Введение (3).
Глава 1. Церковная история эпохи Великих реформ: историография и источники (16).
§ 1. Отечественная и зарубежная историография (16).
§ 2. Источники (59).
Глава 2. Духовный кризис общества и контуры перемен в Церкви (к.50-х-н.60-х гг.) (89).
§ 1. Вероисповедная политика и эволюция синодальной системы в XVIII-XIX вв . (89).
§ 2. Философия церковного пробуждения и общественное мнение (97).
§ 3. Духовное ведомство: признаки оживления? (110).
§ 4. Цензура и журналистика: борьба за церковное обновление (119).
§ 5. Самосознание ученого монашества : смятение и беспокойство (136).
§ 6. “Крамола” И.С.Беллюстина и отодвинутая духовно-учебная реформа (147).
Глава 3. Государство и Православная Церковь: поиски нового единства (первая половина 60-х гг.) (172)
§ 1. Религиозность и космополитизм Петра Валуева (172).
§ 2. Церковь и государственные преобразования (191).
§ 3. Судьба Православия глазами публицистов и общественных деятелей (211).
§ 4. Начальная школа и университетский вопрос (221).
§ 5. Пастыри и паства в общественном сознании и практической деятельности (244).
Глава 4. Церковные реформы: облик “раскрепощенного” духовенства и общественное сознание (к. 60-х-70-е гг.) (273).
§ 1. Дмитрий Толстой: очертания портрета на фоне церковного переустройства (273).
§ 2. Пресса, проповедничество, литература: новые ориентиры и возможности (292).
§ 3. Общество и Церковь в преддверии контрреформ (313).
Заключение (361).
Список использованных источников и литературы (366).
Оставаясь в течение многих веков влиятельной нравственной силой, русское Православие стало ведущим компонентом духовной жизни народа. Церковь как религиозная организация общества, оказала значительное влияние на формирование и развитие государственности и культуры Отечества. “Церковь и школа, - писал П.Н. Милюков, - таковы два главных фактора русской, как и всякой другой, духовной культуры” (1). Развивая мысль историка, следует добавить, что эти два фактора развивались не обособленно, а в теснейшем соприкосновении, и это взаимовлияние предопределило своеобразие русской культуры, особенности развития общественной жизни.
Однако в церковной истории России еще остаются недостаточно проясненные периоды, недописанные страницы, окутанные тайной сюжеты. Подобные информационные лакуны в первую очередь относятся к Синодальному периоду (нач. XVIII - н. XX вв.), который в наибольшей степени отличался противоречивостью и вобрал в себя множество острых моментов в церковно-государственных отношениях.
Воздействие религиозного миропонимания на государственную идеологию и всю жизнь дореволюционного общества было неоспоримо высоким. Особую значимость приобретают сегодня события XIX века - века обострения противоречий нового и старого времени, беспрестанного чередования и взаимосвязи реформ и контрреформ, что рассматривается ныне как историческая особенность России послепетровского времени (2). Историографическая значимость научных исследований нового времени в России не раз подтверждались на научных конференциях: “Долгие годы история ХХ века не рассматривалась как явление, имеющее самостоятельную ценность. Все ограничивалось по преимуществу задачами поиска и обоснования внутри века XIX тех предпосылок, которые вели к революционным катаклизмам века ХХ” (3). Подтверждая подобные высказывания, добавим, что в послевоенное время все же оставались добросовестные исследователи, даже в условиях идеологического диктата направлявших свои усилия на изучение политической истории России XIX столетия, и в целом основные направления внутренней политики самодержавия эпохи Великих реформ уже нашли разрешение в отечественной историографии. Однако внутренняя история Церкви, роль духовенства, как сословия, в жизни России, равно как и вероисповедная политика государства, неизменно игнорировались, оставаясь “за кадром”, и использовались, как правило, атеистической пропагандой. Общественная жизнь по существу сводилась к революционерам, “революционным ситуациям” и народным волнениям, периодика в основном изучалась революционно-демократическая, а Церковь клеймилась как однозначно контрреволюционная сила. Налицо было привнесение категорий мышления советской эпохи в систему координат прошлого века.
Эпоха Великих реформ стала для России прорывом в новую историческую реальность, периодом постепенных изменений общественного строя Империи. Динамика модернизационных процессов непосредственно отразилась на смене системы ценностей и норм поведения, не обошла она стороной и Православие как особый тип культуры. Пользуясь терминологией Ю.М.Лотмана, отметим, что подобные эпохи относятся к “взрывным”, характеризующимся причудливым сочетанием предсказуемых и непредсказуемых моментов (4). Трансформация социального пространства в стране привела к значительному оживлению церковно-общественной жизни, переживавшей в дореформенной России явный упадок. Заметное возрастание роли Церкви в русском обществе по сравнению с предшествующим временем, переориентация духовенства на социальную активность оказались непредсказуемыми и в некотором роде неуправляемыми моментами истории. Именно середина XIX в. оказалась переломным этапом для жизни Церкви, связанным с общим изменением интеллектуальной атмосферы в стране. Помимо недостаточной разработки церковной истории в целом и обозначенного периода в частности, актуальность проблематики диктуется и внутренними законами развития науки. События внутренней и внешней политики, история государственных структур постепенно отодвигаются на второй план, затмеваясь возросшим интересом к социальной истории, к антропологической реконструкции менталитета различных общественных групп прошлого. Метод “объективного” изучения социальных и экономических структур “извне” должен быть дополнен методом их осмысления “изнутри”, с позиций самих участников исторического процесса, людей изучаемого общества, на что прежде в отечественной историографии обращалось слабое внимание (5). С другой стороны, время требует интеграции различных отраслей гуманитарной мысли при изменении подходов ретроспективных исследований. Религиозная история могла бы стать яркой основой для подобного взаимодействия на примере российской действительности (6).
В связи с современным реформированием всех сторон жизни государства и общества в к. 80-х - н. 90-х гг. возрос интерес к историческому опыту реформаторства, к особенностям борьбы группировок в “верхах”, к портретным характеристикам политических и общественных деятелей (7). Однако место Церкви в процессе подготовки и проведения реформ, равно как и отношение общества к Церкви на фоне государственных преобразований отразились в исторической и политологической литературе недостаточно. Сегодня динамика развития науки уже подвела нас к тому, чтобы глубже раскрыть взаимосвязь церковной жизни с изменениями в общественно-политическом строе страны, интегрировать Церковь, ранее рассматривавшуюся изолированно, в общественную мысль и общественное движение России.
Современная общественная ситуация характеризуется интенсивным поиском Церковью своего места в обновляемой России, что проявляется не только в повсеместном воссоздании храмов, но и в частных беседах и проповедях на религиозные темы в средствах массовой информации, в интересе к религиозной литературе и истории. Православие возрождается в условиях, когда марксистская доктрина уже утратила свою значимость, а новые нравственные принципы еще не вполне устоялись в общественном сознании.
