Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Работа №28692

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы201
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
860
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Концептуальные идеи исследования проблематики творчества и
формирования творческой личности 21
1.2. Художественное творчество как вид духовной деятельности
школьника 46
1.3. Художественные интересы личности и условия их развития в учебной
деятельности 65
1.4. Взаимосвязь развития художественных интересов и креативности
личности школьников в образовательном процессе 79
Выводы по первой главе 98
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КРЕАТИВНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
2.1. Школа с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла как личностно-ориентированная педагогическая
система 101
2.2. Задачи и методика проведения опытно-экспериментальной
работы 113
2.3. Образовательная технология обучения творчеству на основе
развития художественных интересов 121
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 153
Выводы по второй главе 174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176
ЛИТЕРАТУРА

Актуальность темы. В начале III тысячелетия обновление всех сфер культуры, осуществление демократических реформ, ориентирующихся на национальные и общечеловеческие ценности, возрождение духовного потенциала России, её художественных традиций создают социальный заказ на творческую личность, активно участвующую в социокультурных преобразованиях; на «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (2; с.14). Иными словами, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (1), Законом Российской Федерации «Об образовании» (2), Национальной Доктриной образования в Российской Федерации (3), центральной фигурой российской государственной политики в области образования становится человек-созидатель, художник, творец, призванный утвердить «статус России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства» (3; c.6).
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации, информационного бума, деформации общественных идеалов, частых проявлений агрессии «только школа, являясь инструментом глобальной социальной инженерии, способна изменить ментальность народа и пробудить его внутренние созидательные силы. Однако сама школа должна обрести новые качества» [А.Кушнир (165; c.7)]. Так В.С. Шубинский полагал, что главным направлением научно-педагогических исследований является «определение основных сфер формирования творческой личности» (306; c. 8), основных задач интерпретации «современных научных знаний о человеке и его творческих возможностях,.. усиления способностей человека» (306; c. 12).
В условиях модернизации современной системы образования приоритетным является диверсификация и дифференциация образования, личностно-ориентированный подход, учитывающие индивидуальность, профессиональные склонности и намерения школьника. Концепция модернизации российского образования до 2010 года предусматривает развитие образовательных систем в тесном единстве с потребностями страны в квалифицированных кадрах. Это находит свое проявление в расширении профильного обучения и создании классов с углубленным изучением отдельных предметов, что особенно важно при изучении предметов творческого, художественно-эстетического цикла. Сейчас уже недостаточно участия учреждений дополнительного образования в решении задач эстетизации окружающей и одухотворения ментальной жизненной среды, профессионального художественного самоопределения. Необходимы классы и группы с углублённым изучением художественно-эстетических предметов в средних общеобразовательных школах, где осуществлялась бы интеграция общекультурного, культурологического и художественно¬эстетического образовательных компонентов как фундамент для воспитания творческого специалиста широкого профиля.
Деятель искусства сегодня социально востребован, так как решает проблемы целостного развития материальной и духовной культуры общества. С появлением новых технических устройств художественного преобразования реальности, художественных технологий, синтетических видов искусств, удовлетворяющих духовные, производственно-экономические, гедонистические потребности людей (дизайн, цветомузыка и т.п.), культурно-художественных ансамблей увеличилось количество художественных специальностей, повысился их престиж, усложнились условия их получения. Все сферы материального и духовного производства требуют эстетически развитых специалистов, способных создавать общественно значимые ценности. Художественное творчество является мощным механизмом духовного преображения действительности и стимулом самореализации личности в культурном пространстве. Оно формирует культурологическое самосознание индивидуума (Н.А. Бердяев , В.С. Библер и др.), «помогает человеку понять мир и самого себя» [Р. Арнхейм (24; с. 386)], даёт ему «возможность возвысить достигнутую ранее ступень культурного развития» [Дж.С. Миль (303; c. 320)], эмоционально обогащает и устремляет жить «по законам красоты».
