ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ «КЛИЕНТ-
ОРИЕНТИРОВАННЫХ» СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 8
1.1. Маркетинг-менеджмент как основа интенсификации бизнеса 8
1.2. Проблемы управления маркетингом в условиях информатизации 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КЛИЕНТАМИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ПРЕЦИЗИОННОГО МАРКЕТИНГ- МЕНЕДЖМЕНТА 38
2.1. Особенности прецизионного маркетинга и возможности его использования при разработке современных «клиент- ориентированных» систем 38
2.2. Разработка принципов и структуры построения системы взаимосвязи предприятия с клиентами 47
2.3. Методические основы многомерного представления маркетинговой информации в «клиент-ориентированной» системе, основанной на прецизионном маркетинг-менеджменте 62
2.4. Обеспечение сетевой поддержки системы, ориентированной на задачи управления клиентами 69
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТАМИ 85
3.1. Методические рекомендации внедрения системы управления
взаимоотношениями с клиентами 85
3.2. Организационные особенности внедрения «клиент-
ориентированной» системы на предприятии 102
3.3. Оценка составляющих экономического эффекта от внедрения
рекомендаций по системе взаимодействия с клиентами на основе использования современных информационных технологий 11
Литература
Глобальной тенденцией мировой экономики конца ХХ столетия становится переход от индустриальной к постиндустриальной, или «сервисной», экономике. В индустриальной экономике центральным стержнем развития является продукт и его производство, максимизация выпуска продукции - определяющая цель производства. В постиндустриальной экономике движущей силой хозяйственного развития становится сфера услуг, а максимальное удовлетворение потребительского спроса не только в товарах, но и комплексных услугах - главная цель такой экономики. Современный этап развития российской экономики характеризуется увеличением конкуренции, повышением сложности рыночных отношений и интеграции российских предприятий в мировую финансово-экономическую систему. Эти процессы поставили перед российскими предприятиями ряд новых требований, наиболее существенными из которых является необходимость принятия точных, качественных и своевременных маркетинговых управленческих решений для привлечения новых и удержания существующих клиентов, что в итоге окажет влияние на эффективность функционирования предприятия, создание дополнительного дохода и увеличение рентабельности бизнеса. Все это обусловливает научный и практический интерес к повышению эффективности работы с клиентами.
Поиск путей повышения эффективности в данном направлении требует новых подходов, учитывающих современные реалии развития рынка, к которым относятся, в частности, информационные технологии. Решения класса CRM (Customer Relationship Menegement - управление взаимоотношениями с клиентами), разработка которых ведется в развитых странах, служат для автоматизации, оптимизации и повышения эффективности бизнес - процессов, связанных с взаимодействием между продавцами, партнерами, потребителями: продаж, закупок, маркетинга, обслуживания.
Вместе с тем, несмотря на широкое принятие бизнесом идей CRM, практика внедрения таких систем указывает на значительный разрыв,
существующий между компаниями, которые предприняли так называемую «CRM-инициативу», и компаниями, которые осуществили реальное внедрение. Это свидетельствует о том, что проблема CRM в целом еще далека от своего полного решения, предстоит много сделать как в реорганизации бизнес-процессов, так и в рациональном использовании новых инструментов, возникших на базе информационных технологий. В данном разрезе проблема совершенствования существующих и разработка принципиально новых системных подходов, методик, методов, инструментария, нацеленных на построение современных «клиент - ориентированных» электронных систем управления бизнесом предприятий и на совершенствование маркетинговой функции предприятия, являются актуальными, научно значимыми и практически полезными.
Цели и задачи диссертационного исследования. Целью настоящего исследования является разработка научно обоснованных путей и методов расширения функциональных возможностей маркетинга для построения персональных взаимоотношений с клиентами на базе информационных технологий.
Эта цель обусловила постановку следующих основных задач исследования:
■ проведение общего анализа состояния и тенденций развития электронных методов управления маркетингом взаимоотношений предприятия с клиентами в условиях современной экономики;
■ обоснование применимости маркетинг-менеджмента как основы интенсификации бизнеса;
■ проведение анализа состояния и перспектив развития электронных методов (систем) управления отношениями с клиентами;
■ анализ особенностей прецизионного маркетинга и оценка возможностей его использования при построении современных «клиент- ориентированных» систем;
■ разработка методических основ построения «клиент-ориентированной» системы управления маркетингом предприятия;
■ исследование и выбор соответствующей информационной технологии для построения «клиент - ориентированной» системы управления маркетингом предприятия;
■ разработка методики внедрения электронной «клиент - ориентированной» системы управления взаимоотношениями предприятия с клиентами;
■ проведение апробации системы на одном из российских предприятий;
■ выполнение оценки экономического эффекта от внедрения системы управления взаимоотношениями с клиентами.
