Введение ' 3
Глава I. Теоретические основы эффективного управления затратами 8
1.1. Формирование системного подхода к управлению затратами 8
1.2. Проблемы управления затратами на предприятиях 17
1.3. Теоретические и методические основы проектирования механизма
управления затратами 24
Глава 2. Методология построения организационно-экономического
механизма управления затратами 35
2.1. Методическое обоснование структуры механизма управления
затратами 35
2.2. Методологические подходы к построению механизма управления
текущими затратами 44
2.3. Методологические основы стратегического управления затратами 64
Глава 3. Построение организационно-экономического механизма
управления затратами на хлебопекарном предприятии 1 78
3.1. Анализ поведения затрат хлебопекарного предприятия 78
3.2. Управление формированием ассортимента 88
3.3. Управление затратами и политика цен 97
3.4. Анализ затрат на качество 107
3.5. Разработка сводного бюджета хлебозавода 110
3.6. Организация стратегического управления затратами 119
Выводы 129
Использованная литература 131
Приложения
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики усложняется система экономических связей предприятий, меняются задачи й характер управленческой деятельности. Особое значение приобретает оперативность и адекватность реагирования на изменения внутренней и внешней среды. На первый план выдвигается цель максимизации прибыли и увеличения рыночной стоимости предприятий. Развиваются такие виды управленческой деятельности, как стратегическое планирование и прогнозирование, финансовое управление, повышение эффективности как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В основе этой деятельности лежит информация о затратах.
Практика хозяйствования строится на повседневной работе с затратами, так как стабильность позиций предприятия на рынке связана с успешным решением проблем по их снижению.
Существующая в настоящее время система финансового учета и отчетности не может в достаточной степени обеспечить руководство предприятия информацией, необходимой для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений.
Российскими учеными разработаны многие теоретические и практические аспекты управления затратами. Однако организация процесса управления затратами в рамках текущего и стратегического управления предприятием не нашла достаточно полного отражения в экономической литературе. Требуется поиск научных подходов к выбору методов воздействия на процесс формирования затрат.
Необходимость теоретической и методологической проработки вопросов создания механизма управления затратами определяют актуальность те¬мы исследования.
Степень разработанности темы. Значительный вклад в развитие теории управления затратами на предприятиях внесли В.Ф. Палий, А.Д. Шеремет, С.А. Стуков, Н.Г. Данилочкина, А.А. Додонов, М.И. Баканов. Сущность затрат, методы их планирования, учета и анализа освещены в трудах А.Ф. Аксененко, В.А. Бунимовича, В.И. Ганштака, А.Ш. Маргулиса, В.И. Петровой, И.И. Поклада и др. Управление затратами рассматривают в неразрывной связи с управленческим учетом зарубежные авторы: К. Друри, Г. Мюллер, X. Гернон, Г. Минк, А. Томпсон, А. Стрикленд, Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер и др. Однако подходы зарубежных исследователей к проблеме управления затратами, приемлемые для устойчиво функционирующей экономики, не всегда могут быть применимы в российской экономике. Нужно время для накопления собственного практического опыта и проведения системных исследований в данной области.
Современные подходы к проблеме управления затратами изложены в работах С.А. Николаевой, И.Г. Кондрашова, Е.А. Ананькиной, С.Н. Колесникова, В.Г. Лебедева, Г.А. Кранохина, В.И. Ткача, которые рассматривают управление затратами как главную часть системы управления организацией. Управленческий учет как элемент бухгалтерского учета представлен в работах М.А. Бахрушиной, У.Ю. Русаковой, К.П. Янковского.
Отраслевые вопросы снижения затрат, на производство и реализацию пищевой продукции изложены в работах В.П. Грузинова, В.В. Денискина, А.П. Косована, В.И. Комарова, А.Н. Жигалова, Т.Ф. Рябовой,' Н.С. Тульской и др. Однако многие аспекты данной проблемы, в том числе теория и методология оперативного и стратегического управления затратами, их взаимодействия, а также структура механизма управления затратами не нашли системного отражения в исследованиях российских ученых.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования явилась разработка теоретических и методологических основ формирования организационно-экономического механизма управления затратами на предприятиях хлебопекарной отрасли.
