ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...5
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУДИТА…………………..10
§1. Причины появления аудита…………………………………………..10
§2. Процесс возникновения и трансформация аудита…………………....15
§3. Отечественная история развития аудита…………………………..18
ГЛАВА 2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………………………27
§.1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности в
современных условиях……………………………………………27
§. 2. Формы и основные критерии внешнеэкономической деятельности
предприятия………………………………………………………………32
§.3. Таможенные аспекты регулирования внешнеэкономической
деятельности на предприятиях………………………………………….39
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОЦЕНКА
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЬЧУГИНСКОГО ЗАВОДА «ЭЛЕКТРОКАБЕЛЬ» ………………………………………..53
§.1. Организационно-экономическая характеристика Кольчугинского
завода «Электрокабель» ……………………………………………........53
§.2. Оценка внешнеэкономической деятельности Кольчугинского
завода «Электрокабель……………………………………………........57
§.3. Осуществление таможенных процедур и мер таможенного
регулирования Кольчугинского завода «Электрокабель»…………......62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...75
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….81
ВлГУ. 38.0
С момента образования Таможенного союза России, Беларуси и
Казахстана, созданием единого экономического пространства ЕврАзЭС,
присоединением России к Международной конвенции об упрощении и
гармонизации таможенных процедур, а также вступлением ее во Всемирную
торговую организацию, становится необходимым найти инструменты,
которые повышают эффективность участия российских предприятий в
международной системе внешнеэкономических связей, унификации
принципов ведения внешнеэкономической деятельности на основе правил
ВТО.
Необходимость приведения системы бухгалтерского учета и аудита
внешнеэкономической деятельности к современным условиям рыночной
экономики, практическая востребованность научных исследований,
недоработка отдельных, но в современных условиях очень важных вопросов
теории учета и аудита внешнеэкономических операций свидетельствует об
актуальности данной проблемы, что обусловило выбор темы работы. В
настоящее время возникают хорошие перспективы создания действительно
открытой экономики в нашей стране, ее эффективного внедрения в мировое
хозяйство. Активное использование внешнеэкономического фактора
содействует преодолению негативных процессов в экономике и дальнейшему
развитию рыночных отношений.
Внедрение России в мировую хозяйственную систему и широкое
участие отечественных предприятий во внешнеэкономической деятельности
ставит вопрос об адекватной организации контроля в этой специфической
сфере. Специфика данной области позволяет выделить аудит
внешнеэкономической деятельности как отдельное направление.
Актуальность темы определяется тем, что совершенствование
управления внешнеэкономической деятельностью в условиях преодоления
кризиса российской экономики, безусловно, способствует оздоровлению9
народного хозяйства, становится ведущим фактором экономического роста.
Объективной необходимостью является более полная реализация
региональных преимуществ внешнеторговых связей, посредством
деятельности отдельных предприятий регионального масштаба. Данное
исследование является попыткой расширить цели и задачи аудита, придать
ему комплексный характер в целях определения: экономической
целесообразности совершаемых внешнеторговых операции.
Степень разработанности проблемы. Принципы и методология
аудита исследованы многими отечественными и зарубежными учеными.
Значительный вклад в исследование общих и частных проблем учета,
контроля и аудита, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности:
внесли В.П. Астахов, А.П. Бархатов, Н.П. Барышников, И.А. Белобжецкий,
Н.Г. Гаджиев, Ю.А. Григорьев, Ю.А. Данилевский, В.Б. Ивашкевич, Г.В.
Куликов,, Г.В. Кулинина, О.А. Курбангалеева, Ж.Г. Леонтьева, А.С.
Наринский, Л.Н. Овсянников, О.М. Островский, В.И. Подольский, М.Ф.
Овсийчук, Л.В. Сотникова, Н.В. Ульянова, Т.В.Шишкова, и др.
Анализ работ российских и зарубежных авторов показывает, что
имеются значимые разработки по отдельным видам контроля
внешнеэкономической деятельности, аудита экспортных и импортных
операций. Однако вопросам их согласования и взаимодействия уделяется
недостаточно внимания, упускается из виду рассмотрение аудита ВЭД как
одной из форм независимого финансового контроля.
Объект исследования – аудит и его таможенные аспекты.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в
процессе аудита внешнеэкономической деятельности предприятия.
Целью исследования является отражение теоретических вопросов
государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
российских предприятий, отражение его современного состояния, выявление
места и роли предприятия в формируемом механизме управления
внешнеторговой деятельностью. Наиболее важным является выявление10
перспектив и путей развития внешнеэкономической деятельности.
