ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И 14 * ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
§1. Состояние проблемы исследования и анализ профессиональных требований к сотруднику налоговой полиции как субъекту эффективного межличностного общения
§2. Особенности и содержание деятельности и межличностного общения сотрудника налоговой полиции
§3. Психолого-акмеологические факторы эффективности общения сотрудника налоговой полиции.
Глава 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО 62
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ОФИЦЕРОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
§1. Критерии и показатели развития навыков эффективного межличностного общения офицеров налоговой полиции
§2. Типичные трудности в межличностном общении офицера налоговой полиции
§3. Технологии развития навыков эффективного общения в процессе профессиональной подготовки офицеров
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования
Развитие и эффективное использование человеческих ресурсов, повышение компетентности и профессионализма - одно из основных условий решения сложных и ответственных задач, стоящих перед офицерским составом налоговой полиции. В условиях активных социально- экономических преобразований особенно важным является формирование социально развитой, зрелой в гражданском, профессиональном и нравственном отношении личности. Необходимым средством и условием, обеспечивающим достижение этой цели, является общение между людьми.
Как отмечал Б.Ф.Ломов, общение выступает важнейшим компонентом данного процесса, как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта, ее результат - это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношение с другим человеком, с другими людьми.
Значимость общения в профессиональной деятельности офицера налоговой полиции обусловливается следующими обстоятельствами:
• в межличностном общении осуществляется всесторонний обмен опытом, результатами профессиональной деятельности;
• в общении формируется общность настроений, взглядов, достигается взаимопонимание, вырабатываются привычки и традиции;
• в непосредственном общении постигаются мотивы действий, установки, появляется возможность прогнозирования действий, отношений сторон в будущем;
• общение также дает возможность влиять в известной степени на мотивы, цели, ценности другого человека.
Тем не менее, проведенный нами опрос показал, что 56,6% работников налоговой полиции испытывают трудности в общении, 42,5% хотели бы получить знания, как улучшить свои взаимоотношения с окружающими, в том числе и в профессиональной деятельности, а 38,2% отметили, что решать эту проблему необходимо еще в ходе профессиональной подготовки специалиста1.
В этой связи особую важность приобретает внедрение целостной системы обучения общению офицеров налоговой полиции как в процессе их профессиональной подготовки, так и в ходе непосредственной профессиональной деятельности. В этом процессе большую роль способны сыграть методы, ориентированные на личностный подход к образованию офицерских кадров, индивидуальные технологии обучения офицеров навыкам продуктивного общения.
Состояние разработанности проблемы исследования. Категория общения была и остается предметом специального анализа в философии (Л.П. Буева, И.И. Барсуков, Ф.И. Макаров, Б.Д. Парыгин, Ю.М. Смолен- цев, Ф. М. Соковин и др.), социологии (Г.В. Булацкий, М.С. Коган, И.С. Кон, Ю.Д. Прилюк, Н.В. Теслюк и др.), психологии (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Д. Глоточкин, А.И. Гончаров,
B. В. Девятко, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Ильин, С. Л. Кандыбович, А.Г. Кова¬лев, В.А. Кольцова, Е.С. Кузьмин. А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,
А.Ю.Панасюк, А.В. Петровский, Л.А.Петровская, И.В. Страхов, Э.П. Ут- лик, Л.М. Фридман. Н.Ф. Феденко. А.Ф. Шикун, И.М. Юсупов и др.) педа-гогике (А.В. Барабанщиков, А.Н. Капустин, Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик,
C. С. Муцинов, В.Н. Мушкатов, А.И. Щербаков и др.), психолингвистике (А.П. Василевич, А.А. Леонтьев, Р.М. Фрумкина и др.), психотерапии (В.Н. Мясищев, В.Л. Леви, А.Б. Добрович), а также в биологии, медицине, этнографии и др.
*
По данным опроса 170 специалистов налоговой полиции, 1998г.
Вместе с тем, проведенный анализ указывает на отсутствие единой точки зрения на явления, определяющие сущность феномена общения, его специфики в деятельности профессионала налоговой полиции. Это относится к обоснованию критериев и показателей эффективности общения, классификации трудностей общения, изучению его особенностей для конкретной профессиональной группы - офицеры налоговой полиции -, к разработке конкретных технологий формирования навыков эффективного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки.
Отмеченное выше обусловило выбор темы исследования и определило его конкретное содержание.
Цель исследования состоит в выявлении психолого-акмеологических факторов эффективного межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки и разработке конкретных технологий его оптимизации.
Объект исследования - межличностное общение офицеров налоговой полиции.
