ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Законность как качество современного государства.
§ 1.Законность: содержание, признаки 9
§ 2.Принципы законности 16
ГЛАВА 2. Проблемы реализации законности в Российской Федерации.
§ 1.Причины нарушения законности в РФ 22
§ 2.Трудности реализации российского законодательства 29
ГЛАВА 3. Проблема формирования единого правового пространства
Российской Федерации.
§ 1. Исключение коллизий - важнейшая задача современности 34
§ 2. Юридическая экспертиза, как средство обеспечения законности 41
§ 3. Укрепление законности в сфере государственного управления 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Законность как требование полного и неуклонного соблюдения норм права возникает вместе с возникновением государства и его законов. Практическая реализация законов может осуществляться только в таком государстве, в котором действует режим правовой законности. Если законность - это, главным образом, требование соблюдения всех законов государства, то режим правовой законности - это такие социальные, политические, моральные и экономические обстоятельства, при которых неуклонное соблюдение законов государства, реализация юридических прав и обязанностей являются основным принципом деятельности абсолютно всех органов государственной власти, должностных лиц и граждан.
Еще Аристотель считал, что законность является признаком лучшей государственной формы. Современник Аристотеля - Эсхил - утверждал, что если в государстве будут созданы все условия для неукоснительного соблюдения всех законов, то тем самым сохраниться и демократия как противовес тирании и олигархии, которые основаны на произволе властей, а не на законе.
Любое человеческое общество, вне зависимости от того, на каком этапе развития оно находится, нуждается в жесткой правовой организации. При отсутствии законов, иных правовых актов, а также их реализации в жизни, существование цивилизованного государства будет невозможным. Поэтому законность можно рассматривать как сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом. Устанавливаемый порядок объективно обусловливается уровнем развития общества. Исторически законность возникла как требование государственной власти к населению соблюдать изданные ею законы. Но постепенно требование о соблюдении законов стало предъявляться и к самой власти. Сегодня законность является одним из принципов построения демократического общества и правового государства, лежит в основе взаимоотношений государства и личности.
На сегодняшний момент учёными очень активно обсуждается проблема построения правового государства и гражданского общества. Но в современных условиях при переживаемом нашей страной кризисе, все эти рассуждения, к сожалению, останутся лишь пожеланиями без должного уровня законности и правопорядка. Укрепление законности и правопорядка является одним из путей преодоления правового нигилизма, который стал неотъемлемой частью повседневной жизни.
Законность - это требование неукоснительно соблюдать установленный обществе порядок. Она необходима для наиболее полного обеспечения свободы, реализации законных прав граждан, образования гражданского общества, осуществления демократии в государстве, научно обоснованного построения государственного аппарата и рациональной его деятельности. Законность является обязательной для всех элементов механизма государства, гражданского общества, а также для всех граждан.
Проблемы укрепления и обеспечения законности всегда находились в центре внимания общества и государства. Данная проблема достаточно глубоко изучена российскими учёными - правоведами (В.К. Бабаев, С.С. Алексеев, М.И. Байтин и пр.).
Большое количество выводом, сформулированных советским учёными - правоведами, такими как В.В. Борисов, Н.Г, Александров, М.С. Строгович, и сегодня не утратили своего значения (о структуре законности, о понятии и сущности законности, о месте законности в системе правовых категорий, о её требованиях и пр.). В советский период государство регулировано практически все сферы жизни общества, личности, причём возможность данного вмешательства была закреплена на законодательном уровне. Поэтому объективной задачей было изучение механизма влияния законов на полное и повсеместное огосударствление частной жизни, а также общественной деятельности каждого человека; защищали государственные органы и должностных лиц от угроз установить над ними контроль со стороны общества, граждан; и, наконец, каким образом законы, их исполнение могли обеспечить безопасность личности, а также свободу этой личности. По сути всё это охватывалось понятием «социалистическая законность».
В период формирования правового государства, необходим другой подход к проблемам законности. Согласно ему, законность не подразделяется на социалистическую и буржуазную. Сторонники данного подхода утверждают: законность либо есть, либо её нет. В России утверждаются принципы, идеалы, концепции правового государства, такие как соблюдение прав и свобод граждан, реальность судебной защиты прав и свобод; господство права в обществе, принцип разделения властей и т.д.
