Предупреждение преступлений, связанных с насилием над несовершеннолетними
|
Введение 3
Глава 1. Насилие в отношении несовершеннолетних: понятия и общие положения
1.1 Понятие насилия в отношении несовершеннолетних 7
1.2 Несовершеннолетние лица: общеправовая и психологическая
характеристика 13
1.3 Особенности лиц, совершающих насильственные преступления
против несовершеннолетних 24
Глава 2. Криминологическая характеристика насильственных
преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних
2.1 Причины и условия, основные детерминанты насильственных
преступлений, совершаемых против несовершеннолетних 34
2.2 Мотивация как внутренняя причина совершения насильственного
преступления в отношении несовершеннолетнего 45
2.3 Криминологические особенности насильственных преступлений,
совершаемых против несовершеннолетних в семье 50
Глава 3. Отдельные аспекты предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних
3.1 Общесоциальные меры предупреждения насильственных
преступлений, совершаемых против несовершеннолетних 57
3.2 Специально-криминологические меры предупреждения
насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних в семье 61
3.3 Правовые меры предупреждения преступлений против половой
свободы несовершеннолетних 69
Заключение 76
Список использованной литературы
Глава 1. Насилие в отношении несовершеннолетних: понятия и общие положения
1.1 Понятие насилия в отношении несовершеннолетних 7
1.2 Несовершеннолетние лица: общеправовая и психологическая
характеристика 13
1.3 Особенности лиц, совершающих насильственные преступления
против несовершеннолетних 24
Глава 2. Криминологическая характеристика насильственных
преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних
2.1 Причины и условия, основные детерминанты насильственных
преступлений, совершаемых против несовершеннолетних 34
2.2 Мотивация как внутренняя причина совершения насильственного
преступления в отношении несовершеннолетнего 45
2.3 Криминологические особенности насильственных преступлений,
совершаемых против несовершеннолетних в семье 50
Глава 3. Отдельные аспекты предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних
3.1 Общесоциальные меры предупреждения насильственных
преступлений, совершаемых против несовершеннолетних 57
3.2 Специально-криминологические меры предупреждения
насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних в семье 61
3.3 Правовые меры предупреждения преступлений против половой
свободы несовершеннолетних 69
Заключение 76
Список использованной литературы
Актуальность исследования. На сегодняшний день наблюдается резкое ухудшение криминогенной обстановки. Интенсивный рост преступности представляет большую опасность для социального благополучия государства. Ее рост обуславливается различного рода кризисами (экономическим, политическим, социально-культурным).
В современной России насильственная преступность в отношении несовершеннолетних стала большой проблемой. Их уровень сильно тревожит российское общество. Согласно статистике, в России каждый год почти два миллиона детей подвергаются насилию в семье. В этой связи проблема предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, получила широкое распространение в юридической науке.
Так, вопросам предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, посвящены труды Антонян Ю.М., Ильяшенко А.Н., Гусейнов А. А., Шарапов Р. Д. и ряда других ученых. Наличие множества теоретических и практических исследований в рамках данной темы связано с тем, что рассматриваемая категория лиц отличается в своем психическом и физиологическом развитии от взрослого населения. Недостаточный социальный и правовой опыт зачастую становится причиной насильственных действий в отношении детей.
Проявляемое в отношении детей насилие, как явление, страшно не только своим негативным влиянием на их физическое и психическое здоровье, на их развитие. Оно по большому счету предопределяет жизнь нашего будущего поколения. После достижения взрослости, когда придет время воспитывать своих детей, указанные лица будут руководствоваться детским семейным опытом и строить свое поведение на этой основе. Согласно исследованиям психологов, основанием жесткого обращения с несовершеннолетними является механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение.
Необходимо отметить, что в условиях нашего времени место молодежи и подростков в социальной жизни, семье определяется по-новому. С одной стороны, они достаточно активно принимают участие в решении задач общества, в выборе социальных ролей, ярко проявляют свои интересы. С другой, дети, не нашедшие себе место в условиях реальной действительности, не имеют возможности самоутвердиться.
Насильственные преступления в отношении несовершеннолетних имеют свои отличительные признаки, что дает основание рассматривать их в качестве самостоятельного объекта изучения. Выделение их в качестве самостоятельного объекта изучения также обусловлено физическими, психическими, нравственными особенностями развития личности несовершеннолетних. Социальная незрелость также рассматривается в качестве специфических особенностей их развития, так как именно в процессе социализации происходит накопление опыта, в том числе и отрицательного, который может проявиться с запозданием. Ввиду незащищенности данной категории населения, что проявляется в неспособности самостоятельно отстаивать свои права, противостоять насилию в силу их возраста, профилактика преступлений в отношении детей является одной из основной направленностью деятельности правоохранительных органов.
