ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации 6
1.1. Понятие статуса комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 6
1.2. Становление и развитие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 14
1.3. Законодательные основы статуса комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 20
ГЛАВА II. Правовое положение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации 23
2.1. Структура и компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 23
2.2. Функции и полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 27
2.3. Ответственность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 30
ГЛАВА III. Практическая деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (на примере Республики Татарстан) 37
3.1. Состав Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 37
3.2. Основные мероприятия и планы работы Республиканской комиссии по делам
несовершеннолетних в Республике Татарстан и защите их прав 42
3.3. Проблемы деятельности и перспективы развития Республиканской комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Важной функцией государства и актуальным направлением социальной политики является профилактика безнадзорности и правонарушений детей и подростков и их защита, так как именно эту категорию общества можно отнести к наиболее незащищенной и уязвимой.
Реализации данной государственной функции может способствовать наличие объективной и прозрачной системы институтов, действующих в сфере защиты прав несовершеннолетних.
Комиссии по делам несовершеннолетних являются одним из таких институтов, которые, по нашему мнению, занимают центральное место в существующей системе органов по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и их правонарушений.
Комиссии по делам несовершеннолетних созданы и действуют согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
К сожалению, до сих пор проблемные вопросы в нормативно-правовом регулировании деятельности комиссий по делам несовершеннолетних решены не были. Это связано с отсутствием единого централизованного государственного подхода, что снижает эффективность работы не только комиссий, но и всей профилактической системы, в целом.
Следовательно, налицо прямая обусловленность между обеспечением единого подхода на уровне государства к решению проблем несовершеннолетних и обеспечением единого подхода на уровне государства к определению правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и их защите. Отсутствие последнего подхода не дает возможности эффективно реализовать первый. Вышеизложенным и определяется актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности проблемы. Вопросам правового регулирования профилактики правонарушений несовершеннолетних и в отношении их были посвящены труды таких ученых, как: Г.В. Атаманчук, К.С. Бельский, Н.А. Богданов, А.С. Дугенец, Л.Б. Ескина, Е.Г. Крылова, Г.К. Москвин, В.А. Мельников, Б.В. Россинский, В.Д. Сорокин, В.А. Юсупов, Ц. А. Ямпольская.
Несмотря на достаточную разработанность правового регулирования правонарушений несовершеннолетних и в их отношении проблема неопределенности правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних осталась частично разработанной.
Многие проблемы, которые касаются правовых основ деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, исследованы в недостаточной степени, тем более, на субъектном уровне.
Объект исследования: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Предмет исследования - правовое положение, федеральные нормативно правовые акты и акты Республики Татарстан комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Целью исследования является анализ правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних на примере Российской Федерации и Республики Татарстан и разработка рекомендаций по оптимизации их деятельности.
В целях разрешения указанных вопросов автором были поставлены и решены следующие задачи:
-раскрыть понятие статуса комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-рассмотреть права и обязанности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-раскрыть особенности ответственности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-проанализировать состав и план работы республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-исследовать проблемы деятельности и перспективы развития Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Структурно работа: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - это специальный орган государственной власти Российской Федерации, важный компонент структуры учреждений профилактики, который играет огромную неоценимую роль в искоренении опасных для социального общества явлений.
Принципами организации и деятельности комиссий являются следующие:
1) законность, гласность, демократизм;
2) коллегиальность; единство всей профилактической системы; гос. поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений; обеспечение ответственности должностных лиц и граждан;
3) гуманизм и уважительное отношение в обращении с несовершеннолетним и его родителями или законными представителями; конфиденциальность информации; взаимодействие и координация с родителями или законными представителями ребенка или подростка по вопросам защиты его прав и интересов; индивидуальный подход к воспитанию.
Комиссии создаются и действуют согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В рамках Закона о профилактике: определяется статус, порядок создания комиссий (п. 1 ст. 11) и направления их деятельности в рамках компетенции (п. 2 ст. 11); устанавливается порядок принятия решений (п. 2.1 ) и возможность принятия ими постановлений по вопросам, которые отнесены к их компетенции (п. 3), а также предусматривается контроль и надзор за их деятельностью (ст. 10).
Комиссии в пределах своей компетенции имеют право:
1) запрашивать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для работы сведения;
2) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;
3) привлекать в установленном порядке для участия в работе комиссий муниципальных образований представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, других заинтересованных лиц;
4) вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предложения по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
5) вести прием несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, других лиц
Члены комиссий муниципальных образований по поручению председателей комиссий имеют право в соответствии с федеральным законодательством беспрепятственно посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью проверки условий содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних и организации их досуга.
Комиссии обязаны:
1) проводить заседания комиссий муниципальных образований по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц;
2) рассматривать в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством и настоящим Законом, жалобы и заявления, а также материалы (дела), поступившие из суда, прокуратуры, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) в пределах своей компетенции рассматривать дела об административных правонарушениях в порядке и сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .
К сожалению, законодательство Российской Федерации не определяет уровень ответственности Комиссий по делам несовершеннолетних, поэтому на сегодняшний момент необходимы разработка и принятие Федерального закона «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации».
Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит из:
- Руководства комиссии;
- Секретариата;
- Членов Республиканской комиссии.
Законом РТ от 20.05.2011 N 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан» установлены порядок образования, деятельности и полномочия комиссий.
Правовое регулирование деятельности комиссий в Республике Татарстан основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, Конституции РТ и осуществляется федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ, Законом РТ от 20.05.2011 N 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан» и другими нормативными правовыми актами РТ.
В 2017 году Республиканской комиссией проведено 11 заседаний, на которых было рассмотрено 18 общепрофилактических вопроса и 48 заявлений граждан о допуске к педагогической деятельности.
Разработаны и приняты алгоритмы межведомственного взаимодействия по работе с различными категориями семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
За несовершеннолетними, которые состоят на профилактических учетах, закреплено около 3,5 тысяч общественных воспитателей, снято с учета по исправлению свыше 900 несовершеннолетних. Проведено более 2,5 тысяч рейдов профилактической направленности.
Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, позволила 78% из них снять с индивидуально - профилактического учета по исправлению.
В 2017 году число преступлений, совершенных несовершеннолетними, благодаря деятельности Республиканской комиссии значительно сократилось.
Нами было проведено анкетирование, с целью определения дальнейших мер по совершенствованию деятельности Республиканской комиссии.
В качестве экспертов в исследовании приняли участие 50 представителей образовательных и социальных учреждений г. Казани.
Анкетирование позволило нам сделать следующие основные выводы:
1. Подавляющая часть экспертов (70%) рассматривают проблему детской безнадзорности и правонарушений как серьезную, но разрешимую в масштабах Республики Татарстан. Однако, оценивая свое личное отношение, больше половины респондентов относят себя к «смирившимся» и заявляют о приятии указанной проблемы;
2. Большее число экспертов оценивают уровень функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Казани как «средний» и «низкий».
I. Нормативно - правовые акты
1. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // "Бюллетень международных договоров", 2010, N 4, апрель. - С. 17 - 67.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от
13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
5. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от
07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177
6. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 N 272 (ред. от 02.12.2017) "О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 19. - Ст. 2093
7. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 (ред. от 06.12.2017) "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 45. - Ст. 5829
8. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 // "ВЕДОМОСТИ Верховного Совета Татарстана", 1992, N 9-10, ст. 166
9. Закон РТ от 20.05.2011 N 26-ЗРТ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан" // "Ведомости Государственного Совета Татарстана", 2011, N 5, ст. 504
10. Закон РТ от 21.01.2009 N 7-ЗРТ "Об общественных воспитателях несовершеннолетних" (с изменениями на:
08.10.2015) // http://tetushi.tatarstan.ru/zakon-rt-ot-21012009-n-7-zrt- ob-obshchestvennih-2214157.htm
11. Закон Смоленской области от 04.09.2007 № 90-з (ред. от 24.02.2015) комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав // Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. - 2007. - 12 сент.
12. Постановление Кабинета Министров № 90 от
11.02.2013 "О Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы" // СПС «Консультант Плюс»
13. Постановление КМ РТ от 24.09.2012 N 798 (ред. от
12.09.2015) "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 20 мая 2011 г. N 26-ЗРТ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан" // СПС «Консультант Плюс»
14. Постановление РКДН и ЗП №17-17 "О ходе реализации плана мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению информационной безопасности детей в медиапространстве на 2017-2019 годы" // СПС «Консультант Плюс»
II. Основная и специальная литература
15. Беспалова А. О., Кошелева Е. Ю. Документирование взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и государственных учреждений по вопросам защиты прав детей // Делопроизводство. - 2012. - № 1. - С. 28-33
16. Биткова Л.А. Административно-правовая защита несовершеннолетних: понятие и содержание / Л.А. Биткова // Вопросы ювенальной юстиции. - 2016. - № 1. - С. 18-20.
17. Блясова И. Ю. Социально-правовая природа предупреждения делинквентного поведения подростков / И.Ю. Блясова // Российский следователь. - 2017. - № 14. - С. 41-44.
18. Браславская Е. Ю. Развитие ювенальной юстиции в Ростовской области // Философия права. - 2016. - № 2. - С. 22
24.
19. Верстова М. Е., Сафонова Ю. Б. Основные направления межведомственного взаимодействия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан / М.Е. Верстова // Вопросы ювенальной юстиции. - 2016. - № 1. - С. 3-8.
20. Ветошкин С.А. Проблемы определения юридических понятий в сфере установления административной ответственности родителей и лиц, их заменяющих / С.А. Ветошкин, Д.С. Ветошкин // Вестник ЮУрГУ. - 2016. - № 38. - С. 82.
21. Винниченко Е.О. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации: административно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук / Е.О. Винниченко. - Тюмень, 2014. - 190 с.