Исходя из этих целей, были поставлены следующие задачи исследования:
- Изучить историю образования и становления аудита;
- определить взаимосвязь всех понятий, внутреннюю логику и
организационно-экономическую модель внешнеэкономической
деятельности;
- выявить теоретическую основу и природу аудита ВЭД, его
таможенных аспектов, направленных на государственное регулирование
ВЭД;
- провести анализ эффективности внешнеэкономической деятельности
Кольчугинского завода «Электрокабель»;
- рассмотреть осуществление таможенных процедур и мер таможенного
регулирования Кольчугинского завода «Электрокабель».
Нормативно-правовую основу исследования составили
законодательные и нормативные документы Президента РФ,
Государственной Думы РФ, Правительства РФ, иных органов
государственной и исполнительной власти, регламентирующие
внешнеэкономической деятельность и таможенное дело в Российской
Федерации, показатели оперативного учета и эффективности деятельности
открытого акционерного общества «Электрокабель» Кольчугинский завод», а
также научные труды.
Методологическую основу исследования составляет система
принципов, приемов и способов изучения общих закономерностей
возникновения, становления и развития международно-правовых явлений. Из
общих методов автор использует методы анализа, синтеза, абстрагирования,
сравнения, системного и структурного подхода. Из специальных и частных
методов применялись такие методы, как формально-юридический,
сравнительно-правовой, методы толкования норм права и другие методы
исследования.11
Научная новизна исследования. Наиболее существенные результаты,
полученные в ходе исследования и составляющие его научную новизну,
сводятся, к следующим положениям:
- определена сущность контроля внешнеэкономической деятельности и
установлены показатели, характеризующие его эффективность в
современных условиях;
- научно обоснована необходимость выделения аудита в системе
контроля внешнеэкономической деятельности организаций как независимой
формы» финансового контроля и предложены рекомендации,
обеспечивающие-эффективность его функционирования; определены
аналитические процедуры по оценке рисков внешнеэкономической
деятельности организаций, позволяющие раскрыть механизмы их влияния на
уровень аудиторского риска, в том числе на примере конкретного
предприятия.
Положения, выносимые на защиту:
1. В связи с изменением характера государственного воздействия на
внешнеэкономическую деятельность трансформируется содержание
контроля внешнеэкономической деятельности и показателей его
эффективности.
2. Многообразие форм и видов контроля внешнеэкономической,
деятельности обусловливает необходимость выделения его отдельного вида
— аудиторского контроля. Специфика ведения внешнеэкономической
деятельности по-новому определяет роль аудита в системе финансового
контроля этой сферы деятельности организаций.
3. Выявление и оценка рисков деятельности субъекта
внешнеэкономической деятельности требует разработки средств контроля в
целях противостояния этим рискам. В этой связи требуются изменения
организационно-методических подходов к проведению аудиторской
проверки внешнеэкономической деятельности.12
4. Существующая практика контроля внешнеэкономической
деятельности свидетельствует о необходимости усиления контрольно-профилактических функции аудита внешнеэкономической деятельности.
Структура настоящей работы предопределена предметом, целью и
задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих
в себя по три параграфа, заключения и библиографического списка
Государственное управление меняет характер воздействия на
внешнеэкономическую деятельность: оно принимает форму регулирования,
другими словами, создания определенных условий, которые обеспечивают
эффективное функционирование ее составных частей, главным образом, с
использованием экономических методов. В условиях ведения рыночного
хозяйства оно представляет собой совокупность мер законодательного,
исполнительного и контролирующего характера, которые направлены на
совершенствование внешнеторговых операций в интересах национальной
экономики, а так же национальных стратегических и тактических задач.
ВЭД осуществляется на уровне производственных структур, то есть
фирм, организаций, предприятий и т и характеризуется самостоятельностью
в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортноимпортной операции, в определении цены и стоимости контракта, объемов и
сроков поставки, а так же является частью их производственнокоммерческой деятельности, как с внутренними, так и с зарубежными
партнерами.
Импортные операции можно рассматривать как самостоятельный
объект аудита, поскольку они характеризуются своими специфическими
целями, задачами и последовательностью осуществления. В процессе
аудиторской проверки важно установить не только факт достоверности
отражения в учете импортных операций, но и факт соответствия их нормам
таможенного, валютного и налогового законодательства, а также сделать
вывод об эффективности системы внутреннего контроля за осуществлением
импортных операций.
Кроме того, аудит импортных операций целесообразно осуществлять
на основе сплошной документальной проверки по причине отсутствия
типовых и повторяющихся операций.75
В большинстве источников по практическому аудиту нет однозначного
подхода к данному объекту аудиторской проверки. Как правило, при этом
рассматриваются вопросы бухгалтерского учета, а применяемые методики не
обеспечивают комплексного подхода к использованию не только
внутрихозяйственного, но также таможенного и валютного учета как
источника информации для аудиторских доказательств.
