КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРЕДЕЛАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
|
Введение ................................................................................................................... 4
Глава I. Теоретические и исторические предпосылки становления
конституционно-правового статуса парламентов субъектов федерации в
России и современном мире.................................................................................. 14
§ 1 Понятие и основы конституционно-правового статуса законодательных
органов субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального
округа....................................................................................................................... 14
§ 2 Функции законодательных органов субъектов РФ, находящихся в
пределах Южного федерального округа.............................................................. 31
§ 3 Этапы становления и развития представительных и законодательных
органов государственной власти субъектов РФ.................................................. 38
§ 4 Сравнительный анализ конституционно-правового статуса
законодательных органов субъектов современных федеративных
государств ............................................................................................................... 51
Глава II. Компетенция законодательных органов государственной власти
субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа ......... 64
§ 1 Предметы ведения субъектов РФ, находящихся в пределах Южного
федерального округа .............................................................................................. 64
§ 2 Полномочия законодательных органов субъектов РФ, находящихся в
пределах Южного федерального округа.............................................................. 74
§ 3 Конституционно-правовая ответственность законодательных органов
субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа ....... 1043
Глава Ш. Организация деятельности законодательных органов
государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах Южного
федерального округа ............................................................................................ 120
§ 1 Структура законодательных органов субъектов РФ, находящихся в
пределах Южного федерального округа............................................................ 120
§ 2 Принципы деятельности законодательных органов субъектов РФ,
находящихся в пределах Южного федерального округа ................................. 139
§ 3 Формы деятельности законодательных органов субъектов РФ,
находящихся в пределах Южного федерального округа ................................. 158
Заключение.......................................................................................................... 172
Библиографический список использованной литературы........................ 175
Приложение ......................................................................................................... 199
Глава I. Теоретические и исторические предпосылки становления
конституционно-правового статуса парламентов субъектов федерации в
России и современном мире.................................................................................. 14
§ 1 Понятие и основы конституционно-правового статуса законодательных
органов субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального
округа....................................................................................................................... 14
§ 2 Функции законодательных органов субъектов РФ, находящихся в
пределах Южного федерального округа.............................................................. 31
§ 3 Этапы становления и развития представительных и законодательных
органов государственной власти субъектов РФ.................................................. 38
§ 4 Сравнительный анализ конституционно-правового статуса
законодательных органов субъектов современных федеративных
государств ............................................................................................................... 51
Глава II. Компетенция законодательных органов государственной власти
субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа ......... 64
§ 1 Предметы ведения субъектов РФ, находящихся в пределах Южного
федерального округа .............................................................................................. 64
§ 2 Полномочия законодательных органов субъектов РФ, находящихся в
пределах Южного федерального округа.............................................................. 74
§ 3 Конституционно-правовая ответственность законодательных органов
субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа ....... 1043
Глава Ш. Организация деятельности законодательных органов
государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах Южного
федерального округа ............................................................................................ 120
§ 1 Структура законодательных органов субъектов РФ, находящихся в
пределах Южного федерального округа............................................................ 120
§ 2 Принципы деятельности законодательных органов субъектов РФ,
находящихся в пределах Южного федерального округа ................................. 139
§ 3 Формы деятельности законодательных органов субъектов РФ,
находящихся в пределах Южного федерального округа ................................. 158
Заключение.......................................................................................................... 172
Библиографический список использованной литературы........................ 175
Приложение ......................................................................................................... 199
Актуальность темы диссертационного исследования определяется
современным этапом конституционного развития России. Принятие
Конституции 1993 года положило начало развитию современной российской
парламентской системы. В субъектах РФ стали создаваться новые парламенты,
которые по многим характеристикам отличаются от советских региональных
представительных органов. В настоящее время парламенты занимают
важнейшее место в системе органов государственной власти субъектов
Федерации. Это объясняется тем, что они являются единственными органами
власти в субъектах РФ, имеющими право принимать законы, т.е. акты высшей
юридической силы. Парламенты являются высшими представительными
органами субъектов Федерации, выражающими волю и интересы народа и
претворяющими ее в жизнь. Региональные парламенты имеют значительные
контрольные полномочия, что позволяет им играть существенную роль в
обеспечении законности в субъектах РФ. Они принимают участие в назначении
ключевых руководителей исполнительной власти, тем самым в значительной
степени участвуя в управлении соответствующими регионами.
Значимость региональных парламентов обусловливает необходимость
корректировки существующего законодательного закрепления их правового
положения, а также совершенствования организации и повышения
эффективности деятельности. Решение этих задач должно быть связано, на наш
взгляд, с предоставлением парламентам субъектов РФ больших полномочий, но
и с одновременным усилением ответственности за результаты работы,
обеспечением подлинной представительности, гласности, коллегиальности их
деятельности. Это потребует дальнейшего совершенствования российского
конституционно-правового законодательства.
Реально сложившаяся конституционно-правовая практика обусловливает
необходимость теоретического анализа и переосмысления многих устоявшихся5
понятий, в том числе и понятия конституционно-правового статуса
парламентов субъектов РФ.
