Использование вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников в процессе изучения арифметических действий
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации контроля знаний, умений, навыков младших школьников в процессе изучения арифметических действий 6
1.1. Сущность контроля знаний умений и навыков младших
школьников в процессе обучения математике 6
1.2. Использование вариативных форм проверки знаний умений и
навыков младших школьников в соответствии с ФГОС НОО 20
1.3. Методика изучения арифметических действий (внетабличное
умножение и деление в 3 классе) 35
Выводы по I главе 60
Глава II. Экспериментальное исследование по реализации комплекса вариативных форм проверки знаний умений и навыков младших школьников в процессе изучения внетабличного умножения и деления..62
2.1. Констатирующий этап эксперимента 62
2.2. Вариативные формы проверки внетабличного деления и умножения 66
2.3. Контрольный этап эксперимента 75
Выводы по II главе 78
Заключение 80
Список литературы 83
Приложения
Глава I. Теоретические основы организации контроля знаний, умений, навыков младших школьников в процессе изучения арифметических действий 6
1.1. Сущность контроля знаний умений и навыков младших
школьников в процессе обучения математике 6
1.2. Использование вариативных форм проверки знаний умений и
навыков младших школьников в соответствии с ФГОС НОО 20
1.3. Методика изучения арифметических действий (внетабличное
умножение и деление в 3 классе) 35
Выводы по I главе 60
Глава II. Экспериментальное исследование по реализации комплекса вариативных форм проверки знаний умений и навыков младших школьников в процессе изучения внетабличного умножения и деления..62
2.1. Констатирующий этап эксперимента 62
2.2. Вариативные формы проверки внетабличного деления и умножения 66
2.3. Контрольный этап эксперимента 75
Выводы по II главе 78
Заключение 80
Список литературы 83
Приложения
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Одной из основных задач обучения математике в школе является формирование у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков, которые являются основополагающим элементом вычислительной культуры человека.
Сегодня всё меньше и меньше внимания в новых экспериментальных и вариативных учебниках по математике уделяется формированию у учащихся вычислительных навыков, как устных, так и письменных. В связи с этим, одной из основных задач обучения школьников математике является повышение вычислительной культуры учащихся на всех ступенях обучения в образовательном учреждении и в первую очередь в начальной школе.
Необходима проверка знаний учащихся, которая является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненного вычисления, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для формирования арифметических действий.
Систематическая проверка и учет подготовленности детей по математике имеет и другое, общегосударственное значение, позволяя судить
В связи с этим актуальной является тема выпускной квалификационной работы «Использование вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников в процессе изучения арифметических действий».
Цель исследования - разработать комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Объект исследования - процесс формирования вычислительных навыков у младших школьников.
Предмет исследования - комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования вычислительных навыков у младших школьников будет наиболее эффективным, если в процессе изучения арифметических действий применять специально разработанный комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Выявление особенностей методики изучения арифметических действий (внетабличное умножение и деление в 3 классе).
3. Разработка и экспериментальная проверка комплекса вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:
- изучение и анализ специальной литературы по методике преподавания математики в начальной школе, психологии, педагогике, в свете сформулированной проблемы исследования;
- анализ школьных программ и учебных пособий по математике для начальной школы. В нашей работе были использованы следующие методы исследования:
-теоретический анализ методологической и психологопедагогической литературы по проблеме;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- диагностические методы;
- педагогический эксперимент.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены особенности методики изучения арифметических действий младшими школьниками (внетабличное умножение и деление).
Практическая значимость исследования состоит в том, что был разработан комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Базой исследования явилась МБОУ «Тюлячинская СОШ» (3е классы) села Тюлячи.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Сегодня всё меньше и меньше внимания в новых экспериментальных и вариативных учебниках по математике уделяется формированию у учащихся вычислительных навыков, как устных, так и письменных. В связи с этим, одной из основных задач обучения школьников математике является повышение вычислительной культуры учащихся на всех ступенях обучения в образовательном учреждении и в первую очередь в начальной школе.
