ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 5
Глава 1. ПРЕСТУПНОСТЬ И МЕРЫ ПО ЕЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ……………………………………. 11
1.1. Понятие преступности и ее признаки……………………… 11
1.2. Причины и условия преступности…..................................... 20
1.3. Понятие и задачи предупреждения преступности………... 28
Глава 2. СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ПРЕСТУПНОСТИ
Глава 3.
Понятие и классификация субъектов предупреждения
преступлений………………………………………………… 36
Участковый уполномоченный полиции как субъект
предупреждения преступлений…………………………….. 48
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВЫХ
УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ЕЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ…….......................................... 59
3.1. Функции участкового уполномоченного полиции по
профилактике преступлений……………………………….. 59
3.2. Совершенствование деятельности участкового
уполномоченного полиции по профилактике
преступлений………………………………………………... 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………. 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.……………………………….. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….……107
Актуальность исследования - особая роль в обеспечении
общественной безопасности уделяется институту участковых
уполномоченных полиции. Он является основным звеном в деятельности
полиции по предупреждению преступлений и правонарушений, а также по
обеспечению общественного порядка, несет ответственность за ситуацию в
местах проживания граждан, является главным связующим звеном между
полицией и населением, его действия формируют общественное мнение
жителей о деятельности органов внутренних дел.
Значимость исследования определяется тем, что на современном
этапе работы полиции особенно много проблем связанно с
профилактической деятельностью участковых уполномоченных полиции.
Низкая эффективность упреждающих мер против криминогенных
слоёв населения во многом обусловлено недостатками в нормативном
регулировании этой деятельности. В частности, изучение в разных регионах
мнения руководящего и инспекторского состава службы участковых
уполномоченных полиции выявило необходимость изменения
профилактических учетов правонарушителей, определение порядка
проведения с ними соответствующих профилактических мероприятий.
Медлительность процесса создания адекватных механизмов для
предотвращения преступлений и других правонарушений, определяется
низким уровнем общего и специального образования у большинства
сотрудников данной службы, высокой текучестью кадров, негативным
отношением работников ОВД к профилактике преступности, недооценка
своих возможностей и преимуществ по сравнению с традиционными
формами работы (раскрытие преступлений и привлечение виновных к
уголовной ответственности).6
Эффективность профилактической деятельности участковых
уполномоченных полиции тесно связан с совершенствованием отраслевого
законодательства, в том числе административного, так как в нем получают
свою конкретизацию и детализацию конституционные права и свободы
граждан.
Цель и задачи исследования. Цель работы – на основе научных
исследований, анализа законов, нормативных актов в сфере правового
регулирования деятельности участковых уполномоченных полиции по
предупреждению преступлений разработать рекомендации по
совершенствованию этой деятельности.
Исходя из поставленной цели, мы можем сформулировать следующие
задачи:
- рассмотреть понятие и признаки преступности, выяснив причины и
условия возникновения преступности;
- определить содержание и задачи предупреждения преступности;
- изучить функции и задачи всех субъектов предупреждения
преступности;
- рассмотреть деятельность участкового уполномоченного полиции как
субъекта предупреждения преступлений;
- на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих
деятельность участковых уполномоченных полиции, проанализировать его
функции по профилактике преступлений;
- разработать предложения по совершенствованию нормативных
правовых актов РФ, основных документов, регулирующих деятельность
участковых уполномоченных полиции, а также выработать рекомендации по
совершенствованию их деятельности по профилактике преступлений.
Объект исследования - объектом исследования являются
общественные отношения, возникающие в связи с правовым регулированием
профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции.7
Предмет исследования – предметом исследования являются нормы
законодательства, регламентирующие деятельность участковых
уполномоченных полиции, учебная и специальная литература,
статистические данные, отражающие эффективность деятельности
участковых уполномоченных полиции по предупреждению преступлений.
Степень изученности темы – изучение проблемы остается
дискуссионным, исследователи постоянно изучают данную проблему,
которая и сейчас остается наболевшей.
Положения, выносимые на защиту – в ходе проведения исследования
определены и вынесены на защиту следующие вопросы:
- представлены предложения по совершенствования практической
деятельности участковых уполномоченных полиции;
- предложены дополнения в «Уголовный кодекс Российской
Федерации» от 13.06.1996 № 63 - ФЗ и «Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195 - ФЗ.
