Злостное нарушение правил административного надзора: уголовно - правовой и криминологический аспекты
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА, ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
1.1 Административный надзор - вид государственной деятельности и метод полицейской деятельности
1.2 Роль административного надзора в управлении государством и история его развития
1.3 Современное состояние административного надзора и его задачи.
ГЛАВА 2.УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯНИЙ ПРИ АДМИНИСТРАТИВНОГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОПУСКАЮЩИХ НАДЗОРА
ХАРАКТЕРИСТИКА УКЛОНЕНИИ ОТ НАДЗОРА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ, НАРУШЕНИЕ
2.1 Уголовно-правовая характеристика деяний за уклонение от административного надзора
2.2 Уголовно-правовая характеристика субъекта, привлекаемого за деяния от уклонения от административного надзора
2.3 Криминологическая характеристика лиц, допускающих нарушение надзора
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ
ЗАКОНА № 64-ФЗ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРАВИЛ,ДАННЫМ ЗАКОНОМ
3.1 Условия наступления ответственности за уклонение от административного надзора
3.2 Проблемы установления и применения норм об административном надзоре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА, ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
1.1 Административный надзор - вид государственной деятельности и метод полицейской деятельности
1.2 Роль административного надзора в управлении государством и история его развития
1.3 Современное состояние административного надзора и его задачи.
ГЛАВА 2.УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯНИЙ ПРИ АДМИНИСТРАТИВНОГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОПУСКАЮЩИХ НАДЗОРА
ХАРАКТЕРИСТИКА УКЛОНЕНИИ ОТ НАДЗОРА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ, НАРУШЕНИЕ
2.1 Уголовно-правовая характеристика деяний за уклонение от административного надзора
2.2 Уголовно-правовая характеристика субъекта, привлекаемого за деяния от уклонения от административного надзора
2.3 Криминологическая характеристика лиц, допускающих нарушение надзора
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ
ЗАКОНА № 64-ФЗ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРАВИЛ,ДАННЫМ ЗАКОНОМ
3.1 Условия наступления ответственности за уклонение от административного надзора
3.2 Проблемы установления и применения норм об административном надзоре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Прошло 5 лет после введения в действие Федерального закона № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее № 64 - 2011 года), который призван регламентировать профилактическую работу с лицами, ранее судимыми. Целью надзора является снижение рецидивной преступности. Он осуществляется органами внутренних дел путем систематического наблюдения за поднадзорными и оказания индивидуального профилактического на поднадзорных. Один из основных способов обеспечения общественной безопасности служит административный надзор, а также является механизмом защиты конституционных прав и свобод граждан в российском государстве и формой публичного управления государственных органов исполнительной власти. Следовательно, закон об административном надзоре, как публичное управление должен отвечать современным потребностям государства.
Проблемы административного надзора в юридической литературе рассматриваются с момента введения в действие Федерального закона № 64-2011 года. Рассмотренные нами работы раскрывают уголовно-правовые, процессуальные, исторические, административно-правовые и криминологические аспекты административного надзора. На поднадзорное лицо в соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона судом возлагаются ограничения и запреты. При реализации требований Федерального закона № 64 - ФЗ сотрудники органов внутренних дел (полиции) столкнулись с определенными трудностями в части неисполнения поднадзорным лицом обязанностей, возложенных судом. Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный кодекс (далее УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). За неисполнение обязанностей, возложенных судом, законодатель предусмотрел две ответственности: административную (ст. 19.24 КоАП РФ) и уголовную (ст. 314.1 УК РФ). Однако, в связи с реализацией введенных положений нормативно-правовых актов, разъяснениями постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в правоприменительной практике имеются вопросы, которые требуют разъяснения для обеспечения исполнения действующего законодательства. Имеющиеся проблемы реализации Федерального закона, рассмотрение которых необходимо для дальнейшего совершенствования правовых норм в сфере административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Актуальность работы заключается в том, чтобы рассмотреть эффективность введения Федерального закона № 64- ФЗ, возникающие проблемы при его реализации и проблемы при привлечении к ответственности лиц за злостное нарушение правил, установленных этим федеральным законом.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе реализации исполнения Федерального закона № 64-ФЗ, в связи с установлением административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, а также в процессе привлечения к ответственности за злостное нарушение правил административного надзора.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие отношения в исследуемой сфере, в том числе Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства РФ, Федеральный закон № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» Федеральный закон № 3 «О полиции», приказы Министерства внутренних дел РФ, законодательство зарубежных стран, а также научная литература и судебная практика.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования служит комплексный анализ оснований и последствий уклонения лицами от исполнения правил административного надзора, на основе которого сделать рекомендации законодателю и правоприменителю.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- осуществить анализ исторического развития и современного состояния законодательства в области осуществления административного надзора;
- исследовать исторические этапы в развитии отечественного законодательства об осуществлении надзора;
- провести анализ норм уголовного и административного законодательства, регулирующих ответственность за нарушение правил административного надзора на современном этапе в российском государстве;
- провести сравнительный анализ ответственности за нарушение правил со странами СНГ, а также существовавшем в советский период;
- представить уголовно-правовую характеристику деяний за уклонение от административного надзора, совершаемых лицами, состоящими под надзором;
- установить криминологические особенности личности, состоящей под административным надзором;
- определить основные условия и причины совершаемых преступлений лицами в стадии осуществления за ними административного надзора;
- представить предложения по совершенствованию законодательства, составляющего правовую основу осуществления административного надзора за лицами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы;
Методы исследования. Методологической основой работы является диалектический материализм. Также используется специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, историко-правовой и другие методы обобщения научного материала и практического опыта.
