ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КАК СФЕРА
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 11
§ 1. Социально-правовая сущность и принципы международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств 11
§ 2. Правовой статус специализированных международных
организаций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков 30
Глава 2. СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ГОСУДАРСТВ СНГ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 45
§ 1. Правовая основа и основные направления сотрудничества России и государств-участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков 45
§ 2. Пути повышения эффективности взаимодействия стран - членов СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном мире стремительно развивается наркомания, которая приобретает особую актуальность в условиях глобального кризиса. Незаконное распространение наркотиков в России представляет собой угрозу не только личной, но и экономической, политической, информационной, социальной безопасности для человека. Наркоситуация в стране угрожает физическому, а также психическому здоровью миллионов людей и способствует сокращению численности населения.
При этом проблема наркозависимости наиболее опасные тенденции приобретает в молодёжной среде как наиболее уязвимой для проникновения экстремистских идей, что связано с отсутствием знаний, с несформировавшейся психикой и с неспособностью противостоять оказанному влиянию. Следует отметить, что наркомания - это социальное явление, которое взаимосвязано в обществе с такими негативными явлениями, как алкоголизм, токсикомания, проституция, табакокурение, бродяжничество, беспризорность. Распространение наркотиков в молодёжной среде заведомо делает общество физически и психически больным, деформированным в социальном и нравственном плане.
Таким образом, противодействие наркотической угрозе должно стать первостепенной задачей государства. На протяжении нескольких веков существовало убеждение, что удовлетворение фундаментальных потребностей человека на достаточно высоком уровне сделает его счастливым. Более того, как показывает развитие социально-исторической мысли, человеческое общество на всём протяжении его существования стремилось не только к созданию комфортной, удобной среды, но и к получению общественных благ или средств, условий осуществления и развития витальных функций индивидов, выражающих основные направления их жизнедеятельности. В связи с этим обстоятельством создавалось огромное количество утопий построения общества всеобщего благоденствия, в котором бы реализовался принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Однако наличие физического и психического здоровья, к сожалению, не всегда свидетельствует о высоком уровне социального здоровья. Социально здоровым является человек, который комфортно чувствует себя в обществе. Ощущение такой комфортности появляется только тогда, когда он получает реальную возможность раскрыть свои особенности, что достигается в процессе его приобщения к полноценной духовной культуре как целому.
Масштабы и тенденции роста незаконного оборота наркотических средств в настоящее время представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей. Наркоагрессия инициирует рост преступности, теневой экономики, насилия и коррупции; разрушает политическую, культурную и социальную структуру общества; отвлекает на себя людские и финансовые ресурсы, которые должны быть использованы в целях социально-экономического развития.
По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в настоящее время в мире насчитывается более 200 млн. чел., имеющих опыт употребления наркотиков, 110 млн. чел. злоупотребляют ими и 25 млн. чел. страдают наркозависимостью. Только в России число лиц, регулярно потребляющих наркотики, колеблется в пределах 2-2,5 млн. чел. в возрасте от 18 до 39 лет, что составляет почти 2 % населения страны. При этом наркомания каждый год продолжает набирать обороты. Так, если в 2013 г. было зарегистрировано около 555 тыс. чел. - потребителей наркотиков, число больных наркоманией - около 358 тыс., причем 87 % из них - употребляли героин, то в 2015 г. число зарегистрированных потребителей наркотиков составило 673840 тыс. чел., а диагноз «наркомания» поставлен 457591 лицу. Как заявляет руководство Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), по данным ООН, в 2012 г. самое большое количество наркозависимых зафиксировано в Иране и Афганистане, третьей в этом списке значится Россия1.
Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков чаще всего совершается лицами в возрасте от 30 до 49 лет. (Приложение 1).
Проблема распространения наркомании, злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами является актуальной практически во всех странах мира. Незаконный оборот наркотических средств приобрел в последние десятилетия глобальный масштаб и самым серьезным образом сказывается на социально¬психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияет на экономику, политику и правопорядок.
В связи с этим Российским государством осуществляется комплекс мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включающих и создание своей правовой базы, регламентирующей оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации.
В одном из своих ежегодных посланий Федеральному собранию Российской Федерации Президент РФ В. В. Путин отметил, что «в современном мире отношения между государствами в значительной степени определяются существованием серьёзных - мирового масштаба - реальных и потенциальных угроз. К числу таких угроз мы относим международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные, территориальные конфликты, наркоугрозу».
