Психологическая диагностика и прогнозирование конституционально-типологической недостаточности у детей в дошкольном возрасте
|
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению конституционально
обусловленного континуума аномальной личностной изменчивости в
отечественной и зарубежной литературе
1.1. Исследование конституционально-типологической аномальной
личностной изменчивости в отечественной и зарубежной
психологии……………………………………………………………………….12
1.2. Типы и свойства нервной системы как основы
индивидуально-психотипологических различий………………………..…….30
1.3. Взаимовлияние факторов, формирующих аномальную личностную
изменчивость……………………………………………………………………..46
Глава 2. Собственный материал и методы исследования.
Психологические проблемы детского возраста, обусловленные
конституционально-типологической недостаточностью ВНД и
психотипологической предиспозицией ребенка
2.1. Методологические основы, принципы и методы
исследования.…………………………………………………………………….62
2.2. Психологические проблемы, обусловленные конституциональнотипологической недостаточностью высшей нервной деятельности и
личности………………………………………………………………………….83
2.3. Речевая патология как показатель биологически неполноценной почвы
для формирования индивидуально-психологических особенностей
ребенка……………………………………………………………………………92
Глава 3. Экспериментальное исследование конституциональнотипологической недостаточности у дошкольников
3.1. Организация и методики исследования………………………………….106
3.2. Анализ анамнестических данных………………………………………...118
3.3. Сравнительные данные анализа исследования индивидуальнотипологической недостаточности ВНД и психотипологической
предиспозиции у дошкольников………………………………………………122
3.4. Анализ результатов исследования тревожности у дошкольников
контрольной и экспериментальной групп…………………………………….132
Заключение………………………………………………………………….…138
Литература……………………………………………………………………..147
Приложение……………………………………………………………………163
Глава 1. Теоретические подходы к изучению конституционально
обусловленного континуума аномальной личностной изменчивости в
отечественной и зарубежной литературе
1.1. Исследование конституционально-типологической аномальной
личностной изменчивости в отечественной и зарубежной
психологии……………………………………………………………………….12
1.2. Типы и свойства нервной системы как основы
индивидуально-психотипологических различий………………………..…….30
1.3. Взаимовлияние факторов, формирующих аномальную личностную
изменчивость……………………………………………………………………..46
Глава 2. Собственный материал и методы исследования.
Психологические проблемы детского возраста, обусловленные
конституционально-типологической недостаточностью ВНД и
психотипологической предиспозицией ребенка
2.1. Методологические основы, принципы и методы
исследования.…………………………………………………………………….62
2.2. Психологические проблемы, обусловленные конституциональнотипологической недостаточностью высшей нервной деятельности и
личности………………………………………………………………………….83
2.3. Речевая патология как показатель биологически неполноценной почвы
для формирования индивидуально-психологических особенностей
ребенка……………………………………………………………………………92
Глава 3. Экспериментальное исследование конституциональнотипологической недостаточности у дошкольников
3.1. Организация и методики исследования………………………………….106
3.2. Анализ анамнестических данных………………………………………...118
3.3. Сравнительные данные анализа исследования индивидуальнотипологической недостаточности ВНД и психотипологической
предиспозиции у дошкольников………………………………………………122
3.4. Анализ результатов исследования тревожности у дошкольников
контрольной и экспериментальной групп…………………………………….132
Заключение………………………………………………………………….…138
Литература……………………………………………………………………..147
Приложение……………………………………………………………………163
На современном этапе среди наиболее актуальных проблем,
возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают
проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей
дошкольного возраста, которые в ближайшие несколько десятилетий будут
определять стратегические приоритеты нашей страны.
По мнению многих теоретиков и исследователей в психологии
(Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко,
Д.И.Фельдштейн, А.А.Деркач, А.И.Донцов, Б.А.Сосновский), социальные
факторы, активно взаимодействуя с психолого-биологическими основами
субъекта, часто оказывают деструктивное воздействие на
конституционально-типологическую предиспозицию субъекта, результатом
чего является срыв конституциональных психологических механизмов
компенсации и адаптации. Психологическая устойчивость детей к
неблагоприятным условиям микро- и макросоциума снижается, в связи с чем,
фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, приводя к
нарушению функциональной активности индивидуального барьера
психологической и психической адаптации.
