Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав
|
Введение 3
Глава I. Взаимосвязь авторского права и смежных прав 14
§ 1. Взаимосвязь объектов авторского права и смежных прав 14
§ 2. Взаимосвязь субъектов авторского права и смежных прав 35
§ 3. Взаимосвязь личных неимущественных и имущественных
авторских и смежных прав 51
Глава II. Соблюдение авторских прав исполнителем и производителем фонограммы 82
§ 1. Соблюдение исполнителем и производителем фонограммы личных неимущественных прав автора 82
§ 2. Соблюдение исполнителем и производителем фонограммы имущественных авторских прав 93
§ 3. Соблюдение исполнителем и производителем фонограммы авторских прав при использовании произведения без согласия автора 163
Глава III. Соблюдение авторских прав организациями эфирного или кабельного вещания 167
§ 1. Соблюдение организациями эфирного или кабельного вещания личных неимущественных прав автора 167
§ 2. Соблюдение организациями эфирного или кабельного вещания имущественных авторских прав 180
§ 3. Соблюдение организациями эфирного или кабельного вещания
авторских прав при использовании произведения без согласия автора 223
Библиография 231
Глава I. Взаимосвязь авторского права и смежных прав 14
§ 1. Взаимосвязь объектов авторского права и смежных прав 14
§ 2. Взаимосвязь субъектов авторского права и смежных прав 35
§ 3. Взаимосвязь личных неимущественных и имущественных
авторских и смежных прав 51
Глава II. Соблюдение авторских прав исполнителем и производителем фонограммы 82
§ 1. Соблюдение исполнителем и производителем фонограммы личных неимущественных прав автора 82
§ 2. Соблюдение исполнителем и производителем фонограммы имущественных авторских прав 93
§ 3. Соблюдение исполнителем и производителем фонограммы авторских прав при использовании произведения без согласия автора 163
Глава III. Соблюдение авторских прав организациями эфирного или кабельного вещания 167
§ 1. Соблюдение организациями эфирного или кабельного вещания личных неимущественных прав автора 167
§ 2. Соблюдение организациями эфирного или кабельного вещания имущественных авторских прав 180
§ 3. Соблюдение организациями эфирного или кабельного вещания
авторских прав при использовании произведения без согласия автора 223
Библиография 231
Актуальность темы исследования. Соблюдение субъективных прав представляет собой одну из основных форм их реализации, в силу чего соблюдение авторских прав всегда являлась одной из важнейших проблем, связанных с осуществлением данных прав. Закрепленная в п. 1 ст. 48 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее - ЗоАП) возможность при¬влечения нарушителя авторских прав к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности обусловила интерес к проблеме соблюдения авторских прав со стороны не только авторов, их наследников и других правообладателей, но и пользователей.
Выступая в роли пользователей произведений, обладатели смежных прав сталкиваются с необходимостью ограничивать свою деятельность определенными рамками с тем, чтобы не нарушать права авторов используемых ими произведений.
Наделение исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания статусом обладателей смежных прав предопределило выделение указанных лиц в особую категорию пользователей произведений, поскольку согласно п.п. 2 и 3 ст. 36 ЗоАП осуществление смежных прав допускается только при условии соблюдения авторских прав, и в случае нарушения авторских прав обладатели смежных прав могут быть не только привлечены к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, но им также может быть отказано в предоставлении охраны их собственных смежных прав.
Учитывая, что осуществление многих исполнений, а также создание подавляющего большинства фонограмм и передач организаций эфирного или кабельного вещания связано со значительными материальными затратами, отказ в предоставлении защиты смежным правам исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания может повлечь для них существенные убытки.
Другим фактором, обуславливающим интерес обладателей смежных прав к теме данного исследования, является то обстоятельство, что, приобретая исключительные права на использование произведений, субъекты смежных прав сами становятся обладателями исключительных авторских прав, которые могут быть нарушены третьими лицами, в том числе другими обладателями смежных прав.
Следует также отметить, что суммарная аудитория обладателей смежных прав достаточно велика, в силу чего, с одной стороны, основную долю доходов многих авторов составляют доходы от использования их произведений, осуществляемого именно обладателями смежных прав, а, с другой стороны, даже малейшее нарушение авторских прав со стороны обладателей смежных прав способно нанести серьезный материальный ущерб и моральный вред автору или его правопреемникам.
Таким образом, проблема соблюдения авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав является в настоящее время актуальной не только для авторов и их правопреемников, но и для обладателей смежных прав.
Предмет и источники исследования. Предметом исследования являются правоотношения по использованию произведений, осуществляемому при создании и использовании исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания.
