ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА 7
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУВЕРЕНИТЕТА ВО ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 18
§ 1. Особенности суверенитета в современном международном праве 18
§ 2. Соотношение суверенитета и волеизъявления народа государства 32
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СУВЕРЕНИТЕТА 39
§ 1. Федеративная форма государственного объединения 39
§ 2. Конфедеративная форма объединения государств 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Современное международное право направлено на регулирование отношений, складывающихся в процессе взаимодействия его субъектов. Имеющееся в научной литературе различное понимание того, кто к ним относится, тем не менее, не является препятствием для единой позиции относительно правового статуса государств как первичных субъектов международного права.
Среди всех субъектов международного права именно государства являются единственными безусловными носителями суверенитета. Современная трактовка данного понятия выражается философскими, социологическими, политологическими, а также юридическими формами понимания сущности явления. В контексте межгосударственных норм и принципов суверенитет представляет собой неотъемлемое свойство любого государства, обуславливающее наличие у него важнейшего юридического свойства как субъекта международного права - международной правосубъектности. Это означает, что обладание всей полнотой международных прав и обязанностей возможно только для полностью суверенного государства, приобретшего таковой статус в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Поэтому категория суверенитета, будучи производна от философских и политологических понятий, представляет собой важнейшую юридическую составляющую современной системы международного права. Именно этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Развитие международного права во второй половине XX века способствовало доктринальной разработке и юридическому закреплению различных международных инструментов обеспечения суверенитета государств. Выход вопросов обеспечения суверенитета из исключительного ведения государств на международный уровень создал систему
международных гарантий, направленных на формирование цивилизованных инструментов решения межгосударственных конфликтов, предотвращения войн и угроз территориальной целостности.
Вместе с тем, современное международное право тесным образом увязывает понятие полного суверенитета с признанием самого факта существования государств со стороны уже существующих первичных субъектов. Данный юридический акт имеет важные правовые последствия как для отношений между странами, так и для объема международной правосубъектности нового участника межгосударственных отношений. В этом смысле особенно острым является вопрос о природе суверенитета так называемых «непризнанных» территорий, которые де-факто обладают многими признаками и свойствами, характерными для суверенного государства. Кроме того, в международном праве остается открытым вопрос о легитимных механизмах признания, обеспечивающих наделение нового государства всеми признаками суверенности, а также международной правосубъектности.
События последних лет, связанные с центробежными процессами в различных странах мира и стремлением к обретению независимости отдельными территориями, разделяют существующих членов международного сообщества во мнениях о легитимизации этих процессов.
Предметом исследования является суверенитет как научная и правовая категории.
Объектом исследования является суверенитет и подходы к его классификации.
Цель работы является рассмотрение суверенитета с теоретико¬правовых позиций и определения его роли в международном праве.
Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать пироду суверенитета как научной и правовой категории;
2. Выявить возможности применения данной категории во внутригосударственном праве;
3. Установить возможные пределы применения суверенитета на международном уровне;
4. Выявить специфику влияния суверенитета при формировании формы государственного территориального устройства.
Методологическую основу работы составляют общенаучный методы: филосовский, диалектический, метод общего научного подхода, анализа синтеза и др., а также специальные методы формально-логический, историко-правовой, формально-юридический, моделирование и др.
Основы теоретических разработок проблем государственного суверенитета в международном праве были заложены еще в работах средневековых философов, таких как Ф. Аквинский, Макиавелли, и др., их продолжателей Дж. Локка, Ж. Бодена, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббса, Т. Гегеля и др.
Научную основу работы составляют труды современных ученых специалистов в области внутригосударственного и международного права, таких как А.Х. Абашидзе, P.A. Каламкарян, Ю.М. Колосов, И.И. Лукашук, В.С. Нерсесянц и др.
Практическая значимость работы заключается в формировании представлений о суверенитете как особой категории права имеющей обширное применение в условиях существования государства для определения суверенов, участвующих в его внутренней и внешней политике.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, две из которых разделены на параграфы, заключения и библиографического списка.
Согласно современным подходам, следует признать, что суверенное государство представляет собой политическую организацию, имеющую в наличии три элемента: совокупность жителей, образующих народ; государственную власть, которой подчиняется этот народ, а также обособленную территорию, на которой проживает народ и в границах которой распространяется независимая и самостоятельная власть. Существование суверенитета юридически закреплено в конституционных законах государства, но коренится в общественном мнении, которое представляет собой первоначальную и необходимую политическую силу. Основными политическими характеристиками суверенитета, в частности, являются: а) право каждого государства избирать политическую форму; б) право на издание законов и на внутреннее управление; в) право вступать в сношения с другими государствами.
