ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ БЕЗОПАСНОСТИ………………………………………………………………..….7
1.1 Современное состояние международных перевозок грузов воздушным транспортом………………………………………………………………………….7
1.2 Анализ правового регулирования перевозок грузов воздушным транспортом………………………………………………………………………..13
1.3 Взаимодействие полномочных органов в целях обеспечения безопасности авиагруза и почты………………………………………………………………….19
2 ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ГРУЗОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ……….….32
2.1 Правовое регулирование и принципы таможенного контроля авиационных перевозок………………………………………………………………………...32
2.2 Место таможенного контроля в системе обеспечения безопасности авиационных перевозок грузов………………………………………………...42
2.3 Анализ мер по усилению безопасности авиационных перевозок грузов ….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..66
Одной из главных сфер применения воздушного транспорта являются международная перевозка грузов. По данным ИКАО/ICAO (Международной организации гражданской авиации / International Civil Aviation Organization) – специализированного учреждения ООН – около 8% мирового ВВП ежегодно приходится на авиационную отрасль .
Увеличение международных перевозок констатирует рост заключаемых контрактов внешнеторговой деятельности, что в свою очередь определяет развитие внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности государства. Развитие транспортных коммуникаций связывает Россию с другими странами, что способствует интеграции России в глобальную экономическую систему.
Перевозка авиагрузов связана с необходимостью выполнения таможенных требований. В свою очередь особый интерес вызывает процесс оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным транспортом, что является существенным условием обеспечения их безопасности.
Несмотря на свою дороговизну, по сравнению с другими видами транспорта (ж/д, морским, авто), авиатранспорт имеет свои колоссальные преимущества, к которым относятся быстрое время доставки и высокое качество перевозок (точность, сохранность, безопасность), доставка из точки в точку. Даже такой недостаток как дороговизна перестаёт влиять на выбор транспорта доставки поскольку Международная ассоциация воздушного транспорта постоянно совершенствует гибкую тарифную политику .
Спрос на авиаперевозки является хорошим показателем экономического развития страны. Таможенная политика представляет собой систему тарифных и нетарифных методов, инструментов регулирования внешней торговли, таможенных правил и процедур, регулирующих движение товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов через таможенную границу в интересах защиты и развития национальной экономики, пополнения доходов государственного бюджета, интеграции страны в мировую экономику и расширения внешнеэкономических связей .
Составляющее таможенной политики и одно из направлений таможенного регулирования является эффективное использование инструментов таможенного контроля в целя обеспечения безопасности авианрузов.
Безопасность авиагруза связана с двумя основными угрозами: помещение взрывного устройства в груз, загружаемый на борт пассажирского воздушного судна, и захват грузового воздушного судна с целью использования его в качестве оружия массового поражения.
Важно, чтобы меры контроля в целях безопасности были обеспечены по всей цепочке доставки груза, которая включает: грузоотправителя, экспедитора по доставке в аэропорт отправления, эксплуатанта воздушного судна в аэропорту назначения, аэропорт оправления, воздушное судно, аэропорт назначения, эксплуатанта воздушного судна в аэропорту назначения, экспедитора по доставке грузополучателю, грузополучателя.
Таможенные органы, контролирующие международные грузовые потоки, находятся в уникальном положении, позволяющем повысить безопасность мировой цепи поставок товаров и способствовать социально-экономическому развитию посредством сбора доходов и облегчения торговли. Исходя из этого, можно сказать, что осуществление таможенного контроля является основополагающей функцией таможенных органов. В этом и заключается актуальность данной темы.
Объектом исследования являются меры таможенного контроля, влияющие на обеспечение безопасности авиагрузов.
Предметом исследования выступают организационные и экономико- правовые отношения, возникающие в процессе оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным транспортом.
Цель данной работы – изучение таможенного аспекта актуальных проблем обеспечения безопасности авиационных грузов и пути их решения.
Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
1. Изучить современное состояние международных перевозок грузов воздушным транспортом.
2. Проанализировать правовое регулирование перевозок грузов воздушным транспортом.
3. Рассмотреть взаимодействие полномочных органов в целях обеспечения безопасности авиагруза и почты.
4. Изучить правовое регулирование и принципы проведения таможенного контроля авиационных перевозок.
5. Выявить место таможенного контроля в системе обеспечения безопасности авиационных перевозок грузов.
6. Провести анализ мер по усилению безопасности авиационных перевозок грузов.
Степень изучений темы. Проблемы изучения осуществления таможенного контроля в отношении воздушных судов рассматривали следующие авторы: К.В. Холопов, О.В. Соколова «Современные факторы и тенденции развития международных рынков пассажирских и грузовых воздушных перевозок и место России на рынках авиауслуг», О.П. Матвеева, Н.Н. Главголева «Таможенный контроль в контексте повышения качества предоставления государственных таможенных услуг», Л.И.Попова, А.А. Костин, Липатова Н.Г. проблематику понятия и развития таможенных услуг, изучали Алькин Г.И., Барамзин, С.В., Бек В.А., Блинов Н.М., Гупанова Ю.Е., Макрусев В.В., Пауков, А.А., Старкова О.А., Терещенко Л.К. и др. Теоретической основой исследования особенностей организации перевозки внешнеторговых грузов воздушным транспортом выступили работы таких авторов как Ларин О.Н., Липатов В.А., Холопов К.В., Крюков В.В., Шведов В.Е., Шестакова М.И, Костин А.А., Арсланова Т. В., Метелева Ю.А., Кропивенцева С.А., Джумабеков А.М., Остроумов Н.Н. , Сарсембаев М.А., Арсланова Т. В. и т.д.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью и важностью представленных в ней положений. В работе рассматриваются основные аспекты таможенного регулирования грузов, перемещаемых воздушным транспортом, имеющие своей целью обеспечение безопасности грузов, перемещаемых воздушным транспортом.
Методами исследования выступают – метод системного анализа, логический, сравнительный методы.
Нормативную – правовую базу исследования составили Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок; Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок; Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; Воздушный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон РФ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и т.д.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В ходе проведённого исследования по теме «Актуальные проблемы обеспечения безопасности авиационных грузов: таможенный аспект» нами в 1 главе были рассмотрены авиаперевозки и необходимость обеспечения их безопасности. Во 2 главе изучены таможенные аспекты проблемы, то есть особенности оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным транспортом, а также меры, предусматриваемые для усиления безопасности авиагрузов. В результате были сделаны следующие выводы:
В современных условиях приоритетного развития экономик стран-участниц евразийской интеграции, которые в том числе зависят от эффективности развития таможенного регулирования организации перевозки внешнеторговых грузов воздушным транспортом, решению данных проблем должно уделяться особое внимание.
Доставка грузов с помощью авиационного транспорта пользуется несомненной популярностью среди клиентов логистических компаний. Использование самолётов позволяет существенно сократить сроки транспортировки, снизить до минимума риск появления повреждений и утери посылок, а также обеспечивает возможность сообщения с далёкими странами, куда автоперевозки осуществить не представляется возможным.
Как и в любом виде межгосударственных перевозок, в данном случае присутствует обязательный таможенный контроль. Его основной целью является проверка особенностей перевозимой продукции, выявление запрещённых вещей (наркотических средств, оружия, алкогольных напитков и многое другое), а также нахождение несоответствий между указанными данными о товарах и их реальными свойствами.
