НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СХЕМЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМПОРТА
ТОВАРОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ............................................. 11
§ 1. Понятие и сущность импорта товаров............................................. 11
§ 2. Особенности совершения таможенных операций в отношении
импортируемой продукции............................................................... 13
§ 3. Нормативно–правовое регулирование импорта..............................32
ГЛАВА 2. СХЕМЫ НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ ............................... 38
§ 1. Анализ нарушений таможенного законодательства при импорте
товаров на территорию РФ в 2014–2015 годах............................... 38
§ 2. Нелегальные схемы ввоза товаров ................................................... 57
§ 3. Механизм выявления схем нарушения таможенного
законодательства при импорте ......................................................... 70
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НАРУШЕНИЯМ ТАМОЖЕННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИМПОРТЕ .................................................... 75
§ 1. Основные проблемы при таможенном контроле импортируемой
продукции. .......................................................................................... 75
§ 2. Совершенствование порядка проведения таможенных операций
при импорте товаров в РФ ................................................................ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................ 89
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМПОРТА
ТОВАРОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ............................................. 11
§ 1. Понятие и сущность импорта товаров............................................. 11
§ 2. Особенности совершения таможенных операций в отношении
импортируемой продукции............................................................... 13
§ 3. Нормативно–правовое регулирование импорта..............................32
ГЛАВА 2. СХЕМЫ НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ ............................... 38
§ 1. Анализ нарушений таможенного законодательства при импорте
товаров на территорию РФ в 2014–2015 годах............................... 38
§ 2. Нелегальные схемы ввоза товаров ................................................... 57
§ 3. Механизм выявления схем нарушения таможенного
законодательства при импорте ......................................................... 70
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НАРУШЕНИЯМ ТАМОЖЕННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИМПОРТЕ .................................................... 75
§ 1. Основные проблемы при таможенном контроле импортируемой
продукции. .......................................................................................... 75
§ 2. Совершенствование порядка проведения таможенных операций
при импорте товаров в РФ ................................................................ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................ 89
Актуальность темы исследования заключается в том, что одной из
основных составляющих доходной части бюджета Российской Федерации
являются таможенные платежи, доля которых составляет почти 50 %.
значительной степени от того, насколько подробно и полно в
законодательстве закреплен механизм их уплаты и все вопросы, которые с
этой уплатой связаны, зависит снижение возможных рисков ухода от их
уплаты.
В связи с созданием и функционированием Евразийского
экономического союза (далее ЕАЭС) и в условиях членства России во
Всемирной торговой организации роль таможенных органов по
противодействию нарушениям таможенного законодательства возрастает.
Одной из основных задач таможенных органов РФ является защита
экономических интересов государства, строгий контроль за соблюдением
законодательства со стороны участников внешней экономической
деятельности (далее ВЭД), выявление и пресечение преступлений и
правонарушений со стороны недобросовестных предпринимателей.
Сфера ВЭД, в которой реализуется компетенция таможенных органов
РФ, является сосредоточением противоречивых интересов различных
отраслей российской экономики, конкурирующих промышленно–
финансовых групп, фирм, предприятий и отдельных физических лиц,
торгово–промышленных партнеров из различных зарубежных стран. Каждый
из перечисленных субъектов, отстаивая свои интересы, стремится
приспособить или обойти таможенные процедуры, избежать уплаты
таможенных пошлин и сборов, укрыть свои прибыли, особенно валютные, от
налогообложения.
Многие участники внешнеэкономической деятельности стараются с
выгодой для себя провести определенный товар, но не всегда это происходит
честным образом. Поэтому одна из функций таможенных органов состоит ввыявлении, предупреждении и пресечении административных
правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством
государств–членов Таможенного союза, а так же взимание таможенных
платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет и принятие мер по их
принудительному взысканию в пределах своей компетенции.