Народ является источником государственного суверенитета, а его носитель - государство, в смысле организованного социального организма руководимого верховной, самостоятельной, независимой государственной властью, наделенной народом, которая юридически признается легитимной международным сообществом. Государство реализует государственные права, защищая национальные интересы народа в целом, как в границах государственной территории, так и вовне.
Права, присущие суверенитету государства, или государственные права представляют собой совокупность полномочий государственной власти. Государственные права являются таковыми в силу существования государственного суверенитета, а не наоборот. Количество государственных прав бесконечно и любая их реализация будь то непосредственно государственной властью и через международные организации является подтверждением независимости, самостоятельности и суверенитета государства.
Суверенитет не предопределен существованием определенных государственных прав и не зависит от осуществляемых государственной властью функций, а зависит от свободы государства возлагать на себя или отказываться от тех или иных полномочий. Суверенитет как качество государства имеет отношение к вопросу существования государства - наличия его правосубъектности, а государственные права - к вопросу объема его правоспособности, возникшей именно в связи с наличием суверенитета. В рамках современного международного права невозможно путем воздействия на компетенцию суверенного государства повлечь исчезновение первичного субъекта международного права без его добровольного согласия.
Именно суверенитет исключает ограничение или подчинение одной государственной власти любой другой государственной власти. Суверенитет одного государства перестает действовать там, где начинает действовать суверенитет другого государства. Никакая другая власть юридически не может воспрепятствовать государственной власти суверенного государства в изменении ее собственного правопорядка в пределах своих государственных границ.
Государственный суверенитет как политико-правовое качество государства не зависит от характера соблюдения государственной властью международного права, своего национального законодательства, а также от установленного внутригосударственного политического режима. Безусловно, допуская правовые нарушения, государственная власть ставит под угрозу легитимность своего существования установленного ею политического режима. По причине нарушений международного права или прав человека государство может попасть в категорию «государства-изгоя» по отношению к международному сообществу, но насильственное лишение государства суверенитета по современному международному праву недопустимо.
Важным свойством государственного суверенитета является его неотчуждаемость. Ни о каком делении суверенитета речи идти не может. Любое деление суверенитета, безусловно, ведет только к его уничтожению и исчезновению первичного субъекта международного права.
Государство, являясь суверенным, вправе самостоятельно и свободно решать собственную судьбу, вплоть до отказа от суверенитета. Добровольно попадая под власть другого государства, передачи суверенитета одного государства другому не происходит. С момента слияния объединяющееся государство утрачивает свой суверенитет, лишается его. Одновременно с фактом утраты государством своей независимости государственный суверенитет исчезает полностью как свойство государства, а не отбирается, уступается и т. п., т. е. не отчуждается. Поэтому не существует суверенитета разделенного, фрагментарного, уменьшенного, ограниченного, относительного и т. п.
Суверенные государства, преследуя свои национальные интересы, добровольно соглашаются осуществлять и ограничивать свои права, присущие государственному суверенитету, посредством международных договоров. Любой международный договор несет в себе как реализацию государственных прав, так и ограничение прав его государств-участников. Только само государство вправе решать, какие вопросы внутригосударственной компетенции и в каком объеме оно делает предметом международного договора. Любые попытки навязать критерии отбора таких внутригосударственной вопросов как раз и были бы нарушением суверенитета и вмешательством во внутренние дела государства.
В современном международном праве суверенитет представляет собой качественную категорию, которая носит абсолютный характер. Государственный суверенитет не имеет границ и представляет собой единую волю народа - он либо есть, либо его нет. Само международное право основано на абсолютной природе суверенитета, гарантирующей независимость и самостоятельность государств независимо от характера их взаимоотношений и объема осуществляемых полномочий.
Абсолютный характер понятия суверенитета и правосубъектности государства не является абсолютной правоспособность государства в международных действиях. В условиях взаимозависимости государств существование неограниченной правоспособности государств невозможно - правоспособность государств относительна. Преследуя свои национальные интересы, государство само заинтересовано ограничивать свои государственные права для достижения многосторонних совместных целей в рамках международного сообщества.