22. Гомонов С.А. Проблема сужения круга субъектов административной юрисдикции // Мировой судья. - 2016. -№ 1.
- С. 2-3
23. Деменчук Д.В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014. - 132с.
24. Дерюга А.Н. Правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при государственных органах исполнительной власти в Российской Федерации / А.Н. Дерюга // Вопросы ювенальной юстиции. - 2016. - № 3. - С. 25 28.
25. Детская беспризорность и социальное сиротство в
региональном измерении / Коллектив авторов: Байков Н.М., Березутский Ю.В. и др. -Хабаровск: Издательство
Дальневосточной академии государственной службы, 2016. - 54 с.
26. Долгова А.О. Административная ответственность родителей и лиц, их замещающих, за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних в Российской Федерации. - М.: Всерос. науч.-исслед. ин-т МВД РФ, 2014. - 187с.
27. Дугенец А. С., Масленников М. Я. Гарантии законности в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. - 2016. - № 4. - С. 3-11.
28. Дугенец А.С., Масленников М. Я. Правовые основы создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав / А.С. Дугенец, М.Я. Масленников // Административное право и процесс. - 2016. - №3. - С. 19-23.
29. Жиляева С.К. К вопросу о состоянии беспризорности несовершеннолетних в современной России / С.К. Жиляева // История государства и права. - 2016. - № 5. - С. 22-25.
30. Закопырин В.Н. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. - М.: 2015. - 380с.
31. Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. - 2015. - № 5. - С. 17-21.
32. Ильгова Е.В. Проблемы рассмотрения дел об административных правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав // Инспектор по делам несовершеннолетних. - 2014. - № 7. - С. 21-24.
33. Ильченко О.Ю. Региональные аспекты безнадзорности несовершеннолетних (на материале опроса экспертов, проведенного в г. Владивостоке // Вестник Тихоокеанского государственного университета, 2015. No 3 (14). С. 245-252
34. Корчагина Е.Ю. Административно-юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних. - Омск: Омская академия МВД РФ, 2015. - 225с.
35. Косолапова Н.В. Ювенальная юстиция: от практического опыта к концептуальной модели // Социальные аспекты здоровья населения. - 2017. - № 4. - С.5-10.
36. Краснова О.В. Некоторые психологические аспекты стремительного роста детской преступности и пути их решения /
О. В. Краснова // Юридическая психология. - 2016. - № 3. - С. 9 18.
37. Крылова Е.Г. Трансформация принципов правового государства в системе государственной службы Российской Федерации // Философия социальный коммуникаций. - 2013. - № 2 (23). - С. 48.
38. Лаушкин А.С. Основные проблемы совершенствования координации деятельности субъектов
предупреждения преступлений неработающих и неучащихся несовершеннолетних / А.С. Лаушкин // Российский судья. - 2017.
- № 1. - С. 34.
39. Макушина В.М. Проблемы правоприменительной практики в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. - Омск: 2014. - 280с.
40. Малышев В.А. Административно-правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в России / В. А. Малышев // Административное и муниципальное право. - 2014. - № 5. - С. 67-75.
41. Николаева Ю. В. Перспективы совершенствования правовой защиты прав несовершеннолетних в России // Адвокат.
- 2015. -№ 7. - С. 43-51.
42. Новикова Т.Ю. Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции. - Хабаровск: Хабаровский государственный технический университет, 2017. - 191с.
43. Рекомендации парламентских слушаний на тему «Законодательное обеспечение практики внедрения ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской
Федерации» // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. -№ 6. - С. 38-40
44. Ростовская Т. К., Ростовская И. В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2015. -№ 3-4. - С. 3-6.
45. Ситникова Ю.Б. Прокурорский надзор за исполнением органами и учреждениями системы профилактики законодательства о защите детей от жестокого обращения в семьях / Ю.Б. Ситникова // Прокурор. - 2016. - № 4. - С. 43-46.
46. Смагина Т.А. Административно-правовое регулирование прав и законных интересов несовершеннолетних / Т.А. Смагина. - СПб: Санкт-Петербургская государственная юридическая академия, 2016. - 160 с.
47. Хорьков В. Н. К вопросу о законности муниципальных правовых актов, регулирующих статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав / В. Н. Хорьков // Вопросы ювенальной юстиции. - 2015. - № 4. - С. 20-22.
48. Черемухина Ю. А. Основы организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав / Ю. А. Черемухина // Современное право. - 2015. - № 8. - С. 56-60.
49. Чернобровкин В. С. Место комиссий по делам несовершеннолетних в системе ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. - 2015. - №1 (4). - С. 9-13.
50. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: монография. - М.: Проспект, 2017. - 200с.
51. Якушева И.П. Формирование правового сознания российской молодежи как фактор совершенствования
правопорядка / И.П. Якушева // Культура: управление, экономика, право. - 2014. - № 3. - С. 18-26