Степень изученности темы - изучение проблемы остается дискуссионным, так как введение современного административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы не продолжительно по времени. Исследователи постоянно изучают данную проблему, так как после введение в действие федерального закона № 64 - ФЗ, внесены ряд изменений в Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушений РФ, кроме того введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ.
Теоретической основой работы являются научные труды таких ученых, как: Д.Н. Бахраха, О.И. Бекетова, А.С. Михлина, А.С. Пономарева, В.И. Селиверстова, С.М. Зырянова, А.В. Мартынова, Т.М. Калининой, А.И. Чучаева, Е.А. Вызулина, Н.В. Темниковой, В.В. Гордянской, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова, И.В. Платонова, И.Я. Фойницкого и других авторов.
Эмпирическая база. Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа данных правовой статистики и конкретного социологического исследования. Автор использовал статистические данные УМВД России по Владимирской области, отраженные в ведомственных отчетных и информационно-аналитических документах за период 2016 года. Опрошены (проинтервьюировано) 60 лиц, состоящих под административным надзором, результаты полученных сведений соискателем были изучены и отражены в диссертации.
Апробация результатов - отдельные результаты исследования легли в основу научных статей и выступлений на научных конференциях по данному вопросу, а также внедрены в практическую и методическую деятельность ОМВД России по Александровскому району.
Научные статьи:
- В.В. Ёлохова. Проблемы привлечения к уголовной ответственности лиц, состоящих под административным надзором.// Актуальные проблемы публичного права: сб. науч. тр. В 2 т. Т. 2. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, каф. «Уголов.- прав. дисциплины» ; [ред. кол.: О. Н. Дядькин (пред.), А. В, Коломина, И. А. Неряхин]. - Владимир: Шерлок-пресс, 2015. - Вып. 3. - С. 89-92 c.
- В.В. Ёлохова. Надзор за поведением лиц, освободившихся из мест лишения свободы - один из видов полицейского надзора.// Актуальные проблемы публичного права: сб. науч. тр./ М-во образования и науки Рос. Федерации, Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, каф. «Уголов.- прав. дисциплины» ; [редкол.: О.Н. Дядькин (пред.), А. В. Коломина, И. А. Неряхин]. - Владимир: Шерлок-пресс, 2016. - Вып. 4. - С. 86-91
Положения, выносимые на защиту:
1. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является методом полицейской деятельности как государственной функцией в процессе управления. Надзор не является продолжением уголовного наказания, не нарушает конституционных положений РФ, носит временной характер только на период срока судимости, в отношении строго определенной категории лиц, и служит мерой профилактического воздействия на судимых лиц с целью предотвращения совершения повторных преступлений.
2. Административный надзор не является новеллой в российском законодательстве, а существовал в различное время и применялся в зарубежных странах, сохранил преемственность, но и значительно гуманизирован.
3. Анализируя российское законодательство и осуществления требований Федерального закона № 64-2011 года в практической деятельности, возник ряд вопросов и проблем, которые необходимо устранить путем введения дополнений и изменений в Федеральный закон № 64-2011 года
- не устанавливать административный надзор в отношении иностранных граждан;
- не прекращать, а приостанавливать надзор в отношении лиц, указанных в пункте 2, 2.1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ, при совершении ими преступлений, мера наказания, которых предусмотрена в виде лишения свободы. Дополнить пунктом 4 часть 5 статьи 5 следующего содержания: «назначение наказания, связанного с лишением свободы за не тяжкие преступления и преступления средней тяжести, лицам, указанным в пунктах 2, 2.1 статьи 3 настоящего закона, до погашения или снятия судимости».
