Семейное насилие в отношении несовершеннолетних
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические проблемы насилия в семье 8
1.1. Понятие, сущность и распространённость семейного насилия 8
1.2. Виды и формы проявления семейного насилия в отношении детей 15
ГЛАВА II. Криминологические аспекты насилия против несовершеннолетних в семье 24
2.1. Причинный комплекс факторов, влияющих на возникновение насилия в
отношении несовершеннолетних в семье 24
2.2. Криминологическая характеристика личности преступников, совершающих
насилие в отношении несовершеннолетних в семье 28
ГЛАВА III. Совершенствование мер по предупреждению насилия в семье в отношении несовершеннолетних 37
3.1. Общесоциальные меры предупреждения насилия в отношении
несовершеннолетних в семье 37
3.2. Роль ПДН и педагогических организаций в деятельности по предупреждению
семейного насилия в отношении несовершеннолетних 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. Теоретико-методологические проблемы насилия в семье 8
1.1. Понятие, сущность и распространённость семейного насилия 8
1.2. Виды и формы проявления семейного насилия в отношении детей 15
ГЛАВА II. Криминологические аспекты насилия против несовершеннолетних в семье 24
2.1. Причинный комплекс факторов, влияющих на возникновение насилия в
отношении несовершеннолетних в семье 24
2.2. Криминологическая характеристика личности преступников, совершающих
насилие в отношении несовершеннолетних в семье 28
ГЛАВА III. Совершенствование мер по предупреждению насилия в семье в отношении несовершеннолетних 37
3.1. Общесоциальные меры предупреждения насилия в отношении
несовершеннолетних в семье 37
3.2. Роль ПДН и педагогических организаций в деятельности по предупреждению
семейного насилия в отношении несовершеннолетних 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Статья 65 Семейного кодекса Российской Федерации (Далее по тексту - СК РФ) говорит нам о том, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, а также и их нравственному развитию. Пренебрежительное и жестокое, грубое и унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или же эксплуатация детей не должны быть способами воспитания. В реальной действительности дети довольно часто становятся объектами именно такого обращения со стороны родителей, тем самым получают первые уроки жестокости и грубости в семье.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации , «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». В тоже время, данное положение закрепляется и в международных актах. Ст. 19.1 и ст. 27.1 Конвенции о правах ребенка устанавливают, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, который необходим для его физического, духовного, умственного, социального и нравственного развития, принимают все необходимые меры с целью защита ребенка от всех форм психологического и физического насилия, злоупотребления или оскорбления, небрежного обращения или отсутствия заботы, эксплуатации или грубого обращения, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность по воспитанию ребенка .
На проблеме семейного насилия в отношении несовершеннолетних заостряется внимание как всего общества, так и высших органов государственной власти. Официально известные факты насилия в отношении несовершеннолетних в семье указывают нам на глубину данной проблемы. По оценкам экспертов, большая часть насилия над детьми не поддаются огласке, а значит в связи с этим и не учитываются в статистических данных.
Актуальность данной проблемы приобретает достаточно острый характер в связи с тем, что насилие над детьми влияет на их психическое развитие и следствием чего является распространение беспризорности и увеличение количества преступлений, которые совершаются несовершеннолетними.
Многие дети, став жертвами насилия, уходят из дома либо же из детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь и наркотики. По этой причине только раннее выявление причин возникновения насилия в отношении несовершеннолетних в семье может способствовать эффективной организации профилактической работы, увеличению вероятности предупреждения насильственных проявлений. Не сложно представить, что нас будут бить ремнем каждый раз, когда мы не хотим что-то делать только потому, что нам это не нравится или же мы устали, что-то забыли выполнить либо же потеряли какую-то вещь и т.д. Скорее всего, мы назовём такого человека жестоким и злым. Так кто же тогда родитель, когда поступает так со своим маленьким ребенком, который не может дать сдачи?!
