ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации
внеучебной воспитательной деятельности в
педагогическом колледже
1.1. Методологические подходы к изучению внеучебной
воспитательной деятельности учащихся педагогического
колледжа .............………………………………………………………… 14
1.2. Система воспитательной деятельности колледжа: сущность, цели,
задачи, основные компоненты ……………………………………………28
1.3. Содержание внеучебной воспитательной деятельности в
педагогическом колледже………………………………………………… 36
ГЛАВА 2. Моделирование внеучебной воспитательной деятельности
учащихся в педагогическом колледже
2.1.Организация работы творческих мастерских в педагогическом
колледже ……………. ……………………………………………………..46
2.2. Социально-образовательное пространство с развитыми формами
самоуправления …………………..…………..……………………………49
2.3. Прогнозирование системы внеучебной воспитательной деятельности
педагогического колледжа……………………………………………….. 52
ГЛАВА 3. Нормативно-правовое обеспечение внеучебной
воспитательной деятельности педагогического колледжа
3.1. Практико-ориентированный подход в содержании внеучебной
воспитательной деятельности педагогического колледжа………………79
3.2. Совместная деятельность педагогов и учащихся в
педагогическом колледже………………………………………………… 83
3.3. Анализ и оценка опытно-экспериментальной работы по проблеме
внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа ..87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .........................................................................152
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность и постановка проблемы исследования. Социальноэкономические преобразования в нашей стране существенно повлияли на все
сферы общественной жизни, изменили цель и характер труда, духовнонравственные, религиозно-мировоззренческие начала сознания, систему
ценностей общества и личности. Изменения современной социокультурной
ситуации в России выдвинули на первый план необходимость
переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания
подрастающего поколения.
Вместе с тем, переориентация государственно-хозяйственного
механизма на рыночные отношения, смена правовой основы государства,
утверждение в качестве приоритетных социальных ценностей прав и
свободы личности потребовали серьезных изменений в области подготовки
педагогических кадров. Сегодня все больше осознается необходимость в
специалистах нового типа, способных к самореализации и
функционированию в новых социально-экономических условиях,
сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности,
интеллигентности, профессиональной компетентности. Данные
характеристики определяют сегодня перспективную линию развития и
воспитания самостоятельной личности в системе высшего и среднего
профессионального образования, что отражено в Концепции модернизации
Российского образования, Национальной Доктрине образования, Программе
развития воспитания в системе среднего профессионального образования.
[90, 132, 162].
Российской школе нужен не узкий специалист-предметник, а личность,
способная ввести ребенка в мир культуры, научить его видеть, чувствовать,
думать, адаптироваться к жизни. Для выполнения заказа по подготовке
высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями
времени и Государственных образовательных стандартов образовательные
учреждения должны обеспечить необходимые условия для развития5
личностного ресурса будущих учителей, для наиболее полного проявления
разносторонних возможностей учащихся, развития их творческих
способностей и склонностей. В этом контексте очевидный интерес
представляет внеучебная воспитательная деятельность учащихся
педагогического учебного заведения как одна из подсистем
профессиональной социализации и саморазвития личности будущего
учителя. Только на основе применения новейших образовательновоспитательных технологий, разработке современных форм и методов
внеурочной воспитательной деятельности можно добиться определенных
результатов.
Однако, решение поставленных целей и задач в подготовке
педагогических кадров, повышения социального статуса воспитания в
учреждениях высшего и среднего профессионального образования
затруднено доминированием инертной позиции по отношению к воспитанию
молодежи, наличием стереотипов в сознании и практической деятельности,
сложностями утверждений отношений сотрудничества, равноправного
взаимодействия учащихся и преподавателей в управлении учреждением,
отсутствием достаточных навыков проектирования воспитательных систем.
Начало теоретического осмысления проблем личностного подхода в
образовании и воспитании было положено в трудах П.П. Блонского,
П.Ф. Каптерева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского,
С.Т. Шацкого. Общая методология исследования базируется на
фундаментальных положениях о человеке, личности, индивидуальности –
Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, о роли деятельности во всестороннем развитии личности –
Г.С. Абрамова, Л.Н. Коган, А.В. Петровский, А.Г. Спиркин; формирование
опыта самоорганизации личности достаточно исследована в работах
Е.В. Бондаревской, Е.Н. Князевой, С.С. Шевелева, Ю.В. Шаронина.
Для нашего исследования большое значение имели работы,
посвященные разработке концептуальных основ воспитания, вопросам6
создания системы воспитания в образовательных учреждениях –
Е.В. Бондаревской, А.А. Грекова, И.А. Зимней, В.А. Караковского,
А.В. Мудрик, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Сорочинской,
Н.М. Таланчука, Н.Е. Щурковой.
