Введение 3
ГЛАВА 1.Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у младших школьников 7
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 7
1.2. Наблюдательность как способность и свойство личности младшего школьника 11
1.3. Особенности развития наблюдательности у младших школьников в
трудах отечественных и зарубежных педагогов 15
1.4. Развитие наблюдательности младших школьников в процессе постановки
опытов и экспериментов 20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию уровня наблюдательности на уроках окружающего мира 28
2.1. Результаты диагностики наблюдательности у младших школьников при изучении окружающего мира 28
2.2. Использование опытов как способа развития наблюдательности младших
школьников на уроках «Окружающий мир» 36
2.3. Анализ применяемых приемов и методов работы 45
Заключение 52
Список литературы 54
Актуальность исследования. В начале 90-х годов XX века в стране начался процесс обновления начального образования, ориентированный на принципиальное изменение в понимании целей обучения. На первый план были выдвинуты развивающая функция обучения, становление и развитие личности младшего школьника. Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира.
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы) [24]. Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие)/От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом [25]. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются постановка на уроках окружающего мира различных опытов и экспериментов, что позволяет развить наблюдательность и интерес к окружающей нас природе.
Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность, наблюдательность, внимание.
Во время проведения опытов и экспериментов учащиеся знакомятся с растениями, животными их повадками, строением, в условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Опыты и эксперименты способствуют развитию наблюдательности, заботе о ней, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Но в педагогической практике начальной школы, недостаточно уделяется внимание использованию экспериментов и опытов, поэтому проблему исследования составила методическая не разработанность использования опытов и экспериментов на уроках «Окружающий мир» и внеурочной деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы, её научная и практическая значимость обусловили выбор темы исследования - Развитие наблюдательности младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Объект исследования - Развитие наблюдательности младших школьников.
Предмет исследования - Развитие наблюдательности младших школьников в процессе проведения опытов и экспериментов на уроках «Окружающий мир».
Цель исследования - выявить эффективность опытов и экспериментов, для развития наблюдательности у школьников на уроках «Окружающий мир».
Задачи:
- выявить приемы развития наблюдательности;
- продиагностировать уровень наблюдательности учеников;
-использовать эксперименты и опыты для развития наблюдательности у младших школьников на уроках «Окружающий мир» и обобщить опыт применения;
Гипотеза исследования - развитие наблюдательности на уроках «Окружающий мир» будет более эффективна, при использование экспериментов и опытов способствующих развитию наблюдательности младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют труды таких авторов, как: Аргинская И.И., Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зверева М.В., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Полякова А.В., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Страхов И.В., Ушинский К.Д., а так же чешского педагога А.Я. Коменского.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, с целью, задачами и гипотезой работы:
1. анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме;
2. психодиагностическая методика наблюдательности;
3. обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость: доказана эффективность использования опытов и экспериментов, для развития наблюдательности младших школьников.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся второго класса, МБОУ «Кильдуразовская основная образовательная школа» Апастовского района.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом изучения природы является непосредственные наблюдения ее различных компонентов, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано.
Наблюдение- это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
В процессе работы были проанализированы труды отечественных и зарубежных педагогов по данной теме, так же в соответствие с темой выпускной квалификационной работы был подобран методический материал, на основе которого были разработаны и проведены опыты и упражнения с целью развития наблюдательности на уроках «Окружающий мир». Так же была проведена диагностика для выявления уровня наблюдательности, которая показала наличие четырех уровней наблюдательности у учащихся «Высокий», «Средний», «Низкий», «Очень низкий».
С целью эффективного развития наблюдательности младших школьников на уроках «Окружающего мира», были проведены упражнения на наблюдательность,», а так же проведены опыты и эксперименты с объектами живой природы на уроках и внеклассных занятиях.
Опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора. Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность и любознательность.
После проведенной работы с учащимися, мы пришли к выводу, что уровень наблюдательности повысился. Там образом можно сказать, что проведение на уроках «Окружающего мира» различных упражнений, постановка интересных опытов и экспериментов повышает не только интерес к предмету, но и развивает наблюдательность, зоркость, самостоятельность, внимательность младших школьников, учит видеть малозаметные явления природы и формирует бережное отношение к окружающей нас миру.
Таким образом, в ходе выпускной квалификационной работы, были решены задачи:
- выявить приемы развития наблюдательности;
- продиагностировать уровень наблюдательности учеников;
-использовать эксперименты и опыты для развития наблюдательности у младших школьников на уроках «Окружающий мир» и обобщить опыт применения.
А так же доказана гипотеза, развитие наблюдательности проходит более эффективно, если применять на уроках «Окружающий мир» опыты и эксперименты, направленные на ее развитие.
1. Аржановская Н.В. Вода в жизни растений, животных и человека // Начальная школа. - 2005. - № 4. - С.54-56.
2. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. - 1999. - №7. - С.36-40.
3. Богданец Т.Л. Концепция вида в начальном естествознании //Начальная школа. - 2005. - № 10. - С.58-62.
4. Г орбаткина И.М. Классификация растений и животных в курсе начального естествознания // Начальная школа. - 2001. - № 4. - С.103- 104.
5. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 13-19.
6. Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников.// Начальная школа. - 2000. - № 4. - С.66-68.
7. Журнал «Начальная школа» №10, г.2007
8. Исаева Н.Н. «Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус», 2000, №8
9. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996
10. Клепинина З.А. Что такое курс "Природа и мы?" // Начальная школа Плюс Минус. - 1999. - № 7. - С.10-13.
11. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. «Методика преподавания естествознания». - М.: Академия, 2004
12. Коломинский Я.Л. Социальная психология развития личности 2009, с.136.
13. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2003
14. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.57-59.
15. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения // Начальная школа. - 2003. - № 9. - С.54-59.
16. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой «Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»
17. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
18. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2004
19. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2003
20. Павлова Т.Л. Диагностика мышления младшего школьника г.2006
21. Парфилов Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
22. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 2003
23. Педагогический энциклопедический словарь / Глав. ред. Б.М. Бим-Бад.- М., 2002
24. Петренко М.В. Психология и педагогика, г.2009
25. Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 2000.
26. Подласый И.П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003
27. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2003.
28. Смирнова Т.М. К чему должен подготовить учителя курс ботаники // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С.104-106.
29. Титова В.В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира // Начальная школа. - 2005. - №1. - С.65-68.
30. Трубайчук Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С.6-9.
31. Флегентова Л.А. Природа и мы // Начальная школа. - 2001. - № 7. - С.62.
32. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2003.
33. Э. Эриксон "Детство и общество" г.2007, с.7.
34. Якурнова В.Ф. Жизнь водоема // Начальная школа. -2005. - № 11. -С.99-101.