Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образовательное право в международной системе права

Работа №29226
Тип работыДипломные работы
Предметправо
Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Право на образование в системе международных прав и свобод человека и гражданина 7
1.1. Право на образование: понятие и содержание 7
1.2. Основополагающие принципы международного права в сфере
образования 11
1.3. Роль международного права в регулировании системы образования
России 14
ГЛАВА II. Международно-правовое законодательство в сфере образования 18
2.1. Нормативно-правовые акты ООН, специализированных учреждений
(ЮНЕСКО, Международной организации труда) 18
2.2. Нормативно-правовые акты Совета Европы, Европейского союза и
Содружества Независимых Государств 24
ГЛАВА III. Сравнительный анализ системы образования Российской Федерации и системы образования Германии 31
3.1. Система высшего образования Российской Федерации 31
3.2. Система высшего образования Германии 43
3.3. Пути совершенствования системы образования Российской
Федерации 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность темы исследования. Развитие современного мира непосредственно связано с четким пониманием того, что представляют собой права человека. Более того, каждое цивилизованное государство, стремящееся к завоеванию уважения и авторитета на международной арене, обязано защищать права и свободы своих граждан.
Неотъемлемым правом каждого человека является право на образование. Данное право имеет естественный характер, так как каждый человек стремится к постоянному развитию. К тому же, образование является важнейшим условием полноценного существования человека в обществе.
Право на образование не может быть монополизировано государством, так как граждане обладают данным правом вне воли государства.
При нарушении права на образование, человек имеет право на защиту, причем как на внутригосударственном, так и на международном уровне. В частности, жалоба может быть подана в Европейскую комиссию по правам человека или в Европейский суд по права человека. Поводом для подачи жалобы может быть любое нарушение государством, его органами, иными лицами прав, закрепленных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и дополняющими ее Протоколами. Правом на подачу жалобы обладает гражданин, иностранец или лицо без гражданства, неправительственные организации или группа лиц, любое частное лицо, которые полагают, что в отношении них имели место действия, которые представляют собой нарушение государством взятых на себя обязательств по соблюдению и исполнению Конвенции. Жалоба подается на имя Генерального секретаря Совета Европы.
Решение Европейского суда по правам человека, которое он принимает по итогам рассмотрения жалобы, является окончательным и обязательным для государства, допустившего нарушение Конвенции. Надзор за выполнением решения Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ права на образование в системе международного права и выработка рекомендаций по совершенствованию системы высшего образования современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место права на образование в системе международных прав человека.
2. Раскрыть содержание и особенности права на образование, сформулировать его понятие.
3. Выявить роль международного права в процессе становления и развития системы образования России.
4. Изучить международную нормативно-правовую базу,регулирующую данную проблему.
5. Проанализировать устройство системы образования России и Германии.
6. Обосновать предложения по совершенствованию системы образования Российской Федерации.
Объектом исследования являются образовательные отношения и их специфика в системе международного права.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, посвященные вопросам образования, а также отдельные нормы международного права, регулирующие образовательные отношения.
Источниковая база исследования. Большой вклад в разработку общетеоретических и отраслевых аспектов данной проблемы внесли работы Д. Дьюи, М.В. Баглая, Н.А. Бердяева, В.И. Байденко, Д.Н. Бахраха, Е.В. Буслова, Ю.А. Кудрявцева, В.М. Сырых, В.И. Шкатуллы, Л.И. Глухаревой, В.М. Капицына, Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова, И.И. Лукашук, С.В. Курова, В.М. Филиппова, Ю.Д. Ильина.
Нормативную базу исследования составили международные нормативноправовые акты, среди которых следует выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Декларацию прав ребенка 1959 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и многие другие нормативно-правовые акты, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, Европейского союза, Совета Европы и Содружества Независимых Государств, а также важнейшие нормативно-правовые акты Российской Федерации - Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. В целях сравнительного анализа использовались законодательные акты Германии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что был проведен комплексный анализ права на образование и определено его место в системе международных прав человека.