Источниками исследования являются нормативные правовые акты российского, советского и зарубежного законодательства, литература и материалы практики по вопросам соблюдения авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является выявление границ правомерного использования произведений исполнителями, производителями фонограмм, организациями эфирного или кабельного вещания.
В соответствии с поставленной целью при проведении исследования решались следующие задачи:
- сопоставление правового статуса обладателей авторских и смежных прав;
- разграничение понятий аудиовизуальное произведение и передача организации эфирного или кабельного вещания;
- выявление и характеристика наиболее распространенных нарушений личных неимущественных прав авторов, совершаемых обладателями смежных прав;
- разграничение сферы применения авторских договоров и лицензий, выдаваемых организациями, управляющими имущественными правами авто¬ров на коллективной основе;
- выявление и характеристика наиболее широко используемых в деятельности исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания видов авторских договоров.
Теоретические и методологические основы исследования. Методологическую основу исследования составили общие и частные научные методы познания: диалектический, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой и исторический.
Теоретической основой исследования служат научные труды современных российских, советских и дореволюционных ученых: Б.С. Антимонова, И.А. Близнеца, М.М. Богуславского, А.И. Ваксберга, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, В.П. Грибанова, И.А. Грингольца, В.А. Дозорцева, И.А. Зени- на, Н.Л. Зильберштейна, В.Я. Йонаса, У.К. Ихсанова, В.А. Кабатова, В.Г. Камышева, Я.А. Канторовича, М.Я. Кирилловой, Н.Л. Клык, В.А. Корецкого, М.Н. Кузнецова, С.Н. Ландкофа, В.С. Мартемьянова, Б.С. Мартынова, Ю.Г. Матвеева, М.И. Никитиной, А.А. Пиленко, Н.А. Райгородского, И.В. Савель¬евой, А.П. Сергеева, В.И. Серебровского, В.Д. Спасовича, И.Г. Табашникова, Е.А. Флейшиц, И.Я. Хейфеца, С.А. Чернышевой, Г.Ф. Шершеневича, а также иностранных ученых М. Антигэм, Л. Бентли, К.Бланка, М.М. Вальтера, В. Веинке, В. Дилленца, Р. Дюма, С. Вон Левински, Д. Липцик, А.П. Луцекера, Т. Риверса, И.П. Рочиколли, М. Салоканнел, П. Сиринелли, А. Строуэла, С.М. Стюарта, Б. Шермана, М. Хенри, Л.Р. Хефтера, Р.Д. Литовица, Б. Эдельмана, Т.Х. Якобсен.
При подготовке диссертации использованы материалы практики Арбитражного суда г. Москвы и судов общей юрисдикции.
Степень научной разработанности темы исследования. В российской правовой науке отдельные проблемы соблюдения авторских прав в деятельности исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций разрабатывались рядом исследователей. Однако в силу того, что институт смежных прав получил законодательное закрепление сравнительно недавно, в настоящее время практически отсутствуют монографические исследования теоретических и прикладных проблем соблюдения авторских прав при создании и использовании исполнений, фонограмм и передач организаций эфирного или кабельного вещания именно как объектов смежных прав, а подавляющее большинство имеющихся монографических исследований создавалось на базе ранее действовавшего законодательства.
Отдельные аспекты этой проблематики рассматривались А.И. Беспаловой (Постановочный договор. Учебно-методическое пособие для студентов- заочников. 1961), А.И. Ваксбергом, И.А. Грингольцем (Автор в кино. 1961), И.А. Грингольцем (Права автора сценического произведения в СССР.
Выступая в роли пользователей произведений, обладатели смежных прав сталкиваются с необходимостью ограничивать свою деятельность определенными рамками с тем, чтобы не нарушать права авторов используемых ими произведений.
Наделение исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания статусом обладателей смежных прав предопределило выделение указанных лиц в особую категорию пользователей произведений, поскольку согласно п.п. 2 и 3 ст. 36 ЗоАП осуществление смежных прав допускается только при условии соблюдения авторских прав, и в случае нарушения авторских прав обладатели смежных прав могут быть не только привлечены к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, но им также может быть отказано в предоставлении охраны их собственных смежных прав.
Учитывая, что осуществление многих исполнений, а также создание подавляющего большинства фонограмм и передач организаций эфирного или кабельного вещания связано со значительными материальными затратами, отказ в предоставлении защиты смежным правам исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания может повлечь для них существенные убытки.
Другим фактором, обуславливающим интерес обладателей смежных прав к теме данного исследования, является то обстоятельство, что, приобретая исключительные права на использование произведений, субъекты смежных прав сами становятся обладателями исключительных авторских прав, которые могут быть нарушены третьими лицами, в том числе другими обладателями смежных прав.