- дополнить пунктом 8 статью 11 Федерального закона № 64-2011 года, который изложить в следующей редакции: «Проходить ежеквартальное специальное психологическое тестирование, а лицам, указанных в пунктах 2.1 статьи 3 настоящего закона, специальное психологическое тестирование проходить ежемесячно». В приказ МВД России от 8 июля 2011 года № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» внести дополнения в пункт 5, изложив в следующей редакции: « сотрудники подразделений кадрового аппарата (психологическая служба) территориальных органов». Пункт 7.20 следующего содержания: «В целях эффективного профилактического воздействия на лиц, находящихся под административным надзором,направляют на психологическое тестирование в подразделение кадрового аппарата». Пункт 13 приказа МВД России № 818 следующего содержания: «Сотрудники кадрового аппарата (психологическая служба) проводить тестирование лиц, состоящих под административным надзором, с целью выявления негативных факторов и разработки рекомендаций по эффективному воздействию на указанных лиц».
- необходимо создание социальных реабилитационных центров, где ресоциализацию могут проходить такие лица, как БОМЖ, лица, освобожденные из мест лишения свободы, в том числе условно-досрочно освобожденные.
- мерой профилактического воздействия - служит привлечение к ответственности за уклонение от административного надзора. Законность в привлечении к ответственности только за содеянное, не только неотвратимость наказания, но профилактика в совершении других преступлений. Поэтому необходимо четкое разграничение административной и уголовной ответственности за нарушение ограничений и правил административного надзора. Рассмотреть возможность введения преюдиции в классической форме, то есть за неоднократность невыполнения ограничений, если ранее лицо привлекалось к административной ответственности за неисполнение административных ограничений.
Структура диссертационного исследования определена целью и задачами, состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, библиографического списка приложений.
Проблемы административного надзора в юридической литературе рассматриваются с момента введения в действие Федерального закона № 64-2011 года. Рассмотренные нами работы раскрывают уголовно-правовые, процессуальные, исторические, административно-правовые и криминологические аспекты административного надзора. На поднадзорное лицо в соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона судом возлагаются ограничения и запреты. При реализации требований Федерального закона № 64 - ФЗ сотрудники органов внутренних дел (полиции) столкнулись с определенными трудностями в части неисполнения поднадзорным лицом обязанностей, возложенных судом. Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный кодекс (далее УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). За неисполнение обязанностей, возложенных судом, законодатель предусмотрел две ответственности: административную (ст. 19.24 КоАП РФ) и уголовную (ст. 314.1 УК РФ). Однако, в связи с реализацией введенных положений нормативно-правовых актов, разъяснениями постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в правоприменительной практике имеются вопросы, которые требуют разъяснения для обеспечения исполнения действующего законодательства. Имеющиеся проблемы реализации Федерального закона, рассмотрение которых необходимо для дальнейшего совершенствования правовых норм в сфере административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Актуальность работы заключается в том, чтобы рассмотреть эффективность введения Федерального закона № 64- ФЗ, возникающие проблемы при его реализации и проблемы при привлечении к ответственности лиц за злостное нарушение правил, установленных этим федеральным законом.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе реализации исполнения Федерального закона № 64-ФЗ, в связи с установлением административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, а также в процессе привлечения к ответственности за злостное нарушение правил административного надзора.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие отношения в исследуемой сфере, в том числе Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства РФ, Федеральный закон № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» Федеральный закон № 3 «О полиции», приказы Министерства внутренних дел РФ, законодательство зарубежных стран, а также научная литература и судебная практика.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования служит комплексный анализ оснований и последствий уклонения лицами от исполнения правил административного надзора, на основе которого сделать рекомендации законодателю и правоприменителю.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- осуществить анализ исторического развития и современного состояния законодательства в области осуществления административного надзора;
- исследовать исторические этапы в развитии отечественного законодательства об осуществлении надзора;
- провести анализ норм уголовного и административного законодательства, регулирующих ответственность за нарушение правил административного надзора на современном этапе в российском государстве;
- провести сравнительный анализ ответственности за нарушение правил со странами СНГ, а также существовавшем в советский период;
- представить уголовно-правовую характеристику деяний за уклонение от административного надзора, совершаемых лицами, состоящими под надзором;
- установить криминологические особенности личности, состоящей под административным надзором;
- определить основные условия и причины совершаемых преступлений лицами в стадии осуществления за ними административного надзора;
- представить предложения по совершенствованию законодательства, составляющего правовую основу осуществления административного надзора за лицами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы;
Методы исследования. Методологической основой работы является диалектический материализм. Также используется специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, историко-правовой и другие методы обобщения научного материала и практического опыта.