- разработаны рекомендаций по совершенствованию Федерального
закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы» от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ; Федерального закона «О
полиции», приказа Министерства Российской Федерации от 31 декабря 2012
года. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых
уполномоченных полиции»;
Теоретической основой работы являются научные труды таких
ученых, как: Ю.М. Антонян, М.В. Барышников, Д.Н. Бахрах, С.Н.
Братановский, Я.И. Гилинский, И.П. Данилов, А.И. Долгова, М.И. Еникеев,
С.М. Иншаков, В.Я. Кикоть, И.М. Клейменов, А.Н. Кокорев, М.В.
Костенников, Ф.М. Кобзарев, А.В. Куракин, В.Н. Кудрявцев, В.Д. Малков,
А.А. Мамедов, А.В. Мелехин, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, В.Г. Татарян,
Ю.В. Чуфаровский, В.Е. Эминов, Н.Д. Эриашвили и др.
Методологическая база исследования – теоретико-методологические
положения юридических наук о профилактической деятельности, ее8
тенденциях и закономерностях. Для того чтобы получить новую
криминологическую и правовую информацию о деятельности участковых
уполномоченных полиции по профилактике правонарушений, был
использован метод познания социально - правовых процессов и явлений,
которые относятся к предмету исследования. Также использовались
криминологические концепции, которые основываются на методе
качественного и количественного анализа, методе сравнительного анализа,
методе юридической и аналитической обработки материала.
От автора потребовалась разработка концептуальных подходов к
методике познания процессов профилактики правонарушений участковым
уполномоченным полиции, так как в современных криминологических
исследованиях этой теме уделено очень мало внимания. Данное
исследование позволит не только получить новую информацию, но и
усовершенствовать методологические основы для проведения подобных
исследований в дальнейшем.
Нормативная база исследования – Конституция Российской
Федерации; национальное законодательство, регулирующие вопросы
профилактической деятельности; уголовное и уголовно-процессуальное
законодательство; ведомственные нормативные акты, регламентирующие
деятельность по профилактике преступлений; иные нормативные
ведомственные акты. Использовались иные нормативно-правовые источники,
регулирующие профилактическую деятельность.
Эмпирическая база. Эмпирическую базу исследования составили
результаты анализа данных правовой статистики и конкретного
социологического исследования. Автор использовал статистические данные
МВД России, отраженные в ведомственных отчетных и информационноаналитических документах. По разработанной анкете опрошено
(проинтервьюировано) 60 сотрудников ОУУП и ПДН УМВД России,
результаты полученных сведений, соискателем были изучены и внесены в
диссертацию.9
Научная новизна - состоит в том, что на основе результатов анализа и
проведенного исследования криминологических аспектов деятельности
участкового уполномоченного полиции, разработаны новые рекомендации,
которые позволят усовершенствовать деятельность участковых
уполномоченных полиции в сфере профилактике преступлений. Автором
научно обосновываются предложения по совершенствованию
законодательства, которые положительно повлияют на профилактическую
деятельность участковых.
Апробация результатов исследования. Отдельные результаты
исследования нашли отражение:
- в публикациях автора в периодических изданиях Министерства образования
и науки РФ (1. статья «Проблемы исполнения условно-досрочного
освобождения». Состояние и перспективы развития юридической науки на
современном этапе: материалы I Всероссийской конференции (23-24 апреля
2015 года) / отв. ред. Ю.П. Ветров. – Армавир: РИО АГПА, 2015. С. 187 - 190.;
2. статья «Проблемы осуществления уголовного наказания за насилие в
семье». Актуальные проблемы публичного права: сб. науч. тр. В 2 т. Т. 2. /
М-во образования и науки Рос. Федерации, Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г.
Столетовых, каф. «Уголов.-прав. дисциплины» ; [редкол.: О. Н. Дядькин
(пред.), А. В, Коломина, И. А. Неряхин]. – Владимир: Шерлок-пресс, 2015. –
Вып. 3. С. 216 - 219.; 3. статья «Введение уголовной ответственности за
уклонения от общественно-полезного труда: за и против». Актуальные
проблемы публичного права: сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос.
Федерации, Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н.Г. Столетовых, каф. «Уголов.-
прав. дисциплины»; [редкол.: О. Н. Дядькин (пред.), А.И. Сморков, И. А.
