ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЕАЭС И ЕС........................................................................................................... 10
§ 1. Понятие и характеристика деятельности ЕС.......... ……………10
§ 2. Понятие и основы функционирования ЕАЭС….......................17
§ 3. Основные предпосылки взаимодействия ЕС и ЕАЭС………...23
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ............................................................................... 29
§ 1. Анализ сотрудничества Таможенного союза России,
Белоруссии и Казахстана с ЕС....................................................... 29
§ 2. Анализ основных направлений сотрудничества ЕС и ЕАЭС .. 40
§ 3. Основные проблемы взаимодействия ЕС и ЕАЭС на
современном этапе........................................................................... 50
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОЮЗА…………………………………………………………………………..59
§ 1. Оценка перспективных направлений взаимодействия ЕС и
ЕАЭС................................................................................................. .59
§ 2. Предложения по повышению эффективности сотрудничества
ЕС и ЕАЭС и оценка их эффективности ...................................... 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................................... 76
Актуальность темы исследования. В условиях нынешних
международных отношений одной из важнейших целей каждого государства
является установление прочных взаимоотношений с другими странами. В
связи с этим были созданы два международных союза: Европейски Союз
(далее ЕС) и Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС), которые с
одной стороны схожи по своей сущности, а с другой стороны являются
абсолютно разными, первый союз европейский, а второй евроазиатский
экономический союз.
Ведущей тенденцией развития мировой системы является интеграция.
В этих условиях страны-одиночки (даже самые крупные из них) имеют
меньше шансов на эффективное участие в мировых процессах, тогда как
страны, выступающие совместно со своими партнерами в формате общих
интеграционных проектов, получают новые возможности для повышения
эффективности своей деятельности в условиях современного глобального
мира.
Европейские страны одними из первых включились в интеграционные
процессы, создав наиболее успешную интеграционную структуру –
Европейский союз. На разных этапах развития европейской интеграции в той
или иной степени возникал вопрос о взаимодействии с ближайшими
соседями – Россией и другими странами постсоветского пространства.
Взаимодействие на уровне «интеграционная структура – национальное
государство» не может быть полномасштабным по своему характеру в силу
неравнозначности участников такого взаимодействия. У стран
постсоветского пространства возникла объективная необходимость создать
равнозначное по статусу европейскому интеграционное объединение из
заинтересованных в этом стран - Евразийский экономический союз, в основу
которого легла модель европейской интеграции.6
Проводимая в настоящее время работа, предусматривающая сближение
законодательств стран в области внешней торговли и внешнеторговой
политики, углубление их взаимодействия в сферах транспорта, энергетики,
информационных технологий, выведет интегрирующиеся государства на
новый, более продвинутый этап эволюции их экономических
взаимоотношений, что ознаменует собой новую веху в развитии процессов
региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Сотрудничество Европейского союза с Россией - одного из ключевых
участников ЕАЭС приостановлено, но, не смотря на это, сохраняются многие
объективные факторы (географическая близость, экономическая
взаимозависимость и т. д.), дающие основания предположить, что отношения
будут восстановлены в ближайшие годы.
Степень разработанности проблемы. Проблемам изучения
взаимодействия ЕС и ЕАЭС уделяется большое внимание. Основы
сотрудничества ЕС и ЕАЭС обсуждаются и анализируются Евразийской
экономической комиссией, где приведены статистические данные торговых
отношений ЕАЭС и ЕС, представителями Информационно-аналитического
центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском
пространстве при МГУ, Европейского учебного института МГИМО МИД,
отделением исследования европейской интеграции ИЕ РАН и др.
Также главы стран-участниц ЕАЭС, а именно президент республики
Казахстан, президент республики Беларусь и президент Российской
Федерации неоднократно в своих комментариях дают оценку
взаимоотношениям с ЕС, как своих стран в отдельности, так и, в общем,
всего союза.
Объект исследования – механизм взаимодействия ЕС и ЕАЭС.
Предмет исследования – международные отношения стран, входящих
в ЕС и ЕАЭС и их экономическое и интеграционное взаимодействие.7
Цель работы – изучение и оценка с перспективой основных
направлений сотрудничества и предложения, которые способствуют
взаимодействию ЕС и ЕАЭС.