Практическая значимость исследования. Совершенствование системы образования России необходимо в связи с тем, что современная система образования слабо ориентирована на реальные потребности общества, вследствие чего выпускники высших учебных заведений (далее - вуз), как правило, не могут трудоустроиться по полученной специальности. Изменений требует и порядок приема в вузы, так как зачастую в университеты и другие образовательные организации высшего образования поступают не те школьники, которые отлично учились в школе, а те, которые удачно сдали Единый Государственный Экзамен, не всегда являющийся реальным показателем знаний учащихся. Больший ориентир на практическую деятельность студентов и использование в большей степени информационных технологий в обучении также будет способствовать совершенствованию и развитию современной системы образования.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, где отражена актуальность темы исследования, поставлены цели и задачи, определены объект и предмет исследования, раскрыты источниковая база, теоретическая и практическая значимость работы, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Становление и развитие современного общества и государства невозможно без признания и уважения основных прав и свобод человека. Неотъемлемую часть прав и свобод человека занимает право на образование.
Целый ряд международных нормативно-правовых актов, а также Конституция РФ закрепляет право каждого человека на образование. Право на образование понимаемается как свобода образования и наряду со всеми основными правами и свободами человека является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения. Эти свойства присущи всем основным правам человека, так как они являются проявлением свободы, которую нельзя ни из чего вывести, потому что в ней можно лишь изначально пребывать. То есть человек обладает всеми основными правами изначально, просто потому, что он — человек. Государство не может ограничить эти права и иметь монополию на образование.
Право на образование не может быть передано другому лицу, группе лиц или государству, оно не даруется, а соответственно, является неотчуждаемым, лишить человека данного права также невозможно.
Одним из основных источников международного права являются общеправовые принципы. В области образования выделяются такие принципы международного права, как общедоступность образования, обязательность основного общего образования, бесплатность общего, начального профессионального и, на конкурсной основе, среднего профессионального и высшего образования, а также принципы государственной социальной помощи обучающимся, свободы и плюрализма в образовании и светского характера образования.
Указанные принципы отражены во многих международных документах, регулирующих сферу образования и закрепляющих право на образование. Каждый документ играет важную роль в процессе реализации права каждого человека на образование и в регулировании образовательных отношений на международном уровне.
Мы провели комплексный анализ права на образование, определили его место в системе международных прав человека, раскрыли содержание и особенности права на образование, выявили роль международного права в процессе становления и развития системы образования России. Также нами была изучена международная нормативно-правовая база, регулирующая сферу образования.
В практической части работы мы исследовали основные аспекты систем высшего образования России и Германии и провели сравнительный анализ. Свое внимание мы акцентировали на получении высшего юридического образования. Процесс получения высшего образования в Германии существенно отличается от российского. Получить высшее юридическое образование и стать профессионалом в своей отрасли - сложнейшая задача для студентов, обучающихся в немецких вузах. Конечно же, в России процесс получения высшего образования имеет свои положительные особенности, однако мы считаем, что стоит принять во внимание достойный опыт немецкой системы высшего образования, а, возможно, в чем-то и перенять его.
Нами были предложены и обоснованы следующие пути совершенствования системы образования нашей страны: осуществление
подготовки кадров в соответствии с реальными потребностями общества; внесение поправок в образовательное законодательство, связанных с обязательной отработкой студентов, поступивших на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, после их обучения в государственном учреждении по своему образованию и квалификации; сокращение числа вузов, оказывающих некачественные образовательные услуги; внесение корректив в порядок приема абитуриентов в высшие учебные заведение и учет их успеваемости в школе, отраженной в аттестате; внедрение практикоориентированного подхода в обучение; еще большее внедрение в систему высшего образования информационных технологий.
Таким образом, образовательное право занимает важнейшее место в международной системе права. Каждый человек, независимо от пола, расы, национальной принадлежности, языка, имущественного, социального и должностного положения, вероисповедания обладает этим правом, и никто не может ограничить его в этом праве или лишить его. Процесс реализации права на образование требует крайне серьезного подхода и тщательной регламентации. Также необходимо отметить, что важно учитывать потребности современного общества и в соответствии с ними организовывать процесс получения образования.
1. Законодательные и иные нормативные акты
1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (Принята в г. Париже 05.10.1998 - 09.10.1998 на Всемирной конференции ЮНЕСКО "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры"). - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=6958#0876303
4808659631.
2. Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217А(Ш) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 // Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд. группа ИНФРА-М.-НОРМА. 2000. - С. 39.
3. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) [англ.] (Принята в г. Болонье 19.06.1999). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=10453#061820 63289773685.