Неряхин]. – Владимир: Шерлок-пресс, 2016. – Вып. 4. С. 136 - 139.
- докладах и сообщениях: 1. на научно-практической конференции
«Актуальные проблемы публичного права», Владимирский государственный
университет имени А.Г. и Н. Г. Столетовых, Юридический институт имени
М.М. Сперанского, 11.12.2015 года, тема: «Проблемы осуществления1
По итогам проведенного исследования представляется возможным
сделать следующие выводы.
1. В современной России постоянно регистрируется рост числа
преступлений против личности, в том числе и наиболее тяжкие
разновидности этих общественно опасных деяний. Увеличивается число
имущественных преступлений. Растет экономическая преступность,
коррупция. Укрепляет свои позиции организованная преступность. Возрос
профессионализм преступников и их материально-техническая
оснащенность. Проблем очень много и никакой кодекс не может повлиять на
преступность. Для сдерживания и сокращения преступности необходимо
улучшать социально-экономические условия жизни в стране, проводить
реальные реформы в экономической, правоохранительной, социальной
сферах, совершенствовать правовую базу, поднимать нравственный и
духовный потенциал нашего общества.
Под преступностью в криминологии понимается социальное,
исторически изменчивое, массовое, уголовно-правовое, системное явление
общества, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно
наказуемых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за
определенный период времени1.
Для преступности характерно наличие общих признаков, которые и
определяют ее понятие. Между признаками преступности существует
диалектическое единство. Изменение преступности с одной стороны, ведет к
ее общему изменению.
Существует деление преступности по качественному и
количественному содержанию, что дает возможность более глубоко
1 Малков В.Д. Криминология: Учебник для вузов. 27е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО
«Юстицинформ», 2006. С. 32.91
проникнуть в криминологическую обстановку в стране и выбрать меры
контроля и предупреждения преступности.
2. По своей сущности и происхождению причины и условия
преступности социальны. Причины и условия преступности находятся в
системе социальных противоречий общества, они являются негативным
явлением, которое вызвано трудностями, возникающими в системе
управления общественными процессами.
Итак, причины преступности - это детерминанты, которые порождают
преступность, а условия преступности - это детерминанты, которые
способствуют проявлению преступности1.
В криминологии причины преступности – это негативные социальные
явления и процессы, обусловленные закономерностями функционирования
общества, которые порождают и воспроизводят преступность и преступления
как свое закономерное следствие. Условиями преступности являются
различные явления социальной жизни, которые не порождают преступность,
но содействуют, способствуют ее возникновению и существованию2.
3. Предупреждение или профилактика преступности – это область
социального регулирования, управления и контроля, преследующая цель
борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и
условий3.
В криминологии предупреждение преступности - это многоуровневая
система общественных и государственных мер. Данные меры направлены на
выявление, ослабление, устранение условий и причин преступности, а также
удержания от возврата к преступному поведению граждан, ранее
1 Понятие причин и условий преступности. URL: http://www.be5.biz/pravo/k011/32.htm
(дата обращения: 14.11.2016).
2 Малков В.Д. Криминология: Учебник для вузов. 27е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО
«Юстицинформ», 2006. С. 61.
3 Криминология и предупреждение преступлений: Учебно-методическое пособие.
Оренбург: ОГУ, 2014. С. 7.92
совершавших преступные деяния1. Профилактика преступности – это
средство борьбы с преступностью, посредством которого осуществляется
защита граждан от преступных посягательств. Профилактика подразумевает,
что лучше не допустить определенное явление, чем потом устранять его
более тяжелые последствия. Профилактика правонарушений благотворно
воздействует на профилактируемый элемент, улучшает его жизненные
условия, возвращает в социальную среду, убирает из его жизни
криминальную составляющую. Все это показывает большую общественную
значимость профилактики преступлений и правонарушений.
4. Субъекты предупреждения преступности – это государственные
органы, общественные объединения, должностные лица и граждане,
целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных
масштабах меры, направленные на выявление и устранение причин
преступности и условий, способствующих совершению преступлений.
Основную роль в предупреждении преступности играют
правоохранительные органы. Среди правоохранительных органов
центральными субъектами, которые занимаются предупреждением
преступности, являются: прокуратура, суд, органы внутренних дел, ФСБ2.
