Введение
Глава 1. Институционализация российского федерализма
§1. Исторические этапы формирования федерализма в Российской Федерации 7
§2. Принципы федерализма в Российской Федерации
Глава 2. Проблемы развития федерализма в Российской Федерации
§1. Проблема федеративного договора( период 1991-2001 года )
§2. Проблема разграничения полномочий в Российской Федерации(1991- 2005 года) 35
§3. Проблемы правового характера российского федерализма(период 2001-2014 года) 42
Глава 3. Перспективы развития федерализма в Российской Федерации
§1. Основные подходы к определению современной модели российского федерализма 52
§2. Основные направления и перспективы развития российского федерализма 56
Заключение
Литература
За долгое время своего существования российское государство приобрело огромный опыт в сфере федеративного устройства. Подобного рода знания очень важны для будущих поколений, с целью ориентировать направления внутренней и внешней политики государства, предостерегать от совершения ошибок.
После распада СССР и создания Российской Федерации стало ясно, что в стране грядут перемены, имеется огромное количество проблем, которые необходимо решить в срочном порядке. Некоторые вопросы приходилось решать с «нуля», другие же подлежали лишь небольшому реформированию.
Перед страной стояло огромная задача - создать эффективное и стабильное государство. Сложность поставленной задачи заключалось в огромной территории, раскинувшейся на всем континенте, многомиллионном и многонациональном населении, каждый народ которого говорил на разном языке.
Для того, чтобы определить всю значимость подобного явления, можно обратиться к истории, а именно словам великого академика, морского министра России - Мордвинова Николая Семеновича, который, обращаясь к самому императору Александру I, говорил, что очень опасно и нецелесообразно в дальнейшем расширять и без того обширную территорию российского государства, это может привести к ее неуправляемости.
О федеративном устройстве российского государства задумывались очень давно. Но данные идеи было сложно реализовать в силу объективных причин, таких как унитаризм и самодержавие. На сегодняшний день, в условиях законного введения и конституционного закрепления, федерализм стал легальной основой для проведения масштабного политики в данной области.
Обширность территории российского государства требовало управления страной в централизованном порядке, с другой же стороны центральная власть начинала зависеть от местной. Долгие поиски решения данной проблемы привели к тому, что сложилась своеобразная практика, по которой сформировалась такая закономерность : в случае сильного центра субъекты федерации будут слабыми, и наоборот, обратная зависимость, если субъекты удерживают власть в своих руках, то существенно снижается значимость, и вообще, ставится вопрос о самом существовании центральной власти.
Историческая практика выделяет как сильные, так и слабые стороны путей решения данной проблемы. Объединение страны, установление диктатуры и командной системы экономики в условиях кризиса, войны или переходных этапов дает лишь эффект на время. После этого в стране может начаться застой. Если же начинать с низов, то открываются широкие возможности для установления новых форм общественной жизни, но, в отсутствие поддержки из центра, эффективность государственного механизма ставится под вопрос.
Основная цель состоит в том, чтобы найти компромиссное решение, учесть интересы обеих сторон, для исключения возможных противоречий и назревающих конфликтов. Для того, чтобы найти оптимальное решение для центра и субъектов, необходимо разграничить функции, установить контроль с целью повышения эффективности одних за другими.
В нашей истории достаточно примеров того, что причинами распада страны были как жестокость государственного режима, так и ослабление влияния центра. Известный российский реформатор и политический деятель М.М. Сперанский с резкой критикой дал оценку происходящему в стране, сказав, что в стране возросло влияние министров, и фактически, они начали править. Политика Н.С. Хрущева, направленная на перемещение экономики страны в регионы, также имела отрицательные итоги для нашего государства, учреждение совнархозов своих плодов не принесло.
Актуальность исследования. Общественные перемены последних двух десятилетий кардинально изменили политическую и социальную ситуацию в России, вызвав необходимость обратить особое внимание на развитие федеративных отношений. Проводимые в последние годы реформы в этой сфере были направлены на обеспечение консолидации общества, на согласованность действий всех звеньев управленческой вертикали, укрепление политических и правовых основ федерализма. Укрепление вертикали власти, разграничение компетенции между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением стали средством обеспечения единства России при сохранении политико-территориального, национального и культурного многообразия. Сегодня важно дать объективный анализ процессу становления и развития федерализма в России во всей его противоречивости, характеризующегося борьбой отжившего и нарождающегося в российской государственности.