Основная ценность суверенитета на современном этапе заключается в том, что суверенное государство в состоянии в каждый момент времени свободно взять на себя осуществление необходимых ему полномочий, либо отказаться от их осуществления в соответствии с международным правом, включая сохранение возможности отказаться от ранее принятых международных обязательств. Что же касается реализации универсального объема государственных прав, то любое их осуществление будь то непосредственно государственной властью и/или через многосторонние межгосударственные механизмы является подтверждением независимости и самостоятельности суверенного государства.
Полномочия любого государства шире, чем полномочия всех международных организаций вместе взятых. Ограничить суверенитет государства в рамках международной организации невозможно без нарушения международного права или изменения фактического международно-правового статуса такой международной организации.
Именно наличие суверенитета служит признаком, отличающим государство от других субъектов международного права.
1. Всеобщая декларация прав человека, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
Учебная литература
2. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
3. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб.: Питер, 2004.
4. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология ХХ1 века. М., 2003.
5. Гарибян К.Э. Суверенитет как категория международного права // http://www.ni-jоumal.ru/arсhivе/56157ba6/528a55с5/25f90845/142с257е/
6. Гессен В.М., Общее учение о государстве. СПб., 1912.
7. Гессен В.М., Проблема народного суверенитета в политической доктрине XVI в. СПб., 1913.
8. Гречко Л.В., Шинкарецкая Г.Г. Понятие конфедерации и СНГ.// Московский журнал международного права. - 2004. - №2.
9. Григорьев В.А. Приднестровская государственность: продолжение конфликта или поиск юридического компромисса // Приднестровье. - 2006. - № 172 (2947). - 13 сентября.
10. Дмитриев Ю. А., Магомедов А.Г., Пономарев А.Г., Суверенитет в науке конституционного права. М., 1998.
11. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 2014.
12. Еллинек Г., Общее учение о государстве. СПб. 2004.
13. Журавлев А., Комарова В. Федерация и суверенитет в России // Право и жизнь. 2000. N 30.
14. Златопольский Д.Л. Феномен нового государственного единства вместо СССР: перспективы развития.// Вестник Московского ун-та. Серия11. Право. - 1993. - №2.
15. Калиниченко П.А. О гражданстве Европейского Союза. // Московский журнал международного права. - 2000. - №3.
16. Костенко М.Л, Лавренова Н.В. ЕС после Маастрихта: федерация, конфедерация или международная организация?// Государство и право. - 2014. - №4.
17. Краснер С. «Суверенитет: организованное лицемерие». 1999
18. Кузнецова Е. С. Западные концепции государственного суверенитета // http://www.intеrtrеnds.ru/еlеvеnth/007.htm
19. Кузнецова Е.С. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? // Международная жизнь. 2004. №7-8.
20. Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006. №3.
21. Лазарев Б.Е. Федерация или конфедерация? // Новый союзный договор: поиски решений. - М. - 1990.
22. Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003.
23. Лепешкин А.И. Советский федерализм. М., 1977.
24. Локк Д. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1960.
25. Мамедов Р.В. Государственный суверенитет в доктринах международного права// Правовая инициатива. 2013 №7
26. Манелис Б.Л. Проблема суверенитета и ее значение в современных условиях. Ташкент, 1964.
27. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. N 1.
28. Нерсесянц В.С., Общая теория права и государства. М., 2013.
29. Нерсесянц В.С. История политико-правовых учений. М., 2012.
30. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. - М., 2012
31. Пастухова Н.Б. О многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета // Государство и право. 2007. N 12.
32. Пастухова Н.Б. Об особенностях становления и развития государственного суверенитета современной России // Государство и право. 2007. N 8.
33. Пастухова Н.Б., Проблемы государственного суверенитета. М., 2006.
34. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.
35. Руссо Ж.Ж., Трактаты. Пер. с. Фр. А. Хаютина, В. Алексеева- Попова. М., 2000.
36. Симонян Г.Р. Механизм обеспечения интересов субъектов Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти // Журнал российского права. 2006. N 3.
37. Тихомиров Ю.А. Государственость: крах или воскрешение. / Ю.А. Тихомиров. //Государство и право. - 1992. - №9.
38. Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. 1994. N 2.
39. Хабиров Р.Ф. Концептуальное оформление представлений осущности и содержании суверенитета // История государства и права. 2007. N 21.
40. Хрусталев М.А. Политология и политический анализ // Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М., 2012.
41. Чиркин В.Е. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности // Государство и право. 2001. N 7.
42. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.
43. Шамба Т.М. и Непрошин А.Ю. Абхазия. Правовые основы государственности и суверенитета. - Москва, 2014.