4. Декларация руководящих принципов по использованию вещания через спутники для свободного распространения информации, развития образования и расширения культурных обменов 1972 г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1900827.
5. Конвенция Международной Организации Труда № 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах (Женева, 26 июня 1957 г.).
- URL: http://base.garant.ru/2541275/.
6. Конвенция Международной Организации Труда № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (Женева, 23 июня 1975 г.). - URL: http://base.garant.ru/2540543/.
7. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята 14 декабря 1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры //. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд. группа ИНФРА-М.-НОРМА. 2000. С. 160 (вступила в силу для СССР 1 ноября 1962 г.).
8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. ETS №005 Рим. 04.11.1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998.- №20.
9. Конвенция о техническом и профессиональном образовании (Париж, 10 ноября 1989 г.). - URL: http://base.garant.ru/2540243/.
10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5429/.
11. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 12 июня 2000 г. № 2 "О проекте концепции модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ" (Санкт- Петербург).
- URL: http://base.garant.ru/1155399/.
12. Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) // Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд. группа ИНФРА-М.-НОРМА. 2000. - С. 551.
13. Рекомендации Европейского Совета (ЕС) № 561/98 о европейском
взаимодействии и области обеспечения качества высшего образования от 24 сентября 1998 года // Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское
образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса / Сост.: Г.А. Лукичев, В.В. Насонкин, Т.Ю. Тихомирова и др.; Под ред. Г.А. Лукичева. - М.: Изд. Готика. - 2004 (Серия:
«Законодательство об образовании»).
14. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 17 марта 1998 г. № R (2000) 10 "Комитет Министров - государствам-членам Совета Европы по проблеме высшего образования". - URL: http://base.garant.ru/2561542/.
Рекомендации о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования от 11.11.1997 г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901839542.
16. Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15.05.1992 г.
- URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=240#05111224 499141476.
17. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 21.08.1997г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1902057.
18. Устав Организации Объединенных Наций ( Сан-Франциско, 26 июня 1945 г. ).
- URL: http://base.garant.ru/2540400/.
19. Устав Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры ( Лондон, 16 ноября 1945 г. ). - URL: http://base.garant.ru/2540500/.
20. Устав Совета Европы ETS №001 (Лондон, 5 мая 1949 г.).
- URL: http://base.garant.ru/2540600/.
21. Устав Содружества Независимых Государств от 22.01.1993 г.
- URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=180.
22. Хартия основных прав Европейского Союза (Принята в г. Ницце 07.12.2000).
- URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=43187#033475
042706755054.
23. Закон «О судебной системе в Германии» от 08.09.1961 г.
- URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.i sp?id= 17671.
24. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/.
25. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/.
26. Законопроект № 442315-7 О внесении изменений в статью 54, статью 100 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=171310#0014 324529953702037.
27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
01.12.2016 № 1511 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
40.03.1 Юриспруденция (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 № 45038). - URL: http://base.garant.ru/71579274/.
28. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19648).
- URL: http://base.garant.ru/55170501/.
2. Специальная литература
29. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Изд.НОРМА. - 2007. - С. 160.
30. Байденко, В.И. Болонский процесс: Популярные лекции. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МИСиС , - 2011. - С. 175.
31. Бахрах, Д.Н. Правовой статус студента в Российской Федерации / Д.Н. Бахрах, С.В. Барабанова // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 3(26). -С. 94-99.
32. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа. М.: Изд. Республика. - 2014. - С. 87—89.
33. Буслов, Е.В. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие. / Е.В. Буслов, Ю.А. Кудрявцев, В.М. Сырых, В.И. Шкатулла. - М. - 2015.
34. Валеев, Р.М. Международное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Изд. Статут. - 2017. - С. 450.
35. Волохова, Е.Д. Понятие и содержание конституционного права на образование // Право и образование. - 2012. - №3. - С. 23
36. Глухарева, Л.И. Права человека: Гуманитарный курс: Учебное пособие. - М.: Изд. Логос. - 2012. - С. 176.
37. Дьюи, Дж. Демократия и образование. М.: Изд. Педагогика-Пресс. - 2010. - С. 14.
38. Капицын, В.М. Права человека и механизмы их защиты: Учебное пособие. - М.: Изд. ИКФ «Экмос». - 2016. - С. 205.