В отечественной юридической науке главное внимание уделялось
исследованию правового положения региональных парламентов без учета
современных тенденций конституционно-правового развития России. Между
тем некоторые тенденции получили достаточно четкое выражение, например,
тенденция на укрепление вертикали власти, и, как следствие ее, на создание
федеральных округов, в рамках которых образуются региональные ассоциации
законодательных органов субъектов РФ с задачами координации их
деятельности, содействия развитию демократии, выработки согласованного
подхода к проведению политических, экономических и социальных
реформ и т.д.
Происходит объединение усилий государственных органов в рамках
законодательной власти, которая институционально организуется на уровне
федеральных округов. Федеральные округа необходимо изучать как правовую
реальность в самых разнообразных аспектах, активно используя эту категорию
в том числе в научной деятельности, с целью выработки предложений и
рекомендаций по совершенствованию правовых систем субъектов РФ и в целом
России.
Государственно-правовая реальность, наметившиеся тенденции ее
развития, необходимость переосмысления устоявшихся понятий определили
выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы и круг использованных
источников. В современной отечественной юридической литературе
исследования в области правового положения региональных парламентов
нашли отражение в работах С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, В.И. Васильева,
И.В. Гранкина, А.А. Захарова, Б.С. Крылова, В.А. Кряжкова, В.А. Лебедева,
А.Ф. Малого, Е.М Орловой, А.В. Павлушкина, А.Е. Постникова,
Д.Л. Суркова и др.6
Не менее важное значение имеют труды, посвященные общим проблемам
парламентского права Российской Федерации (И.А. Алексеев, В.А. Виноградов,
Ю.А. Дмитриев, А.Д. Керимов, И.В. Котелевская, М.А. Краснов, А.П.
Любимов, С.В. Масленникова, Ж.И. Овсепян, Р.М. Романов, И.М. Степанов,
И.А. Умнова, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин и др.), в том числе научные труды
советского времени (И.А. Азовкин, Г.В. Барабашев, О.Е. Кутафин, Н.Г.
Старовойтов, К.Ф. Шеремет и др.).
В работе также были исследованы труды некоторых зарубежных авторов
в данной области (А.Б. Ганликс, Ж. Макру, П. Пернталер, Д. Басу и др.).
По вопросам, связанным с конституционно-правовым статусом
законодательных органов субъектов РФ, были защищены несколько
диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук (В.А.
Бембетов, Л.Д. Буринова, Ю.И. Колесов, А.В. Кузнецов, М.М. Курманов, В.А.
Максимов, А.А. Старовойтов, Н.Н. Толмачева, Л.В. Четверикова и некоторые
другие) Эти исследования в той или иной степени затрагивают различные
аспекты правового положения региональных парламентов.
Научные труды вышеперечисленных авторов, безусловно, представляют
значительный интерес, в них получили квалифицированную оценку многие
важные проблемы правового положения региональных парламентов России.
Однако работы данных авторов явно недостаточны для всестороннего и
полного представления о конституционно-правового статусе парламентов
субъектов РФ. В основном в отечественной юридической литературе научные
работы посвящены проблемам федерального парламентского права. Это
объясняется относительно небольшим периодом развития современных
региональных парламентов, и, как следствие, отсутствием устоявшихся
традиций и практики их функционирования.
В литературе практически отсутствуют исследования, имеющие своим
специальным предметом правовое положение региональных парламентов
Южного федерального округа, а те, что имеются, касаются лишь отдельных7
элементов статуса этих органов. Все это свидетельствует о необходимости
дальнейших исследований в области этой важной и интересной проблемы,
требующей комплексного анализа.
Источниковедческую базу диссертационного исследования
составляют действующее конституционно-правовое законодательство
Российской Федерации и субъектов РФ, находящихся в пределах Южного
федерального округа (включая новейшие законы, которые пока еще не были
предметом специальных научных исследований); государственно-правовое
законодательство советской России; постановления Конституционного Суда
РФ; конституции зарубежных стран; различные справочные и аналитические
материалы; труды отечественных и зарубежных авторов, содержащиеся в
книгах, журнальных статьях, материалах научных конференций, семинаров,
научных докладах и отчетах.
Цели и задачи диссертационного исследования. Целями
диссертационного исследования являются разработка структуры
конституционно-правового статуса парламентов субъектов РФ, находящихся в
пределах Южного федерального округа, выработка предложений по
совершенствованию правовых норм, регулирующих организацию и
деятельность парламентов субъектов РФ; формулирование рекомендаций,
направленных на оптимизацию функционирования региональных парламентов.
В соответствии с целями определяются и конкретные задачи
исследования:
- исследовать теоретические и законодательные основы конституционноправового статуса парламентов субъектов РФ, находящихся в пределах
Южного федерального округа; функциональную деятельность региональных
парламентов и ее эффективность; содержание компетенции и организации
работы; выработать предложения по совершенствованию законодательства в
этой области;8
- рассмотреть историю развития советских региональных
представительных и законодательных органов государственной власти,
проанализировать положительный опыт их функционирования с точки зрения
применения его в современных условиях России;
- сравнить конституционно-правовой статус парламентов субъектов
современных федеративных государств и оценить возможность применения его
передовых моделей в России.