На сегодняшний день проблема законности приобретает особую актуальность, так как для объективно существующей ситуации в стране характерны такие негативные явления как ослабление роли закона, бездействие правовых принципов и норм, противоречия между правовыми актами, обилие нормативно установленных федеральными, региональными и местными властями особых привилегий, специальных правовых режимов различного рода правовых исключений и льгот в пользу определённых лиц, профессий, групп, социальных слоёв, сфер деятельности, территорий и т.д.
Конституция Российской Федерации прямо указывает на законность в некоторых статьях. Конституция называет Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством (ст.1). Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации, федеральные законы имеют верховенство на территории России. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15). Обеспечение законности и правопорядка согласно ч.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Каково значение законности в правовом государстве? Что является причинами нарушения законности? В чём заключаются основные проблемы реализации российских законов? Эти и другие вопросы послужили толчком к выбору данной темы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является обнаружение проблем законности в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• рассмотрение теоретических аспектов законности;
• определение современного состояния законности;
• выявление причин нарушения законности в России;
• выяснение трудностей реализации законодательства,
• раскрытие проблемы формирования единого правового пространства в Российской Федерации;
• рассмотрение средств предотвращения и устранения нарушений законности;
• раскрытие проблемы укрепления законности в сфере государственного управления.
Предметом моего исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Для ее решения я использовала научный подход, а также формально-логические, общенаучные и специфические методы исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1) на сегодняшний день законность трактуется в следующих аспектах:
1. Принцип государственно-правовой жизни. Это означает, что законность закреплена как основополагающее общеправовое начало жизни общества. Требование соблюдения и исполнения законов в равной мере обращено ко всем субъектам правового общения - государственным органам, населению, должностным лицам, общественным объединениям.
2. Метод государственного регулирования общественными отношениями, который предполагает, что государство осуществляет свои функции в первую очередь в правовых формах и правовыми средствами. При таком методе функционирования законности необходимым является наличие трех условий: наличие специальных органов контроля за реализацией правовых предписаний; развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость.
3. Режим общественной жизни предполагает установление правовых отношений между государственной властью и личностью, обеспечение главенствование права в жизни общества, правового закона.
2) Реальное состояние законности далеко не идеально. В настоящее время все больше и больше встречается нарушение законов и иных правовых актов. Состояние законности - «минимально необходимое для поддержания правопорядка, но совершенно недостаточное для построения правового государства»
3) Причины нарушения законности являются:
- традиционное пренебрежение по отношению к праву в РФ;
-относительная слабость государственной власти;
-кризис в стране;
-несправедливость законов;
-отсутствие политической воли к исправлению положения вещей;
-плохая профессиональная подготовка кадров в государственных органах
4) Главной задачей современности является исключение коллизий.
5) Необходимым условием понимания законности является правовое воспитание общества.
6) Средством обеспечения законности является юридическая экспертиза.
На сегодняшний день в СМИ часто пишут о том, что современному обществу необходима «сильная рука». Просто люди устали от повсеместного нарушения законов, прав граждан, непредсказуемости мер, осуществляемых государством, неуверенности в завтрашнем дне. Современному обществу необходима законность и стабильность.
Стабильность, законность и порядок, - вот признаки сильного государства, которое основано на праве.
В сегодняшней кризисной ситуации учёные и аналитики ищут причины кризисных явлений в политическом противостоянии, слабости и недостаточной координировании различных ветвей власти, разрозненности общественного сознания. Естественно, эти факторы существенно повлияли на возникновение кризиса. Однако необходимо подчеркнуть, что основная стратегическая ошибка в деятельности государства и его структур, породившая такие драматические последствия, состоит в том, что законность грубо нарушалась практически во всех сферах общественной жизни - политической, экономической, национальной, социальной. Эта ситуация непременно вызвала массовое негативное отношение к действующей власти, неверие в реальность принципов и, следовательно, - грубое тотальное нарушение законности гражданами.
Слабость российских реформ, от которых страна просто, и измучилось общество, явилось результатом неэффективного управления государством. Власть должна опираться на сформулированную в соответствии с законом единую вертикаль власти, на сам закон. Общество создало «острова» и отдельные небольшие островки власти, однако не возвело между ними мостов. До сих пор в современном обществе не построено эффективное взаимодействие разных уровней власти друг с другом. Что такое власть в государстве, как не его главная скрепа или опора? Если она прочна, то прочно вместе с ней и надежно все государственное здание в целом. И здесь необходимо опираться на закон. Все властные структуры и должностные лица должны придерживаться принципа: «позволено только то, что напрямую разрешено законом». Отход от этого, в сущности является нарушением законности.
Российская Федерация сегодня - это сильное государство со стабильно и эффективно функционирующими законами.
