Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Работа №28866

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
992
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ 8
1.1. Понятийно-категориальный аппарат института
муниципальной службы 8
1.2. Муниципальный служащий и его правовой статус 17
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 27
2.1. Правовое регулирование муниципальной службы 27
2.2. Разграничение компетенций в сфере правового регулирование
муниципальной службы 34
2.3. Причины возникновения особенностей правового регулирования
муниципальной службы и их следствия 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77


Реформированию законодательства о муниципальной службе на сегодняшний день отдается большое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях. Связано это, прежде всего, с изменениями, произошедшими и происходящими в нашем государстве.
С принятием в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации, существенно изменились структура и функции органов публичной власти.
Кардинально изменилась роль органов местного самоуправления, возникла необходимость роста эффективности функционирования муниципальной службы, за счет совершенствования федерального и регионального законодательства.
Задачи, стоящие перед законодателем, учеными, специалистами ранее были сложными потому, что в период советской власти не принимались специальные законы о муниципальной службе, а правовой статус работников местных органов власти существенно не отличался от правового статуса служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций.
Положение всех служащих определялся однозначно в трудовом законодательстве. Порывом для изучения муниципальной службы явилась начавшаяся в стране в 1985 году «перестройка», так как возник вопрос о необходимости принятия союзного Закона «О муниципальной службе». Это повлекло активное обсуждение концепции нового закона, а также необходимость изучения зарубежного опыта правового регулирования муниципальной службы.
Таким образом, еще в советское время велись научные дискуссии, которые были посвящены проблемам организации и функционирования муниципальной службы, хотя законодательная основа данного института практически отсутствовала.
На сегодняшний день, учитывая процесс реформирования законодательной базы муниципальной службы, формируются и внедряются иные подходы к различным ее аспектам.
Актуальность избранной темы исследования определяется необходимостью обновления, рассматриваемой категории работников, вовлечение в муниципальную деятельность наиболее профессионально грамотных, имеющих высокий личностный потенциал граждан. Эффективная деятельность муниципальной службы в России, ее укомплектованность кадрами высокой квалификации необходимо рассматривать как один из решающих факторов, направленных на ускорение перехода к рыночной экономике и устранение многих кризисных явлений в период вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .
Российская Федерация нуждается в сильном гражданском обществе, которое способно обеспечить, с одной стороны, свободу, многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой - общественный порядок, безопасность, правовую регламентацию общественных связей, соблюдение законов и нормативных актов местного самоуправления.
Поэтому, проблема правового регулирования муниципальной службы остаются актуальными по сей день. Это связано с утверждением с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации». Необходимость решения данных проблем и определила выбор темы данного исследования.
Степень научной разработанности темы. За последние годы идеи о формировании современной муниципальной службы получили свое развитие. Вопросы теории и практики муниципальной службы были отражены в трудах: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, К.С. Вельского, В.Г. Вишнякова, Б.Н. Габричидзе, Ю.А. Дмитриева, Н.М. Казанцева, JI.M. Колодкина, О.Е. Кутафина, Л.А. Лукашова, Б.М. Лазарева, А.Ф. Ноздрачева, В.А. Прокошина, Ю.А. Розенбаума, Б.А. Страшуна, Ю.А. Тихомирова, Н.Б. Топорнина, В.И. Фадеева и др.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в области правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации, закрепленные в законодательстве Российской Федерации, законах субъектов Российской Федерации и нормативных актах местного самоуправления.
Предметом исследования выступает институт муниципальной службы Российской Федерации, его состояние и закономерности развития.
Цель и задачи исследования. Цель состоит в том, чтобы на основе анализа современных достижений юридической науки в целом и науки муниципального права в частности, действующего федерального законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, складывающейся практики прохождения муниципальной службы сформулировать предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование юридических норм, которые регулируют изучаемые отношения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятийно-категориальный аппарат института муниципальной службы;
-раскрыть понятие муниципальный служащий и его правовой статус;
-изучить правовое регулирование муниципальной службы;
- проанализировать разграничения компетенций в сфере правового регулирование муниципальной службы;
- выявить причины возникновения особенностей правового регулирования муниципальной службы и их следствия.
