Анализ практики права оперативного управления имуществом образовательных организаций
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ 6
1.1. Понятие права оперативного управления и его развитие в науке и
законодательстве 6
1.2. Правовой режим имущества образовательных организаций 15
ГЛАВА II. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА
ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 37
2.1. Правовое регулирование приносящей доход деятельности,
осуществляемой образовательными организациями 37
2.2. Гражданско-правовое регулирование отношений собственности в
образовании 46
ГЛАВА III. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 56
3.1. Разработка и апробация ситуативных задач по праву оперативного
управления имуществом образовательных организаций 56
3.2. Анализ эффективности разработанных ситуативных задач 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ГЛАВА I. ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ 6
1.1. Понятие права оперативного управления и его развитие в науке и
законодательстве 6
1.2. Правовой режим имущества образовательных организаций 15
ГЛАВА II. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА
ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 37
2.1. Правовое регулирование приносящей доход деятельности,
осуществляемой образовательными организациями 37
2.2. Гражданско-правовое регулирование отношений собственности в
образовании 46
ГЛАВА III. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 56
3.1. Разработка и апробация ситуативных задач по праву оперативного
управления имуществом образовательных организаций 56
3.2. Анализ эффективности разработанных ситуативных задач 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Растущее значение образования как социального института в современном мире свидетельствует о важности юридических исследований, затрагивающих сферу образования. Образование как часть культуры держит все лучшее, что дает опыт веков, переводит научные знания, универсальные и национальные ценности, вносит свой вклад в развитие общества и его граждан. Новый этап в формировании законодательной базы в сфере российского образования, связанный с активным развитием автономии образовательных организаций в качестве одного из принципов государственной политики, стал основой для расширения и укрепления их имущественной независимости. В современных условиях эти организации, по-видимому, являются наиболее важными субъектами гражданских правоотношений и являются активными участниками экономического оборота.
На протяжении всей советской и постсоветской истории России проблемы правового регулирования собственности и связанные с ней проблемы материальных прав подвергались интенсивным исследованиям. Они по-прежнему актуальны сегодня. В современный период научного интереса находятся вопросы, связанные с правовым режимом собственности и особенностями реализации прав собственности образовательными организациями в гражданском обороте. Состояние современного российского законодательства с точки зрения их регулирования позволяет говорить о том, что законодателем не существует единого понимания сути права на оперативное управление имуществом организаций, созданных в форме частных, государственных, бюджетных, автономных учреждений. В то же время эффективность правового регулирования имущественных отношений с участием образовательных организаций влияет на реализацию их основной (образовательной) деятельности, обеспечение ее экономической составляющей, которая в конечном итоге определяет инновационное развитие образовательных организаций, качество образовательных услуг и развития сектора образования в целом.
В этих условиях проблемы правового режима собственности в сфере образования становятся все более актуальными и направлены на исследование содержания и сущности реальных прав, правового режима собственности образовательных организаций, особенностей участия образовательных организаций в гражданско-правовых отношениях.
Юридические монографии и статьи специалистов в области гражданского и делового права посвящены правовому режиму собственности образовательных организаций (учреждений) (Богданов Е.В., Кванава В.В., Киселев О.А., Куров С.В., Леонтьева О.Б., Лукашенко М.А. , Насонкин В.В., Орачева Е.А.). Научные идеи и взгляды профессоров Е.В. Богданова, С.А. Зинченко, Е.А. Суханов.
Среди многочисленных публикаций по законодательству в области образования были выделены монографии и пособия, в которых на основе современного российского и международного образовательного законодательства и результатов теоретических и прикладных исследований был рассмотрен ряд вопросов, касающихся основных особенностей правового регулирования российской системы образования (Александрова Л.Б., Козырин А.Н., Куров С.В., Лукашенко М.А., Смолин О.Н., Сырых В.М., Федорова М.Ю., Шкатулла В.И., Ягофаров Д.А.). При изучении проблем особое внимание уделялось концепциям гражданского права (Богданов Е.В., Брагинский М.И., Егоров Н.Д., Сергеев А.П., Суханов Е.А., Толстой Ю.К. и др.); концепции коммерческого права (Белых В.С., Ершова И.В. и др.); теория образовательного права (Сырых В.М.).