Объектом диссертационного исследованияявляется организация маркетинговой и сбытовой деятельности отечественных предприятий в современных условиях.
Предметом диссертационного исследованияявляются потенциальные возможности маркетинг-менеджмента в формировании персональных взаимоотношений с клиентами с использованием новейших информационных технологий.
Теоретической и методологической базойдиссертационного исследования послужили труды российских и зарубежных ученых- экономистов, математиков, специалистов по управлению, а также современные разработки в области теории и методов системного анализа, экономико-математического моделирования, теории маркетинга, многомерной статистической обработки данных, теории сегментирования рынка и теории управления. При подготовке исследования были использованы труды специалистов в области: новых методов взаимодействия с клиентами - [1-3,27,42,46,61,63,64]; стратегического управления [43]; эффективности взаимодействия компаний и клиентов, повышения конкурентоустойчивости предприятия - [4,5,10,15].
Базой исследования послужили также данные специализированных научных изданий, информация, опубликованная в отечественной и зарубежной научной литературе и периодической печати, материалы научно-практических конференций, информация, размещенная на сайтах глобальной информационной сети Интернет, а также первичная информация, собранная автором на отечественных предприятиях полиграфии.
Научная новизна результатов диссертационного исследования, выносимых на защиту автором, состоит в следующем:
1. Предложено усовершенствованное определение маркетинг- менеджмента как основы интенсификации бизнеса.
2. Выявлена и обоснована целесообразность смещения фокуса маркетинговых стратегий с «продукт-ориентированных» на «клиент- ориентированные» в условиях современной постиндустриальной экономики.
3. Предложена классификация моделей маркетинговых стратегий компаний, которая учитывает тенденции современной экономики с ориентацией на потребителя.
4. Рассмотрены особенности прецизионного маркетинга, разработан принципиально новый подход к управлению маркетингом предприятия - прецизионный маркетинг-менеджмент и обоснованы возможности его использования при разработке современных «клиент-ориентированных» систем.
5. Разработана принципиально новая матричная модель прецизионного маркетинг-менеджмента, позволяющая объединить усилия и ресурсы компании для решения как компонентных, так и общесистемных задач, не нарушая при этом иерархическую структуру подчиненности уровней управления компании, которая может служить в качестве эффективного инструмента разработки «клиент-ориентированной» системы управления взаимоотношениями с клиентами.
6. Проведен анализ и обосновано применение OLAP-технологии для обеспечения сетевой поддержки системы, ориентированной на задачи управления клиентами.
7. Разработаны методические основы многомерного представления маркетинговой информации в «клиент-ориентированной» системе, основанной на прецизионном маркетинг-менеджменте.
8. Разработана система управления взаимоотношениями с клиентами на основе «клиент-ориентированной» матричной бизнес-модели и концепции прецизионного маркетинг-менеджмента.
9. Разработаны методические рекомендации внедрения системы управления взаимоотношениями с клиентами на основе прецизионного маркетинг-менеджмента.
Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования доведены до уровня конкретных показателей, методик и процедур, пригодных для непосредственного использования. Подтверждением этому служит оценка экономической эффективности от внедрения системы на одном из отечественных предприятий. Практическая значимость определяется тем, что разработанная система управления взаимоотношениями с клиентами на основании принципиального нового уровня управления деятельностью предприятия - прецизионного маркетинг-менеджмента открывает новые возможности повышения эффективности деятельности и уровня рентабельности в условиях современной постиндустриальной экономики и высококонкурентного рынка.
Практическая значимость работы также заключается в том, что на основе ее результатов представляется возможным:
■ создать новую, эффективную систему управления маркетингом предприятия, реализующую возможности современных информационных технологий и систем бизнес-интеллекта, повышающую экономическую эффективность функционирования предприятия;
■ повысить качество управленческих решений на всех уровнях вертикали управления предприятием: стратегическом, тактическом и оперативном - за счёт ориентации на целевую задачу увеличения уровня её рентабельности и повышения экономической эффективности предприятия.
