Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Работа №28655

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы169
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
770
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования учебных деловых игр в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов 12
1.1. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности и способ обеспечения познавательной и творческой активности 12
1.1.1. Современное состояние проблемы организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов 12
1.1.2. Самостоятельная работа и творческое развитие личности 20
1.1.3. Обзор классификаций самостоятельных работ 24
1.2. Учебная деловая игра и ее функции в организации самостоятельной работы студентов 30
1.2.1. Деловая игра как метод активного обучения в отечественной и зарубежной школе 30
1.2.2. Подходы и современные классификации деловых игр 46
1.2.3. Учебная деловая игра как способ проведения педагогического эксперимента 63
Глава 2. Практическое использование учебных деловых игр в организации самостоятельной работы студентов 78
2.1. Вопросы разработки структурных элементов учебной деловой игры 78
2.2. Методика проведения и практика конструирования учебной деловой игры «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов» 91
2.3. Построение модели организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов 117
Заключение 135
Библиография 141
Приложение 1. Анкета «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов» 163
Приложение 2. Результаты анкетирования студентов 3-5 курсов педагогических вузов по выяснению отношения к организации их самостоятельной работы 166
Приложение 3. Результаты проведения учебной деловой игры «СРСПВ» 167
Приложение 4. Фрагмент экспериментальной части по исследованию проблемы организации самостоятельной работы студентов 168


Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного педагогического образования, стимулом обновления его содержания на основе принципов фундаментальности, интегративности, преемственности и практической направленности.
Целью современного образования является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности педагога. Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды.
В настоящее время мы наблюдаем также преобразование образовательного пространства, которое из парадигмы «подражание» вступило в парадигму «информация». Колоссальные успехи информационной системы образования породили стремление расширять объемы информации и соответственно увеличивать время обучения, что приводит к необходимости совершенствовать ее. Главным недостатком вузовского образования при этом является отсутствие деятельности студента, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям. При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение студентов педагогических вузов к самостоятельной работе для достижения заданного качества подготовки кадров к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у студентов культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля.
Таким образом, современное состояние подготовки специалистов в высших педагогических учебных заведениях диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов подготовки выпускника педагогического вуза к практической и профессиональной деятельности.
Проблема становления самостоятельной активной личности студента в ходе его подготовки к будущей профессиональной деятельности - одна из ключевых в психолого-педагогических исследованиях. Ее изучению посвящены многочисленные научные исследования, в том числе работы Б.П.Есипова [60], П.И.Пидкасистого [148, 149], С.В.Недбаевой и В.И.Спирина [120], А.В.Усовой [208, 209] и др. Самостоятельность в обучении и непрерывность самообразования обязательны не только для студентов, но и для преподавателей - не приобретая предварительных теоретических и практических навыков преподавания, молодые специалисты вынуждены действовать методом проб и ошибок.
Учитывая многообразие всех этих фактов, мы в данном исследовании хотим остановиться на роли активных методов обучения и, в частности, учебных деловых игр в обеспечении эффективности организации самостоятельной работы студентов прежде всего педагогических вузов. Поскольку на выпускников учебных заведений данного профиля возлагаются определенные обязанности по организации самостоятельной работы также их будущих обучаемых, а, следовательно, от педагога зависит качество подготовки следующих поколений специалистов различных профессий. Сразу же отметим, что проблема организации самостоятельной работы
студентов педагогических вузов в дидактике, психологии и частных методиках исследована явно недостаточно.
