ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 9
§ 1. Цена как экономическая категория 9
§ 2. Виды контрактных цен и их функции 15
§ 3. Цены во внешнеторговых контрактах 23
ГЛАВА 2. ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ 29
§ 1. Спрос и предложение на мировых рынках 29
§ 2. Цена и полезность товаров, представленных на мировых рынках 34
§ 3. Эластичность спроса на товары 39
ГЛАВА 3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН И УСЛОВИЙ КОНТРАКТОВ 46
§ 1. Структура мировой торговли 46
§ 2. Базисные условия контрактов в мировой торговле 53
§ 3. Расчет цен контрактов при различных условиях поставки товаров 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем заключения международных торговых контрактов начинается обычно с анализа практики применения базисных условий контрактов предлагаемых сводом международных торговых терминов Инкотермс-2010. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут осваивать новые рынки, развивать специализацию собственного производства, повышать производительность труда и фондоотдачу своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет применения преференций и льгот, а так порядка расчета величины таможенной стоимости и контрактной цены. Контрактная цена в зависимости от вида контракта существенным образов влияет не только на отношения покупателя и продавца, но и накладывает существенный отпечаток на условия поставки товара, что выражается в применении базисных условий.
Страны торгуют по нескольким причинам. Во-первых, экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные товары - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов. Многогранность экономических отношений между импортерами и экспортерами требует внимательного отношения таможенных органов и сторон, заключающих контракт к контрактной цене, поскольку именно цена контракта, находящаяся в увязке с условиями поставки, является базой для расчета таможенной стоимости и как следствие влияет на величину таможенных платежей.
Степень разработанности проблемы. Проблемы международной торговли и ценообразования во внешней торговле исследовались во многих работах отечественных и зарубежных экономистов, к числу которых относятся А.Смит, Д.Рикардо, Э.Хекшер, Б.Олин, В.Леонтьев, П.Кругман, Р.Вернон, и другие.
Анализу проблем ценообразования в условиях глобализации мирохозяйственных связей уделяли внимание в своих исследованиях зарубежные авторы, в частности Д.Брэдл, Ч.Грей, Д.Гэлбрейт, М.Доброчиньски, Я.Корнаи, А.Рапачински, П.Фишер, Р.Фридман, Ф.Хэйнер и другие. Вопросам инвестиционного сотрудничества посвятил свои работы и крупнейший американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике П.Самуэльсон.
Важную роль в исследовании торговых отношений России иностранными государствами занимают исследования отечественных авторов, таких как К.Гусев, И.Максимычев, Г.Сокольников, В.Шенаев, Н.Шмелев, В.Шмельков и др.
Проблемам международного сотрудничества в торговой деятельности посвящены работы зарубежных авторов: Д.Дувендага, П. Велфенса, Р. Вигерта, У.Дитча, К.Мангольда, К.Маейра, Х.-И.Ниссена, Д.Радваного, Л.Фолмера, Х.Хаарланда, П.Хавлика, П. Шульце и др.
Объектом исследования является ценовая политика в мировой торговле.
Предметом исследования отношения, возникающие в процессе влияния внешнеторговых цен на условия международных контрактов.
Цель исследования дипломной работы заключается в анализе влияния внешнеторговых цен на условия международных контрактов и расчете цен контрактов при различных базисных условиях поставки.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность цены, как экономической категории;
- рассмотреть виды контрактных цен и их- функции;
- определить место цен во внешнеторговых контрактах;
- охарактеризовать спрос и предложение на мировых рынках;
- раскрыть сущность цены и полезности товаров, представленных на мировых рынках;
- раскрыть теоретические аспекты эластичности спроса на товары;
- дать организационно-экономическую характеристику цены и ее влияние на внешнеторговые цены;
- выявить базисные условия контрактов в мировой торговле;
- рассчитать цены контрактов при разных условиях базисных поставки товара.
Теоретической основой исследования написания дипломной работы являются научные труды и монографии, посвященные вопросам контрактного ценообразования, публикации ведущих ученых в специализированных изданиях, электронные базы данных, Интернет- издания и библиотеки.
Информационной базой дипломной работы послужили: базы данных органов государственной статистики, каталоги, прайс-листы, интернет-сайты компаний.
Методологическую основу исследования и решения поставленных задач составляет эмпирический метод, анализ, синтез, методы дедукции и индукции, а также метод графического моделирования.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые проведено комплексное исследование цены как экономической категории в сфере международной торговли, проведена комплексная оценка состояния влияние внешнеторговых цен на условия международных контрактов.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на защиту выносятся следующие положения дипломной работы:
1) установлено, что цена и стоимость является экономической категорией;
2) сформулированы аспекты, вытекающие из теории полезности;
3) обоснованы ключевые обстоятельства договоров в мировой торговле;
4) предложен способ расчета стоимости договоров при различных качествах базовых поставок товаров.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка
Цель данной работы заключается в изучении факторов, влияющих на условия международных контрактов, а также в изучении базисных условий в мировой торговле и расчете цен контрактов при различных базисных условиях поставки.
