Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ, ЛИШЕННЫМИ СВОБОДЫ, И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Работа №28834

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
847
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитательной работы с осужденными 8
§1.1. Понятие, направления и принципы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы 8
§1.2. Содержание и основные формы воспитательной работы в исправительном учреждении 13
Глава 2. Историко-правовой анализ обеспечения воспитательной работы в местах лишения свободы 18
§2.1. Помощь осужденным в дореволюционном российском законодательстве..18
§2.2. Правовое регулирование развития института воспитательной работы в советском законодательстве 20
Глава 3. Особенности организации и проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в период реформирования уголовно-исполнительной системы современной России 29
§3.1. Состояние и проблемы нормативно-правового регулирования организации и проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы 29
§3.2. Основные направления совершенствования организационно-правового
обеспечения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы 37
Заключение 45
Список литературы


Одной из важнейших и требующих изучения проблем реформирования уголовно-исполнительной системы становится организация и проведение с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях воспитательной и исправительной работы. Это обуславливается гуманизацией условий отбывания наказания, приведением их к международным стандартам.
Важное значение приобретает совершенствование и повышение эффективности правового регулирования воспитательной и исправительной работы в пенитенциарных учреждений.
Основным видом наказания является лишение свободы. Особое значение для общества имеет, то какими смогут покинуть исправительные учреждения бывшие осужденные, смогут ли они стать полноценными гражданами государства.
Организация и содержание воспитательной и исправительной работы с осужденными во время отбывания ими наказания, их правовое регулирование направлены на решение подобных проблем и способствуют наиболее успешной ресоциализации и адаптации в обществе после освобождения.
В современных условиях уровень воспитательной и исправительной работы, проводимой в большинстве пенитенциарных учреждений, недостаточно отвечает требованиям. На практике осуществление воспитательной работы на недостаточном и низком уровне характеризуется фактами противоправного поведения осужденных.
Проблема необходимости разрабатывания теоретических и организационно-правовых принципов и основ воспитательной работы пенитенциарных учреждений становится актуальной.
В настоящее время необходимо совершенствование и повышение эффективности правового регулирования воспитательной и социальной работы, а также поиск новых методов и форм организации и проведения данной работы в исправительных учреждениях. Необходимо обеспечить комплексный подход, охватывающий воспитательную, социальную, а также психологическую работу с осужденными.
Выбранная тема исследования актуальна, что подтверждает Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Согласно данной концепции одна из основных целей - это внедрение новых форм проведения воспитательной работы, организация образовательного процесса и трудовой занятости, осужденных в современных условиях отбывания ими наказания.
Проблеме организации и совершенствования воспитательной работы в пенитенциарной системе в своих работах уделяли внимание З.А. Астемиров, И.П. Башкатов, Л.И. Беляева, Ю.В. Гербеев, В.И. Горобцов, Е.М. Данилин, М.Г. Детков, В.А. Елеонский, Е.Н. Казакова, В.М. Литвишков, В.Е. Матвеенко, А.Л. Ременсон, М.П. Стурова, Н.А. Тюгаева, А.И. Ушатиков, А.В. Шамис и другие ученые.
Правовым и иным вопросам социальной адаптации и ресоциализации осужденных освобождающихся из мест лишения свободы посвящены труды таких ученых как Ю.М. Аверкиев, Ю.А. Алферов, В.П. Артамонов, Е.Г. Багреева, А.В. Бриллиантов, Т.Н. Волкова, О.Б. Лысягин, А.С. Михлин, А.В. Пищелко, В.И. Поздняков, С.Н. Пономарев, В.С. Потемкин, А.Т. Потемкина, Т.Г. Предов, М.С. Рыбак, Н.А. Стручков, В.М. Трубников, А.В. Чернышева.
Объектом исследования выступают уголовно-исполнительные правоотношения в сфере организации воспитательной работы с осужденными, лишенными свободы, обеспечивающие их ресоциализацию.
Предмет исследования - правовые нормы, которые регламентируют порядок организации и проведения воспитательной работы с осужденными и обеспечивают процесс их ресоциализации.
Целью работы является совершенствование и повышение эффективности правового регулирования воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на основе оптимального соотношения направлений данной деятельности для обеспечения их ресоциализации.
Данная цель обусловила решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность воспитательной работы и ее социально-правовое назначение;
2) изучить правовые основы воспитательной работы с осужденными в российском законодательстве;
3) проанализировать историко-правовое развитие института воспитательной работы с осужденными в отечественном пенитенциарном законодательстве;
4) сформулировать основные проблемы нормативно-правового регулирования организации и проведения воспитательной работы с осужденными, лишенными свободы;
5) разработать рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства в области воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.
Методологическую основу исследования составляют такие методы научного познания, как диалектический, который предполагает изучение явлений в их развитии и взаимосвязи, а также частнонаучные методы: сравнительно-правовой, историко-правовой, статистический, формально¬логический.
