Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации 6
1.1. Понятие статуса комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 6
1.2. Становление и развитие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 14
1.3. Законодательные основы статуса комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 20
ГЛАВА II. Правовое положение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации 23
2.1. Структура и компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 23
2.2. Функции и полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 27
2.3. Ответственность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 30
ГЛАВА III. Практическая деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (на примере Республики Татарстан) 37
3.1. Состав Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 37
3.2. Основные мероприятия и планы работы Республиканской комиссии по делам
несовершеннолетних в Республике Татарстан и защите их прав 42
3.3. Проблемы деятельности и перспективы развития Республиканской комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. Теоретические основы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации 6
1.1. Понятие статуса комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 6
1.2. Становление и развитие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 14
1.3. Законодательные основы статуса комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 20
ГЛАВА II. Правовое положение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации 23
2.1. Структура и компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 23
2.2. Функции и полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 27
2.3. Ответственность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 30
ГЛАВА III. Практическая деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (на примере Республики Татарстан) 37
3.1. Состав Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 37
3.2. Основные мероприятия и планы работы Республиканской комиссии по делам
несовершеннолетних в Республике Татарстан и защите их прав 42
3.3. Проблемы деятельности и перспективы развития Республиканской комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Важной функцией государства и актуальным направлением социальной политики является профилактика безнадзорности и правонарушений детей и подростков и их защита, так как именно эту категорию общества можно отнести к наиболее незащищенной и уязвимой.
Реализации данной государственной функции может способствовать наличие объективной и прозрачной системы институтов, действующих в сфере защиты прав несовершеннолетних.
Комиссии по делам несовершеннолетних являются одним из таких институтов, которые, по нашему мнению, занимают центральное место в существующей системе органов по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и их правонарушений.
Комиссии по делам несовершеннолетних созданы и действуют согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
К сожалению, до сих пор проблемные вопросы в нормативно-правовом регулировании деятельности комиссий по делам несовершеннолетних решены не были. Это связано с отсутствием единого централизованного государственного подхода, что снижает эффективность работы не только комиссий, но и всей профилактической системы, в целом.
Следовательно, налицо прямая обусловленность между обеспечением единого подхода на уровне государства к решению проблем несовершеннолетних и обеспечением единого подхода на уровне государства к определению правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и их защите. Отсутствие последнего подхода не дает возможности эффективно реализовать первый. Вышеизложенным и определяется актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности проблемы. Вопросам правового регулирования профилактики правонарушений несовершеннолетних и в отношении их были посвящены труды таких ученых, как: Г.В. Атаманчук, К.С. Бельский, Н.А. Богданов, А.С. Дугенец, Л.Б. Ескина, Е.Г. Крылова, Г.К. Москвин, В.А. Мельников, Б.В. Россинский, В.Д. Сорокин, В.А. Юсупов, Ц. А. Ямпольская.
Несмотря на достаточную разработанность правового регулирования правонарушений несовершеннолетних и в их отношении проблема неопределенности правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних осталась частично разработанной.
Многие проблемы, которые касаются правовых основ деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, исследованы в недостаточной степени, тем более, на субъектном уровне.
Объект исследования: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Предмет исследования - правовое положение, федеральные нормативно правовые акты и акты Республики Татарстан комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Целью исследования является анализ правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних на примере Российской Федерации и Республики Татарстан и разработка рекомендаций по оптимизации их деятельности.
В целях разрешения указанных вопросов автором были поставлены и решены следующие задачи:
-раскрыть понятие статуса комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-рассмотреть права и обязанности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-раскрыть особенности ответственности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-проанализировать состав и план работы республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-исследовать проблемы деятельности и перспективы развития Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Структурно работа: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы.
Реализации данной государственной функции может способствовать наличие объективной и прозрачной системы институтов, действующих в сфере защиты прав несовершеннолетних.
Комиссии по делам несовершеннолетних являются одним из таких институтов, которые, по нашему мнению, занимают центральное место в существующей системе органов по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и их правонарушений.
Комиссии по делам несовершеннолетних созданы и действуют согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
К сожалению, до сих пор проблемные вопросы в нормативно-правовом регулировании деятельности комиссий по делам несовершеннолетних решены не были. Это связано с отсутствием единого централизованного государственного подхода, что снижает эффективность работы не только комиссий, но и всей профилактической системы, в целом.
