Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ( НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА )

Работа №28730

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы159
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
591
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I Теоретические основания организации и развития
воспитания в образовательных системах
15
I.1 Современное состояние проблемы интеграции
воспитательной среды
15
I.2. Воспитательная среда как объект педагогического
проектирования
36
I.3. Системообразующая роль валеологического воспитания в
проектировании педагогических процессов в
образовательных учреждениях
53
Выводы по первой главе 67
Глава II Педагогические условия, факторы повышения
эффективности воспитательной работы в
образовательных учреждениях
71
II.1. Особенности организации, содержания воспитательной
работы в образовательных учреждениях медицинского
профиля
71
II.2 Анализ опыта воспитательной работы в базовом
медицинском колледже
87
II.3. Реализация авторской модели системы воспитательной
работы в медицинском колледже на основе принципов
личностно-ориентированного и средового подходов.
100
II.4 Анализ результатов опытно-эксперементальной работы 112
Выводы по второй главе 124
Заключение 126
Литература 131

Актуальность исследования.
Духовное возрождение народа возможно на основе национальных культурно –
исторических традиций, национальных и общечеловеческих ценностей. Поэтому
общество, государство имеют объективную потребность в гражданах, способных
к их восприятию, сохранению и развитию. Система образования является одним
из важнейших факторов в удовлетворении этой потребности, подготовки
поколений к воспроизводству культурных ценностей. Решение указанной задачи
не может быть обеспечено только предметной, специальной подготовкой:
образование становится полноценным лишь в том случае, когда его смысл
определяется воспитательными целями.
Современная идеология воспитания нашла свое концептуально – правовое
выражение в ряде долгосрочных программных документов: Национальной
доктрине образования, Концепции модернизации Российского образования на
период до 2010 года, Федеральной программе развития образования, Программе
развития воспитания в системе образования России в 1999-2002г.г.
О необходимости повышения статуса воспитания, преодоления угрожающих
здоровью нации явлениях говорилось на Седьмом съезде Российского Союза
ректоров: “Сегодня приходится признать, что в последние годы в студенческую
среду стали все более активно проникать наркотики, асоциальные настроения. Это
противоречит традициям нашей высшей школы. Особую актуальность
приобретает постановка в новых условиях и новых форм воспитательной работы в
вузах, прежде всего путем вовлечения самого студенчества в общественно –68
значимую деятельность. Предстоит воссоздание органов студенческого
самоуправления в каждом вузе”.
Воспитание гражданина, физически и духовно полноценного человека,
профессионала возможно лишь в целостном педагогическом процессе, в условиях
интеграции образовательного учреждения и социально – педагогической среды.
Забота о социальном благополучии, духовно – нравственном и физическом
здоровье является важной консолидирующей идеей, способной объединить
научное и педагогическое сообщество, родителей, представителей
администрации, организаторов здравоохранения. Таким образом, характерной
особенностью современного состояния проблемы развития воспитания в системе
образования является усиление интеграционных процессов – объединения
различных подходов, усиления взаимодействия образовательного учреждения как
открытой системы с окружающей социально – педагогической средой. Одной из
наиболее актуальных задач модернизации образования является научное
обоснование и внедрение здоровосберегающих технологий, заботе об управлении
здоровья учащихся, что повышает значимость валеологического воспитания в
образовательном учреждении.
Проблема организации воспитательной работы в системе общегообразования
нашла отражение в работах А. С. Белкина , А.В. Беляева, В.С. Безруковой, С.Я.
Батышева, И.А. Шаповаловой.
Особенности содержания и организации валеологического воспитания в
образовательных системах раскрываются в исследованиях Э.М. Аванесьянца, Р.И.
Айзмана, О.А. Бутовой, Л.И. Губаревой, Г.М. Соловьева, В.П. Озерова, В.Н.
Муравьевой.
В новых условиях особенно актуальной становится задача интеграции
отдельных направлений воспитания, обеспечения целостности педагогического69
процесса. Особую важность эта задача имеет для образовательных учреждений
медицинского профиля.