6 Провозглашаемая деидеологизация общества порождает духовный вакуум среди сограждан, порой заполняемый информационным потоком низкого качества. Поэтому для современного Православия актуальной остается задача более четкого оформления собственной социальной доктрины, не претендующей на монопольность, но стимулирующей общественную активность мирян во всех сферах жизни общества.
В коммунистическую эпоху Церковь оказались униженной и порабощенной губительными запретами и ограничениями, но сохранила свои внутренние силы и живительные соки. Сегодня Церковь перестает быть простым инструментом государственной политики, избегает политических оценок, но не может быть равнодушной к социальным процессам, к нравственному здоровью общества. Однако вероисповедные проблемы в современной России сохраняются, и специалисты признают, что “у нас нет четкой концепции отношений государства и церкви. Действуем по принципу от противного: все, что было в прошлом - плохо, подлежит отрицанию и надо делать наоборот” (8). Для обоснованной выработки приемлемых форм взаимоотношений государства и религиозных организаций необходимо учитывать исторический опыт Православия на разных этапах развития страны, и в особенности в переломные времена.
Исследование охватывает период, начиная с событий конца 50-х гг., где церковные события реконструируются на общей форме либерализации страны, а кризисные явления в Церкви достигли наибольшей остроты. Исследование доведено вплоть до конца 70-х годов, когда начинается постепенный отход от реформирования Церкви усилиями государства, завершившийся в апреле 1880 г. отставкой обер-прокурора Д.А.Толстого и резкой сменой церковных ориентиров самодержавия. Избранные нами хронологические границы, несмотря на длительность периода и насыщенность его событиями, отраженными в многочисленных свидетельствах, позволяют нам предпринять рассмотрение практически всего периода царствования Александра II, разбив его на определенные этапы в зависимости от процессов в церковной жизни, но в тесной связи с внутренней политикой и государственными преобразованиями.
Обозначенный нами период позволяет проследить основные формы церковно-общественного подъема эпохи Великих реформ в строгом соответствии с проблематикой исследования.
Исследуемый период отмечен заметным оживлением церковно-общественной деятельности в противовес религиозной монолитности Николая I. Возросла роль общества в церковной жизни, активизировалась духовная печать, возрождалось проповедничество, создавались приходские попечительства и братства. Когда в 1880-1890-х гг. К.П. Победоносцев принялся энергично возвышать религиозность русского общества, он опирался на достижения предшествующего времени.
Сама формулировка проблемы имеет две взаимосвязанные стороны, отражающие противоречивое положение Православной Церкви в целом и духовенства в частности - они как бы находились в пространстве между властью и обществом, в поисках своего места. С одной стороны, нам следует проследить как сама Церковь, находясь под сильным государственным влиянием, пыталась найти свое место в общественной жизни, а с другой стороны - попытаться рассмотреть, как общество воспринимало Церковь и способности духовенства к освоению нового социального пространства. Исходя из заявленной цели, учитывая громадную научную и общественную значимость темы, степень ее изученности и многоплановый характер, мы определяем следующие задачи: 1) детально изучить состояние отечественной и зарубежной историографии по церковной истории эпохи Великих реформ, оценить состояние источниковой базы и обозначить наиболее перспективные направления дальнейших исследований; 2) дать взвешенную оценку состоянию духовного ведомства в системе государственного управления в рассматриваемый период, исследовав его взаимоотношения с высшим духовенством и характер связей с православной общественностью; 3) воссоздать целостную картину формирования основных направленийцерковной политики самодержавия, попытки реформировать Церковь силой государства и общественный резонанс предпринятых в “верхах” изменений; 4) отразить отношение “черного” и “белого” духовенства к происходившим в обществе процессам, их конкретные поиски своего места в происходящих событиях и формы церковной деятельности.
В методологических основах исследования мы учитываем опыт и современные тенденции мировой исторической мысли ХХ века, в которой проблемы взаимоотношений общества и государства является одной из приоритетных. Трудности в становлении методологии трудов по русской церковной истории заключаются в том, что еще не выработан категорийный и понятийный аппарат историков, отражающий оригинальность этих сюжетов прошлого. Слабость коммуникативного начала, несовершенство стиля изложения, многолетнее отсутствие культуры диалога в историческом творчестве, влияние прежних идеологических штампов - подобные явления непосредственно отразились на характере проблематики исторических трудов. Марксистская методология рассматривала прошлое как арену жесткого противостояния социальных сил. Православная Церковь получила весьма одномерный образ препятствия на пути к прогрессу, вся деятельность которой в дореволюционный период сводилась к проповеди покорности и мракобесия. Однако духовный мир общества, равно как и специфика российской религиозности, не вписывались в жесткие идеологические каноны. Сегодня предпринимаются попытки обновить инструментарий историка, вернуть социально-психологический фон, человеческое содержание в исторический процесс. Отметим также неоправданное влияние позитивизма в предшествующих работах, размытость концептуальных основ, невнимание к полифонизму (многоголосию) исторического процесса. Считая неправомерным сведение исследований к однозначному фактографизму и описательству, мы подчеркиваем значимость проблемного подхода, предполагающего четкую и обоснованную формулировку проблемы, в соответствии с которой историк видит исторический памятник как живой источник интересующих его сведений. Наше исследование - не простая хроника событий, а самостоятельная концепция, попытка творческого свободомыслия историка, показатель его собственного научного опыта и потенциала.
Работа основана на общенаучном принципе, историзма, основанном на временной последовательности, взаимосвязи и преемственности явлений прошлого. Каждый частный факт церковной и общественной жизни мы рассматриваем в процессе его возникновения, развития, и органической взаимосвязи с развитием государственности. Мы считаем необходимым отказаться от вульгарной актуализации прошлого (отвергая принципы партийности и классовости), находящейся в зависимости от веяний политической конъюнктуры. Историческая мысль призвана стоять на страже научной объективности, рассматривая прошлое в его всесторонности, целостности и многогранности, без каких бы то ни было изъятий. Подобный подход позволяет нам глубже и рельефнее представить каждое из явлений церковно-общественной жизни.
Принципиально важным является системно-аналитический подход,предполагающий, что историческая реальность предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов. Мы рассматриваем Церковь и общество как единую взаимозависимую систему - на широком социальном фоне и на примере конкретного исторического периода. В исследовании применен и сравнительно-исторический метод, использование которого дает возможность сопоставить особенности развития церковно-общественной Среды на различных этапах целостного периода, проследить эволюцию роли и места Православия в общественной жизни России. Кроме того, этот метод применяется нами при анализе разных групп источников, а также нескольких источников, внутри одной группы. Хронологический метод позволяет детально проследить событийный ход и динамику того или иного явления на основе частных исторических фактов (например, процесс формирования программы церковных преобразований в “верхах” и воздействие этой программы на реальную политику). Этот метод предполагает последовательное и максимально точное раскрытие изменений действительности в процессе ее исторического движения, но порождает вместе с тем и однолинейную описательность в научном изложении.