Нарушения таможенного законодательства могут быть совершены как
с умыслом, так и по неосторожности. В первом случае речь идет чаще всего о
попытке уменьшения размера таможенных платежей и сборов, подлежащих
уплате, путем указания в таможенных документах сведений не
соответствующих действительности: о количестве товара, качественных
характеристиках, таможенной стоимости и т.п., либо путем не
декларирования товара или его части. Во втором, нарушители совершают
правонарушения из–за незнания законодательства либо по
невнимательности.
Так или иначе, данные правонарушения ведут к неуплате или
частичной уплате таможенных платежей, что наносит ущерб федеральному
бюджету и экономической безопасности государства. Эффективная
бюджетная система страны считается важнейшим фактором устойчивого
экономического роста, поскольку из бюджетных средств осуществляется
финансирование всех направлений деятельности государства, в частности и
реализация его социальных задач.
Степень разработанности проблемы. Проблема борьбы с
нарушением таможенного законодательства является довольно
многогранной. На сегодняшний день написано немало трудов по этой
тематике. Ещё в 1996 году, незаконный импорт, как основное таможенное
правонарушение, осветил в своём труде Ю.Г. Кисловский. Опыт борьбы с
незаконным импортом на современном этапе является сферой интересов А.В.
Попенко. Проблемы и перспективы развития административного и
уголовного законодательства в части предупреждения и пресечения
таможенных правонарушений освещены: О.В. Грачёвым, В.А. Шамаховым,Ю.А. Кожанковым, А.Б. Быченковым, Т.И. Волченко, П.С. Яни, Т.Н.
Кастрикиной, О.А. Морозовой и др.
На сегодняшний день практически отсутствуют опубликованные
научные исследования, характеризующие конкретные схемы нарушения
таможенного законодательства при импорте товаров.
Объект исследования – импорт товаров на территорию РФ.
Предметом исследования является деятельность таможенных органов
по противодействию нарушениям таможенного законодательства при
импорте товаров на территорию РФ.
Целью дипломной работы является совершенствование деятельности
по борьбе с нарушениями таможенного законодательства при импорте
товаров на территорию РФ.
В дипломной работе ставятся следующие задачи:
1) изучить понятие и сущность импорта на территорию РФ;
2) изучить особенности совершения таможенных операций в
отношении импортируемой продукции;
3) рассмотреть нормативное правовое регулирование импорта товаров
в РФ;
4) выявить основные схемы нарушения таможенного законодательства
при импорте товаров на территорию РФ;
5) проанализировать механизм выявления схем нарушения
таможенного законодательства при импорте таможенными органами;
6) внести предложения по совершенствованию деятельности
таможенных органов по противодействию нарушениям таможенного
законодательства.
Нормативно-правовой основой исследования являются Таможенный
кодекс Таможенного союза, Кодекс РФ об административных
правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный
закон № 311–ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской
Федерации».Эмпирическая основа исследования включает ежегодные справочные
материалы о деятельности таможенных органов РФ, которые содержат
сведения о результатах их правоохранительной деятельности; статистические
данные ФТС России, отражающие динамику и специфику нарушений
таможенного законодательства при импорте товаров; правоприменительную
практику по делам о нарушении таможенного законодательства при импорте
товаров на территорию России.
Методологическая основа исследования включает общенаучные
методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, системный
анализ и частнонаучные методы: системно-правовой, формальноюридический.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды
политологов, юристов и экономистов в области таможенного дела. Особую
роль при проведении исследования сыграли публикации А.Б. Быченкова,
Ю.А. Воробьева, Д.С. Геворкяна, А.Н. Козырина, С.В. Халипова, в которых
охарактеризовано таможенное законодательство. При исследовании
отдельных вопросов нарушения таможенного законодательства при импорте
товаров на территорию России теоретическую основу составили труды О.Ю.