Однако, несмотря на достаточно большой пласт научных работ, вопросы практики использования задач по праву оперативного управления имуществом образовательных организаций остается неисследованным.
Объектом исследования выступает право оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Предмет исследования - процесс правового регулирования оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Цель исследования - проанализировать практику право оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Задачи исследования:
1. изучить право оперативного управления и его место в современном российском праве,
2. проанализировать нормативное регулирование имущественных отношений в сфере управления образовательной организации,
3 предложить методику преподавания права оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Методы исследования:
- теоретические: анализ нормативно-правовой базы, научной литературы по теме исследования,
- эмпирические: наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования,
- статистические: методы качественной и количественной обработки данных.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что основные выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения правового регулирования оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
На протяжении всей советской и постсоветской истории России проблемы правового регулирования собственности и связанные с ней проблемы материальных прав подвергались интенсивным исследованиям. Они по-прежнему актуальны сегодня. В современный период научного интереса находятся вопросы, связанные с правовым режимом собственности и особенностями реализации прав собственности образовательными организациями в гражданском обороте. Состояние современного российского законодательства с точки зрения их регулирования позволяет говорить о том, что законодателем не существует единого понимания сути права на оперативное управление имуществом организаций, созданных в форме частных, государственных, бюджетных, автономных учреждений. В то же время эффективность правового регулирования имущественных отношений с участием образовательных организаций влияет на реализацию их основной (образовательной) деятельности, обеспечение ее экономической составляющей, которая в конечном итоге определяет инновационное развитие образовательных организаций, качество образовательных услуг и развития сектора образования в целом.
В этих условиях проблемы правового режима собственности в сфере образования становятся все более актуальными и направлены на исследование содержания и сущности реальных прав, правового режима собственности образовательных организаций, особенностей участия образовательных организаций в гражданско-правовых отношениях.
Юридические монографии и статьи специалистов в области гражданского и делового права посвящены правовому режиму собственности образовательных организаций (учреждений) (Богданов Е.В., Кванава В.В., Киселев О.А., Куров С.В., Леонтьева О.Б., Лукашенко М.А. , Насонкин В.В., Орачева Е.А.). Научные идеи и взгляды профессоров Е.В. Богданова, С.А. Зинченко, Е.А. Суханов.
Среди многочисленных публикаций по законодательству в области образования были выделены монографии и пособия, в которых на основе современного российского и международного образовательного законодательства и результатов теоретических и прикладных исследований был рассмотрен ряд вопросов, касающихся основных особенностей правового регулирования российской системы образования (Александрова Л.Б., Козырин А.Н., Куров С.В., Лукашенко М.А., Смолин О.Н., Сырых В.М., Федорова М.Ю., Шкатулла В.И., Ягофаров Д.А.). При изучении проблем особое внимание уделялось концепциям гражданского права (Богданов Е.В., Брагинский М.И., Егоров Н.Д., Сергеев А.П., Суханов Е.А., Толстой Ю.К. и др.); концепции коммерческого права (Белых В.С., Ершова И.В. и др.); теория образовательного права (Сырых В.М.).
Однако, несмотря на достаточно большой пласт научных работ, вопросы практики использования задач по праву оперативного управления имуществом образовательных организаций остается неисследованным.
Объектом исследования выступает право оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Предмет исследования - процесс правового регулирования оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Цель исследования - проанализировать практику право оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Задачи исследования:
1. изучить право оперативного управления и его место в современном российском праве,
2. проанализировать нормативное регулирование имущественных отношений в сфере управления образовательной организации,
3 предложить методику преподавания права оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Методы исследования:
- теоретические: анализ нормативно-правовой базы, научной литературы по теме исследования,
- эмпирические: наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования,
- статистические: методы качественной и количественной обработки данных.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что основные выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения правового регулирования оперативного управления имуществом образовательных организаций.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Образовательные организации создаются в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 22), и в зависимости от того, кто они созданы, они могут быть государственными, муниципальными или частными (раздел 22, раздел 4). Гражданское законодательство устанавливает четыре типа учреждений - государственные, бюджетные, автономные, частные. Каждое из этих учреждений имеет свои юридические характеристики, специфику в правовом регулировании имущественных отношений, связанные с характером прав собственности, видами и целью собственности, сфера полномочий в ее распоряжении, пределы юридической ответственности. Такой подход законодателя к дифференциации организационно-правовой формы учреждения и его правового регулирования имеет свои плюсы и минусы. Таким образом, очевидно, что преимуществом является разграничение ответственности, что позволяет исключить прямое вмешательство в сферу собственности и финансово-хозяйственную деятельность государственных или муниципальных учреждений других лиц. Недостатком является увеличение числа типов учреждений, обладающих разным уровнем полномочий для распоряжения имуществом и юридической ответственностью, различными способами финансирования, что приводит к определенным проблемам правового регулирования. Отсутствие единого нормативного правового акта о статусе институтов в Российской Федерации, фрагментация правовых норм, регулирующих их правовой статус и хозяйственную деятельность, затрудняют соблюдение закона.
