Основные тенденции развития российского федерализма
|
Введение
Глава 1. Институционализация российского федерализма
§1. Исторические этапы формирования федерализма в Российской Федерации 7
§2. Принципы федерализма в Российской Федерации
Глава 2. Проблемы развития федерализма в Российской Федерации
§1. Проблема федеративного договора( период 1991-2001 года )
§2. Проблема разграничения полномочий в Российской Федерации(1991- 2005 года) 35
§3. Проблемы правового характера российского федерализма(период 2001-2014 года) 42
Глава 3. Перспективы развития федерализма в Российской Федерации
§1. Основные подходы к определению современной модели российского федерализма 52
§2. Основные направления и перспективы развития российского федерализма 56
Заключение
Литература
Глава 1. Институционализация российского федерализма
§1. Исторические этапы формирования федерализма в Российской Федерации 7
§2. Принципы федерализма в Российской Федерации
Глава 2. Проблемы развития федерализма в Российской Федерации
§1. Проблема федеративного договора( период 1991-2001 года )
§2. Проблема разграничения полномочий в Российской Федерации(1991- 2005 года) 35
§3. Проблемы правового характера российского федерализма(период 2001-2014 года) 42
Глава 3. Перспективы развития федерализма в Российской Федерации
§1. Основные подходы к определению современной модели российского федерализма 52
§2. Основные направления и перспективы развития российского федерализма 56
Заключение
Литература
За долгое время своего существования российское государство приобрело огромный опыт в сфере федеративного устройства. Подобного рода знания очень важны для будущих поколений, с целью ориентировать направления внутренней и внешней политики государства, предостерегать от совершения ошибок.
После распада СССР и создания Российской Федерации стало ясно, что в стране грядут перемены, имеется огромное количество проблем, которые необходимо решить в срочном порядке. Некоторые вопросы приходилось решать с «нуля», другие же подлежали лишь небольшому реформированию.
Перед страной стояло огромная задача - создать эффективное и стабильное государство. Сложность поставленной задачи заключалось в огромной территории, раскинувшейся на всем континенте, многомиллионном и многонациональном населении, каждый народ которого говорил на разном языке.
Для того, чтобы определить всю значимость подобного явления, можно обратиться к истории, а именно словам великого академика, морского министра России - Мордвинова Николая Семеновича, который, обращаясь к самому императору Александру I, говорил, что очень опасно и нецелесообразно в дальнейшем расширять и без того обширную территорию российского государства, это может привести к ее неуправляемости.
О федеративном устройстве российского государства задумывались очень давно. Но данные идеи было сложно реализовать в силу объективных причин, таких как унитаризм и самодержавие. На сегодняшний день, в условиях законного введения и конституционного закрепления, федерализм стал легальной основой для проведения масштабного политики в данной области.
Обширность территории российского государства требовало управления страной в централизованном порядке, с другой же стороны центральная власть начинала зависеть от местной. Долгие поиски решения данной проблемы привели к тому, что сложилась своеобразная практика, по которой сформировалась такая закономерность : в случае сильного центра субъекты федерации будут слабыми, и наоборот, обратная зависимость, если субъекты удерживают власть в своих руках, то существенно снижается значимость, и вообще, ставится вопрос о самом существовании центральной власти.
Историческая практика выделяет как сильные, так и слабые стороны путей решения данной проблемы. Объединение страны, установление диктатуры и командной системы экономики в условиях кризиса, войны или переходных этапов дает лишь эффект на время. После этого в стране может начаться застой. Если же начинать с низов, то открываются широкие возможности для установления новых форм общественной жизни, но, в отсутствие поддержки из центра, эффективность государственного механизма ставится под вопрос.
Основная цель состоит в том, чтобы найти компромиссное решение, учесть интересы обеих сторон, для исключения возможных противоречий и назревающих конфликтов. Для того, чтобы найти оптимальное решение для центра и субъектов, необходимо разграничить функции, установить контроль с целью повышения эффективности одних за другими.
В нашей истории достаточно примеров того, что причинами распада страны были как жестокость государственного режима, так и ослабление влияния центра. Известный российский реформатор и политический деятель М.М. Сперанский с резкой критикой дал оценку происходящему в стране, сказав, что в стране возросло влияние министров, и фактически, они начали править. Политика Н.С. Хрущева, направленная на перемещение экономики страны в регионы, также имела отрицательные итоги для нашего государства, учреждение совнархозов своих плодов не принесло.