Задачи исследования:
охарактеризовать деятельность Европейского союза;
дать понятие и разобрать основные функции Евразийского
экономического союза;
рассмотреть основные предпосылки для взаимодействия ЕС и ЕАЭС;
проанализировать процесс сотрудничества Таможенного союза с ЕС до
образования ЕАЭС;
выявить основные проблемы сотрудничества ЕС и ЕАЭС на
современном этапе;
оценить перспективные направления взаимодействия ЕС И ЕАЭС;
разработать способы, направленные на укрепление сотрудничества
между ЕС и ЕАЭС.
Нормативно-правовая основа исследования включает в себя
генеральные соглашения по тарифам и торговле за разные годы, различного
вида договора:
1) Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014;
2) Договор о присоединении Республики Армения от 10.10.2014;
3) Договор о присоединении Кыргызской Республики от 23.12.2014;
4) Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического
сообщества от 10.10.2014;
5) Договор о создании единой таможенной территории и
формировании Таможенного союза от 06.10.2007;
Нормативно – правовая база включает в себя также три соглашения:
1) Соглашение стран СНГ «О Таможенном союзе» от 20.01.1995;
2) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Республики Беларусь «О Таможенном союзе» от 06.01.1995;8
3) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее
партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и
Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны
от 24.06.1994.
Эмпирическая основа исследования – статьи из официальных сайтов
Всемирного банка, Министерства иностранных дел Республики Беларусь,
Всемирной торговой организации и Федеральной антимонопольной службы
Российской Федерации.
Теоретическая основа исследования включает в себя труды
теоретиков и практиков, которые в своих работах освещают
внешнеэкономическую деятельность ЕАЭС и ЕС. Особое значение среди них
занимают труды Ю.А. Борко, О.В. Буториной, В.В.Покровской, B. Balassa и
Р. Dollat.
Для исследования использовались труды В.А. Бейзерова, В.А. Белова,
Н.А. Данилина, А.П. Клемешева, Т.Л. Кураса, С.Е. Метелёва, И.А.
Курьякова, И.Н., В.Н. Панфиловой, Е.С. Смирновой, Р.М. Фаляхова, М.А.
Хамфриза и А.А. Шпаковского, в которых рассматривается взаимодействие
ЕС и ЕАЭС с момента основания по нынешнее время.
Методологическая база исследования включает статистический метод
исследования, индукцию, дедукцию, анализ, системный подход.
Научная новизна заключается в разработке практических
рекомендаций, которые позволят возобновить взаимодействие странучастниц ЕС со странами-участницами ЕАЭС. Это интеграция внутри ЕАЭС,
с возможным вовлечением новых участников и выстраивание отношений со
странами, по тем или иным причинам отказавшимися от перспективы
членства в ЕАЭС. Евразийская интеграция становится фактором,
игнорирование которого способно нанести ущерб экономическим интересам
ЕС. Поэтому это обстоятельство является основанием для утверждения
неизбежности установления отношений сотрудничества между ЕС и ЕАЭС.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что современная Евразия
претерпевает серьезные трансформационные процессы, ведущие к
изменению баланса сил в регионе и смене интеграционных приоритетов
евразийских государств. На мировой карте формируются новые
геоэкономические союзы:
- один — вокруг США с их оставшимися глобальными возможностями
и планами создания Транстихоокеанского партнерства и
Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства;
- второй — «Большая Евразия» на базе сопряжении Евразийского
экономического союза и китайского проекта Экономического пояса
«Шелкового пути».
К сожалению, несмотря на заявления европейских лидеров о
намерении восстановить отношения с Россией и тем самым установить
контакты с ЕАЭС, в своем нынешнем состоянии Европа не
договороспособна.
В перспективе отношения между ЕС и ЕАЭС все же будут
установлены, но европейским коллегам важно понять, что это уже будет
происходить совершенно в других условиях — в рамках проекта воссоздания
Великого шелкового пути на пространстве современной Евразии,
направленного на создание не «Большой Европы от Лиссабона до
Владивостока», а скорее «Большой Евразии от Лиссабона до Шанхая».
Эти выводы были сделаны только после тщательного исследования
всех аспектов данного вопроса о взаимодействии ЕС и ЕАЭС.
В первой главе изучаются такие вопросы как:
1) Характеристика деятельности стран-участниц Европейского союза.
Рассмотрен состав ЕС союза, дана характеристика некоторых направлений в
сфере деятельности. В ближайшие десятилетия состав Европейского Союза
может достигнуть 30 и более государств – прежде всего, за счет приема стран72
Балканского полуострова, выступающих сегодня в качестве государствкандидатов или потенциальных кандидатов (Сербии, Македонии,
Черногории и др.). Соответственно будет возрастать и территория, на
которую распространяют действие нормы создаваемой в рамках ЕС правовой
системы – права Европейского Союза.