Следовательно, налицо прямая обусловленность между обеспечением единого подхода на уровне государства к решению проблем несовершеннолетних и обеспечением единого подхода на уровне государства к определению правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и их защите. Отсутствие последнего подхода не дает возможности эффективно реализовать первый. Вышеизложенным и определяется актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности проблемы. Вопросам правового регулирования профилактики правонарушений несовершеннолетних и в отношении их были посвящены труды таких ученых, как: Г.В. Атаманчук, К.С. Бельский, Н.А. Богданов, А.С. Дугенец, Л.Б. Ескина, Е.Г. Крылова, Г.К. Москвин, В.А. Мельников, Б.В. Россинский, В.Д. Сорокин, В.А. Юсупов, Ц. А. Ямпольская.
Несмотря на достаточную разработанность правового регулирования правонарушений несовершеннолетних и в их отношении проблема неопределенности правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних осталась частично разработанной.
Многие проблемы, которые касаются правовых основ деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, исследованы в недостаточной степени, тем более, на субъектном уровне.
Объект исследования: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Предмет исследования - правовое положение, федеральные нормативно правовые акты и акты Республики Татарстан комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Целью исследования является анализ правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних на примере Российской Федерации и Республики Татарстан и разработка рекомендаций по оптимизации их деятельности.
В целях разрешения указанных вопросов автором были поставлены и решены следующие задачи:
-раскрыть понятие статуса комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-рассмотреть права и обязанности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-раскрыть особенности ответственности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-проанализировать состав и план работы республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-исследовать проблемы деятельности и перспективы развития Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Структурно работа: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - это специальный орган государственной власти Российской Федерации, важный компонент структуры учреждений профилактики, который играет огромную неоценимую роль в искоренении опасных для социального общества явлений.
Принципами организации и деятельности комиссий являются следующие:
1) законность, гласность, демократизм;
2) коллегиальность; единство всей профилактической системы; гос. поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений; обеспечение ответственности должностных лиц и граждан;
3) гуманизм и уважительное отношение в обращении с несовершеннолетним и его родителями или законными представителями; конфиденциальность информации; взаимодействие и координация с родителями или законными представителями ребенка или подростка по вопросам защиты его прав и интересов; индивидуальный подход к воспитанию.
Комиссии создаются и действуют согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В рамках Закона о профилактике: определяется статус, порядок создания комиссий (п. 1 ст. 11) и направления их деятельности в рамках компетенции (п. 2 ст. 11); устанавливается порядок принятия решений (п. 2.1 ) и возможность принятия ими постановлений по вопросам, которые отнесены к их компетенции (п. 3), а также предусматривается контроль и надзор за их деятельностью (ст. 10).
Комиссии в пределах своей компетенции имеют право:
1) запрашивать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для работы сведения;
2) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;
3) привлекать в установленном порядке для участия в работе комиссий муниципальных образований представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, других заинтересованных лиц;
4) вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предложения по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
5) вести прием несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, других лиц
Члены комиссий муниципальных образований по поручению председателей комиссий имеют право в соответствии с федеральным законодательством беспрепятственно посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью проверки условий содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних и организации их досуга.
Комиссии обязаны:
1) проводить заседания комиссий муниципальных образований по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц;
2) рассматривать в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством и настоящим Законом, жалобы и заявления, а также материалы (дела), поступившие из суда, прокуратуры, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) в пределах своей компетенции рассматривать дела об административных правонарушениях в порядке и сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .
К сожалению, законодательство Российской Федерации не определяет уровень ответственности Комиссий по делам несовершеннолетних, поэтому на сегодняшний момент необходимы разработка и принятие Федерального закона «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации».
Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит из:
- Руководства комиссии;
- Секретариата;
- Членов Республиканской комиссии.
Законом РТ от 20.05.2011 N 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан» установлены порядок образования, деятельности и полномочия комиссий.
Правовое регулирование деятельности комиссий в Республике Татарстан основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, Конституции РТ и осуществляется федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ, Законом РТ от 20.05.2011 N 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан» и другими нормативными правовыми актами РТ.
В 2017 году Республиканской комиссией проведено 11 заседаний, на которых было рассмотрено 18 общепрофилактических вопроса и 48 заявлений граждан о допуске к педагогической деятельности.
Разработаны и приняты алгоритмы межведомственного взаимодействия по работе с различными категориями семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
За несовершеннолетними, которые состоят на профилактических учетах, закреплено около 3,5 тысяч общественных воспитателей, снято с учета по исправлению свыше 900 несовершеннолетних. Проведено более 2,5 тысяч рейдов профилактической направленности.
Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, позволила 78% из них снять с индивидуально - профилактического учета по исправлению.
В 2017 году число преступлений, совершенных несовершеннолетними, благодаря деятельности Республиканской комиссии значительно сократилось.
Нами было проведено анкетирование, с целью определения дальнейших мер по совершенствованию деятельности Республиканской комиссии.