Детальная работа с источниками исследования невозможна без применения методов источниковедческого анализа, совокупность которых позволяет установить степень информационной насыщенности источников, а также выявить степень объективности авторов того или иного документа и высказать рекомендации о возможностях их дальнейшего использования. Проверка и сопоставление выявленных фактов служат основой для реконструкции подлинной картины прошлого. Портретно-индивидуальный метод оказался особенно полезным при воссоздании биографической канвы и мировоззренческих установок тех или иных фигур, представляющихся нам наиболее значительными для данного повествования. Активное использование этого метода привело нас к убеждению о целесообразности определенного акцента на конкретных деятелях, чьи убеждения и практическая деятельность оказали заметное влияние на ход событий. В работе представлены характеристики обер-прокуроров Синода А.П.Толстого, А.П.Ахматова, Д.А.Толстого, министра внутренних дел П.А.Валуева, некоторых представителей ученого монашества, наиболее известных петербургских священников и пр. Метод самоидентификации предопределяет историко-антропологическое воссоздание форм самосознания различных социальных групп. Эпоха Великих реформ обозначила попытки наиболее мыслящих представителей как духовенства, так и светского общества, переосмыслить свою роль в прошлом, настоящем и будущем России. Поиск своего места в социальном переустройстве выявил противоречивые духовные искания в церковной среде, о которых пойдет речь ниже.
Понятие “общественная жизнь” является определяющим в проблематике исследования. Общество рассматривается нами как целостная система, объединяющая в себе конкретные социальные институты, группы и слои населения с их умонастроениями, мыслями и потребностями. Одним из влиятельных направлений русской общественной мысли являлась “юридическая школа”, заложившая в XIX- н. ХХ вв. основы теоретического осмысления взаимоотношений общества и государства в историческом развитии. Видный теоретик государства и права Н.М.Коркунов расценивал “общество” как объективный человеческий порядок, психическое единение людей. По его мнению, содержание общественной жизни есть совокупность интересов отдельных личностей, составляющих общество. Интересы эти (в т.ч. непосредственно в религиозной области) представляются крайне изменчивыми, и под влиянием различных факторов то одни, то другие интересы стремятся получить преобладание в общественном развитии. Право выступает здесь разграничителем интересов инструментом сохранения порядка (9). В современной историософии социально-психологические мотивы в поведении людей, включающие в себя и религиозные установки, расцениваются в качестве движущей силы истории. Последние годы ознаменования увеличением интереса к ментальности русского социума, к реконструкции особенностей мировосприятия и самосознания русского общества, что является свидетельством обновления методологических ориентиров науки. Между тем религиозные установки оказывают значительное влияние на поведение человека в обществе и нуждаются в дальнейшем осмыслении.
С правовой точки зрения Церковь рассматривалась в дореволюционном праве двояким образом: во-первых, как носительница норм своей внутренней жизни и во-вторых как общественный союз, действующие наряду с другими человеческими союзами и вступающий с ними во взаимоотношения (10). Эти взаимоотношения являются важнейшей составной частью общественной жизни. Общество как организованная совокупность людей, объединенных сходными интересами нами условно разделяется, применительно к настоящему исследованию, на две части - светское (большая часть) и духовное (меньшая часть), а первая часть единого русского общества состоит из образованного меньшинства и крестьянского мира (или “простого народа”).
Объектом исследования является Русская Православная Церковь как социальный институт, играющий заметную роль в жизни русского общества XIX столетия. Предмет исследования - русская церковная история периода Александра II, события которой рассматриваются в тесной связи с политической историей страны, на фоне развития общественной мысли и общественного движения, в контексте церковно-государственных отношений и вероисповедной политики самодержавия в Синодальный период. В исследовании сделан акцент на выяснение социальных функций Православия, их эволюции и интерпретации различными общественными силами.
Научная новизна исследования представляется нам следующим образом. Данная работа является первой попыткой комплексного исследования истории церковной жизни России в переломную эпоху в тесной связи с историей общественной мысли и общественным подъемом 50-70-х гг. XIX века. Церковная история здесь неразрывно связана с историей гражданской, прежде всего , политической, что в предшествующее время (как до, так и после 1917 г.) недостаточно учитывалось исследователями (10). Кроме того, Православие эпохи Александра II впервые в отечественной науке рассматривается нами не как внутренне монолитная, единая форма общественного сознания того времени, а как многообразное явление, испытывавшее внутренние противоречия и находившееся как бы в эпицентре общественной борьбы за идеологические установки новой России. Кроме того, мы стремимся отойти от изучения Церкви как преимущественно государственного института, сводимого порой лишь к “простому орудию” (по К.Марксу) или к “служанке” государства (по Р.Пайпсу) (12). Нами впервые предпринята реконструкция основных направлений борьбы в правящих кругах по церковным вопросам, выявлены особенности этой борьбы в рамках изучаемого периода. Далее, впервые мы стремились дополнить картину, представляемую “сверху”, восприятием Церкви в общественном сознании. Кроме того, мы не пытались сводить Церковь лишь к духовному ведомству или сословию, как это делалось ранее, а рассматривали церковный организм, прежде всего, как “православное общество”,
13 тесный союз клира и простых мирян, подобно установкам дореволюционного церковного права (13). В данной работе впервые специально и на обширном фактическом материале рассматривается история церковно-общественной жизни в России в конкретный период. В работе впервые широко использованы материалы духовной и светской периодической печати различных направлений, публиковавшей статьи по современным церковным вопросам. Нами привлечены архивные материалы, ранее слабо вовлеченные в научный оборот, либо совсем неизвестные. Документы официального делопроизводства дополняются многочисленными источниками личного происхождения (как неопубликованными, так и опубликованными), что позволяет по-иному взглянуть на многие аспекты церковной истории России.
Использование художественной литературы в качестве самостоятельной группы источников является нетрадиционным для исторического исследования, но оправдано следующими обстоятельствами. Во-первых, привлечение литературных произведений носит выборочных характер. В основном анализу подверглись лишь те произведения, в которых представителям духовенства отведено центральное, а не вспомогательное место (именно таковы сочинения Н.С.Лескова, Ф.В.Ливанова, В.П.Мещерского). Во-вторых, избранные нами произведения ярко отражают перипетии борьбы старого и нового, характерные для переломной эпохи, в которой новые типы духовенства являются выразителями церковного возрождения. В-третьих, интересующими нас авторами весьма удачно схвачены, хотя и не без идеализации, тенденции развития церковно-общественной жизни в тот период. В- четвертых, в ряде произведений непосредственно отражена жизнь в приходах и взаимоотношения с мирянами.