К настоящему времени выполнен ряд исследований по внеучебной
деятельности учащихся как факторе профессионально-личностного
становления учителя (Г.В. Балахничева, А.В. Бодак, Б.А. Вахонина, С.Р. Ваниева, Г.В. Звездунова, Н.А. Патунина, И.С. Ройтштейн, Н.М. Скребная,
С.В. Сердюк, А.Н. Чиж).
Однако, подходы, оценки и выводы, изложенные в вышеуказанных
работах, в большинстве своем даются по высшей школе и не дают
объективного и всестороннего представления о содержательных и
структурно-функциональных характеристиках внеучебной воспитательной
деятельности, ее роли в профессиональном становлении учащихся в
образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Возникают противоречия:
• между состоянием организации внеучебной воспитательной
деятельности педагогического колледжа и потребностью практики в
создании целостной системы внеучебной деятельности, которая бы
существенно влияла на уровень профессиональной компетентности
педагога.
• между содержанием внеучебной воспитательной деятельности
обучающихся педагогического колледжа и его личностной
направленностью, а также уровнем развития потребностномотивационной сферы будущих учителей.
Отмеченные противоречия определяют актуальность
диссертационного исследования по проблеме организации внеучебной
воспитательной работы в системе среднего профессионального образования.7
Выявленная проблема позволяет определить тему исследования:
«Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом
колледже».
Объект исследования: система внеучебной воспитательной работы в
педагогическом колледже как важнейший компонент профессиональной
подготовки будущего учителя.
Предмет исследования: процесс организации внеучебной
воспитательной работы в педагогическом колледже.
Цель исследования: выявление и реализация комплекса
организационно-педагогических условий и приемов, обеспечивающих
эффективность внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом
колледже.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что
внеучебная воспитательная деятельность педагогического колледжа может
стать важнейшим фактором развития личности и компонентом
профессиональной подготовки будущего учителя при следующих условиях:
• системного построения и функционирования внеучебной
воспитательной деятельности как особого педагогического
процесса;
• диагностирования разнонаправленных интересов, мотивов,
творческого потенциала обучающихся, сформированности
ценностных ориентиров, представлений о выбранной профессии,
активности жизненной позиции;
• изучения опыта развития педагогических колледжей в России с
целью прогнозирования опытно-экспериментальной работы по
проблеме внеучебной воспитательной деятельности;
• создания педагогических условий для ориентирования
педагогического коллектива и учащихся на реализацию системы
внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом
колледже;8
• всемерной поддержки и развития самоуправления учащихся как
формы практической подготовки будущего учителя к проявлению
своей социальной и профессиональной компетентности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой
исследования решались следующие задачи:
• выявить и обосновать совокупность исходных положений,
определяющих теоретико-методологические предпосылки
исследова-ния организации внеучебной воспитательной работы в
педагогическом колледже;
• определить сущностные и структурно-содержательные характеристики внеучебной воспитательной деятельности учащихся в
контексте профессиональной подготовки и формирования личности;
• выявить дифференциацию воспитательных мероприятий по
отношению к различным группам учащихся;
• разработать методические рекомендации по организации
воспитательной работы в педагогическом колледже в условиях
модернизации образования.
Методологическая основа исследования включает: идеи диалектикоматериалистического положения о социальной детерминации личности;
понимание деятельности как специфической формы преобразования
окружающего мира, включающей в себя цель, содержание, методы, средства,
формы, а также объект и субъект деятельности; философские и
психологические идеи, раскрывающие закономерность общественного
развития и поддержки личности; теории самоорганизации
жизнедеятельности – синергетических факторах социокультурного
пространства; принципы гуманистической педагогики о личностноориентированном взаимодействии, принципы взаимосвязи теории и
практики. В качестве методологии также выступали гуманистические теории
развития и становления личности, идеи демократизации и гуманизации
личностно-ориентированного подхода в процессе исследования.9
Диссертационное исследование выполнено на основе системного
подхода, общих положений логики, теории познания, сравнительной
педагогики, отечественной дидактики и педагогической психологии.
Теоретическая основа исследования базируется на концепциях
самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев,
Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу,
А.В. Петровский, М.М. Поташник, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн,
В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков); формирования личности (А.А. Бодалев,
Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин); о закономерностях
подготовки учительских кадров (Н.И. Болдырев, В.И. Горовая,
И.А. Малашихина, В.П. Намчук, И.А. Шаповалова); взаимодействия
воспитания и социализации в образовании (Г.М. Андреева, А.В. Беляев,
И.М. Ильинский); о разработке концептуальных основ воспитания
(А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, П.И. Бабочкин, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, С.В. Кульневич, В.Т. Лисовский, С.К. Михайлов, Л.И. Новикова,
С.В. Сердюк, Н.М. Таланчук); о приоритетности роли личностных структур
сознания в формировании опыта самоорганизации (Е.В. Бондаревская,
И.С. Кон, С.В. Кульневич); о проблемах воспитания в процессе внеучебной
воспитательной деятельности (А.С. Косогова, Н.А. Патунина,
Н.Н. Савушкин, Е.В. Фирстова); об организации работы колледжа как
инновационного образовательного учреждения (О.В. Белоусова,
Н.М. Голянская, О.В. Плетнева, Н.И. Шелехова).
