Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ И ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Работа №29021

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
796
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 10
§ 1. Понятие и сущность прав на объекты интеллектуальной собственности 10
§ 2. Защита объектов интеллектуальной собственности таможенными органами 17
§ 3. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ ПРИ ЗАЩИТЕ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 31
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО
СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 55
§ 1. Рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов 55
§ 2. Анализ эффективности внесённых рекомендаций 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Борьба с подделками, незаконным использованием торговых марок и распространением фальсификата является одной из важнейших задач, обозначенных в «Стратегии развития Таможенной службы до 2020 года»1. Контрафактная продукция зачастую наносит вред здоровью потребителей, а присвоение товарного знака нарушает права владельца объекта интеллектуальной собственности, вследствие чего одним из главных направлений деятельности таможенных органов является защита прав на объекты интеллектуальной собственности. Однако ее эффективность напрямую зависит от взаимодействия таможенных органов и правообладателей.
Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее ТРОИС), находящийся в ведении ФТС России, имеет особое значение для защиты прав владельцев объектов интеллектуальной собственности. По состоянию на 4 мая 2016 года в ТРОИС содержится 3942 объекта интеллектуальной собственности, принадлежащих как российским, так и зарубежным компаниям, в том числе 3906 товарных знака, 31 объект авторского права и 5 наименований мест происхождения товаров . В товарной структуре ТРОИС преобладают алкогольные напитки, спортивная одежда, обувь и кондитерские изделия .
В 2015 году таможенными органами РФ было возбуждено 1040 дел об административных правонарушениях (в 2014 году - 1270 дел), из них: 1011 дел об административных правонарушенияхпо статье 14.10 «Незаконное использование товарного знака» Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) (в 2014 году - 1234 дела) и 29 дел об
административных правонарушениях по части 1 статьи 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав» КоАП РФ (в 2014 году - 36 дел).
Таможенными органами РФ в 2015 году выявлено более 18,1 млн единиц контрафактной продукции (в 2014 году - 9,5 млн единиц).
В 2015 году таможенными органами в результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 3,9 млрд рублей, (в 2014 году - более 2,4 млрд рублей)1.
На данный момент правообладателям объектов интеллектуальной собственности не принадлежит ключевая роль в борьбе с контрафактом. Но, между тем, уголовное дело по факту перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза поддельной продукции в соответствии с российским законодательством можно возбудить исключительно по заявлению правообладателя товарного знака, а также в том случае, если МВД России повторно в течение года выявит факт реализации контрафакта у нарушителя при непогашенном административном штрафе.
Для подтверждения незаконного использования товарного знака таможенные органы во всех случаях выявления товаров с признаками контрафактных обращаются к правообладателям. Следует отметить, что не все они готовы оперативно защищать свои интересы. Это приводит к снижению эффективности деятельности таможенных органов при защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Таким образом, тема дипломной работы является актуальной.
Степень разработанности проблемы. Изучение понятия и сущности прав на объекты интеллектуальной собственности находится в поле зрения таких авторов, как Сударикова С.А., Гришаева С.П., Близнеца И.А.,
1 Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid (дата обращения: 26.04.2016).
Леонтьева К.Б., Оркиной Е.А., Новоселовой Л.А., Прохоровой А.М., Павловой Е.А. и мн. др.
Существенный вклад в разработку проблем взаимодействия таможенных органов и правообладателей при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, внесли такие авторы, как Агамагомедова С.А., Герасютина О.Е., Семенчук А.Е., Красавина Т.О.
Несмотря на значительный интерес к отдельным аспектам темы работы, комплексное исследование взаимодействия таможенных органов и правообладателей в процессе таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в настоящее время отсутствует.
Объектом исследования являются отношения, складывающиеся между правообладателями и таможенными органами при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Предметом исследования является развитие взаимодействия таможенных органов и правообладателей при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Целью исследования является совершенствование практики взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
В дипломной работе ставятся следующие задачи:
1) изучить права на объекты интеллектуальной собственности;
2) рассмотреть нормативное правовое регулирование защиты прав на товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, при их трансграничном перемещении;
3) проанализировать механизм таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
4) выявить проблемы взаимодействия таможенных органов и правообладателей при таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
5) внести предложения по совершенствованию практики взаимодействия таможенных органов и правообладателей при таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и оценить их эффективность.
Нормативно-правовой основой исследования являются Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 года «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза», Таможенный кодекс Таможенного союза, Гражданский Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 230- ФЗ (часть четвертая), Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и др.
Эмпирическая основа исследования включает данные статистики и информационно-аналитические отчёты о деятельности ФТС России при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Теоретическая основа исследования. При написании дипломной работы были использованы труды, посвященные общим вопросам теории и практики защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, Агамагомедовой С.А., Герасютиной О.Е, Гришаева С.П., Новосёловой Л.А., Сударикова С.А.
Методологическую базу исследования составляют методы системного анализа, синтеза, индукции, моделирования, логический и статистический метод.