Таким образом, неблагоприятные тенденции распространения насилия в отношении несовершеннолетних в семье, а также трудности в нейтрализации их вредного влияния на общество и формирование личности несовершеннолетних свидетельствуют нам о необходимости адекватного законодательного реагирования, которое обусловлено комплексным исследованием анализируемой проблемы.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, которые возникают в связи с насилием в отношении несовершеннолетних в семье, а также комплекс уголовно-правовых и криминологических мер, которые направлены на предупреждение исследуемых насильственных проявлений.
Предметом исследования являются уголовные и иные социальноправовые нормы, которые предусматривают ответственность за преступления в отношении несовершеннолетних в семье, регламентируют вопросы профилактики подобного насилия, судебная и следственная практика, теоретические представления ученых по исследуемой проблеме, правовые нормы зарубежных государств, предусматривающие ответственность за данные преступные посягательства.
Целью данной работы является совокупный анализ социально-правовых сторон насилия в отношении несовершеннолетних в семье, а также подготовка основ использования криминологических способов противодействия данному насилию.
Достижение указанной цели обеспечивалось решением следующих основных исследовательских задач:
1. проанализировать социальную обусловленность уголовно-правовой охраны несовершеннолетних от насилия в семье;
2. раскрыть особенности уголовного законодательства с точки зрения приоритетности и эффективности государственной защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, которых подвергаются насилию в семье;
3. теоретически обосновать и сформулировать понятие насилия в отношении несовершеннолетних в семье, определить группу наиболее распространенных преступных деяний насильственного характера, которые составляют основу данного вида преступности;
4. дать развернутую криминологическую характеристику лиц, совершивших насилие в отношении несовершеннолетних в семье;
5. раскрыть причинный комплекс факторов возникновения насилия в отношении несовершеннолетних в семье;
6. проанализировать основные направления предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних в семье;
7. -выявить пути совершенствования нормативного обеспечения профилактического воздействия на насильственные проявления в отношении несовершеннолетних в семье;
8. раскрыть основные направления деятельности ПДН и образовательных организаций по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних в семье.
Нормативно-правовой базой данной работы являются действующие нормативные правовые акты, как международного, так и национального характера: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и другие нормативные правовые акты.
Методологическую основу данного исследования представил диалектический метод, с помощью которого происходило изучение развития социальных процессов в их взаимной обусловленности. В работе также применялись частные научные методы: метод системного анализа правовых норм, метод статистического анализа, метод криминологического анализа и другие методы данной категории.
Теоретическую основу работы представили научные труды по семейному, гражданскому, уголовному, международному и административному праву, а также психологии и философии. Теоретическая база представлена трудами таких ученых, как Гусейнов А.А., Шакин В.Б., Леви Б., Горшкова И.Д., Шурыгина И.И, Лунеев В.В., Ильина С.В., Соколова Е.Т., Мухаммадхани П., Йонг Эд., Долгова А.И. и др.
Несмотря на достаточную актуальность и изученность данной проблемы, на практике возникают трудности с реализацией профилактической работы, поскольку насилие в семье, совершаемое в отношении несовершеннолетних являются латентными видами преступлений, выявление которых для правоприменительных органов является в ряде случаев невозможным или затруднительным. В связи с этим теоретическое осмысление проблем семейного насилия в отношении несовершеннолетних, а также работа, направленная на его профилактику, является необходимым и своевременным.
Новизна исследования выражается в том, что оно представляет собой совокупное исследование, в основании которого находится проблема предупреждения преступлений, совершающихся в отношении несовершеннолетних в семье, в условиях современного социального состояния России. В работе определен причинно-факторный комплекс, который влияет на появление насилия в семье в отношении несовершеннолетних, а также определен портрет лица, совершающего насильственные преступления в отношении несовершеннолетних, приведены предложения по улучшению эффективности предупреждения и борьбы с исследуемой проблемой.