Теоретическая основа исследования - это труды отечественных ученых по уголовно-исполнительному праву, социальной педагогике, юридической психологии, психологии, юридической педагогике, пенитенциарной педагогике.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в изучении правового регулирования воспитательной работы с осужденными как главного фактора обеспечения их ресоциализации, а также в проведенном историко-правовом анализе развития института воспитательной работы с осужденными в отечественном пенитенциарном законодательстве.
Практическую значимость исследования определяют сформулированные предложения по совершенствованию организационно-правового регулирования воспитательной работы с осужденными, лишенными свободы.
Работа включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы. В введении раскрывается актуальность, дается определение объекта, предмета, цели и задач исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе раскрыты понятие, направления, формы и принципы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Во второй главе дан историко-правовой анализ обеспечения воспитательной работы в местах лишения свободы. Третья глава раскрывает основные проблемы нормативно-правового регулирования организации и проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, а также направления их решения. В заключении подведены итоги и сформированы окончательные выводы по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Реформа уголовно-исполнительной системы должна быть строго направлена на приведение деятельности органов и учреждений УИС в соответствие международным стандартам и правилам обращения с заключенными. Основой организации воспитательной работы с осужденными в исправительных колониях должны стать приоритет общечеловеческих ценностей, исправление и возвращение в общество, ресоциализация и трудовая адаптация.
Повышение эффективности управленческой деятельности в уголовно-исполнительной системе, а также при организации воспитательной работы с осужденными, лишенными свободы, обуславливает необходимость применения современных психолого-педагогических методов, оказания осужденным разносторонней социальной помощи, привлечения к работе с ними широких слоев общественности.
Целью работы стало совершенствование и повышение эффективности правового регулирования воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на основе оптимального соотношения направлений данной деятельности для обеспечения их ресоциализации.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотрены сущность воспитательной работы и ее социально-правовое назначение;
2) изучены правовые основы воспитательной работы с осужденными в российском законодательстве;
3) проанализировано историко-правовое развитие института воспитательной работы с осужденными в истории отечественного пенитенциарного законодательства;
4) сформулированы основные проблемы нормативно-правового регулирования организации и проведения воспитательной работы с осужденными, лишенными свободы;
5) разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства в области воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что воспитательная работа охватывает весь процесс исполнения уголовного наказания. Указанное средство ставит перед собой цель по достижению конечной цены исполнения наказания. Попытки устранения пробелов в определении понятия «воспитательная работа» на ведомственном уровне были предприняты Концепцией воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы с осужденными, утвержденной 20 апреля 2000 г. руководством Минюста России. Уголовно¬исполнительный кодекс РФ определяет основные направления воспитательной работы, к ним относятся нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание.
Уголовно-исполнительное законодательство основными формами воспитательной работы закрепляет групповые, массовые и индивидуальные, не раскрывая их понятий, что довольно затрудняет нахождение отличий между групповыми и массовыми формами воспитательной работы. Эти отличия заключаются в организационно правовом оформлении среды осужденных, в отношении которой она применяется. Групповые формы - это формы воздействия на осужденных, организованные по формальным признакам на постоянной или временной основе приказами или распоряжениями начальником учреждения (отряд, звено, бригада, учебные группы). Массовые формы применимы в отношении основных масс осужденных без явного их организационного оформления и, как правило, на временной основе (лекции, читательские конференции, вечера вопросов и ответов).
Рассматривая становление в советский период понятийного аппарата воспитательного воздействия и обращая особое внимание на его содержание, цели, специфические задачи, можно сделать вывод о том, что при их изменении изменялся и уточнялся понятийный аппарат. Важным моментом является формирование соответствующих структур исправительного учреждения и их кадрового обеспечения, определение объема их деятельности и ответственности за ее эффективность. Соотношение понятий «политико-воспитательная» и «воспитательная» работа далеко не равнозначно. В постсоветский период при формировании уголовно-исполнительного законодательства из словосочетания «политико-воспитательная» работа было исключено слово «политико», что, в свою очередь, негативно повлияло на целостность и эффективность процесса исполнения и отбывания уголовных наказаний.
Воспитательная работа, являясь одним из основных средств исправления поведения личности в меньшей степени, по сравнению с режимом и трудом, урегулирована на уровне закона. Как и всякая воспитательная работа, работа с осужденными не может быть заранее всесторонне и исчерпывающе урегулирована нормами права, поэтому в законе определены только ее основы. Нужно отметить, что уголовно-исполнительное законодательство определяет главные направления воспитательной работы в целом для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Однако, именно в воспитательной работе, наиболее всего можно проследить проявление творческих начал, авторитета и мастерства воспитателей. Законодатель не имел цель урегулирование всех вопросов воспитательной работы с осужденными, предоставил субъектам воспитательной работы возможность для творческой инициативы применения средств, форм, методов, приемов педагогического воздействия.
