Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологического развития дошкольника.

Работа №2939

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы60стр.
Год сдачи2013
Стоимость1770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
935
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Особенности психологического развития дошкольника……………………..7
2.Особенности развития общения дошкольников……………………………..18
3.Понятие коммуникативной компетентности…………………………………28
Эмпирическая часть……………………………………………………………..39
Описание выборки. (Сравнительный анализ двух групп).................................39
Описание методик.................................................................................................41
Описание результатов...........................................................................................47
Анализ результатов................................................................................................52
Заключение.............................................................................................................55
Библиография.........................................................................................................57
Приложения............................................................................................................60


Введение

Актуальность исследования. Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей - интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности.
Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребенка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается автором как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых — жестовых, мимических, пантомимимческих) средств.
Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно исторически сложившиеся речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах — общечеловеческие способы выразительного поведения.
Актуальность исследования определяется тем, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Ж. Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие другие отечественные психологи и педагогики считают, что первой детское общество образуется в детском саду.
Помимо этого методологической основой явились общие теоретические положения, выдвинутые такими исследователями как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Я.А. Коломенский, Н.Н. Поддъяков, Холмогорова В.М., Обухова Л.Ф. и других.
В работах М.И. Лисиной предпринимается попытка выявления потребностей, мотивов, задач и средств общения сверстников на разных возрастных этапах и проводится систематическое сопоставление общения детей со взрослыми и сверстниками.
Смирнова Е.О. большое внимание уделяет вопросу развития общения дошкольников со сверстниками. В своих работах она рассматривает формы общения дошкольников со сверстниками, говорит о роли взрослого в становлении общения детей со сверстниками.
Большое внимание вопросу развития детского общения уделяет Галилузова Г.Н. В ее работах можно найти большое количество методических рекомендаций по развитию у детей навыков общения и сотрудничества.
В исследованиях Репиной Т.А. особое внимание уделено изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах.
Работа Рояк Л.А. посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые нередко приводят к изоляции таких детей от коллектива.
Антонова Т.В. исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения.
В зарубежной психологии выдвигается тезис о компенсаторных, взаимодополняющих отношениях между общение ребенка со взрослым и со сверстниками (Дж. Гибсон, А. Фрейд, Л. Данн, Х.Ф. Харлоу и др.). В необихевиористской школе социального научения (В. Хартап, Дж. Брайен) воздействия взрослых и сверстников на поведение ребенка рассматриваются как взаимодополняющие. Они суммируются в своем влиянии на поведение ребенка, при этом взрослый как источник положительного социального подкрепления «сильнее» сверстника»; он может изменить общение детей и и их отношения.
Однако анализ психолого-педагогических исследований показал, что в сложившейся психолого-педагогической практике до сих пор проблема развития коммуникативной компетентности дошкольников глубоко и качественно не исследовалась.
Объект исследования — развитие коммуникативной компетенции дошкольников.
Предмет исследования — психологические условия эффективного развития коммуникативной компетенции дошкольников.
В основу проводимого исследования положена гипотеза. Эффективное развитие коммуникативной компетентности дошкольников обеспечивается посредством следующей совокупности психолого-педагогических условий: включение в работу с дошкольниками диалог, игровые рефлексивные методы и приемы, а так же способы психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации; наличие у взрослого представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные воспитательные мероприятия.
Цель исследования — выявить и подкрепить эмпирически особенности коммуникативной компетентности группы сверстников современных дошкольников.
Задачи исследования:
1) выявить особенности психологического развития дошкольника;
2) проследить особенности развития общения дошкольников;
3) дать понятие коммуникативной компетентности;
4) провести диагностику коммуникативной компетентности группы сверстников современных дошкольников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение

Дошкольное детство — первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Коммуникативная компетенция дошкольника определяется как ориентированность ребёнка в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте; освоение ребёнком человеческих отношений, социальных норм поведения, необходимых для продуктивного взаимодействия с другими людьми.
Повышая коммуникативную компетенцию дошкольника путём специально организованных психолого-педагогических условий, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений, помогаем дошкольнику строить своё общение со сверстниками и взрослыми людьми.
Рассмотренные в исследовании психологические условия являются эффективными при оптимизации коммуникативного общения детей дошкольного возраста. Вместе с тем обозначился круг проблем перспективных исследований: значение родительской позиции в оптимизации конструктивного/деструктивного коммуникативного общения ребёнка; подготовка психологов, способных корректировать и оптимизировать коммуникативное общение детей и др.
Автором было проведено экспериментальное исследование на базе детского сада № 1448 "Созвездие" в старшей дошкольной группе "Космонавты".
Исследование проводилось с группой детей в количестве 20 человек.
В ходе исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза: эффективное развитие коммуникативной компетентности дошкольников обеспечивается посредством следующей совокупности психологических условий: включение в психологическую работу с дошкольниками диалога, игровых рефлексивных методов и приемов, а так же способов психологической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации; наличие у психолога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные воспитательные мероприятия.



Библиография

1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? // Хрестоматия по социальной психологии. М., 2004.
2. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арушанова А.Г., Богина Т.Л., Давидчук А.Н., Обухова Л.Ф. и др. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Карапуз-Дидактика, 2004.
3. Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы Текст. / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 6. — С. 86 -89; 1998. — № 8. — С.100 -111; 1998. -№ И.-С. 88- 100; 1998. -№ 12.-С. 84–103; № 1.- 1999.- С. 85–97.
4. Галигузова А. С., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: советы психолога. — М.: АРКТИ, 2004.
5. Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Дис… канд. пед. наук / В. Н. Давидович М., 1994.- 166 с.
6. Журавле А.Л. Психология совместной деятельности / переизд. - М., институт психологии РАН. 2005.
7. Кузнецова Л.А. Формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольных учреждений средствами народной игрушки: Дис… канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. А. Кузнецова-Орел, 2005.-214 с.
8. Кумова И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07: Ростов н/Д, 2004 142 c.
9. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
10. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2005.
11. Обухова Л.Ф. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. - М.: Гардарики, 2001.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2004.
13. Обухова Л.Ф. «Детская возрастная психология» (Учебно-методический комплекс: учебник, сборник задач, хрестоматия). - М.: МГППУ, 2004.
14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.
15. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2004.
16. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — М.: Педагогика-пресс, 1994.
17. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005.
18. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 280 с.
19. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2006. - 150 с.
20. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
21. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
22. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для пед.вузов. — СПб., «Питер», 2009.
23. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
24. Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире. — М.: Дрофа, 2006.
25. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. — М.: ЭКСМО, 2009.
26. Смирнова Е. О. Ползунки и ходунки. Три первых года в жизни малышей. — М.: «Лосоносовъ», 2009.
27. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) — «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2010. — 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