Самым значимым из правоохранительных органов, занимающимся
профилактической деятельностью является полиция. Сотрудники ОВД
(полиции) ведут оперативно-розыскную работу, осуществляют
предварительное следствие и дознание, охрану общественного порядка,
пресечение административных правонарушений и многое другое. Они
находятся ближе всего к преступности. Органы полиции могут проводить
профилактику с самого начала действия криминогенных факторов. Одним из
основных направлений деятельности полиции является профилактика
1 Антонян Ю.М. Криминология и административная юрисдикция полиции: Учебное
пособие / Антонян Ю.М., Эриашвили Н.Д., Костенников М.В., Куракин А.В., Демидов
Ю.Н., Мышляев Н.П. М.: Юнити - Дана; Закон и право, 2015. С. 37.
2 Латыпов Р.И. Криминология. URL: http://www.be5.biz/pravo/k011/toc.htm (дата
обращения: 22.10.2016).93
правонарушений и преступлений, в ней в рамках компетенции задействованы
все службы.
5. Участковый уполномоченный полиции является основным
субъектом профилактики в полиции. Предупреждение преступлений
участковым уполномоченным полиции – это деятельность, которая
направлена на выявление и устранение причин и условий преступности и тем
самым недопущение преступлений и правонарушений, а также работа по
индивидуальной профилактике среди определенных категорий граждан.
Профилактическую работу участкового уполномоченного полиции
регламентируют: Всеобщая декларация прав человека, Декларация
принципов и программ действий ООН в области предупреждения
преступности уголовного правосудия, Конституция РФ, ФЗ «О полиции»,
приказ МВД России № 1166 «Вопросы организации деятельности
участковых уполномоченных полиции», приказ МВД России № 19 «О
деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» и
другими нормативно-правовыми актами.
Предупредительная работа участковым уполномоченным полиции
ведется для защиты государства, общества, граждан от противоправных
посягательств, противодействия криминальным процессам, обеспечения
сокращения преступности1.
Профилактическая деятельность является основным видом
деятельности участковых уполномоченных полиции, которая осуществляется
в пределах компетенции по пресечению преступлений и правонарушений.
Основными направлениями в профилактической деятельности
участковых уполномоченных полиции являются: профилактический обход
жилого сектора и профилактическая работа, проводимая на участковых
пунктах полиции. Участковый уполномоченный полиции ежедневно
осуществляет контроль за лицами, склонными к совершению преступлений и
1 Малков В.Д., Токарева А.Ф. Организация деятельности органов внутренних дел по
предупреждению преступлений: Учебник для слушателей Академии управления МВД
России. М.: Академия управления МВД России, 2012. С. 237.94
правонарушений, больными алкоголизмом и наркоманией, ранее судимыми,
нарушителями семейно-бытовых отношений, неблагополучными семьями,
подростками и другими категориями граждан, попадающими в поле зрения
полиции.
6. В арсенале участковых уполномоченных полиции имеется много
средств, которыми можно воздействовать на профилактируемых лиц и
криминогенные факторы. При умелом использовании этих средств можно
добиться высоких результатов в борьбе с преступностью1.
Основная цель профилактической работы участкового
уполномоченного полиции с лицами, состоящими на профилактических
учетах, заключается в том, чтобы не допустить повторных преступлений и
правонарушений со стороны этих лиц.
В сфере профилактики правонарушений на участковых
уполномоченных полиции возложена огромная ответственность, связанная с
индивидуальной профилактикой в отношении профилактируемых лиц.
Нормативно-правовая основа профилактической деятельности
участкового уполномоченного полиции в целом основывается на
ведомственных приказах.
В профилактической деятельности полиции много неразрешенных
проблем. Помимо самой деятельности участкового уполномоченного
полиции они связаны с несовершенством отечественного законодательства.
Для совершенствования профилактической деятельности участкового
уполномоченного полиции необходимо внесение ряда изменений в КоАП
РФ, ФЗ № 3 «О полиции», ФЗ № 64 «Об административном надзоре за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы», приказ № 818 «О
порядке осуществления административного надзора за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы», приказ № 1166 «Вопросы
организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
1 Зубач А.В., Кокорев А.Н. Административная деятельность органов внутренних дел в
вопросах и ответах; МосУ МВД России, Щит-М. М., 2012. С. 190.95
7. Представим рекомендации, внедрение которых в практику
значительно бы увеличило эффективность работы участковых
уполномоченных полиции.