В настоящее время профессиональных историков внутри РПЦ не так уж и много, а на страницах православной периодики и “Богословских трудов” рассматриваются главным образом вопросы теоретического богословия. Наибольшее число историко-церковных произведений посвящено судьбе русского Православия после Октября 1917 года. Трагедию Церкви в “советский” период невозможно понять вне противоречий, накопившихся в дореволюционное время, когда Церковь постепенно утрачивала прочное влияние в обществе, что впоследствии сыграло роковую роль.
Автор счел своим долгом выразить глубокую благодарность канд. ист. наук С.Г.Нелиповичу за большую помощь в переводе немецкоязычных текстов.
Все даты в тексте приводятся по старому юлианскому календарю.
Предпринятое нами исследование затрагивает историю Русской Православной Церкви в противоречивый период Великих реформ 1850-х-1870-х годов, когда духовенство испытывало прямое воздействие социальных перемен и постепенно вовлекалось в общественную жизнь.
К середине XIX в. кризис крепостнической России достиг роковой отметки, требовавшей его неотложного и решительного преодоления. Кризисные явления в русском Православии становились характерным показателем критического состояния государственности, порождая глубокие раздумья православной общественности о судьбе Церкви. Отсутствие подлинной церковной самостоятельности усугубляло конфликт между властью и обществом - их взаимное недоверие расценивалось тогда как знак надвигающейся катастрофы. Выбор путей общественного развития, неустойчивость модернизационных процессов породили острую идейную борьбу, которая не могла не затронуть и Церковь.
Русское духовенство предлагало собственное понимание перспектив духовного развития на основе строгих христианских принципов обновления. Если в дореформенной России Церковь старалась изолироваться от светской культуры, и духовное сословие теряло нравственную базу среди мирян, то отныне оно пыталось ориентироваться на поиск диалога с обществом не только в стенах храма, но и за его пределами. В богословии, равно как и в практике духовенства, осваивались новые формы влияния на паству. Христианство стало восприниматься не только как личное соблюдение каждым верующим общеобязательных обрядов и таинств, но и как преображение внутреннего духовного потенциала мирян, как средство сохранения общественной целостности, всеобщего примирения на религиозных началах. Происходило реальное соединение общественной жизни с Церковью, хотя этот процесс шел чрезвычайно медленно и порой поверхностно. Церковная жизнь фактически становилась церковно-общественной там, где значительную роль стала играть православная общественность - в особенности на уровне прихода. По мере того, как все общество претерпевало дифференциацию, Церковь также становилась все более неоднородной.
Первые попытки нетрадиционного обсуждения церковных проблем состоялись в период общественного подъема конца 1850-х-начала 1860-х гг. Сложившаяся система церковно-государственных отношений и нравственное состояние русского духовенства становились предметом рассмотрения в рукописных записках, зарубежных изданиях, новых духовных журналах. Пробуждение общественного мнения приводило к формированию общих контуров возможных преобразований в Церкви. В преддверии Крестьянской реформы и других перемен очевидным стало серьезное противостояние между традиционализмом и обновленчеством в Церкви. Если представители первого стремились сохранить монолитную, неподвижную Церковь, однозначно противостоящую греховному “миру” (В. И.Аскоченский и др., круги “черного” духовенства), то богословы-обновленцы и новые проповедники (Феодор (Бухарев) и др.) тяготели к прочным контактам с общественной средой, пытались нацелить Церковь на диалог с современностью. Но духовное ведомство не спешило с переменами и болезненно реагировало на церковную активность общественности, сохраняя бюрократические традиции.
Выработка конкретных планов реформ в “верхах” относилась к первой половине 1860¬х гг., и находилась в контексте все системы государственных изменений. Инициатива исходила не из духовного ведомства, а от министра внутренних дел П. А.Валуева. Нацеленный на либерализацию вероисповедной политики, он четко поставил перед императором вопрос о государственной целесообразности полноценной “церковной реформы”. Видя недостаточность государственной поддержки, он был вынужден призвать на помощь общественность, поощряя инициативу мирян не только для материального обеспечения духовенства, но и для его сближения с паствой в рамках приходской жизни. Само духовенство втягивается в реформы, пытаясь использовать их ход для укрепления своего влияния в общественной жизни, которой они ставили в строгую зависимость от разрешения собственных материальных проблем и обеспечения гражданских прав. Сфера просвещения (особенно начальная школа) стала для духовенства конкретным ареалом для приложения своих сил, ареной борьбы за молодое поколение.
Пресса заинтересованно включалась в обсуждение проблем быта и пастырской деятельности духовенства. Перспективы социальной миссии и нравственные аспекты духовного служения, а также недостатки духовно-учебных заведений сводятся к противоречиям в церковно-государственных отношениях (в особенности, в религиозной мысли славянофилов). В переломный момент духовенство стало восприниматься как общенациональный духовный лидер, призванный возглавить движение общества вперед на основе Евангелия.
Однако церковные преобразования затягивались, а недовольство в среде “белого” духовенства усиливалось. Индивидуальные приемы намеченного в предшествующее время попытался применить в собственной церковной политике “государственник” Д. А. Толстой. Вынужденный пойти на частные уступки епископату, он не питал надежд на возрождение соборного управления в Церкви. Неожиданно проявив себя либералом, он пошел навстречу “белому” духовенству и предпринял комплекс мер по ликвидации его наследственного состояния. Однако практика преобразований только расколола духовенство, в котором четко выделились свои либералы и свои консерваторы. В приходской деятельности появились новые типы священников, сориентированные на близкое повседневное общение с паствой в неформальной атмосфере.
Действия Толстого, рассматривавшего Церковь как инструмент манипуляций государства - инструмент вынужденно обновляемый - вызывали противоречивые оценки, а консерваторы 70-х годов сплачивались тем временем на церковно-охранительной платформе. Но без глубокого внутреннего обновления Церковь вряд ли могла успешно бороться с революционной пропагандой и тем более гармонично войти во внутренний мир светских сословий. Тем не менее государство требовало от Церкви исполнения функций в тисках ветшавшей идеологии “официальной народности”. В Церкви обострялась борьба между теми, кто в теории и практической деятельности ориентировался на государство и теми, кто стоял ближе к обществу. На рубеже 1870-х-1880-х гг. на фоне очередного витка борьбы в “верхах” обозначились лихорадочные попытки возродить прежнее влияние Церкви на народное образование, а М. Т. Лорис-Меликов недвусмысленно заявил о “систематическом устранении” духовенства из жизни общества.
Завершая изложение итогов исследования, мы видим, что центральная проблема в Православии Великих реформ - это проблема диалога духовенства и православного общества, на что ранее в отечественной историографии внимания не обращалось. Нами показано, что под влиянием общественного подъема и наиболее мыслящих сил в духовенстве Церковь выходила из состояния неподвижности, духовной отстраненности от мирских забот. Но перспективы обновления государства пугали традиционалистов опасностью нравственного распада. Впрочем, и государство не стремилось рассматривать Церковь в качестве самостоятельной силы. Очерчивая религиозные ориентиры общественного движения, Церковь сама себя удаляла от общества, поскольку в ее внутренней организации и социальной доктрине выявилось несоответствие потребностям общественной жизни.