Актуальность исследования. Общественные перемены последних двух десятилетий кардинально изменили политическую и социальную ситуацию в России, вызвав необходимость обратить особое внимание на развитие федеративных отношений. Проводимые в последние годы реформы в этой сфере были направлены на обеспечение консолидации общества, на согласованность действий всех звеньев управленческой вертикали, укрепление политических и правовых основ федерализма. Укрепление вертикали власти, разграничение компетенции между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением стали средством обеспечения единства России при сохранении политико-территориального, национального и культурного многообразия. Сегодня важно дать объективный анализ процессу становления и развития федерализма в России во всей его противоречивости, характеризующегося борьбой отжившего и нарождающегося в российской государственности.
Исследование федерализма, его смысла и ценностей, перспектив развития является на сегодняшний день одним из важнейших направлений изучения феномена власти в обществе. Научный поиск в этом направлении тесно связан с поиском ответов на глобальные вопросы. Как разделить власть, чтобы она позволяла народам и государству эффективно реализовывать управление в интересах конкретного человека либо общества в целом? Каким должны быть принципы и основополагающие идеи государственного устройства, обуславливающие создание, функционирование гармоничного общества, его достойное существование в рамках определённого государства?
Объектом исследования являются федеративные отношения, складывающиеся в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы, закрепляющие федеративные отношения и практика их реализации.
Целью исследования является осмысление процессов становления и тенденций развития современного российского федерализма.
Для реализации этой цели решаются следующие задачи:
1. определить специфику российского федерализма, его историческую динамику и уникальность;
2. изучить теоретические основы федерализма, раскрыть содержание принципов, присущих федерализму в РФ;
3. выявить особенности и проблемы федерализма в РФ;
4. раскрыть перспективы развития федерализма в РФ.
Теоретической и методологической основой исследования являются такие методы исследования, как: метод комплексного анализа, исторический, системно-структурный, логический и иные методы научного познания.
Структура данной работы весьма традиционна. Она состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
После распада СССР и создания Российской Федерации стало ясно, что в стране грядут перемены, имеется огромное количество проблем, которые необходимо решить в срочном порядке. Некоторые вопросы приходилось решать с «нуля», другие же подлежали лишь небольшому реформированию.
Перед страной стояло огромная задача - создать эффективное и стабильное государство. Сложность поставленной задачи заключалось в огромной территории, раскинувшейся на всем континенте, многомиллионном и многонациональном населении, каждый народ которого говорил на разном языке.
Для того, чтобы определить всю значимость подобного явления, можно обратиться к истории, а именно словам великого академика, морского министра России - Мордвинова Николая Семеновича, который, обращаясь к самому императору Александру I, говорил, что очень опасно и нецелесообразно в дальнейшем расширять и без того обширную территорию российского государства, это может привести к ее неуправляемости.
О федеративном устройстве российского государства задумывались очень давно. Но данные идеи было сложно реализовать в силу объективных причин, таких как унитаризм и самодержавие. На сегодняшний день, в условиях законного введения и конституционного закрепления, федерализм стал легальной основой для проведения масштабного политики в данной области.
Обширность территории российского государства требовало управления страной в централизованном порядке, с другой же стороны центральная власть начинала зависеть от местной. Долгие поиски решения данной проблемы привели к тому, что сложилась своеобразная практика, по которой сформировалась такая закономерность : в случае сильного центра субъекты федерации будут слабыми, и наоборот, обратная зависимость, если субъекты удерживают власть в своих руках, то существенно снижается значимость, и вообще, ставится вопрос о самом существовании центральной власти.
Историческая практика выделяет как сильные, так и слабые стороны путей решения данной проблемы. Объединение страны, установление диктатуры и командной системы экономики в условиях кризиса, войны или переходных этапов дает лишь эффект на время. После этого в стране может начаться застой. Если же начинать с низов, то открываются широкие возможности для установления новых форм общественной жизни, но, в отсутствие поддержки из центра, эффективность государственного механизма ставится под вопрос.
Основная цель состоит в том, чтобы найти компромиссное решение, учесть интересы обеих сторон, для исключения возможных противоречий и назревающих конфликтов. Для того, чтобы найти оптимальное решение для центра и субъектов, необходимо разграничить функции, установить контроль с целью повышения эффективности одних за другими.
В нашей истории достаточно примеров того, что причинами распада страны были как жестокость государственного режима, так и ослабление влияния центра. Известный российский реформатор и политический деятель М.М. Сперанский с резкой критикой дал оценку происходящему в стране, сказав, что в стране возросло влияние министров, и фактически, они начали править. Политика Н.С. Хрущева, направленная на перемещение экономики страны в регионы, также имела отрицательные итоги для нашего государства, учреждение совнархозов своих плодов не принесло.