В соответствии с действующим гражданским законодательством учреждение, независимо от его типа, может иметь только право оперативного управления имуществом с различным объемом полномочий, имеющихся в его распоряжении. Конструкция права оперативного управления, на котором фиксируется собственность учреждения, трансформируется в связи с увеличением объема полномочий по распоряжению имуществом в отношении различных типов учреждений (государственных, бюджетных, автономных и частных) , Реализация прав собственности учебными заведениями имеет свою специфику, которая определяется сферой образования, правовыми отношениями, которые формируются в нем, целью основной деятельности образовательных организаций.
Сегодня государство создало финансовый механизм для деятельности образовательных организаций, в рамках которых проводится поиск дополнительных источников финансирования. Одним из таких источников является использование имущества в гражданском обращении и получение прибыли. Чтобы сохранить финансовую устойчивость образовательных учреждений в современный период, государство создало правовые условия для привлечения дополнительных средств через приносящие доход виды деятельности, расширения их прав и увеличения их независимости в сфере собственности.
Имущественные отношения, связанные с участием образовательных организаций, регулируются гражданским законодательством, а законодательство об образовании в этой части лишь слегка дополняет его. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» сохранил право собственности на собственность на образовательные организации, не указав, какие типы образовательных организаций он охватывает. Закон также не раскрывает понятие собственности, не определяет его количество и источники образования, не определяет критерии экономической и приносящей доход деятельности в отношении его допустимых типов в образовании. Подход законодателя к правовому регулированию
собственности имеет определенные плюсы и минусы. Плюсы - это возможность расширения участия образовательных организаций в гражданском обороте и повышения независимости собственности, а основным недостатком является возможность злоупотребления хозяйствующими субъектами (их органами) экономической свободы, предоставленной им владельцем. Мы считаем, что регулирование сферы имущественных отношений в новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» требует уточнения: права на собственность могут быть установлены, порядок и условия, на которых имущество может быть отчуждено, должны быть четко определены. Что касается экономической деятельности образовательных организаций, то должны быть определены критерии ее реализации.
Анализируя динамично развивающиеся нормы российского законодательства, которые в какой-то мере влияют и регулируют отношения собственности с участием образовательных организаций, можно выделить ключевые законы, которые дали новые импульсы для их развития: Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08 .2004, исключая из законодательства нормы, позволяющие образовательным учреждениям владеть имуществом на праве собственности (за исключением негосударственных образовательных учреждений); федеральный закон «Об автономных учреждениях», который позволил учреждениям, в том числе образовательным, принимать форму автономных и зарабатывать свои средства посредством осуществления предпринимательской деятельности, развивать материально-техническую базу; Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового статуса государственных (муниципальных) учреждений», деление государственных (муниципальных) учреждений на бюджетные учреждения, которые, по статусу собственности подошли к статусу автономных учреждений и приобрели большую свободу и независимость в распоряжении принадлежащего им имущества и использования доходов, полученных от деятельности, приносящей доход, и государственных учреждений, которые по своему финансовому и имущественному статусу обратились к статус бывших бюджетных учреждений.
Следующий этап в развитии законодательной базы в сфере образования связан с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в гражданском праве - Федерального закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ. Можно отметить тенденцию к трансформации отношений собственности в сфере образования, которая заключается в предоставлении в разное время большей или меньшей свободы образовательным организациям управлять имуществом собственника.
Дальнейшее изучение имущественного режима учебного заведения, в свою очередь, будет определять пути повышения эффективности этого режима путем улучшения его правового регулирования и организационных основ.