Степень изученности темы - изучение проблемы остается дискуссионным, так как введение современного административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы не продолжительно по времени. Исследователи постоянно изучают данную проблему, так как после введение в действие федерального закона № 64 - ФЗ, внесены ряд изменений в Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушений РФ, кроме того введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ.
Теоретической основой работы являются научные труды таких ученых, как: Д.Н. Бахраха, О.И. Бекетова, А.С. Михлина, А.С. Пономарева, В.И. Селиверстова, С.М. Зырянова, А.В. Мартынова, Т.М. Калининой, А.И. Чучаева, Е.А. Вызулина, Н.В. Темниковой, В.В. Гордянской, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова, И.В. Платонова, И.Я. Фойницкого и других авторов.
Эмпирическая база. Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа данных правовой статистики и конкретного социологического исследования. Автор использовал статистические данные УМВД России по Владимирской области, отраженные в ведомственных отчетных и информационно-аналитических документах за период 2016 года. Опрошены (проинтервьюировано) 60 лиц, состоящих под административным надзором, результаты полученных сведений соискателем были изучены и отражены в диссертации.
Апробация результатов - отдельные результаты исследования легли в основу научных статей и выступлений на научных конференциях по данному вопросу, а также внедрены в практическую и методическую деятельность ОМВД России по Александровскому району.
Научные статьи:
- В.В. Ёлохова. Проблемы привлечения к уголовной ответственности лиц, состоящих под административным надзором.// Актуальные проблемы публичного права: сб. науч. тр. В 2 т. Т. 2. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, каф. «Уголов.- прав. дисциплины» ; [ред. кол.: О. Н. Дядькин (пред.), А. В, Коломина, И. А. Неряхин]. - Владимир: Шерлок-пресс, 2015. - Вып. 3. - С. 89-92 c.
- В.В. Ёлохова. Надзор за поведением лиц, освободившихся из мест лишения свободы - один из видов полицейского надзора.// Актуальные проблемы публичного права: сб. науч. тр./ М-во образования и науки Рос. Федерации, Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, каф. «Уголов.- прав. дисциплины» ; [редкол.: О.Н. Дядькин (пред.), А. В. Коломина, И. А. Неряхин]. - Владимир: Шерлок-пресс, 2016. - Вып. 4. - С. 86-91
Положения, выносимые на защиту:
1. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является методом полицейской деятельности как государственной функцией в процессе управления. Надзор не является продолжением уголовного наказания, не нарушает конституционных положений РФ, носит временной характер только на период срока судимости, в отношении строго определенной категории лиц, и служит мерой профилактического воздействия на судимых лиц с целью предотвращения совершения повторных преступлений.
2. Административный надзор не является новеллой в российском законодательстве, а существовал в различное время и применялся в зарубежных странах, сохранил преемственность, но и значительно гуманизирован.
3. Анализируя российское законодательство и осуществления требований Федерального закона № 64-2011 года в практической деятельности, возник ряд вопросов и проблем, которые необходимо устранить путем введения дополнений и изменений в Федеральный закон № 64-2011 года
- не устанавливать административный надзор в отношении иностранных граждан;
- не прекращать, а приостанавливать надзор в отношении лиц, указанных в пункте 2, 2.1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ, при совершении ими преступлений, мера наказания, которых предусмотрена в виде лишения свободы. Дополнить пунктом 4 часть 5 статьи 5 следующего содержания: «назначение наказания, связанного с лишением свободы за не тяжкие преступления и преступления средней тяжести, лицам, указанным в пунктах 2, 2.1 статьи 3 настоящего закона, до погашения или снятия судимости».
- дополнить пунктом 8 статью 11 Федерального закона № 64-2011 года, который изложить в следующей редакции: «Проходить ежеквартальное специальное психологическое тестирование, а лицам, указанных в пунктах 2.1 статьи 3 настоящего закона, специальное психологическое тестирование проходить ежемесячно». В приказ МВД России от 8 июля 2011 года № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» внести дополнения в пункт 5, изложив в следующей редакции: « сотрудники подразделений кадрового аппарата (психологическая служба) территориальных органов». Пункт 7.20 следующего содержания: «В целях эффективного профилактического воздействия на лиц, находящихся под административным надзором,направляют на психологическое тестирование в подразделение кадрового аппарата». Пункт 13 приказа МВД России № 818 следующего содержания: «Сотрудники кадрового аппарата (психологическая служба) проводить тестирование лиц, состоящих под административным надзором, с целью выявления негативных факторов и разработки рекомендаций по эффективному воздействию на указанных лиц».
- необходимо создание социальных реабилитационных центров, где ресоциализацию могут проходить такие лица, как БОМЖ, лица, освобожденные из мест лишения свободы, в том числе условно-досрочно освобожденные.