Кроме того, при проведении аудиторских проверок импортных
операций необходимо проверять законность осуществления этих операций.
Возникает ситуация, когда при организации и ведении бухгалтерского учета
по обычным, отработанным на операциях внутреннего рынка схемам
возникает риск нарушения законодательства и искажения бухгалтерской
отчетности, о чем лица, ответственные за финансово-хозяйственную
деятельность, могут не подозревать и систематически совершать
непреднамеренные ошибки. А расплата за такие ошибки при обнаружении их
право-охранительными органами бывает порой неадекватна их значимости в
хозяйственной деятельности организации.
Цель аудита импортных операций – это выражение независимого
мнения о достоверности учета импортных операций во всех существенных
аспектах и о соответствии их нормам действующего законодательства, а
также оценка надежности и эффективности системы бухгалтерского учета и
ведения внешнеэкономической деятельности.
Говоря о таможенно-тарифных мерах как способах управления
внешнеэкономической деятельностью, важно отметить тот факт, являясь
элементом налоговой системы, при помощи которой государство получает
возможность активно вмешиваться в экономическую жизнь страны,
таможенно-тарифные меры относятся к экономическим методам
регулирования внешнеэкономической деятельности. В то же время,
рассматривая таможенно-тарифную систему как часть правового механизма
регулирования ВЭД, видимо, в определенном смысле можно говорить об
административном характере таможенно-тарифных мер, если исходить из76
узкого круга организационно-правовых проблем их непосредственного
использования. Экономический характер таможенно-тарифных мер
происходит, прежде всего, из заложенного в основу их применения способа
воздействия на внешнеторговый оборот через прямое влияние на цены
находящихся в нем товаров. Формируя стоимостный барьер на пути
движения товаров к потребителям, путем применения к товарам, при их
перемещении через таможенную границу, установленных ставок
таможенных пошлин, таможенно-тарифные меры, тем самым повышают
уровень цен, а так же влияют на конкурентоспособность, что, в свою очередь,
отражается на уровне накопления капитала, темпах развития и нормах
прибыли отдельных отраслей производства.
Следовательно, прямая связь между применяемыми таможеннотарифными мерами к ввозимым и вывозимым товарам и процессом
ценообразования придает первым экономическое содержание.
Используя тариф можно также оказывать воздействие на формирование
активного сальдо торгового баланса, на увеличение притока валюты, на
развитие отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в
них зон свободного предпринимательства.
Использование таможенно-тарифных мер осуществляется
таможенными органами при проведении ими таможенного оформления
товаров и в процессе таможенного контроля над их перемещением через
таможенную границу Таможенного союза. Основным документом, данные
которого являются главным источником сведений о товаре, цели его
перемещения, служит грузовая таможенная декларация. Исходя из ее данных,
к товару применяются предусмотренные таможенным тарифом пошлины,
решается вопрос о его пропуске через таможенную границу.
Важным при осуществлении ВЭД является обеспечение экономической
эффективности, что подразумевает получение результатов, превышающих
затраты. В качестве экономических результатов могут быть рассмотрены:77
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010). URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения
09.03.2016).
2. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения 09.03.2016).
4. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об
аудиторской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015). URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения 09.03.2016).
5. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 482 (ред. от
20.10.2014) "Об утверждении Правил установления, открытия,
функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов
пропуска через государственную границу Российской Федерации". URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения 09.03.2016).
Специальная литература
6. Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской
деятельности в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, – 2014. 321 с. -
ISBN 978-5-9516-0534-4.
7. Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном
союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / Ю.В. Гинзбург, А.Ю.79
Денисова, М.Г. Енадарова и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт
публично-правовых исследований, 2014. 400 с. – ISBN 978-5-9998-0091-6.
8. Пащенко А.В. Правоотношения по установлению и уплате
таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: к вопросу о
статусе участников / под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт публичноправовых исследований, 2013. 278 с. – ISBN 978-5-905381-08-9.
9. Постоленко М.Л. Управление внешнеэкономической деятельностью
в России. М.: Издательство Форум, 2014. 480 с. - 978-5-91134-614-0
10. Шевченко А.В. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля
1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (постатейный) / отв. ред. С.Н.
Бурцев –2015. - ISBN 5-900904-05-9.
11. Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ
"О таможенном регулировании в Российской Федерации" / под ред. С.А.
Овсянникова, Г.Н. Комковой // СПС КонсультантПлюс. – 2014. - ISBN 5-
912904-05-9.
Учебники и учебные пособия
12. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль: учебное пособие. М.:
Магистр, Инфра-М, 2014. 300 с. – ISBN 5-238-02075-4.