1. Управление затратами требует системного подход^, включающего исследование поведения затрат, методов их формирования и организации учета, выявление затратообразующих факторов, мер по контролю за снижением затрат. Обоснованные в диссертации теоретические и методические положения по данному кругу вопросов позволяют реализовать данныц подход путем осуществления текущего и стратегического управления затратами на базе единого организационно-экономического механизма. '
2. Для текущего и стратегического управления затратами необходим разный инструментарий, который отражает специфику планирования и учета оперативных и стратегических затрат. Проектирование механизм^ текущего управления за¬тратами рекомендуется осуществлять на основе оперативного учета, контроля и анализа затрат по центрам ответственности. Для стратегического управления за¬тратами предприятие следует рассматривать в общей цепочке видов экономической деятельности, создающих ценности, начиная с источников сырья (поставщиков ) до конечного потребителя, что позволяет выявить потенциальные возможности увеличения ценностей для потребителя и получения' конкурентных преимуществ для предприятия.
3. Структура механизма текущего управления затратами отражает разграничение всех ресурсов и затрат по центрам ответственности и установление сферы полномочий и ответственности менеджеров. Реализация такого механизма достигается разработкой сводного бюджета.
4. Обоснованная в диссертации методика составления, контроля и анализа сводного бюджета хлебопекарного предприятия, включающая операционное, инвестиционное и финансовое бюджетирование, обеспечивает контрольно-стимулирующую функцию бюджета на постоянной основе. В Соответствии с данной методикой выполнен расчет сводного бюджета хлебопекарного пред-приятия.
129
5. Значительно возросший в рыночных условиях масштаб задач управления за-тратами на предприятиях хлебопекарной промышленности требует более эффективных методов их учета при планировании объема производства и ассортимента продукции. Проведенные исследования показали, что управление за-тратами с использованием системы «директкостинг» позволяет оптимизировать производственную программу как по объему производства, так и по ассортименту на основе расчета сумм покрытия постоянных затрат, а также обосновать ценовую" политику предприятий хлебопекарной промышленности с целью оптимизации финансовых результатов от продаж.
6. Организация стратегического управления затратами базируется на информации, связанной с внешними факторами, что находит отражение в изучении влияния цепочки ценностей на деятельность предприятия и обосновании его стратегического позиционирования. Проанализированная в диссертации цепочка ценностей хлебопекарных предприятий позволила выявить факторы, которые необходимо использовать при стратегическом управлении затратами
7. Организационно-экономический механизм управления затратами строится на использовании системы сбалансированных показателей, позволяющих увязать стратегию с оперативным бизнесом и оценить эффективность деятельности предприятия. На основе проведенных исследований предложена система показателей, позволяющая объединить результаты текущего и стратегического
!
управления затратами.
8. В диссертации разработана модель механизма управления затратами, обеспечивающая выявление и использование резервов снижения текущих затрат и обоснование выбора стратегий развития предприятия.
1. Аболонин С. SWOT-анализ деятельности предприятия // «Маркетинг», 1999.
- С. 47^19.
2. Абрюнина М.С., Грачёв А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. — М.: ДИС, 1999. - 256 с.
г 3. Авсеева С.В. Учёт затрат и трансфертное ценообразование И ^Бухгалтерский учёт», 1991, № 4.
4. Аврех Г.Л., Федоренко Н.П., Щукин Е.П. Затраты и результаты: беседы об
* экономике. — М.: Наука, 1990. - 192 с.
5. Аксёненко А.Ф., Бобиженов М.С., Паримбаев Ж.Ж. Управленческий учёт нй промышленных предприятиях в условиях реформирования рыночных отноше¬ний. — М.: Нонпарель, 1994.
6. Аксёненко А.Ф. Методика учёта и анализа себестоимости продукции. — М.: , Финансы и статистика, 1987. - 208 с.
7. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: финансы и ста- ’ тистика, 1997. - 68 с.
8. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ., под общ. ред. Ю.Н. Капту- ревского. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 400 с.
9. Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г. Управление затратами. — М.: Издательст¬во «ПРИОР»„ИВАКО Аналитик, 1998. - 64 с.
* 10. Анализ потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий г. Кирова.
- «Агентство социологических и маркетинговых исследований». — Киров: АСМИ, 2001. - 16 с.
И. Ассель Генри. Маркетинг: принципы и стратегия. Учебник дт[я вузов.— М.: ИНФРА-М, 1999. - 804 с.
* 12. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.-416 с.
131
14. Бачурин А. Реструктуризация и реформирование производства // «Эконо¬мист», № 2, 1999. - С. 33-38.
15. Белов В.С., Селезнёва Н.Н., Скобелева И.П. Управление прибылью. Про¬блемы выбора. Принятие финансовых решений. — СПб.: Издательско; типографский центр «ПРИОРИТЕТ», 1996. - 94 с.
* 16. Беспахотный Г.В. Основные направления агропродовольственной политики // «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2001, №1, -С. 79.
I
’ 17. Бетче Йорк. Балансоведение. — М.: Бухучёт, 2000, - 454 с.
18. Бланк И.А. Управление прибылью. — К.: «Ника-Центр», 1998. - 544 с.
19. Бовыкин В.И. Новый менеджмент (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). — М.: Нау¬ка, 1994.
20. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация, методика проведения. — М.: Издательство «Экзамен», 1999. - 192 с.
*’ 21. Большаков А.В. Менеджмент: теория и практика. Учебное пособие. — Ка¬
зань:, Казанский финансово-экономический университет, 1997. - 68 с.
22. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М.: Юристъ, 1997. - 360 с.
23. Бургер А. Содержание и методы управления расходами // «Бухгалтерский учёт», 1996, № 5. - С. 64-66.
* 24. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными
системами. — М.: Наука, 1994. ,
25. Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите. — М.: Финансы и ста-тистика, 2001. - 264 с.
26. Василенко В.А., Мельник И.Е. Операционное и ситуационное управление в
* системе менеджмента. Учебное пособие. — М.: МГИУ, 2002. - 530 с.
27. Васильева Н.Э., Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. —
* М.: АО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 1995. - 64 с.
132
28. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт. — М.: Финстатин- форм, 1999.
29. Бахрушина М.А. Внутрипроизводственный учёт и отчётность. Сегментар¬ный учёт и отчётность. Российская практика: проблемы и перспективы. — М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2000. - 192 с.
30. Бахрушина М.А. Управленческий анализ поведения затрат И Бухгалтерское
приложение к еженедельнику «Экономика и жизнь», 2001, № 21. - С. 20-23. ,
31. Вил Р.В., Палий В. Управленческий учёт. — М.: ИНФРА-М, 1997.
32. Виханский О.С. Стратегическое управление. — М.: Издательство Москов¬ского Университета, 1995.
33. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов Й.И. Микроэкономика. В 2-х то¬мах. — СПб.: Экономическая школа, 1994.
34. Глаголев П. Учёт затрат и контроль // «Риск», 2000, № 1-2. - С. 31-34.
35. Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. — СПб.: Издатель¬ство «Специальная литература», 1995. - 429 с.
36. Глухов В.В. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2002. - 450 с. ,
37. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практи¬ка. — М.: Финпресс, 1998.
38. Горячев Р.А, Прогнозирование сбыта промышленной продукции. Диссерта¬
ция на соискание учёной степени кандидата экономических наук, — СПб., 1998. -118 с. !
39. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. — СПб.: Издательство «Спе-циальная литература», 1995.
40. Грибанова Н.Н., Солодков В.Т. Планирование и прогнозирование деятельно¬сти предприятия. Учебное пособие. — Иркутск: Издательство Иркутской эког номической академии, 1996. - 190 с.
41. Гринолл Э. Финансы и финансовое планирование для руководителей сред¬него звена. — М.: ДИС, 1999. - 96 с.