- мерой профилактического воздействия - служит привлечение к ответственности за уклонение от административного надзора. Законность в привлечении к ответственности только за содеянное, не только неотвратимость наказания, но профилактика в совершении других преступлений. Поэтому необходимо четкое разграничение административной и уголовной ответственности за нарушение ограничений и правил административного надзора. Рассмотреть возможность введения преюдиции в классической форме, то есть за неоднократность невыполнения ограничений, если ранее лицо привлекалось к административной ответственности за неисполнение административных ограничений.
Структура диссертационного исследования определена целью и задачами, состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, библиографического списка приложений.
Результаты уголовно-правового исследования деяний лиц, состоящих под административным надзором, за уклонение от выполнения ограничений и обязанностей позволяют сделать вывод, что в целях правильной квалификации состава уклонения необходимо некоторое совершенствование законодательства, которое затрагивает вопросы установления надзора. Рассмотрим положения, выявленные в ходе исследования:
1. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является методом полицейской деятельности как государственной функцией в процессе управления.
Основными признаками административного надзора, закрепленного в Федеральном законе № 64-ФЗ, являются:
- имеет индивидуальный характер, поскольку осуществляется в отношении не всех осужденных, а только наиболее опасной их части;
- общими условиями его установления выступают: совершеннолетний возраст осужденного; осуждение к реальному наказанию в виде лишения свободы; наличие непогашенной или неснятой судимости;
- решение об установлении надзора принимается в судебном порядке по инициативе заинтересованных органов.
Надзор не является продолжением уголовного наказания, не нарушает конституционных положений РФ, носит временной характер и только на период срока судимости, в отношении строго определенной категории лиц.
Надзор призван служить для предотвращения совершения повторных преступлений со стороны судимых лиц, он осуществляется путем систематического наблюдения за ними, дает право органам внутренних дел оказывать индивидуально-профилактического воздействия, что не может быть исполнено органами исполнения наказания.
2. Административный надзор не является новеллой в российском законодательстве, а существовал в различное время и применялся в зарубежных странах, сохранил преемственность, но и значительно гуманизирован. В отличие от советского периода институт административного надзора в настоящее время регулируется Федеральным законом, также предусмотрен судебный порядок установления, изменения и прекращения административного надзора, который предусмотрен статьями 270-273 Кодекса административного судопроизводства РФ. На судебном заседании обязательно присутствует прокурор и адвокат лица, на которого возлагается административный надзор. Ещё одним, немаловажным отличием является то, что в Федеральном законе веден раздел «права поднадзорных», что ранее отсутствовало.
3. Законодательством Российской Федерации за невыполнение ограничений, возложенных судом на поднадзорное лицо, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частями 1 и 3 статьи 19.24 КоАП РФ, неисполнение обязанностей - частью 2 указанной статьи. За злостное уклонение от административного надзора - уголовная ответственность, выраженная в части 1 и 2 статьи 314.1 УК РФ. Уклонением от административного надзора будут являться те деяния, в результате которых нарушены правила и обязанности, предусмотренные в Федеральном законе № 64-2011 года и указанные в постановлении суда.
Система мер по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений за уклонение от административного надзора, хорошо зарекомендовавшая в советский период, в зарубежных странах и вновь восстановленная в отечественном праве (статья 314.1 УК РФ) в целях повышения эффективности предупреждения повторной преступности, имеет огромное профилактическое значение.
4. Субъектом преступления за уклонение от административного надзора является лицо, в отношении которого в судебном порядке установлен административный надзор. Это лица, имеющие совершеннолетний возраст, которые освобождаться из исправительных учреждений, имеющие непогашенную и не снятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, в том числе при опасном и особо опасном рецидиве. Это могут быть иностранные граждане или лица без гражданства, а также лица, которые совершили преступления против половой свободы в отношении несовершеннолетних лиц (не достигших 14 летнего возраста) и страдающих сексуальным предпочтением (педофилией). Указанная категория лиц относится к специальному субъекту, которая может совершить правонарушения по статье 19.24 КоАП РФ и преступные деяния, указанные в статье 314. 1 УК РФ, если они не исполняют обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 64- 2011 года и ограничения, установленные судом.
5. Криминологическая характеристика личности преступника, состоящего под административном надзором, состоит в следующем:
- как правило, лица мужского пола, среднего возраста, не имеющие семьи, постоянного места работы, без должного образования.
- личность поднадзорного лица характеризуется отсутствием желания работать, создать семью, повышать уровень образования.
- как правило, такие лица злоупотребляют алкоголем и употребляют наркотики;
- пренебрегают общепринятыми нормами поведения в обществе, во многом из-за деградации личности и отсутствия морали.