13. Мирошниченко Т.А. Учет и аудит внешнеэкономической
деятельности: учебное пособие. п. Персиановский: изд-во ДонГАУ, 2014.
380 с. – ISBN 978-5-98252-166-8.
14. Кувяткина Н.Н., Леонов П.Ю. Бухгалтерский учет и аудит
внешнеэкономической деятельности: учебное пособие. М.: МИФИ, 2014. 328
с. - ISBN / ISSN: 978-5-7262-1799-4.
15. Молчанова О.В. Аудит Внешнеэкономической деятельности:
учебное пособие. М.: Издательство Финансы и статистика, 2014. 400 с. – 978-
5-27903-487-1
16. Кеворкова Ж.А. Друцкая М.В. Бухгалтерский учет, анализ и аудит
внешнеэкономической деятельности: учебное пособие /Город Москва:
Инфра-М, 2015. 320 с. - ISBN: 978-5-9558-0316-6.80
17. Петров А.М. Учёт внешнеэкономической деятельности: учебник.
М.: Инфра-М, 2015. 150 с. - ISBN: 978-5-9558-0318-0.
18. Платонова И.Н. Международные экономические отношения России,
учебник. М.: Инфра-М, 2015. 170 с. - ISBN: 978-5-9776-0236-5.
19. Каспина Р.Г. Бухгалтерский учет, аудит и анализ
внешнеэкономической деятельности организаций: учебник. М.: Рид Групп,
2014. 250 с. - ISBN: 978-5-4252-0564-3.
20. Голованова С.В. Международная торговля в развитии российских
товарных рынков. М.: Издательство: Форум, 2014. 220 с. - ISBN: 978-5-
91134-619-5.
21. Дюмулен И.И. Международная торговля. Экономика, политика,
практика. М.: Инфра-М, 2014. 150 с. - ISBN: 978-5-9547-0148-7.
22. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное
регулирование: учебник. М.: Инфра-М, 2014. 253 с. - ISBN: 978-5-547-0147-0.
23. Сберегаев Н.А Практикум по внешнеэкономической деятельности
предприятий: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2014. 120 с. - ISBN: 978-5-
9558-0342-5.
Статьи
24. Веселкова Е.Е. Правовой статус субъектов внешнеэкономической
деятельности // Законодательство и экономика. – 2014. – N 4 – С. 54.
25. Губарева А.В. Приемы правового регулирования
внешнеэкономического права: правонаделение и дозволение // Юридический
мир. – 2014. – N 3. – С. 8.
26. Иванча И.И., Хапилин С.А. Подходы к совершенствованию
механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
// Вестник Российской таможенной академии. – 2014. – N 1. – С. 24.
27. Илюхина С.С. Анализ становления и необходимости
совершенствования таможенного администрирования // Таможенное дело. –
2015. – N 4. – С. 46.81
28. Иншакова А.О. Внешнеэкономические сделки в обновленном
гражданском законодательстве РФ: квалификация, форма, применимое право
// Юрист. – 2015. – N 13. – С. 22.
29. Комягин Д.Л. Политическая ответственность и стратегический
контроль в сфере публичного хозяйства // Реформы и право. – 2015. – N 4. –
С. 36.
30. Курочкина О.Л. Лицензионные платежи и корректировка
таможенной стоимости товаров через призму судебной практики //
Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2016. – N 1. – С. 50.
31. Леонова О.В. Изменения в валютном законодательстве,
затрагивающие участников внешнеторговой деятельности // Российский
внешнеэкономический вестник. – 2014. – N 1. – С. 45.
32. Леонова О.В. Изменения в валютном законодательстве,
затрагивающие участников внешнеторговой деятельности // Российский
внешнеэкономический вестник. – 2014. – N 3. – С. 13.
33. Назаренко Н.А., Савченко М.С. О понятии и содержании
таможенной процедуры // Ленинградский юридический журнал. – 2015. –
N 3. – С. 31.
34. Петрик А.С. Понятие и международные стандарты таможенной
стоимости // Реформы и право. – 2015. – N 4. – С. 42.
35. Толстая С.Б. Оценка таможенных рисков при проведении аудита
импортных операций внешнеэкономической деятельности предприятия //
Право и экономика. – 2013. – N 11. – С. 22.
36. Толстая С.Б. Таможенный контроль после выпуска и аудит
внешнеэкономической деятельности предприятия (таможенный аспект):
сравнительный анализ // Право и экономика. – 2013. – N 1. – С. 38.
37. Шашкина А.Н. Административно-правовое регулирование
таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации //
Административное и муниципальное право. –2014. – N 12. – С. 10.