Вместе с тем наблюдается противоречие между нынешней целью образования и его аморфным содержанием, недостаточным научно-методическим обеспечением образовательного процесса, инертностью школьной системы образования, её ограниченностью предписанными установками, инструкциями, сложившимися стереотипами. В этом контексте анализ состояния современного школьного образования, представленный
В.В. Давыдовым, свидетельствует о том, что активность школьников часто входит в противоречие со школьной программой и учебными нормативами, а урок не ставит своей целью творческое развитие учащихся: «С первых дней пребывания в школе дети попадают... в жёсткую систему образования, в которой доминирует обучение, направленное на передачу школьникам «знаний» и культивирование у них репродуктивного мышления. Художественное, нравственное. воспитание ущемлены . по сравнению с преподаванием «научных» дисциплин. Школьников нередко «заставляют» учиться без их собственного желания. Они большей частью объекты учебно-дисциплинарных воздействий... Эта система не создаёт тех условий, которые необходимы для развития творчества школьников, их личности» (96; c. 139).
По существу только в личностно-ориентированных образовательных системах создаются условия для утверждения положительной художественно-творческой «я-концепции» учеников при проявлении их художественных интересов. Не случайно Л.С. Выготский подчёркивал, что «творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов» (69; c. 74). Социальная значимость художественных интересов состоит в том, что личностная направленность ребёнка структурируется в предпочтении духовных ценностей узко прагматическим, в созидании предметов и явлений искусства, что способствует духовному «оздоровлению» личности и общества в целом. В педагогическом аспекте - художественные интересы развивают образные когнитивные психические органы ребёнка, мотивируют обучение искусству. Кроме того, художественные интересы предопределяют культуру досуга школьника, что оберегает его от негативных средовых влияний, формируют целостную личность, так как «интерес сам имеет тенденцию к развитию и в тоже время несёт в себе огромные возможности развития ребёнка» (47; c. 8), а эмоциональная способность - метаспособность (320).
Многие крупные учёные (Р. Арнхейм , А.В. Бакушинский , Л.С. Вы¬готский , К.Д. Ушинский и др.) отмечали особую значимость в эволюции детского мировосприятия изобразительного искусства, выделяя его в качестве одного из основных средств художественного воспитания, исходя из преобладания зрительной функции в познании окружающего мира.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование реализовано на методолого-педагогическом, художественно-дидактическом и художественно-деятельностном уровнях.
Мы старались масштабно охватить процесс становления творческой личности школьников на уроках интегрального предметного блока «Изобразительное искусство» в классах средней общеобразовательной школы с углубленным изучением этого вида искусства с 1 по 8 класс (при этом программное обеспечение педагогического процесса спроектировано нами с 1 по 11 класс). И намеренно не ограничивались рассмотрением узкого возрастного периода личностного развития учащихся, чтобы полнее проанализировать механизм реализации креативного потенциала личности, ее профессионального самоопределения в художественно-эстетической сфере деятельности на основе формирования художественных интересов.
Методология исследования позволила выявить закономерности и принципы, определяющие как процесс становления и развития творческой личности, так и условия её формирования в художественно-изобразительной деятельности. Сам процесс становления и развития творческой личности обусловлен отражением средовых влияний на уровне креативной природы сознания.
Признание экзистенциальной сущности ребенка, его способности к автономному существованию, умения творить себя как личность, самостоятельно строить свою судьбу и взаимоотношения с окружением стало базой построения педагогической системы и технологии развития креативных свойств и качеств личности школьника, исходя из индивидуальных особенностей внутренней мотивационной сферы личности, ее направленности, ядро которой составляют интересы.
В построении концепции художественного образования и воспитания мы ориентировались на гуманистические ценности педагогики, на системно-комплексное использование разнообразных средств, форм и методов структурирования педагогического пространства как питательной среды развития художественной одаренности детей в области изобразительного искусства. Префигуративность - М. Мид (196) - современного типа отношений между поколениями (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них) предопределила использование новых организационно-технологических подходов в подготовке учеников школы к решению важнейших социальных задач.