Объектом диссертационного исследования выступают правоотношения
в сфере законодательной власти, связанные с закреплением конституционноправового положения региональных парламентов России.
Предметом исследования является конституционно-правовой статус
законодательных органов государственной власти субъектов РФ, находящихся
в пределах Южного федерального округа.
Методологическую основу настоящей работы составляют современные
общенаучные и специальные методы познания. В числе общенаучных методов
– диалектический, исторический, логический, структурно-системный,
функциональный методы. Из специальных методов диссертантом
использовались методы моделирования, сравнительного правоведения
(диахронный и синхронный), толкования норм права.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые
комплексно исследуются проблемы конституционно-правового статуса
парламентов субъектов Федерации, находящихся в пределах Южного
федерального округа, подвергаются обширному сравнительному анализу
конституции (уставы), а также текущее конституционно-правовое
законодательство данных субъектов РФ в части закрепления правового
положения законодательных органов. В диссертационном исследовании
рассматриваются наметившиеся тенденции конституционно-правового
развития, а также современные противоречия и пробелы законодательства,
регулирующего деятельность региональных парламентов. Автор предлагает9
собственное понимание структуры конституционно-правового статуса
парламентов субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального
округа, оригинально решает проблему определения законодательных органов
субъектов РФ, формулирует ряд новых предложений и рекомендаций по
совершенствованию организации и деятельности парламентов субъектов РФ, и,
в первую очередь, находящихся в пределах Южного федерального округа.
На защиту выносятся следующие положения и выводы,
сформулированные в диссертационном исследовании:
1. Структура конституционно-правового статуса парламента субъекта РФ,
находящегося в пределах Южного федерального округа, представляет собой
теоретическую конструкцию, состоящую из следующих элементов: понятие и
функции парламента; порядок формирования парламента; компетенция
парламента, представляющая собой совокупность предметов ведения,
полномочий и ответственности; организация деятельности парламента,
включающая внутреннее устройство, принципы, формы и процедуру
деятельности; порядок прекращения полномочий парламента.
2. Автором предлагается определение законодательного органа субъекта
РФ. В определении, содержащимся в Федеральном законе «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации», термины «законодательный» и «представительный» используются
в качестве синонимов. Данное положение свидетельствует об отождествлении
законодателем этих терминов. Однако в субъекте РФ помимо
законодательного органа могут быть созданы и другие представительные
органы государственной власти, в частности, представительные органы
административно-территориальных единиц субъекта РФ, а также
функционируют представительные органы местного самоуправления, которые
не являются законодательными органами.10
3. В современной России идет интенсивная и напряженная работа по
формированию нового российского законодательства, в том числе и
регионального. В этих условиях необходима профессиональная деятельность
депутатов региональных парламентов. Предлагается закрепить в Федеральном
законе «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» норму о том, что депутаты
законодательных органов субъектов РФ осуществляют депутатскую
деятельность на профессиональной постоянной основе.
4. Положение о выявленной в результате сравнительного анализа
конституционно-правового статуса парламентов субъектов современных
федеративных государств тенденции к росту численного состава и
профессионализации деятельности депутатов. В этой связи обосновывается
вывод о необходимости увеличения числа депутатов ряда парламентов
субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа.
5. Диссертантом обосновывается необходимость укрепления
законодательной, представительской и контрольной функций парламентов
субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа, функции
по участию в формировании государственного аппарата.
6. Положение о необходимости дальнейшего усиления полномочий
парламентов субъектов РФ, их детальной регламентации в федеральном и
региональном законодательстве. Предлагается внести дополнение в
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации», согласно которому предоставить
депутатам законодательного органа субъекта РФ право разрабатывать проекты
программ социально-экономического развития субъекта РФ наряду с высшим
исполнительным органом государственной власти. Это обусловливается11
необходимостью совместной результативной работы законодательных и
исполнительных органов субъектов РФ.
7. Предлагается классификация законов, принимаемых парламентами
субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа.
Обосновывается необходимость установления в законодательстве четких
критериев, позволяющих отличить пересмотр положений конституций
(уставов) субъектов РФ от внесения в них поправок. Предлагается закрепить в
Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» норму о том, что высшее должностное
лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта РФ) не вправе отклонять направленную ему
для обнародования конституцию (устав) субъекта РФ, поскольку голосование
за ее (его) принятие выявляет позицию подавляющего большинства депутатов.
А повторная процедура принятия конституции (устава) большинством не менее
двух третей голосов приведет только к затягиванию процесса.
8. Обосновывается необходимость усиления конституционно-правовой
ответственности региональных парламентов за совершение конституционноправовых нарушений. Предлагается установить в Федеральном законе «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» такое основание конституционно-правовой ответственности, как
установленный соответствующим судом факт систематического (три и более
раза) принятия законодательным органом в течение срока своей легислатуры
незаконных нормативных правовых актов, повлекших вредные последствия.