6. При решении вопроса о виновности поднадзорного лица за уклонение от административного надзора, необходимо рассмотреть все доказательства, которые могут свидетельствовать либо о наличии признаков административного правонарушения, указанных в частях 1-3 статьи 19.24 КоАП РФ, либо уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ. Собранные факты позволяют правоприменителю обоснованно и справедливо привлечь виновного к ответственности и назначить справедливое наказание, которое соответствует общественной опасности.
Важным условием наступления уголовной ответственности по части 1 статьи 314.1 УК РФ заключается в наличии прямого умысла и цели уклонения от административного надзора на определенный срок, либо на все время применения такой меры. Для правильной квалификации указанного преступления в диспозиции статьи имеются оценочные признаки - это уважительные причины и избранное место жительство.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 статьи 314.1 УК РФ не сводиться к простому набору административных правонарушений, совершенных лицом в течение календарного года, а должна содержать признаки неоднократности и сопряженности.
В ходе проведенного исследования был выявлен ряд не согласованных нормативно-правовых актов, регулирующих
административный надзор. Для устранения неконкретности и коллизионности предлагаем внести изменения и дополнения:
6. Проблема установления административного надзора в отношении иностранных граждан и лиц без определенного места жительства (БОМЖ). Иностранные граждане после освобождения из мест лишения свободы не имеют законных оснований нахождения на территории России, законодательством предусмотрен выезд таких граждан из РФ. А у лиц БОМЖ отсутствует постоянное место жительство, что затрудняет проводить с ним какую - либо профилактическую работу и осуществлять контрольные функции по месту жительства.
Для решения этого вопроса предлагаем дополнить статью 3 Федерального закона № 64 - 2011 года частью 4, указав, что административный надзор не устанавливается в отношении иностранных граждан.
Для разрешения проблемы с лицами БОМЖ, в отношении которых установлен надзор, и в целом проблемы, возникающей при появлении лиц без определенного места жительства - это создание социальных реабилитационных центров.
7. Законодателем введена новая категория «педофил». Однако, как считают психологи педофилия - это психическое расстройство. «Педофил» - термин медицинский, а не юридический. Введение в профилактическую работу с поднадзорными лицами психолога будет эффективным вкладом в работу с целью исправления, тем более, что это не требует каких-то значительных материальных затрат, так как в каждом органе внутренних дел имеются штатные психологи.
Предлагаем дополнить пунктом 8 статью 11 Федерального закона № 64-2011 года, который изложить в следующей редакции: «Проходить ежеквартальное специальное психологическое тестирование, а лицам, указанным в пунктах 2.1 статьи 3 настоящего закона, специальное психологическое тестирование проходить ежемесячно». В приказ МВД России от 8 июля 2011 года № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» внести дополнения в пункт 5: «сотрудники подразделений кадрового аппарата (психологическая служба) территориальных органов, а также сотрудники патрульной службы национальной Гвардии». Пункт 7.20 сделать следующего содержания: «В целях эффективного профилактического воздействия на лиц, находящихся под административным надзором, направляют на психологическое тестирование в подразделение кадрового аппарата». Пункт 13 приказа МВД России № 818 изложить в следующей редакции: «Сотрудники кадрового аппарата (психологическая служба) проводить тестирование лиц, состоящих под административным надзором, с целью выявления негативных факторов и разработки рекомендаций по эффективному воздействию на указанных лиц».
8. Для лиц, указанных в пунктах 2. и 2.1 Федерального закона №64-2011 года, необходимо приостанавливать административный надзор, а не прекращать в момент их осуждения к мерам наказания, связанных с лишением свободы. Предлагаем внести дополнения в Федеральный закон № 64-2011 года, а именно дополнить пунктом 4 часть 5 статьи 5 следующего содержания: «назначения наказания связанного с лишением свободы за не тяжкие преступления и преступления средней тяжести лицам, указанным в пунктах 2, 2.1 статьи 3 настоящего закона, до погашения или снятие судимости».
9. В ходе правоприменительной практики по привлечению к ответственности лиц за нарушение правил административного надзора возникает проблема разграничения административной и уголовной ответственности. Для устранения такой проблемы необходимо ввести преюдицию при совершении административного правонарушения, как это существует в странах СНГ, в частности в Казахстане и Узбекистане.
Например, как предложил И.В. Губко привлекать к уголовной ответственности поднадзорное лицо за самовольное, без уважительных причин оставление, места жительства, которое совершено после привлечения его к административной ответственности за аналогичное нарушение.
