Образовательные программы высшего образования: общие требования к реализации на уровне бакалавриата
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика образовательных программ высшего образования 6
1.1. Понятие и сущность образовательных программ высшего
образования 6
1.2. Структура и содержание образовательных программ высшего
образования 15
1.3. Порядок разработки образовательных программ высшего
образования 23
Глава 2. Требования к реализации образовательных программ на уровне бакалавриата 33
2.1. Организационно-педагогические условия реализации
образовательных программ на уровне бакалавриата 33
2.2. Основные формы реализации образовательных программ на уровне
бакалавриата 40
2.3. Правовые основы реализации образовательных программ на уровне
бакалавриата 49
Глава 3. Образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в К(П)ФУ 58
3.1. Объем и содержание образовательной программы бакалавриата по
направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 58
3.2. Порядок реализации образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки) и планируемые результаты 65
Заключение 73
Список использованной литературы
Глава 1. Общая характеристика образовательных программ высшего образования 6
1.1. Понятие и сущность образовательных программ высшего
образования 6
1.2. Структура и содержание образовательных программ высшего
образования 15
1.3. Порядок разработки образовательных программ высшего
образования 23
Глава 2. Требования к реализации образовательных программ на уровне бакалавриата 33
2.1. Организационно-педагогические условия реализации
образовательных программ на уровне бакалавриата 33
2.2. Основные формы реализации образовательных программ на уровне
бакалавриата 40
2.3. Правовые основы реализации образовательных программ на уровне
бакалавриата 49
Глава 3. Образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в К(П)ФУ 58
3.1. Объем и содержание образовательной программы бакалавриата по
направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 58
3.2. Порядок реализации образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки) и планируемые результаты 65
Заключение 73
Список использованной литературы
Формирование современной российской системы образования на сегодняшний день характеризуется широким развертыванием творческих инновационных процессов, поиском новых педагогических форм и методов, которые, прежде всего, ориентированы на достижение нового качества образования.
К числу основополагающих элементов качества образования относится качество образовательных программ. Значимость качественных образовательных программ обусловлена тем, что от них зависит качество результатов образовательной деятельности. Образовательные программы регулируют буквально каждый аспект, этап, стороны образовательного процесса.
Образовательные программы высшего образования определяют собой содержание образования. Содержание образования должно способствовать взаимопониманию и сотрудничеству между гражданами страны, народами вне зависимости от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Система образования учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого человека, формирует и развивает его личность в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Актуальность данной работы заключается в том, что основная образовательная программа образовательной организации высшего образования определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса, что указывает на их важность в осуществлении образовательной деятельности.
Значимость данной работы заключается в том, что реализация образовательных программ высшего образования напрямую отражает качество осуществляемой образовательной деятельности. Так, от качества образовательных программ и их реализации зависит уровень образованности всего общества.
Объект исследования — процесс реализации образовательных программ высшего образования.
Предмет исследования — структура и содержание образовательной программы высшего образования.
Целью данной работы является анализ вопросов, которые касаются процесса реализации образовательных программ, определение их роли в системе образования РФ. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- определение понятия и сущности образовательных программ высшего образования;
- рассмотрение структуры и содержания образовательных программ высшего образования;
- изучение порядка разработки образовательных программ высшего образования;
- изучение условий реализации образовательных программ высшего образования;
- анализ форм реализации образовательных программ высшего образования.
В процессе написания работы используются работы таких авторов как Северин С.Н. «Педагогическое проектирование как технология управления качеством педагогического процесса», Булановой-Топорковой М.В., Самыгина С.И «Педагогика и психология высшей школы», Афанасьева В. В., Ермолаевой С. С. «Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе», Пикадистый П.И. «Психология и педагогика», Куприянова Б. В.
«Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия», Ипполитовой Н. «Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация». Законодательную основу составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Приказы Правительства Российской Федерации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
К числу основополагающих элементов качества образования относится качество образовательных программ. Значимость качественных образовательных программ обусловлена тем, что от них зависит качество результатов образовательной деятельности. Образовательные программы регулируют буквально каждый аспект, этап, стороны образовательного процесса.
Образовательные программы высшего образования определяют собой содержание образования. Содержание образования должно способствовать взаимопониманию и сотрудничеству между гражданами страны, народами вне зависимости от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Система образования учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого человека, формирует и развивает его личность в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Актуальность данной работы заключается в том, что основная образовательная программа образовательной организации высшего образования определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса, что указывает на их важность в осуществлении образовательной деятельности.
Значимость данной работы заключается в том, что реализация образовательных программ высшего образования напрямую отражает качество осуществляемой образовательной деятельности. Так, от качества образовательных программ и их реализации зависит уровень образованности всего общества.
Объект исследования — процесс реализации образовательных программ высшего образования.
Предмет исследования — структура и содержание образовательной программы высшего образования.
Целью данной работы является анализ вопросов, которые касаются процесса реализации образовательных программ, определение их роли в системе образования РФ. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- определение понятия и сущности образовательных программ высшего образования;
- рассмотрение структуры и содержания образовательных программ высшего образования;
- изучение порядка разработки образовательных программ высшего образования;
- изучение условий реализации образовательных программ высшего образования;
- анализ форм реализации образовательных программ высшего образования.
В процессе написания работы используются работы таких авторов как Северин С.Н. «Педагогическое проектирование как технология управления качеством педагогического процесса», Булановой-Топорковой М.В., Самыгина С.И «Педагогика и психология высшей школы», Афанасьева В. В., Ермолаевой С. С. «Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе», Пикадистый П.И. «Психология и педагогика», Куприянова Б. В.
«Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия», Ипполитовой Н. «Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация». Законодательную основу составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Приказы Правительства Российской Федерации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В данной работе ставились задачи: определить понятие и сущность образовательных программ высшего образования; рассмотреть структуру и содержание образовательных программ высшего образования; изучить порядок разработки образовательных программ высшего образования; изучить условия реализации образовательных программ высшего образования; проанализировать формы реализации образовательных программ высшего образования.
В работе представлено теоретическое описание понятия и сущности образовательных программ высшего образования, их структура и содержание, а также анализ процессов разработки и реализации образовательных программ на уровне бакалавриата. Были изучены основные формы реализации образовательных программ, правовые основы их реализации. В процессе написания работы были проанализированы работы многих авторов.
Образовательная программа высшего образования имеет строгую упорядоченную структуру и содержание.
Так, образовательная программа включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, которые обеспечивают качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
В процессе разработки образовательных программ бакалавриата учитываются все необходимые факторы, которые позволяют обучающимся возможность освоения дисциплин (модулей), в том числе, и по выбору. Создаются специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для освоения образовательных программ на уровне бакалавриата.
В процессе разработки и реализации образовательных программ на уровне бакалавриата используются различные модели взаимодействия с потенциальными работодателями; модульный принцип проектирования образовательной программы и построения учебных планов; сетевая форма реализации образовательных программ.
Следует заметить, что правовую основу в процессе реализации образовательных программ на уровне бакалавриата составляет большой перечень законодательных и нормативных актов. Данные нормативноправовые акты определяют условия функционирования всей сферы образования, а также субъектов, которые входят в ее состав. Эти документы, без всяких сомнений, должны учитываться в практической деятельности всеми образовательными организациями.
В процессе реализации образовательной программы на уровне бакалавриата образовательная организация должна выполнять различного рода требования, которые касаются процесса обучения и освоения образовательной программы. Устанавливаются также и общекультурные и общепрофессиональные компетенции, которыми должны обладать обучающиеся, которые освоили образовательную программу. Образовательная организация может устанавливать, в том числе, и требования к результатам обучения.
Рассмотрев и проанализировав все вопросы относительно образовательных программ, можно заключить следующее:
- существует много трактовок понятия образовательных программ, его содержание достаточно разнообразно;
- в соответствии с законодательством различают несколько видов образовательных программ;
- в процессе реализации образовательных программ, как и у другой процесс, установлены свои порядки и особенности;
- только соблюдая необходимый порядок и требования, образовательная программа может успешно реализоваться.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что образовательные программы являются важным и значимым объектом в сфере образования. Их развитие способствует усовершенствованию образовательной деятельности в общем, так как они являются их главной основой.
Подводя общие итоги данной работы, необходимо заметить, что процесс разработки и реализации образовательных программ высшего образования является сложным, многоэтапным процессом, который требует многопланового анализа и подготовки, поэтому для реализации образовательных программ высшего образования необходима консолидация всех участников образовательного процесса: обучающихся, профессорско-преподавательского состава, администрации образовательной организации, работодателей, научных работников, ведущих специалистов-практиков, представителей общественности.
В работе представлено теоретическое описание понятия и сущности образовательных программ высшего образования, их структура и содержание, а также анализ процессов разработки и реализации образовательных программ на уровне бакалавриата. Были изучены основные формы реализации образовательных программ, правовые основы их реализации. В процессе написания работы были проанализированы работы многих авторов.
Образовательная программа высшего образования имеет строгую упорядоченную структуру и содержание.
Так, образовательная программа включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, которые обеспечивают качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
В процессе разработки образовательных программ бакалавриата учитываются все необходимые факторы, которые позволяют обучающимся возможность освоения дисциплин (модулей), в том числе, и по выбору. Создаются специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для освоения образовательных программ на уровне бакалавриата.
В процессе разработки и реализации образовательных программ на уровне бакалавриата используются различные модели взаимодействия с потенциальными работодателями; модульный принцип проектирования образовательной программы и построения учебных планов; сетевая форма реализации образовательных программ.
Следует заметить, что правовую основу в процессе реализации образовательных программ на уровне бакалавриата составляет большой перечень законодательных и нормативных актов. Данные нормативноправовые акты определяют условия функционирования всей сферы образования, а также субъектов, которые входят в ее состав. Эти документы, без всяких сомнений, должны учитываться в практической деятельности всеми образовательными организациями.
В процессе реализации образовательной программы на уровне бакалавриата образовательная организация должна выполнять различного рода требования, которые касаются процесса обучения и освоения образовательной программы. Устанавливаются также и общекультурные и общепрофессиональные компетенции, которыми должны обладать обучающиеся, которые освоили образовательную программу. Образовательная организация может устанавливать, в том числе, и требования к результатам обучения.
Рассмотрев и проанализировав все вопросы относительно образовательных программ, можно заключить следующее:
- существует много трактовок понятия образовательных программ, его содержание достаточно разнообразно;
- в соответствии с законодательством различают несколько видов образовательных программ;
- в процессе реализации образовательных программ, как и у другой процесс, установлены свои порядки и особенности;
- только соблюдая необходимый порядок и требования, образовательная программа может успешно реализоваться.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что образовательные программы являются важным и значимым объектом в сфере образования. Их развитие способствует усовершенствованию образовательной деятельности в общем, так как они являются их главной основой.
Подводя общие итоги данной работы, необходимо заметить, что процесс разработки и реализации образовательных программ высшего образования является сложным, многоэтапным процессом, который требует многопланового анализа и подготовки, поэтому для реализации образовательных программ высшего образования необходима консолидация всех участников образовательного процесса: обучающихся, профессорско-преподавательского состава, администрации образовательной организации, работодателей, научных работников, ведущих специалистов-практиков, представителей общественности.