Фундаментальным методологическим принципом построения нашей педагогической модели является креативный подход, благодаря которому стало возможным выявление взаимосвязи художественных интересов и изобразительной креативности школьников в педагогическом процессе в силу единства мотивационных образований и творческих способностей - креативных механизмов самореализации личности, представленных как продукты творчества сознания в виде сложных иерархических структур потребностей, интересов и идеалов личности. Креативный подход позволил нам рассмотреть факторы формирования художественных интересов на основе стадийности (аспектности) творческого процесса, распределение которых на группы, следуя логике творчества, выявило характер и последовательность их воздействия на эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы личности, что приводит к активизации соответствующих компонентов креативности. Данный подход позволил нам создать модели творческой личности по аналогии с художественным моделированием, актуализируя многофункциональность и диалогичность как тенденции в ее развитии; решить проблемы содержания образования и научно-методического обеспечения педагогического процесса в изоклассах; активизировать научно-исследовательский педагогический поиск.
Мы составили развернутую критериальную модель художественных интересов и художественно-изобразительной креативности детей, сориентировав педагогический процесс в классах с углубленным изучением изобразительного искусства на полноценную ее реализацию в учебной изобразительной деятельности. Мы широко осветили вопросы недирективной дидактики в художественных классах: персонализированное, интегрированное, безотметочное обучение и др. Нами выявлены позитивные типологические изменения в формировании творческих личностей школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности по авторской модели: интеграция «живописцев» и «графиков» в комбинированном типе «композиционщиков».
Вместе с тем, в нашей работе затронут комплекс проблем, требующих самостоятельных научных педагогических и психолого-педагогических исследований: это проблемы преемственности художественного образования в классах в углубленным изучением художественно-эстетических дисциплин средней школы и учебных заведений повышенного типа, где профилируются соответствующие предметы; проблема социальной адаптации художественно-одаренных детей; проблема эффективного управления учебно-воспитательным процессом на уроках искусства в условиях личностно-ориентированной педагогики; проблема соотношения общеобразовательных и специальных дисциплин художественных классов в целостном педагогическом процессе и др.



1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литера-тура, 1993. - 37с.
2. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 05.01.96. - М.: Ось - 89, 1998. - 64с.
3. Национальная Доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. - 2000. - № 43. - С.6-7.
4. Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Официальные документы в образовании. - 2002. - №18. - С.5 - 54.
5. Абасов З. От оценки учителя к самооценке ученика. - М.: Сен-тябрь, 1999. - №2. - С.63 - 67.
6. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. - М.: Изоб-ое иск-во, 1985. - 143с.
7. Азарова Л.Н. Развитие творческой индивидуальности младших школьников в условиях семейного и общественного воспитания: авторе-ферат дис. канд. пед. наук. - М., 1997. - 24с.
8. Айзенк Г.Ю. Интеллект - новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С.111-113.
9. Активизация деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства /Автор-составитель В.И. Колякина. - Магнитогорск: Янтарь,
1985. - 25с.
10. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.
11. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Проспект, 1997. - 568с.
12. Алексеев С.С. О колорите. - М.: Изоб-ое иск-во, 1974. - 176с.
13. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. - М.: Сов. художник, 1968. - 288с.
14. Алёхин А.Д. Когда начинается художник: Монография. - М.: Вла- дос, 1994. - 160с.
15. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Монография. - М.: Наука, 1979. - 175с.
16. Альянова З.С. Секрет земляных красок //Альянс. - 1998. - №7. -
С.60-65.
17. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 297с.
18. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М.: Просвещение, 1987. - 207с.
19. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983. - 141с.
20. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. - М.: Просвещение, 1998. - 75с.
21. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности (способности и склонно-сти) - // Развитие индивидуальности человека: Сборник статей под ред. Б.Г. Ананьева.- Л.: Наука, 1962. - С. 15-36.
22. Аничкин С.А. Активизация творческой деятельности детей млад-шего школьного возраста: Монография. - Свердловск: Педагогическая мысль, 1984. - 96с.
23. Аристова Л.П. Активность учения школьников. - М.: Просвеще-ние, 1968. - 181с.
24. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс,
1984. - 386с.
25. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Монография. - М.: Наука, 1994. - 218с.
26. Афанасьев В.Г. О целостных системах // Вопросы психологии. - 1980. - №6. - С.18.
27. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагоги-ка, 1974. - 190с.
28. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.:
Владос, 1988. - 320с.
29. Баженова Л.М., Пеня Т.Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся // Советская педагогика.
- 1988. - №12. - С.43-45.
30. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. - М.: Куль-тура и просвещение, 1922. - 66с.
31. Баранова Е.В. Проблема самореализации личности (философско- культурологический аспект): Автореф. дис. канд. философ. наук. - М.,
1992. - 17с.
32. Баранова Э.А. Особенности формирования познавательных инте-ресов в структуре общей способности к учению детей 6-7 лет: Дис. . канд. психол. наук. - Н. Новгород, 1998. - 180с.
33. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного: Монография. - М.: Нау-ка, 1968. - 468с.
34. Батищев Г.С. Диалектика творчества: Монография. - М.: Наука, 1984. - 463с.
35. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления: Монография. - Л.: Искусство, 1990. - 415с.
36. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Монография. - М.: Искусство, 1979. - 416с.
37. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: Монография.
- М.: Просвещение, 1977. - 188с.
38. Белкин А. С. Ситуация успеха, как ее создать: Книга для учителя. - М.: Педагогика, 1986. - 163с.
39. Бердяев Н.А. Философия свободы: смысл творчества. - М.: Прав-да, 1989. - 607с.
40. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х томах. - М.: Искусство, ИЧП Лига, 1994.- Т.1 - 541с.; Т.11 - 508с.
41. Беркинблит М., Петровский А.В. Фантазия и реальность. - М.: По-литиздат, 1968. - 127с.
42. Бернал Дж. Мир без войны. - М.: ИЛ, 1960. - 152с.
43. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание (пер. с англ.). - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
44. Библер И.С. Мышление как творчество. - М.: Прогресс, 1975. - 339с.
45. Бим-Бад Б.М. Антропологические обоснования теории и практики современного образования. - М.: Изд-во РОУ, 1994. - 36с.
46. Блахут Л. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности: Дис. ... канд. философ. наук. - М., 1984. - 198с.
47. Блащук Л.А. Формирование интереса к изобразительной деятель-ности у детей 5-7 лет на занятиях в детсаду: Автореф. дис. . канд. пед. на¬ук. - М., 1985. - 23с.
48. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 95с.
49. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: МГУ, 1988. - 188с.
50. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения: Монография. - М.: Изв-ия АПН РСФСР, 1955. - 173с.
51. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов уче¬ния у советских школьников: Книга для учителя. - М.: АПН РСФСР, 1951. - 104с.
52. д'Боно Эдвард. Рождение новой идеи.- М.: Прогресс, 1976. - 143с.
53. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат, 1981. - 399с.
54. Бранский В. П. Искусство и философия: Монография. - Калинин-град: Янтарный сказ, 1999. - 704с.
55. Брейтерман М. Оргдиалог Александра Ривина // Частная школа. - 1995. - № 6. - С .11.
56. Брунер Дж. Психология познания за пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - 412с.
57. Булгакова Н.Ю. Педагогические условия формирования и разви-тия готовности старшеклассников к выбору профессии: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Калининград, 1997. - 16с.
58. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -
М.: Прогресс, 1966. - 118с.
59. Варданян В.А. Развитие творческого потенциала учащихся худо-жественно-гуманитарной гимназии в процессе педагогической деятельно-сти: Дис. . канд. пед. наук. - Саранск, 1997. - 200с.
60. Варданян В.А. Теория и практика развития творческого потенциа-ла личности // Под ред. Член-кор. РАО, проф. Осовского Е.Г. - М. - Саранск: Изд-во МГПИ, 1997. - 91с.
61. Вартанян М.В. Педагогические условия формирования познава-тельных интересов у подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Ере¬ван, 1992. - 21с.
62. Венгер Л.А. Педагогика способностей: Монография. - М.: Про-свещение, 1973. - 96с.
63. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1972. - 287с.
64. Вибер Ж. Живопись и ее средства. - М.: Зелёный крест, 1991. - 68с.
65. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ВУЗов / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик- М.: Просвещение, 1984. - 254с.