39. Ковалев, А.А. Международная защита прав человека: Учебное пособие. — М.: Изд.Статут. - 2013. - С. 320.
40. Куров, С.В. Защита прав граждан в образовании: Учебно - методическое пособие. - М.: Международный юридический институт при Министерстве юстиции Российской Федерации. - 2016. - С. 165.
41. Лукашук, И.И. Современное право международных договоров. Том 1. Заключение международных договоров. - М.: Изд. Волтерс Клувер. - 2015. - С. 672.
42. Марченко, М.Н. Источники права: Учебное пособие. - М.: Изд. Проспект. - 2015. - С. 760.
43. Сырых, В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Изд. Готика. - 2014. - С. 340.
44. Суханов, Е.А. Университетский вопрос в России. - М.: Изд. Статут. - 2017. - С. 255.
45. Шкатулла, В. И. Образовательное право России : Учебник для вузов / В. И. Шкатулла. — М.: Изд. Юстицинформ. - 2015. - С. 198.
3. Интернет - ресурсы
46. Официальный сайт Организации Объединенных Наций.
- URL: http://www.un.org/ru/index.html. ( Дата обращения 12 марта 2018 ).
47. Официальный сайт Содружества Независимых Г осударств.
- URL: http://www.sng.su. ( Дата обращения 12 марта 2018 ).
48. Официальный сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых Г осударств. - URL: http: //www.cis.minsk.by/index.php.
( Дата обращения 12 марта 2018 ).
49. Официальный сайт специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
- URL: https://ru.unesco.org/. ( Дата обращения 12 марта 2018 ).
50. Официальный сайт Международной Организации Труда.
- URL: http://www.ilo.org/moscow/lang--ru/index.htm. (Дата обращения 12 марта 2018 ).
51. Официальный сайт Совета Европы. - URL: https://www.coe.int/ru/. ( Дата обращения 12 марта 2018 ).
52. Официальный сайт Государственной думы Российской Федерации.
- URL: http://www.duma.gov.ru/. ( Дата обращения 12 марта 2018 ).
53. Официальный сайт юридического факультета Свободного Университета Берлина. - URL: http: //www.j ura.fu-berlin.de/j ura/. ( Дата обращения 15 марта 2018 ).
54. Официальный сайт юридического факультета Бременского университета.
- URL: http://www.jura-bremen.de/. ( Дата обращения 15 марта 2018 ).
55. Официальный сайт юридического факультета Дюссельдорфского университета имени Генриха Гейне. - URL: http://www.jura.hhu.de/. ( Дата обращения 15 марта 2018 ).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Актуальность темы исследования. Развитие современного мира непосредственно связано с четким пониманием того, что представляют собой права человека. Более того, каждое цивилизованное государство, стремящееся к завоеванию уважения и авторитета на международной арене, обязано защищать права и свободы своих граждан.
Неотъемлемым правом каждого человека является право на образование. Данное право имеет естественный характер, так как каждый человек стремится к постоянному развитию. К тому же, образование является важнейшим условием полноценного существования человека в обществе.
Право на образование не может быть монополизировано государством, так как граждане обладают данным правом вне воли государства.
При нарушении права на образование, человек имеет право на защиту, причем как на внутригосударственном, так и на международном уровне. В частности, жалоба может быть подана в Европейскую комиссию по правам человека или в Европейский суд по права человека. Поводом для подачи жалобы может быть любое нарушение государством, его органами, иными лицами прав, закрепленных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и дополняющими ее Протоколами. Правом на подачу жалобы обладает гражданин, иностранец или лицо без гражданства, неправительственные организации или группа лиц, любое частное лицо, которые полагают, что в отношении них имели место действия, которые представляют собой нарушение государством взятых на себя обязательств по соблюдению и исполнению Конвенции. Жалоба подается на имя Генерального секретаря Совета Европы.
Решение Европейского суда по правам человека, которое он принимает по итогам рассмотрения жалобы, является окончательным и обязательным для государства, допустившего нарушение Конвенции. Надзор за выполнением решения Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ права на образование в системе международного права и выработка рекомендаций по совершенствованию системы высшего образования современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место права на образование в системе международных прав человека.
2. Раскрыть содержание и особенности права на образование, сформулировать его понятие.
