Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

Работа №29203

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы240
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
452
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ……………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретико-методологические основы развития системы
дополнительного образования детей в современной школе
1.1. Формирование системы дополнительного образования школьников:
российский и зарубежный опыт……........................................ 15
1.2. Методологические основы моделирования системы дополнительного
образования в общеобразовательном учреждении…………………….37
1.3. Цели, задачи и особенности системы дополнительного образования
в инновационной школе…………………………………… ……………59
Выводы……………………………………………………………………….. 84
Глава II. Организационно- педагогические условия разработки и реализации
модели дополнительного образования в инновационных
общеобразовательных учреждениях………………………………….…88
2.1. Технология разработки модели дополнительного образования в
общеобразовательном учреждении как средство удовлетворения
социального заказа…………………………………...……….......……88
2.2. Модель системы дополнительного образования инновационной школы……………..…………………………………………………….…..111
2.3. Условия оптимальной реализации модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении…………………………….126
2.4. Опытно-экспериментальная проверка и оценка эффективности разработанной модели…………………………………………..……………150
Выводы………………………….….………………………………………...170
Заключение……………………………………………………………...…………176
Литература…………………………………………………………………………181
Приложения……………………………………….………………………………195

Актуальность исследования. Глубокие социально-политические, культурно-исторические и экономические изменения в российском обществе, а также
новые функции разных звеньев школьной системы обусловили необходимость
модернизации содержания общего образования, от которой в огромной степени
зависят интеллектуальное и духовное развитие молодого поколения, формирование его ценностных ориентаций, социальных, этических и эстетических
идеалов, овладение необходимой совокупностью общих и предметных умений,
приобретение первого опыта творческой деятельности. Фундаментальной проблемой образования при этом является создание оптимального образовательного пространства, в котором все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в
развитии своих способностей.
Стратегия вариативного образования предусматривает кооперацию и одновременное равноправие разных его форм в рамках единого образовательного
пространства России. Большой вклад в процесс практической реализации идей
новой образовательной стратегии вносит система дополнительного образования. Проблема дополнительного образования является достаточно новой для
российской педагогической науки. Несмотря на то, что термин "дополнительное образование" вошел в педагогику с 1992 года, этот феномен существует в
российской школе в качестве внеучебной, внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности более полутора веков. За это время изменилась как рассматриваемая инфраструктура образовательного учреждения, так и цели и задачи, стоящие перед ней. В настоящее время в России идет активный процесс
формирования новой системы образования, ее переориентации на социализацию личности и становление активной жизненной позиции школьника. Все это
не могло не повлиять на содержание и структуру школьного дополнительного
образования.
В Законе РФ "Об образовании", Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепции модернизации российского обра-5
зования на период до 2010 года и других документах определены важность и
значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального
самоопределения детей и молодежи. Межведомственная программа развития
системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы рассматривает
развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений российской образовательной политики. Новая ситуация в образовании, связанная с реализацией Концепции профильного образования, придает
школьной системе дополнительного образования мощный импульс развития.
Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и программ ограничивает возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности, а также не может уделять достаточного внимания созданию
необходимой среды общения и развития, организации досуга детей. Поэтому в
новой образовательной ситуации школа находит в дополнительном образовании: широкий диапазон дополнительных образовательных услуг, значительно
расширяющих и углубляющих основные стандарты образования; компенсацию
отсутствия или недостаточного количества часов тех или иных учебных курсов;
новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и
самореализации; условия для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.
В настоящее время идея дополнительного образования в общеобразовательном учреждении получила новое теоретическое осмысление и практическое воплощение. Большой вклад в этот процесс внесли исследования А.Г.Асмолова,
В.А.Березиной, А.К.Бруднова, О.С.Газмана, В.А.Горского, Е.Б.Евладовой,
О.Е.Лебедева, М.Н.Поволяевой и др. Различным аспектам становления и развития системы дополнительного образования посвящен ряд диссертационных
исследований, в которых рассмотрены вопросы дополнительного образования
как социально-педагогической проблемы (Н.Л.Антонова, А.В.Скачков), как
средства творческого развития ребенка (В.А.Березина, Н.Б.Дворцова) и профессионализма педагога (М.А.Валеева, Ю.В.Сорокопуд, А.И.Щетинская), как6
взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебновоспитательном процессе (В.И.Казаренков), организационно-деятельностных
аспектов (Е.В.Козлова, Л.Н.Папенина, И.А.Смотрова, Ф.Н.Страчкова), обоснования рациональных подходов к содержанию дополнительного образования
(В.И.Аксельрод, А.В.Золотарева, Н.И.Фуникова) и др.
