ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. АВТОБИОГРАФИЯ Г. АДАМСА В КОНТЕКСТЕ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ….......................................………………….………….24
1.1. О РОЛИ АВТОБИОГРАФИЗМА В ИСТОРИИ АМЕРИКАНСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...24
1.2. “ВОСПИТАНИЕ ГЕНРИ АДАМСА": БИБЛИЯ ИЛИ ПЕСНЬ ОБ
АПОКАЛИПСИСЕ?…………………………………………….35
ГЛАВА 2. ГЕНЕЗИС НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ГЕНРИ
АДАМСА….………………………………………………………46
2.1. ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИЛИ ХАОС.
КРАТКИЙ ОБЗОР ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИХ
ТЕЧЕНИЙ…………………………………………………………….46
2.2. ОТ СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМА КО ВТОРОМУ ЗАКОНУ
ТЕРМОДИНАМИКИ.……………………………………………….60
ГЛАВА 3. “ВОСПИТАНИЕ ГЕНРИ АДАМСА”: ОТ ПОЭТИКИ ТЕКСТА К
ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ…….....…………………….…118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...147
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………..155
Усилившийся в последние десятилетия интерес к документальной и
художественно-документальной литературе расширил границы литературоведческого анализа, вовлек в его сферу такие произведения, которые традиционно оставались за его пределами: дневники, биографии, мемуары, автобиографии, письма, хроники. Но прочтение произведений названных
жанров представляет для специалистов немалую трудность, ибо принципы
анализа их поэтики остаются пока неразработанными. Между тем, в произведениях документальных и художественно-документальных жанров личность может быть раскрыта не менее глубоко и всесторонне, чем в произведениях художественных жанров. Примером, доказывающим это является
автобиография знаменитого американского деятеля середины XIX - начала
ХХ веков Г.Б. Адамса - "Воспитание Генри Адамса".
О значительной роли Адамса в истории американской культуры и о
масштабе его популярности на Западе свидетельствует большое количество
трудов, посвященных изучению его творчества. Среди многочисленных исследований выделяются работы Р.Спиллера (1), Р.Блэкмура (2), Э.Самюэлса
(3), Р.Мейна (4), К.Портер (5), Т.Кули (6), Г. Каузера (7), В. Вассестрома (8),
В.Деккера (9), Дж.Кокса (10), А.Барра (11) и других. В нашей стране произведения Генри Адамса, на сегодняшний день, - большая редкость. На русский язык переведена лишь малая часть его работ: автобиография "Воспитание Генри Адамса" (в 1988 г.) и роман "Демократия" (в 1989 г.). В отечественном литературоведении кроме статей М.М.Кореневой (в книгах "Проблемы становления американской литературы" (12); "Писатели США" (13))
и послесловия к "Воспитанию" А.Н.Николюкина (14) нет публикаций по
творчеству Г.Адамса. В третьем томе "Литературной истории США" (15)4
можно найти статью Р.Спиллера (перевод М.М.Кореневой). О Г.Адамсе
упоминается во втором и третьем томах "Истории Соединенных Штатов
Америки"(16), в монографиях Е.А.Стеценко (17) и М.В.Тлостановой (18).
Недостаточная изученность наследия Г.Адамса в отечественной науке определяет актуальность данной диссертации. Необходимость оценить
его творчество во всем многообразии и выработать целостное представление
об этом сложном явлении американской духовной жизни кажется нам бесспорной. В данный момент в российском литературоведении нет исследования, в котором была бы изучена связь исторических взглядов Адамса с национальной и европейской философией рубежа ХIХ-ХХ столетий. Большую
сложность представляет анализ проблемы творческой эволюции, специфики
историзма, двойственного характера мировидения и творческого метода
Адамса. Необходимо осмыслить процесс становления писателя под влиянием его интереса к естественным наукам, проанализировать автобиографию
"Воспитание Генри Адамса", явившуюся кульминацией этого процесса.
Кроме того, нам кажется важным исследовать не только сугубо научные
взгляды Адамса, но и поэтику "Воспитания", систему художественных
средств, при помощи которых автор организует сложное текстовое полотно
произведения.