Вышеизложенным обусловлена актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности темы. Вопросы международного сотрудничества стран в борьбе с незаконным оборотом наркотиков освещались в научных работах ученых-правоведов JI.H. Анисимова, C.B. Бородина, J1.H. Галенской, Э.Г. Ляхова, И.И. Карпеца, И.И. Лукашука, С.Ю. Марочкина, К.С. Родионова, В.И. Менжинского, А.Н. Талалаева, О.И.Тиунова, Г.И.Тункина и др. Важное значение для анализа и разработки названых правовых вопросов имеют исследования российских ученых Э.А. Бабаян, Е.В. Бардина, С.Б.Белогурова, A.B. Гаевского, Э.Г. Гасанова, Ю.С. Ромашева, К.В. Харабет, Е.П.Фирсова.
Целью исследования является всесторонний анализ принципов и форм международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выявление проблемных вопросов в указанной сфере и предложение путей совершенствования взаимодействия государств в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Для достижения указанной цели в работе определены следующие задачи:
- раскрыть социально-правовую сущность и принципы международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств;
-охарактеризовать правовой статус специализированных международных организаций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
- рассмотреть правовые основы и основные направления сотрудничества России и государств-участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- обозначить пути повышения эффективности взаимодействия стран - членов СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Объектом исследования являются международные правоотношения в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Предметом выпускной квалификационной работы являются двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения, акты международных организаций, которые регламентируют сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Методологическую основу исследования составляют современные положения теории познания социальных процессов и явлений, системный подход к изучению объекта и предмета исследования.
Данное исследование основано на совокупности методов, включающей в себя общенаучные (анализ и синтез, моделирование, системный подход, сравнительный, исторический, диалектический, логический и т. п.) и частно-научные (специальные) методы.
Основные положения, выносимые на защиту могут быть сформулированы следующим образом:
1. Международное законодательство в сфере предупреждения наркопреступлений направлено на приведение национальных законов в соответствие с модельными законами ООН и СНГ по борьбе с незаконным оборотом веществ, находящихся под контролем, и со злоупотреблением ими. Ратифицированные международные конвенции являются сдерживающим фактором от отмены национального контроля над наркотиками и защищают детей и молодежь от злоупотребления наркотическими средствами и от наркопреступности. Однако в ряде стран лоббируется мировая легализация марихуаны при введении государственного режима контролируемой терпимости к ней.
2. Внедрение международных норм права осуществляется в двух формах взаимодействия стран: институциональной, предусматривающей постоянное функционирование международных организаций (ООН, Интерпол, Совет Европы), и конвенциональной - в рамках заключения договоров.
3. Для более успешной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ приоритетными задачами на ближайшую перспективу следует считать:
1) . Укрепление границ России со странами СНГ с целью выявления и перекрытия каналов распространения наркотиков.
2) . Принятие дополнительных мер, не носящих декларативный характер, по укреплению взаимодействия между ФТК, МВД, ФСБ, ФСКН Российской Федерации и соответствующими службами регионов производства и транзита наркотиков государств СНГ.
3) . Активизация работы государств-членов СНГ по разоблачению финансовых структур, занимающихся легализацией наркотиков.
4) . Принятие всеми государствами СНГ мер процессуального характера, направленных на подрыв экономической базы наркопреступности, в части обеспечения, изъятия и ареста денежных средств и другого имущества, нажитых преступным путём, с целью их дальнейшей конфискации в доход государства, не только у лиц, изобличённых в незаконном обороте наркотических средств, но и их близких родственников.
5) . Усиление работы по привлечению к ответственности сбытчиков наркотиков (активно используя при этом метод ОРД - проверочная закупка), упростив процессуальную процедуру его оформления.
6) . Необходима системная работа всех правоохранительных органов Российской Федерации и стран СНГ по изобличению и ликвидации ОПГ и ОПС наркодельцов, по выявлению всей цепочки наркобизнеса - от изготовителей до лиц, занимающихся легализацией денежных средств, добытых преступным путём.