Насилие возникает практически на любой почве: политической, межнациональной, религиозной, наконец, бытовой, где, казалось бы, в отношении ребенка должны править только любовь и родственные чувства.
Проблемой данного исследования является возникновение трудностей при предупреждении насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
Цель данной работы: опираясь на знание криминологических, психологических особенностей субъектов насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, особенностей несовершеннолетних лиц, определить трудности предупреждения данных преступлений и предложить пути для его решения.
Объект исследования: процесс предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних
Предмет исследования: криминологические и психологические особенности предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
В соответствии с данной целью определен круг задач, решение которых составляет сущность исследования.
Задачи исследования:
1. Дать понятие насилия в отношении несовершеннолетних;
2. Рассмотреть особенности лиц, совершающих насильственные преступления против несовершеннолетних;
3. Раскрыть причины и условия, основные детерминанты
насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних;
4. Рассмотреть мотивацию как внутреннюю причину совершения насильственного преступления в отношении несовершеннолетнего;
5. Раскрыть криминологические особенности насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних в семье;
6. Определить общесоциальные меры предупреждения насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних;
7. Определить специально-криминологические меры предупреждения
насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних в семье;
Практическая значимость определяется тем, что материалы и выводы данного исследования могут иметь значение для деятельности органов и организаций, занимающихся предупреждением и профилактикой преступности.
Структура работы. Работа состоит из введения, девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В современной России насильственная преступность в отношении несовершеннолетних стала большой проблемой. Их уровень сильно тревожит российское общество. Согласно статистике, в России каждый год почти два миллиона детей подвергаются насилию в семье. В этой связи проблема предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, получила широкое распространение в юридической науке.
Так, вопросам предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, посвящены труды Антонян Ю.М., Ильяшенко А.Н., Гусейнов А. А., Шарапов Р. Д. и ряда других ученых. Наличие множества теоретических и практических исследований в рамках данной темы связано с тем, что рассматриваемая категория лиц отличается в своем психическом и физиологическом развитии от взрослого населения. Недостаточный социальный и правовой опыт зачастую становится причиной насильственных действий в отношении детей.
Проявляемое в отношении детей насилие, как явление, страшно не только своим негативным влиянием на их физическое и психическое здоровье, на их развитие. Оно по большому счету предопределяет жизнь нашего будущего поколения. После достижения взрослости, когда придет время воспитывать своих детей, указанные лица будут руководствоваться детским семейным опытом и строить свое поведение на этой основе. Согласно исследованиям психологов, основанием жесткого обращения с несовершеннолетними является механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение.
Необходимо отметить, что в условиях нашего времени место молодежи и подростков в социальной жизни, семье определяется по-новому. С одной стороны, они достаточно активно принимают участие в решении задач общества, в выборе социальных ролей, ярко проявляют свои интересы. С другой, дети, не нашедшие себе место в условиях реальной действительности, не имеют возможности самоутвердиться.
Насильственные преступления в отношении несовершеннолетних имеют свои отличительные признаки, что дает основание рассматривать их в качестве самостоятельного объекта изучения. Выделение их в качестве самостоятельного объекта изучения также обусловлено физическими, психическими, нравственными особенностями развития личности несовершеннолетних. Социальная незрелость также рассматривается в качестве специфических особенностей их развития, так как именно в процессе социализации происходит накопление опыта, в том числе и отрицательного, который может проявиться с запозданием. Ввиду незащищенности данной категории населения, что проявляется в неспособности самостоятельно отстаивать свои права, противостоять насилию в силу их возраста, профилактика преступлений в отношении детей является одной из основной направленностью деятельности правоохранительных органов.
Насилие возникает практически на любой почве: политической, межнациональной, религиозной, наконец, бытовой, где, казалось бы, в отношении ребенка должны править только любовь и родственные чувства.
Проблемой данного исследования является возникновение трудностей при предупреждении насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
Цель данной работы: опираясь на знание криминологических, психологических особенностей субъектов насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, особенностей несовершеннолетних лиц, определить трудности предупреждения данных преступлений и предложить пути для его решения.
Объект исследования: процесс предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних
Предмет исследования: криминологические и психологические особенности предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
В соответствии с данной целью определен круг задач, решение которых составляет сущность исследования.
Задачи исследования:
1. Дать понятие насилия в отношении несовершеннолетних;
2. Рассмотреть особенности лиц, совершающих насильственные преступления против несовершеннолетних;
3. Раскрыть причины и условия, основные детерминанты
насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних;
4. Рассмотреть мотивацию как внутреннюю причину совершения насильственного преступления в отношении несовершеннолетнего;
5. Раскрыть криминологические особенности насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних в семье;
6. Определить общесоциальные меры предупреждения насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних;
7. Определить специально-криминологические меры предупреждения
насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних в семье;
Практическая значимость определяется тем, что материалы и выводы данного исследования могут иметь значение для деятельности органов и организаций, занимающихся предупреждением и профилактикой преступности.