Роль внутренних факторов длительное время недооценивалась в науке и
большее внимание уделялось изучению неблагоприятного воздействия на
человека внешних социальных факторов. Известно, что личность как
интегральная индивидуальность целиком реагирует на социальные
воздействия (B.C.Мерлин, 1986; А.А.Деркач и Н.В.Кузьмин, 1993;
В.В.Белоус, 1999). Большая или меньшая адекватная ответная реакция
зависит от конституционально-типологической и психотипологической
личностной предиспозиции при взаимодействии с внешними факторами.
Социально-стрессовые, экологические и иные экзогенные факторы
направлены на личность в целом, являясь наиболее негативными для самых
уязвимых членов общества – детей дошкольного возраста (С.В. Алешин,4
1990; Б.С. Братусь, 1995; В.Н. Дружинин, 1995; Ю.А. Александровский,
1996; В.П. Зинченко, 1996; Е.М. Черепанова, 1995; В.С. Пуховский , 1998).
Часто у этой категории детей формируется конституционально-типологическая и психотипологическая изменчивость в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы - акцентуации до
аномальной личностной изменчивости (О.А. Ахвердова, 1998; И.В. Боев,
2003; Н.Н. Волоскова, 2001).
Проявлениями конституционально-психотипологической предиспозиции
у дошкольников может быть астеническая, тревожная, апатическая или иная
декомпенсация (Э.Г. Абакарова, 2002); конституционально-типологической
предиспозиции - дизонтогении (Г.Е. Сухарева, 1955; Г.Д. Смирнов, 1972;),
расстройства поведения (В.В. Ковалев, 1955 и др.), стереотипность игр и
нарушенное речевое развитие, приводящие к дезадаптации (А.И. Захаров,
1986; Н.Н. Волоскова, 2001).
В связи с этим возникает реальная необходимость выявления признаков
конституционально-типологической недостаточности высшей нервной
деятельности (ВНД) и психотипологической предиспозиции в дошкольном
возрасте. Объективная регистрация закономерностей формирования
конституционально-психотипологической изменчивости невозможна без
многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической,
математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих
принципам системного подхода в психологии (В.Д.Шадриков, 1982;
Б.Ф.Ломов, 1994) лишь, после чего возможна постановка проблемы об
адекватной специализированной психологической помощи детям и
подросткам.
Цель исследования – разработка многоуровневой психодиагностики
конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции органического происхождения у детей
дошкольного возраста.5
Объект исследования – ребенок дошкольного возраста как целостное
системное образование в субъектно-объектных отношениях.
Предмет исследования – конституционально-типологическая
недостаточность ВНД и психотипологическая предиспозиция у
дошкольников, требующие обоснования адекватной специализированной
психологической помощи.
Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что
одинаковые социальные условия существования субъекта подразумевают
взаимодействие последних с психолого-биологическими основами человека.
Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с
внутренними является или психологическая гармонизация субъекта,
совершенствование конституционально-типологической структуры, или
появление признаков аномальной конституциональной изменчивости.
Неблагоприятное влияние социальных факторов может уменьшить или
увеличить конституциональную детерминированность вероятностной
психотипологической изменчивости.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционноконституциональном и континуально-генетическом подходе к
психотипологической индивидуальности, предполагая, что
конституционально-психотипологические основы индивида обуславливают
психологическую, психическую, личностную и поведенческую изменчивость
в случаях длительного взаимодействия с неблагоприятными факторами.
Задачи исследования:
1. Изучить существующую научную отечественную и
зарубежную литературу, посвященную вопросам генетических и
конституциональных основ детского психологического и психического
здоровья.
2. Разработать и провести дифференцированную экспериментальнопсихологическую диагностику детей 6-7 лет в условиях детского сада,6
выделив испытуемых с конституционально-типологической
недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией
органического происхождения в дошкольном возрасте.
3. Провести сравнительный экспериментально-психологический анализ
конституционально-типологической и психотипологической предиспозиций
у дошкольников с их сверстниками, относящимися к условной норме
психического развития.
4. Объективизировать вероятностный негативный конституциональнотипологический и психотипологический дрейф в конституциональноконтинуальном пространстве от диапазона психологической и психической
нормы - акцентуации до диапазона аномальной психотипологической
изменчивости у детей дошкольного возраста.
Методологическую и теоретическую основы исследования составили
концепция отечественной психологии о сущности личности и ее
психологической структуре, генетической разноплановости личности,
преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, психическом как процессе (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.И.