В соответствии с действующим гражданским законодательством учреждение, независимо от его типа, может иметь только право оперативного управления имуществом с различным объемом полномочий, имеющихся в его распоряжении. Конструкция права оперативного управления, на котором фиксируется собственность учреждения, трансформируется в связи с увеличением объема полномочий по распоряжению имуществом в отношении различных типов учреждений (государственных, бюджетных, автономных и частных) , Реализация прав собственности учебными заведениями имеет свою специфику, которая определяется сферой образования, правовыми отношениями, которые формируются в нем, целью основной деятельности образовательных организаций.
Сегодня государство создало финансовый механизм для деятельности образовательных организаций, в рамках которых проводится поиск дополнительных источников финансирования. Одним из таких источников является использование имущества в гражданском обращении и получение прибыли. Чтобы сохранить финансовую устойчивость образовательных учреждений в современный период, государство создало правовые условия для привлечения дополнительных средств через приносящие доход виды деятельности, расширения их прав и увеличения их независимости в сфере собственности.
Имущественные отношения, связанные с участием образовательных организаций, регулируются гражданским законодательством, а законодательство об образовании в этой части лишь слегка дополняет его. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» сохранил право собственности на собственность на образовательные организации, не указав, какие типы образовательных организаций он охватывает. Закон также не раскрывает понятие собственности, не определяет его количество и источники образования, не определяет критерии экономической и приносящей доход деятельности в отношении его допустимых типов в образовании. Подход законодателя к правовому регулированию
собственности имеет определенные плюсы и минусы. Плюсы - это возможность расширения участия образовательных организаций в гражданском обороте и повышения независимости собственности, а основным недостатком является возможность злоупотребления хозяйствующими субъектами (их органами) экономической свободы, предоставленной им владельцем. Мы считаем, что регулирование сферы имущественных отношений в новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» требует уточнения: права на собственность могут быть установлены, порядок и условия, на которых имущество может быть отчуждено, должны быть четко определены. Что касается экономической деятельности образовательных организаций, то должны быть определены критерии ее реализации.
Анализируя динамично развивающиеся нормы российского законодательства, которые в какой-то мере влияют и регулируют отношения собственности с участием образовательных организаций, можно выделить ключевые законы, которые дали новые импульсы для их развития: Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08 .2004, исключая из законодательства нормы, позволяющие образовательным учреждениям владеть имуществом на праве собственности (за исключением негосударственных образовательных учреждений); федеральный закон «Об автономных учреждениях», который позволил учреждениям, в том числе образовательным, принимать форму автономных и зарабатывать свои средства посредством осуществления предпринимательской деятельности, развивать материально-техническую базу; Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового статуса государственных (муниципальных) учреждений», деление государственных (муниципальных) учреждений на бюджетные учреждения, которые, по статусу собственности подошли к статусу автономных учреждений и приобрели большую свободу и независимость в распоряжении принадлежащего им имущества и использования доходов, полученных от деятельности, приносящей доход, и государственных учреждений, которые по своему финансовому и имущественному статусу обратились к статус бывших бюджетных учреждений.
Следующий этап в развитии законодательной базы в сфере образования связан с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в гражданском праве - Федерального закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ. Можно отметить тенденцию к трансформации отношений собственности в сфере образования, которая заключается в предоставлении в разное время большей или меньшей свободы образовательным организациям управлять имуществом собственника.
Дальнейшее изучение имущественного режима учебного заведения, в свою очередь, будет определять пути повышения эффективности этого режима путем улучшения его правового регулирования и организационных основ.
Подобные работы
- Право оперативного управления (Южно-Уральский государственный университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - Анализ ресурсного обеспеченна образовательного учреждения (на примере МКОУ «Средняя образовательная школа № 2» г. Щучье
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Особенности правового статуса образовательных
учреждений
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Административно-правовые основы организации государственного управления имуществом Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (северо-западный филиал))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Изучить особенности правового статуса образовательных организаций как юридических лиц
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование деятельности автономных образовательных организаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности в государственных бюджетных образовательных учреждениях среднего профессионального образования
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020 - Повышение эффективности деятельности организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Уставный капитал и имущество
юридического лица
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016