Анализ существующих исследований показал, что в педагогике только начинает складываться теоретическое и методическое обоснование этого вида образования. По мнению В.А.Горского, концептуального разрешения проблем в
этой области педагогической науки, пока не получено, о чем свидетельствует
относительная разобщенность выполненных работ, как по тематике, так и по
предметным областям. Поэтому, отмечая ценность ранее проведенных исследований, посвященных проблемам дополнительного образования детей, необходимо отметить, что вопросы особенностей этого вида образования в условиях
общеобразовательных учреждений рассмотрены недостаточно, хотя практика
показала, что эти особенности имеют принципиальный характер. На наш
взгляд, назрела необходимость их системной разработки и исследования с учетом тенденций развития современного образования. В условиях вариативной
образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного
образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы гармонизации общего образования, что особенно актуально в связи с реализацией Концепции профильного
обучения.
Практика становления системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях свидетельствует, что любые преобразования не дают
должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно
обоснованных подходов. В то же время большинство современных общеобразовательных учреждений формирует системы дополнительного образования,
основываясь, в основном, на собственном опыте.
Проектирование педагогических систем, в том числе и систем дополнительного образования, - это комплексная задача, решение которой требует уче-7
та социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга социально-культурных, психологопедагогических, технико-технологических и организационно-управленческих
аспектов.
Применение научных подходов при проектировании и моделировании системы дополнительного образования позволяет продуманно осуществить инновации, рассматривать и учесть многообразие реальных ситуаций, подвести научную основу под разработку и реализацию новых образовательных практик.
Эффективное осуществление модернизации школьной системы дополнительного образования и решение связанных с ней задач невозможно на базе принятых
в прошлом подходов, в основном сложившихся на эмпирической основе. В связи с этим возникает проблема: как смоделировать такую систему дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, которая бы отвечала тенденциям развития современной школы и позволяла бы достичь наибольшего соответствия социальному заказу субъектов образовательного процесса - учащихся, их родителей, педагогов? Актуальность и важность обозначенной проблемы для педагогической практики, ее недостаточная научнопрактическая разработанность, необходимость преодоления сложившихся противоречий послужили основанием для определения темы исследования «Моделирование системы дополнительного образования (на примере инновационного общеобразовательного учреждения)».
Цель исследования: разработка, научное обоснование и опытноэкспериментальная проверка эффективности представленной модели дополнительного образования в реальных условиях инновационного общеобразовательного учреждения. Объект исследования: система дополнительного образования в общеобразовательном учреждении. Предмет исследования: моделирование системы дополнительного образования в инновационном общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: дополнительное образование в рамках специально
организованной системы становится эффективным средством развития лично-8
сти, если его модель детерминирована социальным заказом субъектов образовательного процесса (учащихся, их родителей, педагогов); если созданы оптимальные условия, воплощающие гуманистические тенденции в образовании и
способствующие активизации творческого потенциала учащихся и педагогов;
если содержание дополнительного образования учащихся органически сочетает
различные виды образовательной деятельности с созидательным досугом, при
этом проектно-исследовательская является ведущей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи: 1) На основе всестороннего анализа сущности дополнительного образования, современных подходов к проектированию образовательных систем и исследования социального заказа разработать и научно обосновать модель дополнительного образования инновационного учебного заведения. 2) Определить
компоненты содержания дополнительного образования, сочетающие различную образовательную и воспитательную деятельность в организации досуга,
выбрав в качестве основного и приоритетного компонента проектноисследовательскую деятельность учащихся. 3) Выявить условия, способствующие оптимальной реализации разработанной модели дополнительного образования в инновационном общеобразовательном учреждении. 4) Проверить разработанную модель в ходе эксперимента.
Методологическую основу исследования составили: философская трактовка
всеобщей связи и взаимообусловленности, а также целостности явлений реального мира; положения о социальной, деятельностной и творческой сущности
личности и ее многофакторном характере развития; принципы взаимосвязи
теории и практики; фундаментальные основы развития образования, концептуальные основы реформирования отечественной образовательной системы. Методологическим ориентиром исследования выступают личностно ориентированный, гуманистический, креативный, акмеологический, культурологический,
системный, синергетический и технологический подходы.