Донцов, К.К. Платонов, А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Б.М. Теплов,
Р.Л.Кричевский); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Б.С. Братусь, В.Н. Дружинин,
Е.А.Климов, В.В. Белоусов, В.П. Зинченко); концепция системного подхода в
психологии (Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, В.А. Пономаренко);
континуально-генетическая концепция (А.В. Брушлинский); учение об
акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А.Е. Личко,
К.Леонгард, Г.К. Ушаков, Ю.В. Попов); концепция о пограничной
аномальной личности как промежуточном диапазоне конституциональноконтинуального пространства (И.В. Боев, О.А. Ахвердова); концепция
аномальной личностной изменчивости органического происхождения7
(Н.Н.Волоскова); учение о конституции и иерархических уровнях
человеческой индивидуальности (В.П. Казначеев, В.Д. Небылицин,
Б.А.Никитюк, B.C. Мерлин, В.М. Русалов).
Материал и методики исследования. В экспериментальнопсихологическом исследовании приняли участие 350 детей в возрасте 6-7
лет, составивших две группы обследования: 1 группа (контрольная – 200
человек) – практически здоровые дети, успешно усваивающие программу
дошкольного образовательного учреждения и характеризующиеся
социально-приемлемым стереотипом поведения; 2 группа основная
экспериментальная, включающая 150 обследованных, среди которых
находились дети с нарушениями речи различной (органической и
функциональной) этиологии. Обследование проводилось на базе
муниципальных дошкольных образовательных учреждений – детских садов
№1, №12, №34, №38, №39, №68, №71 г. Ставрополя.
Для реализации поставленной цели и задач в настоящем диссертационном
исследовании были использованы психологические, патопсихологические и
математические методы исследования: опросник для определения черт
темперамента А. Томаса и С.Чесс, тест выявления тревожности В.С. Мерлина,
теппинг-тест О. Черниковой, методика диагностики темперамента Айзенка,
экспериментальная методика «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина.
Экспериментально-психологические исследования сопоставлялись с
эмпирическим психологическим наблюдением, патогенетическим анализом,
которые проводились по программе изучения индивидуально-типологических
особенностей дошкольника по Л.И. Уманскому, подтверждаясь
анамнестическими данными.
С целью статистического обоснования влияния вялотекущего
психоневрологического заболевания на проявления диагностируемых качеств
в группе больных детей мы использовали непараметрический аналог
дисперсионного анализа – критерий Краскелла-Уоллиса (Kruskal-Wallis test).8
Для более глубокого патогенетического анализа структуры взаимосвязи
изучаемых признаков нами использовался иерархический анализ - метод
дендрограмм. В качестве меры различия между исходными признаками мы
использовали критерий корреляции l-r, где r – коэффициент линейной
корреляции, что позволяет однозначно толковать выявленное сходство между
признаками как положительную связь между ними. Оценка статистической
достоверности разницы между средними значениями при попарном сравнении
групп детей с различными психоневрологическими диагнозами, основу
которых составляла речевая патология, проводилась при помощи t-критерия
Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни.
возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают
проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей
дошкольного возраста, которые в ближайшие несколько десятилетий будут
определять стратегические приоритеты нашей страны.
По мнению многих теоретиков и исследователей в психологии
(Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко,
Д.И.Фельдштейн, А.А.Деркач, А.И.Донцов, Б.А.Сосновский), социальные
факторы, активно взаимодействуя с психолого-биологическими основами
субъекта, часто оказывают деструктивное воздействие на
конституционально-типологическую предиспозицию субъекта, результатом
чего является срыв конституциональных психологических механизмов
компенсации и адаптации. Психологическая устойчивость детей к
неблагоприятным условиям микро- и макросоциума снижается, в связи с чем,
фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, приводя к
нарушению функциональной активности индивидуального барьера
психологической и психической адаптации.
Роль внутренних факторов длительное время недооценивалась в науке и
большее внимание уделялось изучению неблагоприятного воздействия на
человека внешних социальных факторов. Известно, что личность как
интегральная индивидуальность целиком реагирует на социальные
воздействия (B.C.Мерлин, 1986; А.А.Деркач и Н.В.Кузьмин, 1993;
В.В.Белоус, 1999). Большая или меньшая адекватная ответная реакция
зависит от конституционально-типологической и психотипологической
личностной предиспозиции при взаимодействии с внешними факторами.
Социально-стрессовые, экологические и иные экзогенные факторы
направлены на личность в целом, являясь наиболее негативными для самых
уязвимых членов общества – детей дошкольного возраста (С.В. Алешин,4
1990; Б.С. Братусь, 1995; В.Н. Дружинин, 1995; Ю.А. Александровский,
1996; В.П. Зинченко, 1996; Е.М. Черепанова, 1995; В.С. Пуховский , 1998).