Необходима проверка знаний учащихся, которая является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненного вычисления, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для формирования арифметических действий.
Систематическая проверка и учет подготовленности детей по математике имеет и другое, общегосударственное значение, позволяя судить
В связи с этим актуальной является тема выпускной квалификационной работы «Использование вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников в процессе изучения арифметических действий».
Цель исследования - разработать комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Объект исследования - процесс формирования вычислительных навыков у младших школьников.
Предмет исследования - комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования вычислительных навыков у младших школьников будет наиболее эффективным, если в процессе изучения арифметических действий применять специально разработанный комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Выявление особенностей методики изучения арифметических действий (внетабличное умножение и деление в 3 классе).
3. Разработка и экспериментальная проверка комплекса вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:
- изучение и анализ специальной литературы по методике преподавания математики в начальной школе, психологии, педагогике, в свете сформулированной проблемы исследования;
- анализ школьных программ и учебных пособий по математике для начальной школы. В нашей работе были использованы следующие методы исследования:
-теоретический анализ методологической и психологопедагогической литературы по проблеме;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- диагностические методы;
- педагогический эксперимент.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены особенности методики изучения арифметических действий младшими школьниками (внетабличное умножение и деление).
Практическая значимость исследования состоит в том, что был разработан комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Базой исследования явилась МБОУ «Тюлячинская СОШ» (3е классы) села Тюлячи.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В числе актуальных задач модернизации российского образования - ориентация образовательного процесса на реализацию компетентностного подхода, то есть на формирование ключевых компетенций, основанных на готовности учащихся использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Такой подход определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, «инструментам» целостного становления и развития личности ребенка, одним из основных показателей которого выступает уровень сформированности учебных умений и навыков.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимых в повседневной жизни, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения обучения. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме показал, что цель проверки знаний, умений и навыков состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углублений знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную учебную деятельность.
Рассмотрев методику изучения арифметических действий мы выявили ряд особенностей в процессе обучения внетабличному умножению и делению: изучение внетабличного умножения делят на три этапа:1.умножение на однозначное число;2.умножение на круглые десятки; З. умножение на двузначное число. Такое расчленение учебного материала обусловлено применяемыми на каждом этапе вычислительными приемами.
Порядок расположения различных случаев умножения на однозначное число, а также умножения на круглые десятки не имеет существенного значения. То же можно сказать и относительно умножения однозначного числа на двузначное, поскольку дело сводится в этом случае к умению умножать однозначное число на круглые числа и однозначное на однозначное, то есть к тому, что уже пройдено. Внетабличное деление на однозначное число целесообразно изучать совместно с внетабличным умножением. Особо рассматриваются случаи умножения на круглые десятки (2 -40) и на двузначное число. В особую группу выносится деление на двузначное число. В этих случаях деление выгодно рассматривать как деление по содержанию.
Формы проверки ЗУН младших школьников разнообразны. Существуют формы контроля по количеству учащихся: индивидуальный контроль; групповой контроль; фронтальный контроль. По способу оформления ответов учащихся: устный контроль, письменный контроль и т.д.
В нашей работе мы выделили организацию проверки ЗУН на основе таких вариативных форм как: внешняя проверка; взаимопроверка; самопроверка.
Для реализации цели нашего исследования был проведен педагогический эксперимент. В ходе эксперимента был разработан и экспериментально проверен комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Педагогический эксперимент проводился в три этапа. Первый этап - констатирующий, целью которого было выявление уровня сформированности вычислительных навыков у учащихся 3 классов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что изначально учащиеся экспериментальной и контрольной групп имеют примерно равный потенциал, равные возможности.
Второй этап исследования - формирующий. В ходе формирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе был организован цикл уроков по теме «Внетабличное умножение и деление» с использованием вариативных форм проверки знаний, умений и навыков. В нашей работе мы выделили организацию проверки ЗУН на основе таких вариативных форм как: внешняя проверка; взаимопроверка; самопроверка.