Настоятельная потребность в исследовании автобиографического
творчества Генри Адамса видится нам закономерной еще и ввиду того, что
любая область науки и искусства, выходя за рамки своей специфики, рано
или поздно приводит к научно-философской и культурологической рефлексии. Так, философское осмысление особенностей жанра автобиографии, раскрывает иную грань научных исследований. Это касается и нового прочтения классических произведений мировой литературы.
В данном случае "Воспитание Генри Адамса" - это не просто автобиография в привычном смысле, где повествуется о богатом жизненном опыте автора,5
его взаимоотношениях с окружающим миром. В ней представлен сложнейший
генезис научных взглядов Адамса-историка, формировавшихся в период революционных открытий в области естествознания. Мы считаем, что сочетание автором
художественных и научно-исследовательских задач внутри автобиографического
произведения не случайно.
Автобиографический жанр в истории американской литературы всегда имел большое значение - многие знаменитые американцы обращались к
нему, чтобы поведать миру уникальную историю своей жизни. На наш
взгляд, не будет преувеличением сказать, что интерес к автобиографическому жанру - традиционная особенность как авторского, так и читательского
вкуса американцев. Однако, стремление Г. Адамса создать собственную автобиографию объясняется не только популярностью в Соединенных Штатах
литературы подобного рода. Понятие "автобиография" для него гораздо шире традиционного повествования о судьбе отдельного человека. Оно непосредственно соединено с философскими представлениями автора о природе
исторического познания.
В адамсовской концепции истории особенно важна идея о неразрывной
связи времен, обусловленной причинно-следственными отношениями. Настоящее, по его мнению, логически сочетает в себе элементы прошлого и будущего. При таком подходе становится возможным, как ему кажется, объяснить историю, исходя из опыта отдельного человека, а его частная жизнь,
"биография" обретает особую значимость. Согласно Адамсу, каждый может
постичь историю цивилизации, анализируя свой жизненный опыт, так как он
содержит в себе элементы прошлого. Следовательно, история для Адамса становится субъективной. Но через субъективное отношение, через автобиографию, историк дает масштабную картину всемирной истории в ее прошлом, настоящем и будущем. Иначе говоря, "Воспитание" из автобиографии конкретной личности превращается в "автобиографию всего человечества".6
Таким образом, поставленные цели исследования определили структуру диссертации. Во введении рассматриваются общетеоретические вопросы автобиографического жанра. При этом подчеркивается сложный и противоречивый характер научных дискуссий относительно природы, принципов
анализа и поэтики жанра. В первой главе ставится задача проследить пути
развития автобиографической традиции в литературе США. Это необходимо
для выявления общего и особенного в "Воспитании Генри Адамса", ставшего классикой американской автобиографической литературы. Вторая глава
посвящена исследованию исторической концепции Адамса, формировавшейся в период глубокой трансформации гуманитарных наук. Дается краткий обзор философских течений конца ХIХ - начала ХХ веков, прослеживается влияние открытий в области естественных наук на методологию и научные взгляды Г.Адамса. Здесь же мы предлагаем сравнительный анализ
ранних научных теорий автора и динамической концепции истории, возникшей в поздний период творчества. Исследуются различные стороны его
мировидения - взгляды на историю, общество, политику, государство, мораль, религию, искусство, процесс познания и другие. В третьей главе говорится о своеобразии художественной системы "Воспитания Генри Адамса",
об особенностях его поэтики, сквозь призму которой читатель также постигает авторскую "философию жизни", проникает в удивительный мир творческой фантазии писателя.
Проблема самосознания личности в окружающем ее мире - это проблема, волнующая человека на протяжении всей его истории. Каждая эпоха конструировала свою картину мира, формируя тем самым отличные
друг от друга социально-политические модели и культурно-исторические
пласты. Желая понять настоящее, мы всегда обращаемся к опыту прошлого. Именно это качество человеческой природы, как уже отмечалось, объясняет то факт, что автобиография всегда была и остается весьма популярным жанром мировой литературы.
"Для чего мы приходим в мир?" "В чем смысл нашего существования?"
"Каковы результаты пути длиной в человеческую жизнь?" - эти философские проблемы объединяют создателей практически всех автобиографических произведений. Попытка оценить свой жизненный опыт, как отдельный эпизод масштабного целого - это, с одной стороны, желание постичь
частное, единичное, а с другой - общее, глобальное.