9. По мнению диссертанта, необходимо дополнить Федеральный закон
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» положением о том, что при всех законодательных органах12
субъектов РФ создаются научные экспертно-аналитические консультативные
советы, которые будут обеспечивать реализацию научного подхода в
правотворческой деятельности региональных парламентов, способствовать
достижению более высокого качества принимаемых нормативных правовых
актов, осуществлять экспертизу законопроектов, научное прогнозирование и
планирование развития законодательства субъектов РФ.
10. На основе мирового опыта обосновывается позиция о
нецелесообразности перехода на двухпалатную структуру парламентов
субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа, которые
в настоящее время имеют одну палату.
Теоретическая и практическая значимость исследования
подтверждается сделанными в ходе него научными выводами и
разработанными на их основе предложениями, направленными на
совершенствование правового положения парламентов субъектов РФ, и, в
первую очередь, находящихся в пределах Южного федерального округа.
Результаты исследования могут быть применены при совершенствовании
федеральной и региональной нормативно-правовой базы, закрепляющей статус
парламентов субъектов РФ. Материалы диссертации могут быть использованы
в дальнейших научных работах по конституционному (государственному)
праву, в процессе преподавания этой учебной дисциплины, а также
специальных курсов, посвященных конституционно-правовому статусу
парламентов субъектов РФ. Материалы диссертации могут представлять
интерес для депутатов региональных парламентов, депутатов
представительных органов местного самоуправления, аппаратов указанных
органов власти.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические
разработки и положения, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в
опубликованных автором научных работах. Апробация результатов
исследования осуществлялась автором в ходе проведения учебных занятий по13
конституционному (государственному) праву со студентами юридического
факультета Ставропольского государственного университета. Выводы и
предложения сообщались в докладах и обсуждались на региональных,
вузовских и межвузовских научно-практических конференциях, заседаниях
кафедры государственного и международного права Ставропольского
государственного университета. Основные выводы и рекомендации,
сформулированные в диссертации, использованы автором при составлении
проекта закона Ставропольского края «О Государственной Думе
Ставропольского края» (см. приложение).
Структура и объем диссертации. Структура работы определяется
целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав,
состоящих из десяти параграфов, заключения, библиографического списка
использованной литературы и приложения.
современным этапом конституционного развития России. Принятие
Конституции 1993 года положило начало развитию современной российской
парламентской системы. В субъектах РФ стали создаваться новые парламенты,
которые по многим характеристикам отличаются от советских региональных
представительных органов. В настоящее время парламенты занимают
важнейшее место в системе органов государственной власти субъектов
Федерации. Это объясняется тем, что они являются единственными органами
власти в субъектах РФ, имеющими право принимать законы, т.е. акты высшей
юридической силы. Парламенты являются высшими представительными
органами субъектов Федерации, выражающими волю и интересы народа и
претворяющими ее в жизнь. Региональные парламенты имеют значительные
контрольные полномочия, что позволяет им играть существенную роль в
обеспечении законности в субъектах РФ. Они принимают участие в назначении
ключевых руководителей исполнительной власти, тем самым в значительной
степени участвуя в управлении соответствующими регионами.
Значимость региональных парламентов обусловливает необходимость
корректировки существующего законодательного закрепления их правового
положения, а также совершенствования организации и повышения
эффективности деятельности. Решение этих задач должно быть связано, на наш
взгляд, с предоставлением парламентам субъектов РФ больших полномочий, но
и с одновременным усилением ответственности за результаты работы,
обеспечением подлинной представительности, гласности, коллегиальности их
деятельности. Это потребует дальнейшего совершенствования российского
конституционно-правового законодательства.
Реально сложившаяся конституционно-правовая практика обусловливает
необходимость теоретического анализа и переосмысления многих устоявшихся5
понятий, в том числе и понятия конституционно-правового статуса
парламентов субъектов РФ.
В отечественной юридической науке главное внимание уделялось
исследованию правового положения региональных парламентов без учета
современных тенденций конституционно-правового развития России. Между
тем некоторые тенденции получили достаточно четкое выражение, например,
тенденция на укрепление вертикали власти, и, как следствие ее, на создание
федеральных округов, в рамках которых образуются региональные ассоциации
законодательных органов субъектов РФ с задачами координации их
деятельности, содействия развитию демократии, выработки согласованного
подхода к проведению политических, экономических и социальных
реформ и т.д.
Происходит объединение усилий государственных органов в рамках
законодательной власти, которая институционально организуется на уровне
федеральных округов. Федеральные округа необходимо изучать как правовую
реальность в самых разнообразных аспектах, активно используя эту категорию
в том числе в научной деятельности, с целью выработки предложений и
рекомендаций по совершенствованию правовых систем субъектов РФ и в целом
России.