Предмет исследования - пути оптимизации межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки.
Гипотезы исследования
Эффективная профессиональная деятельность офицера налоговой цолиции предполагает в качестве основного условия владение навыками продуктивного межличностного общения и взаимодействия, специфика которого проявляется в непосредственно-личностном и интенсивном характере взаимодействия с людьми в процессе выполнения служебных задач, что с необходимостью должно учитываться в ходе профессиональной подготовки.
Оптимизация межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки может быть обеспечена за счет использования специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их будущей профессиональной деятельности.
Эффективным средством повышения успешности межличностного общения выступает анализ типичных трудностей, возникающих в ходе реализации основных профессиональных функций налогового полицейского, требующих общения и взаимодействия с другими людьми, его социальным окружением, а также специально организованный психолого- акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на позитивные изменения дифференцированности межличностного восприятия, повышение адекватности в использовании средств межличностной коммуникации и степени взаимопонимания в ситуации общения.
В рамках цели и выдвинутых гипотез определены задачи исследования:
1. Проследить генезис проблемы исследования, изучить сущность меж¬личностного общения офицеров налоговой полиции.
2. Исследовать психолого-акмеологическое содержание и факторы, обеспечивающие эффективное межличностное общение офицеров налоговой полиции.
3. Обосновать пути наиболее продуктивного развития межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их подготовки к конкретной профессиональной деятельности.
4. С учетом выявленных содержательных характеристик и факторов разработать конкретные научно-практические рекомендации по оптимизации межличностного общения офицера в процессе его профессиональной подготовки.
Методологическую основу исследования составили научные положения о диалектическом характере социальных отношений, развитии и формировании личности в деятельности и общении (К.А.Абульханова- Славская, Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинпггейн, Д.Б.Эльконин и др.); психологические теории развития личности в процессе общения (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.В.Петровский, С.Л.Рубинпггейн и др.); положения отечественной психологии и педагогики о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок и ценностных ориентаций в процессе общения (И.С.Кон, Д.Н.Узнадзе и др.).
Теоретическую основу составили: психолого-акмеологическая концепция: целостного развития личности, как субъекта профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина), положения о системообразующем характере общения в процессе развития личности, взаимосвязи общения и отношения (Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн). Диссертация выполнена в русле психолого- акмеологических исследований (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев,
А.А.Бодалев, А.А.Деркач, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин, П.А.Корчемный, Н.В.Кузьмина, Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, А.Ю.Панасюк, Ю.В.Синягин, С.И.Съедин, Е.А.Яблокова и др. ) и исследований, посвященных проблеме межличностного общения (Г.М.Андреева,
А.В.Барабанщиков, А.Д.Глоточкин, А.И.Гончаров, В.В.Девятко, М.И.Дъяченко, Н.Ф.Ильин, А.Н.Капустин, А.Г.Ковалев, В.А.Кольцова, Т.Е.Конникова, Е.С.Кузьмин, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Мудрик, С.С.Муцинов, В.Н.Мушкатов, А.В.Петровский, Л.А.Петровская, И.В.Страхов, Л.М.Фридман, Н.Ф.Феденко, А.Ф.Шикун, И.М.Юсупов и ДР-)-
В исследовании был использован комплекс научных методов.
Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, включенное наблюдение, опрос, анкетирование и тестирование, самоотчета и формирующая работа, реализуемая средствами психолого-акмеологического тренинга целевой направленности, психологического практикума, контент-анализ, метод экспертных оценок, качественный анализ. При обобщении и анализе материалов экспериментальной работы использовались методы статистической обработки данных: корреляционный и факторный анализ с применением статистических пакетов «Excel», «Statistica for Windows 95».
Эмпирическая база и этапы исследования: основная работа над вышеуказанной темой охватывает пятилетний период. База и конкретное содержание исследования на различных его этапах определялись многообразием решаемых задач и многоаспектностью изучаемой проблемы. В исследовании приняли участие: офицеры налоговой полиции (128 чел.), студенты вузов (106 чел.), их преподаватели (36 чел.), а также сотрудники налоговой полиции и люди, с которыми работают офицеры.
Общая численность охваченных эмпирическим исследованием составила более 370 человек.
На первом этапе исследования (1995-1996гг.) была изучена философская, социально-психологическая, акмеологическая литература по проблеме исследования, разработана теоретико-методологическая основа реализации психолого-акмеологического подхода в решении поставленных задач.