Еще раз напомним, что главной особенностью автобиографии XX
века явилось то, что авторы стремились не просто к созданию масштабной
картины жизни американского народа на протяжении нескольких десятилетий, но и ставили своей целью рассмотрение американской истории в
контексте мировой, всеобщей истории. Ярким примером автобиографии
подобного рода явилось произведение знаменитого историка, философа,
публициста, общественного деятеля и писателя Генри Адамса. В “Воспитании” он разрушает узко националистический взгляд на историю Соединенных Штатов, анализируя пройденный цивилизацией путь в связи с общим мировым процессом. Обращаясь к прошлому человечества, Адамс
пытается постичь механизмы всемирно-исторического процесса, найти
причинно-следственные связи между различными историческими эпохами139
и на основе полученных результатов предугадать будущее человеческой
цивилизации.
Идеи философии истории, разработанные Кантом, Шеллингом, Гегелем, Махом, оказали на Адамса решающее влияние. В теориях немецких
философов он увидел подтверждение собственных мыслей о законах истории, общественном прогрессе, источниках исторического развития. Он
стремился обнаружить аналогии между разными эпохами, подчеркнуть
всеобщий характер и единство исторического процесса. При таком подходе становится возможным, верил он, объяснить историю, исходя из опыта
отдельного человека. Сквозь призму собственной автобиографии Адамс
пытается рассмотреть все многообразие стремительно трансформировавшейся картины мира XX столетия. В нашем исследовании мы хотели показать, как научные взгляды Адамса, его историческая концепция взаимосвязаны с историей отдельной личности, описанной в "Воспитании".
В “Воспитании Генри Адамса” прослеживается, как нам кажется, сильное влияние Канта, с его концепцией времени. Вслед за известным философом
Адамс как бы “растворил” прошлое в настоящем, “уничтожил” время, с тем,
чтобы подчеркнуть значение индивидуального опыта. Каждый, по мнению автора, может “пережить” историю цивилизации, ибо в его сознании заключено
все прошлое человечества, а его личный опыт содержит параллели историческим фактам. История сквозь призму автобиографии, с одной стороны, становится субъективной, ее как бы не существует, а существует лишь индивидуальный опыт, а с другой стороны – из субъективного, считает Адамс, складывается
объективное понятие истории, так как она – это глобальное соединение субъективного опыта людей, их поступков и побуждений. Таким образом, можно заключить, что для концепции Адамса важна не только идея преемственности
эпох, но и возможность субъективного анализа всемирной истории. Следовательно, автор “Воспитания” является сторонником традиционно позитивистского взгляда на природу познания и роль личности в развитии истории.140
Наиболее остро проблема преемственности эпох встает в середине
XIX столетия. Под влиянием теории эволюции Дарвина складывается особый взгляд на историю, согласно которому исторический процесс неизменно направлен на все более усложняющиеся формы общественной организации. В свете подобных концепций возникают новые течения в европейской и американской историографии, социологии и политологии. Изучение творчества Адамса в контексте эпохи, в связи с развитием философской мысли рубежа XIX-XX веков позволило нам выявить эволюцию
взглядов историка от идей социал-дарвинизма к законам физики и химии,
согласно которым он разработал свою динамическую концепцию истории,
представленную в “Воспитании” и поздних научных статьях (“О роли фаз
в развитии истории”, “Послание американским историкам”).
Научная мысль XIX века вызвала необычайный эффект в человеческом мышлении и в отражении его в жизни, быте и идеалах человека. Коренным образом изменилось представление о Вселенной. Начались кардинальные изменения в человеческом сознании, в восприятии им окружающего мира. Бурный рост прикладных наук оказал большое влияние на
трансформацию гуманитарных дисциплин, большинство из которых на
пороге XX столетия стремилось к синтезированию опыта естествознания и
гуманитарных наук. Данное обстоятельство послужило возникновению
ряда исторических концепций, апеллирующих к точным дисциплинам. В
частности, в основе динамической концепции Г. Адамса лежит второй закон термодинамики, разработанный в 1850 году английскими физиками
Клаузисом и Кельвином, и закон о фазах вещества, предложенный в 1878
году американским естествоиспытателем У. Гиббсом. Оперируя такими
понятиями, как “энергия”, “сила”, “инерция”, “энтропия”, “ускорение” и
размышляя о статусе человека во вселенной, Адамс приходит к выводу,
что он есть некий сгусток энергии, подвластный общим физическим законам, как и все в этом мире. В своей динамической теории историк утвер-141
ждает, что человеческая раса прошла три глобальных этапа своего развития: “кристаллическую” фазу, “жидкое” и “газообразное” состояния. Ученые грядущих десятелетий, по его мнению, зададут научно-техническому
прогрессу гораздо больший динамизм, согласно закону энтропии. В связи
с этим, в ближайшие сто-сто пятьдесят лет наступит “критический предел”
человеческой цивилизации – “эфирная” фаза, переход материи в состояние
плазмы.
