Конституционный контроль в зарубежных странах
|
Введение 3
Глава 1. Конституционный контроль: понятие и формы, виды, задачи 6
§ 1. Понятие конституционного контроля в зарубежных странах 6
§2. Формы, виды, задачи конституционного контроля в зарубежных странах.. 13
Глава 2. Модели конституционного контроля в зарубежных странах 21
§ 1. Американская модель конституционного контроля 21
§2. Европейская модель конституционного контроля 28
§3. Иные модели конституционного контроля 32
Глава 3.Компетенция органов конституционного контроля Соединенных
Штатов Америки, Австрии и Франции 39
§1. Компетенция органов конституционного контроля Соединенных Штатов
Америки 39
§2. Компетенция органов конституционного контроля.Австрии 49
§3. Компетенция органов конституционного контроля во Франции 5S
Заключение 60
Список использованной литературы
Глава 1. Конституционный контроль: понятие и формы, виды, задачи 6
§ 1. Понятие конституционного контроля в зарубежных странах 6
§2. Формы, виды, задачи конституционного контроля в зарубежных странах.. 13
Глава 2. Модели конституционного контроля в зарубежных странах 21
§ 1. Американская модель конституционного контроля 21
§2. Европейская модель конституционного контроля 28
§3. Иные модели конституционного контроля 32
Глава 3.Компетенция органов конституционного контроля Соединенных
Штатов Америки, Австрии и Франции 39
§1. Компетенция органов конституционного контроля Соединенных Штатов
Америки 39
§2. Компетенция органов конституционного контроля.Австрии 49
§3. Компетенция органов конституционного контроля во Франции 5S
Заключение 60
Список использованной литературы
Важность регулируемых конституцией общественных отношений, необходимость обеспечения ее верховенства в системе правовых актов,соответствия их нормам конституции требует и ее особой правовой охраны. Такая охрана направлена на достижение стабильности общественного и государственного строя, незыблимости правового статуса личности, на неуклонное выполнение конституционных норм всеми субъектами права.
Охрана конституции в широком смысле этого понятия предлагает создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно - правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. Исходя из этого, одной из наиболее действительных гарантий в реализации норм конституции считается конституционный контроль.
Чаще всего понятие конституционного контроля употребляется в узком смысле, то есть как оценка судами общей или специальной юрисдикции нормативно-правовых актов предмет их соответствия конституции.
Впервые функцию конституционного контроля 'было признано в США в начале XIX в. Основой для него стало решение Верховного суда 1803 г. По делу Marburyv. Madison, в котором главный с) дья Верховного суда США Дж. Маршалл указал, что «именно судебная власть вправе и обязана сказать, что есть закон».
Характер и содержание конституционного контроля во многом определяется природой органов, которые его осуществляют - это могут быть как судебные, так и не судебные органы.
Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых - выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативно правовых актов.
В работе рассмотрены теоретические предпосылки и практические особенности функционирования института конституционного контроля в зарубежных странах.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу конституционного контроля.
Предмет исследования составляют нормы зарубежного конституционного права о конституционном контроле.
Цель исследования - изучить особенности функционирования института конституционного контроля в зарубежных странах.
Задачи:
- дать понятие конституционного контроля в зарубежных странах;
- рассмотреть формы, виды, задачи конституционного контроля в зарубежных странах;
- изучить особенности американской модели конституционного контроля;
- изучить европейскую модель конституционного контроля;
- изучить иные модели конституционного контроля;
- рассмотреть компетенцию органов конституционного контроля Соединенных Штатов Америки;
- рассмотреть компетенцию органов конституционного контроля Австрии.
- рассмотреть компетенцию органов конституционного контроля во Франции.
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений и выводов,содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем применения следующих методов социально-правового исследования: историко правового, статистического и логико-юридического.
Соответственно с учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней проблем, построена и структура данной дипломной работы, которая состоит из трех глав объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В главе первой дана общая характеристика конституционного контроля, рассмотрены понятии, формы, виды и задачи.