Теоретической основой исследования явились идеи системного
(В.Г.Афанасьев, В.С.Ильин, В.В.Краевский и др.), деятельностного9
(И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.), личностного (Л.С.Выготский, В.С.Ильин, В.А.Сластенин и др.), акмеологического
(Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.Г.Ситников и др.),
технологического (В.П.Беспалько, В.Ю.Питюков, Г.К.Селевко, Л.Ф.Спирин и
др.) подходов в обучении и воспитании. В работе также были использованы и
учтены положения новой образовательной парадигмы (В.Ф.Взятышев,
Л.И.Романкова, В.В.Краевский, В.Е.Шукшунов и др.), теория гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, М.Н.Берулава, Д.А.Белухин,
Е.Н.Шиянов и др.); концептуальные основы организации дополнительного образования школьников (А.Г.Асмолов, В.А.Березина, А.К.Бруднов, О.С.Газман,
В.П.Вахтерев, В.А.Горский, Е.Б.Евладова, П.Ф.Каптерев, И.А.Малашихина,
М.Н. Поволяева, С.Т.Шацкий и др.); динамическая концепция развития личности в зависимости от собственной активности (А.К.Абульханова-Славская,
Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн и др.);
концепция личностно ориентированного обучения (Д.А.Белухин,
И.С.Якиманская и др.); положения о творческом характере педагогической деятельности (В.И.Горовая, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В.П.Симонов,
В.А.Сластенин); идеи оптимизации образовательного процесса
(Ю.К.Бабанский, А.А.Вербицкий, М.М.Поташник и др.); определение сущностной характеристики профессиональной компетентности и профессиональнозначимых личностных качеств современного педагога (И.А.Колесников,
Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.И.Мищенко, В.П.Симонов, В.А.Сластенин и
др.); работы по проблемам моделирования педагогических процессов и систем
(С.И.Архангельский, И.В.Блауберг, Ю.А.Гастев, В.М.Глушков, А.Н.Дахин,
З.И.Калмыкова, М.В.Кларин, И.Д.Чечель, В.К.Шаповолов, В.Э.Штейнберг и
др.), о проектном менеджменте (В.В.Воропаев, Х.Решке, В.П.Симонов,
В.Д.Шапиро, Х.Шелле и др.), о проектно-исследовательской деятельности учащихся как возможного пути вхождения ребенка в пространство культуры
(В.И.Вернадский, Б.М.Кедров, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, С.А.Пиявский,
М.Г.Ярошевский и др.).10
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили логику теоретико-экспериментального исследования, имеющего практико-ориентированный характер: от историко-педагогической ретроспективы к изучению
реального состояния практики дополнительного образования в учебном заведении и разработке логико-смысловой модели дополнительного образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема дополнительного образования является достаточно новой для российской педагогической науки. Несмотря на то, что термин «дополнительное
образование» вошел в педагогический лексикон с 1992 года, сам феномен имеет
в российской школе давние традиции внеурочной, внеклассной, внешкольной
деятельности. Данный вид образования, вобрав все лучшее из педагогического
наследия прошлого, является широким и благодатным фоном для общего образования, позволяет создавать условия для оптимального развития личности и
при этом наиболее полно удовлетворяет образовательные потребности граждан,
общества, государства. Система дополнительного образования является подсистемой общего образования, решающей задачу реализации прав ребенка на
полноценное развитие и образование, на отдых и досуг.
Под дополнительным образованием в общеобразовательном учреждении в
своем исследовании мы понимаем специфическую часть системы общего образования, представляющую собой процесс и результат свободно избранного
ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций,
способствующих становлению личности в условиях развивающей и развивающейся образовательной среды, содействующей ее самоопределению, творческой самореализации и самосовершенствованию.
В настоящее время в педагогике начинает складываться теоретическое и методическое обоснование этого вида образования. Дополнительное образование
есть синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Дополнительное образование связывает
три сферы деятельности: образование, труд и культуру как образ жизни. Оно
закладывает основы самообразования подростка, предоставляя свободу выбора
видов деятельности, способов их освоения, создает возможности самопознания,
так как включает приемы диагностики и условия сопоставления себя с другими.
Дополнительное образование активизирует возможности самореализации, обогащает личный опыт в процессе пробы жизненных и личностных способностей,177
способствует профессиональному самоопределению в познавательной, технической, художественной и других видах деятельности.