Ее решение связано с преодолением ряда противоречий:
• Между растущим уровнем требований к личности специалиста и реальным
статусом воспитания в обществе, в образовательных системах;
• Между потребностью в формировании целостной личности и реальными
условиями социально-педагогической среды;
• Между потребностью в интеграции социально – педагогической среды и
корпоративной, отраслевой обособленностью профильных образовательных
учреждений;
• Между уровнем научной, нормативной обеспеченности системы
педагогического управления и уровнем развития самоуправления, степенью
его организационно-правового обеспечения.
Возникает проблема: Каким образом можно повысить статус воспитания учебных
заведениях, чтобы обеспечить целостность образовательного процесса?
Актуальность названной проблемы, недостаточная разработанность ее в
педагогической теории и практике обусловили выбор темы нашего исследования.
Цель исследования состояла в выявлении и научном обосновании условий
повышения эффективности воспитательной работы в образовательных
учреждениях медицинского профиля.
Объектом исследования целостный воспитательный процесс в
образовательном учреждении медицинского профиля.
Предмет исследования – содержание и организация воспитательной работы в
медицинском колледже.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались
следующие задачи:70
1. Проанализировать и обобщить современные социально – педагогические
концепции организации и управления воспитательной работой в
образовательном учреждении;
2. Конкретизировать сущность, функции валеологического воспитания как
системообразующего фактора в системе воспитательной работы в средних
специальных образовательных учреждениях;
3. Проанализировать опыт воспитательной работы, выявить недостатки в
организации процесса воспитания в образовательных учреждениях
медицинского профиля, определить пути, способы их преодоления;
4. На основе интеграции принципов личностно – ориентированного и средового
подходов разработать и апробировать модель организации воспитательной
работы в медицинском колледже, обосновать условия повышения ее
эффективности.
Методологическую основу исследования составили философско –
педагогические подходы к гуманизации социально – педагогической среды;
концептуальные положения о зависимости воспитания от характера
социальных и морально – психологических отношений; методология
деятельностного подхода в психологии и педагогике; концепция
многофакторного характера развития личности; принципы всеобщей связи и
взаимообусловленности явлений, единства теории и практики, общего,
особенного и единичного.
Теоретическую основу исследования составили идеи, концепции,
теоретические положения личностно – ориентированного (Н.А. Алексеев, Е.В.
Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков) и средового (Б.З. Вульфов, В.Г.
Бочарова, Р.Г. Гурова, В.Н. Гуров, З.А. Малькова, Л.Я. Рубина, Л.Л.
Супрунова) подходов; положения теории педагогической интеграции (В.С.
Безрукова, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, Ю.С. Тюнников, Н.К. Чапаев);71
теоретические требования к педагогическому проектированию (В.С. Безрукова,
Н.М. Борытко, В.И. Горовая, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А.
Сластенин, Н.К. Сергеев и др.); концепции организации валеологического
воспитания ( О.А. Бутова, Л.И. Губарева, В.Н. Муравьева, В.П. Озерова, Г.М.
Соловьев); теоретические положения организации воспитания в
образовательных системах (А.В. Беляев, О.С. Газман, И.Ф. Исаев, З.А.
Малькова, Г.Н. Филонов, Е.Н. Шиянов); теория целостного подхода к
формированию личности растущего человека (В.С. Ильин, Б.Т. Лихачев, Л.И.
Новикова).
Ведущая идея исследования исходит из необходимости определения места
валеологического воспитания в качестве системообразующего фактора в
системе воспитательной работы, признания образовательного учреждения как
части социально – педагогической среды, что не исключает его роли как центра
воспитательной деятельности на местном (муниципальном) уровне.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что целостность
и эффективность процесса воспитания в образовательном учреждении могут
быть обеспечены, если:
• Проектирование воспитательного процесса осуществляется на основе
интеграции личностно – ориентированного и средового подходов;
• Системообразующая роль в содержании воспитательной деятельности в
образовательном учреждении отведена валеологическому воспитанию;
• В образовательном учреждении проводится мониторинг здоровья учащихся,
осуществляется диагностика их адаптивных возможностей,
психологических особенностей;
• Применяется в качестве ведущей формы клубная работа, позволяющая
реализовывать цели и задачи гражданско – патриотического,
валеологического и эстетического воспитания.72
В исследовании использовалась следующая система методов: теоретический
анализ социологической, психолого – педагогической литературы, нормативно –
программных документов; диагностические методы (тестирование,
анкетирование); изучение документации, наблюдение; статистическая обработка
опытно - экспериментальных данных, их количественный и качественный анализ;
констатирующий и формирующий эксперименты.
