РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
|
Введение 3
ГЛАВА 1.Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у младших школьников 7
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 7
1.2. Наблюдательность как способность и свойство личности младшего школьника 11
1.3. Особенности развития наблюдательности у младших школьников в
трудах отечественных и зарубежных педагогов 15
1.4. Развитие наблюдательности младших школьников в процессе постановки
опытов и экспериментов 20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию уровня наблюдательности на уроках окружающего мира 28
2.1. Результаты диагностики наблюдательности у младших школьников при изучении окружающего мира 28
2.2. Использование опытов как способа развития наблюдательности младших
школьников на уроках «Окружающий мир» 36
2.3. Анализ применяемых приемов и методов работы 45
Заключение 52
Список литературы 54
ГЛАВА 1.Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у младших школьников 7
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 7
1.2. Наблюдательность как способность и свойство личности младшего школьника 11
1.3. Особенности развития наблюдательности у младших школьников в
трудах отечественных и зарубежных педагогов 15
1.4. Развитие наблюдательности младших школьников в процессе постановки
опытов и экспериментов 20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию уровня наблюдательности на уроках окружающего мира 28
2.1. Результаты диагностики наблюдательности у младших школьников при изучении окружающего мира 28
2.2. Использование опытов как способа развития наблюдательности младших
школьников на уроках «Окружающий мир» 36
2.3. Анализ применяемых приемов и методов работы 45
Заключение 52
Список литературы 54
Актуальность исследования. В начале 90-х годов XX века в стране начался процесс обновления начального образования, ориентированный на принципиальное изменение в понимании целей обучения. На первый план были выдвинуты развивающая функция обучения, становление и развитие личности младшего школьника. Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира.
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы) [24]. Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие)/От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом [25]. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются постановка на уроках окружающего мира различных опытов и экспериментов, что позволяет развить наблюдательность и интерес к окружающей нас природе.
Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность, наблюдательность, внимание.
Во время проведения опытов и экспериментов учащиеся знакомятся с растениями, животными их повадками, строением, в условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Опыты и эксперименты способствуют развитию наблюдательности, заботе о ней, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Но в педагогической практике начальной школы, недостаточно уделяется внимание использованию экспериментов и опытов, поэтому проблему исследования составила методическая не разработанность использования опытов и экспериментов на уроках «Окружающий мир» и внеурочной деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы, её научная и практическая значимость обусловили выбор темы исследования - Развитие наблюдательности младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Объект исследования - Развитие наблюдательности младших школьников.
Предмет исследования - Развитие наблюдательности младших школьников в процессе проведения опытов и экспериментов на уроках «Окружающий мир».
Цель исследования - выявить эффективность опытов и экспериментов, для развития наблюдательности у школьников на уроках «Окружающий мир».
Задачи:
- выявить приемы развития наблюдательности;
- продиагностировать уровень наблюдательности учеников;
-использовать эксперименты и опыты для развития наблюдательности у младших школьников на уроках «Окружающий мир» и обобщить опыт применения;
Гипотеза исследования - развитие наблюдательности на уроках «Окружающий мир» будет более эффективна, при использование экспериментов и опытов способствующих развитию наблюдательности младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют труды таких авторов, как: Аргинская И.И., Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зверева М.В., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Полякова А.В., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Страхов И.В., Ушинский К.Д., а так же чешского педагога А.Я. Коменского.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, с целью, задачами и гипотезой работы:
1. анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме;
2. психодиагностическая методика наблюдательности;
3. обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость: доказана эффективность использования опытов и экспериментов, для развития наблюдательности младших школьников.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся второго класса, МБОУ «Кильдуразовская основная образовательная школа» Апастовского района.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы) [24]. Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие)/От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом [25]. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются постановка на уроках окружающего мира различных опытов и экспериментов, что позволяет развить наблюдательность и интерес к окружающей нас природе.
Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность, наблюдательность, внимание.
Во время проведения опытов и экспериментов учащиеся знакомятся с растениями, животными их повадками, строением, в условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Опыты и эксперименты способствуют развитию наблюдательности, заботе о ней, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Но в педагогической практике начальной школы, недостаточно уделяется внимание использованию экспериментов и опытов, поэтому проблему исследования составила методическая не разработанность использования опытов и экспериментов на уроках «Окружающий мир» и внеурочной деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы, её научная и практическая значимость обусловили выбор темы исследования - Развитие наблюдательности младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Объект исследования - Развитие наблюдательности младших школьников.
Предмет исследования - Развитие наблюдательности младших школьников в процессе проведения опытов и экспериментов на уроках «Окружающий мир».
