Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дети с особенностями развития.

Работа №2895

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96 стр.
Год сдачи2014
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2476
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание:
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Понятие коррекционно-психологической помощи детям с задержкой психического развития............................................................................................6
1.1. Понятие и виды ЗПР.........................................................................................6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития..........................................................................................13
1.3. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР..........................................................................................................................18
1.4. Адаптация детей дошкольного возраста с ЗПР к школе............................25
Выводы по первой главе.......................................................................................28
Глава 2. Что это за дети?.......................................................................................31
2.1. Диагностика и мониторинг в структуре психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения.............................................................................................................31
2.2. Экспериментальное исследование детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.......................................................................40
2.3. Система обучающих упражнений, направленных на коррекцию развития дошкольников с ЗПР.............................................................................................49
Выводы по второй главе.......................................................................................62
Глава 3. Пути помощи. Рекомендации родителям.............................................63
3.1. Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим детей с задержкой психического развития..........................................................................................63
3.2. Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.............................72
Выводы по третьей главе......................................................................................88
Заключение.............................................................................................................91
Список используемой литературы.......................................................................96



Введение

Актуальность исследования. Современный этап развития психологической науки характеризуется усилением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Противоречивость социально-экономических реалий современного общества порождает увеличение количества детей с проблемами в развитии. С особой силой эти проблемы заявляют о себе в процессе школьного обучения, когда отставание в развитии становится очевидным.
Между тем, важнейшая особенность детей с пограничными формами нервно-психических расстройств и отклонений в развитии проявляется в том, что большинство из них нуждается не столько в лечении, сколько в создании специальных условий обучения и воспитания. Иначе говоря, комплекс нервно-психических нарушений, свойственных этим детям, требует не столько медицинской, сколько психолого-педагогической коррекции, основанной на клинической, психологической и педагогической диагностике.
Научная проблема изучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) и коррекции их психического состояния, как особое самостоятельное научное направление, сформировалось лишь в конце 60-х годов XX века. Острейшая актуальность разработки теоретического аспекта закономерностей и специфики психического развития детей с ЗПР обусловлена, прежде всего, нуждами педагогической практики, поскольку значительная часть этих школьников обозначена как неуспевающая.
Объект исследования — развитие детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования — коррекционно-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
Цель исследования — рассмотреть особенности коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития.

Исходя из поставленной цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и виды ЗПР;
2. Исследовать психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития;
3. Проанализировать организацию коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР;
4. Провести экспериментальное исследование детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
5. Разработать методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования — корррекционно-психологическая помощь дошкольникам с задержкой психического развития позволяет повысить уровень развитьия детей.
Проблемой изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране занимаются современные исследователи и педагоги: Лубовский В.И, Лебединский В.В., Певзнер М.С., Власова Т.А., Певзнер М.С., Лебединская К.С., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Власова Т.А., Выготский Л.С., Борякова Н.Ю., Ульенкова У.В., Сухарева Г.Е., Мастюкова Е.М. ,Марковская И.Ф. , Забрамная С.Д. , Глухов В.П.,Шевченко С.Г., Левченко И.Ю. и другие.
Методологической основой проведенного исследования явились:
- общая концепция становления личности ребенка с задержкой психического развития, обоснованная в трудах отечественных ученых (Н.Л. Белопольская, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович);
- положения отечественных психологов об обусловленности онтогенеза самосознания деятельностью и общением ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин);
- требования личностно-ориентированного подхода к коррекционноразвивающей работе с ребенком (В.С. Мухина, Н.И. Непомнящая, Е.О. Смирнова).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: психодиагностический (тестирование), метод экспертных оценок, экспериментальнопсихологический (исследование и обучающий эксперимент).
Экспериментальная база исследования — детский сад города Рязани № 110.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования дополняют имеющиеся в специальной психологии сведения о развитии дошкольников с ЗПР.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична. Проводимое в течение последних четырёх десятилетий клиническое и психолого-педагогическое изучение феномена задержки психического развития у детей, позволило получить ценные научные данные о причинах возникновения, клинических и психологических формах ЗПР у детей. Накопленные научные сведения и результаты опытно-экспериментальной работы по обучению и воспитанию этой категории детей в специальных школах, классах и в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечили научную основу для введения в структуру специального образования нового типа школ (1981) и дошкольных учреждений (1990) для детей с ЗПР.
На современном этапе уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада. Каждая из экспериментальных площадок при организации своей деятельности опирается на основные принципы коррекционной дошкольной педагогики, свою «Образовательную программу» и материально-техническую базу. Поэтому их структурно-содержательные модели имеют как много общего, так и некоторые различия. По-прежнему многие организационно-методические вопросы, касающиеся принципов, методов и конкретного содержания работы, остаются недостаточно разработанными. Не сформировалась оптимальная модель коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях специального дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Объективные клинические обследования не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного и школьного учреждений. Сложность и полиморфность задержки психического развития у детей обусловливают многообразие и разносторонность образовательных потребностей детей данной категории.
Безусловно, что их образовательные потребности будут в значительной степени определяться степенью недоразвития познавательной деятельности, возрастом ребенка, глубиной имеющегося нарушения, наличием отягощающих самочувствие ребенка состояний, социальными условиями его жизни и воспитания.
При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой тяжести этого отклонения для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития. Цель коррекционной работы не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие и социальная адаптация. Нужно активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей. У детей с ЗПР большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит, цель проведения коррекционной работы –помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Социально-педагогическая и коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения.
Автором диагностировалось 11 детей с диагнозом задержка психического развития.
Автором использовались следующие методики для диагностики:
- методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка»), созданная Л. И. Переслени и В. Л. Подобедом (1982);
- методика диагностики уровня развития словесно-логического мышления, сконструированная Э. Ф. Замбацявичене (1984) на основе словесных субтестов Р. Амтхауэра. Методика существенно модифицирована Л. И. Переслени и Е. М. Мастюковой в 1986 г. и экспериментально проверена (Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров, 1989; Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупров, 1989; Л. Ф. Чупров, 1987; 1988) на репрезентативных выборках младших школьников;
- цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена (детский вариант) в модификации Т. В. Розановой (1978). При отсутствии цветных матриц для исследования особенностей зрительной перцепции, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления предлагается использование трех разрезных картинок. Методика разработана Л. И., Переслени совместно с О.И. Шурановой и апробирована при обследовании более 200 детей 6,5 - 10 лет.
Как показывает исследование, у детей, для которых характерна незрелость эмоционально-волевой сферы (установленная главным образом по результатам клинического обследования), сочетающаяся с нарушениями внимания, но относительно успешно справляющихся с решением невербальных и вербальных задач, трудности в обучении обусловлены несформированностью механизмов регуляции деятельности. Такие дети при индивидуализации обучения, рациональной организации учебного процесса, дозировании заданий по времени и объему и др. могут дать положительную динамику в усвоении знаний и представлений по программе школьного обучения.
Дети, у которых ведущим фактором в структуре познавательной деятельности является интеллектуальная недостаточность, связанная по клиническим данным с повреждением мозговых структур и их связей и/или недоразвития и проявляющаяся в показателях выполнения всех трех методик (дети с ЗПР), нуждаются в направленном коррекционном обучении.
Представленные автором коррекционно-развивающие занятия специально направлены на развитие и коррекцию нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения.
Психологическая помощь дошкольникам с ЗПР должна определяться в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиям жизни и воспитания.
Важным принципом психологической коррекции развития детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития. Например, у детей с психологическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.
Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Правильно организованная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа позволит решить проблему задержки развития у детей дошкольного возраста, и повлиять на успешность дальнейшего обучения в школе и социализацию в обществе.