Следует также отметить, что суммарная аудитория обладателей смежных прав достаточно велика, в силу чего, с одной стороны, основную долю доходов многих авторов составляют доходы от использования их произведений, осуществляемого именно обладателями смежных прав, а, с другой стороны, даже малейшее нарушение авторских прав со стороны обладателей смежных прав способно нанести серьезный материальный ущерб и моральный вред автору или его правопреемникам.
Таким образом, проблема соблюдения авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав является в настоящее время актуальной не только для авторов и их правопреемников, но и для обладателей смежных прав.
Предмет и источники исследования. Предметом исследования являются правоотношения по использованию произведений, осуществляемому при создании и использовании исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания.
Источниками исследования являются нормативные правовые акты российского, советского и зарубежного законодательства, литература и материалы практики по вопросам соблюдения авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является выявление границ правомерного использования произведений исполнителями, производителями фонограмм, организациями эфирного или кабельного вещания.
В соответствии с поставленной целью при проведении исследования решались следующие задачи:
- сопоставление правового статуса обладателей авторских и смежных прав;
- разграничение понятий аудиовизуальное произведение и передача организации эфирного или кабельного вещания;
- выявление и характеристика наиболее распространенных нарушений личных неимущественных прав авторов, совершаемых обладателями смежных прав;
- разграничение сферы применения авторских договоров и лицензий, выдаваемых организациями, управляющими имущественными правами авто¬ров на коллективной основе;
- выявление и характеристика наиболее широко используемых в деятельности исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания видов авторских договоров.
Теоретические и методологические основы исследования. Методологическую основу исследования составили общие и частные научные методы познания: диалектический, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой и исторический.
Теоретической основой исследования служат научные труды современных российских, советских и дореволюционных ученых: Б.С. Антимонова, И.А. Близнеца, М.М. Богуславского, А.И. Ваксберга, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, В.П. Грибанова, И.А. Грингольца, В.А. Дозорцева, И.А. Зени- на, Н.Л. Зильберштейна, В.Я. Йонаса, У.К. Ихсанова, В.А. Кабатова, В.Г. Камышева, Я.А. Канторовича, М.Я. Кирилловой, Н.Л. Клык, В.А. Корецкого, М.Н. Кузнецова, С.Н. Ландкофа, В.С. Мартемьянова, Б.С. Мартынова, Ю.Г. Матвеева, М.И. Никитиной, А.А. Пиленко, Н.А. Райгородского, И.В. Савель¬евой, А.П. Сергеева, В.И. Серебровского, В.Д. Спасовича, И.Г. Табашникова, Е.А. Флейшиц, И.Я. Хейфеца, С.А. Чернышевой, Г.Ф. Шершеневича, а также иностранных ученых М. Антигэм, Л. Бентли, К.Бланка, М.М. Вальтера, В. Веинке, В. Дилленца, Р. Дюма, С. Вон Левински, Д. Липцик, А.П. Луцекера, Т. Риверса, И.П. Рочиколли, М. Салоканнел, П. Сиринелли, А. Строуэла, С.М. Стюарта, Б. Шермана, М. Хенри, Л.Р. Хефтера, Р.Д. Литовица, Б. Эдельмана, Т.Х. Якобсен.
При подготовке диссертации использованы материалы практики Арбитражного суда г. Москвы и судов общей юрисдикции.
Степень научной разработанности темы исследования. В российской правовой науке отдельные проблемы соблюдения авторских прав в деятельности исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций разрабатывались рядом исследователей. Однако в силу того, что институт смежных прав получил законодательное закрепление сравнительно недавно, в настоящее время практически отсутствуют монографические исследования теоретических и прикладных проблем соблюдения авторских прав при создании и использовании исполнений, фонограмм и передач организаций эфирного или кабельного вещания именно как объектов смежных прав, а подавляющее большинство имеющихся монографических исследований создавалось на базе ранее действовавшего законодательства.
Отдельные аспекты этой проблематики рассматривались А.И. Беспаловой (Постановочный договор. Учебно-методическое пособие для студентов- заочников. 1961), А.И. Ваксбергом, И.А. Грингольцем (Автор в кино. 1961), И.А. Грингольцем (Права автора сценического произведения в СССР.
Подобные работы
- Соблюдение авторский прав при создании и использовании объектов смежный прав
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Наследование исключительных прав
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Виды субъектов авторского права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2014 - Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Взаимодействие органов следствия и дознания в процессе расследования уголовно наказуемых нарушений авторских прав в области распространения контрафактной продукции
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Проблемы методики расследования преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемых с использованием компьютерных технологий и пластиковых карт
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - Правовое регулирование и защиты авторских прав
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Аудиовизуальное произведение как объект авторского права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ИХ ЗАЩИТА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



