ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Концептуальные идеи исследования проблематики творчества и
формирования творческой личности 21
1.2. Художественное творчество как вид духовной деятельности
школьника 46
1.3. Художественные интересы личности и условия их развития в учебной
деятельности 65
1.4. Взаимосвязь развития художественных интересов и креативности
личности школьников в образовательном процессе 79
Выводы по первой главе 98
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КРЕАТИВНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
2.1. Школа с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла как личностно-ориентированная педагогическая
система 101
2.2. Задачи и методика проведения опытно-экспериментальной
работы 113
2.3. Образовательная технология обучения творчеству на основе
развития художественных интересов 121
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 153
Выводы по второй главе 174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176
ЛИТЕРАТУРА
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Концептуальные идеи исследования проблематики творчества и
формирования творческой личности 21
1.2. Художественное творчество как вид духовной деятельности
школьника 46
1.3. Художественные интересы личности и условия их развития в учебной
деятельности 65
1.4. Взаимосвязь развития художественных интересов и креативности
личности школьников в образовательном процессе 79
Выводы по первой главе 98
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КРЕАТИВНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
2.1. Школа с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла как личностно-ориентированная педагогическая
система 101
2.2. Задачи и методика проведения опытно-экспериментальной
работы 113
2.3. Образовательная технология обучения творчеству на основе
развития художественных интересов 121
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 153
Выводы по второй главе 174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность темы. В начале III тысячелетия обновление всех сфер культуры, осуществление демократических реформ, ориентирующихся на национальные и общечеловеческие ценности, возрождение духовного потенциала России, её художественных традиций создают социальный заказ на творческую личность, активно участвующую в социокультурных преобразованиях; на «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (2; с.14). Иными словами, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (1), Законом Российской Федерации «Об образовании» (2), Национальной Доктриной образования в Российской Федерации (3), центральной фигурой российской государственной политики в области образования становится человек-созидатель, художник, творец, призванный утвердить «статус России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства» (3; c.6).
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации, информационного бума, деформации общественных идеалов, частых проявлений агрессии «только школа, являясь инструментом глобальной социальной инженерии, способна изменить ментальность народа и пробудить его внутренние созидательные силы. Однако сама школа должна обрести новые качества» [А.Кушнир (165; c.7)]. Так В.С. Шубинский полагал, что главным направлением научно-педагогических исследований является «определение основных сфер формирования творческой личности» (306; c. 8), основных задач интерпретации «современных научных знаний о человеке и его творческих возможностях,.. усиления способностей человека» (306; c. 12).
В условиях модернизации современной системы образования приоритетным является диверсификация и дифференциация образования, личностно-ориентированный подход, учитывающие индивидуальность, профессиональные склонности и намерения школьника. Концепция модернизации российского образования до 2010 года предусматривает развитие образовательных систем в тесном единстве с потребностями страны в квалифицированных кадрах. Это находит свое проявление в расширении профильного обучения и создании классов с углубленным изучением отдельных предметов, что особенно важно при изучении предметов творческого, художественно-эстетического цикла. Сейчас уже недостаточно участия учреждений дополнительного образования в решении задач эстетизации окружающей и одухотворения ментальной жизненной среды, профессионального художественного самоопределения. Необходимы классы и группы с углублённым изучением художественно-эстетических предметов в средних общеобразовательных школах, где осуществлялась бы интеграция общекультурного, культурологического и художественно¬эстетического образовательных компонентов как фундамент для воспитания творческого специалиста широкого профиля.