Список используемой литературы

1. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР. – Дефектология. - № 5. – 2002.
2. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности детей с ЗПР в различных условиях обучения. Дефектология .- 2003 . № 6.
3. Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2009.
4. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития.- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004, № 1.
5. Брязгунов И.А., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М. 2003.
6. Белошистая А.В. Формирование математических представлений у дошкольников с ЗПР.- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- № 2.с. 2.
7. Белошистая А.В. Развивающие занятия с детьми 1-ой и 2-ой коррекционной подготовительной группы (на математическом материале).- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- № 4.
8. Белошистая А.В. Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике в ДОУ.- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- № 3.- с. 10.
9. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Дрофа. 2000.
10. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. – М. Сфера, 2001.
11. Винник М.О Задержка психического развития у детей. Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов на Дону. 2007.
12. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2009. – 408 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М. Академический проект. 2000.
14. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С.Г. Шевченко. – М. АРКТИ, 2001.
15. Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка. М. Владос 2000 г.
16. Дубровинская А.О. Дети с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. М. Изд-во Школьная пресса.2004.
17. Екжанова Е.А. ЗПР у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. - Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - № 1. –2002.
18. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.- М.: Школа-Пресс. 2000 г.
19. Коваленко О.М. Антонимические связи и отношения в структуре лексикона младших школьников с ЗПР. – Дефектология. - № 6. – 2002.
20. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. Программно-методические материалы. Математика. Физкультура. Ритмика. Трудовое обучение. – М. Дрофа. 2001.
21. Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2008. – 336 с.
22. Лалаева Р.И. и др. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М. Владос. 2003 г.
23. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Спб. 2001.
24. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб 2003.
25. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением. – Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - № 2. – 2002
26. Московкина А.Г., Анисимова И.В. Как помочь ребенку с нарушением внимания. – Дефектология. - № 1. – 2000.
27. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. Владос. 2001.
28. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М. Владос. 2003.
29. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. / Под ред. Б.П.Пузанова. – М. Академия. 2000.
30. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 2008. – 640 с.
31. Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 2008. – 512 с.
32. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под ред. Шевченко С.Г. М 2004.
33. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2006.- 336 с.
34. Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2007. – 585 с.
35. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия. - Питер. 2002.
36. Психокоррекция и развивающая работа с детьми. / Под ред. И.В.Дубровиной. – М. Академия. 2001.
37. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М. 2002.
38. Семаго Н.Я.,Семаго М.М Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.Аркти. 2003 г.
39. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: СФЕРО, 2003
40. Шевченко С.Г. Новое в коррекционно-развивающем обучении детей с трудностями в обучении. – Дефектология. - № 4. – 2001.
41. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «начальная школа - детский сад»… - Дефектология. - № 6. – 2000.
42. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР. Коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Москва. 2005.
43. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР:организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. М. 2007.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