Во второй главе рассматривается модели конституционного контроля в зарубежных странах.
Третья глава посвящена компетенции органов конституционного контроля Соединенных Штатов Америки, Австрии и Франции.
Охрана конституции в широком смысле этого понятия предлагает создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно - правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. Исходя из этого, одной из наиболее действительных гарантий в реализации норм конституции считается конституционный контроль.
Чаще всего понятие конституционного контроля употребляется в узком смысле, то есть как оценка судами общей или специальной юрисдикции нормативно-правовых актов предмет их соответствия конституции.
Впервые функцию конституционного контроля 'было признано в США в начале XIX в. Основой для него стало решение Верховного суда 1803 г. По делу Marburyv. Madison, в котором главный с) дья Верховного суда США Дж. Маршалл указал, что «именно судебная власть вправе и обязана сказать, что есть закон».
Характер и содержание конституционного контроля во многом определяется природой органов, которые его осуществляют - это могут быть как судебные, так и не судебные органы.
Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых - выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативно правовых актов.
В работе рассмотрены теоретические предпосылки и практические особенности функционирования института конституционного контроля в зарубежных странах.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу конституционного контроля.
Предмет исследования составляют нормы зарубежного конституционного права о конституционном контроле.
Цель исследования - изучить особенности функционирования института конституционного контроля в зарубежных странах.
Задачи:
- дать понятие конституционного контроля в зарубежных странах;
- рассмотреть формы, виды, задачи конституционного контроля в зарубежных странах;
- изучить особенности американской модели конституционного контроля;
- изучить европейскую модель конституционного контроля;
- изучить иные модели конституционного контроля;
- рассмотреть компетенцию органов конституционного контроля Соединенных Штатов Америки;
- рассмотреть компетенцию органов конституционного контроля Австрии.
- рассмотреть компетенцию органов конституционного контроля во Франции.
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений и выводов,содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем применения следующих методов социально-правового исследования: историко правового, статистического и логико-юридического.
Соответственно с учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней проблем, построена и структура данной дипломной работы, которая состоит из трех глав объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В главе первой дана общая характеристика конституционного контроля, рассмотрены понятии, формы, виды и задачи.
Во второй главе рассматривается модели конституционного контроля в зарубежных странах.
Третья глава посвящена компетенции органов конституционного контроля Соединенных Штатов Америки, Австрии и Франции.
В заключении, хотелось бы отметить следующие, что в теории права понятие «конституционный контроль» непосредственно связываются с наличием конституции, сохранением конституционно закрепленных норм и принципов, обеспечивающих установленный баланс полномочий высших органов власти. Важное значение имеет решение проблемы обеспечения конституционных защиты прав с свобод человека и гражданина.
Главная миссия конституционного контроля заключается в обеспечении верховенства и стабильности конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека.
Конституционный контроль, являясь специфической обеспечения верховенства конституции, не может быть основной функцией органов, наделенных полномочиями по принятию правовых актов. Он выступает в сфере сдержек и противовесов, и главной его задачей являются обнаружение оценка и восстановление нарушенного равновесия.
Введение государством в свою правовую систему конституционного правосудия указывает на то, что государство предпочитает предоставить полномочия по принятию решений о конституционно - правовых вопросах специализированным учреждением, стоящим как бы над обычными судами. Ведь очевидно, что решение таких вопросов может оказаться не под силу обычным судам. Специфика судебной власти по сравнению с «политическими властями» - законодательной и исполнительной - заключается в ее относительном, постоянстве и нейтральности, поэтому именно орган конституционного правосудия и есть основной орган конституционного контроля.
Предысторию конституционного контроля лучше всего удается проследить на опыте Великобритании и США и выделяют также европейскую модель конституционного контроля * в действующих конституциях редко можно встретить подробные указания на то, как должна быть организована судебная система, из каких инстанций состоит ее иерархическая структура и т.д.