Бакаевой, Б.Н. Габричидзе, Д.Р. Канищева, Н.И. Кима, Л.В. Константиновой,
И.В. Орлова, И.В. Тимошенко, Н.И. Химичевой и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что проведено
комплексное исследование механизма противодействия схемам нарушения
таможенного законодательства при импорте товаров в Российскую
Федерацию, в рамках которого:
– представлена универсальная схема нарушения таможенного
законодательства при импорте товаров на территорию РФ;
– выявлены актуальные проблемы осуществления таможенными
органами таможенного контроля импортируемых товаров;– предложены направления совершенствования мероприятий по
противодействию нарушениям таможенного законодательства при импорте
товаров.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на
защиту выносятся следующие положения дипломной работы:
1) выявлены особенности импорта товаров на территорию РФ,
которые проявляются при прибытии товаров на территорию государства,
временного хранения прибывших товаров, их декларирования,
предоставления документов, необходимых для выпуска товаров, соблюдения
необходимых требований и условий для помещения товаров под избранную
таможенную процедуру и уплаты таможенных платежей;
2) анализ данных статистики таможенных правонарушений при
импорте товаров позволил заключить, что имеет место тенденция роста
числа выявленных правонарушений. Установлено, что наиболее
распространенными «элементами» схем нарушения таможенного
законодательства при импорте выступают недостоверное заявление
сведений, занижение суммы таможенных пошлин посредством манипуляции
со ставками таможенных пошлин, несоблюдение требований или условий
предоставления льгот по уплате таможенных платежей и использование
фирм-однодневок;
3) среди основных проблем деятельности таможенных органов по
противодействию нарушениям таможенного законодательства при импорте
товаров выделены: отсутствие «прозрачной» системы проведения
таможенного контроля как до выпуска, так и после выпуска и отсутствие
эффективной системы выявления «серых схем» и контрабандных поставок. В
качестве решения указанных проблем предложены следующие мероприятия:
– совершенствование субъективно-ориентированной модели СУР
на основе методики определения уровня риска участника ВЭД;
– увеличение ценовых «рисков» в отношении определенных
групп товара;– совершенствование информационного взаимодействия ФТС
России с правоохранительными и контрольными органами;
– модернизация технического обеспечения таможенных органов
в рамках проведения ими экспертно–криминалистической
деятельности.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех
глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
основных составляющих доходной части бюджета Российской Федерации
являются таможенные платежи, доля которых составляет почти 50 %.
значительной степени от того, насколько подробно и полно в
законодательстве закреплен механизм их уплаты и все вопросы, которые с
этой уплатой связаны, зависит снижение возможных рисков ухода от их
уплаты.
В связи с созданием и функционированием Евразийского
экономического союза (далее ЕАЭС) и в условиях членства России во
Всемирной торговой организации роль таможенных органов по
противодействию нарушениям таможенного законодательства возрастает.
Одной из основных задач таможенных органов РФ является защита
экономических интересов государства, строгий контроль за соблюдением
законодательства со стороны участников внешней экономической
деятельности (далее ВЭД), выявление и пресечение преступлений и
правонарушений со стороны недобросовестных предпринимателей.
Сфера ВЭД, в которой реализуется компетенция таможенных органов
РФ, является сосредоточением противоречивых интересов различных
отраслей российской экономики, конкурирующих промышленно–
финансовых групп, фирм, предприятий и отдельных физических лиц,
торгово–промышленных партнеров из различных зарубежных стран. Каждый
из перечисленных субъектов, отстаивая свои интересы, стремится
приспособить или обойти таможенные процедуры, избежать уплаты
таможенных пошлин и сборов, укрыть свои прибыли, особенно валютные, от
налогообложения.
Многие участники внешнеэкономической деятельности стараются с
выгодой для себя провести определенный товар, но не всегда это происходит
честным образом. Поэтому одна из функций таможенных органов состоит ввыявлении, предупреждении и пресечении административных
правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством
государств–членов Таможенного союза, а так же взимание таможенных
платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет и принятие мер по их
принудительному взысканию в пределах своей компетенции.