Таможенный контроль – это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании;
Во-первых, таможенный контроль является методом, с помощью которого достигаются цели таможенной политики, во-вторых, это реализуемые положения, которые регламентируют права и обязанности сотрудников таможенных органов, оформляющих пропуск товаров, перемещаемых через таможенную границу. При таможенном контроле таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Ввиду того, что широкое внедрение мер авиационной безопасности, касающихся пассажиров и их багажа, приносит все более ощутимые результаты, более привлекательной целью для преступников становятся авиагруз и почта. Безопасность авиагруза связана с двумя основными угрозами: помещение взрывного устройства в груз, загружаемый на борт пассажирского воздушного судна, и захват грузового воздушного судна с целью использования его в качестве оружия массового поражения.
К активным способам обеспечения безопасности грузов относится использование обычного рентгеновского оборудования, систем обнаружения взрывчатых веществ, детекторов частиц взрывчатых веществ, ручного досмотра, камер моделирования и служебных собак, способных обнаруживать взрывчатые вещества.
Важно, чтобы меры контроля в целях безопасности были обеспечены по всей цепочке доставки груза, которая включает: грузоотправителя, экспедитора по доставке в аэропорт отправления, эксплуатанта воздушного судна в аэропорту назначения, аэропорт оправления, воздушное судно, аэропорт назначения, эксплуатанта воздушного судна в аэропорту назначения, экспедитора по доставке грузополучателю, грузополучателя.
Под определение почты подпадают все предметы почты, отправляемые почтовыми операторами и предназначенные для доставки почтовым операторам, назначенным для осуществления почтового обслуживания в соответствии с актами Всемирного почтового союза. В отношении почты применяются такие же меры контроля в целях безопасности, как и в отношении грузовых отправок.
Для защиты груза и почты важно, чтобы ИКАО и ВТамО разрабатывали и поддерживали нормативные рамки по обеспечению безопасности, содействуя в то же время облегчению передвижения авиагрузов. Для достижения успехов в усилиях по обеспечению безопасности и упрощению формальностей в отношении авиагруза и почты в глобальном масштабе важнейшее значение имеет постоянное сотрудничество между ИКАО, ВТАО и ВПС.
Особое внимание в последнее время уделяется таможенному оформлению и таможенному контролю международных перевозок грузов. С принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС произошли некоторые изменения в сфере таможенного регулирования перевозки внешнеторговых грузов воздушным транспортом, связанные со сроками таможенного оформления и количеством документов, которые предоставляются перевозчиком таможенным органам, при этом в новое законодательство плавно переместились основные проблемы в области таможенного регулирования внешнеторговых грузов.
Подводя итог проведённого исследования и признавая важнейшую роль авиационных перевозок грузов в глобальном экономическом развитии и различные вызовы в сфере безопасности, с которыми сталкивается сегодня сектор международного воздушного транспорта, можно сказать, что необходимо ускорить принятие новых стандартов и рекомендуемой практики по авиационной безопасности в целях снижения уровня риска для авиагруза и почты на основе внедрения систем безопасной цепи поставок, общих базовых мер безопасности в отношении как пассажирских, так и чисто грузовых воздушных судов и усиленных мер безопасности в отношении груза и почты с высокой, как считается, степенью риска.
Важно развивать дальнейшее сотрудничество между ИКАО, Всемирной таможенной организацией, Всемирном почтовым союзом и заинтересованным сторонам отрасли в целях определения дальнейших меры по координации требований к авиационной безопасности, таможенных требований и требований к безопасности почты для развития международной торговли при одновременном обеспечении безопасности авиагруза и почты.