Новизна исследования заключается в том, что автором проведен комплексный анализ механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров,содержащих объекты интеллектуальной собственности, в рамках которого выявлены проблемы нежелания правообладателей защищать свои товарные знаки, отказа от применения к нарушителям мер административного воздействия и проявления безразличия со стороны правообладателей на запросы таможенных органов. Выработаны рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов, в рамках которого предлагается вовлекать правообладателей в защиту собственных прав посредством проведения семинаров, а также легализовать процедуру параллельного импорта.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на защиту выносятся следующие положения дипломной работы:
1. Таможенным органам принадлежит ключевая роль в выявлении контрафактной продукции и обязанность защиты ограниченного перечня объектов интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции.
2. Выявлены актуальные проблемы взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, среди которых преобладающие связаны с нежеланием правообладателей предпринимать действия по защите своих прав.
3. Разработаны рекомендации по совершенствованию практики взаимодействия правообладателей и таможенных органов, которые позволят таможенным органам осуществлять контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, более эффективно.
Апробация работы. Основные положения работы нашли отражение в двух научных статьях.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе были проанализированы актуальные вопросы взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность - это особая категория гражданских прав (имущественные и личные неимущественные права), которые признаются в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют защиту таких объектов интеллектуальной собственности, как объекты авторского и смежного права, товарные знаки и знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, включенные и не включенные в ТРОИС. Применяя процедуру «ex-officio» таможенные органы могут приостановить выпуск такого товара на 10 рабочих дней с целью проверки соблюдения прав правообладателя.
Контрафакт - это изготовление, продажа, перевозка, импорт и любое использование товара с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Контрафактная продукция наносит ущерб потребителям, правообладателям и государству.
Таможенные органы ФТС России призваны противодействовать поступлению контрафактной продукции на территорию РФ, тем самым защищая потребителя от некачественной продукции, правообладателей от нарушений прав на ОИС и пополняя федеральный бюджет. При этом важно активно взаимодействовать с правообладателями, так как они не всегда идут на сотрудничество.
В целях оценки эффективности деятельности ФТС России по взаимодействию с правообладателями ежегодно проводятся семинары, встречи, на которых обсуждаются вопросы сотрудничества и эффективной защиты интеллектуальной собственности.
С каждым годом растет количество зарегистрированных товарных знаков в ТРОИС примерно на 10%. Это означает, что ФТС России в 2016 году на основании достигнутых результатов в предыдущих годах, увеличит данные показатели. Для улучшения ситуации необходимо решать проблемы, которые возникают при взаимодействии правообладателей и таможенных органов.
При анализе деятельности ФТС России в части защиты прав на объекты интеллектуальной собственности был выявлен ряд проблем взаимодействия правообладателей и таможенных органов, которые негативно сказываются на деятельности таможни. С целью совершенствования механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов при защите прав на объекты интеллектуальной собственности, разработан ряд предложений и рекомендации, при осуществлении которых таможенные органы в дальнейшем смогут наиболее эффективно бороться с нарушениями в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а именно:
- более активное взаимодействие с правообладателями и вовлечение их в защиту собственных прав на объекты интеллектуальной собственности;
- проведение качественной и профессиональной идентификации товаров, обладающими признаками контрафактных;
- разрешение процедуры параллельного импорта.
Эффективная защита интеллектуальной собственности - это сохранение здоровья населения, предотвращение морального вреда потребителю, защита правообладателей объектов интеллектуальной собственности, высокая инвестиционная привлекательность страны, обусловленная отсутствием недобросовестной конкуренции на товарном рынке и увеличение налоговых поступлений.



1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010). URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения 15.04.2016);
2. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015). URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2012 (дата обращения: 04.03.2016);
3. Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979). URL: Официальный интернет- портал правовой информацииhttp://www.consultant.ru,25.01.2013 (дата обращения: 12.04.2016);
4. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений (Заключена в Берне 09.09.1886) (ред. от 02.10.1979). URL: Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://base.garant.ru,14.06.2013 (дата обращения: 12.04.2016);
5. Мадридское соглашение "О международной регистрации знаков" (Заключено в Мадриде 14.04.1891) (ред. от 14.07.1967). URL: Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://base.garant.ru,10.02.2015 (дата обращения: 12.04.2016);
6. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной
Собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.1967) (ред. от 02.10.1979). URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://base.garant.ru,01.08.2014 (дата обращения: 12.04.2016);
7. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994). URL: Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://base.garant.ru,08.12.2013 (дата обращения: 12.04.2016).
