Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Работа №29171

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1.Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у младших школьников 7
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 7
1.2. Наблюдательность как способность и свойство личности младшего школьника 11
1.3. Особенности развития наблюдательности у младших школьников в
трудах отечественных и зарубежных педагогов 15
1.4. Развитие наблюдательности младших школьников в процессе постановки
опытов и экспериментов 20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию уровня наблюдательности на уроках окружающего мира 28
2.1. Результаты диагностики наблюдательности у младших школьников при изучении окружающего мира 28
2.2. Использование опытов как способа развития наблюдательности младших
школьников на уроках «Окружающий мир» 36
2.3. Анализ применяемых приемов и методов работы 45
Заключение 52
Список литературы 54


Актуальность исследования. В начале 90-х годов XX века в стране начался процесс обновления начального образования, ориентированный на принципиальное изменение в понимании целей обучения. На первый план были выдвинуты развивающая функция обучения, становление и развитие личности младшего школьника. Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира.
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы) [24]. Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие)/От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом [25]. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются постановка на уроках окружающего мира различных опытов и экспериментов, что позволяет развить наблюдательность и интерес к окружающей нас природе.
Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность, наблюдательность, внимание.
Во время проведения опытов и экспериментов учащиеся знакомятся с растениями, животными их повадками, строением, в условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Опыты и эксперименты способствуют развитию наблюдательности, заботе о ней, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Но в педагогической практике начальной школы, недостаточно уделяется внимание использованию экспериментов и опытов, поэтому проблему исследования составила методическая не разработанность использования опытов и экспериментов на уроках «Окружающий мир» и внеурочной деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы, её научная и практическая значимость обусловили выбор темы исследования - Развитие наблюдательности младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Объект исследования - Развитие наблюдательности младших школьников.
Предмет исследования - Развитие наблюдательности младших школьников в процессе проведения опытов и экспериментов на уроках «Окружающий мир».
Цель исследования - выявить эффективность опытов и экспериментов, для развития наблюдательности у школьников на уроках «Окружающий мир».
Задачи:
- выявить приемы развития наблюдательности;
- продиагностировать уровень наблюдательности учеников;
-использовать эксперименты и опыты для развития наблюдательности у младших школьников на уроках «Окружающий мир» и обобщить опыт применения;
Гипотеза исследования - развитие наблюдательности на уроках «Окружающий мир» будет более эффективна, при использование экспериментов и опытов способствующих развитию наблюдательности младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют труды таких авторов, как: Аргинская И.И., Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зверева М.В., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Полякова А.В., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Страхов И.В., Ушинский К.Д., а так же чешского педагога А.Я. Коменского.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, с целью, задачами и гипотезой работы:
1. анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме;
2. психодиагностическая методика наблюдательности;
3. обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость: доказана эффективность использования опытов и экспериментов, для развития наблюдательности младших школьников.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся второго класса, МБОУ «Кильдуразовская основная образовательная школа» Апастовского района.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом изучения природы является непосредственные наблюдения ее различных компонентов, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано.
Наблюдение- это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
В процессе работы были проанализированы труды отечественных и зарубежных педагогов по данной теме, так же в соответствие с темой выпускной квалификационной работы был подобран методический материал, на основе которого были разработаны и проведены опыты и упражнения с целью развития наблюдательности на уроках «Окружающий мир». Так же была проведена диагностика для выявления уровня наблюдательности, которая показала наличие четырех уровней наблюдательности у учащихся «Высокий», «Средний», «Низкий», «Очень низкий».
С целью эффективного развития наблюдательности младших школьников на уроках «Окружающего мира», были проведены упражнения на наблюдательность,», а так же проведены опыты и эксперименты с объектами живой природы на уроках и внеклассных занятиях.
Опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора. Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность и любознательность.
После проведенной работы с учащимися, мы пришли к выводу, что уровень наблюдательности повысился. Там образом можно сказать, что проведение на уроках «Окружающего мира» различных упражнений, постановка интересных опытов и экспериментов повышает не только интерес к предмету, но и развивает наблюдательность, зоркость, самостоятельность, внимательность младших школьников, учит видеть малозаметные явления природы и формирует бережное отношение к окружающей нас миру.
Таким образом, в ходе выпускной квалификационной работы, были решены задачи:
- выявить приемы развития наблюдательности;
- продиагностировать уровень наблюдательности учеников;
-использовать эксперименты и опыты для развития наблюдательности у младших школьников на уроках «Окружающий мир» и обобщить опыт применения.
А так же доказана гипотеза, развитие наблюдательности проходит более эффективно, если применять на уроках «Окружающий мир» опыты и эксперименты, направленные на ее развитие.



1. Аржановская Н.В. Вода в жизни растений, животных и человека // Начальная школа. - 2005. - № 4. - С.54-56.
2. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. - 1999. - №7. - С.36-40.
3. Богданец Т.Л. Концепция вида в начальном естествознании //Начальная школа. - 2005. - № 10. - С.58-62.
4. Г орбаткина И.М. Классификация растений и животных в курсе начального естествознания // Начальная школа. - 2001. - № 4. - С.103- 104.
5. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 13-19.
6. Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников.// Начальная школа. - 2000. - № 4. - С.66-68.
7. Журнал «Начальная школа» №10, г.2007
8. Исаева Н.Н. «Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус», 2000, №8
9. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996
10. Клепинина З.А. Что такое курс "Природа и мы?" // Начальная школа Плюс Минус. - 1999. - № 7. - С.10-13.
11. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. «Методика преподавания естествознания». - М.: Академия, 2004
12. Коломинский Я.Л. Социальная психология развития личности 2009, с.136.
13. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2003
14. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.57-59.
15. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения // Начальная школа. - 2003. - № 9. - С.54-59.
16. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой «Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»
17. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
18. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2004
19. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2003
20. Павлова Т.Л. Диагностика мышления младшего школьника г.2006
21. Парфилов Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
22. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 2003
23. Педагогический энциклопедический словарь / Глав. ред. Б.М. Бим-Бад.- М., 2002
24. Петренко М.В. Психология и педагогика, г.2009
25. Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 2000.
26. Подласый И.П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003
27. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2003.
28. Смирнова Т.М. К чему должен подготовить учителя курс ботаники // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С.104-106.
29. Титова В.В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира // Начальная школа. - 2005. - №1. - С.65-68.
30. Трубайчук Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С.6-9.
31. Флегентова Л.А. Природа и мы // Начальная школа. - 2001. - № 7. - С.62.
32. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2003.
33. Э. Эриксон "Детство и общество" г.2007, с.7.
34. Якурнова В.Ф. Жизнь водоема // Начальная школа. -2005. - № 11. -С.99-101.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