Социальная активность оставалась уделом немногих священников, а пореформенная духовная жизнь отразила явный отход светского общества от религиозных интересов. Сильный контроль государства и отсутствие самостоятельности общества - характерные признаки России как страны “догоняющего развития” - заняли центральное место в конфронтации общественных сил, что в итоге привело к грозовым потрясениям начала ХХ века. Но протекавший тогда же религиозный Ренессанс, восходивший своими корнями к эпохе Великих реформ. Эта эпоха представляется нам как своего рода пред-Возрождение, вобравшее в себя первые попытки церковного пробуждения общества.
Новшества данного исследования заключаются не только в использовании новых методологических подходов, но и в заполнении конкретных историко-информационных лакун, связанных с общей слабой разработанностью истории русского Православия XIX века на современном научном уровне. Проблема приобретает значительную остроту в связи с необходимостью разработки в отечественной историографии проблем социальной истории (в зарубежной историографии здесь уже накоплен значительный исследовательский опыт). Степень влияния религиозного мировосприятия в общественном сознании является составной частью социально-политической атмосферы, оказывающей воздействие на принятие решений государственной важности.
Настоящее исследование послужит отправной точкой для взаимосвязанного спектра работ по истории духовной жизни русского общества на основе междисциплинарных принципов. Анализ конкретных форм общественной деятельности духовенства подлежит дальнейшему развитию в исследованиях более узкой направленности, локальной ограниченности, большей фактографической глубины. Перспективными представляются разработки, в которых Православие рассматривается не как государственная религия, а как особый тип политической и нравственной культуры общества.
Антонов Н.Р. Русские светские богословы и их религиозно-общественное миросозерцание. Т.1. Спб., 1912. С.291-338.
•Багалей Д.И., Сумцов Н.И. Бузескул В.П. Краткий очерк истории Харьковского университета за первые сто лет его существования (1805-1905). Харьков, 1906. VII, 329, XIV с.
•Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. Спб., 1896. IV, 446 с.
•Барсуков Н.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский.М., 1883.
•Он же. Жизнь и труды М.П. Погодина. Т.1-22. Спб., 1888-1906.
•Берманьский К.Л. Конституционные проекты царя Александра II // Вестник права. 1905. № 9. С.223-291.
•Благовидов Ф.В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II Казань, 1891. II, 330 с.
•Богданович В. Отражение эпохи 60-х гг. в русской церковной проповеди // Учено-богословские и церковно-практические опыты студентов Киевской Духовной Академии. Вып. 1. Киев, 1904. С.95-121.
•Богоявленский В. Епархиальные съезды. Омск, 1902. 155 с.
•В.С. Проекты преобразования центрального управления духовных училищ, оставшиеся от 1862 г.// Церковные ведомости. 1908. № 8. С. 68-81.
•Великая Реформа. Т.1-6. М., 1911.
•Великая Реформа. Сборник статей. М., 1911. 192 с.
•Верховский П.В. Очерки по истории русской Церкви XVIII-XIX вв. Вып. 1. Варшава, 1912. [4], 148 с.
•Он же. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный регламент. Т.1-2. Ростов-на- Дону, 1916.
•Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. Т.1-4. Спб., 1909-1914.
•“Во Христе сапер” (К столкновению А.И.Герцена и Преосвященного Игнатия Брянчанинова) // Богословский Вестник. 1913. № 2. С. 195-207.
•[Горчаков М.И.] Александр Тимофеевич Никольский (1821 -1876). Спб., 1878. 4, VIII, 390, [2] с.
•Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т.1-3. Спб., 1892.
•Григорович Н.И. Обзор общих законоположений о содержании православного приходского духовенства в России со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1863). Спб., 1867. 114,[33] с., 1 л. табл.
•Григорьев В.В. Имп. С.-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. Спб., 1870. 679 с.
•Доброклонский А.П. Руководство по русской церковной истории. Вып. 4. Синодальный период 1700-1890. Спб., 1893. III, 441, [11] с.
•Заведеев П. История русского проповедничества. Тула, 1879.376 с.
•Загоровский А. Несколько данных и соображений по поводу писем митрополита Арсения к протоиерею П.Г.Либединцеву // Киевская Старина. 1901. № 10. С.42-49.
•Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени Петра Великого. Казань, 1873. [4], 851 с.
•Он же. История Казанской Духовной Академии. Т.1-3. Казань, 1891-1892.
•Он же. Богословская полемика 1860-х годов об отношении православия к современной жизни. Казань, 1902.
•Он же. Учебное руководство по истории русской Церкви. 2-е изд. Спб., 1904.470 с.
•Извеков Н.Д. Историографический очерк полувековой жизни и деятельности Московского Общества Любителей Духовного Просвещения (1863 - 1913). М., 1913. 250, VIII с.
•Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1-2. Спб., 1901.
•Корсаков Д.А. Из жизни К.Д. Кавелина во Франции и Германии в 1862-1864 // Русская Мысль. 1899. № 11, 12.
•Корсунский И. Святитель Филарет, митрополит Московский. Харьков, 1894, V 1053. XXIV с.
•Он же. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Харьков, 1889. •Лебединцев П.Г. Графиня А.Д.Блудова и Острожское братство. Спб., 1903. 26 с. •Любимов Н.[М.] М.Н. Катков и его историческая заслуга. Спб., 1889. 356 с.
•Майков П.М. Второе Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (1806-1906). Спб., 1906. VIII, 616 [94] с.
•Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. Ч.1. М., 1994. С.158-202. (1-е изд. - 1896-1903).
•Надеждин А. История С.-Петербургской православной духовной семинарии. 1809-1884. Спб., 1885. 6,VI, 557 с.
•Неведенский С. Катков и его время. Спб., 1888. XIII, 569 с.
•Никольский С.Освобождение крестьян и духовенство // Труды Ставропольской губернской ученой комиссии. Вып. 1. Ставрополь, 1911. С.3-69.
•Павлов А.С Курс церковного права. Сергиев Посад, 1902.II, 539, VI с.
•Папков А.А. Церковно-Общественные вопросы в эпоху Царя-Освободителя (1855-1870). Спб., 1902.[2], IV, 184 с.
•Попельницкий А.З. О мерах по духовному ведомству к сохранению народного спокойствия при обнародовании в 1861 г. Положений о крестьянах // Русская Старина. 1912. № 5. С . 351-356.
•Пятидесятилетие Высочайше утвержденной Комиссии по разбору и описанию Архива Св. Синода. 1865-1915. Пг., 1915. IV, 454 с.
•Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. Спб., 1902, 2.II, 785, [2] с.
•Рункевич С.Г. Приходская благотворительности в Петербурге. Спб., 1900. С.1-17.
•Он же Русская Церковь в XIX веке. Спб., 1901. 232 с.
•Руновский Н. Церковно-гражданское законоположение относительно православного духовенства в царствование имп. Александра II. Казань, 1898. IX, 332 с.
•Священник Михаил Яковлевич Морошкин. [Некролог] // Всемирная иллюстрация. 1870. № 71-79.
•Середонин С.М. Исторический обзор деятельности Комитета Министров. Т.1-5. Спб., 1902.
•[Скроботов Н.А.] Приходский священник Александр Васильевич Гумилевский. Спб., 1871.XVI, 325 с.
•Смирнов С.К. История Московской Духовной Академии до ее преобразования. М., 1879. 362. XIX с.
•Татищев С.С. Император Александр II, его жизнь и царствование. Т.1-2. Спб., 1903. •Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX в. Т.1-2. Вильна, 1908-1909.
•Титов Ф.И. Макарий Булгаков, митрополит Московский и Коломенский. Т.1-2.Киев, 1895-1903.
•Усов П.С. Цензурная реформа в 1862 г. // Вестник Европы. 1882. № 5,6.
•Фаресов А.И. Тертий Иванович Филиппов. Спб., 1900. 24 с. •Церковно-приходские школы Московской губернии. М., 1899. 42 с.
•Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. М., 1912. 224 с.
•Чистович И.А. С.-Петербургская Духовная Академия за последние 30 лет. (1858¬1888). Спб., 1889. 402 с.
382 •Шаховской Н.В. [Материалы для биографии Н.П.Гилярова-Платонова] // Русский Архив. 1889. Кн.3; 1890. Кн.1; 1893. Кн.2; Русское обозрение. 1895. № 8,11; 1896, № 11, 12; 1897, № 4, 7, 10-12; 1898, № 1-4.
2.2.Литература новейшего времени (после 1917 г.). •Азбукин В.Н. Церковь и духовенство в изображении Н.С.Лескова // Музей истории религии и атеизма. Вып.6.М.;Л.; 1963. С.305-319.
•Алексеева С.И. Синод, как государственное учреждение Российской Империи во второй половине XIX в. (историографический очерк) // Актуальные проблемы
историографии дореволюционной России. Ижевск, 1992. С.149-164.
•Андреев В.М. Либерально-обновленческое движение в русском православии н. ХХ в. и его идеология. Автореф... канд. филос.наук. Л., 1972. 15 с.
•Буртина Е.Ю. Мелочи иерейской жизни. Документальный очерк об И.С.Беллюстине //Лица. Исторический альманах. Т.6. М.; Спб., 1995.С. 187-237.
•Вершинская С.Ю. Проблема самоидентификации русского православного духовенства в середине XIX века // Россия в новое время: историческая традиция и проблемы самоидентификации. Материалы межвузовской научной конференции 25-27 апреля 1996 г. М., 1996. С.80-82.
•Великие реформы в России. 1856-1874. Сборник/ Под ред. Л.Г.Захаровой. Б.Эклофа, Дж.Бушнелла. М., 1992. 336 с.
•Виноградова Т.П. Нижегородская интеллигенция: вокруг Н.А.Добролюбова. Н.Новгород, 1992. 320 с.
•Галанза П. Православие и самодержавие. М., 1925. 22 с. •Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 года. М., 1957. 264 с.
•Герасимова Ю.И. Из истории русской печати в период революционной ситуации кон. 1850-х-нач.1860-х гг. М., 1974. 208 с.
•Горяйнов Ю.С. Князь Н.Б.Голицын. Белгород, 1991. 46 с., ил. •Грекулов Е. [Ф.] Нравы русского духовенства (М., 1929) 40 с.
•Он же. Православная Церковь - враг просвещения. М., 1962. 192 с. •Он же. Церковь и отмена крепостного права // Вопросы истории религии и атеизма. Вып. 10. М., 1962. С.86-112.
•Он же. Церковь, самодержавие, народ /вторая половина XIX - начало ХХ вв./ М., 1969 г. 184 с., ил.
•Гроссман Л.П. Достоевский и правительственные круги 1870-х гг. // Литературное наследство. 1934. Т.15. С.83-162.
•Дмитриев А.[Д.] Церковь и крестьянство на Руси. М.; Л., 1931. 64 с.
•Дмитриев С.С. Православная церковь и государство в предреформенной России // История СССР. 1966. № 4. С.20-54.
•Днепров Э.Д. Церковь, самодержавие и народная школа - во второй половине XIX в.// Вопросы истории педагогики. М., 1972. С.18-39.
•Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983. 272 с., 8 л. ил. •Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России 3-е изд. М., 1983. 352 с.
•Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С,47-153.
•Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х годов. М., 1964. 511 с.
•Он же Отмена крепостного права в России. 3-е изд. М., 1968. 368 с. •Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права. 1856-1861. М., 1984. 256 с. •Зубанова С.Г. Православная Церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века. Автореф... канд. ист. наук. М., 1995. 29 с.
•Историко-правовые вопросы взаимоотношений государства и церкви в истории России. М.; 1988. 167, [2] с.
•Кадсон И.З. Антицерковная борьба в России в трудах советских историков // Вопросы истории. 1969. № 3. С.151-157.
•Каменев С.А. Церковь и просвещение в России. М., 1930. 202с., ил.
•Камкин А.В. Православная Церковь на севере России. Вологда, 1992. 162, [2] с., ил.
•Камоско Л.В. Политика правительства в области среднего образования в 60-70-е гг. XIX в. Автореф. дис... канд.ист.наук. М., 1970. 19 с.
•Карпов Н.В. Дневник вольнодумца 60-х годов // Вопросы научного атеизма. Вып. 25. М., 1980. С.268-282.
•Кирьянов А. Духовной жаждою томимые // Родина, 1994. № 6. С.31-35.
•Китаев В.А. Из истории идейной борьбы в России в период первой революционной ситуации (И.С.Аксаков в общественном движении нач. 60-х гг. XIX в.). Горький, 1974. 74 с.
•Кодан С.В. Духовная цензура в законодательстве крепостнической России (1800-1850 -е гг.) // Осмысление духовной целостности. Екатеринбург, 1992. С.286-296.
•Колпенский В. Сельская школа после Крестьянской реформы // Архив истории труда в России. 1922. № 5. С .36-46.
•Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850-6 гг.). Л., 1984. 195 с., ил.
•Кучумова Л.И. Православный приход в концепции Церкви и государства и общественная мысль в России на рубеже 1850-1860-х годов // Православие и русская народная культура. Кн.2. М., 1993. С.159-199.
•Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971. 368 с. 4 л.ил.