Структура работы. Работа состоит из введения, девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В ходе исследования проблемы предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, были рассмотрены психофизиологические особенности несовершеннолетних лиц и лиц, совершающих насильственные преступления против несовершеннолетних.
Так, в ходе анализа понятия насилия в отношении детей, мы пришли к выводу, что насилию относятся такие элементы как принуждение, незаконность или противоправность его осуществления. Насилие представляет собой умышленное, противоправное, физическое и психологическое воздействие либо угроза применения такого воздействия, что нацелено на подавление человека, вопреки его воли, а также ограничение свободы волеизъявления или действий.
Было отмечено что лица, склонные совершать насильственные преступления в отношении несовершеннолетних, не имеют устойчивых воззрений. Описываемые лица совершают насильственные действия, как правило, при случайно сложившихся обстоятельствах. Для них характерно стремление удовлетворить нужды немедленно, минуя окружающих, принятых социальных, моральных норм.
Насильственные преступники характеризуется асоциальностью, аморальными поступками и административными правонарушениями - систематическое злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков, хулиганство, и т.п. Данные личности оценивают обстановку исходя из своих желаний, личных представлений, минуя при этом социальные нормы, навязанные обществом. Насильственные преступники также характеризуются примитивностью своих потребностей, эгоцентризмом, импульсивным стремлением к осуществлению желаний и потребностей, что не сдерживается механизмом самоконтроля.
Категория несовершеннолетних имеет свои психологические особенности. Их неправильное воспитание и подход к ним, несвоевременное выявление этих особенностей и специфических черт, может привести к нежелательным результатам. Для агентов процесса социализации главное - вовремя выявить эти трудности и своевременно применить нужные методы и приемы, в целях их преодоления. В свете предупреждения насильственных преступлений против несовершеннолетних данное обстоятельство играет важнейшую роль.
Очень часто бывает, что дети не знают об имеющихся у них правах на защиту от насильственных действий со стороны родственников. Поскольку они не имеют четкого представления о противозаконности подобных действий (оскорбления, избиения, ограничение свободы). Особенность рассматриваемых преступлений в том, что в случае наступления насилия семье, несовершеннолетние первом делом обращаются за помощью к родственникам или друзьям. Правоохранительные органы, социально - психологические службы, а также система здравоохранения отходит на второй план. Многие жертвы таких преступлений, считают, что им никто не поможет.
Важно отметить роль социального окружения - семья, образовательные и иные организации, правоохранительные органы, средства массовой информации и другие - все оказывают своеобразно-отличительные воздействия на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка. Зная причины и особенности развития ребенка, вышеперечисленным социальным субъектам необходимо не допустить появление рассматриваемой проблемы, либо устранить ее в зародыше. Недостаточное знание в психофизиологических особенностях подросткового возраста может привести к неэффективности используемых методов профилактики.
Алкоголизм и наркомания в свете предупреждения насильственной преступности против несовершеннолетних также является глобальной проблемой человечества, что в нашем случае проявляется нанесении телесных повреждений ребенку в состоянии алкогольного опьянения, в изнасиловании, во влечении подростка к систематическому приему алкогольных напитков, наркотических средств. Результатом данной проблемы является деградации личности и появление вредных для общества последствий.
Были рассмотрены различные модели и принципы психологопедагогической профилактики. В результате можно сделать вывод о том, что наша страна нуждается в применении современных форм и технологий, которые бы позволили реально изменять ситуацию, связанную алкоголизмом и наркоманией. Правильное соблюдение принципов, требований, условий, а также целесообразная организация работы может способствовать решению проблемы алкоголизации и наркотизации. Важно, чтобы психологи, психиатры-наркологи, социальные работники, несмотря на свой практический опыт, умели правильно пользоваться приведенными в теории методиками, систематически дополняли свои знания новейшими материалами (технологиями, приемами, методиками).
В мире очень много духовных, нравственных факторов, что приводит или толкает человека к насильственным преступным посягательствам. Вместе с тем, важнейшим из них выступает отсутствие государственной идеологии, что формирует законопослушное поведение человека. На сегодняшний день наблюдается отрицательная тенденция, Идеологический вакуум, который существует в сознании российских граждан, внедряется культом обогащения незаконным путем. В человеческой жизни, в быту распространяются традиции, правила и иные атрибуты криминальной субкультуры. В России наблюдается глобальная криминализация сознания, поведения человека, что, безусловно, оказывает соответствующее влияние на рассматриваемую преступность.