В процессе исследования использовались методы:
• метод теоретического анализа работ отечественных и зарубежных
педагогов, психологов, философов, а также имеющегося
практического опыта организации внеучебной воспитательной
деятельности учащихся;
• метод наблюдения, изучения действующих структур внеучебной
воспитательной работы с учащимися и их результатами для
целенаправленного исследования реальной ситуации;10
• метод моделирования системы внеучебной воспитательной
деятельности в педагогическом колледже;
• педагогический мониторинг проводился с целью получения
достоверной и объективной информации.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что
разработана система воспитательной работы в педагогическом колледже как
новой формы инновационных образовательных учреждений, а также
проведена диагностика личностных качеств учащихся по направлению
профессиональной ориентации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в
нем раскрыта сущность, структура и основные компоненты внеучебной
воспитательной работы в педагогическом колледже; обоснованы
организация, содержание и технологии внеучебной воспитательной работы;
разработаны и внедрены в практику методические материалы по организации
ученического самоуправления как одной из форм воспитательной работы;
обосновывается работа творческих мастерских в педагогическом колледже в
контексте влияния на процесс развития и воспитания учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
разработанная система внеучебной воспитательной деятельности является
основой методических рекомендаций для практико-исследовательской
работы в колледжах, училищах, соответствующего направления, а также для
руководителей школ, дошкольных образовательных учреждений и высших
учебных заведений.
Достоверность и обоснованность полученных результатов
исследования обеспечены использованием педагогической теории и опыта;
применением комплекса теоретических и эмпирических методов
исследования; адекватностью примененных диагностических методик;
репрезентативностью выборки; математико-статистической обработкой
материалов исследования; педагогической экспертизой полученных
результатов.11
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального
образования «Светлоградский педагогический колледж». Исследованием
было охвачено 600 учащихся, 50 преподавателей колледжа, 112 учителей и
руководителей баз практики различных социальных институтов города.
Исследование осуществлялось в три этапа
Первый этап (2000-2001 гг.) – подготовительно-поисковый, в
процессе которого изучались теоретические источники по проблеме
исследования, нормативно-правовые акты, программно-методические
материалы, изучался опыт педагогического коллектива по построению
системы внеучебной воспитательной деятельности и воспитания учащихся.
Уточнялись предмет и объект исследования, разрабатывались исходные
положения гипотезы.
Второй этап (2001-2002 гг.) – адаптивно-практический или процесс
опытно-поисковой работы в результате которой выявлено состояние
внеучебной деятельности в колледже; уровень вовлеченности учащихся в
проведение различных мероприятий и степень их воспитательного
воздействия; проведен анализ и уточнены основные характеристики модели
внеучебной деятельности.
Третий этап (2002-2003 гг.) – обобщение и систематизация
полученных результатов исследования, рекомендации по построению
системы внеучебной воспитательной деятельности в педагогическом
колледже. Оформление результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения
1. Создание целостной системы внеучебной воспитательной работы
способствует эффективной реализации творческих возможностей учащихся, их
личностному развитию.
2. Выявление внутренней детерминации свойств объекта обнаруживает
нетождественность процессу обучения, в котором взаимодействия более локальны.
Будучи выделенным, в соответствии с доминирующей функцией воспитания,12
состав процесса воспитания имеет специфические компоненты, которые ведут к
внутренним процессам воспитанности личности. Органическое взаимодействие
всех присущих данному процессу компонентов и звеньев определяет его
качественно новое явление, обеспечивая эффективность образования.
3. Методическое обеспечение организации внеучебной воспитательной
работы в педагогическом колледже эффективно влияет на позитивное становление
личности в условиях различных социальных сред.
4. Принципиально важными являются взаимоотношения сотрудничества
преподавателей и учащихся в процессе внеучебной воспитательной работы, что
позитивно влияет на их совместную деятельность по развитию инициатив
волонтерского движения, клубной и кружковой работы, научно-исследовательской
и общественно-полезной деятельности, и в конечном итоге – на процесс воспитания
и развития личности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе
обсуждения на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и психологии
Ставропольского государственного университета, методических советах
Государственного образовательного учреждения среднего профессионального
образования (ГОУ СПО) «Светлоградский педагогический колледж».