Государственно-правовая реальность, наметившиеся тенденции ее
развития, необходимость переосмысления устоявшихся понятий определили
выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы и круг использованных
источников. В современной отечественной юридической литературе
исследования в области правового положения региональных парламентов
нашли отражение в работах С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, В.И. Васильева,
И.В. Гранкина, А.А. Захарова, Б.С. Крылова, В.А. Кряжкова, В.А. Лебедева,
А.Ф. Малого, Е.М Орловой, А.В. Павлушкина, А.Е. Постникова,
Д.Л. Суркова и др.6
Не менее важное значение имеют труды, посвященные общим проблемам
парламентского права Российской Федерации (И.А. Алексеев, В.А. Виноградов,
Ю.А. Дмитриев, А.Д. Керимов, И.В. Котелевская, М.А. Краснов, А.П.
Любимов, С.В. Масленникова, Ж.И. Овсепян, Р.М. Романов, И.М. Степанов,
И.А. Умнова, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин и др.), в том числе научные труды
советского времени (И.А. Азовкин, Г.В. Барабашев, О.Е. Кутафин, Н.Г.
Старовойтов, К.Ф. Шеремет и др.).
В работе также были исследованы труды некоторых зарубежных авторов
в данной области (А.Б. Ганликс, Ж. Макру, П. Пернталер, Д. Басу и др.).
По вопросам, связанным с конституционно-правовым статусом
законодательных органов субъектов РФ, были защищены несколько
диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук (В.А.
Бембетов, Л.Д. Буринова, Ю.И. Колесов, А.В. Кузнецов, М.М. Курманов, В.А.
Максимов, А.А. Старовойтов, Н.Н. Толмачева, Л.В. Четверикова и некоторые
другие) Эти исследования в той или иной степени затрагивают различные
аспекты правового положения региональных парламентов.
Научные труды вышеперечисленных авторов, безусловно, представляют
значительный интерес, в них получили квалифицированную оценку многие
важные проблемы правового положения региональных парламентов России.
Однако работы данных авторов явно недостаточны для всестороннего и
полного представления о конституционно-правового статусе парламентов
субъектов РФ. В основном в отечественной юридической литературе научные
работы посвящены проблемам федерального парламентского права. Это
объясняется относительно небольшим периодом развития современных
региональных парламентов, и, как следствие, отсутствием устоявшихся
традиций и практики их функционирования.
В литературе практически отсутствуют исследования, имеющие своим
специальным предметом правовое положение региональных парламентов
Южного федерального округа, а те, что имеются, касаются лишь отдельных7
элементов статуса этих органов. Все это свидетельствует о необходимости
дальнейших исследований в области этой важной и интересной проблемы,
требующей комплексного анализа.
Источниковедческую базу диссертационного исследования
составляют действующее конституционно-правовое законодательство
Российской Федерации и субъектов РФ, находящихся в пределах Южного
федерального округа (включая новейшие законы, которые пока еще не были
предметом специальных научных исследований); государственно-правовое
законодательство советской России; постановления Конституционного Суда
РФ; конституции зарубежных стран; различные справочные и аналитические
материалы; труды отечественных и зарубежных авторов, содержащиеся в
книгах, журнальных статьях, материалах научных конференций, семинаров,
научных докладах и отчетах.
Цели и задачи диссертационного исследования. Целями
диссертационного исследования являются разработка структуры
конституционно-правового статуса парламентов субъектов РФ, находящихся в
пределах Южного федерального округа, выработка предложений по
совершенствованию правовых норм, регулирующих организацию и
деятельность парламентов субъектов РФ; формулирование рекомендаций,
направленных на оптимизацию функционирования региональных парламентов.
В соответствии с целями определяются и конкретные задачи
исследования:
- исследовать теоретические и законодательные основы конституционноправового статуса парламентов субъектов РФ, находящихся в пределах
Южного федерального округа; функциональную деятельность региональных
парламентов и ее эффективность; содержание компетенции и организации
работы; выработать предложения по совершенствованию законодательства в
этой области;8
- рассмотреть историю развития советских региональных
представительных и законодательных органов государственной власти,
проанализировать положительный опыт их функционирования с точки зрения
применения его в современных условиях России;
- сравнить конституционно-правовой статус парламентов субъектов
современных федеративных государств и оценить возможность применения его
передовых моделей в России.
Объектом диссертационного исследования выступают правоотношения
в сфере законодательной власти, связанные с закреплением конституционноправового положения региональных парламентов России.
Предметом исследования является конституционно-правовой статус
законодательных органов государственной власти субъектов РФ, находящихся
в пределах Южного федерального округа.
Методологическую основу настоящей работы составляют современные
общенаучные и специальные методы познания. В числе общенаучных методов
– диалектический, исторический, логический, структурно-системный,
функциональный методы. Из специальных методов диссертантом
использовались методы моделирования, сравнительного правоведения
(диахронный и синхронный), толкования норм права.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые
комплексно исследуются проблемы конституционно-правового статуса
парламентов субъектов Федерации, находящихся в пределах Южного
федерального округа, подвергаются обширному сравнительному анализу
конституции (уставы), а также текущее конституционно-правовое
законодательство данных субъектов РФ в части закрепления правового
положения законодательных органов. В диссертационном исследовании
рассматриваются наметившиеся тенденции конституционно-правового
развития, а также современные противоречия и пробелы законодательства,
регулирующего деятельность региональных парламентов. Автор предлагает9
собственное понимание структуры конституционно-правового статуса
парламентов субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального
округа, оригинально решает проблему определения законодательных органов
субъектов РФ, формулирует ряд новых предложений и рекомендаций по
совершенствованию организации и деятельности парламентов субъектов РФ, и,
в первую очередь, находящихся в пределах Южного федерального округа.