133
42. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие. —
I
М.: Финансы и статистика, 1998. - 208 с.
43. Грузинов’В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. Учебное пособие. — М.: СОФИТ, 1994. - 494 с.
*
44. Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
45. Дайле А. Практика контроллинга. Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихоренковой. — М.: Финансы и статистика, 2001. - 336 с.
' 46. Дежкина И.П. и др. Планирование и контроллинг. Учебное пособие по дис¬
циплинам «Менеджмент» «Стратегический менеджмент». — М., 1997. - 67 с.
47. Денисова И.П. Управление издержками и ценообразование. — М.: Эксперт¬ное бюро, 1997. - 59 с.
48. Дмитриев В.С. Организационно-экономические основы управления затрата¬ми в нефтегазовой промышленности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. — СПб., 1998. - 118 с.
й 49. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб.: Издательство «Питер»,
1999.-560 с.
50. Друри К. Введение в управленческий и производственный учёт. Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994. - 560 с.
* I
51. Друри К. Учёт затрат методом стандарт-кост. Пер. с англ. / Под ред. Н.Д.
* Эриашвили. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 224 с.
52. Емельянов А.А. Анализ в системе управления себестоимостью продукции. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. — М., 1990.
53. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. Учеб- ное пособие. — М.: Издательство «Финпресс», 1998.
54. Жданов С.А. Методы и рыночная технология экономического управления.
* — М.: ДИС, 1999.
134
55. Желанская А.Г. Классификация затрат для целей контроля, регулирования и принятия управленческих решений / «Финансы и инвестиции»: сб. научн. тру¬дов. — СПб.: СПб. ГУВК, 1997. - С. 189-195.
56. Жужина И.А., Фоминченкова Л.В. Место и роль общей системы учёта в стратегическом управлении организацией // «Менеджмент в России и за рубе¬жом», 2000, № 3. - С. 13-18.
■Г
57. Жуйков Е. Хлеб и брак — друг дружке враг // «Вятский край», 2000, № 74. - С. 2.
* 58. Зимин Н.Е. Технико-экономический анализ деятельности предприятий АПК.
— М.: Колос, 2001.-256 с. '
59. Иванов Л. Маркетинг в хлебопечении // «Хлебопродукты», 1996, № 10. - С. 23-24.
60. Иноземцев Ю. Взаимосвязь факторов конкурентоспособности // «Эконо¬мист», 2000, № 10. - С. 92-95.
61. Ириков В.А. Технология финансового планирования и управления. Библио-
* тека технологий управления. — М.: МФТИ, 1996.
62. Калькуляция себестоимости в промышленности / Под ред. В.Ш. Маргулиса. — М.: Финансы, 1990. - 288 с.
63. Кальянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий.1— М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-350 с.
и 64. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории. — М.: Вла- дос, 1997.-467 с.
65. Карлик А.Е., Горбашко Е.А. Основы экономики фирмы. Учебное пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов, 1997. - 256 с.
, 66. Карлоф Б. Деловая стратегия. Пер. с англ. / Научн. ред. и авт. послесл. В.А.
Приписнов. — М.: Экономика, 1991. - 473 с.
* 67. Карпова Т.П. Основы управленческого учёта. Учебное пособие. — М.: ИН¬
ФРА-М, 1997. - 392 с.
135
68. Карпова Т.П. Управленческий учёт. Учебник для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-350 с.
I
69. Керимов В.Э. Управленческий учёт. — М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001.
70. Клейнер Г. Механизмы стратегического планирования на предприятиях // «Вопросы экономики», 1998, № 9.
71. Кныш М.И. Стратегическое управление корпорациями. — М.: Культ- Информпресс, 2002.
72. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. — М.: Финансы и стати¬стика, 2001. -786 с.
73. Ковалёв В.В., Соколов Я.В. Основы управленческого учёта. — СПб.: Лист, 1991.
I
74. Ковалёв В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвести¬ций. Анализ отчётности. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 51£ с.