Институт конституционного контроля есть власть, предоставленная лицам, в него назначенным, контролировать и в случае необходимости санкционировать соответствие конституции актов, принятых публичными властями и особенно законов, вотированных представителями избранными суверенным народом. Роль конституционного суда в политическом процессе громадна. В то же время конституционный суд признан решать исключительно вопросы права и ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценить чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм.
Конституционный Суд выступает не просто в ооли арбитра политических властей и политических решений, но и в качестве гаранта экзистенциальных прав организованного в государство социального союза. Причем эта функция конституционного суда не является проистекающей из воли какого-либо института власти, а непосредственно возлагается на конституционный суд правом, высшим законом государства - конституцией.
Сегодня в правоприменительной практике зарубежных государств можно выделить четыре основных моделей конституционного контроля. В Великобритании действия парламента, правительства, суда определяются неукоснительным соблюдением трех главных поинципов: разделение властей , верховенство парламента, господства права. Именно они образуют фундамент, на котором покоятся взаимоотношения законодательной, исполнительной и судебной властей. Из принципа разделения властей выводится независимый статус судебной властей. Парламентское верховенство покоится баланс сил между судебной и законодательной властями. Что же касается принципа господства права, то оно определяет характер деятельности и взаимодействия судебной и исполнительной власти.
В условиях США английские конституционные принципы получили качественно иную интерпретацию и американская модель конституционного контроля приобрела столь специфические особенности, что ныне ее можно рассматривать в качестве самостоятельной и высокоразвитой модели.
Американская модель конституционного контроля во многом отходит от англосаксонских традиций и имеет свою специфику в силу особой роли Верховного суда, федерального устройства государства и некоторых самобытных черт американской правовой системы.
Главное, что отличает американскую систему от других стран, в том числе европейских, состоит в том, что осуществление конституционного контроля доверено всему аппарату и конституционное правосудие не выделяется из общего правосудия, поскольку все дела, какова бы ни была их природа, разрешаются одними и теми же судами и, по сути, в одних и тех же условиях
В Европейской модели конституционного контроля конституционные дела, отличающиеся от дел обычных, подлежат исключительному ведению органов конституционной юстиции, созданной специально для разрешения таких дел по прямому обращению политических или судебных органов и даже частных лиц.
Эти органы имеют право выносить обязательное судебное решение, в том числе в случаях, когда конфликтов по поводу не конституционности того или иного акта или действия не наступают.
Однако ни Французская, ни Американская модель не могут рассматривать в качестве универсально пригодных-к другим регионам и странам: попытки трансплантировать иностранные правовые институты механически, без учета национальных особенностей чреваты серьезным ущербом и в ряде случаев дают лишь спорадический или ложный эффект. Так, например, бесплодными оказались усилия ряда латиноамериканских государств внедрить у себя президентскую форму правления (по модели США)
Непродуманная рецензия правовых институтов может вызвать и явно отрицательные последствия для граждан не только в правовой, но и в экономической и социальной областях. Так, например, попытка ряда балканских стран ввести у себя после Второй мировой войны кодифицированные акты французского образца с их либеральноиндивидуалистическим духом не увенчались успехом, *так как эти акты находились в явном противоречии с патриархальной традициями и обычаями многих из этих государств, ряд из которых как, например, Югославия, имели негоралистическую базу, характеризующиеся мозаическим переплетением христианских и мусульманских обычаев и традиций, а также наличие языковых барьеров и разобщенностью социальной практики.
И все же влияние зарубежных правовых доктрин полезно и не заменимо особенно в тех случаях, когда национальном законодательстве имеются существенные пробелы в правовом регулирование или когда-то или иное государство намерено осуществить серьезные* реформы своих государственно-правовых институтов, не имея в этом достаточного опыта или подготовленных кадров юристов. Такая картина характерна для вновь образовавшихся государств или молодых государств, освободившихся от колониальной зависимости. В таких случаях молодое государство вынужден пригласить иностранных юристов в свою страну или получить разработку проектов своих нормативных актов квалифицированным юристом, как правило, из дружественных стран или тех стран, которые имеют сходные экономические и демографические условия.