На защиту выносятся следующие положения и выводы,
сформулированные в диссертационном исследовании:
1. Структура конституционно-правового статуса парламента субъекта РФ,
находящегося в пределах Южного федерального округа, представляет собой
теоретическую конструкцию, состоящую из следующих элементов: понятие и
функции парламента; порядок формирования парламента; компетенция
парламента, представляющая собой совокупность предметов ведения,
полномочий и ответственности; организация деятельности парламента,
включающая внутреннее устройство, принципы, формы и процедуру
деятельности; порядок прекращения полномочий парламента.
2. Автором предлагается определение законодательного органа субъекта
РФ. В определении, содержащимся в Федеральном законе «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации», термины «законодательный» и «представительный» используются
в качестве синонимов. Данное положение свидетельствует об отождествлении
законодателем этих терминов. Однако в субъекте РФ помимо
законодательного органа могут быть созданы и другие представительные
органы государственной власти, в частности, представительные органы
административно-территориальных единиц субъекта РФ, а также
функционируют представительные органы местного самоуправления, которые
не являются законодательными органами.10
3. В современной России идет интенсивная и напряженная работа по
формированию нового российского законодательства, в том числе и
регионального. В этих условиях необходима профессиональная деятельность
депутатов региональных парламентов. Предлагается закрепить в Федеральном
законе «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» норму о том, что депутаты
законодательных органов субъектов РФ осуществляют депутатскую
деятельность на профессиональной постоянной основе.
4. Положение о выявленной в результате сравнительного анализа
конституционно-правового статуса парламентов субъектов современных
федеративных государств тенденции к росту численного состава и
профессионализации деятельности депутатов. В этой связи обосновывается
вывод о необходимости увеличения числа депутатов ряда парламентов
субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа.
5. Диссертантом обосновывается необходимость укрепления
законодательной, представительской и контрольной функций парламентов
субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа, функции
по участию в формировании государственного аппарата.
6. Положение о необходимости дальнейшего усиления полномочий
парламентов субъектов РФ, их детальной регламентации в федеральном и
региональном законодательстве. Предлагается внести дополнение в
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации», согласно которому предоставить
депутатам законодательного органа субъекта РФ право разрабатывать проекты
программ социально-экономического развития субъекта РФ наряду с высшим
исполнительным органом государственной власти. Это обусловливается11
необходимостью совместной результативной работы законодательных и
исполнительных органов субъектов РФ.
7. Предлагается классификация законов, принимаемых парламентами
субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа.
Обосновывается необходимость установления в законодательстве четких
критериев, позволяющих отличить пересмотр положений конституций
(уставов) субъектов РФ от внесения в них поправок. Предлагается закрепить в
Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» норму о том, что высшее должностное
лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта РФ) не вправе отклонять направленную ему
для обнародования конституцию (устав) субъекта РФ, поскольку голосование
за ее (его) принятие выявляет позицию подавляющего большинства депутатов.
А повторная процедура принятия конституции (устава) большинством не менее
двух третей голосов приведет только к затягиванию процесса.
8. Обосновывается необходимость усиления конституционно-правовой
ответственности региональных парламентов за совершение конституционноправовых нарушений. Предлагается установить в Федеральном законе «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» такое основание конституционно-правовой ответственности, как
установленный соответствующим судом факт систематического (три и более
раза) принятия законодательным органом в течение срока своей легислатуры
незаконных нормативных правовых актов, повлекших вредные последствия.
9. По мнению диссертанта, необходимо дополнить Федеральный закон
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» положением о том, что при всех законодательных органах12
субъектов РФ создаются научные экспертно-аналитические консультативные
советы, которые будут обеспечивать реализацию научного подхода в
правотворческой деятельности региональных парламентов, способствовать
достижению более высокого качества принимаемых нормативных правовых
актов, осуществлять экспертизу законопроектов, научное прогнозирование и
планирование развития законодательства субъектов РФ.
10. На основе мирового опыта обосновывается позиция о
нецелесообразности перехода на двухпалатную структуру парламентов
субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа, которые
в настоящее время имеют одну палату.
Теоретическая и практическая значимость исследования
подтверждается сделанными в ходе него научными выводами и
разработанными на их основе предложениями, направленными на
совершенствование правового положения парламентов субъектов РФ, и, в
первую очередь, находящихся в пределах Южного федерального округа.