Результаты работы нашли свое отражение в ряде публикаций в виде статей
и тезисов докладов, выступлений на международных научно-практических
конференциях «Актуальные проблемы нравственно-эстетического образования
детей» (Орел, 2003), на совещаниях регионального уровня: «Организация
воспитательной работы в образовательных учреждениях Ассоциации
«Педагогическое образование» (Азов, 2002), «Реализация программы развития
воспитания в образовательных учреждениях» (Буденновск, 2002), «Актуальные
проблемы воспитания в условиях модернизации образования» (Ростов-на-Дону,
2003), «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского
региона» (Сочи, 2003), на научно-методической конференции преподавателей и
студентов Ставропольского государственного университета «Университетская
наука – региону» (Ставрополь, 2003).13
Материалы исследования используются в практической деятельности
педагогических колледжей Ставропольского края, в работе предметно-цикловой
комиссии заместителей директоров по воспитательной работе учебных заведений
Южного Федерального округа.
В процессе работы над темой диссертации нами выявлено, что в
контексте выполнения заказа по подготовке высококвалифицированных
специалистов в соответствии с требованиями времени и Государственных
образовательных стандартов большое знание отводится организации
внеучебной воспитательной деятельности учащихся педагогического
учебного заведения, как одной из форм профессиональной социализации и
самореализации личности будущего учителя.
Общую методологию исследования составляют современные философские концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская,
В.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [6, 29, 48, 115, 171]. В
своих трудах О.В. Белоусова, Г.В. Звездунова, Л.В. Ильченко, показали
закономерности подготовки учительских кадров [14, 74, 79,], а А.С. Косогова, Н.А. Патунина, Н.И. Савушкин, Е.В. Фирстова раскрыли проблемы
воспитания и развития личности учащихся педагогического колледжа [88,
147, 174, 208]. Продолжение исследования в данном направлении
обусловлено потребностью практики средних специальных учебных
заведений педагогического профиля в новых эффективных технологиях
организации внеучебной воспитательной деятельности, направленных на
развитие личности учащегося, повышение социального статуса воспитания и
недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории.
Анализ предоставленных материалов позволяет заключить, что
поставленные в исследовании задачи решены:
• выявлены и обоснована совокупность исходных положений,
определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования организации внеучебной воспитательной работы в
педагогическом колледже;147
• определены сущностные и структурно-содержательные характеристики внеучебной воспитательной деятельности учащихся в
контексте формирования и развития личности;
• выявлена дифференциация воспитательных мероприятий по
отношению к различным группам учащихся;
• разработаны методические рекомендации по организации воспитательной работы в педагогическом колледже в условиях
модернизации образования.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что внеучебная
воспитательная деятельность в педагогическом колледже является важной и
неотъемлемой составной частью современной подготовки специалиста.
Внеучебная воспитательная деятельность создает благоприятные условия для
формирования потребностно-мотивационной сферы личности выпускника
педагогического колледжа, прежде всего познавательных и социальных
мотивов общения и взаимодействия с другими людьми, группами,
объединениями, коллективами. Учащийся, включаясь в многообразные виды
внеучебной воспитательной деятельности не только «входит» в свою
профессиональную деятельность, но и вступает в «новую ситуацию
развития» (Л.С. Выготский), поднимается на новые ступени своего
духовного совершенствования [48]
Внеучебная сфера жизнедеятельности среднего профессионального
учебного заведения рассматривается нами как система, так как обладает
всеми ее признаками: подчиненностью всей организации определенной цели,
структурированностью, взаимосвязанностью и взаимодействием элементов.
В ходе исследования нами установлено, что создание и функционирование системы внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа зависит, конечно же, от точности понимания сути ее
взаимоотношений с процессом воспитания, знания основных ее системных
компонентов и признаков, однако, в большей степени детерминировано148
особенностями и традициями учебных заведений, его культуры и характером
социума.
Исследование направлений и технологий внеучебной воспитательной
деятельности учащихся в учреждениях среднего профессионального
образования Ставрополья показало, что в каждом педагогическом колледже
создана своя уникальная модель организации внеучебной воспитательной
работы, которая позволяет успешно решать задачи подготовки специалистов
и стать основой для профессионального совершенствования выпускников
педагогических колледжей Ставропольского края.
Для построения системы внеучебной воспитательной деятельности
нами было использовано проектирование, в ходе которого разработана
концепция и программа внеучебной деятельности ГОУ СПО
«Светлоградский педагогический колледж» как часть воспитательного
процесса. В ходе создания Концепции мы определили ее основные блоки:
правовое обеспечение, организационно-управленческое обеспечение
программно-целевое обеспечение, финансово-правовое и материальнотехническое обеспечение. На основании результатов, полученных в процессе
проектирования можно заключить, что внеучебная воспитательная
деятельность может давать результаты, если организация, содержание,
формы работы с учащимися будут учитывать их потребности, интересы и
способствовать социальной, творческой и профессиональной самореализации.