Опытно – экспериментальной базой исследования стали медицинские
колледжи, училища Ставропольского края (Ставропольский базовый медицинский
колледж, Кисловодское медицинское училище, Ессентукский медицинский
колледж, гимназия № 12, г.Ставрополь).
В диагностическом обследовании приняло участие 976 учащихся, 47
преподавателей, 35 работников вспомогательного персонала, 67 родителей
учащихся.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (1998 – 2000 г.г.) проводилось изучение и анализ
социологической, психолого – педагогической литературы, нормативно –
правовых и программных документов по проблеме исследования; выявлялся
уровень разработанности проблемы, определялись методологические и
теоретические основания исследования.
Второй этап (2000 – 2002 г.г.) включал изучение опыта воспитательной
работы медицинских колледжей Южного региона России, школ, вузов по
исследуемой проблеме, проектировалось содержание, модель организации
воспитательной работы, определялись условия для их внедрения в педагогический
процесс, уточнялась методика организации исследования, осуществлялись
констатирующий и формирующий эксперименты.
На третьем этапе (2002 – 2003 г.г.) вносились коррективы в программу
опытно – экспериментальной работы, обобщался и систематизировался73
полученный материал, проводились апробация и внедрение результатов
исследования в практику.
Научная новизна исследования заключается в :
• Систематизации и обобщении научных подходов к формированию социально
– педагогической среды, к определению места и роли в ней образовательного
учреждения, в конкретизации функций , о предельных социально –
педагогических возможностей валеологического воспитания в
образовательном учреждении;
• Определены пути, способы их преодоления;
• В разработке и опытно – экспериментальной проверке модели организации и
управления воспитательной работой в базовом медицинском колледже,
обосновании педагогических возможностей клубной формы воспитательной
работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в научно – педагогической
интерпретации способов интеграции личностно - ориентированного и средового
подходов к организации воспитания в образовательных системах; в уточнении и
конкретизации способов реализации идеи проектного образования и воспитания;
в выявлении и классификации основных научных подходов к изучению проблем
валеологического воспитания .
Практическая значимость исследования заключается в разработке
программно – методических материалов (программ воспитания, планов
воспитательной работы, нормативно – методических документов, адаптированных
к условиям медицинского колледжа диагностических методик), в установлении
форм взаимодействия педагогического коллектива с социально – педагогической
средой.
Выводы и результаты исследования могут быть использованы не только в
средних, но и высших учебных заведениях, в работе организаций по оказанию74
социальной помощи населению, в системе повышения квалификации
медицинских работников и работников образования.
Достоверность и обоснованность теоретических выводов и практических
результатов исследования обеспечивается возможностью сопоставления
полученных результатов с результатами научных исследований других авторов.
Достоверность результатов обусловлена методологической обоснованностью
педагогической целесообразности интеграции личностно – ориентированного и
средового подходов, использованием адекватных предмету исследовательских
методов, проверенных на практике диагностических методик, подтверждением
независимыми экспертами (проверочными комиссиями) динамики
положительных изменений в содержании и организации воспитательной работы в
колледже.
Н

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ современных методологических подходов к развитию воспитания в
образовательных системах, нормативно-правовой документации, изучение
опыта образования и воспитания позволил выявить в качестве приоритетных
два подхода - личностно-ориентированный и средовый. Необходимость их
интеграции определила структуру, логику организации нашего исследования.
В системе профессионального образования осуществляется не только
специальная подготовка кадров, но и создаются условия для дальнейшего
продвижения личности в системе образования, что объективно требует
постоянного ее совершенствования, обновления, поиска путей, способов
обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса.
В условиях студенческой жизни возрастает роль учащегося как субъекта
педагогического процесса, что требует иных подходов к выбору форм и
методов его подготовки к жизни, к профессиональной деятельности, к
созданию условий для его личностной самореализации.