Исследование федерализма, его смысла и ценностей, перспектив развития является на сегодняшний день одним из важнейших направлений изучения феномена власти в обществе. Научный поиск в этом направлении тесно связан с поиском ответов на глобальные вопросы. Как разделить власть, чтобы она позволяла народам и государству эффективно реализовывать управление в интересах конкретного человека либо общества в целом? Каким должны быть принципы и основополагающие идеи государственного устройства, обуславливающие создание, функционирование гармоничного общества, его достойное существование в рамках определённого государства?
Объектом исследования являются федеративные отношения, складывающиеся в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы, закрепляющие федеративные отношения и практика их реализации.
Целью исследования является осмысление процессов становления и тенденций развития современного российского федерализма.
Для реализации этой цели решаются следующие задачи:
1. определить специфику российского федерализма, его историческую динамику и уникальность;
2. изучить теоретические основы федерализма, раскрыть содержание принципов, присущих федерализму в РФ;
3. выявить особенности и проблемы федерализма в РФ;
4. раскрыть перспективы развития федерализма в РФ.
Теоретической и методологической основой исследования являются такие методы исследования, как: метод комплексного анализа, исторический, системно-структурный, логический и иные методы научного познания.
Структура данной работы весьма традиционна. Она состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Развитие "российского федерализма" - сложный процесс, обусловленный историческими особенностями развития государственности России, распадом СССР, спонтанными процессами суверенизации бывших автономных республик и др.
До настоящего времени высказываются разные оценки о значении Федеративного договора, как изначально правового документа, определившего сущность российского федерализма, его асимметрию, разностатусность субъектов Федерации. В дипломной работе обосновывается то, что в условиях распада СССР, имевшихся признаков распада России, подписание Федеративного договора было искусством возможного для того времени, позволило сохранить целостность российского государства, положило начало развитию новых федеративных отношений и определило необходимость постепенного его совершенствования и реформирования.
Федерализм представляет собой особую форму децентрализации государственного устройства, разделения власти, распределения полномочий. Главная задача совершенствования федерального устройства заключается в установлении оптимального соотношения между целым и его частями, позволяющего преодолеть негативные последствия раздробленности.
Мы исходим из того, что формы современного государственного устройства разнообразны в зависимости от исторических, национальных, территориальных особенностей государств. Именно такой подход к анализу российского федерализма, его совершенствованию, мы считаем наиболее продуктивным.
В данной работе мы обращаем внимание на важнейшие проблемы развития федерализма: асимметрии, этнических аспектов федерализма, разграничение предметов введения и компетенции во властных отношениях центра и субъектов Российской Федерации, экономические проблемы, региональные особенности федерализма, основные этапы становления российского федерализма и др.
Рассматривая тенденции и противоречия процесса становления российского федерализма, следует подчеркнуть, что это сложнейший в своей многоаспектности феномен, возникновение и развитие которого подчинено целому ряду политических, экономических, социологических, юридических (включая международное право) и других закономерностей и тенденций.
Проведенный анализ становления федеративных отношений в России подводит к выводу, что формирование реальной федерации требует наличия особой формы общественных отношений. А потому остановить дезинтеграционные тенденции, перейти к стабилизации, а затем к устойчивому экономическому росту, одновременно ориентируясь на формирование реальной федерации, можно только при условии федерализации общественных отношений в целом. В данном направлении необходимо установить следующие тенденции для развития:
1. выработать взвешенную и согласованную позицию органов власти Российской Федерации и ее субъектов по содержанию, целям, механизмам и перспективам отечественной модели федеративных отношений, при которой развитие социальной сферы признается основной целью и главным критерием эффективности реформ;
2. конкретизировать социально-экономические основы и пути становления федеративных отношений (экономического механизма федеративных отношений);
3. определить место этнополитических факторов в развитии российского общества и государства;
4. сформировать внутренне непротиворечивую, соответствующую социально-экономическим и этнополитическим реалиям страны нормативно-правовую базу отечественного федерализма;
5. обеспечить переход к формированию общефедеральной региональной политики на основе типизации субъектов Российской Федерации по уровням их социально-экономического развития с учетом их социально-культурных и других особенностей;
6. определить достойное место русского народа в системе российской государственности и федеративных отношений с учетом его исторической роли и определяющей численности в составе населения страны.