3. Выявить роль международного права в процессе становления и развития системы образования России.
4. Изучить международную нормативно-правовую базу,регулирующую данную проблему.
5. Проанализировать устройство системы образования России и Германии.
6. Обосновать предложения по совершенствованию системы образования Российской Федерации.
Объектом исследования являются образовательные отношения и их специфика в системе международного права.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, посвященные вопросам образования, а также отдельные нормы международного права, регулирующие образовательные отношения.
Источниковая база исследования. Большой вклад в разработку общетеоретических и отраслевых аспектов данной проблемы внесли работы Д. Дьюи, М.В. Баглая, Н.А. Бердяева, В.И. Байденко, Д.Н. Бахраха, Е.В. Буслова, Ю.А. Кудрявцева, В.М. Сырых, В.И. Шкатуллы, Л.И. Глухаревой, В.М. Капицына, Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова, И.И. Лукашук, С.В. Курова, В.М. Филиппова, Ю.Д. Ильина.
Нормативную базу исследования составили международные нормативноправовые акты, среди которых следует выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Декларацию прав ребенка 1959 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и многие другие нормативно-правовые акты, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, Европейского союза, Совета Европы и Содружества Независимых Государств, а также важнейшие нормативно-правовые акты Российской Федерации - Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. В целях сравнительного анализа использовались законодательные акты Германии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что был проведен комплексный анализ права на образование и определено его место в системе международных прав человека.
Практическая значимость исследования. Совершенствование системы образования России необходимо в связи с тем, что современная система образования слабо ориентирована на реальные потребности общества, вследствие чего выпускники высших учебных заведений (далее - вуз), как правило, не могут трудоустроиться по полученной специальности. Изменений требует и порядок приема в вузы, так как зачастую в университеты и другие образовательные организации высшего образования поступают не те школьники, которые отлично учились в школе, а те, которые удачно сдали Единый Государственный Экзамен, не всегда являющийся реальным показателем знаний учащихся. Больший ориентир на практическую деятельность студентов и использование в большей степени информационных технологий в обучении также будет способствовать совершенствованию и развитию современной системы образования.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, где отражена актуальность темы исследования, поставлены цели и задачи, определены объект и предмет исследования, раскрыты источниковая база, теоретическая и практическая значимость работы, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Становление и развитие современного общества и государства невозможно без признания и уважения основных прав и свобод человека. Неотъемлемую часть прав и свобод человека занимает право на образование.
Целый ряд международных нормативно-правовых актов, а также Конституция РФ закрепляет право каждого человека на образование. Право на образование понимаемается как свобода образования и наряду со всеми основными правами и свободами человека является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения. Эти свойства присущи всем основным правам человека, так как они являются проявлением свободы, которую нельзя ни из чего вывести, потому что в ней можно лишь изначально пребывать. То есть человек обладает всеми основными правами изначально, просто потому, что он — человек. Государство не может ограничить эти права и иметь монополию на образование.
Право на образование не может быть передано другому лицу, группе лиц или государству, оно не даруется, а соответственно, является неотчуждаемым, лишить человека данного права также невозможно.
Одним из основных источников международного права являются общеправовые принципы. В области образования выделяются такие принципы международного права, как общедоступность образования, обязательность основного общего образования, бесплатность общего, начального профессионального и, на конкурсной основе, среднего профессионального и высшего образования, а также принципы государственной социальной помощи обучающимся, свободы и плюрализма в образовании и светского характера образования.
Указанные принципы отражены во многих международных документах, регулирующих сферу образования и закрепляющих право на образование. Каждый документ играет важную роль в процессе реализации права каждого человека на образование и в регулировании образовательных отношений на международном уровне.
Мы провели комплексный анализ права на образование, определили его место в системе международных прав человека, раскрыли содержание и особенности права на образование, выявили роль международного права в процессе становления и развития системы образования России. Также нами была изучена международная нормативно-правовая база, регулирующая сферу образования.
В практической части работы мы исследовали основные аспекты систем высшего образования России и Германии и провели сравнительный анализ. Свое внимание мы акцентировали на получении высшего юридического образования. Процесс получения высшего образования в Германии существенно отличается от российского. Получить высшее юридическое образование и стать профессионалом в своей отрасли - сложнейшая задача для студентов, обучающихся в немецких вузах. Конечно же, в России процесс получения высшего образования имеет свои положительные особенности, однако мы считаем, что стоит принять во внимание достойный опыт немецкой системы высшего образования, а, возможно, в чем-то и перенять его.
