ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 7
1.1 Определение понятий «способности», «творческие способности»,
«творческая деятельность», «творчество» в отечественной психологии и педагогике 7
1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте 11
1.3 Урок технологии как средство развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста 19
Выводы по I главе 28
ГЛАВА 2 ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 30
2.1 Диагностика творческих способностей 30
2.2. Методические рекомендации по развитию творческих способностей для
учащихся начальных классов 49
Выводы по II главе 53
2.3. Информационная карта 55
Заключение 62
Список литературы
Актуальность проблемы. Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Творческая активность - одна из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами как преобразование системы управления, в которую прежде идеально вписывался лишь пассивный исполнитель, реформы в экономике, требующие готовности человека к творческому включению, в многообразие новых видов деятельности.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности - важнейшая задача, стоящая перед современной школой. За последнее десятилетие эта мысль стала привычной, а фразы подобного типа отчасти превратились в шаблоны. Хотя справедливость подобных утверждений бесспорна. Изменились социально-экономические условия жизни, произошла смена парадигмы отечественного образования. Установка на творчество обусловлена быстрым темпом изменения параметров окружающего мира. А это, в свою очередь, вызывает у человека потребность в адаптации, приспособлении к этим постоянным изменениям (как потребность в самосбережении и самореализации одновременно). Стремление реализовать данную потребность приводит к формированию способности адекватного реагирования на смену условий, которое выражается в мыслях, делах и поступках, носящих поисковый, творческий характер. Действия по шаблону, основанные на переданных знаниях и опыте известных способов деятельности (умениях и навыках) уже не могут удовлетворить требованию адаптации к происходящим изменениям. Напротив, жестко заданные и некритично усвоенные образцы действий препятствуют проявлению творчества. Все это заставляет искать иные, новые подходы к обучению в образовательной школе, где закладываются основы личностного развития человека, и чтобы выпускники могли быть готовы к самореализации во внешней, по отношению к школьной, среде. Таким образом, творческое развитие учащихся есть требование времени, позволяющее успешно выстроить жизненную траекторию каждой личности. Общеобразовательная школа, где закладываются основы личностного роста учащихся, теоретически имеет возможность для эффективного развития творческого потенциала каждого школьника. Теоретическое положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах П.П. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадриков и др.
Особенностям становления личности, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы В.П. Дружинина, И.Ю. Кулагиной, Н.С. Лейтеса, Е.К. Лютовой, Р.С. Немова, Д.Т. Полуянова, В.М. Рафиковой и др. С педагогической точки зрения эту проблему исследовали Л.А. Аристова, М.А. Данилов, Е.Н. Ильин, В.А. Левин, И.Я. Лернер, Ю.П. Львов, А.А. Мелик-Пашаев, В.П. Ушачов, А.В. Хуторской, М.П. Щетинин, Н.С. Щуркова и др.
Целью исследования: выявить методы, средства и формы организации уроков технологии для развития творческих способностей младших школьников.
Объектом исследования данной работы является - процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предметом исследования - методы, средства и формы организации уроков технологии для развития творческой способности младших школьников.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи.
1. рассмотреть сущность понятий «способности», «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность»;
2. проанализировать особенности развития творческих способностей учащихся младших классов;
3. выявить эффективные формы и методы развития творческих способностей учащихся на уроках технологии в начальных классах.
В данной дипломной работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2. Диагностика творческих способностей детей.
3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей
Гипотеза исследования. Процесс развития творческих способностей будет более эффективным, если:
• осуществлено исследование сущности и специфики творческих способностей младших школьников;
• выявлены и применены в исследование эффективные методы и формы работы по развитию творческих способностей.
База исследования: МБОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф.Г.Аитовой» Московского района г.Казани, 2 класс, 26 учащихся.
В проектно-исследовательской работе были рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и трудовое обучение как фактор их развития. В заключение подведем итоги проектно-исследовательской работы.
Проанализировав, теоретические основы развития творческих способностей, мы пришли к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений - ассоциативная психология, бихевиористы и т.д. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный.
В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний.
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
В исследовании нами была проведена диагностика творческих способностей младших школьников. Проведенные тесты, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать и провести занятия на уроках технологии, с применением методических приемов по развитию творческого мышления.
Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей младших школьников, выступает планомерное,целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
• познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности - памяти, внимания, мышления, воображения;
• задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично - поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
• система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Таким образом, в исследовании была доказана гипотеза. Уроки технологии в начальной школе развивают творческие способности учащихся.
1. Немов Р.С. Психология.: Учеб. для студ.высш.пед.уч. завед.: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.
2. Проблемы способностей в советской психологии: Межвузов, сб. науч.тр. - Л: ЛГПИ,1984.
3. Лук А.Н. Психология творчества / Академия наук СССР. -М.: Наука, 1978. - 127 с.
4. Лук А. И. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144.
5. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. Уч. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.:Академия,1999. - 192с.
6. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Вопросы психологии. № 5, 1994, с 86-95.
7. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика,1971. - 280 с.
8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение,1988. - 190 с.
9. Левина М. 365 весёлых уроков труда / М. Левин. - М.: Рольф, Айрис пресс, 1999.- 256с.
10. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда. - М.: ВЧГК "Русский Центр", 2003. - 2003