10. Конструкция части 2 статьи 314.1 УК РФ имеет сложную структуру и коллизионность, которая выражается в перегруженности сопряженными административными правонарушениями. Привлечение к уголовной ответственности по части 2 статьи 314.1 УК РФ - за неисполнение ограничений должно быть сопряжено с такими правонарушениями, которые по своим деяниям имеют большую степень общественной опасности. Разъяснения по указанной проблеме должны быть отражены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
1. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является методом полицейской деятельности как государственной функцией в процессе управления.
Основными признаками административного надзора, закрепленного в Федеральном законе № 64-ФЗ, являются:
- имеет индивидуальный характер, поскольку осуществляется в отношении не всех осужденных, а только наиболее опасной их части;
- общими условиями его установления выступают: совершеннолетний возраст осужденного; осуждение к реальному наказанию в виде лишения свободы; наличие непогашенной или неснятой судимости;
- решение об установлении надзора принимается в судебном порядке по инициативе заинтересованных органов.
Надзор не является продолжением уголовного наказания, не нарушает конституционных положений РФ, носит временной характер и только на период срока судимости, в отношении строго определенной категории лиц.
Надзор призван служить для предотвращения совершения повторных преступлений со стороны судимых лиц, он осуществляется путем систематического наблюдения за ними, дает право органам внутренних дел оказывать индивидуально-профилактического воздействия, что не может быть исполнено органами исполнения наказания.
2. Административный надзор не является новеллой в российском законодательстве, а существовал в различное время и применялся в зарубежных странах, сохранил преемственность, но и значительно гуманизирован. В отличие от советского периода институт административного надзора в настоящее время регулируется Федеральным законом, также предусмотрен судебный порядок установления, изменения и прекращения административного надзора, который предусмотрен статьями 270-273 Кодекса административного судопроизводства РФ. На судебном заседании обязательно присутствует прокурор и адвокат лица, на которого возлагается административный надзор. Ещё одним, немаловажным отличием является то, что в Федеральном законе веден раздел «права поднадзорных», что ранее отсутствовало.
3. Законодательством Российской Федерации за невыполнение ограничений, возложенных судом на поднадзорное лицо, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частями 1 и 3 статьи 19.24 КоАП РФ, неисполнение обязанностей - частью 2 указанной статьи. За злостное уклонение от административного надзора - уголовная ответственность, выраженная в части 1 и 2 статьи 314.1 УК РФ. Уклонением от административного надзора будут являться те деяния, в результате которых нарушены правила и обязанности, предусмотренные в Федеральном законе № 64-2011 года и указанные в постановлении суда.
Система мер по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений за уклонение от административного надзора, хорошо зарекомендовавшая в советский период, в зарубежных странах и вновь восстановленная в отечественном праве (статья 314.1 УК РФ) в целях повышения эффективности предупреждения повторной преступности, имеет огромное профилактическое значение.
4. Субъектом преступления за уклонение от административного надзора является лицо, в отношении которого в судебном порядке установлен административный надзор. Это лица, имеющие совершеннолетний возраст, которые освобождаться из исправительных учреждений, имеющие непогашенную и не снятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, в том числе при опасном и особо опасном рецидиве. Это могут быть иностранные граждане или лица без гражданства, а также лица, которые совершили преступления против половой свободы в отношении несовершеннолетних лиц (не достигших 14 летнего возраста) и страдающих сексуальным предпочтением (педофилией). Указанная категория лиц относится к специальному субъекту, которая может совершить правонарушения по статье 19.24 КоАП РФ и преступные деяния, указанные в статье 314. 1 УК РФ, если они не исполняют обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 64- 2011 года и ограничения, установленные судом.
5. Криминологическая характеристика личности преступника, состоящего под административном надзором, состоит в следующем:
- как правило, лица мужского пола, среднего возраста, не имеющие семьи, постоянного места работы, без должного образования.
- личность поднадзорного лица характеризуется отсутствием желания работать, создать семью, повышать уровень образования.
- как правило, такие лица злоупотребляют алкоголем и употребляют наркотики;
- пренебрегают общепринятыми нормами поведения в обществе, во многом из-за деградации личности и отсутствия морали.
6. При решении вопроса о виновности поднадзорного лица за уклонение от административного надзора, необходимо рассмотреть все доказательства, которые могут свидетельствовать либо о наличии признаков административного правонарушения, указанных в частях 1-3 статьи 19.24 КоАП РФ, либо уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ. Собранные факты позволяют правоприменителю обоснованно и справедливо привлечь виновного к ответственности и назначить справедливое наказание, которое соответствует общественной опасности.
Важным условием наступления уголовной ответственности по части 1 статьи 314.1 УК РФ заключается в наличии прямого умысла и цели уклонения от административного надзора на определенный срок, либо на все время применения такой меры. Для правильной квалификации указанного преступления в диспозиции статьи имеются оценочные признаки - это уважительные причины и избранное место жительство.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 статьи 314.1 УК РФ не сводиться к простому набору административных правонарушений, совершенных лицом в течение календарного года, а должна содержать признаки неоднократности и сопряженности.