Нарушения таможенного законодательства могут быть совершены как
с умыслом, так и по неосторожности. В первом случае речь идет чаще всего о
попытке уменьшения размера таможенных платежей и сборов, подлежащих
уплате, путем указания в таможенных документах сведений не
соответствующих действительности: о количестве товара, качественных
характеристиках, таможенной стоимости и т.п., либо путем не
декларирования товара или его части. Во втором, нарушители совершают
правонарушения из–за незнания законодательства либо по
невнимательности.
Так или иначе, данные правонарушения ведут к неуплате или
частичной уплате таможенных платежей, что наносит ущерб федеральному
бюджету и экономической безопасности государства. Эффективная
бюджетная система страны считается важнейшим фактором устойчивого
экономического роста, поскольку из бюджетных средств осуществляется
финансирование всех направлений деятельности государства, в частности и
реализация его социальных задач.
Степень разработанности проблемы. Проблема борьбы с
нарушением таможенного законодательства является довольно
многогранной. На сегодняшний день написано немало трудов по этой
тематике. Ещё в 1996 году, незаконный импорт, как основное таможенное
правонарушение, осветил в своём труде Ю.Г. Кисловский. Опыт борьбы с
незаконным импортом на современном этапе является сферой интересов А.В.
Попенко. Проблемы и перспективы развития административного и
уголовного законодательства в части предупреждения и пресечения
таможенных правонарушений освещены: О.В. Грачёвым, В.А. Шамаховым,Ю.А. Кожанковым, А.Б. Быченковым, Т.И. Волченко, П.С. Яни, Т.Н.
Кастрикиной, О.А. Морозовой и др.
На сегодняшний день практически отсутствуют опубликованные
научные исследования, характеризующие конкретные схемы нарушения
таможенного законодательства при импорте товаров.
Объект исследования – импорт товаров на территорию РФ.
Предметом исследования является деятельность таможенных органов
по противодействию нарушениям таможенного законодательства при
импорте товаров на территорию РФ.
Целью дипломной работы является совершенствование деятельности
по борьбе с нарушениями таможенного законодательства при импорте
товаров на территорию РФ.
В дипломной работе ставятся следующие задачи:
1) изучить понятие и сущность импорта на территорию РФ;
2) изучить особенности совершения таможенных операций в
отношении импортируемой продукции;
3) рассмотреть нормативное правовое регулирование импорта товаров
в РФ;
4) выявить основные схемы нарушения таможенного законодательства
при импорте товаров на территорию РФ;
5) проанализировать механизм выявления схем нарушения
таможенного законодательства при импорте таможенными органами;
6) внести предложения по совершенствованию деятельности
таможенных органов по противодействию нарушениям таможенного
законодательства.
Нормативно-правовой основой исследования являются Таможенный
кодекс Таможенного союза, Кодекс РФ об административных
правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный
закон № 311–ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской
Федерации».Эмпирическая основа исследования включает ежегодные справочные
материалы о деятельности таможенных органов РФ, которые содержат
сведения о результатах их правоохранительной деятельности; статистические
данные ФТС России, отражающие динамику и специфику нарушений
таможенного законодательства при импорте товаров; правоприменительную
практику по делам о нарушении таможенного законодательства при импорте
товаров на территорию России.
Методологическая основа исследования включает общенаучные
методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, системный
анализ и частнонаучные методы: системно-правовой, формальноюридический.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды
политологов, юристов и экономистов в области таможенного дела. Особую
роль при проведении исследования сыграли публикации А.Б. Быченкова,
Ю.А. Воробьева, Д.С. Геворкяна, А.Н. Козырина, С.В. Халипова, в которых
охарактеризовано таможенное законодательство. При исследовании
отдельных вопросов нарушения таможенного законодательства при импорте
товаров на территорию России теоретическую основу составили труды О.Ю.