Часто у этой категории детей формируется конституционально-типологическая и психотипологическая изменчивость в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы - акцентуации до
аномальной личностной изменчивости (О.А. Ахвердова, 1998; И.В. Боев,
2003; Н.Н. Волоскова, 2001).
Проявлениями конституционально-психотипологической предиспозиции
у дошкольников может быть астеническая, тревожная, апатическая или иная
декомпенсация (Э.Г. Абакарова, 2002); конституционально-типологической
предиспозиции - дизонтогении (Г.Е. Сухарева, 1955; Г.Д. Смирнов, 1972;),
расстройства поведения (В.В. Ковалев, 1955 и др.), стереотипность игр и
нарушенное речевое развитие, приводящие к дезадаптации (А.И. Захаров,
1986; Н.Н. Волоскова, 2001).
В связи с этим возникает реальная необходимость выявления признаков
конституционально-типологической недостаточности высшей нервной
деятельности (ВНД) и психотипологической предиспозиции в дошкольном
возрасте. Объективная регистрация закономерностей формирования
конституционально-психотипологической изменчивости невозможна без
многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической,
математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих
принципам системного подхода в психологии (В.Д.Шадриков, 1982;
Б.Ф.Ломов, 1994) лишь, после чего возможна постановка проблемы об
адекватной специализированной психологической помощи детям и
подросткам.
Цель исследования – разработка многоуровневой психодиагностики
конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции органического происхождения у детей
дошкольного возраста.5
Объект исследования – ребенок дошкольного возраста как целостное
системное образование в субъектно-объектных отношениях.
Предмет исследования – конституционально-типологическая
недостаточность ВНД и психотипологическая предиспозиция у
дошкольников, требующие обоснования адекватной специализированной
психологической помощи.
Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что
одинаковые социальные условия существования субъекта подразумевают
взаимодействие последних с психолого-биологическими основами человека.
Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с
внутренними является или психологическая гармонизация субъекта,
совершенствование конституционально-типологической структуры, или
появление признаков аномальной конституциональной изменчивости.
Неблагоприятное влияние социальных факторов может уменьшить или
увеличить конституциональную детерминированность вероятностной
психотипологической изменчивости.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционноконституциональном и континуально-генетическом подходе к
психотипологической индивидуальности, предполагая, что
конституционально-психотипологические основы индивида обуславливают
психологическую, психическую, личностную и поведенческую изменчивость
в случаях длительного взаимодействия с неблагоприятными факторами.
Задачи исследования:
1. Изучить существующую научную отечественную и
зарубежную литературу, посвященную вопросам генетических и
конституциональных основ детского психологического и психического
здоровья.
2. Разработать и провести дифференцированную экспериментальнопсихологическую диагностику детей 6-7 лет в условиях детского сада,6
выделив испытуемых с конституционально-типологической
недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией
органического происхождения в дошкольном возрасте.
3. Провести сравнительный экспериментально-психологический анализ
конституционально-типологической и психотипологической предиспозиций
у дошкольников с их сверстниками, относящимися к условной норме
психического развития.
4. Объективизировать вероятностный негативный конституциональнотипологический и психотипологический дрейф в конституциональноконтинуальном пространстве от диапазона психологической и психической
нормы - акцентуации до диапазона аномальной психотипологической
изменчивости у детей дошкольного возраста.
Методологическую и теоретическую основы исследования составили
концепция отечественной психологии о сущности личности и ее
психологической структуре, генетической разноплановости личности,
преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, психическом как процессе (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.И.
Донцов, К.К. Платонов, А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Б.М. Теплов,
Р.Л.Кричевский); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Б.С. Братусь, В.Н. Дружинин,
Е.А.Климов, В.В. Белоусов, В.П. Зинченко); концепция системного подхода в
психологии (Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, В.А. Пономаренко);
континуально-генетическая концепция (А.В. Брушлинский); учение об
акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А.Е. Личко,
К.Леонгард, Г.К. Ушаков, Ю.В. Попов); концепция о пограничной
аномальной личности как промежуточном диапазоне конституциональноконтинуального пространства (И.В. Боев, О.А. Ахвердова); концепция
аномальной личностной изменчивости органического происхождения7
(Н.Н.Волоскова); учение о конституции и иерархических уровнях
человеческой индивидуальности (В.П. Казначеев, В.Д. Небылицин,
Б.А.Никитюк, B.C. Мерлин, В.М. Русалов).