2) Также было раскрыто понятие ЕАЭС. Евразийский экономический
союз, подобно Европейскому союзу представляет собой единый рынок, суд,
банк развития и т.д. Евразийский экономический союз был сформирован на
основе ЕврАзЭС, вследствие чего, сохранил свою направленность на
оптимизацию торгово–экономической деятельности стран – участниц.
Однако ЕАЭС, в отличие от предшественника, расширило свою сферу
образованием единого энергетического, валютного, трудового и других
рынков.
3) В ходе исследования выявлены предпосылки для взаимодействия
ЕАЭС с Европейским союзом. Они обоснованы, прежде всего,
территориальной близостью стран-членов организаций, а также,
значительной долей ЕС в товарообороте Союза, и существенными объемами
поставки энергоемкого сырья стран ЕАЭС в Европейский союз.
Немаловажной предпосылкой сотрудничества является сфера
безопасности, в частности борьба с преступностью. Т.к. на сегодняшний день
доля транснациональной преступности значительно возросла, крайне важно
координировать усилия как можно большего количества стран в борьбе с
этой проблемой.
Во второй главе работы мною проведены следующие анализы:
1) Взаимодействие Таможенного союза России, Белоруссии и
Казахстана с ЕС сыграло большую роль в формировании единого
экономического пространства между странами. С помощью диаграмм
показана роль ТС на международной политической арене, что в свою очередь
доказывает о мощи данного союза.73
2) Анализируя возможные направления сотрудничества, удалось
выявить целый ряд направлений, в которых возможно и должно быть
сотрудничество. Такими направлениями являются:
- зона свободной торговли;
- таможенный союз;
- общий рынок;
- экономический союз.
3) Изучив все возможные пути взаимодействия двух союзов, выявлено
большое количество барьеров, например, как:
- Коррупция в странах-участниках ЕАЭС;
- Неэффективная судебная система;
- Глобальный финансовый и экономический кризис;
- События, связанные с военной авантюрой Грузии в Южной Осетии,
что способствовало «затормаживанию» развития отношений между
Евросоюзом и Россией;
- Наступление ЕС на постсоветском пространстве;
- Проблема зоны свободной торговли.
И это только незначительный перечень всех барьеров на пути их
взаимодействия.
Подводя итог, заключительно части своего исследования,
проанализированы все перспективы взаимодействия ЕС и ЕАЭС и вынесены
некоторые предложения по эффективности их сотрудничества.
1) Рассмотрев все аспекты сотрудничества ЕС и ЕАЭС можно заметить,
что перспективы взаимодействия были и есть, но в силу нынешних
обстоятельств, а именно санкционной политики против Российской
Федерации, все перспективы остаются на уровне разговоров.
2) Существует большое количество направлений на сотрудничество ЕС
и ЕАЭС, но все они по тем или иным причинам не используются.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) [рус.,
англ.] от 30.10.1947. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант
плюс» (дата обращения 30.04.2016);
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года"
(ГАТТ/GATT) [рус., англ.] (Вместе с «Договоренностями в отношении
положений о платежном балансе, освобождения от обязательств, о
толковании статей II:1 "b", XVII, XXIV, XXVIII», "Марракешским
протоколом...") от 15.04.1994. – Доступ из справочно-правовой системы
«Консультант плюс» (дата обращения 30.04.2016);
3. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о
Евразийском экономическом союзе от 23.12.2014. – Доступ из справочноправовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 30.04.2016);
4. Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического
сообщества от 10.10.2014. – Доступ из справочно-правовой системы
«Консультант плюс» (дата обращения 27.03.2016);
5. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о
Евразийском экономическом союзе от 10.10.2014. – Доступ из справочноправовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 27.03.2016);
6. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред. от
08.05.2015). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»
(дата обращения 27.03.2016);
7. Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Республики Беларусь «О Таможенном союзе» от 06.01.1995. URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 05.03.2015 (дата обращения 13.03.2016);76
8. Соглашение стран СНГ «О Таможенном союзе» от 20.01.1995. URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 03.04.2014 (дата обращения 13.03.2016);
9. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее
партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и
Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны
от 24.06.1994. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант
плюс» (дата обращения 13.03.2016);
10. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 17 «О Договоре
о Таможенном кодексе Таможенного союза» от 27.11.2009. – Доступ из
справочно-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения
12.03.2015);
11. Декларация «О евразийской экономической интеграции» от
18.11.2011. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»
(дата обращения 13.03.2016);
12. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской
области (СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91
№ 497. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс» (дата
обращения 13.03.2016);