Бакаевой, Б.Н. Габричидзе, Д.Р. Канищева, Н.И. Кима, Л.В. Константиновой,
И.В. Орлова, И.В. Тимошенко, Н.И. Химичевой и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что проведено
комплексное исследование механизма противодействия схемам нарушения
таможенного законодательства при импорте товаров в Российскую
Федерацию, в рамках которого:
– представлена универсальная схема нарушения таможенного
законодательства при импорте товаров на территорию РФ;
– выявлены актуальные проблемы осуществления таможенными
органами таможенного контроля импортируемых товаров;– предложены направления совершенствования мероприятий по
противодействию нарушениям таможенного законодательства при импорте
товаров.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на
защиту выносятся следующие положения дипломной работы:
1) выявлены особенности импорта товаров на территорию РФ,
которые проявляются при прибытии товаров на территорию государства,
временного хранения прибывших товаров, их декларирования,
предоставления документов, необходимых для выпуска товаров, соблюдения
необходимых требований и условий для помещения товаров под избранную
таможенную процедуру и уплаты таможенных платежей;
2) анализ данных статистики таможенных правонарушений при
импорте товаров позволил заключить, что имеет место тенденция роста
числа выявленных правонарушений. Установлено, что наиболее
распространенными «элементами» схем нарушения таможенного
законодательства при импорте выступают недостоверное заявление
сведений, занижение суммы таможенных пошлин посредством манипуляции
со ставками таможенных пошлин, несоблюдение требований или условий
предоставления льгот по уплате таможенных платежей и использование
фирм-однодневок;
3) среди основных проблем деятельности таможенных органов по
противодействию нарушениям таможенного законодательства при импорте
товаров выделены: отсутствие «прозрачной» системы проведения
таможенного контроля как до выпуска, так и после выпуска и отсутствие
эффективной системы выявления «серых схем» и контрабандных поставок. В
качестве решения указанных проблем предложены следующие мероприятия:
– совершенствование субъективно-ориентированной модели СУР
на основе методики определения уровня риска участника ВЭД;
– увеличение ценовых «рисков» в отношении определенных
групп товара;– совершенствование информационного взаимодействия ФТС
России с правоохранительными и контрольными органами;
– модернизация технического обеспечения таможенных органов
в рамках проведения ими экспертно–криминалистической
деятельности.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех
глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
По итогам исследования механизмов нарушения таможенного
законодательства при импорте товаров на территорию Российской
Федерации и методов их предупреждения, можно сформулировать
следующие основные выводы:
1) Импорт товаров представляет собой ввоз товаров на таможенную
территорию Таможенного союза предусматривает совершение действий,
связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых
товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым
способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях,
использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их
выпуска таможенными органами. Обобщенно можно представить импорт
товаров на территорию РФ как механизм, состоящий из следующих
компонентов: пересечение товарами таможенной границы, временное
хранение товаров (при необходимости), таможенное декларирование, выпуск
товаров, таможенный контроль (может осуществляться и до выпуска
товаров).
2) При импорте товаров на территорию РФ имеется ряд особенностей,
которые возникают в процессе непосредственного прибытия товаров на
территорию государства, временного хранения прибывших товаров,
декларирования товаров, соблюдения необходимых требований и условий
для помещения товаров под избранную таможенную процедуру и уплаты
таможенных платежей.
3) В настоящее время имеет место трехуровневая система
нормативного регулирования процесса импорта товаров на территорию РФ:
– международный уровень (международные конвенции, участницей
которых является Россия: Киотская конвенция, Конвенция о временном ввозе
и Конвенция МДП);– наднациональный уровень (уровень ЕАЭС: ТК ТС, Договор о
создании ЕАЭС и др.);
– национальный уровень (российское законодательство: Федеральный
закон №311–ФЗ, УК РФ, КоАП РФ, НК РФ, Федеральный закон №164–ФЗ,
Федеральный закон №165–ФЗ).
4) Анализ статистики таможенных правонарушений при импорте
товаров позволил заключить, что имеет место тенденция роста числа
выявленных правонарушений. Рассмотренные схемы нарушения
таможенного законодательства при импорте товаров, позволили сделать
вывод о том, что наиболее распространенными «элементами» таких схем
выступают недостоверное заявление сведений, занижение суммы
таможенных пошлин посредством манипуляции со ставками таможенных
пошлин, несоблюдение требований или условий предоставления льгот по
уплате таможенных платежей и использование фирм-однодневок.