Структура работы формируется исходя из целей и задач исследования и логической последовательности расположения текста. Таким образом, структура работы состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации , «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». В тоже время, данное положение закрепляется и в международных актах. Ст. 19.1 и ст. 27.1 Конвенции о правах ребенка устанавливают, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, который необходим для его физического, духовного, умственного, социального и нравственного развития, принимают все необходимые меры с целью защита ребенка от всех форм психологического и физического насилия, злоупотребления или оскорбления, небрежного обращения или отсутствия заботы, эксплуатации или грубого обращения, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность по воспитанию ребенка .
На проблеме семейного насилия в отношении несовершеннолетних заостряется внимание как всего общества, так и высших органов государственной власти. Официально известные факты насилия в отношении несовершеннолетних в семье указывают нам на глубину данной проблемы. По оценкам экспертов, большая часть насилия над детьми не поддаются огласке, а значит в связи с этим и не учитываются в статистических данных.
Актуальность данной проблемы приобретает достаточно острый характер в связи с тем, что насилие над детьми влияет на их психическое развитие и следствием чего является распространение беспризорности и увеличение количества преступлений, которые совершаются несовершеннолетними.
Многие дети, став жертвами насилия, уходят из дома либо же из детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь и наркотики. По этой причине только раннее выявление причин возникновения насилия в отношении несовершеннолетних в семье может способствовать эффективной организации профилактической работы, увеличению вероятности предупреждения насильственных проявлений. Не сложно представить, что нас будут бить ремнем каждый раз, когда мы не хотим что-то делать только потому, что нам это не нравится или же мы устали, что-то забыли выполнить либо же потеряли какую-то вещь и т.д. Скорее всего, мы назовём такого человека жестоким и злым. Так кто же тогда родитель, когда поступает так со своим маленьким ребенком, который не может дать сдачи?!
Таким образом, неблагоприятные тенденции распространения насилия в отношении несовершеннолетних в семье, а также трудности в нейтрализации их вредного влияния на общество и формирование личности несовершеннолетних свидетельствуют нам о необходимости адекватного законодательного реагирования, которое обусловлено комплексным исследованием анализируемой проблемы.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, которые возникают в связи с насилием в отношении несовершеннолетних в семье, а также комплекс уголовно-правовых и криминологических мер, которые направлены на предупреждение исследуемых насильственных проявлений.
Предметом исследования являются уголовные и иные социальноправовые нормы, которые предусматривают ответственность за преступления в отношении несовершеннолетних в семье, регламентируют вопросы профилактики подобного насилия, судебная и следственная практика, теоретические представления ученых по исследуемой проблеме, правовые нормы зарубежных государств, предусматривающие ответственность за данные преступные посягательства.
Целью данной работы является совокупный анализ социально-правовых сторон насилия в отношении несовершеннолетних в семье, а также подготовка основ использования криминологических способов противодействия данному насилию.
Достижение указанной цели обеспечивалось решением следующих основных исследовательских задач:
1. проанализировать социальную обусловленность уголовно-правовой охраны несовершеннолетних от насилия в семье;
2. раскрыть особенности уголовного законодательства с точки зрения приоритетности и эффективности государственной защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, которых подвергаются насилию в семье;
3. теоретически обосновать и сформулировать понятие насилия в отношении несовершеннолетних в семье, определить группу наиболее распространенных преступных деяний насильственного характера, которые составляют основу данного вида преступности;
4. дать развернутую криминологическую характеристику лиц, совершивших насилие в отношении несовершеннолетних в семье;
5. раскрыть причинный комплекс факторов возникновения насилия в отношении несовершеннолетних в семье;
6. проанализировать основные направления предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних в семье;
7. -выявить пути совершенствования нормативного обеспечения профилактического воздействия на насильственные проявления в отношении несовершеннолетних в семье;
8. раскрыть основные направления деятельности ПДН и образовательных организаций по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних в семье.
Нормативно-правовой базой данной работы являются действующие нормативные правовые акты, как международного, так и национального характера: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и другие нормативные правовые акты.