Нормативные правовые акты
1. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (вместе с "Дополнительным протоколом") (заключена в г. Варшаве 12 октября 1929 г.) (с изм. от 18 сентября 1961 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых СССР с иностранными государствами, Вып. VIII, - М.. 1935. С. 326 - 339
2. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07 декабря 1944 г.) (с изм. от 26 октября 1990 г.) / Изменения и дополнения, внесённые Протоколами от 06 октября 1989 г. и от 26 октября 1990 г., вступили в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 года // СЗ РФ. 2006. № 44, Ст. 4540
3. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Заключена в г. Монреале 28 мая 1999 г.) // СЗ РФ. 2017. № 37
4. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 16 ноября 2016 г. № 19 "О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://eaeunion.org (дата обращения 30.03.2019)
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2014., № 31, Ст. 4398; 2009. №1, Ст. 1, Ст. 2; 2014. №6, Ст. 548; №30 (Часть I), Ст. 4202
6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017
7. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 12, Ст. 1383; 2004. № 35, Ст. 3607; 2005. № 13, Ст. 1078; 2006. № 30, Ст. 3290; 2007. № 46, Ст. 5554; 2012, № 31, Ст. 4318; 2013. № 27, Ст. 3477; 2014. № 30, Ст. 4254; 2015. № 29, Ст. 4380; 2016. № 1, Ст. 82; № 18, Ст. 2487; № 27, Ст. 4160, 4224; 2018. № 32 (часть I), Ст. 5105
8. Федеральный закон от 27 октября 2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. № 48, Ст. 6252; 2011. № 27, Ст. 3873; 2016. № 1, Ст. 83; 2018. № 1, Ст. 54; № 49 (часть I), Ст. 7524
9. Постановление Росавиации от 21 марта 2018 № 1-КОЛ "Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2017 году, основных задачах на 2018 год и среднесрочную перспективу" (вместе с "Планом основных мероприятий Федерального агентства воздушного транспорта на 2018 год") // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.03.2019)
10. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 16 ноября 2016 г. № 19 "О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://eaeunion.org (дата обращения 30.03.2019)
11. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2013. № 2, Ст. 109; 2018. №8, Ст. 1254
12. Приказ Минтранса России от 25 июля 2007 г. № 104 "Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров" (Зарегистрировано в Минюсте России 09 августа 2007 г.№ 9975) // РГ. 2007. № 180; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2019
13. Приказ ФТС РФ от 07 декабря 2007 г. № 1516 "Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств" // Таможенный вестник. 2008. № 1
14. Приказ Минтранса РФ от 5 сентября 2008 г. № 141 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 октября 2008 г. № 40. URL:: http://ivo.garant.ru/#/document/193954:0 (дата обращения 24.03.2019)
15. Приказ ФТС России от 27 мая 2011 г. № 1070 "Об утверждении Положения о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров" (Зарегистрировано в Минюсте России 20 июня 2011 г. № 21052) // РГ. 2011. № 136; 2012. №115
16. Протокол относительно изменения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 года (подписан в г. Гааге 28 сентября 1955 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
17. Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров: утв. Приказом ГТК РФ от 28.11.2003 № 1356 // Таможенные ведомости. № 2. 2004. С. 338-387
18. Почтовые правила (приняты Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 г.) (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 20.03.2019)
Судебная практика
19. Письмо ГТК РФ от 19 августа 2004 г. № 01-06/30307 "О направлении обзора правоприменительной практики" / Приложение. Обзор правоприменительной практики таможенных органов по привлечению юридических лиц к ответственности по ст. 16.1 КоАП России [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12140868 (дата доступа 16.03.2019)
Монографии, учебные пособия
20. Атаманчук, Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): учебное пособие / Г.В. Атаманчук. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. С. 252
21. Бакаева, О.Ю. Таможенное право России учебное пособие / О.Ю.Бакаева. М.: Юристъ, 2017. С. 303.
22. Гречуха, В.Н. Транспортное право: правовое регулирование деятельности воздушного транспорта: монография. - М.: Юстиция, 2016. - 310 с.
23. Коровяковский, Е.К. Международная логистика: учебное пособие / Е.К. Коровяковский, Ю.В. Коровяковская. СПб: ПГУПС, 2013. С. 5
24. Липатов, В.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебное пособие / В.А. Липатов. М.: Евразийский открытый институт. 2013. С. 178
25. Международное частное право: учебник / В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.; отв. ред. Н.И. Марышева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2018 С. 435
26. Новикова, С.А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С.А. Новикова. Гриф УМО В. 2018. С. 48
27. Остроумов, Н.Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении / Н. Н. Остроумов. М. : Статут, 2009. - 266 с.