Между тем, в России уже приведены в действие свыше 70 тысяч документов, и это не учитывая межгосударственных (международных) договоров, ратифицированных нашей страной. Наше общество просто тонет в огромном количестве законодательных бумаг, большинство из которых должным образом не работают, а иные постоянно вступают друг с другом в противоречия. Таким образом, существующий сегодня правовой хаос отдаёт граждан во власть адвокатов, нотариусов, которые часто толкуют законодательство по-своему. Такое количество законов, правовых актов и указов невозможно не только изучить, но и правильно понять. Именно поэтому большинство российских граждан законы попросту не соблюдают, хотя они и помнят про угрожающую формулировку: незнание закона не освобождает от ответственности. В лучшем случае незнание законов вынуждает граждан следовать либо традициями, обычаями, либо совестью. В худшем же случае - жить «по понятиям».
Строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение законов столь же значимый ресурс национального развития, как и экономическая стратегия или социальные программы. Это - наиболее важный инструмент экономических и социально-политических преобразований, единственный возможный путь улучшения жизни людей для современной России.
В целях укрепления законности в современных условиях построения правового государства и гражданского общества необходимо следующее:
1. укрепление российской государственности;
2. решение проблемы разграничения компетенций по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов;
3. создание условий для экономического развития государства;
4. обеспечение реальной защиты прав и свобод российских граждан;
5. совершенствование всех сторон законодательства. В данном случае речь идет о четко проработанном и научно-обоснованном механизме деятельности законодателя.
6. повышение качества принимаемых законов;
7. исключение коллизий, пробелов в праве;
8. формирование правовой культуры и правосознания граждан с применением различных методов правового воспитания.
Хочется надеяться, что уже формирующееся в России институты гражданского общества ещё скажут свое слово в укреплении законности. Современное гражданское общество должно быть полноценным партнёром государства. Помимо того, правовую политику государства необходимо направить на координацию всех частей механизма правового регулирования. Недостаточно принять закон, необходимо также создать «механизм», который будет обеспечивать его проведение в жизнь, а также реализацию норм права. Всё вышесказанное диктует жёсткие требования относительно науки и практики по выработке и реализации концепции укрепление законности в государстве, так как без утверждения законности становится невозможным обеспечение устойчивости общества.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный конституционный закон от 12 июля 1994 г. (с изм. от 8 февраля 2001 г.,15 декабря 2001г.) «О Конституционном суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. №13. Ст.1447; 2001. №7. Ст. 607; Российская газета. 2001. 20 дек.
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г.) «О судебной системе в РФ» // СЗ РФ.1997. №1.Ст.1; 2001.№51. Ст.4852.
4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (с изм. и доп. от 31 декабря 1997) «О Правительстве РФ» //СЗ РФ.1997. №51. Ст.5721;1998. №1. Ст.1.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996. С.220.
6. Кодекс об административных правонарушениях. М.,1997.С.430.
7. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (с изм. и доп. от 29 июля 2000г., 8 февраля 2001г) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" //СЗ РФ.1999.№42.Ст.5005; 2000. №31. Ст.3205; 2001.№7. Ст.608.
8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"// СЗ РФ.1999. №26. Ст.3176.
9. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.11.95 (с изм. и доп. от 10 февраля 1999г., 19 ноября 1999г., 2 января 2000г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) // СЗ РФ.1995.№47. Ст.4472; 1999. №7. Ст.878; №47. Ст.5620; 2000. №2. Ст.140;
2001. №1.(ч.1) Ст.2; №53. (ч.1) Ст. 5018.
10. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности» от 3 апреля 1995г. (с изм и доп. от 30 декабря 1999г., 7 ноября 2000г., 30 декабря 2001 г.) //СЗ РФ.1995. №15. Ст.1269; 2000. №1.Ст.9; №46. Ст.4537; 2001. №53. Ст.5030.
11. Федеральный закон от 24 июня 1993г. (с изм. и доп. от 17декабря 1995 г.,7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г.) «О федеральных органах налоговой полиции» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. №29.Ст.1114; СЗ РФ. 1995.№51. Ст.4973; 2000. №46. Ст.4537; 2002. №1. Ст.5030.
12. Федеральный закон от 13 января 1996 г. (с изм. и доп. от 16 июля 1997, 20 июля,7 августа, 27 декабря 2000 г.,30 декабря 2001., 13 февраля, 21 марта 2002 г.) «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст.150; 1997.№47. Ст.5341; 2000.№39. Ст.3120; № 33. Ст.3348; 2001. №1.Ст.2; №53. Ст.5030; 2002; №7. Ст. 631.