Апробация исследования. Основные положения исследования были озвучены автором в ходе выступления на VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы международного права и внешнеэкономической деятельности», проходившей в Юридическом институте ВлГУ с 3 по 4 декабря 2015 года. Опубликована статья в сборнике докладов по итогам конференции.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложений, что отвечает поставленным целям и задачам исследования.
Усложнение жизни, переселение в крупные города, новая технологическая среда, высокие темпы общественной жизни, территориальная и социальная мобильность населения, плохая экологическая обстановка, отчуждение труда в условиях индустриального общества, проблемы личного характера - все эти проблемы современного мира, в конечном счете, могут привести не только к ухудшению физического, но и социально-психического здоровья. Человек как биосоциальное существо, отделяясь от природной среды, теряет адаптационные возможности, которые направлены на обеспечение поддержания его нормальной жизнедеятельности.
В связи с этим обстоятельством снижается устойчивость организма к разного рода внешним воздействиям, происходит нарастание энтропии и хаоса, что ведёт к снижению устойчивости существования индивида. Так, человек, потеряв способности отражать динамику бытия и реагировать на неё адаптацией, начинает чувствовать себя неуютно и некомфортно в обществе, где он не смог раскрыть и реализовать весь свой потенциал, у него появляется страх и опасения за свою жизнь, неуверенность в прогнозах даже на ближайшее будущее. Возникает своеобразный дисбаланс или несоответствие между биологическими и социальными началами человека.
Таким образом, происходит дестабилизация внутреннего мира, особенно у ещё не окрепшего молодого организма, что способствует усилению психической напряженности, деградации и, в конечном счете, приводит к распаду личности.
Не справляясь с возникшими стрессовыми ситуациями в личной и общественной жизни, человек, оказавшись один на один со своими проблемами, начинает ощущать себя в ужасающей пустоте. Между тем сама потеря смысла существования сопровождается отсутствием реальных элементов оптимизации жизнедеятельности и жизнеустройства, которые указывают на ущербность человека. Он не знает, что ему делать, и он сам должен придумать себе дело и занятие. Но не все готовы бороться за свою жизнь. Многие люди, в силу своей инфантильности и отчуждения от социальных и культурных норм, предпочитают не решать возникающие проблемы, а забывать и не думать о них, затуманивать свой разум, теряя над собой самоконтроль, абстрагироваться от реального мира, бездумно рисковать в поисках новой порции адреналина или, напротив, искать возможности снятия психологической разрядки с помощью наркотических средств, представляющих потенциальную опасность для всего организма.
В настоящее время вопрос наркомании и наркобизнеса в Российской Федерации является общенациональной проблемой, которая требует немедленных действий, как со стороны государства, так и со стороны общества, так как по своим долгосрочным результатам может быть отнесена к категории непосредственных угроз национальной безопасности государства.
В современном обществе до настоящего времени не сформировалось должного понимания наркотической угрозы как угрозы социальной устойчивости общества и здоровью нации как таковой. Вопрос состояния и мер противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ становится одним из важнейших направлений внутренней политики государства.
Наркобизнес стал самостоятельным криминогенным фактором, изменившим структуру преступности. Большая часть правонарушений сейчас происходит либо из-за наркотиков, либо под их воздействием. Развитие наркоситуации в Российской Федерации в последние годы убедительно указывает на то, что наркобизнес продолжает занимать прочные позиции в сфере теневой экономики, оказывая разрушительное воздействие на социальные и нравственные устои общества. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ становится серьёзным препятствием на пути прогрессивных процессов в сфере международной политики и торгово-экономических отношений мирового сообщества.
Международное законодательство в сфере предупреждения наркопреступлений направлено на приведение национальных законов в соответствие с модельными законами ООН и СНГ по борьбе с незаконным оборотом веществ, находящихся под контролем, и со злоупотреблением ими. Ратифицированные международные конвенции являются сдерживающим фактором от отмены национального контроля над наркотиками и защищают детей и молодежь от злоупотребления наркотическими средствами и от наркопреступности. Однако в ряде стран лоббируется мировая легализация марихуаны при введении государственного режима контролируемой терпимости к ней.
Внедрение международных норм права осуществляется в двух формах взаимодействия стран: институциональной, предусматривающей постоянное функционирование международных организаций (ООН, Интерпол, Совет Европы), и конвенциональной - в рамках заключения договоров.