Методологическую основу данного исследования представил диалектический метод, с помощью которого происходило изучение развития социальных процессов в их взаимной обусловленности. В работе также применялись частные научные методы: метод системного анализа правовых норм, метод статистического анализа, метод криминологического анализа и другие методы данной категории.
Теоретическую основу работы представили научные труды по семейному, гражданскому, уголовному, международному и административному праву, а также психологии и философии. Теоретическая база представлена трудами таких ученых, как Гусейнов А.А., Шакин В.Б., Леви Б., Горшкова И.Д., Шурыгина И.И, Лунеев В.В., Ильина С.В., Соколова Е.Т., Мухаммадхани П., Йонг Эд., Долгова А.И. и др.
Несмотря на достаточную актуальность и изученность данной проблемы, на практике возникают трудности с реализацией профилактической работы, поскольку насилие в семье, совершаемое в отношении несовершеннолетних являются латентными видами преступлений, выявление которых для правоприменительных органов является в ряде случаев невозможным или затруднительным. В связи с этим теоретическое осмысление проблем семейного насилия в отношении несовершеннолетних, а также работа, направленная на его профилактику, является необходимым и своевременным.
Новизна исследования выражается в том, что оно представляет собой совокупное исследование, в основании которого находится проблема предупреждения преступлений, совершающихся в отношении несовершеннолетних в семье, в условиях современного социального состояния России. В работе определен причинно-факторный комплекс, который влияет на появление насилия в семье в отношении несовершеннолетних, а также определен портрет лица, совершающего насильственные преступления в отношении несовершеннолетних, приведены предложения по улучшению эффективности предупреждения и борьбы с исследуемой проблемой.
Структура работы формируется исходя из целей и задач исследования и логической последовательности расположения текста. Таким образом, структура работы состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Казалось бы, родной дом, семья должны быть самым безопасным местом в мире, где каждый смог бы найти понимание и поддержку. Но современные реалии, к великому сожалению, противоречат этому, а статистика о насилии над детьми поражает любого, кто с ней сталкивается.
В процессе исследования были получены следующие выводы. Семейное насилие - это травмирующее, унижающее, причиняющее страдания и/или наносящее вред здоровью и/или угрожающее жизни физическое или психическое воздействие одного члена семьи на одного или нескольких других членов семьи. Её целью являются контроль, запугивание, внушение чувства страха. Говоря об отличительной особенности насилия в семье, то чаще всего оно носит систематический характер, а жертвами семейного насилия в большинстве случаев оказываются женщины и дети. Ситуация же с детским насилием, как мы выяснили, осложняется тем, что дети не ориентируются в институтах и учреждениях, способных им помочь.
По второму параграфу первой главы мы можем сделать вывод о том, что в отношении детей насилие может иметь различные виды и формы: от эмоционального, морального шантажа до применения физической силы. Но нужно подчеркнуть, что их следствием всегда является серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, а нередко это может быть и угроза для жизни. А также, пострадавшие от насилия дети отстают в развитии, склонны страдать различными как физическими, так и психоэмоциональными расстройствами.