Результаты исследования могут быть применены при совершенствовании
федеральной и региональной нормативно-правовой базы, закрепляющей статус
парламентов субъектов РФ. Материалы диссертации могут быть использованы
в дальнейших научных работах по конституционному (государственному)
праву, в процессе преподавания этой учебной дисциплины, а также
специальных курсов, посвященных конституционно-правовому статусу
парламентов субъектов РФ. Материалы диссертации могут представлять
интерес для депутатов региональных парламентов, депутатов
представительных органов местного самоуправления, аппаратов указанных
органов власти.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические
разработки и положения, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в
опубликованных автором научных работах. Апробация результатов
исследования осуществлялась автором в ходе проведения учебных занятий по13
конституционному (государственному) праву со студентами юридического
факультета Ставропольского государственного университета. Выводы и
предложения сообщались в докладах и обсуждались на региональных,
вузовских и межвузовских научно-практических конференциях, заседаниях
кафедры государственного и международного права Ставропольского
государственного университета. Основные выводы и рекомендации,
сформулированные в диссертации, использованы автором при составлении
проекта закона Ставропольского края «О Государственной Думе
Ставропольского края» (см. приложение).
Структура и объем диссертации. Структура работы определяется
целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав,
состоящих из десяти параграфов, заключения, библиографического списка
использованной литературы и приложения.
В настоящей диссертационной работе региональные парламенты
рассмотрены как единственные законодательные и высшие представительные
органы государственной власти субъектов РФ. Автор на основе анализа опыта
исторического развития, зарубежного опыта, законодательных источников,
научных работ ставил задачу обосновать положение о том, что без постоянного
развития и укрепления представительных органов государственной власти
субъектов РФ наше государство не сможет стать подлинно демократическим.
Современные региональные парламенты возникли на месте разрушенной
системы Советов и стали органами народного представительства,
проявляющими себя прежде всего в области законотворчества. Региональные
парламенты аккумулируют волю народа, выражают ее в правовых актах и,
таким образом, претворяют ее в жизнь. Это делает их общественно
необходимой, социально значимой структурой.
Мощный резерв укрепления региональных парламентов находится в
первую очередь в сфере восстановления единой системы представительных
органов власти в России. Необходимо формирование единой вертикали
представительных органов, начиная с уровня местного самоуправления и
заканчивая Федеральным Собранием РФ, обеспечение подчиненности и
подконтрольности нижестоящих органов этой системы вышестоящим и
федеральному парламенту, который должен оказывать методическую и иную
помощь в осуществлении парламентами своих функций, осуществлять
координацию их деятельности.
Значительный потенциал для развития представительной демократии в
субъектах РФ имеется в становлении подлинной многопартийности в
региональных парламентах, развитии сильных политических партий, чему
способствует реформа избирательной системы в субъектах РФ.173
В настоящее время, когда реальное положение дел в стране
свидетельствует об усилении исполнительной власти, ее органов и структур,
нельзя забывать о том, что именно представительные органы выражают волю и
интересы народа, ради благополучия которого и существует государство.
Поэтому ни в коем случае нельзя принижать роль представительных органов, а
наоборот, нужно содействовать их развитию, поскольку они являются
единственными властными органами, имеющими право принимать законы –
высшие по юридической силе правовые акты. От качества законов в
значительной степени зависит успех проводимых в России реформ.
Качественные законы могут принимать только хорошо подготовленные
для этой работы депутаты, для которых законотворчество является
единственной профессией. Поэтому в России необходима полная
профессионализация деятельности региональных парламентов. Требуется
изменение избирательного законодательства с тем, чтобы в региональные
парламенты избирались лица, имеющие достаточный жизненный опыт,
образование, квалификацию и, что самое главное, навыки работы в сфере
правотворчества. В настоящее время созданием законов занимается в основном
аппарат парламентов субъектов РФ. Однако аппарат региональных
парламентов должен лишь обеспечивать процесс правотворчества, а для того,
чтобы делать это эффективно, он должен быть укомплектован
профессионалами высокого класса.
Чрезвычайно важно обеспечить реальную ответственность депутатов за
ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, чему будет способствовать
восстановление императивного мандата депутата с его непременными
атрибутами: наказами, отчетами и отзывом.
Огромное значение в обеспечении высокого качества принимаемых
законов имеет их независимая правовая экспертиза, осуществляемая учеными,
специалистами в различных областях знаний. Поэтому в субъектах РФ при174
законодательных органах необходимо создать специальные научные
учреждения для разработки законопроектов и их правовой экспертизы.
Но при этом нужно помнить, что одно лишь принятие качественных с
правовой точки зрения законов не гарантирует их исполнение. Помимо
правовых факторов важно учитывать и другие – экономические, политические,
психологические и т.д. В каждом законодательном органе субъекта РФ должны
существовать свои социологические и иные аналитические службы, которые
должны исследовать общественное мнение, анализировать информацию,
содержащуюся в средствах массовой информации, научных трудах, для того,
чтобы обеспечить постоянную связь между народом и парламентом, знать, как
работает конкретный принятый закон, и в случае установления существенных
недостатков принять меры к внесению в него поправок. Региональные
парламенты обязаны максимальным образом использовать интеллектуальный
потенциал общества, которое должно привлекаться к правотворческой
деятельности.
Необходимо создать эффективную систему информирования народа о
принятых законах и иных правовых актах региональных парламентов. Для этих
целей следует более широко использовать печатные и электронные средства
массовой информации, в том числе Интернет.