В эволюции системы конституционного контроля сегодня четко обозначились два главных направления: первый - увеличение объема проверяемых на предмет конституционности правовых норм, второй - расширение круга субъектов и возможности обращения в органы конституционной юстиции
Институты конституционного контроля выполняют свою роль, прежде всего по средствам обеспечения верховенство конституции. Они решают возникающие в системе государственных органах споры по вопросам полномочий и, что не менее важно создают гарантии правового регулирования политических разногласий, возникающих внутри государства и общества.
Иначе говоря, конституционный контроль является средством обеспечения стабильности государства и общества в условиях последовательного непрерывного развития. Эта роль осуществляется по средствам проверки, выявлений, констатации, и устранения несоответствий нормативных актов конституции, в ходе которых органы конституционного контроля вправе отменять обнаружения несоответствия среди этих органов определяющим звеном является институт судебного конституционного контроля.
Конституционный контроль-это деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действие государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений.
Главная миссия конституционного контроля заключается в обеспечении верховенства и стабильности конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека.
Конституционный контроль, являясь специфической обеспечения верховенства конституции, не может быть основной функцией органов, наделенных полномочиями по принятию правовых актов. Он выступает в сфере сдержек и противовесов, и главной его задачей являются обнаружение оценка и восстановление нарушенного равновесия.
Введение государством в свою правовую систему конституционного правосудия указывает на то, что государство предпочитает предоставить полномочия по принятию решений о конституционно - правовых вопросах специализированным учреждением, стоящим как бы над обычными судами. Ведь очевидно, что решение таких вопросов может оказаться не под силу обычным судам. Специфика судебной власти по сравнению с «политическими властями» - законодательной и исполнительной - заключается в ее относительном, постоянстве и нейтральности, поэтому именно орган конституционного правосудия и есть основной орган конституционного контроля.
Предысторию конституционного контроля лучше всего удается проследить на опыте Великобритании и США и выделяют также европейскую модель конституционного контроля * в действующих конституциях редко можно встретить подробные указания на то, как должна быть организована судебная система, из каких инстанций состоит ее иерархическая структура и т.д.
Институт конституционного контроля есть власть, предоставленная лицам, в него назначенным, контролировать и в случае необходимости санкционировать соответствие конституции актов, принятых публичными властями и особенно законов, вотированных представителями избранными суверенным народом. Роль конституционного суда в политическом процессе громадна. В то же время конституционный суд признан решать исключительно вопросы права и ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценить чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм.
Конституционный Суд выступает не просто в ооли арбитра политических властей и политических решений, но и в качестве гаранта экзистенциальных прав организованного в государство социального союза. Причем эта функция конституционного суда не является проистекающей из воли какого-либо института власти, а непосредственно возлагается на конституционный суд правом, высшим законом государства - конституцией.
Сегодня в правоприменительной практике зарубежных государств можно выделить четыре основных моделей конституционного контроля. В Великобритании действия парламента, правительства, суда определяются неукоснительным соблюдением трех главных поинципов: разделение властей , верховенство парламента, господства права. Именно они образуют фундамент, на котором покоятся взаимоотношения законодательной, исполнительной и судебной властей. Из принципа разделения властей выводится независимый статус судебной властей. Парламентское верховенство покоится баланс сил между судебной и законодательной властями. Что же касается принципа господства права, то оно определяет характер деятельности и взаимодействия судебной и исполнительной власти.
В условиях США английские конституционные принципы получили качественно иную интерпретацию и американская модель конституционного контроля приобрела столь специфические особенности, что ныне ее можно рассматривать в качестве самостоятельной и высокоразвитой модели.