Инструментом выявления преступных схем является проведение
эффективного таможенного контроля. Для более успешного выявления схем
нарушения таможенного законодательства при импорте товаров на
территорию РФ автором предложены следующие меры:
– осуществлять мониторинг таможенного декларирования товаров,
ввезенных в качестве вклада в уставный капитал организацией с
иностранными инвестициями с предоставлением льгот по уплате
таможенных платежей;
– проводить анализ сведений, полученных от налоговых органов, о
юридическом лице, содержащихся в Едином Государственном реестре
юридических лиц;
– на этапах декларирования товаров уделять повышенное внимание
сопоставлению перечня декларируемых товаров с перечнем товаров,
указанных в разрешительных документах;– разработать проект ориентировки в отношении товаров, ввозимых из
стран дальнего зарубежья в рамках контрактов, заключенных с резидентами
оффшорных зон и пр.
5) Исследуя механизм противодействия нарушениям таможенного
законодательства при импорте товаров, автором выявлены основные
проблемы при совершении таможенного контроля – это достоверность
первичной информации, качество предоставляемой информации, проблема
взаимодействия между государственными структурами, а также проблемы
взаимодействия с представительствами иностранных государств.
Относительно общего механизма противодействия таможенным
правонарушениям, имеют место отсутствие «прозрачной» системы
проведения таможенного контроля (хотя это является основой таможенного
оформления отраженной в том числе и в ТК ТС) как до выпуска, так и после
выпуска и отсутствие эффективной системы выявления «серых схем» и
контрабандных поставок является существенной проблемой для
добросовестных участников ВЭД и самой таможенной службы и требует
совершенствования как минимум законодательства, устанавливающего
порядок ведения ВЭД.
6) В рамках выявленных проблем, автором предложены мероприятия и
направления повышения эффективности правоохранительной деятельности
таможенных органов РФ, которые заключаются в организации комплексного
подхода к выполнению рассматриваемой задачи. В указанном комплексе
автор выделил несколько направлений:
– направление таможенного контроля: усовершенствование
субъективно-ориентированной модели СУР на основе методики определения
уровня риска участника ВЭД; проведение проверочных мероприятий, в
отношении участников ВЭД с низким уровнем риска по месту их
нахождения; обдуманное увеличение ценовых «рисков» в отношении
определенных групп товара;– направление правоохранительной деятельности: более эффективное
использование Кинологической службы в пунктах пропуска через границу
РФ, единой программно-аппаратной инфраструктуры центральной таможни
(Кинологического центра ФТС России), а так же расширение эффективного
использования технических средств таможенного контроля (ТСТК).
Таким образом, учет предложенных направлений повышения
эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов
позволит более результативно выявлять преступные схемы импорта товаров,
а значит повысит уровень экономической безопасности страны.
законодательства при импорте товаров на территорию Российской
Федерации и методов их предупреждения, можно сформулировать
следующие основные выводы:
1) Импорт товаров представляет собой ввоз товаров на таможенную
территорию Таможенного союза предусматривает совершение действий,
связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых
товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым
способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях,
использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их
выпуска таможенными органами. Обобщенно можно представить импорт
товаров на территорию РФ как механизм, состоящий из следующих
компонентов: пересечение товарами таможенной границы, временное
хранение товаров (при необходимости), таможенное декларирование, выпуск
товаров, таможенный контроль (может осуществляться и до выпуска
товаров).
2) При импорте товаров на территорию РФ имеется ряд особенностей,
которые возникают в процессе непосредственного прибытия товаров на
территорию государства, временного хранения прибывших товаров,
декларирования товаров, соблюдения необходимых требований и условий
для помещения товаров под избранную таможенную процедуру и уплаты
таможенных платежей.