Однако становление личности определяет не только воспитательный
процесс, специально организованный в образовательном учреждении: на
формирование личности мощное воздействие оказывает окружающая среда :
окружающие человека общественные, материальные и духовные условия
(макросреда и микросреда).
Усиление воспитательного потенциала среды ученые связывают, прежде
всего, с реализацией личностно-ориентированного подхода.184
Однако при этом следует преодолевать укоренившийся стереотип о
«руководящей роли школы»: школа - это часть среды, ищущая с ней связи,
устанавливающая с ней сотрудничество, преодолевающая разобщенность с
другими, прежде всего, с родственными профильными учреждениями.
Именно с помощью коллективных усилий родственные по профилю
образовательные учреждения вырабатывают концепцию развития,
проектируют модель выпускника. Одним из способов реализации такой
модели на практике является «Проектное воспитание», осуществляемое с
учетом социального заказа и потребностей самой личности в саморазвитии,
т.е. образование и воспитание - это проекция личности на среду. При этом
важно иметь здоровую среду, в которой становится возможным формирование
здоровой личности.
Проективное образование и воспитание требует овладения техникой
педагогического проектирования: способами проектирования педагогических
систем и процессов, формами проектирования, выделения
системообразующего фактора.
В нашем исследовании установлено, что в любом образовательном
учреждении в качестве системообразующего в содержании воспитания
является валеологическое воспитание, ориентация учащихся на здоровый образ
жизни.
В качестве главного результата проективной деятельности должны стать
центры (клубы) здоровья, действующие в учебном заведении и тесно
сотрудничающие с муниципальными культурно –оздоровительными и
медицинскими учреждениями.
Проектирование системы внеучебной деятельности предполагает создание
зон социальной, профессиональной адаптации, ориентацию на продолжение
образования, на социально значимые виды деятельности.
Проектирование педагогического процесса - это разработка, обоснование
целей, принципов, содержания, методов и форм деятельности. Решение этой185
задачи дает четкое представление о среде и возможностях осуществления
воспитания. В исследовании мы пришли к выводу, о том, что
педагогическое проектирование системы управления педагогическим
процессом, укрепление связей с окружающей средой позволяет придать
образовательному учреждению статус социально-педагогического и
социокультурного центра, способного играть системообразующую роль в
региональной системе социализации, воспитании и развитии личности
учащихся.
Значительные потери здоровья детей и подростков связаны с
обучением. К числу факторов, разрушающих здоровье , относятся
нерациональная организация образовательного процесса, перегруженность
учебных планов и программ, отступление от норм гигиены, гиподинамия
и др.
В старшем возрасте заметно возрастает роль субъективно–личностного
фактора - пренебрежение к здоровью, увлечение вредными привычками.
Основными условиями успешности работы образовательных учреждений
по укреплению здоровья учащихся являются:
- организация целостного процесса обучения и воспитания, его
оптимизация;
- разработка и методически грамотное внедрение здоровьесберегающих
технологий, мотивация учащихся на здоровый образ жизни;
- усиление сотрудничества между педагогами, родителями, учащимися,
общественностью.
Анализ современного состояния проблемы валеологического воспитания,
таким образом, позволил установить, что сегодня особенно важно осознавать
необходимость дальнейшего развития идеологии здоровья, определения роли
человеческого фактора в отношении к здоровью как к ценности.
Изучение опыта организации образовательной деятельности в учреждениях
медицинского профиля позволило выявить общие основания, благодаря186
которым становится возможным интеграция содержания, технологий
воспитания. Формой такой интеграции явилась Ассоциация медицинских
колледжей Южного региона. С учётом профессиональной направленности
учреждений Ассоциация разработала целевую Программу «Образование и
здоровье», направленную также на улучшение среды жизнедеятельности
студентов. Изучение опыта позволило выявить ряд недостатков в организации
валеологического воспитания: ограниченность комплекса применяемых форм,
тяготение к проведению отдельных мероприятий в ущерб целостности
воспитательного процесса, недостаточное внимание к мониторингу состояния
здоровья участников педагогического процесса, несоответствие новым задачам
имеющегося методического сопровождения, фрагментарность связей с
социально-педагогической средой.