Таким образом, в ходе проделанной работы, опираясь на психофизиологические особенности субъектов насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, особенностей несовершеннолетних лиц, были определены трудности предупреждения данных преступлений и предложены некоторые пути для его решения.
Так, в ходе анализа понятия насилия в отношении детей, мы пришли к выводу, что насилию относятся такие элементы как принуждение, незаконность или противоправность его осуществления. Насилие представляет собой умышленное, противоправное, физическое и психологическое воздействие либо угроза применения такого воздействия, что нацелено на подавление человека, вопреки его воли, а также ограничение свободы волеизъявления или действий.
Было отмечено что лица, склонные совершать насильственные преступления в отношении несовершеннолетних, не имеют устойчивых воззрений. Описываемые лица совершают насильственные действия, как правило, при случайно сложившихся обстоятельствах. Для них характерно стремление удовлетворить нужды немедленно, минуя окружающих, принятых социальных, моральных норм.
Насильственные преступники характеризуется асоциальностью, аморальными поступками и административными правонарушениями - систематическое злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков, хулиганство, и т.п. Данные личности оценивают обстановку исходя из своих желаний, личных представлений, минуя при этом социальные нормы, навязанные обществом. Насильственные преступники также характеризуются примитивностью своих потребностей, эгоцентризмом, импульсивным стремлением к осуществлению желаний и потребностей, что не сдерживается механизмом самоконтроля.
Категория несовершеннолетних имеет свои психологические особенности. Их неправильное воспитание и подход к ним, несвоевременное выявление этих особенностей и специфических черт, может привести к нежелательным результатам. Для агентов процесса социализации главное - вовремя выявить эти трудности и своевременно применить нужные методы и приемы, в целях их преодоления. В свете предупреждения насильственных преступлений против несовершеннолетних данное обстоятельство играет важнейшую роль.
Очень часто бывает, что дети не знают об имеющихся у них правах на защиту от насильственных действий со стороны родственников. Поскольку они не имеют четкого представления о противозаконности подобных действий (оскорбления, избиения, ограничение свободы). Особенность рассматриваемых преступлений в том, что в случае наступления насилия семье, несовершеннолетние первом делом обращаются за помощью к родственникам или друзьям. Правоохранительные органы, социально - психологические службы, а также система здравоохранения отходит на второй план. Многие жертвы таких преступлений, считают, что им никто не поможет.
Важно отметить роль социального окружения - семья, образовательные и иные организации, правоохранительные органы, средства массовой информации и другие - все оказывают своеобразно-отличительные воздействия на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка. Зная причины и особенности развития ребенка, вышеперечисленным социальным субъектам необходимо не допустить появление рассматриваемой проблемы, либо устранить ее в зародыше. Недостаточное знание в психофизиологических особенностях подросткового возраста может привести к неэффективности используемых методов профилактики.
Алкоголизм и наркомания в свете предупреждения насильственной преступности против несовершеннолетних также является глобальной проблемой человечества, что в нашем случае проявляется нанесении телесных повреждений ребенку в состоянии алкогольного опьянения, в изнасиловании, во влечении подростка к систематическому приему алкогольных напитков, наркотических средств. Результатом данной проблемы является деградации личности и появление вредных для общества последствий.
Были рассмотрены различные модели и принципы психологопедагогической профилактики. В результате можно сделать вывод о том, что наша страна нуждается в применении современных форм и технологий, которые бы позволили реально изменять ситуацию, связанную алкоголизмом и наркоманией. Правильное соблюдение принципов, требований, условий, а также целесообразная организация работы может способствовать решению проблемы алкоголизации и наркотизации. Важно, чтобы психологи, психиатры-наркологи, социальные работники, несмотря на свой практический опыт, умели правильно пользоваться приведенными в теории методиками, систематически дополняли свои знания новейшими материалами (технологиями, приемами, методиками).
В мире очень много духовных, нравственных факторов, что приводит или толкает человека к насильственным преступным посягательствам. Вместе с тем, важнейшим из них выступает отсутствие государственной идеологии, что формирует законопослушное поведение человека. На сегодняшний день наблюдается отрицательная тенденция, Идеологический вакуум, который существует в сознании российских граждан, внедряется культом обогащения незаконным путем. В человеческой жизни, в быту распространяются традиции, правила и иные атрибуты криминальной субкультуры. В России наблюдается глобальная криминализация сознания, поведения человека, что, безусловно, оказывает соответствующее влияние на рассматриваемую преступность.
Таким образом, в ходе проделанной работы, опираясь на психофизиологические особенности субъектов насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, особенностей несовершеннолетних лиц, были определены трудности предупреждения данных преступлений и предложены некоторые пути для его решения.