Специальная литература
13. Balassa B. The Theory of Economic Integration. London, 1961. – 493 р.
– ISBN 9780313235436;
14. Dollat Р. Droit europeen et droit de l'Unioneuropeenne. Paris: Sirey,
2010. – 126 р. – ISBN 9782247149186;
15. Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития /
под. ред. Борко Ю.А. и Буториной О.В. – М.: Издательство Эдиториал УРСС,
2001. – 462 с. – ISBN 5-8360-0190-1;
Учебники и учебные пособия
16. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. –
М.: Издательство Экономистъ, 2006. – 671 с. – ISBN5-9811816-0-5;77
Статьи
17. Бейзеров В.А. Основные тенденции развития систем высшего
образования в начале 21 века // Экономика образования. – 2014. – № 4. – С.
32 - 33.;
18. Белов В.А. Евразийский экономический союз: история и
современность // Законодательство и экономика. – 2015. – № 8. – С. 67 - 69.;
19. Данилин Н.А. Взаимодействие России и Европейского союза в
сфере газоэнергетической безопасности в начале 21 века. Проблемы и
перспективы // Вестник Российского государственного гуманитарного
университета. – 2015. –№ 12. – С. 85 - 87.;
20. Клемешев А.П. Отношения России с Европейским союзом //
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Варшава. –
2009. – № 3. – С. 78 – 82.;
21. Курас Т.Л. Реформирование судебной системы в России: история и
современность // Власть. – 2014. – № 10. – С. 145-149.;
22. Лукашенко А.Г. О судьбах нашей интеграции // Известия. – 2011. –
№ 5. – С. 15-18.;
23. Метелёв С.Е., Курьяков И.А. Мировой финансово-экономический
кризис: современное состояние и перспективы // Сибирский торговоэкономический журнал. – 2009. – № 8. – С. 1 – 4.;
24. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: от идеи к истории будущего //
Известия. – 2011. – № 7. – С. 8-10;
25. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее,
которое рождается сегодня // Известия. – 2011. – № 2. – С. 9-12;
26. Руденков И.Н. Особенности развития региональной экономической
интеграции на постсоветском пространстве // Интернет-журнал
Науковедение. – 2013. – № 5. – С. 1-7;
27. Скворцова М.Б. Антикоррупционная политика Европейского союза:
перспективы взаимодействия с Россией // Законность и правопорядок в
современном обществе. – 2011. – № 2. – С. 98 - 120.;78
28. Филякин Ю. П. Проблемы модернизации России: общие вопросы и
политические предпосылки // Известия Московского государственного
технического университета МАМИ. – 2010. – № 21. – С. 218 - 225.;
Электронные ресурсы
29. Agreement between the European Union and the Republic of Armenia
on the readmission of persons residing without authorization [Электронный
ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/world/agreements/downloadFile. (дата
обращения: 19.04.2016);
30. La UE y Brasildefienden la necesidad de un acuerdo entre Europa y
Mercosur. EL PAIS [Электронный ресурс]. URL:http://internacional.elpais.
com/internacional/2014/02/24/actualidad/1393236703_941038.html (дата
обращения: 20.04.2016);
31. Member countries of the EU (year of entry) [Электронный ресурс].
URL: EuropeanUnionhttp://europa.eu/about-eu/countries/index_en.htm (дата
обращения: 27.03.2016);
32. Trade and Investment Barriers Report 2013: report from the Commission
to the European Council. Brussels, 28.02.2013 COM(2013)103 final
[Электронный ресурс]. URL: http://trade.eceuropa.eu/doclib/docs/2013/march/
tradoc_l50742.pdf (дата обращения: 18.04.2016);
33. Анализ ограничительных мер в отношении товаров Таможенного
союза в торговле с ключевыми партнерами в СНГ и дальнем зарубежье
[Электронный ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru/nements/analiz%20mer.pdf
(дата обращения: 18.04.2016);
34. Арнаутов О.Ю. Поставки товаров из третьих стран на территорию
ТС нельзя приостанавливать по формальным соображениям [Электронный
ресурс]. URL: http://www.tsouz.ru/news/Pages/30-08-2012-1.aspx (дата
обращения: 18.04.2016);