В течение последних десятилетий деловые игры достаточно широко внедрились в производство, общественную деятельность, экономику, теорию управления, образование, - это подтверждают многочисленные научные исследования и литературные публикации. Среди этих работ можно выделить те, которые являются основополагающими при конструировании и использовании деловых игр. Прежде всего это работы Ю.С.Арутюнова [12, 13, 14], М.М.Бирштейн [21], Н.В.Борисовой [25, 26, 27], В.Н.Буркова [30], С.В.Емельянова и А.Г.Ивановского [58], В.Ф.Комарова [61], И.С.Ладенко [94], Л.Н.Матросовой [103], В.Я.Платова [152], В.А.Трайнева [201, 202] и др. В работах последнего выделены основные характеристики учебной деловой игры, дан развернутый анализ проблемы внедрения учебных деловых игр в процесс обучения. Психологическая сторона использования деловых игр отражена в работах А.А.Вербицкого [33, 34]. В.М.Ефимовым и Г.Л.Пельманом [144] предпринята попытка определить место деловой игры с общей системе игр.
Целый ряд работ связан с использованием деловых игр в конкретной области науки, техники, производства. Так в экономике и управлении это работы: Ю.С.Арутюнова [12, 13], В.Н.Буркова [30], Ю.В.Геронимуса [44], С.Р.Гидрович [45, 46], С.С.Егорова [14], А.Г.Ивановского [30], С.Г.Колесниченко [14], Ю.Д.Красовского [89], С.К.Мурзаева [30], И.М.Сыроежина [190, 191], Е.А.Хруцкого [217] и др. В экологии и природоохранительном образовании это работы: Д.Н.Кавторадзе [5], В.Ф.Капустина [78].
Отдельно следует упомянуть о разработках, связанных с применением методов игрового обучения в сфере высшего образования. Так, в работах А.А.Вербицкого [33], Л.Н.Иваненко [68] и И.М.Сыроежина [190] предлагается схема применения деловых игр и определяется их место в системе высшего образования. Монография Л.Б.Наумова [121] посвящена использованию деловых игр в высшем медицинском образовании. Рассматриваются психологические аспекты использования деловых игр в учебном процессе при подготовке юристов в работе С.А.Габрусевича и Г.А.Зорина [38]. Деловую игру как способ студенческого самоуправления рассматривает Н.М.Косова [86]. Все чаще деловые игры находят применение при повышении квалификации в системе народного образования.
Представляют интерес диссертационные исследования B. А.Кривовой [90], Л.Н.Матросовой [104], Т.М.Сорокиной [184],
C. И.Тюнниковой [205], отмечавших, что деловые игры способствуют развитию творческого мышления, активизации самостоятельной работы студентов.
К сожалению, специальных исследований, связанных с использованием деловых игр в обучении студентов педагогических специальностей не так уж много. На наш взгляд, наиболее интересны исследования Н.В.Борисовой [26, 27], Л.Н.Матросовой [103, 104], В.А.Трайнева [201, 202].
Вместе с тем, следует констатировать, что исследований, связанных с широким использованием деловых игр в организации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей явно недостаточно. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе деловой игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.
Новый этап подготовки педагогов, связанный с ускоренным развитием высшей школы, интенсификацией и дифференциацией учебного процесса, появлением вариативных образовательных систем, настоятельно требует с одной стороны, применения таких методов обучения в педагогическом вузе, которые позволили бы активизировать и максимально приблизить процесс подготовки студента к содержанию и характеру его профессиональной деятельности, а с другой - вырисовывается необходимость поэтапной научно обоснованной организации самого учебного процесса в вузе, в частности, самостоятельной работы студентов, соотнесенной с целями обучения, согласованной с другими структурными составляющими системы вузовского образования, а главное - с интересами, стремлениями и возможностями обучаемых и преподавателей. Это предопределяет актуальность темы данного исследования, его практико-ориентированный характер.
Названные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы роль и место учебной деловой игры в организации самостоятельной работы не только как метода активного обучения студентов, но и как способа проведения педагогического эксперимента на этапе построения модели организации самостоятельной работы студентов? Решение данной проблемы, а также разработка и внедрение конкретной учебной деловой игры является целью исследования.
Объект исследования: процесс организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе.
Предмет исследования: учебная деловая игра как способ организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов.