Материал и методики исследования. В экспериментальнопсихологическом исследовании приняли участие 350 детей в возрасте 6-7
лет, составивших две группы обследования: 1 группа (контрольная – 200
человек) – практически здоровые дети, успешно усваивающие программу
дошкольного образовательного учреждения и характеризующиеся
социально-приемлемым стереотипом поведения; 2 группа основная
экспериментальная, включающая 150 обследованных, среди которых
находились дети с нарушениями речи различной (органической и
функциональной) этиологии. Обследование проводилось на базе
муниципальных дошкольных образовательных учреждений – детских садов
№1, №12, №34, №38, №39, №68, №71 г. Ставрополя.
Для реализации поставленной цели и задач в настоящем диссертационном
исследовании были использованы психологические, патопсихологические и
математические методы исследования: опросник для определения черт
темперамента А. Томаса и С.Чесс, тест выявления тревожности В.С. Мерлина,
теппинг-тест О. Черниковой, методика диагностики темперамента Айзенка,
экспериментальная методика «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина.
Экспериментально-психологические исследования сопоставлялись с
эмпирическим психологическим наблюдением, патогенетическим анализом,
которые проводились по программе изучения индивидуально-типологических
особенностей дошкольника по Л.И. Уманскому, подтверждаясь
анамнестическими данными.
С целью статистического обоснования влияния вялотекущего
психоневрологического заболевания на проявления диагностируемых качеств
в группе больных детей мы использовали непараметрический аналог
дисперсионного анализа – критерий Краскелла-Уоллиса (Kruskal-Wallis test).8
Для более глубокого патогенетического анализа структуры взаимосвязи
изучаемых признаков нами использовался иерархический анализ - метод
дендрограмм. В качестве меры различия между исходными признаками мы
использовали критерий корреляции l-r, где r – коэффициент линейной
корреляции, что позволяет однозначно толковать выявленное сходство между
признаками как положительную связь между ними. Оценка статистической
достоверности разницы между средними значениями при попарном сравнении
групп детей с различными психоневрологическими диагнозами, основу
которых составляла речевая патология, проводилась при помощи t-критерия
Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни.
Предлагаемый комплекс методик заключает в себе возможности
психологической экспресс-диагностики для раннего выявления признаков
конституционально-типологической недостаточности ВНД и/или
психотипологической предиспозиции органического происхождения у
дошкольников, что обосновывает необходимость проведения своевременной
специализированной психологической помощи.
2. Выявлены внешние условия, феноменологические признаки и
экспериментально-психологические характеристики дошкольников,
отражающие формирование конституционально-типологической
недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции органического
генеза у детей:
- дизонтогенез внутриутробного развития;
- искаженное онтогенетическое развитие: ускоренное или задержанное;
- прогностически неблагоприятное взаимосочетание речевых нарушений,
структуры темперамента и проявлений тревожности;
- дезадаптивное поведение по комплексным психологическим
показателям активности, адаптивности, интенсивности, настроения,
ритмичности, приближения или контактности с окружающими;
- девиантный стереотип поведения с соответствующими
психологическими переживаниями в дошкольном возрасте.
3. Степень функциональной утраты находится в прямо пропорциональной
зависимости от выраженности конституционально-типологической
недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции дошкольника:
- дети, имеющие в анамнезе незначительные вредности (легкие токсикозы
беременности матери, частые соматические заболевания в первые три года
жизни), достоверно отличаются от детей диапазона психологической нормы
по трем аномально измененным показателям темперамента: ритмичности,145
порогу чувствительности, незначительным снижением концентрации
внимания;
- дети, в анамнезе которых присутствуют родовые травмы, асфиксия,
инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, вялотекущая
неврологическая микросимптоматика, характеризуются вариантами
патологии речи органического происхождения и отличаются от сверстников
диапазона нормы по пяти и более характеристикам темперамента:
ритмичности, снижению порога чувствительности к раздражителям
умеренной силы, снижению концентрации внимания и адаптивности,
повышению числа отрицательных реакций при появлении нового
раздражителя, затрудненной контактности с окружающими, психологической
уязвимостью.