Методологической основой построения системы дополнительного образования в современных условиях является идея рассмотрения его как особого образовательного пространства, в котором объективно задается множество отношений, осваивается опыт исполнительского мастерства и происходит приобщение учащихся к творчеству. Постоянно расширяющееся внешнее образовательное пространство способствует формированию внутренней образовательной
среды (интересов и склонностей) самих обучающихся.
Анализ научной литературы, диссертационных исследований, материалов
конференций различных уровней, посвященных проблемам дополнительного
образования детей, позволил установить, что вопросы особенностей этого вида
образования в условиях общеобразовательных учреждений рассмотрены недостаточно и концептуального разрешения пока не получили, о чем свидетельствует относительная разобщенность выполненных работ, как по тематике, так и по
направлениям. Тем не менее, практика показала, что эти особенности имеют
принципиальный характер, в связи с чем назрела необходимость системного
рассмотрения вопросов организации школьного дополнительного образования,
направленного на удовлетворение социального заказа учащихся, их родителей
и педагогов. В условиях вариативной образовательной системы растет спрос на
такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы
известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали
бы гармонизации общего образования, что особенно актуально в связи с реализацией Концепции профильного обучения.
В процессе теоретического и эмпирического исследований нами разработана, научно обоснована и экспериментально проверена логико-смысловая модель дополнительного образования в образовательном пространстве инновационного учебного заведения.
Гипотеза исследования получила свое подтверждение в ходе опытноэкспериментальной работы: дополнительное образование в рамках специально178
организованной системы стало эффективным средством развития личности
ввиду того, что его модель была детерминирована социальным заказом субъектов образовательного процесса (учащихся, их родителей, педагогов); были созданы оптимальные условия, воплощающие гуманистические тенденции в образовании и способствующие активизации творческих способностей учащихся и
педагогов; содержание дополнительного образования учащихся, органически
сочетало различные виды образовательной деятельности с созидательным досугом и имело проектно-исследовательскую деятельность в качестве ведущей.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. На основе всестороннего анализа сущности дополнительного образования,
современных подходов к проектированию образовательных систем и исследования социального заказа была разработана и научно обоснована модель системы дополнительного образования инновационного учебного заведения.
2. Были определены компоненты содержания дополнительного образования,
сочетающие различную образовательную, воспитательную и досуговую деятельность, выбрав в качестве основного и приоритетного компонента проектноисследовательскую деятельность учащихся.
3. Выявлены оптимальные организационно-педагогические условия (максимальный учет потребностей субъектов образовательного процесса; интеграция
общего и дополнительного образования; организационное и содержательное
единство основных структур школы; использование возможностей образовательной среды; выделение дополнительного образования в самостоятельное
подразделение учебного заведения, в деятельность которого включен в той или
иной степени весь педагогический коллектив; возможность профессионального
роста педагогов дополнительного образования; многоуровневая структура различных видов и форм методической работы; концептуальное программнометодическое обеспечение как всей инфраструктуры, так и каждого творческого объединения учащихся), способствующие эффективности реализации разработанной модели дополнительного образования в инновационном общеобразовательном учреждении.179
4. Экспериментально проверена разработанная логико-смысловая модель дополнительного образования в инновационном общеобразовательном учреждении.
Полученные результаты, в целом подтвердив гипотезу исследования, доказали эффективность обоснованной и реализованной модели дополнительного образования в общеобразовательном учреждении и позволили сделать выводы,
раскрывающие положения, выносимые на защиту:


Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: Автореф. дис. канд.
пед. наук. – Ростов н/Д, 1997. – 21 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.:
Наука, 1980.
3. Адамский А. Авторская школа //Инновационное движение в российском
школьном образовании.- М., 1997.- С. 186 - 224.
4. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки: Учебное пособие. – М.: Флинта, 1998. – 312 с.
5. Альтшуллер Г.С. Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия
творческой личности. – Минск: Беларусь, 1991. – 479 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогического творчества. – Казань: Изд.-во КГУ, 1988. –
238 с.
7. Андрюхина Л.М. Дополнительное образование: возможности развития
личности //Дополнительное образование. - 2000. - №9. - С. 11 - 15.
8. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и
культура мышления. - М., 1991. - 416 с.
9. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х – начала
ХХ в. – М.: Педагогика, 1990. – 608 с.
10. Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. – М.:
Педагогика, 1987. – 559 с.