28. Остроумов, Н.Н. Правовой режим международных воздушных перевозок: монография. - М.: Статут, 2015. С. 167
29. Соотношение международного права и национального законодательства. Проблемы имплементации: по результатам фундаментального научного исследования, проведенного по грантовому финансированию МОН РК / М.А. Сарсембаев [и др.]. Астана: Казахский гуманитарно-юридический университет. 2015. С. 90
Научные статьи
30. Агекян, Л.М. К вопросу о современном состоянии и тенденциях развития российского транспортного законодательства // Л. М. Агекян, В. Д. Путятин // Юридическая наука и практика. 2016. № 4. С. 14 – 21
31. Агамагомедова, С.А. Эффективность таможенного контроля как фактор обеспечения безопасности // Вопросы безопасности. 2016. № 5. С. 34-42
32. Аксаментов, О. И. Об ответственности воздушного перевозчика в связи с присоединением Российской Федерации к Монреальской Конвенции 1999 года / О. И. Аксаментов // Транспортное право. 2013. № 3. С. 13 – 16
33. Бакаева, О.Ю. Таможенный контроль после выпуска товаров: вопросы правоприменения и направления развития // Вестник СГЮА. 2016. № 3. С.243-249
34. Барциц, И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект / И.Н. Барциц. М.: Формула права, 2008. С. 80
35. Гладков, А.Р. Возможности и ограничения инструментов оценки риска в обеспечении эффективности таможенного контроля в современных условиях развития внешней торговли / А.Р. Гладков // Использование инновационных технологий в разработке и реализации экономических реформ: сборник статей Международной научно-практической конференции. УФА: АЭТЕРНА. 2018. С. 54-63
36. Данилов, Н.И. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства в регионе Республики Крым в свете требований ИКАО // Государственная служба и кадры. 2017. Т. 1. № 1. С. 42-45
37. Дробот, Е.В. Инструменты обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли: Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации // Экономические отношения. 2017. Т. 7. № 4. С. 309-320
38. Дробот, Е.В. Особенности международного сотрудничества России в области таможенного дела / Е.В. Дробот, Е.В. Синельников // Эко. 2013. № 2. С. 63-69
39. Джунушалиев, Б.Д. Глобальные грузовые авиаперевовзок: уровни полномочных органов // Вестник КРСУ. 2016. Том 16. № 12. С. 99-102
40. Клевлеева, А.Р. Анализ угроз и рисков, возникающих при осуществлении таможенного контроля, с использованием системы управления рисками и выборочного контроля // Эко. 2016. № 4. С. 109-117
41. Костин, А.А. Система принципов таможенного контроля / А.А. Костин, В.Г. Разинькова // Сборник научных трудов вузов России "Проблемы экономики, финансов и управления производством". 2013. № 34. С. 70-74
42. Костин, А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств // М.: Интермедия. 2014. С. 26
43. Крюков, В.В. Современные национальные проблемы развития воздушного транспорта // Актуальные проблемы современной науки. 2018. № 1 (73). С. 32-37
44. Ларин, О.Н. Перспективы интеграции транспортных систем Евразийского экономического союза // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 4 (43). С. 152-170
45. Липатова, Н.Г. Имитационное моделирование процессов таможенного контроля / Н.Г. Липатова. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. С. 162
46. Локтионова, А.А. Последствия экономических санкций для экономики России. Аллея науки. 2018. Т. 5. № 5 (21). С. 612-615
47. Осиновский, Г.А. Правовые основы осуществления таможенного контроля // Студенческий вестник. 2018. № 4 (24). С. 45-48
48. Погребная, Н.В. Внешняя торговля России: динамика и направления эффективного развития / Н.В. Погребная, А.С. Склярова, Д.С. Склярова // Экономика и социум. 2016. № 3 (22). С. 1031-1036