Участковый уполномоченный полиции обязан владеть информацией на
обслуживаемом административном участке. Для получения информации он
обязан использовать все законные средства. При этом участковый
уполномоченный полиции должен проявлять инициативу, сам идти на
контакт с гражданами-носителями информации, незамедлительно проверять
полученную информацию. Участковый уполномоченный полиции обязан
владеть различными психологическими приемами и методами при
проведении профилактических бесед.
В Федеральный закон «О полиции» необходимо внести
территориальные и функциональные критерии формирования полиции,
которые могли бы установить полномочия службы участковых
уполномоченных полиции и определить его в качестве основного субъекта
профилактики в полиции.
В Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях необходимо внести дополнения в ст. ст. 20.20 и 20.21.
Для оптимизации деятельности участковых уполномоченных полиции
необходимо внести ряд изменений в приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. №
1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных
полиции»:
- признать утратившим силу пункт 2.2;
- в пункте 5 (5.1, 5.2, 5.4, 5.5) необходимо указать, какие конкретно
действия должен выполнять участковый уполномоченный полиции;
- необходимо четко определить, что такое «пределы компетенции», и
установить их рамки п.37 (37.9, 37.11, 37.13, 37.14, 37.17);
- исключить из п. 63.2. и 63.3. приказа МВД России № 1166
формулировку «представляющие опасность для окружающих» или96
совместно с органами здравоохранения дать разъяснение о том, какие лица
«представляют опасность для окружающих».
Внести следующие изменения в ФЗ № 64 «Об административном
надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: необходимо
пересмотреть список административных правонарушений, за совершение
которых может быть установлен надзор и добавить административные
правонарушения, предусмотренные главами 5, 10, 11, 12, 14, 17 КоАП РФ.
Это позволило бы осуществлять более действенный контроль за поведением
лиц, состоящих на административном надзоре и формально попадающих под
административный надзор.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: [Электронный ресурс]: с учетом
поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к
Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N
7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ. Доступ из справ. -
правовой системы «Консультант Плюс».
2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Доступ из справ.-правовой
системы «Консультант Плюс».
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Доступ
из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
4. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 6 апреля
2011 года N 64-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Доступ из справ. -правовой
системы «Консультант Плюс».
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса
Российской Федерации и УИК РФ о наказании в виде ограничения свободы
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ.
Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской99
Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 6 октября 1999 года
№ 184-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
9. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской
Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 23.06.2016 № 182-
ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
10. О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-
ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
11. О Следственном комитете Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ. Доступ из справ. -
правовой системы «Консультант Плюс».
12. Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня
заболеваний, представляющих опасность для окружающих [Электронный
ресурс]: постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715. Доступ из
справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
13. Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы [Электронный ресурс]: указ
Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года № 5364-VI.
Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
14. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных
полиции [Электронный ресурс]: приказ Министерства внутренних дел
Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 1166. Доступ из справ. -
правовой системы «Консультант Плюс».
15. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению
преступлений [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 17 января 2006
г. № 19. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
16. О порядке осуществления административного надзора за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы [Электронный ресурс]: приказ100
МВД РФ от 08.07.2011 № 818. Доступ из справ.-правовой системы
«Консультант Плюс».
17. Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД
России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете
уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других
правонарушений [Электронный ресурс]: приказ Министерства юстиции
Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской
Федерации от 4 октября 2012 г. № 190 /912. Доступ из справ. -правовой
системы «Консультант Плюс».
2. Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии к кодексам
18. Авдийский В.И. Криминология: учебник для бакалавров / под ред. В. И.
Авдийского. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 351 с.
19. Административная деятельность полиции: учебник. - М.: Юнити-Дана,
2014. - 528 с.
20. Антонян Ю.М. Криминология: избранные лекции / Антонян Ю.М. - М.:
«Логос», 2014. - 448 с.
21. Антонян Ю.М. Криминология: учебник / Ю. М. Антонян и др. – М.:
Норма: Инфра–М, 2014. – 799 с.
22. Антонян Ю.М. Криминология и административная юрисдикция полиции:
учебное пособие / Антонян Ю.М., Эриашвили Н.Д., Костенников М.В.,
Куракин А.В., Демидов Ю.Н., Мышляев Н.П. – М.: Юнити - Дана; Закон и
право, 2015. - 183 с.