Проведенное исследование привело нас к выводу, что эффективность
внеучебной воспитательной работы в колледже обеспечивается комплексом
организационно-педагогических условий и приемов, выделяя которые мы
исходили из требований актуализации мотивов внеучебной воспитательной
деятельности, управления процессом овладения внеучебной воспитательной
деятельностью, управления процессом овладения внеучебной воспитательной деятельностью.149
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем были определены
критерии мониторинга дидактико-корректировочных детерминант, позволяющих
предвидеть наиболее вероятную педагогическую и психологическую траекторию
учащихся; уточнены содержательные компоненты и особенности организации
внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже; раскрыты
педагогические условия (совершенствование организации управленческой
структуры внеучебной воспитательной деятельности; введение дополнительного
числа специальностей; постоянное совершенствование форм внеучебной
воспитательной деятельности; учет социальных, культурных и национальных
традиций; развитие финансового и материального технического обеспечения),
позволяющие корректировать внеучебную педагогическую деятельность в системе
колледжа как универсального учебного заведения; разработаны «Программа
развития воспитания в педагогическом колледже», тематический план спецкурса
«Особенности внеучебной воспитательной работы в современных условиях», план
воспитательной работы с учащимися педагогического колледжа; представлен опыт
организации внеучебной воспитательной работы в Государственном
образовательном учреждении среднего профессионального образования
«Светлоградский педагогический колледж», Государственном образовательном
учреждении среднего профессионального образования «Педагогический колледж»
г. Ессентуки, Государственном образовательном учреждении среднего
профессионального образования «Педагогический колледж» г. Буденновска.
В ходе опытно-экспериментальной работы важно было определить
возможности внеучебной воспитательной деятельности и ее влияние на
формирование личности будущего учителя. Результаты проведенного мониторинга показали, что внеучебная воспитательная деятельность располагает
возможностями для развития способностей, реализации интересов, формирования положительного отношения к воспитанию, побуждению внутренних мотивов воспитательной деятельности, позволяет интегрировать
воспитательную деятельность с профессиональной.150
В ходе формирующего эксперимента нами были получены данные о
позитивных изменениях, которые произошли в экспериментальных группах
под воздействием предлагаемого инструментария, где заметно выросло число
учащихся, обладающих более высоким уровнем воспитанности, занятостью
внеучебной деятельностью по сравнению с конкретной группой.
Результаты позволяют сделать вывод о достижении цели исследования
– выявлении и реализации комплекса организационно-педагогических
условий и приемов организации внеучебной воспитательной работы в
педагогическом колледже, эффективно влияющих на процесс воспитания и
социализацию личности обучающихся.
В достижении этой цели нам удалось подтвердить гипотезу
исследования: внеучебная воспитательная деятельность может стать
важнейшим фактором развития личности и компонентов профессиональной
подготовки будущего учителя при реализации комплекса выделенных нами
педагогических условий: системном построении и функционировании
внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса;
диагностировании разнонаправленных интересов, мотивов, творческого потенциала
обучающихся, сформированности ценностных ориентиров, представлений о
выбранной профессии, активности жизненной позиции; изучении опыта развития
педагогических колледжей в России с целью прогнозирования опытноэкспериментальной работы по проблеме внеучебной воспитательной деятельности;
создании педагогических условий для ориентирования педагогического коллектива
и учащихся на реализацию системы внеучебной воспитательной деятельности в
педагогическом колледже; всемерной поддержки и развитии самоуправления
учащихся как формы практической подготовки к проявлению своей социальной и
профессиональной компетентности.
Резюмируя результаты исследования, правомерно заключить, что в нем
получены факты, анализ которых приводит к следующим обобщениям:151
1. В педагогической теории проблема организации внеучебной
воспитательной деятельности учащихся педагогического колледжа
остается недостаточно разработанной.
2. Внеучебная воспитательная деятельность колледжа представляет
собой систему, которая состоит из множества компонентов и решает
задачи профессионально-личностного развития и саморазвития
будущего учителя на основе индивидуально-творческого подхода,
свободного выбора форм и видов внеучебной деятельности.
3. В результате проведения опытно-экспериментальной работы в
настоящее время в ГОУ СПО «Светлоградский педагогический
колледж» сложилась четкая организация внеучебной
воспитательной деятельности, которая предстает пространством для
творческой самореализации учащихся, способствует их
личностному развитию и является важнейшей сферой
профессионального становления будущего учителя.
4. Опыт организации внеучебной воспитательной деятельности
учащихся, накопленный учреждениями среднего педагогического
образования Ставропольского края заслуживает внимания, тщательного изучения и творческого использования в современных
условиях модернизации педагогического образования.
5. К ведущим тенденциям организации внеучебной воспитательной
деятельности учащихся педагогического колледжа относятся
профессионально-педагогическая направленность, решение задач
воспитания молодежи, демократизация и гуманизация.
6. Диссертационная работа расширяет объективное и предметное поле
обобщающих исследований в области теории и практики среднего
профессионального педагогического образования.