Деятель искусства сегодня социально востребован, так как решает проблемы целостного развития материальной и духовной культуры общества. С появлением новых технических устройств художественного преобразования реальности, художественных технологий, синтетических видов искусств, удовлетворяющих духовные, производственно-экономические, гедонистические потребности людей (дизайн, цветомузыка и т.п.), культурно-художественных ансамблей увеличилось количество художественных специальностей, повысился их престиж, усложнились условия их получения. Все сферы материального и духовного производства требуют эстетически развитых специалистов, способных создавать общественно значимые ценности. Художественное творчество является мощным механизмом духовного преображения действительности и стимулом самореализации личности в культурном пространстве. Оно формирует культурологическое самосознание индивидуума (Н.А. Бердяев , В.С. Библер и др.), «помогает человеку понять мир и самого себя» [Р. Арнхейм (24; с. 386)], даёт ему «возможность возвысить достигнутую ранее ступень культурного развития» [Дж.С. Миль (303; c. 320)], эмоционально обогащает и устремляет жить «по законам красоты».
Вместе с тем наблюдается противоречие между нынешней целью образования и его аморфным содержанием, недостаточным научно-методическим обеспечением образовательного процесса, инертностью школьной системы образования, её ограниченностью предписанными установками, инструкциями, сложившимися стереотипами. В этом контексте анализ состояния современного школьного образования, представленный
В.В. Давыдовым, свидетельствует о том, что активность школьников часто входит в противоречие со школьной программой и учебными нормативами, а урок не ставит своей целью творческое развитие учащихся: «С первых дней пребывания в школе дети попадают... в жёсткую систему образования, в которой доминирует обучение, направленное на передачу школьникам «знаний» и культивирование у них репродуктивного мышления. Художественное, нравственное. воспитание ущемлены . по сравнению с преподаванием «научных» дисциплин. Школьников нередко «заставляют» учиться без их собственного желания. Они большей частью объекты учебно-дисциплинарных воздействий... Эта система не создаёт тех условий, которые необходимы для развития творчества школьников, их личности» (96; c. 139).
По существу только в личностно-ориентированных образовательных системах создаются условия для утверждения положительной художественно-творческой «я-концепции» учеников при проявлении их художественных интересов. Не случайно Л.С. Выготский подчёркивал, что «творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов» (69; c. 74). Социальная значимость художественных интересов состоит в том, что личностная направленность ребёнка структурируется в предпочтении духовных ценностей узко прагматическим, в созидании предметов и явлений искусства, что способствует духовному «оздоровлению» личности и общества в целом. В педагогическом аспекте - художественные интересы развивают образные когнитивные психические органы ребёнка, мотивируют обучение искусству. Кроме того, художественные интересы предопределяют культуру досуга школьника, что оберегает его от негативных средовых влияний, формируют целостную личность, так как «интерес сам имеет тенденцию к развитию и в тоже время несёт в себе огромные возможности развития ребёнка» (47; c. 8), а эмоциональная способность - метаспособность (320).
Многие крупные учёные (Р. Арнхейм , А.В. Бакушинский , Л.С. Вы¬готский , К.Д. Ушинский и др.) отмечали особую значимость в эволюции детского мировосприятия изобразительного искусства, выделяя его в качестве одного из основных средств художественного воспитания, исходя из преобладания зрительной функции в познании окружающего мира.
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации, информационного бума, деформации общественных идеалов, частых проявлений агрессии «только школа, являясь инструментом глобальной социальной инженерии, способна изменить ментальность народа и пробудить его внутренние созидательные силы. Однако сама школа должна обрести новые качества» [А.Кушнир (165; c.7)]. Так В.С. Шубинский полагал, что главным направлением научно-педагогических исследований является «определение основных сфер формирования творческой личности» (306; c. 8), основных задач интерпретации «современных научных знаний о человеке и его творческих возможностях,.. усиления способностей человека» (306; c. 12).