Гипотеза исследования:
Повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов можно достичь, если активно внедрять на всех этапах этого процесса дидактическую систему использования учебных деловых игр, которая позволяет:
- использовать накопленный в процессе учебной деловой игры опыт самостоятельной творческой деятельности в обучении и будущей профессии;
- реализовать системный подход к решению поставленной задачи в условиях «сжатого времени»;
- использовать учебную деловую игру как способ проведения педагогического эксперимента и с целью обработки результатов исследования;
- подойти к построению модели организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе.
В связи с целью и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ опыта по проблеме организации самостоятельной работы студентов.
2. Активизировать самостоятельную работу и развить элементы системного мышления студентов путем использования приемов активного обучения.
3. Определить место учебной деловой игры в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов и показать возможности ее использования как способа проведения педагогического эксперимента.
4. Предложить некоторую модель организации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей.
Научная новизна:
- определено место учебной деловой игры в организации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей;
- проведен анализ имеющихся классификаций и подходов к деловым играм;
- обоснован подход к понятию «учебная деловая игра»;
- получены данные о рассмотрении учебной деловой игры как способа проведения педагогического эксперимента;
- разработан вариант создания модели организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в следующем:
- расширено теоретическое представление о применении активных методов обучения в отечественном вузовском образовании и зарубежом;
- определена специфика учебных деловых игр как способа проведения педагогического эксперимента.
Практическая значимость заключается в том, что:
- полученные рекомендации по использованию учебных деловых игр нашли применение и обеспечили повышение эффективности организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов;
- проводимое исследование сочеталось с разработкой и применением методических материалов, сборников игр, спецкурсов «Методология проведения и практика конструирования деловых игр», «Интенсификация процесса обучения»;
- полученные в ходе исследования результаты могут быть рекомендованы составителям учебных программ, методических пособий и различных разработок для педагогических вузов с целью совершенствования организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены соответствием выбранных методов теоретических исследований выбранным целям и практическим задачам, опорой на проведенные ранее психолого-педагогические исследования проблем, связанных с организацией самостоятельной работы студентов и использованием учебных деловых игр в обучении, соответствием полученных выводов основным теоретическим положениям, статистической значимостью объемов выборок, валидностью экспериментальных результатов и их проверкой практикой.
Вклад в дальнейшие исследования: разработанная в ходе исследования учебная деловая игра может быть использована в учебном педагогическом процессе в нескольких направлениях, а именно: для приобретения знаний и навыков по организации самостоятельной работы на этапе обучения и в будущей профессиональной деятельности; для знакомства с одним из методов проведения научно-педагогического эксперимента (с использованием учебной деловой игры), а также для апробации включения методов активного обучения в учебный процесс.
Положения, выносимые на защиту.
1. Теоретические основы использования учебных деловых игр в организации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей.
2. Использование учебной деловой игры как способа проведения педагогического эксперимента.
3. Практическое использование учебной деловой игры в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов.
Методологической основой исследования являются основные принципы системного подхода к обоснованию содержания и методов профессиональной подготовки учителя, а также основополагающие принципы метода имитационного моделирования, позволяющие получать современные и прогностические данные об объектах исследования.
Исследование опирается на труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам дидактики, по проблемам применения деловых игр и игровому моделированию.
В процессе исследования используются следующие методы:
- теоретический анализ сущности современного учебного процесса в педагогическом вузе (на этапе обоснования актуальности темы исследования.);
- анализ литературных источников, изучение педагогического опыта (на этапе поиска решения поставленных задач);
- метод имитационного моделирования (на этапе разработки учебная деловой игры и модели организации самостоятельной работы студентов)
- метод анкетирования (на этапе обработки параметров модели);
- метод эксперимента (на этапе проверки результатов исследования).