На втором этапе (1996—1997) продолжалось изучение литературы; разработаны и апробированы формы и методы констатирующей стадии эксперимента, исследованы особенности межличностного взаимодействия и трудности общения в изучаемой группе. Результатом этого этапа стали конкретизация задач и гипотез исследования, разработка программы формирующего эксперимента и методики исследовательской работа.
На третьем этапе исследования (1997-1998) осуществлялась раз¬работка и экспериментальная апробация программы формирующего эксперимента и методик исследовательской работы, проводился анализ и обобщение полученного научного материала.
На четвертом этапе (1998- 1999) проведено обобщение полученных данных и результатов, определение перспектив дальнейшего исследования проблемы, разработка практических рекомендаций. Результатом этой работы стала публикация статей по изучаемой проблеме.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
В результате анализа генезиса проблемы, теоретико¬методологических основ и современных подходов уточнены сущность и содержание эффективности межличностного общения офицеров налоговой полиции. С позиций специфики профессиональной деятельности определены психологические факторы эффективного межличностного общения, изучены трудности и специфические особенности этой деятельности, что позволило классифицировать их для последующего использования в системе подготовки офицеров налоговой полиции.
В ходе проведенного анализа выявлены две группы трудностей (первичные и вторичные), влияющие на эффективность межличностного общения офицера налоговой полиции и различающиеся по их причинной обусловленности. Первичные трудности в большей степени определяются биологическими и психофизиологическими свойствами человека. К ним относятся - робость, застенчивость, тревожность, подозрительность, мнительность, боязнь новых контактов, агрессивность, импульсивность. Вторичные трудности в большей степени носят психогенный и социогенный характер.
Показано, что ко вторичным трудностям относятся неадекватная самооценка, психологическая защита, неадекватный индивидуальный стиль общения, барьеры в общении (коммуникативные, смысловые, лингвистические). Причинами этих трудностей выступают просчеты воспитания (грубость, невоспитанность), социальные ситуации общения (сверхинтенсивность профессионального общения, социальная изоляция), неудачный опыт эмоциональных и социальных контактов.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и no¬ft зволило получить новые данные об оптимизации общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки. Так, в результате анализа генезиса проблемы уточнены сущность и содержание эффективности межличностного общения офицеров налоговой полиции, определены психологические факторы эффективного межличностного общения, изучены трудности и специфические особенности этой деятельности и осуществлена их классификация для последующего использования в системе подготовки офицеров налоговой полиции.
Исследование позволило выявить две группы трудностей (первичные и вторичные), влияющих на эффективность межличностного общения офицера налоговой полиции и различающихся по причинной обусловленности. Первичные трудности (робость, застенчивость, тревожность, подозрительность, мнительность, боязнь новых контактов, агрессивность, импульсивность) в большей степени определяются биологическими и психофизиологическими свойствами человека. Вторичные трудности (неадекватная самооценка, психологическая защита, неадекватный индивидуальный стиль общения, барьеры в общении - коммуникативные, смысловые, лингвистические) в большей степени носят психогенный и социогенный характер.
Проведенное исследование позволило доказать, что психологическими факторами эффективности межличностного общения офицера налоговой полиции являются: взаимопонимание в общении, дифференцированность межличностного восприятия, владение средствами установления контакта с людьми, способность регулировать межличностные отношения, точность межличностного восприятия, способность к самопереживанию, легкость установления контактов с другими людьми, способность и умение формировать доверительные контакты, настроенность на психологический контакт, выразительность интонации в речевой деятельности, открытость, способность к рефлексии, ориентация на вовлечение в общение (заражение), жестикуляция.
Показано, что оптимизация межличностного общения офицеров налоговой полиции в процессе их профессиональной подготовки может быть обеспечена за счет использования специально разработанных технологий, направленных на формирование навыков эффективного взаимодействия в процессе их будущей профессиональной деятельности, таких как психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие перцептивных и коммуникативных способностей налогового полицейского.
Показано, что эффективным средством развития навыков межличностного общения может выступать методика тренинга, основанная на моделировании процесса разрешения трудностей в межличностном общении офицера налоговой полиции, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы через развитие у личности компетентности в общении.
Полученные в настоящем исследовании результаты позволили разработать методические указания по формированию эффективного межличностного общения офицера налоговой полиции с учетом специфики его профессиональной деятельности, которые могут быть использованы в учебном процессе подготовки офицеров налоговой полиции.
Предложенный подход позволил не только диагностировать трудности в межличностном общении, но и разработать психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие перцептивных и коммуникативных способностей налогового полицейского.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299с.
ft 2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -
М., 1980.-311 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. - М.: Наука, 1977.-224 с.