В условиях модернизации современной системы образования приоритетным является диверсификация и дифференциация образования, личностно-ориентированный подход, учитывающие индивидуальность, профессиональные склонности и намерения школьника. Концепция модернизации российского образования до 2010 года предусматривает развитие образовательных систем в тесном единстве с потребностями страны в квалифицированных кадрах. Это находит свое проявление в расширении профильного обучения и создании классов с углубленным изучением отдельных предметов, что особенно важно при изучении предметов творческого, художественно-эстетического цикла. Сейчас уже недостаточно участия учреждений дополнительного образования в решении задач эстетизации окружающей и одухотворения ментальной жизненной среды, профессионального художественного самоопределения. Необходимы классы и группы с углублённым изучением художественно-эстетических предметов в средних общеобразовательных школах, где осуществлялась бы интеграция общекультурного, культурологического и художественно¬эстетического образовательных компонентов как фундамент для воспитания творческого специалиста широкого профиля.
Деятель искусства сегодня социально востребован, так как решает проблемы целостного развития материальной и духовной культуры общества. С появлением новых технических устройств художественного преобразования реальности, художественных технологий, синтетических видов искусств, удовлетворяющих духовные, производственно-экономические, гедонистические потребности людей (дизайн, цветомузыка и т.п.), культурно-художественных ансамблей увеличилось количество художественных специальностей, повысился их престиж, усложнились условия их получения. Все сферы материального и духовного производства требуют эстетически развитых специалистов, способных создавать общественно значимые ценности. Художественное творчество является мощным механизмом духовного преображения действительности и стимулом самореализации личности в культурном пространстве. Оно формирует культурологическое самосознание индивидуума (Н.А. Бердяев , В.С. Библер и др.), «помогает человеку понять мир и самого себя» [Р. Арнхейм (24; с. 386)], даёт ему «возможность возвысить достигнутую ранее ступень культурного развития» [Дж.С. Миль (303; c. 320)], эмоционально обогащает и устремляет жить «по законам красоты».
Вместе с тем наблюдается противоречие между нынешней целью образования и его аморфным содержанием, недостаточным научно-методическим обеспечением образовательного процесса, инертностью школьной системы образования, её ограниченностью предписанными установками, инструкциями, сложившимися стереотипами. В этом контексте анализ состояния современного школьного образования, представленный
В.В. Давыдовым, свидетельствует о том, что активность школьников часто входит в противоречие со школьной программой и учебными нормативами, а урок не ставит своей целью творческое развитие учащихся: «С первых дней пребывания в школе дети попадают... в жёсткую систему образования, в которой доминирует обучение, направленное на передачу школьникам «знаний» и культивирование у них репродуктивного мышления. Художественное, нравственное. воспитание ущемлены . по сравнению с преподаванием «научных» дисциплин. Школьников нередко «заставляют» учиться без их собственного желания. Они большей частью объекты учебно-дисциплинарных воздействий... Эта система не создаёт тех условий, которые необходимы для развития творчества школьников, их личности» (96; c. 139).
По существу только в личностно-ориентированных образовательных системах создаются условия для утверждения положительной художественно-творческой «я-концепции» учеников при проявлении их художественных интересов. Не случайно Л.С. Выготский подчёркивал, что «творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов» (69; c. 74). Социальная значимость художественных интересов состоит в том, что личностная направленность ребёнка структурируется в предпочтении духовных ценностей узко прагматическим, в созидании предметов и явлений искусства, что способствует духовному «оздоровлению» личности и общества в целом. В педагогическом аспекте - художественные интересы развивают образные когнитивные психические органы ребёнка, мотивируют обучение искусству. Кроме того, художественные интересы предопределяют культуру досуга школьника, что оберегает его от негативных средовых влияний, формируют целостную личность, так как «интерес сам имеет тенденцию к развитию и в тоже время несёт в себе огромные возможности развития ребёнка» (47; c. 8), а эмоциональная способность - метаспособность (320).
Многие крупные учёные (Р. Арнхейм , А.В. Бакушинский , Л.С. Вы¬готский , К.Д. Ушинский и др.) отмечали особую значимость в эволюции детского мировосприятия изобразительного искусства, выделяя его в качестве одного из основных средств художественного воспитания, исходя из преобладания зрительной функции в познании окружающего мира.