Для более успешной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ приоритетными задачами на ближайшую перспективу следует считать:
1) . Укрепление границ России со странами СНГ с целью выявления и перекрытия каналов распространения наркотиков.
2) . Принятие дополнительных мер, не носящих декларативный характер, по укреплению взаимодействия между ФТК, МВД, ФСБ, ФСКН Российской Федерации и соответствующими службами регионов производства и транзита наркотиков государств СНГ.
3) . Активизация работы государств-членов СНГ по разоблачению финансовых структур, занимающихся легализацией наркотиков.
4) . Принятие всеми государствами СНГ мер процессуального характера, направленных на подрыв экономической базы наркопреступности, в части обеспечения, изъятия и ареста денежных средств и другого имущества, нажитых преступным путём, с целью их дальнейшей конфискации в доход государства, не только у лиц, изобличённых в незаконном обороте наркотических средств, но и их близких родственников.
5) . Усиление работы по привлечению к ответственности сбытчиков наркотиков (активно используя при этом метод ОРД - проверочная закупка), упростив процессуальную процедуру его оформления.
6) . Необходима системная работа всех правоохранительных органов Российской Федерации и стран СНГ по изобличению и ликвидации ОПГ и ОПС наркодельцов, по выявлению всей цепочки наркобизнеса - от изготовителей до лиц, занимающихся легализацией денежных средств, добытых преступным путём.
1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (Заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961) // Бюллетень международных договоров. 2000. № 8. С. 15 - 50.
2. Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21.02.1971) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV.- М., 1981. С. 416 - 434 .
3. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII.- М., 1994. С. 133 - 157.
4. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Союзом о прекурсорах наркотиков. (Вместе с Определениями и принципами защиты данных)(Заключено в г. Екатеринбурге 04.06.2013) // Доступ из СПС Консультант Плюс.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 25 ноября 2013 г. « 313-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г. № 2 ст. 219.
6. Рекомендации по результатам «круглого стола» на тему «О состоянии борьбы с преступностью и мерах по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации» : приложение к Постановлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16.07.2000 г. № 231-СФ // СЗ РФ. 2000. № 31.
Научная и учебная литература, материалы периодической печати,интернет-источники
7. Антинаркотическая стратегия государств - членов Шанхайской организации сотрудничества на 2011 - 2016 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://ufo.fskn.gov.ru/?articleID=776. (дата обращения: 15.03.2016).
8. Асамудинов Б. Джихад против ОПГ в Киргизстане [Электронный ресурс]. URL: http://www.easttime.ru/analitic/1/4/1012.html. (дата обращения: 15.03.2016).
9. Бирюков П.Н. О современных проблемах Европейского Союза // Конституционный процесс в Европейском Союзе : проблемы и противоречия : материалы круглого стола. - Воронеж, 2006. - 211 с.
10. Бирюков П.Н. Международное право: учебник. - М.: Юрайт, 2011. - 654 с.
11. Бирюков П.Н. В помощь магистру-международнику: учебное пособие : отв. ред. П. Н. Бирюков]. - Ч. 1. - Воронеж: изд. дом ВГУ, 2015. - 428 с.
12. Бирюков П. Н. Некоторые вопросы функционирования «агентств ЕС по внутренним делам» // Казанский журнал международного права и международных отношений. - 2014. - № 6. - С. 239-242.
13. Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора Учебное пособие. - М.: Статут, 2013. - 167 с.
14. Булатов Р. М. Криминологическая характеристика и профилактика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств: учебное пособие / Р. М. Булатов, А. В. Шеслер. Казань : РИЦ «Школа», 2014. - 322 с.
15. Величко Ж.П. О сотрудничестве и взаимопомощи в решении проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов с помощью международных конвенций и соглашений РФ // Мир современной науки. - 2015. - № 1 (29). - С. 30-34.
16. Вертлиб О.Ф. использование метода контролируемой поставки наркотиков в международно-правовых мерах борьбы с наркобизнесом // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - № 10. - С. 14-17.
17. Волеводз А.Г. Международная организация уголовной полиции - Интерпол и тенденция формирования региональных правоохранительных организаций // Библиотека криминалиста. - 2011. - № 1. - С. 130-151.
18. Волощук А.Н. Борьба с незаконным оборотом наркотических средств на международном уровне // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2012. - № 2 (11). - С. 88-94.