Американская модель конституционного контроля во многом отходит от англосаксонских традиций и имеет свою специфику в силу особой роли Верховного суда, федерального устройства государства и некоторых самобытных черт американской правовой системы.
Главное, что отличает американскую систему от других стран, в том числе европейских, состоит в том, что осуществление конституционного контроля доверено всему аппарату и конституционное правосудие не выделяется из общего правосудия, поскольку все дела, какова бы ни была их природа, разрешаются одними и теми же судами и, по сути, в одних и тех же условиях
В Европейской модели конституционного контроля конституционные дела, отличающиеся от дел обычных, подлежат исключительному ведению органов конституционной юстиции, созданной специально для разрешения таких дел по прямому обращению политических или судебных органов и даже частных лиц.
Эти органы имеют право выносить обязательное судебное решение, в том числе в случаях, когда конфликтов по поводу не конституционности того или иного акта или действия не наступают.
Однако ни Французская, ни Американская модель не могут рассматривать в качестве универсально пригодных-к другим регионам и странам: попытки трансплантировать иностранные правовые институты механически, без учета национальных особенностей чреваты серьезным ущербом и в ряде случаев дают лишь спорадический или ложный эффект. Так, например, бесплодными оказались усилия ряда латиноамериканских государств внедрить у себя президентскую форму правления (по модели США)
Непродуманная рецензия правовых институтов может вызвать и явно отрицательные последствия для граждан не только в правовой, но и в экономической и социальной областях. Так, например, попытка ряда балканских стран ввести у себя после Второй мировой войны кодифицированные акты французского образца с их либеральноиндивидуалистическим духом не увенчались успехом, *так как эти акты находились в явном противоречии с патриархальной традициями и обычаями многих из этих государств, ряд из которых как, например, Югославия, имели негоралистическую базу, характеризующиеся мозаическим переплетением христианских и мусульманских обычаев и традиций, а также наличие языковых барьеров и разобщенностью социальной практики.
И все же влияние зарубежных правовых доктрин полезно и не заменимо особенно в тех случаях, когда национальном законодательстве имеются существенные пробелы в правовом регулирование или когда-то или иное государство намерено осуществить серьезные* реформы своих государственно-правовых институтов, не имея в этом достаточного опыта или подготовленных кадров юристов. Такая картина характерна для вновь образовавшихся государств или молодых государств, освободившихся от колониальной зависимости. В таких случаях молодое государство вынужден пригласить иностранных юристов в свою страну или получить разработку проектов своих нормативных актов квалифицированным юристом, как правило, из дружественных стран или тех стран, которые имеют сходные экономические и демографические условия.
В эволюции системы конституционного контроля сегодня четко обозначились два главных направления: первый - увеличение объема проверяемых на предмет конституционности правовых норм, второй - расширение круга субъектов и возможности обращения в органы конституционной юстиции
Институты конституционного контроля выполняют свою роль, прежде всего по средствам обеспечения верховенство конституции. Они решают возникающие в системе государственных органах споры по вопросам полномочий и, что не менее важно создают гарантии правового регулирования политических разногласий, возникающих внутри государства и общества.
Иначе говоря, конституционный контроль является средством обеспечения стабильности государства и общества в условиях последовательного непрерывного развития. Эта роль осуществляется по средствам проверки, выявлений, констатации, и устранения несоответствий нормативных актов конституции, в ходе которых органы конституционного контроля вправе отменять обнаружения несоответствия среди этих органов определяющим звеном является институт судебного конституционного контроля.
Конституционный контроль-это деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действие государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений.
Подобные работы
- Сравнительно-правовой анализ организации судебного конституционного контроля
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Конституционный контроль в странах Европы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Конституционный контроль в зарубежных странах
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Организация конституционного контроля в Республике Казахстан в контексте европейского опыта
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Организация конституционного контроля в Республике Казахстан в контексте европейского опыта
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2016 - Конституционные реформы в отдельных зарубежных странах
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Местное самоуправление в зарубежных странах
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