Концепция истории, предложенная в “Воспитании”, основывалась
на характерных для рубежа XIX-XX веков взгядов на будущее человека,
на пути его развития, на пределы роста и конечную цель научнотехнического прогресса. В одном из своих поздних эссе Адамс заметил,
что “Начало XX века было благодатной почвой, на которой произрастал
нигилизм и отчаяние людей, чьи идеалы и ценности остались в далеком
XVIII веке и не прижились в условиях иррационального и непостижимого
XX столетия” (1.с.195). Став свидетелем революционных научных открытий, он пришел к пониманию того, что человечество подверглось серии
технологических потрясений, на уяснение и освоение которых требовались десятилетия. Каждое из этих потрясений ускоряло движение истории. Адамс был твердо уверен, что пройдет немного столетий, прежде,
чем наука станет полновластным хозяином человека.
Автор подчеркивает, что научное знание изначально ориентировано
на противоречие, так как по своей сути оно высокоэнтропийно – в этом
заключается его динамизм. Именно в смене религиозной парадигмы парадигмой научной, историк видит основную причину разрушения эсхатологической модели мира, существовавшей на протяжении многих тысячелетий человеческой истории. Наука, призванная стать новой религией человека XX столетия, не в состоянии была обеспечить гармоническое соотношение человека и вселенной. Напротив, научное мировоззрение “нового
человека” привело в итоге к разрушению антропоцентристской картины142
мира, с ее естественным стремлением к “реабилитации человека”, провозглашением его сопричастности космическим ритмам.
“Воспитание Генри Адамса” стало выражением идей и мыслей целого поколения американцев, вступавших на путь научно-технического прогресса. В нем, по выражению Р. Блэкмура, “отразился глубочайший кризис эпохи”, в которой происходила острая и непримиримая борьба “оптимистов” и “пессимистов” (2.с.315).
Научное знание, призванное объединить и систематизировать различные аспекты человеческого бытия, в конечном счете, привело к дроблению его на множество составляющих, считает Адамс. “Новый человек”,
по его мнению, не находил ориентира ни в разуме, ни в воле, ни в чувстве.
Его природные инстинкты самосохранения диктовали ему единственно
возможный способ снижения количества энтропии – обращение к религиозной вере, с ее эсхатологической концепцией времени. Но автор считает,
что в контексте XX века роль религии свелась к минимуму, а гармоническое соотношение человека с окружающим его миром, характерное для
средних веков, утрачено навсегда. Человек XX столетия противопоставил
себя внешнему миру, стремясь подчинить его своим практическим нуждам. Единство, как главная жизненная установка людей XIII столетия, заменилось множественностью XX века.
Художественные и художественно-документальные произведения
Г.Адамса
1. Адамс Г. Воспитание Генри Адамса. М., 1988
2. Адамс Г. Демократия. М., 1989.