Цель исследования - выявить эффективность опытов и экспериментов, для развития наблюдательности у школьников на уроках «Окружающий мир».
Задачи:
- выявить приемы развития наблюдательности;
- продиагностировать уровень наблюдательности учеников;
-использовать эксперименты и опыты для развития наблюдательности у младших школьников на уроках «Окружающий мир» и обобщить опыт применения;
Гипотеза исследования - развитие наблюдательности на уроках «Окружающий мир» будет более эффективна, при использование экспериментов и опытов способствующих развитию наблюдательности младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют труды таких авторов, как: Аргинская И.И., Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зверева М.В., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Полякова А.В., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Страхов И.В., Ушинский К.Д., а так же чешского педагога А.Я. Коменского.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, с целью, задачами и гипотезой работы:
1. анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме;
2. психодиагностическая методика наблюдательности;
3. обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость: доказана эффективность использования опытов и экспериментов, для развития наблюдательности младших школьников.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся второго класса, МБОУ «Кильдуразовская основная образовательная школа» Апастовского района.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом изучения природы является непосредственные наблюдения ее различных компонентов, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано.
Наблюдение- это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
В процессе работы были проанализированы труды отечественных и зарубежных педагогов по данной теме, так же в соответствие с темой выпускной квалификационной работы был подобран методический материал, на основе которого были разработаны и проведены опыты и упражнения с целью развития наблюдательности на уроках «Окружающий мир». Так же была проведена диагностика для выявления уровня наблюдательности, которая показала наличие четырех уровней наблюдательности у учащихся «Высокий», «Средний», «Низкий», «Очень низкий».
С целью эффективного развития наблюдательности младших школьников на уроках «Окружающего мира», были проведены упражнения на наблюдательность,», а так же проведены опыты и эксперименты с объектами живой природы на уроках и внеклассных занятиях.
Опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора. Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность и любознательность.
После проведенной работы с учащимися, мы пришли к выводу, что уровень наблюдательности повысился. Там образом можно сказать, что проведение на уроках «Окружающего мира» различных упражнений, постановка интересных опытов и экспериментов повышает не только интерес к предмету, но и развивает наблюдательность, зоркость, самостоятельность, внимательность младших школьников, учит видеть малозаметные явления природы и формирует бережное отношение к окружающей нас миру.
Таким образом, в ходе выпускной квалификационной работы, были решены задачи:
- выявить приемы развития наблюдательности;
- продиагностировать уровень наблюдательности учеников;
-использовать эксперименты и опыты для развития наблюдательности у младших школьников на уроках «Окружающий мир» и обобщить опыт применения.
А так же доказана гипотеза, развитие наблюдательности проходит более эффективно, если применять на уроках «Окружающий мир» опыты и эксперименты, направленные на ее развитие.
Наблюдение- это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
В процессе работы были проанализированы труды отечественных и зарубежных педагогов по данной теме, так же в соответствие с темой выпускной квалификационной работы был подобран методический материал, на основе которого были разработаны и проведены опыты и упражнения с целью развития наблюдательности на уроках «Окружающий мир». Так же была проведена диагностика для выявления уровня наблюдательности, которая показала наличие четырех уровней наблюдательности у учащихся «Высокий», «Средний», «Низкий», «Очень низкий».
С целью эффективного развития наблюдательности младших школьников на уроках «Окружающего мира», были проведены упражнения на наблюдательность,», а так же проведены опыты и эксперименты с объектами живой природы на уроках и внеклассных занятиях.
Опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора. Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность и любознательность.
После проведенной работы с учащимися, мы пришли к выводу, что уровень наблюдательности повысился. Там образом можно сказать, что проведение на уроках «Окружающего мира» различных упражнений, постановка интересных опытов и экспериментов повышает не только интерес к предмету, но и развивает наблюдательность, зоркость, самостоятельность, внимательность младших школьников, учит видеть малозаметные явления природы и формирует бережное отношение к окружающей нас миру.
Таким образом, в ходе выпускной квалификационной работы, были решены задачи:
- выявить приемы развития наблюдательности;
- продиагностировать уровень наблюдательности учеников;
-использовать эксперименты и опыты для развития наблюдательности у младших школьников на уроках «Окружающий мир» и обобщить опыт применения.
А так же доказана гипотеза, развитие наблюдательности проходит более эффективно, если применять на уроках «Окружающий мир» опыты и эксперименты, направленные на ее развитие.
Подобные работы
- Развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности первоклассников на уроках окружающего мира (Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Развитие наблюдательности младших школьников на экскурсиях по окружающему миру
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017