Актуальность исследования. Общественные перемены последних двух десятилетий кардинально изменили политическую и социальную ситуацию в России, вызвав необходимость обратить особое внимание на развитие федеративных отношений. Проводимые в последние годы реформы в этой сфере были направлены на обеспечение консолидации общества, на согласованность действий всех звеньев управленческой вертикали, укрепление политических и правовых основ федерализма. Укрепление вертикали власти, разграничение компетенции между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением стали средством обеспечения единства России при сохранении политико-территориального, национального и культурного многообразия. Сегодня важно дать объективный анализ процессу становления и развития федерализма в России во всей его противоречивости, характеризующегося борьбой отжившего и нарождающегося в российской государственности.
Исследование федерализма, его смысла и ценностей, перспектив развития является на сегодняшний день одним из важнейших направлений изучения феномена власти в обществе. Научный поиск в этом направлении тесно связан с поиском ответов на глобальные вопросы. Как разделить власть, чтобы она позволяла народам и государству эффективно реализовывать управление в интересах конкретного человека либо общества в целом? Каким должны быть принципы и основополагающие идеи государственного устройства, обуславливающие создание, функционирование гармоничного общества, его достойное существование в рамках определённого государства?
Объектом исследования являются федеративные отношения, складывающиеся в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы, закрепляющие федеративные отношения и практика их реализации.
Целью исследования является осмысление процессов становления и тенденций развития современного российского федерализма.
Для реализации этой цели решаются следующие задачи:
1. определить специфику российского федерализма, его историческую динамику и уникальность;
2. изучить теоретические основы федерализма, раскрыть содержание принципов, присущих федерализму в РФ;
3. выявить особенности и проблемы федерализма в РФ;
4. раскрыть перспективы развития федерализма в РФ.
Теоретической и методологической основой исследования являются такие методы исследования, как: метод комплексного анализа, исторический, системно-структурный, логический и иные методы научного познания.
Структура данной работы весьма традиционна. Она состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Развитие "российского федерализма" - сложный процесс, обусловленный историческими особенностями развития государственности России, распадом СССР, спонтанными процессами суверенизации бывших автономных республик и др.
До настоящего времени высказываются разные оценки о значении Федеративного договора, как изначально правового документа, определившего сущность российского федерализма, его асимметрию, разностатусность субъектов Федерации. В дипломной работе обосновывается то, что в условиях распада СССР, имевшихся признаков распада России, подписание Федеративного договора было искусством возможного для того времени, позволило сохранить целостность российского государства, положило начало развитию новых федеративных отношений и определило необходимость постепенного его совершенствования и реформирования.
Федерализм представляет собой особую форму децентрализации государственного устройства, разделения власти, распределения полномочий. Главная задача совершенствования федерального устройства заключается в установлении оптимального соотношения между целым и его частями, позволяющего преодолеть негативные последствия раздробленности.
Мы исходим из того, что формы современного государственного устройства разнообразны в зависимости от исторических, национальных, территориальных особенностей государств. Именно такой подход к анализу российского федерализма, его совершенствованию, мы считаем наиболее продуктивным.
В данной работе мы обращаем внимание на важнейшие проблемы развития федерализма: асимметрии, этнических аспектов федерализма, разграничение предметов введения и компетенции во властных отношениях центра и субъектов Российской Федерации, экономические проблемы, региональные особенности федерализма, основные этапы становления российского федерализма и др.
Рассматривая тенденции и противоречия процесса становления российского федерализма, следует подчеркнуть, что это сложнейший в своей многоаспектности феномен, возникновение и развитие которого подчинено целому ряду политических, экономических, социологических, юридических (включая международное право) и других закономерностей и тенденций.
Проведенный анализ становления федеративных отношений в России подводит к выводу, что формирование реальной федерации требует наличия особой формы общественных отношений. А потому остановить дезинтеграционные тенденции, перейти к стабилизации, а затем к устойчивому экономическому росту, одновременно ориентируясь на формирование реальной федерации, можно только при условии федерализации общественных отношений в целом. В данном направлении необходимо установить следующие тенденции для развития:
1. выработать взвешенную и согласованную позицию органов власти Российской Федерации и ее субъектов по содержанию, целям, механизмам и перспективам отечественной модели федеративных отношений, при которой развитие социальной сферы признается основной целью и главным критерием эффективности реформ;
2. конкретизировать социально-экономические основы и пути становления федеративных отношений (экономического механизма федеративных отношений);
3. определить место этнополитических факторов в развитии российского общества и государства;
4. сформировать внутренне непротиворечивую, соответствующую социально-экономическим и этнополитическим реалиям страны нормативно-правовую базу отечественного федерализма;
5. обеспечить переход к формированию общефедеральной региональной политики на основе типизации субъектов Российской Федерации по уровням их социально-экономического развития с учетом их социально-культурных и других особенностей;
6. определить достойное место русского народа в системе российской государственности и федеративных отношений с учетом его исторической роли и определяющей численности в составе населения страны.