Наше исследование реализовано на методолого-педагогическом, художественно-дидактическом и художественно-деятельностном уровнях.
Мы старались масштабно охватить процесс становления творческой личности школьников на уроках интегрального предметного блока «Изобразительное искусство» в классах средней общеобразовательной школы с углубленным изучением этого вида искусства с 1 по 8 класс (при этом программное обеспечение педагогического процесса спроектировано нами с 1 по 11 класс). И намеренно не ограничивались рассмотрением узкого возрастного периода личностного развития учащихся, чтобы полнее проанализировать механизм реализации креативного потенциала личности, ее профессионального самоопределения в художественно-эстетической сфере деятельности на основе формирования художественных интересов.
Методология исследования позволила выявить закономерности и принципы, определяющие как процесс становления и развития творческой личности, так и условия её формирования в художественно-изобразительной деятельности. Сам процесс становления и развития творческой личности обусловлен отражением средовых влияний на уровне креативной природы сознания.
Признание экзистенциальной сущности ребенка, его способности к автономному существованию, умения творить себя как личность, самостоятельно строить свою судьбу и взаимоотношения с окружением стало базой построения педагогической системы и технологии развития креативных свойств и качеств личности школьника, исходя из индивидуальных особенностей внутренней мотивационной сферы личности, ее направленности, ядро которой составляют интересы.
В построении концепции художественного образования и воспитания мы ориентировались на гуманистические ценности педагогики, на системно-комплексное использование разнообразных средств, форм и методов структурирования педагогического пространства как питательной среды развития художественной одаренности детей в области изобразительного искусства. Префигуративность - М. Мид (196) - современного типа отношений между поколениями (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них) предопределила использование новых организационно-технологических подходов в подготовке учеников школы к решению важнейших социальных задач.
Фундаментальным методологическим принципом построения нашей педагогической модели является креативный подход, благодаря которому стало возможным выявление взаимосвязи художественных интересов и изобразительной креативности школьников в педагогическом процессе в силу единства мотивационных образований и творческих способностей - креативных механизмов самореализации личности, представленных как продукты творчества сознания в виде сложных иерархических структур потребностей, интересов и идеалов личности. Креативный подход позволил нам рассмотреть факторы формирования художественных интересов на основе стадийности (аспектности) творческого процесса, распределение которых на группы, следуя логике творчества, выявило характер и последовательность их воздействия на эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы личности, что приводит к активизации соответствующих компонентов креативности. Данный подход позволил нам создать модели творческой личности по аналогии с художественным моделированием, актуализируя многофункциональность и диалогичность как тенденции в ее развитии; решить проблемы содержания образования и научно-методического обеспечения педагогического процесса в изоклассах; активизировать научно-исследовательский педагогический поиск.
Мы составили развернутую критериальную модель художественных интересов и художественно-изобразительной креативности детей, сориентировав педагогический процесс в классах с углубленным изучением изобразительного искусства на полноценную ее реализацию в учебной изобразительной деятельности. Мы широко осветили вопросы недирективной дидактики в художественных классах: персонализированное, интегрированное, безотметочное обучение и др. Нами выявлены позитивные типологические изменения в формировании творческих личностей школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности по авторской модели: интеграция «живописцев» и «графиков» в комбинированном типе «композиционщиков».
Вместе с тем, в нашей работе затронут комплекс проблем, требующих самостоятельных научных педагогических и психолого-педагогических исследований: это проблемы преемственности художественного образования в классах в углубленным изучением художественно-эстетических дисциплин средней школы и учебных заведений повышенного типа, где профилируются соответствующие предметы; проблема социальной адаптации художественно-одаренных детей; проблема эффективного управления учебно-воспитательным процессом на уроках искусства в условиях личностно-ориентированной педагогики; проблема соотношения общеобразовательных и специальных дисциплин художественных классов в целостном педагогическом процессе и др.