13. Федеральный закон от 26 июня 1992 г. (с изм. от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 августа 1999 г., 20 июня 2000г., 15 декабря 2001.) // Российская газета. 1992. 29 авг.; СЗ РФ. 1995. №26.Ст.2399; 1999. № 29. Ст. 2736; 2000. №26. Ст. 2736; 2001. №51. Ст.4834.
14. Федеральный закон от 27 апреля 1993. (с изм. от 14 декабря 1995г.) «Об обжаловании в суд действий и решений нарушивших права граждан» //СЗ РФ. 1993. № 8. Ст. 117; 1995. № 51.Ст.4970.
15. Указ Президента РФ от 10.08.2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.
16. Указ Президента РФ от 18 октября 1996г. « Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при президенте РФ» //СЗ РФ.1996.№ 43.Ст. 4886.
17. Указ Президента РФ от 02.08.99 № 954(с изм. от 8 июня 2000 г.) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №32.Ст. 4043;2000. №24.Ст.2546.
18. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. (с изм. от 27июня 2000) «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» // СЗ РФ. 1996. №24. Ст. 2868; 2000.№27.Ст.2821.
19. Указ Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4 марта 1980 г (с изм. от 2 февраля 1988г.) «О рассмотрении обращений граждан в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980.№11.Ст. 192; 1988.№6.Ст. 94.
20. Постановление Правительства РФ от 29.11.00 № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ» // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4826.
21. Постановление Правительства РФ от 03.06.95 № 550 ( с изм. и доп. от 29 ноября 2000г.) "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации"// СЗ РФ. 1995. №24. Ст.2281;2000. № 49. Ст. 4826.
22. Приказ Министерства юстиции РФ от 10.06.00 № 176 «О первоочередных мерах по активизации работы Министерства юстиции РФ по обеспечению единства правового пространства РФ» // Бюллетень Министерства Юстиции.2000. №7.
23. Постановление Конституционного суда РФ от 16.06.98 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 Конституции РФ» //Вестник Конституционного суда РФ.1998.№5.
24. Постановление Конституционного суда РФ от 9 января 1998 г. «По делу о проверке Лесного кодекса РФ» .//СЗ. РФ.1998. №3. Ст.429.
Книги, статьи, авторефераты диссертации.
2. Выступление при представлении ежегодного Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ 30 марта 1999 г. "Россия на рубеже эпох" // Российская газета.1999. 30 марта.
3. Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. "Какую Россию мы строим" // РФ сегодня. 2000. №14.
4. Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 18 апреля 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета. 2002. 19апр.
5. С.3.Высоцкий П.А. О причинах недостаточной эффективности деятельности существующих механизмов по обеспечению конституционной законности. // Бюллетень Министерства Юстиции РФ. 2000. №7.
8.Исаков В. Законотворчество не любит спешки // РФ сегодня. 2001.№10. С.16. 10.Общая теория права и государства/ Под ред. В.В. Лазарева. М., 2006. С.340. 12.Пыхтин С. Сколько законов нужно России? // РФ сегодня. 2000. №16. С.12.
15. Становление государственности и местного самоуправления в регионах России.
Саратов, 2008г.
16. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 2006. С.523.
18.Теория государства Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997. 485с.
19.Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. Уфа, 1994. С.389.
20.Общая теория государства и права:Курс лекций.Вып.1/под ред.д-раюрид. наук,проф. В.И. Гоймана.2007г.
21. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2003.
22. Тихомиров Ю.А. Укрепление законности в сфере государственного управления // Законность в РФ. М., 1998.
23. Хабриева Т.А. Толкование Конституции РФ: теория и практика. М., 1998. 25.Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.,2008. С. 480.
27.Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник.-М.:ИНФРА-М,2009.-704с.
28. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М. :Юридический Дом «Юстицинформ»,2005.
29. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2006.Ильин.И.А.
30. Сущность права.Изд2-ое, доп.М.: ООО ИД «Право и государство», Байтин М.И.,2009г.
31. Действие права: Методологический анализ. М.: Акад. МВД РФ, Гойман В.И.,2008г.
32. Юридическая терминология// Основы права. М.: Юрист, Иванец Г.И.,2009г.
33. Юридический словарь, Москва ИНФРА-М, М.Е. Волосов, В.Н. Додонов, В.Е. Крутских, В.П.Панов,2010г.
34. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.В. Каминская, 2009г.