66. Волков А.К. Школа окнами в завтрашний день // Педагогическое обозрение. - 2002 - №1. - С.193 - 196.
67. Вопросы изобразительного искусства: Сб. статей. / Под. ред. Ф.П. Решетникова - М.: Сов. художник, 1954.- 181 с.
68. Ворожейкина О.И. Синтез искусств в формировании эстетическо¬го вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1996. - 21 с.
69. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 92с.
70. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1977. - 379с.
71. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах / Под ред.
В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1984. - Т.1. - 474с.
72. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: МГУ, 1985. - 45с.
73. Гегель Г.В. Эстетика (в 4-х томах). - М.: Наука, 1968. - Т. I. - 506с.
74. Гелб М. Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Вин-чи: Монография. - Минск: Попурри, 2000. - 304с.
75. Геллер Г.А. Защищенность школьника как проблема воспитания: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Курск, 1997. - 23с.
76. Георгадзе О.Щ. Эстетическое воспитание старшеклассников в условиях свободного времени: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-Тбилиси, 1984.-16с.
77. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педаго-гика, 1986. - 182с.
78. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432с.
79. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо-фию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448с.
80. Гёте И.В. Об искусстве. - Л. - М., 1936. - 363с.
81. Гилфорд Дж. Психология мышления. // Сб. Три стороны интеллек¬та. / Отв. ред. Б.Г. Ананьев - М.: Прогресс, 1965. - 311 с.
82. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. - М.: МУСАГЕТ, 1914. - 62с.
83. Гиргинов Г. Наука и творчество. - М.: Наука, 1979. - 144с.
84. Глуховская Е.А. Развитие творческого потенциала старших школь¬ников в учебной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 1997. - 20с.
85. Голубева Э.Л. Способности и склонности: Монография. - М.: Про-свещение, 1989. - 459с.
86. Гончарова Т.И. Когда учитель - властитель дум: Монография. - М.: Педагогика, 1991. - 175с.
87. Горошко А.Я. Методика формирования художественного интереса сельских школьников 1-4 кл. на материале русского народного декоратив¬но-прикладного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1992. - 16с.
88. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. - М.: Просвещение, 1991. - 123с.
89. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Активная система обучения в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 171с.
90. Гращенков В.Н. Рафаэль. - М.: Искусство, 1995. - 211с.
91. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии.- 1988. - №4. - С.165.
92. Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М.:
Просвещение, 1986. - 239с.
93. Губенко Н.Н. Из воспоминаний // Юный художник, 1991. №1. - - С .3.
94. Гулыга А.В. Искусство в век науки // Литературное обозрение.
- 1979. №7. - С.52-56.
95. Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества. - М.: Просве-щение, 1969. - 77с.
96. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.
- 544с.
97. Даниэль С.М. Искусство видеть. - Л.: Искусство, 1990. - 223с.
98. Даричева Е.Н. Традиции художественного образования в подго-товке специалистов профильных ССУЗ: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Казань, 2001. - 18с.
99. Дейнека А.А. Из моей рабочей тетради. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. - 26с.
100. Делакруа Э. Мысли об искусстве. - М.: Искусство, 1960. - 219с.
101. Дессуар Макс. Эстетика и всеобщее искусствознание. - М.: Ис-кусство, 1987. - 230с.
102. Дидро Д. Об искусстве. - М. - Л.: Искусство, 1936. - 432с.
103. Добрынин Н.Ф. Проблема активности личности. - М.: Просвеще-
ние, 1954. - 243с.
104. Додонов Б.И. Эмоциональные характеристики личности и художественная одарённость. - Л.: Художественное творчество, 1983. - 139с.105. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер,
1999. - 356с.
106. Дусавицкий А.К. Загадка Птицы Феникс. - М.: Знание, 1978. - 171с.
107. Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М.: Педагогика, 1989. - 173с.
108. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. - 189с.
109. Ефимова Л.А. Особенности формирования мотивации учения учащихся начальной школы. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1983. - 106с.
110. Жданова Р.А. Типы мотивации младших школьников // Новые исследования в педагогических науках. - М., 1970. - № 1. - С.101-103.
111. Загвоздинский В.И. Педагогическое предвидение. - М.: Знание, 1991. - 241с.