Однако, данная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой
темы. В логике ее развертывания возникло много проблем, требующих
специального анализа, экспериментального обоснования, серьезного152
уточнения. Предметом дальнейших исследований, на наш взгляд, могут стать
поиски новых форм организации внеучебной деятельности, проблемы формирования у учащихся потребности проводить такие занятия со школьниками по месту работы по завершении учебы в колледже. В специальном
исследовании нуждаются вопросы разработки современных методик
выявления эффективности внеучебной воспитательной деятельности и определения ее влияния на повышение качества подготовки специалистов.
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой
личности. Основы педагогики творчества. - Казань, 1988 - 200 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого развития. Инновационный курс.
Книга 1. - Казань, 1988 - 624 с.
4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1979.-255с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л., ЛГУ, 1968.-339 с.
6. Ананьев Б. Т. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994.
8. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие
личности. - М., 1978.-64с.
9. Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность // Российская педагогическая
энциклопедия в 2-х т.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-Т.1
- С.533.
10. Афанасьев Б.Г. Человек в управлении обществом. - М., 1977.- 382 с.
11. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Методические основы. - М., 1982 - 192 с.
12. Байденко В. И. О концепции воспитания в Российской образовательной
системе /изложение авторского подхода. - М., ИЦКПС, 1997.
13. Бадий В.Н. О соотношении аудиторных и внеаудиторных занятий в
системе профессиональной подготовки будущего учителя // ХХYII
Герценовские чтения. - Л., 1974. - № 1. - С. 3-7.
14. Белоусова О.В. Среда педагогического колледжа как фактор подготовки
учителя начальных классов к воспитательной деятельности. Автореф.
дис. канд. пед.наук. - Ростов-на-Дону, 2000. - 23 с.
15. Беляев А.В. Воспитание гражданина в демократический России:
Пособие для самостоятельной работы / Министерство образования РФ
СГУ. - Ставрополь: СГУ, 2000. - 25 с.154
16. Беляев А.В. Концептуальные основы воспитательной работы в СГУ.
Личность: культура и образование: мат. 44-й научно-практической
конференции - Ставрополь: СГУ, - 1999.
17. Беляев А.В. Воспитательная работа в СГУ: Концепция, технология
реализации. Ставрополь: СГУ, 2000.
18. Бернс Р. Развитие «Я» - концепции и воспитание. - М., 1986
19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 190 с.
20. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте
социализации. / Педагогика. 1996. - №1, с. 3-8.
21. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики
современного образования. Очерк проблем и методов их решения. - М.:
РОУ, 1993. - 37 с.
22. Битинас Б.Л., Бочарова В. Г. Социальное воспитание учащихся
/основные теоретические положения. - М.,1997.
23. Бландова О.М. Студенческий педагогический кружок//Вопросы
обучения и воспитания учащихся. - Куйбышев, 1974. - С. 104-112.
24. Блонский П.П. Избран.пед. и психолог.сочинения. В 2-х т. - М., 1979. -
Т.1. - 211 с.
25. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. - М., 1961.
26. Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной
культуры будущего учителя: Автореф. дисс. … док.псих.наук. - М., 1995.
- 49 с.
27. Божович Л.И. Этапы формирования личности//Вопросы психологии.-
1979. - № 2. - С. 50-56.
28. Болдырев Н.И. О подготовке учащихся педагогических вузов к
воспитательной работе в школе//Сов.педагогика. - 1972. - № 5.
29. Бондаревкая Е.В., С.В. Кульневич. Педагогика.- Москва - Ростов-наДону, 1999.155
30. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования. // Инновационная школа. 1997. № 1. С.
37 - 45.
31. Бондаревская Е.В. Концепция общепедагогической подготовки учителя
в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. -
Ростов-на-Дону: РГПУ, 1992. - 22 с.
32. Бодалев А.А. Личность и общение - М., 1983. - 273 с.
33. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер - 2001. - 304 с.
34. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. - 216 с.
35. Буткевич В.В. Формирование личности учителя в теории и практике
педагогического образования (1960-1990): Автореф. дисс. док.пед.наук. -
М., 1994. - 31 с.
36. Бухалов Ю.Ф., Якуба Е.А. Общественная активность, ее содержание и
критерии// Философские науки. - 1968. - № 4.
37. Вахтеров В. П. Основы общей педагогики. // Избр. пед. соч. - М., 1987.
38. Власова Т.П. Внеаудиторная работа куратора академической группы как
фактор подготовки учащихся к воспитанию школьников//Подготовка
учащихся к воспитательной работе в школе. - Минск, 1973. - С. 338-344.
39. Внеаудиторная работа по дисциплинам педагогического цикла в системе
профессиональной подготовки будущего учителя: Метод. реком. -
Таганрог. - ТГПИ, 1990. - 40 с.
40. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей / Ред. А.И.
Пискунов. - М., 1972. - 259 с.
41. Вопросы профессиональной подготовки учителя к внеурочной работе /
Ред. Э.Г. Костяшкин. - М., 1974. - 332 с.