Реалии развития российского федерализма требуют воссоздания Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям в обновленном виде, которое будет координатором практических действий всех ветвей и уровней власти, разработчиком перспектив становления федеративных отношений в России.
Безусловно, важную роль в укреплении федеративных отношений отводится осуществлению правового процесса укрепления нормативной базы в стране, устранение конституционной несогласованности центра и субъектов Российской Федерации. Этот процесс, особенно активно проявляющий себя в последний период - не всеми понимается правильно. Отдельные исследователи считают, что в России складывается система, которую можно назвать «унитарный федерализм», где баланс унитарной и региональной власти все больше смещается в сторону центра.
Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.
До настоящего времени высказываются разные оценки о значении Федеративного договора, как изначально правового документа, определившего сущность российского федерализма, его асимметрию, разностатусность субъектов Федерации. В дипломной работе обосновывается то, что в условиях распада СССР, имевшихся признаков распада России, подписание Федеративного договора было искусством возможного для того времени, позволило сохранить целостность российского государства, положило начало развитию новых федеративных отношений и определило необходимость постепенного его совершенствования и реформирования.
Федерализм представляет собой особую форму децентрализации государственного устройства, разделения власти, распределения полномочий. Главная задача совершенствования федерального устройства заключается в установлении оптимального соотношения между целым и его частями, позволяющего преодолеть негативные последствия раздробленности.
Мы исходим из того, что формы современного государственного устройства разнообразны в зависимости от исторических, национальных, территориальных особенностей государств. Именно такой подход к анализу российского федерализма, его совершенствованию, мы считаем наиболее продуктивным.
В данной работе мы обращаем внимание на важнейшие проблемы развития федерализма: асимметрии, этнических аспектов федерализма, разграничение предметов введения и компетенции во властных отношениях центра и субъектов Российской Федерации, экономические проблемы, региональные особенности федерализма, основные этапы становления российского федерализма и др.
Рассматривая тенденции и противоречия процесса становления российского федерализма, следует подчеркнуть, что это сложнейший в своей многоаспектности феномен, возникновение и развитие которого подчинено целому ряду политических, экономических, социологических, юридических (включая международное право) и других закономерностей и тенденций.
Проведенный анализ становления федеративных отношений в России подводит к выводу, что формирование реальной федерации требует наличия особой формы общественных отношений. А потому остановить дезинтеграционные тенденции, перейти к стабилизации, а затем к устойчивому экономическому росту, одновременно ориентируясь на формирование реальной федерации, можно только при условии федерализации общественных отношений в целом. В данном направлении необходимо установить следующие тенденции для развития:
1. выработать взвешенную и согласованную позицию органов власти Российской Федерации и ее субъектов по содержанию, целям, механизмам и перспективам отечественной модели федеративных отношений, при которой развитие социальной сферы признается основной целью и главным критерием эффективности реформ;
2. конкретизировать социально-экономические основы и пути становления федеративных отношений (экономического механизма федеративных отношений);
3. определить место этнополитических факторов в развитии российского общества и государства;
4. сформировать внутренне непротиворечивую, соответствующую социально-экономическим и этнополитическим реалиям страны нормативно-правовую базу отечественного федерализма;
5. обеспечить переход к формированию общефедеральной региональной политики на основе типизации субъектов Российской Федерации по уровням их социально-экономического развития с учетом их социально-культурных и других особенностей;
6. определить достойное место русского народа в системе российской государственности и федеративных отношений с учетом его исторической роли и определяющей численности в составе населения страны.
Реалии развития российского федерализма требуют воссоздания Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям в обновленном виде, которое будет координатором практических действий всех ветвей и уровней власти, разработчиком перспектив становления федеративных отношений в России.
Безусловно, важную роль в укреплении федеративных отношений отводится осуществлению правового процесса укрепления нормативной базы в стране, устранение конституционной несогласованности центра и субъектов Российской Федерации. Этот процесс, особенно активно проявляющий себя в последний период - не всеми понимается правильно. Отдельные исследователи считают, что в России складывается система, которую можно назвать «унитарный федерализм», где баланс унитарной и региональной власти все больше смещается в сторону центра.
Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.
Подобные работы
- Российский федерализм и его роль в решении проблем современного государства
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - СООТНОШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ФЕДЕРАЛИЗМА
Диссертация , муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Российский федерализм (Современная российская политика, РАНХ и ГС)
Контрольные работы, политология. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2018 - Развитие налогового законодательства ФРГ во второй половине XX века. (12.00.01)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Американский федерализм: теория, практика, тенденции развития (Конституционное право зарубежных стран)
Рефераты, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - Российский федерализм и его роль в решении проблем
современного государства
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовые проблемы
разграничения предметов ведения и полномочий в условиям российского федерализма
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