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения 13.04.2016);
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.12.2015). URL: Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2014 (дата обращения 13.04.2016);
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Электронный ресурс] URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 23.05.2015 (дата обращения: 13.04.2016);
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 16.07.2015) [Электронный ресурс] URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.05.2015 (дата обращения: 15.04.2016);
12. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2014 (дата обращения 03.04.2016); 
13. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» URL: Официальный сайт ФТС России http://www. customs.ru, 23.09.2015 (дата обращения: 05.02.2016);
14. Приказ ФТС России от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о
принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением
http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2015 (дата обращения: 07.04.2016);
15. Письмо ГТК России от 20.05.2004 года № 07-58/18276 «О соблюдение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности» [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.10.2010 (дата обращения: 11.04.2016);
Справочная литература
16. Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2015. - 27 с.;
17. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2016. - 28 с.;
18. Справка об итогах работы таможенных органов Центрального таможенного управления в 2015 году. Справочные материалы к заседанию коллегии ЦТУ ФТС России. М., 2016. - 12 с.;
19. Справка об итогах деятельности Владимирской таможни в 2015 году. Справочные материалы к заседанию коллегии Владимирской таможни. Вл., 2016. - 14 с.;
Специальная литература
20. Новоселова Л.А. Интеллектуальная собственность: некоторые аспекты правового регулирования: монография / Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова - Москва: Издательство НОРМА, 2014. - 14 с. - ISBN: 978-5-16-100856-0;
Учебники и учебные пособия
21. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. - 338 с. - ISBN: 978-5-392-00788-2;
22. Гришаев С.П., Интеллектуальная собственность: учебное пособие. - М.: Юрист, 2010. - 223 с. - ISBN: 5-7975-0656-4;
23. Оркина Е.А. Оценка стоимости интеллектуальной собственности: учебное пособие. - М.: Феникс, 2013. - 217 с.- ISBN: 978-5-222-21352-0;
24. Павлова Е.А. Право собственности: актуальные проблемы: учебное пособие. - М.: Статут, 2009. - 332 с. - ISBN: 978-5-8354-0498-8;
25. Прохорова А.М. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: СПб, 2002. - 1434 с. - ISBN: 5-85270-160-2;
26. Розенберг П. Основы патентного права США: учебное пособие. - М.: Проспект, 1979. - 432 с. - ISBN: 5-211-02188-6;
27. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник. - М.: Проспект, 2011. - 338 с. - ISBN: 978-5-392-00788-2;
28. Томас Питерсон. Применение законов о защите прав на интеллектуальную собственность в Соединенных Штатах Америки: учебное пособие. - М.: Роспатент, 1998. - 131 с. - ISBN: 978-5-9228-0276-5;
29. Хурматуллин В.В. Интеллектуальная собственность как товар. - М.: Соврем.экономика и право, 2008. - 176 с. - ISBN: 978-58411-0244-1;
Статьи
30. Агамагомедова С.А. Механизм защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами при трансграничном перемещении // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 4 - С. 45-52;
31. Барсукова С.Ю. Контрафакт в вопросах и ответах // ЭКО. - 2012. - № 10.- С. 3-19;
32. Барсукова С.Ю. Три составных части контрафакта: подделки, серый импорт и имитаторы // Экономическая социология. - 2008. - № 4. - С. 14-29;
33. Герасютина О. Е. Нужна ли «EX-OFFICIO»? // Таможня. - 2013. - №9 - С. 23-25;
34. Ильин, А.Б. За контрафакт ответят // Таможенные новости. - 2012. - №12- С. 21;
35. Камагина Е. Параллельный импорт - загогулина закона или петля для российского бизнеса? // Арсенал предпринимателя. - 2011. - № 7. - С. 10-17;
36. Красавина Т.В. Фальшивые бренды // Таможня. - 2013. - № 12. - С. 33
37. Кузьменко О.М. О деятельности таможенных органов Российской Федерации в области защиты прав интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза // Имущественные отношения в РФ. - 2011. - № 11. - С. 21-28;
38. Курочкина О.Л. Чья это «Аленка»? // ЭЖ-ЮРИСТ. - 2013. - № 23. - С. 4-10;
39. Сведова Ф.А. Под маской бренда // Таможня. - 2014. - № 11. - С. 7-9;
40. Семенчук А.Н. Бренды под защитой // Таможня. - 2013. - № 14. - С.28¬31;
41. Эпштейн Ю. "Золотая тройка" контрафакта в России // Хлебопекарный и кондитерский форум. - 2013 - № 3. - C. 34-45;
Диссертации и авторефераты диссертаций
42. Аникин А.С. Содержание и осуществление исключительных прав: дис. ... канд. юр. Наук: 12.00.10. - Москва, 2008. - 146 с.;
Электронные ресурсы
43. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http://www. customs.ru(дата обращения: 27.03.2016);
44. Официальный сайт Северо-Западного таможенного управления ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http://stu.customs.ru/(дата обращения: 04.05.2016).
45. Официальный сайт Южного таможенного управления ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http://yutu.customs.ru/(дата обращения: 06.05.2016).
46. Sum IP. Интеллектуальная собственность в России и за рубежом [Электронный ресурс]. URL: http://sumip.ru/biblioteka/intellektualnaya- sobstvennost/(дата обращения: 22.03.2016);
47. 21biz.ruжурнал о бизнесе и экономике. Таможня в борьбе с контрафактом [Электронный ресурс]. URL: http://21biz.ru/tamozhnya-v-borbe-s-kontrafaktom/(дата обращения: 29.03.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