Переходя к обобщению следующего параграфа, то основными факторами, влияющими на рост насилия в семье по отношению к детям, являются: развод родителей, пристрастие родителей к алкоголю или наркотикам, низкий уровень образования родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, а также неполные семьи, большие семьи, социальная изоляция семей. Среди детей, выросших в вышеперечисленных семьях и подвергавшихся насилию, распространены различного рода отклонения, то есть они растут замкнутыми и неуверенными в себе и им трудно найти свое место в обществе, и нужно иметь тот факт, что также среди них очень высок уровень преступности. Проведенный анализ причинного комплекса факторов появления насилия в семье в отношении несовершеннолетних позволяет прийти к такому итогу, что его необходимо рассматривать как совокупность социально-этических, демографических, психологических, моральных, нравственных, культурных, политических, экономических и других условий жизнедеятельности общества, которые влияют на возникновение насилия в отношении несовершеннолетних в семье и выражают основные причины, которые заключаются в экономическом благосостоянии, социальных конфликтах, преломляющихся на разных уровнях жизни общества, а также нарастании социально-экономического неблагополучия, алкоголизации и наркотизации части населения, а также в специфических взглядах, традициях и привычках, диктующих разрешение конфликтов с применением насилия. Стрессы родителей, ссоры между супругами, раздражительность и нервозность членов семьи, частые разводы и разрывы отношений - всё это приводит к возрастанию непослушания ребенка и применению в отношении него всё более жёстких методов воспитания. И также, необходимо выделить, что насилие порождается из-за представления родителями о методах воспитания, применяемых к ним в детстве и о понимании силы и слабости, то есть выражении власти над ребенком. Родители, которые позволяют себе бить ребенка, характеризуются полным педагогическим невежеством, ленью попытаться понять связь причины и следствия, а также найти иные пути решения проблемы, эгоизмом и безответственностью, способностью на низкую месть за доставленные ребенком неудобства.
Государственная политика в области предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних в семье, в первую очередь, направлена на комплексное проведение социально-экономических, духовно-нравственных и политических мероприятий. Также она направлена на возрождение духовных ценностей и утверждение приоритета интересов личности и семьи, гарантированное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации в целях устранения социально-экономических, социальнокультурных причин и условий, способствующих совершению насилия в отношении несовершеннолетних в семье. Имеющиеся международные документы призваны обеспечить такое положение для того, чтобы равенство, правосудие и защита прав ребенка находились в центре внимания мер реагирования, которые принимаются системой правосудия в каждом обществе для предупреждения насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних.
При этом проблеме высокой насильственной смертности у детей и подростков в России уделяется сравнительно мало внимания. Вероятность погибнуть от насильственной смерти зависит, как мы упоминали ранее, от поведения окружающих его людей, от уровня безопасности окружающей ребёнка среды, и от того, как сами люди относятся друг к другу, и, конечно же, от заложенного в культуре отношения к насилию, а также к своей и чужой жизни.
Исходя из третьей главы, можно сказать следующее. Необходимо отметить, что социальная политика, а также законодательство и работа соответствующих служб, должны быть направлены на укрепление семьи, создание благоприятных условий для воспитания и образования детей. В целях предотвращения насилия в семье, необходимы: широкая пропаганда идей гуманизма, формирование в обществе уважения к правам человека, возвращение к традиционным семейным ценностям, принятие мер, которые направлены на повышение эффективности деятельности социальных служб и правоохранительных органов по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних в семье, а также организация планомерной и комплексной профилактической работы с неблагополучными семьями в целях восстановления семьи и обеспечения в ней условий для соблюдения прав ребенка.
Что же касается системы мер по профилактике насилия в школе, то её реализуют педагогические работники совместно с сотрудниками ПДН ОВД и другими субъектами профилактики, и она должна предусматривать проведение информационно-просветительской работы среди педагогов и родителей, законных представителей несовершеннолетнего о недопустимости насилия и жестокого обращения как внутри школы, так и вне ее стен. Также они должны предусматривать оказание своевременной и эффективной психологопедагогической помощи подросткам и учителям, пострадавшим от насилия в школе.
Отдельными же направлениями такой профилактической работы, при осуществлении которой невозможно обойтись только силами специалистов школы, являются:
1) оказание психологической помощи учителям, социальным педагогам и педагогам-психологам, непосредственно работающими с подростками, которые пострадали от насилия;
2) повышение квалификации школьных специалистов и лиц, привлекаемых из других органов и учреждений, оказывающих помощь ученикам и учителям.
Говоря об ответственности за жестокое обращение с детьми, то «Кодексом РФ об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ). Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие преступные деяния: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них (ст.106-136); за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
В соответствии с санкцией статьи 156 УК РФ неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года либо ограничением свободы на срок до трех лет. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Семейный кодекс гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54); право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56); лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69); немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77). Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56) .