3) В настоящее время имеет место трехуровневая система
нормативного регулирования процесса импорта товаров на территорию РФ:
– международный уровень (международные конвенции, участницей
которых является Россия: Киотская конвенция, Конвенция о временном ввозе
и Конвенция МДП);– наднациональный уровень (уровень ЕАЭС: ТК ТС, Договор о
создании ЕАЭС и др.);
– национальный уровень (российское законодательство: Федеральный
закон №311–ФЗ, УК РФ, КоАП РФ, НК РФ, Федеральный закон №164–ФЗ,
Федеральный закон №165–ФЗ).
4) Анализ статистики таможенных правонарушений при импорте
товаров позволил заключить, что имеет место тенденция роста числа
выявленных правонарушений. Рассмотренные схемы нарушения
таможенного законодательства при импорте товаров, позволили сделать
вывод о том, что наиболее распространенными «элементами» таких схем
выступают недостоверное заявление сведений, занижение суммы
таможенных пошлин посредством манипуляции со ставками таможенных
пошлин, несоблюдение требований или условий предоставления льгот по
уплате таможенных платежей и использование фирм-однодневок.
Инструментом выявления преступных схем является проведение
эффективного таможенного контроля. Для более успешного выявления схем
нарушения таможенного законодательства при импорте товаров на
территорию РФ автором предложены следующие меры:
– осуществлять мониторинг таможенного декларирования товаров,
ввезенных в качестве вклада в уставный капитал организацией с
иностранными инвестициями с предоставлением льгот по уплате
таможенных платежей;
– проводить анализ сведений, полученных от налоговых органов, о
юридическом лице, содержащихся в Едином Государственном реестре
юридических лиц;
– на этапах декларирования товаров уделять повышенное внимание
сопоставлению перечня декларируемых товаров с перечнем товаров,
указанных в разрешительных документах;– разработать проект ориентировки в отношении товаров, ввозимых из
стран дальнего зарубежья в рамках контрактов, заключенных с резидентами
оффшорных зон и пр.
5) Исследуя механизм противодействия нарушениям таможенного
законодательства при импорте товаров, автором выявлены основные
проблемы при совершении таможенного контроля – это достоверность
первичной информации, качество предоставляемой информации, проблема
взаимодействия между государственными структурами, а также проблемы
взаимодействия с представительствами иностранных государств.
Относительно общего механизма противодействия таможенным
правонарушениям, имеют место отсутствие «прозрачной» системы
проведения таможенного контроля (хотя это является основой таможенного
оформления отраженной в том числе и в ТК ТС) как до выпуска, так и после
выпуска и отсутствие эффективной системы выявления «серых схем» и
контрабандных поставок является существенной проблемой для
добросовестных участников ВЭД и самой таможенной службы и требует
совершенствования как минимум законодательства, устанавливающего
порядок ведения ВЭД.
6) В рамках выявленных проблем, автором предложены мероприятия и
направления повышения эффективности правоохранительной деятельности
таможенных органов РФ, которые заключаются в организации комплексного
подхода к выполнению рассматриваемой задачи. В указанном комплексе
автор выделил несколько направлений:
– направление таможенного контроля: усовершенствование
субъективно-ориентированной модели СУР на основе методики определения
уровня риска участника ВЭД; проведение проверочных мероприятий, в
отношении участников ВЭД с низким уровнем риска по месту их
нахождения; обдуманное увеличение ценовых «рисков» в отношении
определенных групп товара;– направление правоохранительной деятельности: более эффективное
использование Кинологической службы в пунктах пропуска через границу
РФ, единой программно-аппаратной инфраструктуры центральной таможни
(Кинологического центра ФТС России), а так же расширение эффективного
использования технических средств таможенного контроля (ТСТК).
Таким образом, учет предложенных направлений повышения
эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов
позволит более результативно выявлять преступные схемы импорта товаров,
а значит повысит уровень экономической безопасности страны.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И ПОРЯДКА ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-правовые основы международного сотрудничества в таможенной сфере
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2008 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА 08.00.05
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Государственное регулирование фармацевтического рынка
Диссертация , гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
Диссертации (РГБ), медицина . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000