•Леонтьева Т.Г. Церковная интеллигенция в России в кон. XIX - н. ХХ в. Автореф. дис... канд.ист.наук. Петрозаводск, 1992. 24 с.
•Линков Я.И. Очерки истории крестьянского движения в 1825-1861 гг. М., 1952. 259 с.
•Локшин А. [Е.] И стаи галок на крестах... // Наука и религия. 1984. № 11. С. 41.
•Майорова О.Е. Московский петиметр (Из истории русского утопизма) // Лица. Биографический альманах. Т.4. М.; Спб., 1994.С.54-71.
•Мартынов Б.В. Воспоминания Н.П. Розанова “Второе сословие” // Мир источниковедения (Сборник в честь С.О. Шмидта). М., Пенза, 1994. С,108-113.
•Марьяновский А.А. Воронежское земств в пореформенный период. Дис... канд. ист. наук. М., 1981. 248 с.
•Миронов Б.Н. Американский историк о русском духовном сословии // Вопросы истории. 1987. № 1. С.153-158.
•Мороховец Е.А. Крестьянская реформа. М.; Л., 1937. 164 с.
•Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. М., 1974. 638 с., 9 л. ил.
•Никитина Ф. В черном клобуке, с белым аксельбантом // Наука и религия. 1982. № 11, 12.
•Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1930. 248 с.
•Новикова Н.С. Тверское земство в 1865-1890 гг. Дис... канд. ист. наук. Калинин, 1984. 224 с.
•Олшник Л.В. Антинародная роль церкви у nepiog проведення реформы 1861 року // Украшский историчний журнал. 1961. № 2. С.89-95.
•Островская Л. В. Некоторые замечания о характере крестьянской религиозности на материалах пореформенной Сибири // Крестьянство Сибири XVIII - начало ХХ в. Новосибирск, 1975. С.172-186.
•Она же. Христианство в понимании русских крестьян пореформенной Сибири (народный вариант православия) // Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII- н.ХХ вв.), Новосибирск, 1983. С.135-150.
•Панова В.С. “Колокол” А.И.Герцена и Н.П.Огарева об атеизме, религии и церкви. М., 1983. 134 с.
•Писарев В.И.Церковь и крепостное право в России. М., 1930. 108 с.
•Пойда Д.П. Документ об антинародной роли духовенства в период реформы 1861 г. // Историографические и источниковедческие проблемы отечественной культуры. Межвуз. сб. Вып. 1.Днепропетровск, 1983. С.130-135.
•Полунов А.Ю. Ведомство православного исповедания под властью К.П. Победоносцева (1881-1894 гг.). Дис. ... канд.ист.наук. М., 1992. 262 с.
•Он же. Белый революционер // Знание - сила. 1992. № 2.С.117-123.
•Православная церковь в истории России (Спецкурс лекций для аспирантов АОН при ЦК КПСС). М., 1991. 173 с.
•Пушкарев Л.Н. Атеизм в общественной борьбе в России 60-х гг. XIX в. // Историографические и исторические проблемы русской культуры. М., 1983. С.112-130.
•Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991. 221, [2] с.
•Реформы или революция? Россия 1861-1917. Материалы международного коллоквиума историков. Спб., 1992. 394 с.
•Римский С.В, Церковь и Крестьянская реформа 1861 года. Дис. ...канд.ист.наук. Ростов-на-Дону, 1982. 192 с.
•Он же. Церковная реформа 60-70-х годов XIX века // Отечественная история. 1995. № 2. С.166-175.
•Он же. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории 1996. № 4. С.32-78.
•Он же. Русская Православная Церковь в национальной политике России в Западном крае (30-70-е гг. XIX в) // Россия в новое время: историческая традиция и проблемы самоидентификации. Материалы межвузовской научной конференции 25-27 апреля 1996 г. М., 1996. С.105-108.
•Самсонов А.М. Антифеодальные народные восстания в России и церковь. М., 1955. 183 с., ил.
•Сахаров А.Н. К изучению истории русской церкви // Вопросы истории. 1968. № 6. С.167-178.
•Сергеенкова В.В. Правительственная политика в области начального образования в России во второй половине 60-х-70-е гг. XIX в. Дис. ... канд.ист.наук. Минск, 1980. 258 с.
•Середа В.Н. Иван Степанович Беллюстин (1819-1890) // Биография как вид исторического исследования. Тверь, 1993. С.115-121.
•Сидяков Ю.Л. Н.С.Лесков и духовно-судебная реформа //Finitis duodecim lustris. Сборник статей к 60-летию проф. Ю.М.Лотмана. Таллин, 1982. С.132-136.
•Он же Лесков в борье с церковной реакцией // Ученые записки Тартусского университета. Вып. 683. Тарту, 1986. С.38-49.
•Симина В.А. К истории сословной политики самодержавия в 60-е гг. XIX в. (изменение законодательства о духовном сословии) // Вестник ЛГУ. Сер. “История, язык, литература”. 1982. № 14. Вып. 3.С.124-127.
•Стефанова И.И. Вятское земство в пореформенный период. Дис. ... канд. ист. наук. Киров, 1973. 204 с.
•Тарабрин Е.Г. Рязанское земство в 1865-1890 гг. Дис. ... канд.ист.наук. Калинин, 1986. 202 с.
•Он же Земство и православная церковь (по материалам Рязанской губернии) // Российская государственность: этапы становления и развития. Тезисы и материалы научной конференции. Ч.1. Кострома, 1993. С.174-179.
•Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия. (М.Н.Катков и его издания). М., 1978. 279 с.
•Она же. Ф.М.Достоевский в общественной жизни России (1861-1881). М., 1990¬.336, [3] с.
•Титлинов Б.В. Православная Церковь на службе самодержавия. Л., 1924. 210 с.
•Он же. Молодежь и революция. Из истории революционного движения среди средних учебных заведений 1860-1905 гг. Л., 1925. 166 с.
•Титов Н.Ю. Церковь в политической системе России первой половины XIX в. Автореф. дис. ... канд. юрид.наук. М., 1985. 18 с.
•Он же Процесс огосударствления Церкви в XVIII - XIX вв. // Вопросы научного атеизма. Вып. 37. Православие в истории России. М., 1988. С. 173-176.
•Ткаченко П.С. Учащаяся молодежь в революционном движении 60-70-х гг. XIX в. М., 1978. 245 с.
•Фролова Л.П. Тульское земство в 1865-1890 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Тула, 1981. 171 с.
•Фурсов В. Н. Роль религии и церкви в идеологическом воздействии на социальную психологию крестьянства в 60-е-70-е гг. XIX в (по материалам Воронежской губернии) / МГПИ им. В.И.Ленина. М., 1979. Рук. деп. В ИНИОН АН СССР. № 4375. 31 с.
•Фруменкова Т.Г. Православная Церковь и классовая борьба в России в период кризиса крепостничества (30-е-50-е гг. XIX в). Дис. ... канд. ист. наук. Л., 1986. 247 с.