***
3. Adams H. Esther. N.Y., 1984
4. Adams H. Letter to a Niece and Prayer to the Virgin of Chartres. Boston -
N.Y., 1920144
5. Adams H. The Education of Henry Adams. Boston, 1961
Исторические и культурологические произведения Г.Адамса
6. Adams H. Letter to American Teachers of History // Adams H. The Degradation of the Democratic Dogma. N.Y., 1949
7. Adams H. Essays in Anglo-Saxon Law. N.Y., 1876
8. Adams H. Mont-Saint-Michel and Chartress. N.Y., 1992
9. Adams H. The Rule of Phase Applied to History // Adams H. The Degradation of the Democratic Dogma. N.Y., 1949
10. Adams H. The Tendency of History // Adams H. The Degradation of the
Democratic Dogma. N.Y., 1949
Письма Г.Адамса
11. Adams H. Selected Letters. Mass., Harvard Univ. Press, 1992
12. Ford W.C. A Cycle of Adams Letters. 1861-1865. Boston, 1920
13. Henry to Brooks Adams. Henry Adams and Friends. Unpublished Letters.
Boston, 1947
Монографии и статьи о творчестве Г. Адамса
14. Коренева М.М. Генри Адамс // Писатели США. М., 1990
15. Коренева М.М. Генри Адамс // Проблемы становления американской
литературы. М., 1981
16. Николюкин А.Н. Живой свидетель истории США // Адамс Г. Воспитание Генри Адамса. М., 1988
17. Спиллер Р. Генри Адамс // Литературная история США. В 3-х тт. М.,
1979, т.3
***
18. Blackmur R. Henry Adams. N.Y., 1980145
19. Decker W. The Literary Vocation of Henry Adams. Corolina, 1990
20. Koreneva M. Henry Adams and the Crisis of Traditional Ideals of American
Democracy // Potsdamer Forschungen. Wissenschaftliche Schriftenreihe der
Padagogishen Hochschule "Karl Liebknecht" Postdam. Reihe A-Heft 51, 1982
21. Mane R. Henry Adams on Road to Chartres. Harvard, 1971
22. Porter C. Seeng and Being // The Plight of the Participant Observer in Emerson, Jams, Adams and Faulkner. Middletown, 1981
23. Samuels E. Henry Adams. The Major Phase. Cambridge, Mass., Harvard
Univ. Press, 1964
24. Wasserstom W. The Ironies of Progress: Henry Adams and the American
Dream. Illinois, 1984
Сопутствующие художественные тексты
25. Бредфорд У. История Плимутского поселения. Франклин Б. Автобиография. Памфлеты. Кревекер С.-Дж. Письма американского фермера //
Библиотека литература США. М., 1987
26. Монтень М. Опыты. В 3-х тт. М., 1979
27. Пруст М. У Германтов. М., 1980
28. Твен М. Из "Автобиографии". Собрание сочинений в 8 томах. М.,
1980, т.8
29. Эмерсон Р. Очерки и эссе. Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу // Библиотека литературы США. М., 1986
Монографии и статьи о жанрах художественно-документальной литературы
30. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-документальных
жанров. М., 1965
31. Колядич Т.М. Воспоминания писателей. Проблемы поэтики жанра. М.,
1988
***146
32. Blasing M.K. The Art of Life. Studies in American Autobiographical Literature. Texas, 1977
33. Bruss E.W. Autobiographical Acts. The Changing Situation of a Literary
Genre. L., 1976
34. Burr A. The Autobiography. A Critical and Comparative Study. N.Y., 1909
35. Cooly T. Educated Lives: The Rise of Modern Autobiography in America.
Ohio, 1976
36. Couser G. American Autobiography: The Prophetic Mode. Massachusetts,
1979
37. Cox. J.M. Recovering Literature's Lost Ground: Essays in American Autobiography. Louisiana, 1989
38. Gusdorf G. Conditions and Limits of Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. By J. Olney. N.Y., 1980
39. Howarth W.L. Some Principles of Autobiography // Autobiography: Essaya
Theoretical and Critical. N.Y., 1980
40. Kuczynsky J. Problem in Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y.,1980
41. Mandel B. J. Pull of Life Now // Auttobiography: Essays Theoretical and
Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980
42. Morris J. Version of the Self. N.Y., 1966
43. May G.L. Autobiography. N.Y., 1979
44. Olney J. Autobiography and Cultural Moment // Autobiography: Essays
Theoretical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980
45. Olney J. Metaphors of Self. The Meaning of Autobiography. Princeton,
1972
46. Pascal R. Desiyn and Truth Autobiogaphy. L., 1960
47. Renza L. A. The Veto of the Imagination: A Theory of Autobiography //
Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980147
48. Shumaker W. English Autobiography. Materials and Forms. Los Angeles,
1954
49. Spender S. Confessions and Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980
50. Spengeman W.C. The Forms of Autobiography: Episodes in the History of
a Literary Genre. L., 1980
51. Starobinski J. The Style of Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980
52. Steele P. The Autobiographcal Passion: Studies in the Self on Show. Melbourn, 1989
Монографии и сборники статей по истории и философии