В качестве экспертов в исследовании приняли участие 50 представителей образовательных и социальных учреждений г. Казани.
Анкетирование позволило нам сделать следующие основные выводы:
1. Подавляющая часть экспертов (70%) рассматривают проблему детской безнадзорности и правонарушений как серьезную, но разрешимую в масштабах Республики Татарстан. Однако, оценивая свое личное отношение, больше половины респондентов относят себя к «смирившимся» и заявляют о приятии указанной проблемы;
2. Большее число экспертов оценивают уровень функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Казани как «средний» и «низкий».
Принципами организации и деятельности комиссий являются следующие:
1) законность, гласность, демократизм;
2) коллегиальность; единство всей профилактической системы; гос. поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений; обеспечение ответственности должностных лиц и граждан;
3) гуманизм и уважительное отношение в обращении с несовершеннолетним и его родителями или законными представителями; конфиденциальность информации; взаимодействие и координация с родителями или законными представителями ребенка или подростка по вопросам защиты его прав и интересов; индивидуальный подход к воспитанию.
Комиссии создаются и действуют согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В рамках Закона о профилактике: определяется статус, порядок создания комиссий (п. 1 ст. 11) и направления их деятельности в рамках компетенции (п. 2 ст. 11); устанавливается порядок принятия решений (п. 2.1 ) и возможность принятия ими постановлений по вопросам, которые отнесены к их компетенции (п. 3), а также предусматривается контроль и надзор за их деятельностью (ст. 10).
Комиссии в пределах своей компетенции имеют право:
1) запрашивать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для работы сведения;
2) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;
3) привлекать в установленном порядке для участия в работе комиссий муниципальных образований представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, других заинтересованных лиц;
4) вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предложения по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
5) вести прием несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, других лиц
Члены комиссий муниципальных образований по поручению председателей комиссий имеют право в соответствии с федеральным законодательством беспрепятственно посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью проверки условий содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних и организации их досуга.
Комиссии обязаны:
1) проводить заседания комиссий муниципальных образований по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц;
2) рассматривать в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством и настоящим Законом, жалобы и заявления, а также материалы (дела), поступившие из суда, прокуратуры, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) в пределах своей компетенции рассматривать дела об административных правонарушениях в порядке и сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .
К сожалению, законодательство Российской Федерации не определяет уровень ответственности Комиссий по делам несовершеннолетних, поэтому на сегодняшний момент необходимы разработка и принятие Федерального закона «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации».
Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит из:
- Руководства комиссии;
- Секретариата;
- Членов Республиканской комиссии.
Законом РТ от 20.05.2011 N 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан» установлены порядок образования, деятельности и полномочия комиссий.
Правовое регулирование деятельности комиссий в Республике Татарстан основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, Конституции РТ и осуществляется федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ, Законом РТ от 20.05.2011 N 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан» и другими нормативными правовыми актами РТ.
В 2017 году Республиканской комиссией проведено 11 заседаний, на которых было рассмотрено 18 общепрофилактических вопроса и 48 заявлений граждан о допуске к педагогической деятельности.
Разработаны и приняты алгоритмы межведомственного взаимодействия по работе с различными категориями семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
За несовершеннолетними, которые состоят на профилактических учетах, закреплено около 3,5 тысяч общественных воспитателей, снято с учета по исправлению свыше 900 несовершеннолетних. Проведено более 2,5 тысяч рейдов профилактической направленности.
Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, позволила 78% из них снять с индивидуально - профилактического учета по исправлению.
В 2017 году число преступлений, совершенных несовершеннолетними, благодаря деятельности Республиканской комиссии значительно сократилось.
Нами было проведено анкетирование, с целью определения дальнейших мер по совершенствованию деятельности Республиканской комиссии.
В качестве экспертов в исследовании приняли участие 50 представителей образовательных и социальных учреждений г. Казани.
Анкетирование позволило нам сделать следующие основные выводы:
1. Подавляющая часть экспертов (70%) рассматривают проблему детской безнадзорности и правонарушений как серьезную, но разрешимую в масштабах Республики Татарстан. Однако, оценивая свое личное отношение, больше половины респондентов относят себя к «смирившимся» и заявляют о приятии указанной проблемы;
2. Большее число экспертов оценивают уровень функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Казани как «средний» и «низкий».
Подобные работы
- АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: теория и практика
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защита их
прав
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: теория и
практика
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовые основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и пути их решения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовые основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и пути их решения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Административно-юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних лиц и защита их прав (Российский Университет Кооперации)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Профилактика преступности несовершеннолетних в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