49. Тихомиров, Ю.А. Власть и экономические субъекты // Право и экономика. 2005. № 1. С. 8
50. Холопов, К.В. Современные факторы и тенденции развития международных рынков пассажирских и грузовых воздушных перевозок и место России на рынках авиауслуг [Электронный ресурс] / Холопов К.В., Соколова О.В. // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. №6. С. 119-129 URL: www.http://elibrary.ru (дата обращения 27.03.2019)
Диссертации, авторефераты диссертаций
51. Агамагомедова, С.А. Административно-правовой механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами в условиях Евразийского экономического союза : автореф. дис. ... докт. юрид. наук : Москва, 2015. С. 138
52. Мосашвили, В.В. Договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа: понятие, особенности, система правового регулирования: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2011. С. 22
53. Филина, В.В. Повышение безопасности полетов наземными службами аэропорта за счёт интеграции системы менеджмента качества: автореф. дисс. ... канд. техн. наук. Самара, 2010. С. 16
Электронные ресурсы
54. Грузооборот российского транспорта [Электронный ресурс] // URL: http://seanews.ru/2018/02/08/ грузооборот-российского-транспорта -6 (дата обращения 13.03.2019)Документ ИКАО: Прогноз развития воздушного транспорта до 2025 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.aviadocs.net/icaodocs/Cir/313_ru.pdf (дата обращения: 24.03.2019)
55. ИКАО: Меры по обеспечению безопасности авиагрузов [Электронный ресурс] // Опубликовано 04.08.2016 в рубрике ИКАО Монреаль и Куала-Лумпур, 27 июля 2016 года. URL: https:// www avianews.info/ikao-mery-po-obespecheniyu-bezopasnosti-aviagruzov (дата обращения 25.03.2019)
56. Козырина, А.Н. Гражданин и таможня: порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу [Электронный ресурс] / под ред.д.ю.н. А.Н. Козыриной // М.: ЗАО "Библиотечка РГ". 2013. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 19.03.2019)
57. Международные грузовые авиаперевозки [Электронный ресурс] // URL: http://provodim24.ru /mezhdunarodnye-aviaperevozki-gruzov.html (дата обращения 13.03.2019)
58. Международные перевозки: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] // Интернет-газета Комсомольская Правда. URL: https://www.kp.ru/guide/mezhdunarodnye-gruzoperevozki.html (дата обращения 16.03.2019)
59. Международная организация гражданской авиации: Безопасность и упрощение формальностей [Электронный ресурс] // URL: http:// www.icao.int/security/aircargo (дата обращения 14.03.2019)
60. Монреальская конвенция - шаг к выгодам и преимуществам [Электронный ресурс] // URL: https://www.aex.ru/docs/2/2017/5/29/2611 (дата обращения 29.03.2019)
61. Об итогах внешней торговли товарами Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ (дата обращения 15.03.2019)
62. Официальный сайт Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс] // URL: http://www.wcoomd.org (дата обращения: 14.03.2019)
63. Официальный сайт ИКАО [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/icao (дата обращения: 14.03.2019)
64. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru (дата обращения: 16.03.2019)
65. Рабочий документ HLCAS-WP/12 «Основные принципы безопасности авиагруза и почты»: Доклад nLCAS. Утвержден Конференцией и опубликован с санкции Генерального секретаря [Электронный ресурс] // ИКАО: Конференция высокого уровня по авиационной безопасности Монреаль, 2012 г. URL: http://www.icao.int (дата обращения 14.03.2019)
66. Чухнина, Г.Н. Внешнеэкономическая деятельность [Электронный ресурс] // URL: http://biblioclub.ru (дата обращения 17.03.2019)
67. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2016 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.customs.ru (дата обращения 15.03.2019)