Выявленные недостатки послужили основанием для разработки авторского
проекта системы воспитания в Ставропольском базовом медицинском
колледже. С учётом положительного опыта, накопленного учреждениями,
входящими в Ассоциацию, объектами проектирования явились система
управления воспитательной работой, самоуправление, содержание
валеологического воспитания, комплекс организационных форм (клубная,
музейная работа). Проектировались и соответствующие условия: нормативноправовое обеспечение, социально - педагогическая и информационная среда.
Проектированию технологии воспитания предшествовала работа по
изучению учащихся – диагностика их психологических особенностей. На
основе результатов диагностики были составлены психологические
характеристики на каждого студента, которые стали основами для выявления
актива, а также для выявления «групп риска». На основе результатов
психолого-педагогического изучения личности, студенческих групп была
разработана программа «Воспитай личность», направленная на формирование
целостной личности. Особенность содержания программы заключается в её
ориентированности на создание условий для усвоения студентами гражданско-187
патриотических, духовно – нравственных ценностей, для ориентации на
активизацию взаимодействия с социумом.
На основе критериально– уровневого подхода была построена методика
контрольного эксперимента (в качестве критериев использовались
когнитивный, мотивационно – целостный, деятельностный).
Результаты эксперимента свидетельствуют о чётко прослеживаемой
положительной динамике в приращении знаний студентов (в среднем такое
приращение составило 18%-20%).
Положительные изменения произошли в ценностных ориентациях
студентов, в усилении мотивации на усвоение валеологических знаний,
ориентации на здоровый образ жизни. Повысилась также активность участия
студентов в социально значимых видах деятельности. Полученные результаты
свидетельствуют о справедливости выдвинутой гипотезы, позволяют сделать
вывод о достаточной полноте решения поставленных задач исследования.
Перспективу дальнейшего продолжения исследования по заявленной
проблеме мы связываем с разработкой концепции, технологии оценки качества
воспитательного процесса, вовлечения студентов в общественно –
политическую деятельность, в совершенствовании организационно – правовых
условий для мотивации учащихся на продолжение образования, повышения их
психолого–педагогической компетентности в раб


Аванесьянц Э.М. Обсуждая стандарты нового поколения //Пульс
медицины. - 2002, декабрь. -с.6-9.1.Аверина Е.В. Антинаркотическое
воспитание в школе // Педагогика. – 2002.- №1. - с. 56-60.
2.Авилов О.В. Оценка уровня психоэмоционального стресса у
школьников в ходе учебного процесса // Здоровье и образование.: Материалы II
Международного конгресса валеологов и IV
Всероссийской конференции “Педагогические проблемы валеологии” (1-3
ноября 2000 г.). -СПб., 2000.- с. 106-1 07.
3.Азаров Ю. Студент: возможности личного роста // Высшее
образование в России. –2002. - №1. - с.50-57.
4.Айдаркин Е.К., Пахомов Н.В., Проблема создания
индивидуального психофизиологического портрета для
валеологического мониторинга образовательного процесса // Российский
вуз: В центре внимания – личность: тезисы докладов. -Ростов-на-Дону:
Издательство ДГТУ, 1999. - т.4. - с.51-53.
5.Акатова В.В. Воспитательная роль социально-образовательного
пространства // Специалист. –2001. - №8. - с.24.
6.Актуальные проблемы воспитания и здоровья в системе
дополнительного образования: Сборник материалов, Вып.1.-Ставрополь,
2000. - 57с.
7.Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья. -М., 1992. - 228 с.
8.Анисимова Н.В. Нравственность и здоровье // Классный руководитель.
– 1999. - №6. - с. 30-37.
9.Ахвердова О.А., Боев И.В., Терещенко Э.В. Влияние
экологических факторов на формирование личности подростков //
Здоровый город – здоровые дети. Материалы региональной научнопрактической конференции. - Ставрополь: Изд. СГУ, 1999. - с.72-74.189
10.Бабешко А.М. Совершенствование содержания физического
воспитания студентов // Специалист. –2000. - №10.
11.Бабенко Т.И., Каминский И. И. Экспресс-оценка физического
здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Методические
рекомендации. Ростов-на-Дону, 1995. - 32 с.