23. Антонян Ю.М. Преступление и наказание. Криминологопсихологический анализ / Ю. М. Антонян, В. Е. Эминов. – М.: Норма:
Инфра–М, 2014. – 302 с.
24. Антонян Ю.М. Преступность в истории человечества / Ю.М. Антонян,
О.Ю. Звизжова. - М.: Норма, 2016. – 208 с.
25. Барышников М.В. Организация деятельности участковых
уполномоченных полиции по предупреждению правонарушений в сфере101
семейно-бытовых отношений: учебное пособие / Барышников М.В. - Орёл:
Орловский юридический институт МВД России, 2012. С. 25. – 63 с.
26. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Бахрах Д.Н.,
Татарян В.Г. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЭКСМО, 2012. - 760 с.
27. Братановский С.Н. Административное право: учебник / С. Н.
Братановский, А. А. Мамедов. - М.: Юнити-Дана, 2015. С. 231. – 543 с.
28. Большая Советская Энциклопедия. Русско-русский современный
толковый словарь. Изд. «Большая Советская Энциклопедия», OCR Палек,
1998. – 5110 с.
29. Генкин Б.М. Человек и его потребности: учебное пособие / Б.М. Генкин. -
М.: Норма, 2015. – 256 с.
30. Гилинский Я.И. Девиантология / Я.И. Гилинский. - СПб., 2004. - 345 с.
31. Гирько С.И. Настольная книга участковых уполномоченных полиции:
методическое пособие / ФГКУ «ВНИИ МВД России», ГУОООП МВД
России; под ред. С.И. Гирько, Ю.Н. Демидова. – М.: Объединенная редакция
МВД России, 2013. – 400 с.
32. Голованова Н.А. Уголовное право зарубежных стран: общая и особенная
части: учебник / Н. А. Голованова и др. - М.: Юрайт, 2015. - 1034 с.
33. Данилов И.П. Повышение эффективности деятельности участковых
уполномоченных полиции по предупреждению преступлений / Данилов И.П.
– М., 2012. - 310 с.
34. Дашкова Г.В. Криминология: учебник / Г.В. Дашков и др. – М.: Проспект,
2015. – 367 с.
35. Дегтярева Л.А. Криминология и предупреждение преступлений: учебнометодическое пособие / Л.А. Дегтярева; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург:
ОГУ, 2014. – 107 с.
36. Дерягин Г.Б. Криминальная сексология: учебное пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Г.Б. Дерягин и
др. – М.:Юнити-Дана: закон и право. 2015. - 399 с.102
37. Долгова А.И. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. д.ю.н.,
проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - 912 с.
38. Долгова А.И. Криминология: учебник для вузов / А.И. Долгова. – 3- е
изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2013. - 896 с.
39. Долгова А.И. Криминологические проблемы регионов Крайнего Севера
России / А.И. Долгова. - М.: Российская криминологическая ассоциация,
2015. – 245 с.
40. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное
общество / А.И. Долгова. - М., 2003. - 630 с.
41. Долгова А.И. Преступность, уголовная политика, закон / А.И. Долгова. -
М.: Российская криминологическая ассоциация, 2016. – 553 с.
42. Долгова А.И. Российская криминологическая энциклопедия / под ред.
А.И. Долговой. - М., Норма, 2000. - 890 с.
43. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник для вузов / М.И.
Еникеев. - М.: Норма, 2016. - 780 с.
44. Зубач А.В. Административная деятельность органов внутренних дел в
вопросах и ответах / А.В. Зубач, А.Н. Кокорев; МосУ МВД России, Щит-М. –
М., 2012. - 352 c.
45. Иванова С.И. Профилактическая работа участкового уполномоченного
милиции с лицами, ранее судимыми, совершавшими преступления,
привлекавшимися к уголовной ответственности и освободившимися из
исправительных учреждений: методическое пособие / С.И. Иванова, Т.А.
Трубицына. - Тюмень: ТЮИ МВД России, 2011. - 220 с.
46. Иншаков С.М. Криминология: практикум. Учебное пособие / С.М.
Иншаков и др. – М.: Юнити–Дана, 2015. – 367 с.
47. Кикоть В.Я. Административное право России: учебник / В. Я. Кикоть и
др. - М.: Юнити–Дана, 2015. - 759 с.