42. Воронов В. В. Основы технологии воспитания: конспект - пособие
для учащихся и учителей. - М., 1999.
43. Воспитательная работа со студентами во внеучебное время. - Л., 1971. -
107 с.156
44. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научнометодических, организационно-практических материалов по проблемам
воспитания. / Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней –
М., 2002. – 384.
45. Воспитание и развитие личности учащегося в условиях
современного вуза./Тезисы докладов. Сообщения Всероссийской научно
- практической конференции 2-4 марта 1999г. - Москва, 2000.
46. Воспитательная система школы: аспект моделирования / Учебно -
методическое пособие. - Псков, 1994.
47. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной
воспитательной работы: содержание и методика деятельности - М.,
1983. – 207 с.
48. Выготский Л.С. Избран. психолог. исследования. - М., 1965 . - 240 с.
49. Газман О.С. От авторитарного воспитания к педагогике свободы //
Содержание гуманистического образования. Новые ценности
образования. Вып. 2. - М., 1995. С. 16-45.
50. Голянская Н.М. Организационно-педагогические условия
профессиональной адаптации будущего учителя в системе школа -
педагогическое училище (колледж) - вуз: Дисс. …канд.пед.наук. - М.,
1994. – 192 с.
51. Горелова Г.Г. Внеаудиторная творческая познавательная деятельность
учащихся как средство формирования их активной жизненной позиции //
Формирование активной жизненной позиции. - Челябинск, 1981. - С.
140-149.
52. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к исследовательской
педагогической деятельности. - М.: Илекса: Ставрополь: Ставропольсервисшкола 2002. - 128 с.
53. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и
перспективы - Ставрополь: СГПУ, 1995. - 160 с.157
54. Государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования. Утвержден постановлением
Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 года № 821. (с
изменениями в соответствии с приказом Министерства образования
России от 21.11.2001г., 04.02.02)
55. Григорьев С.И., Немировский В.В. В поисках смысла жизни и
справедливости: студенчество России на пороге XXI века. - Барнаул,
1995.
56. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового
педагогического мышления / Новое педагогическое мышление. -
М.,1989.
57. Данильчук В.И. Гуманитарная парадигма в проектировании
педагогического образования./ Развитие личности в образовательных
системах южно - российского региона. - Ростов-на-Дону, 1998.
58. Данюков В.Н., Н.М. Оглоблина, Н.А. Петрова. Внеучебная воспитательная работа в вузе: организация и управление. - Комсомольск-на-Амуре,
1998.
59. Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. -
Ижевск, 1999 .
60. Деркач Т.С. Педагогический кружок - средство повышения
профессиональной подготовки учащихся//Пути оптимизации
преподавания психолого-педагогической деятельности в высшей школе.
- М., 1979. - С. 137-143.
61. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. - 336 с.
62. Дмитриева Н.М. Кружковая работа как одна из форм познания и
воспитания учащихся//Пути совершенствования профессиональной
направленности в педвузе. - Саратов, 1975. - С. 28-250.
63. Добрынина В.И., Суслова Е.А., Юркин М.И. Самостоятельные
инициативные организации: проблемы и перспективы развития. - М.,
1990. - 48 с.158
64. Единство обучения и воспитания. - Казань, 1989. - 160 с.
65. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего
учителя: Учеб пособие для учащихся пед. ин-тов. М., 1989.-189 с.
66. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. - М., 1985. -
14 с.
67. Емельянова И.Н. Педагогические возможности использования ситуации
выбора в учебно - воспитательном процессе: Автореф. кан.пед. наук. -
Екатеринбург, 1994.
68. Ефремов А.Ю. Нравственная самоорганизация личности в
педагогическом сообществе/ Учебное пособие. - Воронеж, 1999.
69. Жданова Л. С. Использование в учебно-воспитательном процессе
результатов научных исследований и новых педагогических технологий.
// Научно-исследовательская и учебно-методическая работа в средних
профессиональных учебных заведениях: Сб. материалов НМЦ СПО - М.,
2000. с. 82 - 100.
70. Забкова Т.А. Формирование готовности учащихся и молодых
специалистов внеучебной воспитательной работе. Дисс. …канд.пед.наук.
- Тюмень, 2001. - 172 с.
71. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогических
исследований. Тюмень, 1995. - 98 с.
72. Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 13
января 1996г. № 12 - ФЗ с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7
августа 2000г.)
73. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: Проблемы
индивидуализации и социально - культурной интеграции. - СПб, 1996.
74. Звездунова Г.В. Колледж как среда становления основ педагогической
культуры будущего учителя. Дисс. … канд пед. наук. - Ростов-на-Дону,
1998. - 180 с.159
75. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема
современного образования в России./ Состояние, пути решения. - М.,
1999.
76. Зимняя И. А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного
образования: подход, концепция, стратегия. // «Современные концепции
воспитания»: Сб. - Ярославль, 2000.
77. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема
современного образования в России. - М., 1998.
78. Из опыта работы организации внеучебной работы в уральском
государственном техническом университете/ Состав. А.В. Понамарев,
Ю.А. Вишневский и др. - Екатеринбург, 2000.
79. Ильенков Э.В. Что же такое личность? / С чего начинается личность. -
М., 1979.
80. Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных
учреждениях. - Ярославль, 1995.
81. Ильинский И.М., Бабочкин П.И. Концепция воспитания
жизнеспособных поколений российской молодёжи. - М., 1999.
82. Кан-Калик В.А. Восхождение к учащемуся // Вестн.высш.шк. - 1987. - №
3. - С. 7-11.
83. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
- 141 с.
84. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения:
Уч. пособие. - Грозный, 1981. - 198 с.
85. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982.
86. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993.
87. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984. - 252 с.
88. Косогова А.С. Педагогические основы творческого самовыражения как
фактора профессионального становления будущего учителя. Дисс.
…док.пед.наук. Хабаровск, 2000. - 430 с.160
89. Коджаспарова Г.М., Коджаспаров А.Ю. Педагогический словарь. - М.,
2000.
90. Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001, № 1756-р - 30с.
91. Концепция воспитания учащихся ВУЗов РФ: Методическое пособие /
Под ред. В. Г. Лисовского - СПб., 1999.
92. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М.,
1974. - 326 с.
93. Колесникова И.А., Нагавкина Л.С., Барышников Е.Н. Программа и
словарь педагогических понятий по проблеме воспитания./
Петербургская концепция. - СПб., 1994.
94. Коломиец Б.К. Творческая и воспитательная компонента в высшем
образовании. - М., 1997.
95. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» (отв.
ред. Шкатулла В.И.). - М., 1998.
96. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
97. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. - М., 1984.
98. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи./ Новое педагогическое
мышление. - М., 1989.
99. Кондратьева С.В. Педагогическая и возрастная психология. - Гродно,
1996.
100. Конституция Российской Федерации. - М., 1997.
101. Концепция воспитания учащейся молодежи / Сост. А.А. Бодалев,
З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский и др. / 1992, № 3-4.
Концепция внеучебной работы в Пермском государственном
техническом университете. - Пермь, 1997.
102. Концепция региональных подходов к организации воспитательной
работы в Ярославской области. - Ярославль, 1995.
103. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов-наДону, 1997.161
104. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-наДону: РГПУ, 1997. - 144 с.
105. Кравчук П.Ф. Формирование развитой личности учащегося
(Философско-социологический и методологический анализ). - К., 1984. -
155 с.
106. Кривцов С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек. -
М., 1996. - 230 с.
107. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности их
структура, диагностика, условия формирования и развития: Учеб.
пособие. - М., 1991. - 112 с.
108. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Содержание
гуманистического образования. Новые ценности образования. Вып.2. -
М., 1995. С. 67-142.
109. Кудрявцев Ю.А., Шкатулла А.И. Правовое обеспечение развития
системы воспитания учащейся молодежи. - М.,1997.
110. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985. - 32с.
111. Кульневич С.В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой
воспитательной деятельности: Автореф. дис. докт.пед. наук. - Ростов-наДону, 1997.
112. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.,1972.
113. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2. - М., 1977. -
304 с.
114. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. - 415 с.
115. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992. -
17 с.
116. Лернер И.Я. Принцип гуманизации педагогического процесса
//Педагогическая теория: идеи и проблемы. М.: РАО, 1992. - С. 21-26.
117. Лесохина Л.П. Ориентация на воспитательную деятельность и
профессиональная позиция молодого учителя//Особенности социально-162
профессиональной позиции молодых учителей/Под ред. С.Г. Вершиловского и Л.Н. Лесохиной. - Л., 1981.
118. Лисовский В.Т., Евдокимов А.Н. Научно - методическое обеспечение
воспитательной работы со студентами вузов. - СПб, 1996.
119. Личность - внутренний мир и самореализация. /Идеи, концепции,
взгляды. (авт. - сост. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С.) - СПб, 1996.
120. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М.,1995.
121. Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социально - клубная работа с молодежью:
проблемы и подходы. - Екатеринбург, 1996.
122. Малашихина И.А. Интеграция научных направлений человековедения,
составляющих основы современной педагогической антропологии.
Культура мира - феномен современной эпохи: тезисы докладов
межрегиональной научно-практической конференции. - Ставрополь,
«Сервисшкола» Краевой Эколого-биологический центр, 2001.
123. Малашихина И.А. Менеджмент в сфере образования. Учебнометодическое пособие. - Москва, ИООМОРФ, 2003.
124. Макаренко Г.Д. Внеаудиторная работа учащихся как средство их
подготовки к работе классного руководителя// Повышение
эффективности преподавания педагогических дисциплин в вузе. - М.,
1978. - С. 62-69.