Методологическую основу исследования составили всеобщий - диалектический - метод познания социально-правовых явлений. Среди общенаучных методов в ходе проведения исследования использовались анализ, синтез, сравнительно-правовой, а также формально-логический методы. Кроме того, использовались частно-научные методы познания - логико-формальный, статистический, системного анализа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Современный правовой институт муниципальной службы предлагаем рассматривать как систему правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации муниципальной службы: статус муниципальных служащих, гарантии и механизм его реализации, процедуру прохождения муниципальной службы, а также ответственность должностных лиц органов местного самоуправления.
2. Необходимо закрепить на уровне федерального законодательства принцип самостоятельности муниципального служащего в пределах его компетенции и принцип несменяемости, что обусловлено требованиями совершенствования правового регулирования муниципальной службы в субъектах Российской Федерации.
3. В настоящее время подготовка и переподготовка муниципальных служащих осуществляется множеством различных образовательных учреждений, действующих нередко изолированно и независимо друг от друга, часто по разным образовательным программам, которые далеко не всегда отвечают существующим потребностям. В связи с чем существует настоятельная необходимость создания единой системы подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование позволило сделать ряд следующих выводов.
Основываясь на анализе трудов современных ученых, опыте юристов- практиков, выводы политических деятелей, раскрывая вопросы, связанные с рассмотрением правового положения муниципального служащего, мы пришли к выводу о том, что значительное число разрозненных нормативных правовых актов влекут проблемные вопросы в практической деятельности, в связи с этим возникает необходимость, связанная с изменением законодательства в направлении его систематизации.
Некоторые нормы Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» носят противоречивый характер. Поэтому важное значение приобретает практика правового регулирования рассматриваемых отношений. В процессе ее формировании необходимо исключить применение норм, которые противоречат Конституции РФ и международным правовым актам о муниципальной службе.
Современное законодательство о муниципальной службе не совсем обосновано сужает понятие «муниципальный служащий». Так, в частности, на сегодняшний день законодатель не всегда относит к муниципальному служащему, которые назначены по конкурсу глав администраций муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления.
Действующий правовой институт муниципальной службы, на наш взгляд необходимо рассматривать как систему правовых норм, которые регулируют отношения, складывающиеся в процессе организации муниципальной службы: правовое положение муниципального служащего, гарантии и механизм его реализации, процедуру прохождения муниципальной службы, а также ответственность должностных лиц органов местного самоуправления.
На современном этапе появилась объективная необходимость закрепления на уровне федерального законодательства таких принципов, как принцип самостоятельности муниципальных служащих в пределах их компетенций и принцип несменяемости. Все это вызвано требованиями совершенствования правового регулирования муниципальной службы в субъектах Российской Федерации.
Система правового регулирования муниципальной службы подразумевает три уровня: федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальный. В качестве предмета правового регулирования института муниципальной службы выступают три основные группы муниципально-служебных отношений: формирование системы муниципальной службы; определение правового положения муниципальных служащих и формулирование гарантий его осуществления; процедура прохождения муниципальной службы.
В целях устранения несоответствия законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству, которое в настоящее время напрямую зависит от нестабильности федерального законодательства, необходимо на уровне федерального конституционного закона разграничить полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в вопросах правового регулирования организации и функционирования муниципальной службы.
Действующее федеральное законодательство не всегда учитывает обстоятельство, когда правовое регулирование муниципальной службы выступает как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, так как формирование общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления не возможно без учета защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав муниципальных служащих, обеспечения законности и правопорядка. Поэтому, полагаем, что необходимо расширить установленный на федеральном уровне перечень полномочий субъектов Российской Федерации по законодательному регулированию муниципальной службы.