Законодательные органы государственной власти субъектов РФ –
чрезвычайно значимый институт демократии и государственности. Поэтому
совершенствование их деятельности – актуальная задача как для государства,
так и для граждан. Ее решение позволит региональным парламентам стать
подлинными институтами народного представительства, служащими народу и
исполняющими его волю.
рассмотрены как единственные законодательные и высшие представительные
органы государственной власти субъектов РФ. Автор на основе анализа опыта
исторического развития, зарубежного опыта, законодательных источников,
научных работ ставил задачу обосновать положение о том, что без постоянного
развития и укрепления представительных органов государственной власти
субъектов РФ наше государство не сможет стать подлинно демократическим.
Современные региональные парламенты возникли на месте разрушенной
системы Советов и стали органами народного представительства,
проявляющими себя прежде всего в области законотворчества. Региональные
парламенты аккумулируют волю народа, выражают ее в правовых актах и,
таким образом, претворяют ее в жизнь. Это делает их общественно
необходимой, социально значимой структурой.
Мощный резерв укрепления региональных парламентов находится в
первую очередь в сфере восстановления единой системы представительных
органов власти в России. Необходимо формирование единой вертикали
представительных органов, начиная с уровня местного самоуправления и
заканчивая Федеральным Собранием РФ, обеспечение подчиненности и
подконтрольности нижестоящих органов этой системы вышестоящим и
федеральному парламенту, который должен оказывать методическую и иную
помощь в осуществлении парламентами своих функций, осуществлять
координацию их деятельности.
Значительный потенциал для развития представительной демократии в
субъектах РФ имеется в становлении подлинной многопартийности в
региональных парламентах, развитии сильных политических партий, чему
способствует реформа избирательной системы в субъектах РФ.173
В настоящее время, когда реальное положение дел в стране
свидетельствует об усилении исполнительной власти, ее органов и структур,
нельзя забывать о том, что именно представительные органы выражают волю и
интересы народа, ради благополучия которого и существует государство.
Поэтому ни в коем случае нельзя принижать роль представительных органов, а
наоборот, нужно содействовать их развитию, поскольку они являются
единственными властными органами, имеющими право принимать законы –
высшие по юридической силе правовые акты. От качества законов в
значительной степени зависит успех проводимых в России реформ.
Качественные законы могут принимать только хорошо подготовленные
для этой работы депутаты, для которых законотворчество является
единственной профессией. Поэтому в России необходима полная
профессионализация деятельности региональных парламентов. Требуется
изменение избирательного законодательства с тем, чтобы в региональные
парламенты избирались лица, имеющие достаточный жизненный опыт,
образование, квалификацию и, что самое главное, навыки работы в сфере
правотворчества. В настоящее время созданием законов занимается в основном
аппарат парламентов субъектов РФ. Однако аппарат региональных
парламентов должен лишь обеспечивать процесс правотворчества, а для того,
чтобы делать это эффективно, он должен быть укомплектован
профессионалами высокого класса.
Чрезвычайно важно обеспечить реальную ответственность депутатов за
ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, чему будет способствовать
восстановление императивного мандата депутата с его непременными
атрибутами: наказами, отчетами и отзывом.
Огромное значение в обеспечении высокого качества принимаемых
законов имеет их независимая правовая экспертиза, осуществляемая учеными,
специалистами в различных областях знаний. Поэтому в субъектах РФ при174
законодательных органах необходимо создать специальные научные
учреждения для разработки законопроектов и их правовой экспертизы.
Но при этом нужно помнить, что одно лишь принятие качественных с
правовой точки зрения законов не гарантирует их исполнение. Помимо
правовых факторов важно учитывать и другие – экономические, политические,
психологические и т.д. В каждом законодательном органе субъекта РФ должны
существовать свои социологические и иные аналитические службы, которые
должны исследовать общественное мнение, анализировать информацию,
содержащуюся в средствах массовой информации, научных трудах, для того,
чтобы обеспечить постоянную связь между народом и парламентом, знать, как
работает конкретный принятый закон, и в случае установления существенных
недостатков принять меры к внесению в него поправок. Региональные
парламенты обязаны максимальным образом использовать интеллектуальный
потенциал общества, которое должно привлекаться к правотворческой
деятельности.
Необходимо создать эффективную систему информирования народа о
принятых законах и иных правовых актах региональных парламентов. Для этих
целей следует более широко использовать печатные и электронные средства
массовой информации, в том числе Интернет.
Законодательные органы государственной власти субъектов РФ –
чрезвычайно значимый институт демократии и государственности. Поэтому
совершенствование их деятельности – актуальная задача как для государства,
так и для граждан. Ее решение позволит региональным парламентам стать
подлинными институтами народного представительства, служащими народу и
исполняющими его волю.
Подобные работы
- Конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Субъекты Российской Федерации: конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Конституционно-правовой государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного Федерального Округа
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Диссертации (РГБ), муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ПРОБЛЕМЫ ГАРАНТИРОВАННОСТИ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (на примере ТРОО «Союз армян Томской области»)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ КАК ФОРМА ПОДДЕРЖАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