Нами были предложены и обоснованы следующие пути совершенствования системы образования нашей страны: осуществление
подготовки кадров в соответствии с реальными потребностями общества; внесение поправок в образовательное законодательство, связанных с обязательной отработкой студентов, поступивших на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, после их обучения в государственном учреждении по своему образованию и квалификации; сокращение числа вузов, оказывающих некачественные образовательные услуги; внесение корректив в порядок приема абитуриентов в высшие учебные заведение и учет их успеваемости в школе, отраженной в аттестате; внедрение практикоориентированного подхода в обучение; еще большее внедрение в систему высшего образования информационных технологий.
Таким образом, образовательное право занимает важнейшее место в международной системе права. Каждый человек, независимо от пола, расы, национальной принадлежности, языка, имущественного, социального и должностного положения, вероисповедания обладает этим правом, и никто не может ограничить его в этом праве или лишить его. Процесс реализации права на образование требует крайне серьезного подхода и тщательной регламентации. Также необходимо отметить, что важно учитывать потребности современного общества и в соответствии с ними организовывать процесс получения образования.



1. Законодательные и иные нормативные акты
1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (Принята в г. Париже 05.10.1998 - 09.10.1998 на Всемирной конференции ЮНЕСКО "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры"). - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=6958#0876303
4808659631.
2. Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217А(Ш) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 // Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд. группа ИНФРА-М.-НОРМА. 2000. - С. 39.
3. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) [англ.] (Принята в г. Болонье 19.06.1999). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=10453#061820 63289773685.
4. Декларация руководящих принципов по использованию вещания через спутники для свободного распространения информации, развития образования и расширения культурных обменов 1972 г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1900827.
5. Конвенция Международной Организации Труда № 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах (Женева, 26 июня 1957 г.).
- URL: http://base.garant.ru/2541275/.
6. Конвенция Международной Организации Труда № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (Женева, 23 июня 1975 г.). - URL: http://base.garant.ru/2540543/.
7. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята 14 декабря 1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры //. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд. группа ИНФРА-М.-НОРМА. 2000. С. 160 (вступила в силу для СССР 1 ноября 1962 г.).
8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. ETS №005 Рим. 04.11.1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998.- №20.
9. Конвенция о техническом и профессиональном образовании (Париж, 10 ноября 1989 г.). - URL: http://base.garant.ru/2540243/.
10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5429/.
11. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 12 июня 2000 г. № 2 "О проекте концепции модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ" (Санкт- Петербург).
- URL: http://base.garant.ru/1155399/.
12. Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) // Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд. группа ИНФРА-М.-НОРМА. 2000. - С. 551.
13. Рекомендации Европейского Совета (ЕС) № 561/98 о европейском
взаимодействии и области обеспечения качества высшего образования от 24 сентября 1998 года // Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское
образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса / Сост.: Г.А. Лукичев, В.В. Насонкин, Т.Ю. Тихомирова и др.; Под ред. Г.А. Лукичева. - М.: Изд. Готика. - 2004 (Серия:
«Законодательство об образовании»).
14. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 17 марта 1998 г. № R (2000) 10 "Комитет Министров - государствам-членам Совета Европы по проблеме высшего образования". - URL: http://base.garant.ru/2561542/.
Рекомендации о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования от 11.11.1997 г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901839542.
16. Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15.05.1992 г.
- URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=240#05111224 499141476.
17. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 21.08.1997г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1902057.
18. Устав Организации Объединенных Наций ( Сан-Франциско, 26 июня 1945 г. ).
- URL: http://base.garant.ru/2540400/.
19. Устав Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры ( Лондон, 16 ноября 1945 г. ). - URL: http://base.garant.ru/2540500/.
20. Устав Совета Европы ETS №001 (Лондон, 5 мая 1949 г.).
- URL: http://base.garant.ru/2540600/.
21. Устав Содружества Независимых Государств от 22.01.1993 г.
- URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=180.
22. Хартия основных прав Европейского Союза (Принята в г. Ницце 07.12.2000).
- URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=43187#033475
042706755054.
23. Закон «О судебной системе в Германии» от 08.09.1961 г.
- URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.i sp?id= 17671.
24. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/.
25. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/.
26. Законопроект № 442315-7 О внесении изменений в статью 54, статью 100 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=171310#0014 324529953702037.
27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
01.12.2016 № 1511 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
40.03.1 Юриспруденция (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 № 45038). - URL: http://base.garant.ru/71579274/.
28. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19648).
- URL: http://base.garant.ru/55170501/.
2. Специальная литература
29. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Изд.НОРМА. - 2007. - С. 160.
30. Байденко, В.И. Болонский процесс: Популярные лекции. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МИСиС , - 2011. - С. 175.
31. Бахрах, Д.Н. Правовой статус студента в Российской Федерации / Д.Н. Бахрах, С.В. Барабанова // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 3(26). -С. 94-99.
32. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа. М.: Изд. Республика. - 2014. - С. 87—89.
33. Буслов, Е.В. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие. / Е.В. Буслов, Ю.А. Кудрявцев, В.М. Сырых, В.И. Шкатулла. - М. - 2015.
34. Валеев, Р.М. Международное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Изд. Статут. - 2017. - С. 450.
35. Волохова, Е.Д. Понятие и содержание конституционного права на образование // Право и образование. - 2012. - №3. - С. 23
36. Глухарева, Л.И. Права человека: Гуманитарный курс: Учебное пособие. - М.: Изд. Логос. - 2012. - С. 176.
37. Дьюи, Дж. Демократия и образование. М.: Изд. Педагогика-Пресс. - 2010. - С. 14.
38. Капицын, В.М. Права человека и механизмы их защиты: Учебное пособие. - М.: Изд. ИКФ «Экмос». - 2016. - С. 205.
39. Ковалев, А.А. Международная защита прав человека: Учебное пособие. — М.: Изд.Статут. - 2013. - С. 320.
40. Куров, С.В. Защита прав граждан в образовании: Учебно - методическое пособие. - М.: Международный юридический институт при Министерстве юстиции Российской Федерации. - 2016. - С. 165.
41. Лукашук, И.И. Современное право международных договоров. Том 1. Заключение международных договоров. - М.: Изд. Волтерс Клувер. - 2015. - С. 672.
42. Марченко, М.Н. Источники права: Учебное пособие. - М.: Изд. Проспект. - 2015. - С. 760.
43. Сырых, В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Изд. Готика. - 2014. - С. 340.
44. Суханов, Е.А. Университетский вопрос в России. - М.: Изд. Статут. - 2017. - С. 255.
45. Шкатулла, В. И. Образовательное право России : Учебник для вузов / В. И. Шкатулла. — М.: Изд. Юстицинформ. - 2015. - С. 198.
3. Интернет - ресурсы
46. Официальный сайт Организации Объединенных Наций.
- URL: http://www.un.org/ru/index.html. ( Дата обращения 12 марта 2018 ).
47. Официальный сайт Содружества Независимых Г осударств.
- URL: http://www.sng.su. ( Дата обращения 12 марта 2018 ).
48. Официальный сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых Г осударств. - URL: http: //www.cis.minsk.by/index.php.
( Дата обращения 12 марта 2018 ).
49. Официальный сайт специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
- URL: https://ru.unesco.org/. ( Дата обращения 12 марта 2018 ).
50. Официальный сайт Международной Организации Труда.
- URL: http://www.ilo.org/moscow/lang--ru/index.htm. (Дата обращения 12 марта 2018 ).
51. Официальный сайт Совета Европы. - URL: https://www.coe.int/ru/. ( Дата обращения 12 марта 2018 ).
52. Официальный сайт Государственной думы Российской Федерации.
- URL: http://www.duma.gov.ru/. ( Дата обращения 12 марта 2018 ).
53. Официальный сайт юридического факультета Свободного Университета Берлина. - URL: http: //www.j ura.fu-berlin.de/j ura/. ( Дата обращения 15 марта 2018 ).
54. Официальный сайт юридического факультета Бременского университета.
- URL: http://www.jura-bremen.de/. ( Дата обращения 15 марта 2018 ).
55. Официальный сайт юридического факультета Дюссельдорфского университета имени Генриха Гейне. - URL: http://www.jura.hhu.de/. ( Дата обращения 15 марта 2018 ).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.