Мы старались масштабно охватить процесс становления творческой личности школьников на уроках интегрального предметного блока «Изобразительное искусство» в классах средней общеобразовательной школы с углубленным изучением этого вида искусства с 1 по 8 класс (при этом программное обеспечение педагогического процесса спроектировано нами с 1 по 11 класс). И намеренно не ограничивались рассмотрением узкого возрастного периода личностного развития учащихся, чтобы полнее проанализировать механизм реализации креативного потенциала личности, ее профессионального самоопределения в художественно-эстетической сфере деятельности на основе формирования художественных интересов.
Методология исследования позволила выявить закономерности и принципы, определяющие как процесс становления и развития творческой личности, так и условия её формирования в художественно-изобразительной деятельности. Сам процесс становления и развития творческой личности обусловлен отражением средовых влияний на уровне креативной природы сознания.
Признание экзистенциальной сущности ребенка, его способности к автономному существованию, умения творить себя как личность, самостоятельно строить свою судьбу и взаимоотношения с окружением стало базой построения педагогической системы и технологии развития креативных свойств и качеств личности школьника, исходя из индивидуальных особенностей внутренней мотивационной сферы личности, ее направленности, ядро которой составляют интересы.
В построении концепции художественного образования и воспитания мы ориентировались на гуманистические ценности педагогики, на системно-комплексное использование разнообразных средств, форм и методов структурирования педагогического пространства как питательной среды развития художественной одаренности детей в области изобразительного искусства. Префигуративность - М. Мид (196) - современного типа отношений между поколениями (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них) предопределила использование новых организационно-технологических подходов в подготовке учеников школы к решению важнейших социальных задач.
Фундаментальным методологическим принципом построения нашей педагогической модели является креативный подход, благодаря которому стало возможным выявление взаимосвязи художественных интересов и изобразительной креативности школьников в педагогическом процессе в силу единства мотивационных образований и творческих способностей - креативных механизмов самореализации личности, представленных как продукты творчества сознания в виде сложных иерархических структур потребностей, интересов и идеалов личности. Креативный подход позволил нам рассмотреть факторы формирования художественных интересов на основе стадийности (аспектности) творческого процесса, распределение которых на группы, следуя логике творчества, выявило характер и последовательность их воздействия на эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы личности, что приводит к активизации соответствующих компонентов креативности. Данный подход позволил нам создать модели творческой личности по аналогии с художественным моделированием, актуализируя многофункциональность и диалогичность как тенденции в ее развитии; решить проблемы содержания образования и научно-методического обеспечения педагогического процесса в изоклассах; активизировать научно-исследовательский педагогический поиск.
Мы составили развернутую критериальную модель художественных интересов и художественно-изобразительной креативности детей, сориентировав педагогический процесс в классах с углубленным изучением изобразительного искусства на полноценную ее реализацию в учебной изобразительной деятельности. Мы широко осветили вопросы недирективной дидактики в художественных классах: персонализированное, интегрированное, безотметочное обучение и др. Нами выявлены позитивные типологические изменения в формировании творческих личностей школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности по авторской модели: интеграция «живописцев» и «графиков» в комбинированном типе «композиционщиков».
Вместе с тем, в нашей работе затронут комплекс проблем, требующих самостоятельных научных педагогических и психолого-педагогических исследований: это проблемы преемственности художественного образования в классах в углубленным изучением художественно-эстетических дисциплин средней школы и учебных заведений повышенного типа, где профилируются соответствующие предметы; проблема социальной адаптации художественно-одаренных детей; проблема эффективного управления учебно-воспитательным процессом на уроках искусства в условиях личностно-ориентированной педагогики; проблема соотношения общеобразовательных и специальных дисциплин художественных классов в целостном педагогическом процессе и др.
Подобные работы
- Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПЕРМСКОГО КРАЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ЭСТЕТИКО-НРАВСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Русская классика в интерпретации Тома Стоппарда
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018