11. Антология педагогической мысли России ХУ111 в.– М.: Педагогика, 1985.–
479 с.
12. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития
образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития
//Внешкольник. - 1997. - № 9. - С. 6 - 9.
13. Асмолов А.Г. На пути к развивающемуся вариативному образованию
//Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития
дополнительного образования детей. - М., 1997. – С. 1 - 3.
14. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. – 432 с.
15. Ахвердова О.А. Психологическое здоровье нации и клиническая психология //Вестник СГУ. – 2001. – Выпуск № 27. – С. 146 - 149.
16. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы
реализации. Интеграционные процессы в педагогической теории и практика. – Свердловск: Свердловский экономический институт, 1990. – 128 с.
17. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Монография-. Ставрополь: Изд-во СГУ,
1997. – 204 с.
18. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1998. – 22 с.182
19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.:Педагогика,
1989. – 192 с.
20. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994.
– 111 с.
21. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.-
М.: Наука, 1973. – 270 с.
22. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. – Ростов –н/Д: РГПУ. 1997.
23. Бондаревская Е.В. Опыт разработки концепций воспитания. – Ростов-н/Д:
РГПУ, 1993. – 140 с.
24. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного
воспитания //Педагогика. – 1995. - № 4. – С. 29 - 36.
25. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие. – Ставрополь: СГПИ, 1995. – 206 с.
26. Братченко С.Л. Гуманитарная экспертиза образования //Школьные технологии. - 2001. - №2, №3, №4.
27. Бруднов А.К. Развитие дополнительного образования детей Российской
Федерации //Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования: Тезисы и материалы Всероссийской
науч. - практич. конф. – СПб., 1995. – С. 4 - 112.
28. Бруднов А.К. Современные ориентиры дополнительного образования детей //Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей: Сб. статей. – М., 1997.
– С. 3 - 5.
29. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
30. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации
//Народное образование. – 2000. - № 9. - С. 177 - 180.
31. Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. – М., 1896.
32. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. – М., 1988.
33. Восьмая подсистема образования. А может быть первая?: Беседа
А.С.Горского с И.В. Бестужевым-Ладой //Внешкольник. – 1997.- № 3. – С.
11 – 16.
34. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХ1
века. – М.: Изд.-во УРАО, 1999. - 208 с.
35. Выготский Л.С. Педагогическая психология.– М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
36. Выготский Л.С. Педология подросткового возраста /Собр. соч. в 6 т.- М.:
Наука, 1983. Т. 3. – С. 5 - 314.
37. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей //Педагогика.–
1997. - № 4. – С. 45 - 52.
38. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию
XXI века //Классный руководитель. – 2000. - №3. - С. 6 - 38.183
39. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций).– М.:Совершенство,
1998. - 608 с.
40. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М.:
Школа-пресс, 1995. - 447 с.
41. Гиг. Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. - М., 1981.
42. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие.-
СПб. : Изд.-во СПбГУ, 1992. – 154 с.
43. Гликман И.З. Школьная концепция воспитания //Наука и школа. - 1999. -
№ 5. - С. 55 – 59.
44. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М.: Новая школа, 2001. – 176 с.
45. Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста-педагога в
условиях многоуровневого высшего образования: Дисс. д-ра пед. наук. –
СПб., 1995. -350 с.
46. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 128 с.
47. Горский В.А. Возникновение и развитие добровольных объединений граждан //Дополнительное образование. - 2000. - №7-8. - С. 56 - 61.
48. Горский В.А. Методологические основы содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования //Дополнительное образование. – 2003. – С. 29 - 34.
49. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей //Дополнительное образование. - 2001. - №1. - С.
30-31.
50. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей института общего среднего образования РАО
//Дополнительное образование. - 2000. - №1. - С. 6 - 11.
51. Горский В.А., Журкина А.Я.,. Сальцева Л.Ю, Чистякова С.Н.. Требования к
программам дополнительного образования //Дополнительное образование.
– 2000. -№2. – С. 3 - 9.
52. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. – Калининград, 1995.
53. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. –М.:Народное
образование, 2001. – 128 с.
54. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.:Народное образование, 2000. – 240 с.
55. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии.- М.: Народное образование, 1995.- 135 с.
56. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их
авторов и исследователей)./Под общей ред. Селивановой Н.Л.. – М.: Новая
школа, 1998. – 336 с.
57. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог,
семья и школа. Учебное пособие. – Ставрополь, 1993.184

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