112. Запорожец А.В. Особенности развития процесса восприятия // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Э.В. Ильенкова и В.Я Ляудис. - М.: МГУ, 1980. - С.265-276.
113. Зверева Н.М., Маскаева Т.Е. Дидактика для учителя: Учеб. посо-бие. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. - 131 с.
114. Зеленов Л.А., Ананьев Ю.В., Дахин А.В., Кутырев Л.А. Культурология: Учеб. пособие. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1993. - 93с.
115. Зинченко В.П., Вергилис Н.Ю. Формирование зрительного об-раза: Книга для учителей изоб-ого иск-ва. - М.: Педагогика, 1969. - 106с.
116. Зименко В.М. Гуманизация искусства: Монография. - М.: Ху-дожник РСФСР, 1971. - 141 с.
117. Зубачевская Н.А. Формирование эстетических интересов млад-ших школьников средствами искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -
Челябинск, 1995. - 25с.
118. Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов у старших дошкольников: Изд-во АПН СССР. - Л., 1959. - 83с.
119. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 143с.
120. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопро-сы психологии, - 1985. - №3. - С.120-126.
121. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятель-ности человека. - М.: Знание, 1968. - 82с.
122. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творче-ских способностей младших школьников в условиях кружковой работы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - М., 1983. - 25с.
123. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 462с.
124. Ильенков Э. В. Что такое личность. С чего начинается личность: Монография. - М.: Политиздат, 1979. - 234с.
125. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988. - 223с.
126. Ильин И.А. Поющее сердце // Наш современник. - 1991. - №6. - С .166.
127. Ильин В.С. Проблемы формирования познавательных потребно-стей у школьников // Новые исследования в педагогических науках. - М.,
1970. - №1. - С.92-95.
128. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Монография. - СПб.: ПИТЕР,
2000. - 512с.
129. Инновационное обучение: стратегия и практика: Учеб. пособие / Под ред. В.Я. Ляудис. - М.: Просвещение, 1994. - 203с.
130. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. // Вопросы изоб-го иск-ва / Сб. статей под. ред. Ф.М. Решетникова. - М.: Изд. АХ СССР, 1959. - 181с.
131. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: Интуиция и разум. - М.: Наука, 1978. - 191с.
132. Исследование развития познавательной деятельности (пер. с англ.) / Под ред. Дж. Брунера, Олвер, П. Гринфилд. - М.: Педагогика, 1971.
- 389с.
133. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. - М.: Искусство, 1984. - 71с.
134. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: ПИТЕР, 1998. - 448с.
135. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемо-сти. - М.: Просвещение, 1991. - 200с.
136. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - Л.: Фонд Ленинград-ской галереи, 1990. - 66с.
137. Кант И. Сочинения в 6 томах. - М.: Наука, 1963.Т 3 - 445 с.
138. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704с.
139. Квятковский Е.В. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся // Сов. Педагогика. - 1988. - № 2.
- С.43-47.
140. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. - М.: Молодая гвар-дия, 1987. - 192с.
141. Кестлер А. Художественное творчество. - М.: Наука, 1982. - 288с.
142. Кибардина Л.П. Формирование познавательного интереса содер-жанием учебного материала. - Фрунзе: Пед. наука, 1990. - 36с.
143. Кириенко В.И. Психология способностей в изобразительной дея-тельности. - М.: Изд-е АПН РСФСР, 1959. - 303с.
144. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: Валтис, 1995. - 176с.
145. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Знание, 1970. - 33с.
146. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. - М.: Знание, 1981. - 46с.
147. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Пенза: изд-во пед. идея, 1974. - 344с.
148. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г: Педагогическое наследие / Составители В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1988. - 416с.
Педагогика, 1988. - 416с.
149. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 254с.
150. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 39с.
151. Концепция художественного образования как фундамент эстетического развития учащихся в школе / Отв. ред. Б. М. Неменский. - М.: Изд-тво РОУ, 1992. - 20с.
152. Костерин Н.А. Учебное рисование: Монография. - М.: Просве-щение, 1988. - 270с.