4. Аминов Н. А. Модель управления образованием и стили преподавания. //Вопросы психологии. - 1994. - № 2 - С. 37-49.
5. Аналитическая записка "О состояниях и перспективах развития кадро¬вой ситуации в федеральных органах государственной власти" (стати¬стический анализ). - М.: РАГС, 1995.- С.3-34.
6. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диаг¬ностика. //Вопросы психологии, 1968. -№ 6 - С. 21-33.
7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука,
1977. -380 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во Ленингр. ун¬та, 1968.-339 с.
9. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х книгах. - М.: Педа¬гогика, 1982. - 279 с.
10. Андреева Г.М. К построению теоретической схемы исследования соци¬альной перцепции. //Вопросы психологии.- 1977.- №2.
11 .Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцеп¬тивных процессов и особенности его содержания. //Межличностное восприятие в группе. - М.-1981.- С.34-67.
12. Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном вос- ft
приятии. //Вопросы психологии. -1979. -№6.
13. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения //Общение и деятельность. - Прага, 1981.-С.3-89.
14. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.:МГУ, 1980.- 144с.
15. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности.
//Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ, 1985.-
• 267с.
16. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. - М.: Экономика, 1991. - 310 с.
17. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеоло¬гии. - М.: РАГС, 1995. - 272 с.
18. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях
//Психологический журнал.- 1994.- № 3.- С.99-105.
19. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. - М., 1977.-263 с.
20. Арутюнян М.Ю. , Петровская Л.А. Обратная связь в системе воспри¬ятия человека человеком //Психология межличностного познания. - М.,
♦ 1981.
21. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономер¬ные основы и основные методы. - М.: Высшая школа, 1988. - 150 с.
22. Асеев В. Г. Мотивация поведения личности. - М.: Мысль, 1976. - 162с.
23. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
24. Атватер И. Я Вас слушаю. - М., 1984.
25. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977.-386 с.
26. Балаховский А.Л. Военно-педагогическое творчество как объект фило¬софского анализа: сущность, содержание и условия оптимизации: Дис... докт. философ, наук.: ВПА, 1989. - 379 с.
27.Барабанщиков А.В., Демин В.Г. О закономерностях военно¬педагогического процесса. - М.: ВПА, 1967. - 209 с.
28. Барабанщиков А.В., Конюхов Н.И. Теоретические и методологические вопросы разработки профессиограмм выпускников академии. - М.: ВПА, 1982.-72 с.
> 29.Бахарева Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотноше¬
ний. //Учен, записки Ленингр. ун-та. - Вып. 7. - Л., 1980.
30. Биочинский И. В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск. Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М.: РАО, 1993. - 40 с.
31. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 1995.
32. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1978. - 297 с.
33. Бобров В.А. Психологические исследования проблемы профессионали¬зации личности. - М., 1991. - 162 с.
34. Богомолова Н.Н. Об исследовании восприятия коммуникатора * //Проблемы психологии познания людьми друг друга и самопознания. - Краснодар, 1978.
35. Богомолова Н.Н. Специфика межличностного восприятия в массовой коммуникации. //Межличностное восприятие в группе. - М., 1981.
36. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. - Рязань: Ряз. высш, школа МВД, 1994. - 90 с.
37. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М.: РАУ, 1993.-31 с.
38. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
39. Бодалев А.А. Изучение зрелого человека - важная задача ак- меологической науки. //Труды НИИВО. - М.- 1993, С.5-11.
40. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М., 1983.
ft
41. Бодалев А.А. О предмете акмеологии //Психологический журнал.-
1993. -№5.- С. 34-42.
42.Бодалев A.A., Криволап Л.И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим людям. //Общение как предмет теоре¬тических и прикладных исследований. -Тезисы Всесоюзного симпозиу¬
e ма. - Л.:ЛГУ, 1973.
43. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. - СПб.: Служба доверия, 1994. - 316 с.
44. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формирова¬нии личности. //Психология формирования и развития личности /Под ред. Л.И.Анциферовой. - М.: Наука, 1981, С. 159-177.
45. Борисова Е.М. О применении социально-психологических методов в изучении становления профессионала //Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. /Под ред. К.М.Гуревича. - М.: Педагогика, 1975, С.142-161.
46. Братусь Б.С. К проблемам развития личности в зрелом возрасте.
a //Вестник МГУ, Серия 14: Психология, 1989.- № 2.
47. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. - М.: Знание, 1985.- 64с.
48. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.:Наука, 1994.
49. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: ИП РАН, 1994.- 109 с.
50. Брушлинский А. В. Проблемы психологии развития. - М.- 1994.
51. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Наука, 1978.
52. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологиче¬ской диагностике. - Санкт-Петербург, 1999.
53. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная амери¬канская психология развития. - М.: МГУ, 1986. - 127 с.
♦ 54. Введение в профессию: Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов. - М., 1992. - 76 с.
55. Вдовюк В. И. Военно-педагогические качества офицера и пути их фор¬мирования. - М.: ВПА, 1971.-271 с.
56. Витцлак Г. Основы психодиагностики. /«Психодиагностика: теория и практика. Сборник статей. - М.: Прогресс, 1986, С. 4-10.
57. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. - Л.: Лениздат,
< 1980.
58. Волков А. Ф. Методологические проблемы оптимизации управления войсками: Учебное пособие. - М.: МО СССР, 1975. - 189 с.
59. Волков Ю.Г. Целостная личность: сущность и пути формирования. - Ростов-на-Дону, 1995. - 189 с.
60. Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовер¬шенствования офицеров. - М., 1994. - 53 с.
61. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд- во АПН РСФСР, 1957. - 517 с.
62. Гаврилова Т. П. К вопросу об эмоциональной социальной децентрации. //Личность в системе коллективных отношений. - М., 1980.
63. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: ЛГУ, 1984.-175с.
*
64. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.
65. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Взаимосвязь отношения к себе и отноше¬ния к другим. //Вестник Моск, ун-та . - Сер. 14: Психология. - 1985. - №4.
66. Гостев А.А., Зазыкин В.Г. Тренинги по психологической саморегуля¬ции и формированию профессионально важных качеств. - М.: ГКТР, 1988. - 61 с.
67. Государственная служба в России (опыт организации и кадрового обес¬печения). - Нижний Новгород, 1994. - 212 с.
68. Государственная служба: организация, кадры, управление. Вып. вто¬рой. - М.: РАГС, 1995. - 232 с.
69. Грачев М. Суперкадры. - М.: Дело, 1993. - 208 с.
70. Грибанов В.П. Отношения личности как психологическая проблема. //Психологические аспекты социальных отношений личности. - Рязань,
1981.
ф 71.Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования
взрослых в России и США. - М., 1994. - 152 с.
72. Гусева А.С. Гуманитарные технологии в системе развития профессио¬нализма госслужащих //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. - М.: РАГС, 1996.- С. 86-118.
73. Гусева А.С., Козлов В.В. Прикладные психотехнологии в профессио¬нальной деятельности. - М.:РАГС, 1993. - 201 с.
74. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.:РАО, 1986. - 214с.
75. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии. //Вопросы философии.-1981.- №12.
76. Давыдов Г.А. Социально-психологические условия повышения эффек¬тивности обучения в военном вузе. - М.: ВПА, 1977. - 162 с.
77. Данилин К.Е. Аутосоциометрическая методика. //Социально - психоло¬гический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психоло¬гии. - М., 1981.
78. Данилин К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в группе: Ав¬тореф. дисс...канд. психол. наук. - М.,1984.
79. Деркач А.А. Реализация концепции "Я" в системе жизненных отноше¬ний личности. - М.: РАУ, 1993. - 137 с.
80. Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: дисс.... докт. психол. наук. - Л.: ЛГУ, 1981. - 386 с.
81. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.:РАУ, 1993. - 31 с.
82. Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психо¬логически и профессионально зрелости личности. - М., 1995. - 187 с.
83. Деркач А.А., Старовойтенко Е.В., Кривокулинский А.Ю. Реализация
ф концепции "Я" в системе жизненных отношений личности (акмеологи-
Зеский аспект). - М., 1993. -21.4 с.
84. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Психологические факторы эффективной профессиональной деятельности кадров госслужбы. //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. - М.: РАГС, 1996. - С. 20-39.
85. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессиональ¬ного мастерства руководящих кадров: социально-психологический тре¬нинг и прикладные психотехнологии. - М.: Луч, 1993. - 71 с.
86. Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности. //Психология формирования и развития личности. - М., 1981.
87. Дробижева Л.М. Межличностные национальные отношения: основные черты и особенности. //Социологические исследования.- 1982.-№4.
88. Дударев В. В. Психологические условия эффективного овладения офи¬церами управленческой деятельностью: Дис.... канд. психол. наук. -М.: ГАВС, 1992.-204 с.
89. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Осо¬бенности деятельности студентов и преподавателей вуза. - Минск: Изд- во БГУ, 1978. - 159 с.
90. Емельянов Ю. М. Активные методы социально-психологического обу¬чения. - Л. .-Наука, 1987. - 144 с.