75. Козлов А.В. Стратегическое управление промышленными предприятиями. — СПб.: СПбГТУ, 2001.- 132 с.
76. Колесников С.Н. Иерархия систем управленческого учёта // АКДИ «Эконо¬мика и жизнь» (http://www.akdi.ru/avt-npr/metod/koles.html) '
77. Кондратова И.Г. Основы управленческого учёта. — М.: Финансы и стати¬стика, 1998. - 144 с.
78. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построе¬ния контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. При¬мак, С.Г. Фалько. — М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с. I
79. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др. / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. - 207 с.
80. Корнеева Н.В. Роль классификации затрат в управлении. Сб. научн. трудов БИЭФ, вып. 1,6. —Калининград: БИЭФ, 2002.
81. Корнеева Н.В. Стратегическое управление затратами. Сб. научн. трудов БИ¬ЭФ, вып. 15. — Калининград: БИЭФ, 2002.
136
82. Корнеева Н.В. Управление затратами как структурированная система. Сб. научн. трудов «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей». Тезисы VII Международной научно-практической конференции. —СПб.: Не¬стор, 2003.
83. Котляров С.А. Управление затратами. — СПб.: Питер, 2001. - 160 с.
84. кошкин В., Сычёва Ю. К концепции преобразования системы управления
I
российскими предприятиями // «Российский экономический журнал», 1993, № И.
85. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. — М.: Русская Дело¬вая литература, 1998.
86. Купчина Л.А. Отражение затрат в управленческом учёте // «Консультант»^ 1998, № 13.- С. 67-69.
87. Ластовецкий В.Е. Учёт затрат по факторам производства и центрам ответст-венности. — М.: Финансы и статистика, 1988. - 165 с.
88. Лебедев В.Г. Управление затратами на предприятии. — М.: Бизнес-Пресса,
2001.
I
89. Ленквист Р. Учёт в системе внутренней информации предприятия. — Шве¬ция.: Упсала, 1999.
90. Липпарт С. Худ обед, коли хлеба нет // «Спрос», 2000, № 2. -,С. 16-21.
91. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. — М.: БЕК, 2000. - 368 с.
92. Луговой А.В. Учёт общепроизводственных расходов // «Бухгалтерский учёт», 1999, № 11.
93. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний.
— М.: Высшая школа, 2000. - 587 с. 1
I
94. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления.— М.: Финан¬сы и статистика, 1993.
95. Малышева Л. Контроллинг на предприятии // «Открытые системы», 2000, №
137
96. Манн P., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Пер. с нем. — М.: Финан¬сы и статистика, 1992. - 208 с. '
97. Маршалл А. Принципы экономической науки. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993.-415 с.
98. Медведев М.Ю. Общая теория учёта. — М.: Издательство «Дело и сервис»,
2001. -752 с.
г
99. Международные стандарты финансовой отчётности. — М.: Аскери-АССА,
1998.
* 100. Международный семинар «Хлеб-99» // «Пищевая промышленность», 2000, №3.-С. 28-30.
* ' I
101. Мескон М.Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. — М.: Дело, 1992. -702 с.
102. Мессер Д. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. — М.: Прогресс, 1991.
I
103. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школа стратегий. Пер. с англ. / Под ред. Ю.П. Катуревского. — СПб.: Издательство «ПИТЭР», 2000. - 336 с.
104. Монахов А.В. Математические методы анализа экономики. — СПб.: Питер,
2002. - 176 с. |
105. Монден Я. «Тойота»: методы эффективного управления. — М.: Экономика,
1989.-288 с. 1
106. Мюллер Г., Гернон X., Минк Г. Учёт: международная перспектива. Пер. с англ. — М. Финансы и статистика, 1992. - 136 с.
107. На заседании коллегии Росхлебинспекции // «Пищевая промышленность», 2000, №5.-С. 49-51.
108. Некрасов А.Г. Феномен снижения затрат. Публикации компании “Integ-
ч Prod-Service” (ресурсы сети Internet).
109. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учёт. Учебное пособие. —
* М.: УРСС, 1997.