19. Газзаев Р.Э. Международное сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков / В сборнике: Преступность в СНГ:проблемы предупреждения и раскрытия преступлений Международная научно-практическая конференция : сборник материалов. Воронежский институт МВД России. Воронеж, 2015. - 249 с.
20. Декларация по итогам работы 13 конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unodc.org/congress/en/ documentation.html (дата обращения: 15.03.2016).
21. Диченко А.А. Борьба с незаконным оборотом наркотиков в КНР: история, современность, международный аспект // Проблемы Дальнего Востока. - 2012. - № 2. - С. 136-143.
22. Диченко А.А. Международно-правовые и практические аспекты взаимодействия силовых ведомств Российской Федерации и стран Центральной Азии в сфере обеспечения антинаркотической безопасности // Юридический мир. - 2013. - № 10. - С. 11-16.
23. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник / рук. авт. кол. и отв. ред. Л.М. Энтин. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 305 с.
24. Жилина Н.Ю. особенности международно-правового предупреждения и борьбы с наркопреступностью, наркотизмом и наркоманией // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2010. - № 11. - С. 110-119.
25. Зоиров С.Д. Противодействие незаконному обороту наркотичских средств в таджикистане: международно-криминалистический анализ // Мир политики и социологии. - 2012. - № 11. - С. 148-164.
26. Китай: Итоги совещания глав антинаркотических ведомств ШОС.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.gnk-kuzbass.ru/obzor/
index.php?id=1894 (дата обращения: 15.03.2016).
27. Кийко М. Ю. Борьба с наркобизнесом в системе национальной безопасности России: теория, методология, экономическая оценка. - М.: 2014. - 177 с.
28. Корнев А.А. Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. -2011. - № 5 (81). - С. 175-179.
29. Краткая характеристика состояния преступности в Российской
Федерации, в 2015 году. [Электронный ресурс]. URL:
http://mvd.ru/Deljatelnost/ statistics/reports/item/ 2534121/ (дата обращения: 15.03.2016).
30. Култасов А.А. Некоторые вопросы стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в республике Казахстан // Научные итогигода: достижения, проекты, гипотезы. - 2011. - № 1-2. - С. 279-284.
31. Манукян А.Р. Международное сотрудничество и координация деятельности государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 9 (27). - С. 145-148.
32. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правовая система Европейского союза: монография. - М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 365 с.
33. Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2010. - 389 с.
34. Мещерякова О.М. Лиссабонский договор (Договор о реформе) и Европейский парламент // Черные дыры в российском законодательтстве. -2012. - №1. - С.118-120.
35. Музыченко П.Б. Межведомственное взаимодействие в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ / В сборнике: Актуальные вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ДВИПК ФСКН России. Хабаровск, 2013. - 231 с.
36. Незаконный оборот опиатов в северной части Афганистана и Центральной Азии: оценка рисков. 2012. - 176 с.
37. Официальный интернет-сайт ФСКН России [Электронный
ресурс]. URL: http://fskn.gov.ru
includes/periodics/news_all/2012/0914/200120383 /detail.shtml. (дата обращения: 15.03.2016).
38. Официальный интернет-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/index.html. (дата обращения: 15.03.2016).
39. Полванов Б.И. Международное сотрудничество Республика Таджикистан в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Правовая инициатива. - 2013. - № 4. - С. 2-7.
40. Право Европейского Союза / Г. Горниг, О. Витвицкая. - СПб. : Питер, 2015. - 211 с.
41. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: учебно-методическое пособие / под ред. профессора, академика А. И. Сергеева. - М.: Щит-М, 2015. - 322 с.
42. Резюме Всемирного доклада о наркотиках за 2014 г. Управления ООН по наркотикам и преступности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unodc.org/wdr2014/press/ V1 403602_russian.pdf (дата обращения: 15.03.2016).
43. Ролик А.И. Международно-правовое регулирование оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. - 2014. - № 1 (30). - С. 122-131.
44. Степенко В.Е. Нормативно-правовое регулирование международного сотрудничества по борьбе с незаконным оборотом наркотиков / В сборнике: Актуальные вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков Материалы Всероссийской научно¬практической конференции. ДВИПК ФСКН России. Хабаровск, 2013. - 289 с.
45. Табаков А.В. Совершенствование правовых основ борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 1. - С. 94-102.