Исследование теоретических основ ценообразования позволили сделать следующие заключения.
В первой главе дипломной работы было установлено, что цена играла важную роль в решении производственных, экономических, социальных и политических задач на каждом этапе развития общества. Цена, как и деньги, есть историческая категория, которая возникла и сформировалась в процессе зарождения и развития обмена.
В настоящее время целесообразно разделять два способа к формированию цен - это рыночный и затратный. В первом случае определяющим моментом ценообразования является конъюнктура рынка.
Для производственного подхода в отношении сути цены характерны позиции, которые опираются, прежде всего, на связь цен с факторами производства в целом и с их главным фактором - трудом.
Обращает на себя внимание тот факт, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен.
Контрактные цены, относящиеся к категории мировых цен - это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.
Контрактные цены (или цены фактических сделок) различают по нескольким признакам: в зависимости от форм торговли; от способа установления цены; от характера контрагентов.
В условиях рынка контрактные цены могут выполнять различные функции: распределительную, балансирующую, функцию рационального размещения, учетно-информационную и стимулирующую.
Определение контрактной цены является главной задачей на этапе выбора условий поставки и расчетов при подписании контракта.
Данный этап предусматривает возможность предоставления покупателю коммерческой скидки, которая определяет размер снижения базисной цены и суммы контракта, расчет экспортной цены, распределение расходов по доставке и страхованию между продавцом и покупателем, распределение обязанностей по предъявлению к оплате коммерческих документов.
При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются: единица измерения цены, базис цены, валюта цены, способ фиксации цены и уровень цены.
Кроме того контрактные внешнеторговые цены необходимо привести к единым коммерческим условиям приобретения товара. Для этого к таким ценам вводятся поправки.
На мировом рынке цена и ценообразование отличаются целым рядом особенностей, и происходит под воздействием факторов, оказывающих влияние на формирование цен.
Во второй главе данной работы исследованы ценовые факторы, в результате чего было установлено, что соотношение спроса и предложения на мировом рынке ощущается со стороны субъектов внешней торговли гораздо более остро по сравнению с тем, как это соотношение чувствуется поставщиками на внутреннем рынке. Одной из основных предпосылок такого утверждения является то, что в данном случае нужно видеть перед собой мировой рынок, после чего непрерывно сравнивать собственные издержки производства не только с той стоимостью, которую определило ценообразование в условиях рынка внутреннего, но еще и сравнить ее с мировыми ценами.
В условиях рыночного хозяйства фактор соотношения между спросом и предложением, относящийся к экономической группе, является чаще всего определяющим фактором ценообразования, и его действие имеет постоянный характер.
На мировом рынке возможны случаи т.н. «искажения соотношения спроса и предложения». В случае огромного спроса, может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену, и которая наверняка будет весьма высокой.
Таким образом, современному рынку присуща множественность цен. Для изучения и использования на практике ценовых показателей необходимо знать основные источники сведений о ценах. Механизм ценообразования включает в себя анализ спроса и предложения, проектирование цен исходя из ситуации на рынке и формирование контрактной цены.
Третья глава была посвящена исследованию взаимосвязи внешнеторговых цен и условий контрактов.
Базисные условия поставок, которые обычно принимаются за основу заключаемых в международной торговле контрактов, отражают сложившиеся за длительный период торговую практику и обычаи. Для избежания противоречий между торговыми обычаями Международная торговая палата разработала и опубликовала впервые в 1936 году сборник толкований наиболее часто встречающихся торговых обычаев. Этот сборник получил название Инкотермс, который определяет момент перехода рисков утраты (гибели, повреждения) груза и распределениетранспортныхрасходов между продавцом и покупателем.
Таким образом, контрактные цены на товары, устанавливаются на базе цен мирового рынка с учетом складывающейся конъюнктуры отдельных рынков, потребительских свойств, условий поставки и оплаты товаров.
1. Агапова А.В. Конспект лекций по дисциплине «Ценообразование во внешней торговле»: учебное пособие /Универитет ИТМО- СПб, 2015. - 97 с.
2. Вилкова Н.Г. Инкотермс 2010. Публикация 1СС № 715: Правила ICC для использования торговых терминов в национальной и международной торговле: Пер. с англ. - М.: Инфотропик Медиа, 2010. - 274 с.
3. Богданова Е.Л. Внешнеторговое ценообразование: учеб. пособие / Е.Л. Богданова, В.А. Шамахов, Е.В. Никитина. - СПб.: [Техн. кн.], 2012. - 318 с.
4. Баздникин, А.С. Цены и ценообразование: учеб.пособие / А.С. Баздникин. - М: Юрайт, 2008. - 332 с.
5. Глобальное экономическое регулирование: учебник / В. Н. Зуев [и др.].
- Москва: Магистр, 2012. - 573 с.
6. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. - Калининград: Калининградский ун-т., 2013. - 47 с. - ISBN 978-5-452-03676-5;
7. 18. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учебное пособие. - М.: Издательство: Юнити-Дана, 2015. - 223 с. - ISBN: 5-238-00930-5
8. Диденко, Н. И. Международная экономика: учебное пособие / Н. И. Диденко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 783 с.