Апробация и реализация результатов исследования. Теоретические и практические результаты исследования докладывались автором на ряде российских и западных научных конференций и семинаров, в том числе: научный семинар «Торговая мощь предприятия как результат внедрения систем управления отношениями с клиентами» (Сан- Франциско, США, Школа высоких технологий и бизнеса «Новые Горизонты», 25 июня 2003 г.), научный семинар «Управление бизнес-процессами предприятие в электронном бизнесе» (Нью-Йорк, США, Институт сертифицированных специалистов в электронной коммерции, 2002 г.), международная конференция молодых лидеров «Новая экономика предприятия - миф или реальность?» (Прага, Чехия, 2001 г.), российский Интернет-форум «Перспективы рынка систем бизнес -интеллекта в России в условиях перехода к постиндустриальной экономике» (Москва, Россия, 2001 г.)
Публикации. По результатам диссертационного исследования автором опубликовано семь научных работ, в том числе две из них в США и одна в Чехии.
Структура и объем диссертации.Диссертация состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы и приложения. Объем диссертации составляет стр., в том числе таблиц, рисунков. Объём приложения - стр. Список литературы содержит наименований.
Албитов А. CRM-бизнес на лояльности // Business Online. - 2001. - № 7.- С.: 54 - 59.
Албитов А. CRM-клиенты любят счёт // Business Online. - 2001. - № 7. -С.: 64 - 66.
Албитов А. CRM. Мнение экспертов // Business Online. - 2001. - № 7.
Арсеньев С.Б., Бритков В.Б., Маленкова Н.А. Использование технологии анализа данных в интеллектуальных информационных системах./ В кн.: Управление информационными потоками. - М.: УРСС, ИСА РАН, 2002. - С. 47 - 68.
Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. - М.: ГУВШЭ,2000.
Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб.пос. - М.: Финансы и статистика, 2001.
Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. / Под ред. Каптуревского Ю.Н. - СПб.: Питер, 1999.
Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2002.
Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. - М.: Экономика, 1997.
Бритков В.Б., Смирницкий А.В. Системный анализ основных направлений разработки комплексных корпоративных систем управления./ В кн.: Управление информационными потоками. - М.: УРСС, ИСА РАН,2002. - С. 85 - 98.
Булгаков К. Как сделать клиенту хорошо. // Business Online. - 2000. - №7.- С.: 50 - 53.
Буров К. Обнаружение знаний в хранилищах данных. // Открытые системы. - 1999. -№ 5 - 6,
Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. - СПб.: Изд. СПбГТУ, 1999.
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 1998.
Грешилов А.А. Статистические методы принятия решений. -М.: Радио и связь, 1998.
Дейт К.Дж. Ввведение в системы баз данных. 7-е изд. - М.: Вильямс,2001.
Джеймс Борк. Увеличение прибыли с помощью аналитических решений Computerworld. - 2001. - № 6.
Диксон Питер Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. - М.: БИНОМ,1998.
Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Учеб. пос. - М.: Вильямс, 2000.
Дюк В., Самойленко А. Data mining: Учебный курс. - СПб.: Питер, 2001. Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ / Пер. с англ. - М.: Статистика,
1977.
Иберла К. Факторный анализ. - М.: Статистика, 1980.
Карпов В.Н. Выбор целевого рынка // Маркетинг. - 1994. - №3. - С. 61 -71.
Ким Дж.-О., Мьюллер Ч.У., Клекка У.Р. и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1989.
Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: ДЕКА, 1996.
Коффи П. e-CRM: покупатель становится КОРОЛЁМ // «PCWeek»., Cap
Gemini Ernst &Young., 25 июня 2001 г.
Крофт М.Дж. Сегментирование рынка. - СПб.: Питер, 2001.
Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. - СПб.: Питер Ком, 1998.
Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга /Пер. с англ. 2-е изд. - М.: - СПб.: К.: Изд. Дом «Вильямс», 2000.
Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/ Пер. с фр. - СПб.: Наука, 1996.
Львов В. Создание систем поддержки принятия решений на основе хранилищ данных // СУБД. - 1997 - №3. - С. 30 - 40
Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. - СПб.: Питер, 2000.
Мандель И.Д. Кластерный анализ. -М.: Финансы и статистика, 1988. Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. - М.: Юрайт-Издат, 2003.
Новопашин А.И. Менеджмент в условиях глобализации мировой экономики. Философско-методологический анализ. - М.: Высшая школа, 2001.
Обзорное исследование CRM-решений в России // Комплексный отчет по CRM-решению компании «Про-Инвест Информационные технологии». - 2001. - С. 20.
Парамонова Т., Калугина С. Стратегия целевого маркетинга// Маркетинг. - 1998. - № 4, - с. 66 - 74.
Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. - СПб.: Питер, 2000.