С целью сравнения достигнутых в ходе формирующего эксперимента результатов с исходным уровнем сформированности вычислительных навыков у учащихся нами был проведен контрольный эксперимент (третий этап педагогического эксперимента).Результаты оценки выполнения контрольных заданий показывают, что использование комплекса вариативных форм проверки ЗУН позволило увеличить процент успешности формирования вычислительных навыков по сравнению с констатирующим этапом.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что различия в уровнях сформированности вычислительных умений учащихся экспериментального и контрольного классов являются существенными.
Таким образом, реализация предложенного нами комплекса вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление) способствовало повышению уровня сформированности вычислительных умений учащихся.
Такой подход определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, «инструментам» целостного становления и развития личности ребенка, одним из основных показателей которого выступает уровень сформированности учебных умений и навыков.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимых в повседневной жизни, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения обучения. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме показал, что цель проверки знаний, умений и навыков состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углублений знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную учебную деятельность.
Рассмотрев методику изучения арифметических действий мы выявили ряд особенностей в процессе обучения внетабличному умножению и делению: изучение внетабличного умножения делят на три этапа:1.умножение на однозначное число;2.умножение на круглые десятки; З. умножение на двузначное число. Такое расчленение учебного материала обусловлено применяемыми на каждом этапе вычислительными приемами.
Порядок расположения различных случаев умножения на однозначное число, а также умножения на круглые десятки не имеет существенного значения. То же можно сказать и относительно умножения однозначного числа на двузначное, поскольку дело сводится в этом случае к умению умножать однозначное число на круглые числа и однозначное на однозначное, то есть к тому, что уже пройдено. Внетабличное деление на однозначное число целесообразно изучать совместно с внетабличным умножением. Особо рассматриваются случаи умножения на круглые десятки (2 -40) и на двузначное число. В особую группу выносится деление на двузначное число. В этих случаях деление выгодно рассматривать как деление по содержанию.
Формы проверки ЗУН младших школьников разнообразны. Существуют формы контроля по количеству учащихся: индивидуальный контроль; групповой контроль; фронтальный контроль. По способу оформления ответов учащихся: устный контроль, письменный контроль и т.д.
В нашей работе мы выделили организацию проверки ЗУН на основе таких вариативных форм как: внешняя проверка; взаимопроверка; самопроверка.
Для реализации цели нашего исследования был проведен педагогический эксперимент. В ходе эксперимента был разработан и экспериментально проверен комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Педагогический эксперимент проводился в три этапа. Первый этап - констатирующий, целью которого было выявление уровня сформированности вычислительных навыков у учащихся 3 классов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что изначально учащиеся экспериментальной и контрольной групп имеют примерно равный потенциал, равные возможности.
Второй этап исследования - формирующий. В ходе формирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе был организован цикл уроков по теме «Внетабличное умножение и деление» с использованием вариативных форм проверки знаний, умений и навыков. В нашей работе мы выделили организацию проверки ЗУН на основе таких вариативных форм как: внешняя проверка; взаимопроверка; самопроверка.
С целью сравнения достигнутых в ходе формирующего эксперимента результатов с исходным уровнем сформированности вычислительных навыков у учащихся нами был проведен контрольный эксперимент (третий этап педагогического эксперимента).Результаты оценки выполнения контрольных заданий показывают, что использование комплекса вариативных форм проверки ЗУН позволило увеличить процент успешности формирования вычислительных навыков по сравнению с констатирующим этапом.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что различия в уровнях сформированности вычислительных умений учащихся экспериментального и контрольного классов являются существенными.
Таким образом, реализация предложенного нами комплекса вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление) способствовало повышению уровня сформированности вычислительных умений учащихся.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при моделировании текстовых задач
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Комбинаторные задачи в системе развивающего обучения четырехлетней начальной школы
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