Реалии развития российского федерализма требуют воссоздания Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям в обновленном виде, которое будет координатором практических действий всех ветвей и уровней власти, разработчиком перспектив становления федеративных отношений в России.
Безусловно, важную роль в укреплении федеративных отношений отводится осуществлению правового процесса укрепления нормативной базы в стране, устранение конституционной несогласованности центра и субъектов Российской Федерации. Этот процесс, особенно активно проявляющий себя в последний период - не всеми понимается правильно. Отдельные исследователи считают, что в России складывается система, которую можно назвать «унитарный федерализм», где баланс унитарной и региональной власти все больше смещается в сторону центра.
Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009
2. Федеративный договор от 31.03.1992 О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации») // «Федеративный договор: Документы. Комментарий», М., 1994
II. Основная и специальная литература
1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М., 2008
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М 2009
3. Андриченко. А, Валентей. С. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ// Федерализм. 2008. № 4. С. 31-53
4. Аринин. А.Н. Стратегия развития Российского Федерализма/ А.Н. Аринин. М., 2010.
5. Барциц И.Н. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики. М.,2009.
6. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2009
7. Бускунов А// "Казанский федералист" / 2006 / № 4(12) 2006 / Теория федерализма / 17. Правовой статус субъектов РФ в условиях трансформации общества и власти
8. Валентен С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М., 2012. С. 73
9. Гельман В.Я., Рыженков С.И. Политическая регионалистика России: история и современное развитие. В кн.: Политическая наука современной России: тенденции развития. М., 2008.
10. Добрынин Н.М. Федерализм. Историко-методологические аспекты / Добрынин. Н.М. Новосибирск: Наука, 2004. 289с.
11. Зотова 3. М. Власть и общество: проблемы взаимодействия. М., 2010. С. 72-73.
12. Иванов В. Н., Яровой О. Я. Российский федерализм: становление и развитие. М., 2000. С.112-113.
13. Корельский В. М. и Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2011.- 595 с.
14. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт. - М., 2011.
15. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации// Журнал российского права.2007г. № 2. С. 25-34.
16. Крылов Б.С. Российский федерализм - гарантия демократии и прав человека.// Журнал российского права. 2007 г. №1. С. 7-16.
17. Лазарев А.В. Конституционное право России. М: 2009.
18. Лысенко В. Н. Развитие Федерации и Конституция России. (Конституционные изменения как потребность развития федеративных отношений.)// Государство и право. 2006, №8, с. 14-21.
19. Марченко М. Н. Общая теория государства и права: М.: Зерцало, 2002. - 640 c.
20. Панкевич Н. Модели федеративного устройства. - Екатеринбург, 2008.
21. Ржевский В. А. Киселева А. В. субъекты РФ: типология и конституционные основы организации// Государство и право. 2011. №10. С. 28-45.
22. Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. М., Изд-во РАГС, 2008
23. Смирнов. Л.В. Федерализм: Парадоксы и противоречия.2011. №3. С 41-45
24. Степанова А.А. Федерализм в современной России. Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации. - Якутск, 2012.
25. Умнова И. А. Конституционные основы российского федерализма. М., 2011. С. 65-70.
26. Черепанов В.А. Теория российского федерализма. - М., 2009.
27. Чиркин В. Е.Модели современного федерализма //Государство и право. 2004. № 8-9 С. 151.
28. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М: 2006.
29. Холопов В.И. Реформирование политической системы// Общество и экономика. 2008. №8.
30. Швейцов. Ю.Г., Булаш. О.А. Утопизм Российского бюджетного федерализма// Федеративные отношения. 2010. №6. С 74-80.
31. Шимширт. Н.Д. Управление государственными финансами Томск, 2008. 328с.
32. Юсубов Э. С. Теория федерализма в России: - Томск: Изд-во НТЛ,2008. - 110 c.
III. Материалы судебной и иной практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 3.