Таким образом, насилие в отношении несовершеннолетних в семье представляет собой сложное многогранное явление, которое существует в обществе и тесно взаимосвязано с другими социальными явлениями. В настоящее время насилие в отношении несовершеннолетних в семье действительно является актуальной проблемой современного общества. Эта проблема существует давно и во всех странах. Она отражает дисгармонию и перекосы, которые существуют во взаимоотношениях в обществе. А её острота нам свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке. И поэтому только эффективное предупреждение насилия в отношении несовершеннолетних в семье позволит позитивно повлиять на дальнейшее оздоровление нашего общества. Ведь, согласно ч.1 ст. 38 Конституции РФ, «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
В процессе исследования были получены следующие выводы. Семейное насилие - это травмирующее, унижающее, причиняющее страдания и/или наносящее вред здоровью и/или угрожающее жизни физическое или психическое воздействие одного члена семьи на одного или нескольких других членов семьи. Её целью являются контроль, запугивание, внушение чувства страха. Говоря об отличительной особенности насилия в семье, то чаще всего оно носит систематический характер, а жертвами семейного насилия в большинстве случаев оказываются женщины и дети. Ситуация же с детским насилием, как мы выяснили, осложняется тем, что дети не ориентируются в институтах и учреждениях, способных им помочь.
По второму параграфу первой главы мы можем сделать вывод о том, что в отношении детей насилие может иметь различные виды и формы: от эмоционального, морального шантажа до применения физической силы. Но нужно подчеркнуть, что их следствием всегда является серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, а нередко это может быть и угроза для жизни. А также, пострадавшие от насилия дети отстают в развитии, склонны страдать различными как физическими, так и психоэмоциональными расстройствами.
Переходя к обобщению следующего параграфа, то основными факторами, влияющими на рост насилия в семье по отношению к детям, являются: развод родителей, пристрастие родителей к алкоголю или наркотикам, низкий уровень образования родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, а также неполные семьи, большие семьи, социальная изоляция семей. Среди детей, выросших в вышеперечисленных семьях и подвергавшихся насилию, распространены различного рода отклонения, то есть они растут замкнутыми и неуверенными в себе и им трудно найти свое место в обществе, и нужно иметь тот факт, что также среди них очень высок уровень преступности. Проведенный анализ причинного комплекса факторов появления насилия в семье в отношении несовершеннолетних позволяет прийти к такому итогу, что его необходимо рассматривать как совокупность социально-этических, демографических, психологических, моральных, нравственных, культурных, политических, экономических и других условий жизнедеятельности общества, которые влияют на возникновение насилия в отношении несовершеннолетних в семье и выражают основные причины, которые заключаются в экономическом благосостоянии, социальных конфликтах, преломляющихся на разных уровнях жизни общества, а также нарастании социально-экономического неблагополучия, алкоголизации и наркотизации части населения, а также в специфических взглядах, традициях и привычках, диктующих разрешение конфликтов с применением насилия. Стрессы родителей, ссоры между супругами, раздражительность и нервозность членов семьи, частые разводы и разрывы отношений - всё это приводит к возрастанию непослушания ребенка и применению в отношении него всё более жёстких методов воспитания. И также, необходимо выделить, что насилие порождается из-за представления родителями о методах воспитания, применяемых к ним в детстве и о понимании силы и слабости, то есть выражении власти над ребенком. Родители, которые позволяют себе бить ребенка, характеризуются полным педагогическим невежеством, ленью попытаться понять связь причины и следствия, а также найти иные пути решения проблемы, эгоизмом и безответственностью, способностью на низкую месть за доставленные ребенком неудобства.