4. Индивидуальное взаимосочетание показателей темперамента в
пределах допустимой экспериментальной нормы у дошкольников в виде
ритмичности, адаптивности, приближения, порога чувствительности,
отражают устойчивость и стабильность конституциональных механизмов
адаптации и компенсации. Если же показатели темперамента активности,
интенсивности, отвлекаемости и концентрации внимания отклоняются от
допустимых средневозрастных экспериментальных норм, то правомерно
прогнозировать формирование негативного дрейфа к диапазону аномальной
психотипологической изменчивости за счет слабости конституциональных
механизмов защиты.
5. Отклонения показателей свойств темперамента от средневозрастной
экспериментальной нормы больше, чем на два и более показателей
(активности, адаптивности, приближения, интенсивности, настроения,
ритмичности) достоверно является косвенным признаком сочетанной
конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции органического происхождения.146
Выявление подобной аномальной изменчивости служит основанием для
консультации у клинического психолога или детского психоневролога.
6. Дошкольники с патологией речи отличаются высоким уровнем
тревожности, которая наиболее выражена при флегматической и холерической
структурах темперамента, наименее выражена при сочетании с
сангвиническим и меланхолическим темпераментом. В фрустрационной
ситуации склонность к усилению тревожности отмечается у 30% детей
контрольной группы и 60% испытуемых основной группы, отражая
тенденцию к аномальной психотипологической изменчивости органического
происхождения.
психологической экспресс-диагностики для раннего выявления признаков
конституционально-типологической недостаточности ВНД и/или
психотипологической предиспозиции органического происхождения у
дошкольников, что обосновывает необходимость проведения своевременной
специализированной психологической помощи.
2. Выявлены внешние условия, феноменологические признаки и
экспериментально-психологические характеристики дошкольников,
отражающие формирование конституционально-типологической
недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции органического
генеза у детей:
- дизонтогенез внутриутробного развития;
- искаженное онтогенетическое развитие: ускоренное или задержанное;
- прогностически неблагоприятное взаимосочетание речевых нарушений,
структуры темперамента и проявлений тревожности;
- дезадаптивное поведение по комплексным психологическим
показателям активности, адаптивности, интенсивности, настроения,
ритмичности, приближения или контактности с окружающими;
- девиантный стереотип поведения с соответствующими
психологическими переживаниями в дошкольном возрасте.
3. Степень функциональной утраты находится в прямо пропорциональной
зависимости от выраженности конституционально-типологической
недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции дошкольника:
- дети, имеющие в анамнезе незначительные вредности (легкие токсикозы
беременности матери, частые соматические заболевания в первые три года
жизни), достоверно отличаются от детей диапазона психологической нормы
по трем аномально измененным показателям темперамента: ритмичности,145
порогу чувствительности, незначительным снижением концентрации
внимания;
- дети, в анамнезе которых присутствуют родовые травмы, асфиксия,
инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, вялотекущая
неврологическая микросимптоматика, характеризуются вариантами
патологии речи органического происхождения и отличаются от сверстников
диапазона нормы по пяти и более характеристикам темперамента:
ритмичности, снижению порога чувствительности к раздражителям
умеренной силы, снижению концентрации внимания и адаптивности,
повышению числа отрицательных реакций при появлении нового
раздражителя, затрудненной контактности с окружающими, психологической
уязвимостью.
4. Индивидуальное взаимосочетание показателей темперамента в
пределах допустимой экспериментальной нормы у дошкольников в виде
ритмичности, адаптивности, приближения, порога чувствительности,
отражают устойчивость и стабильность конституциональных механизмов
адаптации и компенсации. Если же показатели темперамента активности,
интенсивности, отвлекаемости и концентрации внимания отклоняются от
допустимых средневозрастных экспериментальных норм, то правомерно
прогнозировать формирование негативного дрейфа к диапазону аномальной
психотипологической изменчивости за счет слабости конституциональных
механизмов защиты.
5. Отклонения показателей свойств темперамента от средневозрастной
экспериментальной нормы больше, чем на два и более показателей
(активности, адаптивности, приближения, интенсивности, настроения,
ритмичности) достоверно является косвенным признаком сочетанной
конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции органического происхождения.146
Выявление подобной аномальной изменчивости служит основанием для
консультации у клинического психолога или детского психоневролога.
6. Дошкольники с патологией речи отличаются высоким уровнем
тревожности, которая наиболее выражена при флегматической и холерической
структурах темперамента, наименее выражена при сочетании с
сангвиническим и меланхолическим темпераментом. В фрустрационной
ситуации склонность к усилению тревожности отмечается у 30% детей
контрольной группы и 60% испытуемых основной группы, отражая
тенденцию к аномальной психотипологической изменчивости органического
происхождения.