12.Базарный В. “Зеленые люди” - угроза цивилизации //
Учительская газета, -2000, -№1.
13.Безопасность и здоровье детей в современных условиях. Материалы
научно-практической конференции 22-23 апреля 1999 г. -СПб., 1999.
14.Безрукова В.С. Педагогика профессионально-технического
образования. Проектирование педагогического процесса в ПТУ. Курс
лекций. –Свердловск: СИПИ, 1990. -171с.
15.Безрукова В.С. Педагогика: Проективная педагогика: Учеб.пос. -
Екатеринбург, Деловая книга, 1996. -с.334.
16.Береговой Я. Школа угрожает здоровью детей и учителей. Как их
защитить? // Народное образование. –2001. - №5. - с.223-231.
17.Берестов А. Скрытые причины неврозов // Воспитание школьников. –
2000. - №8. - с.45-49.
18.Берсенева Т.А., Захарченко М.В. Спецкурс “Воспитание здорового
ребенка: традиции и современность” в последипломном образовании педагога //
Материалы Международного конгресса по валеологии (30 марта 1999 г.),
третьей Всероссийской научно-практической конференции “Психологические
проблемы валеологии” (31 марта-1 апреля 1999г.). -СПб., 1999. -с.35-36.
19.Безрукова В.С. Педагогика: Проективная педагогика: Учеб.пос., -
Екатеринбург, Деловая книга, 1996; 334с.
20.Беляев А.В. Верность традициям. – Свердловск: СИПИ, 1992. –
88с.190
21.Беляев А.В. Социально-педагогические основы, формирования
гражданственности учащейся молодежи: Автореф. Дис. … д-ра пед. Наук.
– Екатеринбург, 1997. – 41 с.
22.Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы //
Педагогика. –1996. -№4. -с.23-27.
23.Беляев А.В. Социально-педагогические основы, формирования
гражданственности учащейся молодежи. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997,
-184 с
24.Бирюкова Н.А. Внеаудиторная работа со студентами по
экологическому образованию и воспитанию // Специалист. –2000. - №6.
25.Бойко О.Д. Воспитание через внеаудиторную деятельность //
Специалист. –2001. - №1.
26.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностноориентированного образования. -Ростов-на-Дону;: Издательство РГПУ,
2000.-352с.
27.Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме. Перспективная
альтернатива. -М., 1991.
28.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.,
1968.
29.Боев И.В. Психоэмоциональный статус детей и подростков в
современных антропоэкологических условиях.// Здоровый город –
здоровые дети: мат. Рег. Науч.-практ. Конференции. -Ставрополь,:
издательство СГУ, 1999, с. 15-18.
30.Борытко Н.М. Разработка и экспертиза авторских учебных
программ / Науч. Ред. Проф. В.В.Сериков. -Волгоград: Перемена, 1996,
80с.
31.Борытко Н. М. Опыт построения личностно-ориентированного
содержания образования в гимназии //Педагогические инновации в191
учреждениях образования: Сущность, критерии, прогноз: Сб.трудов. -
Волгоград: ОПТИМ, 1994.- с. 59-62.
32.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностноориентированного образования. -Ростов-на-Дону: изд. РГПУ, 2000. –
352с. с.2.
33.Большой энциклопедический словарь: В 2-х т., -М., Сов.
Энциклопедия, 1991г. –Т.2. –1991. -.402.
34.Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме. Перспективная
альтернатива. -М., 1991.
35.Борытко Н.М. Разработка и экспертиза авторских учебных
программ / Науч. Ред. Проф. В.В.Сериков. -Волгоград: Перемена, 1996. -
80с.
36.Борытко Н. М. Опыт построения личностно-ориентированного
содержания образования в гимназии // Педагогические инновации в
учреждениях образования: Сущность, критерии, прогноз: Сб.трудов. -
Волгоград: ОПТИМ, 1994. -с. 59-62.
37.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностноориентированного образования. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. -
352 с.