153. Крамской И.Н. Об искусстве: Письма. Воспоминания о художни-ке. - М.: Изоб-ое искусство, 1988. - 176с.
154. Красило А.И. Психология обучения художественному творчест-ву: Монография. - М.: Ин-тут практической психологии, 1988. - 126с.
155. Крижанская Р.М., Грановская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: ПИТЕР, 1994. - 192с.
156. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на лич-ность. - М.: Ин-тут психологии РАН, 1999. - 240с.
157. Крупник Е.П. Художественные интересы современного школь-ника и условия их формирования. // Система эстетического воспитания школьников. / Под ред. Б.Т. Лихачева - М.: Педагогика, 1983. - С.241-263.
158. Крупская Н.К. Воспитательная роль учителя. Сочинения в 6 т. - Т.3. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1957. - 266с.
159. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1980. - 352с.
160. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. - М.: Изобразительное искусство, 1994. - 272с.
161. Кузин В.С. Психология: учебник для художественных училищ. - М.: Высшая школа, 1982. - 255с.
161 а. Кузин В. С. Программы общеобразовательных учреждений (для классов с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла) 1-11 кл. Рисунок, живопись, композиция. - М.: Про-свещение, 1995. - 180с.
162. Кузьмин В.П. Системный подход в современном научном позна-нии // Вопросы философии. - 1980. - №1. - С.55-73.
163. Кукина С.В. Цветы жизни в педагогической мясорубке или как нам обустроить преемственное образование // Нижегородский рабочий. -
1998. - №3. - С.4.
164. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. - 1984. - №5. - С.41-44.
165. Кушнир А. Что посеешь, то и пожнёшь // Народное образование.
- 1999. - № 1-2. - С. 7-9.
166. Кэттэлл Р. Методика многофакторного исследования личности - особенностей характера, склонностей, интересов: Практическая психоло¬гия в тестах или как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ-ПРЕСС,
1999. - 376с.
167. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965. - 160с.
168. Левитов Н.Д. Способности и интересы. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 307с.
169. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. - М.: Знание, 1984. - 80с.
170. Леонов Л.М. Слово о Толстом // Правда. - 1960. - 20.11. - С.3.
171. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - В 2-х частях / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990. - I ч. - 392 с; II ч.
- 320с.
172. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 182с.
173. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроках. - М.: Знание, 1975. - 80с.
174. Лилов А. Природа художественного творчества. - М.: Искусство, 1981. - 479с.
175. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. - М.: Знание,
1987. - 123с.
176. Лобок А.М. Слово, язык, творчество // Народное образование. - 1998, - № 5. - С.63-65.
177. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 126с.
178. Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. / Под ред. П.В. Алексеева - М.: Искусство, 1975. - 391с.
179. Люшер М. Сигналы личности: Практическое пособие // Цветовой личностный тест / Составитель В.В. Драгунский.- Минск: Харвест, 1990. -
С.21-126.
180. Максимов В.Г. Формирование профессиональной творческой на-правленности личности учителя: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М.: МГУ, 1994. - 35с.
181. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Барьеры проявления и пути раз-вития креативности // Педагогическое обозрение. -1994. - № 2. - С.110-112.
182. Малевич К.С. Новое в искусстве // Анархия.- 1916. - № 53. - С.4.
183. Мардахаев Л.В., Калюжный А.С. Характерные тенденции разви-тия принципов индивидуального подхода в воспитании в общей педагоги¬ке / / Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды I Научно-практической конференции (1-3 октября 1998)./ Под ред. В.В. Рыжова - Н. Новгород: Изд. НГЛУ, 1999. - С.161-162.
184. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. - М.: Педагогика, 1986. - 191 с.
185. Маслоу А. Мотивация и личность (пер. с англ.) - СПб.: Евразия, 1999. - 478с.
186. Мастера искусств об искусстве. - В 7 томах. - М. - Л.: Искусство, 1937-39. - 387с.
187. Матисс А. Сборник статей о творчестве. - М.: Искусство, 1958. - 89с.
188. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Просвещение, 1984. - 144с.
189. Матюшкин А.М. Одарённые и талантливые дети // Вопросы пси-хологии. - 1982. - №4. - 89-97с.
190. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 186с.
191. Махмутов М.И. Современный урок. - 2-е изд-е, доп. и прераб. - М.: Педагогика, 1985. - 184с.
192. Машбиц Е.М. Психолого-педагогические проблемы
компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. - 192с.
193. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способ-ности. - М.: Знание, 1982. - 96с.
194. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: Педагогика, 1987. - 144с.
195. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственное развитие. - М.: Педагогика, 1989. - 218с.
196. Мид И. Культура и мир детства. - М.: Просвещение, 1988. - 325с.
197. Минц Н.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству (4 кн.). - М.: Дом педагогики, 1998. Кн. 1 - 36с.; Кн. 2 - 40с.; Кн. 3 - 36с; Кн. 4 -40 с.
198. Митина Л.М. Управлять или подавлять: Выбор стратегии про-фессиональной деятельности педагога. - М.: Сентябрь, 1999. - 190с.
199. Монтессори М. Разум ребенка: Пер. с итальянского. - М.: Грааль,
1997. - 105с.
200. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Зна¬ние, 1976. - 46с.
201. Мурашко Н. Киевская рисовальная школа (воспоминания старого учителя). - Киев, 1907. - 118с.
202. Мурманцева Т.К. Создание культурно-эстетической среды в об-разовательной системе «Школа с углублённым изучением предметов ху-дожественно-эстетического цикла»: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Са-ратов, 1998. - 18с.
203. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологи-ческие труды / Под ред. А.А. Бодалева. - М. - Воронеж: Ин-тут практиче-ской психологии, 1995. - 356с.
204. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: Просвещение, 1991.- 254с.
205. Никитин Б.П. Ступеньки творчества и развивающие игры. - М.: Кемерово: Кн. изд-во, 1990. - 157с.
206. Никифоров Б.Н. О развитии художественных способностей личности// Эстетическое воспитание и социальный прогресс/ Под ред. Б. Т. Лихачева - М.: Просвещение, 1978. - С. 43-51.
207. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества / Эстетическое воспитание и социальный прогресс/ Под ред. Б.Т. Лихачева - М.: Просвещение, 1978. - С. 52-67.
208. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль, 1990. - Т.1. - 386с.
209. Нугуманова Л.Н. Формирование профессионального самосозна-ния учащихся в условиях профилизации обучения в средней школе: Авто- реф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1997. - 20с.
210. Овчарова Т.Н. Нужна ли нам творческая личность // Педагогиче-ское обозрение. - 1995. - №3. - С.56-57.
211. Оконь В. Основы проблемного обучения: Пер. с польского. - М.: Просвещение, 1968. - 208с.
212. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети!: Монография. - М.: Просвещение, 1988. - 127с.
213. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Обще-ственные науки за рубежом. - 1968. - №4. - С.69-73.
214. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психоло-гия личности. / Сб. статей под ред. В.Н. Мясищева - М.: Наука, 1982. -
С.208-209.
215. Осовский Е.Г. Жизнь и педагогическое наследие С.И. Гессена. // Гессен С.И./Сост.: Е.Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.) и др. - Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2001. - С.5 - 37.
216. Павлов И.П. Собрание сочинений. В 3-х томах. - М.: Наука, - Т. II. - 213с.
217. Пайгусов А.И. Педагогические условия эффективности интегри-рованного обучения на материале предметов гуманитарного и художест-венно-эстетического цикла: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Чебоксары,
1997. - 16с.
218. Педагогический поиск /. Под ред. И.Н. Баженова. - М.: Педагоги-ка, 1990. - 558с.
219. Педагогические мастерские: Интеграция отечественного и зару-бежного опыта. - СПб.: ПИТЕР, 1999. - 215с.
220. Педагогика: Учебник для студентов пед. ВУЗов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: РПА, 1995. - 638с.
221. Петри Я.М. Искусство управлять людьми. - М.: Всемирный бест-селлер, 1999. - 96с.
222. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество или когда нравится учить или учиться. - М.: Сентябрь, 1990. - 125с.
223. Петрова Л.Н. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук.
- М., 1997. - 16с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