9. ИНКОТЕРМС: международные правила толкования торговых терминов официальный текст Международной торговой палаты : (из публикации N 560) / Междунар. торговая палата. Москва, 2012.
10. Клинов В.Г. Мировые товарные рынки и цены: учебник / В.Г. Клинов, Л.С. Ревенко, Т.И. Ружинская; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. междунар. экон. отношений и внешнеэкономич. связей; под ред. Л.С. Ревенко. - М.: МГИМО- Университет, 2012. — 500 с.
11. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие.
- М.: ИНФРА-М, 2011. - 240 с.
12. Салимжанов И. К. Ценообразование: учебник / Салимжанов И. К. - Москва: КНОРУС, 2010. - 304 с.
13. Федоткин, В Словарь-справочник внешнеэкономических терминов и определений: учеб.пособие / В. Федоткин. - М.: ПоРог, 2007. - 576 с.
14. Маховикова Г.А. Ценообразование во внешнеторговой деятельности: учебное пособие / Г.А. Маховикова, Е.Е. Павлова. - СПб. : Изд-во СПБГУЭФ, 2012. - 83 с.
15. Коник Н.В. Таможенное дело: учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011. - 192 с. - ISBN 978-5-370-01584-7;
16. Сидоров В.Н. Таможенное право: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 512 с. - ISBN 978-5¬9916-4379-5;
17. Шамахов, В.А. Внешнеторговое ценообразование: учеб.пособие / В.А. Шамахов, Е.Л. Богданова, Е.В. Никитина. - СПб.: Техническая книга, 2006. - 320с.
18. Герасименко, В.В. Ценообразование: учеб.пособие / В.В.Герасименко.
- М.: ИНФРА-М, 2008. - 418 с.
19.20. Ксенофонтова Е. М. Основы таможенного дела : учебное пособие - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 162 с. - ISBN 978-5-7310-3093-9;
20. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. / Е.Ф. Прокушев. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Дашков, 2012. - 447 с.
21. Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2013. - 509 с.
22. Таможенная стоимость. Учебник /Под общ. Ред. Л.А. Бондарь и В.А. Шамахова. - М.: Софт. Издат, 2010. - 427 с.
23. Цены и ценообразование: учебник / под ред. В.Е. Есипова. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 476 с.
24. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика. - М.: Проспект, 2012. - 248 с.
25. Коник Н.В. Таможенное дело: учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011. - 192 с. - ISBN 978-5-370-01584-7;
26. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юристъ, 2013. - 366 с. - ISBN 978-5-3940-1877-0;
27. Ценообразование во внешнеторговой деятельности: учебное пособие / Г.А. Маховикова, Е.Е. ПавловаСПб. : Изд-во СПБГУЭФ, 2012.- 83 с.
28. Агафонова М.С., Грищенко Ю.С. Основные факторы и методы ценообразования в современных условиях// Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-1. с. 133.
29. Кычков В.И. Таможенное право: учебное пособие. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. - 328 с.
30. Джабиев А.П. Основы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности России: учебник. - М.:
Экономика, 2013. - 478 с. - ISBN 978-5-282-03228-4;
31. Кочергина, Т.Е. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие / Т.Е.Кочергина. - М.: Феникс, 2010 - 286 с.
32. Михайлин, А.Н. Краткий толковый словарь-справочник по внешнеэкономический деятельности: учеб.пособие / А.Н. Михайлин. - М.: А-Приор, 2011. - 160 с.
Статьи
33. Борисова А.А., Ермолаев М.Б. Воздействие мировых и национальных цен на ценообразование в регионах// Сборник научных трудов вузов России "Проблемы экономики, финансов и управления производством". 2013. № 33. с. 146-148.
34. Гаранян А.С. Ценообразование -«ценовая война»// Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. с. 269-273.
35. Гаранян А.С., Калинская Е.С. Этика ценообразования// Креативная экономика. 2013. № 3. с. 138-142
36. Голубчик А.М. Торговые термины инкотермс: типичные ошибки и заблуждения // Вестник транспорта. - 2014. - № 2. - с. 2-5
37. Киселева И.А., Искаджян С.О. Анализ внешних факторов, влияющих на ценообразование// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 4. С. 79-83.
38. Морозов П.А. Правила ИНКОТЕРМС при регулировании отношений поставки во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. - 2014. - № 1 (23). С. 90-94.
39. Мунасыпов А.М. Отечественный и зарубежный опыт исследования механизма ценообразования// Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 34. С. 39-46.
40. Романова А.С.Эволюция теории ценообразования// Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 15. С. 141-145.
41. Соловьёва О.В. Неочевидные законы ценообразования// Директор по маркетингу и сбыту. 2013. № 2. С. 18-23.
42. Романова А.С.Эволюция теории ценообразования// Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 15. С. 141-145.
43. Шибалов К.В. ИНКОТЕРМС-2010 // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2012. - № 3. - С. 103-109.
Электронные ресурсы
44. http://www.gks.ru- официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.