Попов Е. Теория сегментации рынка // Маркетинг. - 1998. - №5. - С. 3¬14.
Рахманкулов В., Ситников В. УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ С ЗАКАЗЧИКАМИ В ЭЛЕКТРОННОМ БИЗНЕСЕ // Финансист . - 2001. - № 9, 2001 г.
Робинсон Р. Управление взаимоотношениями с заказчиками //
Computerworld. - 2000., - № 4.
Рынок CRM-систем. Обзор РосБизнесКонсалтинг // Интернет-издание о высоких технологиях. - 2002. - С.12.
Саймон А. Обработка транзакций // СУБД. - 1977. № 2. 2 С. 70-82.
Соломатин Е. CRM-клиент ориентированная стратегия // Business Online. - 200. -
№ 7. - с.: 50 - 53.
Тао Ай Лей. Дорога к потребителю проходит через CRM // Computerworld. - 1999., - № 4.
Тихонов А.Н., Цветков В.Я. Методы и системы поддержки принятия решений. - М.: МАК-ПРЕССЮ, 2001.
Томилов В.В., Песоцкая Е.В. маркетинг в системе
предпринимательства. - СПб.: Геликон плюс, 2000.
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. / Пер. с англ. Под ред Л.Г.Зайцевой, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. - М.: СИНЕГ, 1998.
Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методологические аспекты). - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
Управление современной компанией. / Под ред. Б. Мильнера, В. Липса. - М.: Инфра-М, 2001.
Федько В.П., Федько Н.Г., Шапор О.А. Основы маркетинга. Ростов-на- Дону.: Феникс, 2001.
Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер, 2000.
Шеремет И.А. Интеллектуальные программные среды для АСОИ. - М.: Наука, 1994.
Andersen H., Andreasen M., Jacobsen 0., The CRM Handbook. From Group to Multiindividual, PricewaterhouseCoopers, 1999.
Bagozzi RP Marketing as an organized behavior system of exchange // Journal of Marketing. - 1974. - № 4. - P. 77 - 81.
Berry M., Linoff G., Mastering Data Mining, John Wiley & Sons, 2000.
Bradley Frank. Marketing Management. Providing, Communicating and Delivering Value. P. 206
Brown S.A. The Customer Relationship Management: Linking People, Process and Technology, Wiley &Sons, 1999.
Codd E.F., Codd S.B., Salley C.T. Providing OLAP (On-Line Analytical Processing) to User-Analysts: An IT Mandate. E.F. Codd &Associates,
1993.
Edwards J.D. Updates CRM Collaborative Solution // CRM News, December 18, 2001.
Gordon I., Relationship Marketing, new strategies, techniques and technologies to win the customer you want and keep them forever, J. Wiley &Sons, 1998.
Hagen, P., Manning H., and Souza R. Smart Personalization // The Forrester Report, July 1999.
Han J., Kamber M. Data mining: concepts and techniques, Morgan Kaufmann, San Francisco, 2001.
Immon W.H. Building the Data Warehouse. - John Wiley &Sons, New York,
1996.
Immon W.H., Rudin K., Buss C.K., Sousa R. Data Warehouse Performance - John Wiley &Sons, New York, 1999.
Jagdish N. Sheht, Dennis E., P. Kotler, Keith K., Cox
Keen P. eCRM: The new ERP // Computerworld, July 14, 2000.
Kimball P. Marshall, Marketing Information Systems: Creating Competitive Advantage in the Information Age, Boyd &Fraser Publishing Company,
1996.
Knowledge Discovery Through Data Mining: What Is Knowledge Discovery? Tandem Computers Inc., 1996.
Newell F. Customer Relationship Management in the New Era of Internet Marketing, loyalty.com. - New York: McGraw-Hill, 2000.
Oltman J., Zabin J. Precision Marketing: More Science Than Fiction. Seurat Company // “CEO”, Sterling Publications, London, September 2002.
Parsaye K. A Characterization of Data Mining Technologies and Processes // The Journal of Data Warehousing.-1998.
Parsaye K. OLAP and Data Mining: Bridging the Gap // Database Programming and Design. - 1996.
Peppers D., Rodjers M. The One to One Future, 2000
Rud O.C., Data Mining Cookbook: Modeling Data for Marketing, Risk and Customer Relationship Management - Wiley &Sons, 2000.
Tiwana A., Essential Guide to Knowledge Management, The: E-Business and CRM Applications. - Prentice Hall, 2000.
Todman C. Designing a Data Warehouse: Supporting Customer