В ходе проведенного исследования был выявлен ряд не согласованных нормативно-правовых актов, регулирующих
административный надзор. Для устранения неконкретности и коллизионности предлагаем внести изменения и дополнения:
6. Проблема установления административного надзора в отношении иностранных граждан и лиц без определенного места жительства (БОМЖ). Иностранные граждане после освобождения из мест лишения свободы не имеют законных оснований нахождения на территории России, законодательством предусмотрен выезд таких граждан из РФ. А у лиц БОМЖ отсутствует постоянное место жительство, что затрудняет проводить с ним какую - либо профилактическую работу и осуществлять контрольные функции по месту жительства.
Для решения этого вопроса предлагаем дополнить статью 3 Федерального закона № 64 - 2011 года частью 4, указав, что административный надзор не устанавливается в отношении иностранных граждан.
Для разрешения проблемы с лицами БОМЖ, в отношении которых установлен надзор, и в целом проблемы, возникающей при появлении лиц без определенного места жительства - это создание социальных реабилитационных центров.
7. Законодателем введена новая категория «педофил». Однако, как считают психологи педофилия - это психическое расстройство. «Педофил» - термин медицинский, а не юридический. Введение в профилактическую работу с поднадзорными лицами психолога будет эффективным вкладом в работу с целью исправления, тем более, что это не требует каких-то значительных материальных затрат, так как в каждом органе внутренних дел имеются штатные психологи.
Предлагаем дополнить пунктом 8 статью 11 Федерального закона № 64-2011 года, который изложить в следующей редакции: «Проходить ежеквартальное специальное психологическое тестирование, а лицам, указанным в пунктах 2.1 статьи 3 настоящего закона, специальное психологическое тестирование проходить ежемесячно». В приказ МВД России от 8 июля 2011 года № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» внести дополнения в пункт 5: «сотрудники подразделений кадрового аппарата (психологическая служба) территориальных органов, а также сотрудники патрульной службы национальной Гвардии». Пункт 7.20 сделать следующего содержания: «В целях эффективного профилактического воздействия на лиц, находящихся под административным надзором, направляют на психологическое тестирование в подразделение кадрового аппарата». Пункт 13 приказа МВД России № 818 изложить в следующей редакции: «Сотрудники кадрового аппарата (психологическая служба) проводить тестирование лиц, состоящих под административным надзором, с целью выявления негативных факторов и разработки рекомендаций по эффективному воздействию на указанных лиц».
8. Для лиц, указанных в пунктах 2. и 2.1 Федерального закона №64-2011 года, необходимо приостанавливать административный надзор, а не прекращать в момент их осуждения к мерам наказания, связанных с лишением свободы. Предлагаем внести дополнения в Федеральный закон № 64-2011 года, а именно дополнить пунктом 4 часть 5 статьи 5 следующего содержания: «назначения наказания связанного с лишением свободы за не тяжкие преступления и преступления средней тяжести лицам, указанным в пунктах 2, 2.1 статьи 3 настоящего закона, до погашения или снятие судимости».
9. В ходе правоприменительной практики по привлечению к ответственности лиц за нарушение правил административного надзора возникает проблема разграничения административной и уголовной ответственности. Для устранения такой проблемы необходимо ввести преюдицию при совершении административного правонарушения, как это существует в странах СНГ, в частности в Казахстане и Узбекистане.
Например, как предложил И.В. Губко привлекать к уголовной ответственности поднадзорное лицо за самовольное, без уважительных причин оставление, места жительства, которое совершено после привлечения его к административной ответственности за аналогичное нарушение.
10. Конструкция части 2 статьи 314.1 УК РФ имеет сложную структуру и коллизионность, которая выражается в перегруженности сопряженными административными правонарушениями. Привлечение к уголовной ответственности по части 2 статьи 314.1 УК РФ - за неисполнение ограничений должно быть сопряжено с такими правонарушениями, которые по своим деяниям имеют большую степень общественной опасности. Разъяснения по указанной проблеме должны быть отражены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Подобные работы
- Порядок привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение административного надзора как вид профилактики рецидивной преступности
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Административный надзор полиции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2018 - Исполнение наказания в виде пожизненного лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ ИЛИ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовое предупреждение отдельный видов преступлений(12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Правовое регулирование исполнения и отбывания уголовного наказания в виде ограничения свободы
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Система и виды наказаний, не связанных с изоляцией от общества (Алтайский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2018 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Алиментные соглашения членов семьи
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2022