38.Брадик Г.М., Зайцев Г.К. Формирование мотивационно-смысловой
основы здорового образа жизни у подростков // Здоровье и образование.:
Материалы II Международного конгресса валеологов и IV Всероссийской
конференции “Педагогические проблемы валеологии” (1-3 ноября 2000 г.). -
СПб., 2000. - с.18-20.
39.Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. - М., 1990. - 206с.
40.Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы
здоровья человека // Вопросы философии. –1982. -№2. - с.48-53.
41.Буланова Э.В., Осипов В.Г. Физкультурно-оздоровительные занятия
для девочек-подростков // Материалы Международного конгресса по192
валеологии (30 марта 1999 г.), третьей Всероссийской научно-практической
конференции “Психологические проблемы валеологии” (31 марта-1 апреля
1999 г.).-СПб., 1999. - с.42-43.
42.Бушуева В.О. Формирование здорового образа жизни у
старшеклассников.: Автореферат. Дис. … канд. Пед. наук. -Пятигорск,
2002, -21с.
43.Бутяева В.В. Функциональное состояние и здоровье учителей -
ведущий фактор обучения и воспитания // Материалы Международного
конгресса по валеологии (30 марта 1999 г.), третьей Всероссийской научнопрактической конференции “Психологические проблемы валеологии” (31
марта-1 апреля 1999 г.). -СПб., 1999. -с.43-44.
44.Вайнер Э.Н. и др. Основные направления деятельности государства в
обеспечении здоровья человека // Материалы Международного конгресса по
валеологии (30 марта 1999 г.), третьей Всероссийской научно-практической
конференции “Психологические проблемы валеологии” (31 марта-1 апреля
1999 г.). -СПб., 1999. -с.45.
45.Валеология: Учебное пособие / Под общ. Ред. В.П.Соломина,
Ю.Л.Варшамова. -СПб., 1995. –205с
46.Великолуг Т.И. Профессиональная практическая подготовка
специалиста по социальной работе в медицинском вузе: Дис….канд.
пед.наук. - М., 1998, -225с.
47.Виноградова И.А. Здоровье начинается с мировоззрения //
Специалист. –2000. - №6.
48.Воспитательная система школы: Проблемы и поиски. -М.:Знание,
1989. -88с.
49.Войнов В.Б. Вредящие здоровью факторы и валеология
//Российский вуз: В центре внимания личность: Тез.докл.-Ростов-наДону: изд-во ДГТУ, 1999, т.4, с. 175-177.193
50.Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М.:Дело,
1991. -320с.
51.Гамова Л.Г. Воспитание профессиональных качеств медика //
Специалист. –2002. -№3.
52.Голев А.Г. Педагогические аспекты антинаркотического и
антиалкогольного воспитания учащихся. -Пятигорск: ПГЛУ, 2001. - 84 с.
53.Голев А.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся как
педагогическая проблема. –Пятигорск: ПГЛУ, 1999.
54.Горшкова Н.А., Шувалов Ю.Н. Физическое воспитание школьников
старших классов в связи с динамикой их психического состояния // Человек,
здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. Материалы
IV научно-практической конференции по проблемам физического
воспитания учащихся. -Коломна, 1994. - с.88.
55.Губарева Л.И. Компьютер как фактор дезадаптации в в
экологически неблагоприятных районах // Здоровый город – здоровые
дети: мат. Рег.науч.-практич. Конференции. -Ставрополь: изд-во СГУ,
1999. - с.74-76.
56.Додонова Л.П., Рассадкина В.К. Конституциональные
особенности организма детей как основа индивидуального подхода в
валеологии // Проблемы педагогической валеологии. /Под ред.
В.В.Колбанова. -СПб., 1996. - с.17.
57.Дмитриев А.А. Оздоровительная направленность обучения как
один из важнейших принципов педагогической валеологии // Проблемы
педагогической валеологии / Под ред. В.В.Колбанова. -СПб., 1996. -с.15-
16.
58.Евстифеева О. Деятельность школы и здоровье // Народное
образование. –2001. - №2. - с.167-172.
59.Жафяров А.Ж. Вариант одиннадцатилетней профильной школы
(о перегруженности школьников) // Педагогика, -2000. -№9. -с.46-50.194
60.Жидков Б.Д. Патриотическое воспитание в колледже //
Специалист. –2001. - №1

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