственная внешняя торговля М.: Типография
Департамента Внешней Торговли, 1825. – 660 с.
Статьи
31.Калачев Д.И. Присоединение России к международной конвенции о
временном ввозе товаров. // Международный бизнес товаров. 2015. № 6. С
3-5
32. Региональная статистика. – М.: Финансы и статистика, 2016. - 624 с.
33. Петрук В.С. Понятие и международные стандарты таможенной
стоимости // Реформы и право. – 2015. – N 4.
34. Бархин С. В. Сотрудничество государств но сближению национальных
правовых систем: унификация и гармонизация права-СПб. 2013. – N 7
35. Лазбенко М.А. Всемирная таможенная организация и Россия / Под ред.
2014. С. 7-– N 3
36. Аваненко Т.В. Таможенное дело. Словарь-справочник. – М.: Логос-СПб,
1994. – 320 с.
37.Гудков Н.Н. Таможенное право. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 392 с.
5. Электронные ресурсы
38. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» // Компания
«Консультант Плюс»: [Сайт] – URL: http: // www.consultant.ru / (дата
обращения 10.03.2016)
39. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных
процедур [Электронный ресурс] – URL:74
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124, (дата обращения
19.03.2016).
40. Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 279-ФЗ "О присоединении
Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и
гармонизации таможенных процедур» [Электронный ресурс] – URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106385 (дата обращения
20.04.2016).
41. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании
и валютном контроле". Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
[Электронный ресурс] - URL: http:// www.consultantplus.ru (дата обращения
20.04.2016).
41. Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 2225-р "О
Концепции развития таможенных органов Российской Федерации"
[Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc
(дата обращения 20.03.2016).
42. Соглашение об освобождении от применения таможенными органами
государств – членов Таможенного союза определенных форм таможенного
контроля, Официальный интернет-портал правовой информации
[Электронный ресурс] - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения
03.04.2016).
43. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О
таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный
ресурс],Официальный интернет-портал правовой информации - URL:
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 03.04.2016).
44.Митрофанова Л.М. История Всемирной таможенной организации
[Электронный ресурс] - URL: http://hi-edu.ru/e-books/xbook086/01/part-
002.htm (дата обращения 09.03.2016).
50.Пискунова Т.В. Всемирная таможенная организация и Россия
[Электронный ресурс] – URL: http://bizbook.online/audit_directora/razvitieaudita-rossii.html (дата обращения 15.03.2016)