•Цамутали А.Н. Борьба течений в русской истории во второй половине XIX в. Л., 1977. 256 с.
•Цимбаев Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978. 264 с.
•Он же. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М., 1986. 271 с.
•Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.). М., 1967. 336 с.
•Чернуха В.Г. Совет Министров в 1857-1861 гг. // Вспомогательные исторические дисциплины. Т.5. Л., 1973. С.120-137.
•Она же. Программная записка министра внутренних дел П.А.Валуева от 22 сентября 1861 года// Там же. Т.7. Л., 1976. С.210-226.
•Она же Внутренняя политика царизма с середины 50-х - до начала 80-х гг. XIX в. Л., 1978. 248 с.
•Она же. Правительственная политика в отношении печати в 60-70-е годы XIX века. Л., 1989. 205 с.
•Шмидт С.О. Сельские церковно-приходские летописи как историко-краеведческий материал // Историческое краеведение. Пенза, 1993. С.201-224.
•Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884 года. М., 1976. 231 с.
•Эйдельман Н. Я. Церковь в борьбе с Вольным русским словом // Исторический архив 1962. № 1. С.194-199.
•Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох (от России крепостной к России капиталистической). М., 1985. 350 с.
•Она же. Русские университеты на путях реформы. Шестидесятые годы XIX века. М., 1993. 272 с.
•Она же. К спорам о просветительстве // История СССР. 1988. № 6.С.17-34.
2.3 Зарубежная литература
•Бердяев Н.А. Русская идея// Вопросы философии. 1990. № 1,2.
•Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1-2.Л., 1991.
•Зернов Н.[М.] Русское религиозное возрождение ХХ века. 2-е изд., испр. Париж, 1991. 367, [1] с., 1 л. портр.
•Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1-2. М., 1991.
•Нольде Б.Э. Юрий Самарин и его время. Париж, 1926. 241, [4] с.
•Освальт Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861-1865 // Вопросы истории. 1993. № 11/12. С.140-149.
•Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937. XVI. 599 с.
•Фриз Г.Л. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России// История СССР. 1991. № 2. С.107-119.
•Eklof B. Russia peasant Schools: Officialdom, Village Culture and Popular Pedagogy. 1861-1914. Berkley, 1986. XVI, 652 c.
•Freeze G.L. Caste and Emancipation. The Changing Status of Clerical Families in the Great Reforms// The Family in Imperial Russia. Urbana, 1978. P. 124-150.
•Freeze G.L. Revolt from Below: A.Priest Manifesto on the Crisis in Russian Orthodoxy// Russian Orthodoxy under the Old Regime. Minneapolis, 1978.P.90-124.
•Freeze G.L. P.A. Valuyev and the Politics of Church Reform, 1861-1862// Slavonic and East European Review. 1978. Vol 56. P.68-87.
•Freeze G.L. Case of Stunded Anticlericalism: Clergy and Society in Imperial Russia// European Studies Review. 1983.N 2.P.177-200.
•Freeze G.L.The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis Reform, Counter-Reform. Princeton,1983.XXXII, 507 c.
•Freeze G.L. Die Laisierung des Archimandrits Fedor (Bucharev) and ihre kirchenpolitischen Hintergrunde: Theologie and Politik in RuBland Mitte des 19. Jahrhunderts//Kirche im Osten.1985. 28.S.26-51.
•Freeze G.L. Handmaiden of the State?// Journal of Ecclesiastical History.1985.January.P.82-102.
•Freeze G.L.A social Mission for Russian Orthodoxy: The Kazan Requiem of 1861. for the Peasants in Bezdna// Imperial Russia.1800-1917. Dekalb,1988.P.115-135.
•Oswalt J. Kirchliche Gemeinde und Bauerubefreiung. Gottingen,1975.137 S.
•Sinel A. The Classroom and Chancellery: State Educational Reform in Russia under Count Dmitry Tolstoy. Cambridge,Mass, 1973.XVI, 338 c.
•Smolitsh Igor. Gesschiste der Russichen Kirche.1700-1917.Bd.1-Leiden,1964; Bd.2.Berlin, 1991.
•Struve N. L' epoque synodale, 1721-1917// L' histoire de l'Eglise russe. Paris, 1989.P.67- 83.
III. Справочные издания
а) новое время (до 1917 г.)
•Д[урново] Н.[Н.]. Иерархия Всероссийской Церкви. Ч.1-3. М., 1892-1898.
•Калашников С.В. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Св.Правительствующего Синода (1721-1901). 3-е изд. Спб., 1901. 592 с.
•Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати. 1703-1900. Пг., 1915. 8, XVI, 1067 с.
•Преображенский И.В. Отечественная Церковь по статистическим данным с 1840-1841 гг. по 1890-1891 гг. Спб., 1897. 236 с.
•Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов. С.- Петербургской Духовной Академии. 1814-1869 гг. Спб., 1907. 4, [34], 552 с.
б) новейшее время (после 1917 г.)
•Аннотированный указатель рукописных фондов ГПБ. Вып. 1-4. Л., 1981 - 1984. •Воспоминания и дневники XVIII-XX вв.: Указатель рукописей. М., 1976. 621 с.
•Государственный архив Российской Федерации: Путеводитель. Т.1. М., 1994. XXIII, 394, [4] с.
•Государственный исторический архив Московской области: Путеводитель. М., 1961. 345 с.
•История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях / Науч. ред. П.А.Зайончковский. Т.2.Ч.1. М., 1977; Т.3.Ч.1-2. М., 1979-1980.
•История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России: Аннотированный справочник-указатель. М., 1993. 691 с.
•История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов России: Аннотированный справочник-указатель. М., 1995.397 с.
•Коншина Е.Н., Швабе Н.К. Краткий указатель архивных фондов отдела Рукописей [Государственной Библиотеки им. В.И.Ленина]. М., 1948. 256 с.
•Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР. Т.1-3. М., 1962-1980.
•Масанов Ю.И. и др. Указатели содержания русских журналов и продолжающихся изданий. 1755-1970 гг. М., 1970. 439 с.
•Путеводитель по архиву Ленинградского отделения Института Истории СССР. М.; Л., 1958. 603 с.
•Русские писатели. 1800-1917. Т.1-3. М., 1989-1994.
•Справочники по истории дореволюционной России/ Науч.ред. П.А.Зайончковский. 2¬е изд. М ., 1978. 639 с .
•Фонды Российского Государственного исторического архива. Краткий справочник. Спб., 1994. 120 с.
•Центральный Государственный архив древних актов: Путеводитель. Ч.1-2. М., 1946-1947.
•Центральный Государственный архив Литературы и Искусства СССР: Путеводитель. Литература. М., 1963. 810.[2] с.
•Центральный Государственный исторический архив в Ленинграде: Путеводитель. М., 1956. 607 с.