Государственная политика в области предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних в семье, в первую очередь, направлена на комплексное проведение социально-экономических, духовно-нравственных и политических мероприятий. Также она направлена на возрождение духовных ценностей и утверждение приоритета интересов личности и семьи, гарантированное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации в целях устранения социально-экономических, социальнокультурных причин и условий, способствующих совершению насилия в отношении несовершеннолетних в семье. Имеющиеся международные документы призваны обеспечить такое положение для того, чтобы равенство, правосудие и защита прав ребенка находились в центре внимания мер реагирования, которые принимаются системой правосудия в каждом обществе для предупреждения насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних.
При этом проблеме высокой насильственной смертности у детей и подростков в России уделяется сравнительно мало внимания. Вероятность погибнуть от насильственной смерти зависит, как мы упоминали ранее, от поведения окружающих его людей, от уровня безопасности окружающей ребёнка среды, и от того, как сами люди относятся друг к другу, и, конечно же, от заложенного в культуре отношения к насилию, а также к своей и чужой жизни.
Исходя из третьей главы, можно сказать следующее. Необходимо отметить, что социальная политика, а также законодательство и работа соответствующих служб, должны быть направлены на укрепление семьи, создание благоприятных условий для воспитания и образования детей. В целях предотвращения насилия в семье, необходимы: широкая пропаганда идей гуманизма, формирование в обществе уважения к правам человека, возвращение к традиционным семейным ценностям, принятие мер, которые направлены на повышение эффективности деятельности социальных служб и правоохранительных органов по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних в семье, а также организация планомерной и комплексной профилактической работы с неблагополучными семьями в целях восстановления семьи и обеспечения в ней условий для соблюдения прав ребенка.
Что же касается системы мер по профилактике насилия в школе, то её реализуют педагогические работники совместно с сотрудниками ПДН ОВД и другими субъектами профилактики, и она должна предусматривать проведение информационно-просветительской работы среди педагогов и родителей, законных представителей несовершеннолетнего о недопустимости насилия и жестокого обращения как внутри школы, так и вне ее стен. Также они должны предусматривать оказание своевременной и эффективной психологопедагогической помощи подросткам и учителям, пострадавшим от насилия в школе.
Отдельными же направлениями такой профилактической работы, при осуществлении которой невозможно обойтись только силами специалистов школы, являются:
1) оказание психологической помощи учителям, социальным педагогам и педагогам-психологам, непосредственно работающими с подростками, которые пострадали от насилия;
2) повышение квалификации школьных специалистов и лиц, привлекаемых из других органов и учреждений, оказывающих помощь ученикам и учителям.
Говоря об ответственности за жестокое обращение с детьми, то «Кодексом РФ об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ). Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие преступные деяния: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них (ст.106-136); за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
В соответствии с санкцией статьи 156 УК РФ неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года либо ограничением свободы на срок до трех лет. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Семейный кодекс гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54); право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56); лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69); немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77). Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56) .
Таким образом, насилие в отношении несовершеннолетних в семье представляет собой сложное многогранное явление, которое существует в обществе и тесно взаимосвязано с другими социальными явлениями. В настоящее время насилие в отношении несовершеннолетних в семье действительно является актуальной проблемой современного общества. Эта проблема существует давно и во всех странах. Она отражает дисгармонию и перекосы, которые существуют во взаимоотношениях в обществе. А её острота нам свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке. И поэтому только эффективное предупреждение насилия в отношении несовершеннолетних в семье позволит позитивно повлиять на дальнейшее оздоровление нашего общества. Ведь, согласно ч.1 ст. 38 Конституции РФ, «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
Подобные работы
- Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних в семье
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Криминологическая характеристика домашнего насилия в отношении несовершеннолетних и меры по его предупреждению
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - Криминологическая характеристика домашнего насилия в отношении несовершеннолетних и меры по его предупреждению
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - Исследовать проблемы и особенности профилактики насилия
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Комплексная реабилитация детей-жертв физического насилия в семье
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы расследования преступлений, совершаемых на сексуальной почве в отношении несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Предупреждение преступлений, связанных с насилием над несовершеннолетними
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовое и криминологическое противодействие семейному насилию
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022