В современных условиях наблюдается необходимость совершенствование правового регулирования воспитательной и социальной работы. Необходим поиск новых форм, методов организации и проведения воспитательной работы в исправительных учреждениях. При этом следует обратить внимание на обеспечение комплексного подхода, охватывающего воспитательную, социальную и психологическую работу с осужденными.
Анализ организационно-правовых основ воспитательной работы с осужденными в процессе их ресоциализации позволяет сделать следующие выводы, направленные на совершенствование законодательства и повышение эффективности данного института в деятельности исправительных учреждений:
1. Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными, лишенных свободы, является одним из значимых факторов их ресоциализации.
2. Воспитательная работа с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируется Конституцией РФ, Уголовно-исполнительным кодексом РФ, подзаконными нормативными актами - постановлениями Правительства, приказами, инструкциями и другими нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации, других министерств и ведомств.
3. В настоящее время уровень правового регулирования воспитательной работы в местах лишения свободы не соответствует ее практическому применению.
4. Несовершенство правового регулирования воспитательной и социальной работы в местах лишения свободы является препятствием для достижения ресоциализации осужденных.
При решении задачи по разработке рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства в области воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в работе предлагается изложить статью 109 УИК РФ следующим образом:
Статья 109. Исправление осужденных и основные средства обеспечения их ресоциализации.
1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Ресоциализация осужденного - процесс повторной попытки социализации в обществе в качестве полезного и законопослушного его члена путем приобщения к нормам, ценностям, правилам поведения, принятым в обществе, с помощью средств обеспечения их ресоциализации в целях его последующей социальной адаптации.
3. Основными средствами обеспечения ресоциализации осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), социальная работа, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
4. Средства обеспечения ресоциализации осужденных применяется с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
Совершенствование законодательства в области воспитательной работы с осужденными, лишенных свободы, одно из условий их успешной ресоциализации. Необходимо внесение изменений и дополнений в нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие организацию и проведение воспитательной работы с осужденными, лишенных свободы.



1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
2. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
3. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
4. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 20.04.2015) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
6. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
7. "Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы" (утв. Минюстом РФ 20.04.2000) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
8. Постановление Правительства РФ от 02.08.1997 N 974 "Об утверждении норм создания материально - технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
9. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
10. Приказ Минюста России от 30.12.2005 N 259 (ред. от 15.10.2015) "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2006 N 7503) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
11. Исправительно-Трудовой Кодекс РСФСР от 16.10.1924 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. alexanderyakovlev.org/
12. "Положение об исправительно-трудовых лагерях" (утв. СНК СССР 07.04.1930) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ppt.ru
13. Постановление Наркомюста РСФСР от 23.07.1918 "О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (Временная Инструкция)" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
14. Постановление Наркомюста РСФСР от 15.11.1920 "Положение об общих местах заключения Р.С.Ф.С.Р." [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
15. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 01.08.1933 "Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/
16. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943. Ст. 283. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.istmat.info/
Учебная и научная литература
17. Беляева Л.И. Патронат в России. - М.: Академия МВД России, 1996.
18. Вовченко В.М. Организация и правовые основы функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными исправительных колоний: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Рязань, 2006. - 27 с.
19. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М., 1941.
20. Детков М.Г. Воспитательная работа как основное средство воздействия на осужденных лиц // Вестник Самарской гуманитарной академии. Право. - Самара: Изд-во Самар. гуманит. акад., 2007, № 2.
21. Детков М.Г. Организационно-правовые проблемы развития системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в шестидесятые-восьмидесятые годы. Домодедово: РИПК МВД России, 1993.
22. Детков М.Г. Содержание карательной политики Советского государства и ее реализация при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в тридцатые и пятидесятые годы: монография. Домодедово: РИПК МВД РФ, 1992.
23.Зубарев С.М. Понятие и сущность правового обеспечения реформы уголовно-исполнительной системы Минюста РФ [Электронный ресурс] / [Консультант Плюс: справочно-правовая система
24.Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. 4-е изд., испр. и доп. - М.: 2010. - 176 с.
25. Петренко Н.И. Становление и развитие управления уголовно-исполнительной системой России. - Чебоксары: ЧКИ МУПК, 2002.
26. Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915.
27. Реформирование пенитенциарных учреждений и актуальные вопросы ресоциализации осужденных (в свете требований Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года). Сборник материалов международной научно-практической конференции (Вологда, 24-25 ноября 2011 г.): В 2 ч.. Ч. 1 / Отв. ред.: Бабурин С.В. - Вологда, 2011. - 291 c.
28. Соцкий Ю.Ф. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в дореволюционной России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Рязань, 1998.
29. Сиряков А.Н. Организационно-правовые вопросы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: исторические аспекты и современность: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Вологда, 2007. - 233
30. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. - 720 с.
31. Ускачева И.Б. Правовое регулирование социальной и воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -М.,2007. -25 с.
32. Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889.
Электронные ресурсы
33.Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.fsin.su


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