Содержание законодательства субъектов РФ о муниципальной службе в существенной мере состоит из правовых норм, которые наделяют муниципального служащего дополнительными правами и гарантиями. Данную практику необходимо оценивать, как положительную, требующую расширенного применения всеми субъектами РФ. Однако, сохранение привилегий для отдельных категорий муниципальных служащих является негативным явлением.
Правовой базой для муниципальной службы в Российской Федерации явился, принятый 8 января 1998 г. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Данный документ закрепил условия, направленные на формирование финансово-экономического элемента института муниципальной службы, а это повлекло то, что муниципальному служащему представилась возможность приобрести правовой статус наравне с государственными федеральными служащими и государственными служащими субъектов Российской Федерации по вопросам реализации своих служебных обязанностей и реализации социальных прав и гарантий. Помимо этого, он закрепил муниципальную службу как самостоятельный социально-правовой институт и вывел ее из прямого подчинения государственной службы.
В качестве предложений, направленных на совершенствование законодательства о муниципальной службе предлагается закрепить следующие положения:
- перечень требований и условий, которые необходимы для принятия на муниципальную должность муниципальной службы той или иной группы;
- перечень квалификационных разрядов муниципальных служащих, которые присваиваются муниципальным служащим, а также требования и условия для присвоения им квалификационного разряда;
- порядок присвоения квалификационных разрядов и их сохранение при переводе на другие муниципальные или государственные должности;
- порядок перехода муниципального служащего с муниципальной службы на государственную службу и наоборот;
- возможность установления на уровне местного самоуправления дополнительных гарантий прохождения муниципальной службы, а также дополнительных видов мер поощрения муниципального служащего;
- виды дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться на муниципальных служащих, основания и порядок наложения каждого такого взыскания.
Мы считаем, что в России на данный момент четко закреплены определенные элементы института муниципальной службы: во-первых, создана правовая основа, представленная в виде федеральных законов, законов субъектов Федерации и нормативных актов, которые установили правовой статус института муниципальной службы; во-вторых, сформированы органы местного самоуправления, повсеместно функционируют организационные составляющие института муниципальной службы - муниципалитеты (мэрии); в- третьих, законодательно определены финансовые основы местного самоуправления, которые позволяют вести экономическую деятельность в границах конкретной территории и соответствующих полномочий; в- четвертых, урегулированы межбюджетные отношения, выработан механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления; в-пятых, положительно развивается система подготовки и переподготовки кадров по специальности «Государственное и муниципальное управление» учитывая специфику муниципальной службы.
Поэтому прогрессивное функционирование всех основополагающих основ института муниципальной службы, можно констатировать как реальный потенциал в реформировании органов местного самоуправления в Российской Федерации.



1. Конституция Российской Федерации 1993 года: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. литература, 2014. - 63 с.
2. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ // СЗ РФ. 1997. - № 39. - Ст. 4464.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. - Ст. 3215.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2004, с изм. от 30.12.2004) // СЗ РФ. 2003. - № 40. - Ст. 3822.
5. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
Монографии, учебники, учебные пособия, книги
6. Аверин А.Н. Муниципальная социальная политика и подготовка муниципальных служащих: учеб. пособие / А.Н. Аверин. 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 96 с.
7. Болтенкова Л.Ф. Местное самоуправление в системе федеративных отношений. Лекция. М.: Изд-во РАГС. 2014. - 67 с.
8. Бондаренко М.В. Правовое регулирование труда муниципальных служащих. Обнинск: Институт муниципального управления, 2011. - 154 с.
9. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.,2010.- 99 с.
10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: Учебник для юридических вузов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 321 с.
11. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2013. - 217 с.
12. Демин А.А. Государственная служба: Учебное пособие. М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. - 188 с.
13. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. М., 1999. - 281 с.
14. Козбаненко В.А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание. М.: ИПК госслужбы, 2013. - 191 с.
15. Кутафин О.Е., Фадеев, В.М. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб., и доп. М.: Юристь, 2000. - 186 с.
16. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. М.: Дело. 2005. - 240 с.
17. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997. - 281 с.
18. Мокрый B.C. Местное самоуправление: вчера, сегодня, завтра // Местное самоуправление в России. Сборник статей / Под ред. В.Б. Зотова. М., 2013. - 543 с.
19. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. Учеб. пособие под ред. Шеремета К.Ф. - М.,1998.- 91 с.
20. Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М.: Дело, 2012. - 281 с.
21. Плесовских В.Д. Правовые и научные проблемы порядка управления в России: Монография. - Тюмень, ТГУ, 2010. 160 с.
22. Россинский Б.В. О законодательной дефиниции государственной службы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Новая правовая культура, 2013. 461.с.
23. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Юристъ 2013. - 321 с.
Диссертации и авторефераты диссертаций
24. Ануфриев В.Н. Система органов государственной власти и местное самоуправление в областях субъектах Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1999.
25. Бялкина Т.М. Законодательство области о местном самоуправлении: концепция, практика и проблемы развития: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1995.
26. Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект): Автореф. дис. .д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998.
27. Головкин Н.Н. Реформа местного самоуправления в процессе модернизации российского общества: тенденции и проблемы. Автореф. дис. канд. полит, наук. Орел, 1999.
28. Головко Е.А. Социолого-правовые основы местного самоуправления и некоторые проблемы его реализации. Автореф. дис. канд. социолог, наук. М., 1999.
29. Голубев В.Ю. Правовое регулирование местного самоуправления: теория и практика. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999.
30. Наймушина С.Г. Конституционно-правовые основы организации и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999. 169.
31. Крузе Ю.Л. Проблемы теории муниципального права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1997.
32. Парадиз А.Л. Местное самоуправление в политической системе общества, дисс. канд. политол. наук. Саратов, 1994.
33. Туманова Н.Л. Местное самоуправление: проблемы реализации муниципального права. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1996.
34. Фабричный С.Ю. Субъект Федерации и местное самоуправление: Правовое регулирование финансово-экономических взаимоотношений: на опыте Новгородской области Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1998.
35. Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: проблемы становления и развития: Автореф. дис. .д-ра юрид. наук. М., 1994.
36. Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1997.
Периодические издания
37. Буравлев, Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. 2013. -№7.-С. 10- 18.
38. Ванеев О.Н., Княгинин К.Н. Устав муниципального образования: некоторые вопросы теории и практики // Российский юридический журнал. - 1998.- №3 (19). С. 76-79.
39. Козбаненко В.А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное //Конституционное и муниципальное право. 2013. - № 3. С. 87-92.
40. Костюков А.Н. Юридические факты в муниципальном праве. // Журнал российского права. — 2013. № 4. С. 13-18.
41. Куракин А.В. Государственным служащим необходим кодекс поведения, или Концепция реформирования государственной службы - антикоррупционная направленность // Закон и право. 2013. - № 8. С. 76-79.
42. Лютцер В.Л. Муниципальная служба // Законодательство. 1998.- №
1. С. 87-92.
43. Миронова Н. Местное самоуправление сегодня и завтра // Выборы. 2011.-№ 1. С. 75-79.
44. Мокрый B.C. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. 2012. - №10. С. 54-59.
45. Миронова Н. Местное самоуправление сегодня и завтра // Выборы- 2011. № 1. С. 77-80.
46. Розенбаум Ю.А. Государственная служба как фактор укрепления целостности Российского федеративного государства // Государство и право1999. -№4. С. 45-49.
47. Романов А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации как предмет законодательного регулирования. // Российский юридический журнал. 2011. - № 3. С. 65-69.
48. Самохвалов В. Местное самоуправление: законодательное регулирование и практика // Российская юстиция. 2010. - №6. С. 54-57.
49. Соловьев С.Г. Должностное лицо местного самоуправления: вопросы теории и практики. // Журнал российского права. - 2014. № 8. С. 65-70.
50. Фадеев В.И. Муниципальная служба в Российской Федерации// Муниципальная служба. № 4. - 1998. С. 32-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