Опытно-экспериментальная база исследования - Московский педагогический государственный университет. Участники эксперимента: студенты 3 - 5 курсов факультета дошкольной педагогики и психологии, начальных классов, социологии, экономики и права, химического и филологического факультетов, преподаватели кафедры методов интенсификации процесса обучения.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на конференциях молодых ученых на факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях и научных семинарах кафедры методов интенсификации процесса обучения МПГУ, на конференции «Инновационные технологии в управлении человеческими ресурсами», проводимой в г. Нижнем Новгороде в мае 2002 г., а также на Межвузовской конференции «Проблемы развития и практика использования интенсивных методов и игрового обучения» (24 - 25 марта 2003 года, г. Москва).
В течение 2000-03 гг. разработанная учебная деловая игра внедрялась в практику работы со студентами МПГУ.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, девяти параграфов, заключения, библиографического списка и четырех приложений.
Основные результаты исследования отражены в 8 публикациях общим объемом 1,3 печатных листа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате диссертационного исследования был изучен ряд вопросов:
1. Проанализировано современное состояние проблемы организации самостоятельной работы студентов, которая остается еще достаточно открытой и не вполне проработанной. Рассмотрены различные трактовки понятия «самостоятельная работа студентов» с точки зрения ее места в творческом развитии личности.
Поскольку нас интересовала проблема организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов, в плане обеспечения познавательной и творческой активности студентов, то значительная часть работы (§ 1.1.2.) посвящена описанию различных подходов к данному вопросу.
2. Осуществлен обзор существующих классификаций самостоятельных работ. В целях лучшего понимания сущности исследуемых явлений освещены различные направления и подходы в решении проблем определения и классификации самостоятельных работ, анализ которых еще раз доказывает, что эти вопросы всегда привлекали и продолжают привлекать внимание методистов и дидактов.
3. Описан круг педагогических проблем в организации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей.
4. Осуществлен анализ современных методов активного обучения, в том числе и за рубежом.
5. Рассмотрены современные классификации деловых игр. Нами предложена классификация учебных деловых игр (с. 62).
6. Дан собственный подход к самому понятию «учебная деловая игра».
2. Рассмотрена сущность учебной деловой игры как метода активного обучения.
8. Изучены возможности учебных деловых игр как способа проведения педагогического эксперимента.
1. В настоящее время перед педагогами и исследователями в рамках организации самостоятельной работы стоят задачи по разработке такой системы обучения, при которой у студентов появится интерес к самостоятельному добыванию знаний; к самостоятельному решению нестандартных задач, что позволит формировать такие качества личности как самостоятельность и ответственность. То есть самостоятельная работа должна обеспечить не только усвоение студентами знаний, но и помочь формированию навыков самостоятельного их приобретения.
При этом необходимо решить следующие задачи:
- определить мотивацию студентов для улучшения качества организации самостоятельной работы;
- применять широкий репертуар педагогических воздействий с целью активизации деятельности студентов;
- рассчитывать работу с учетом базы актуальных научных психолого-педагогических проблем;
- дать студенту возможность почувствовать, что результатом его работы будет отработка навыков системного мышления, необходимого ему в дальнейшей педагогической практике;
- сообщить учащимся установку на творческое восприятие излагаемых задач;
- позаботиться о санитарно-гигиенических условиях организации самостоятельной работы, в частности создать гуманную среду обучения;
- создать психологически комфортные условия, в которых студенты будут высказывать новые идеи, независимо от их правильности;
- организовать текущий контроль за данным видом деятельности студентов;
- подчеркнуть в целях стимулирования профессиональную значимость решаемых психолого-педагогических проблем и задач.
2. Моделирование будущей профессиональной деятельности предполагает самостоятельное разрешение проблемных ситуаций и активное решение учебных задач, вытекающих из формулировки проблемы.
3. Одним из способов решения проблем в исследуемой области является обдуманный подбор методов обучения, при котором студенты включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям на наш взгляд в наибольшей степени отвечают активные методы обучения, в частности учебные деловые игры.
4. В рамках исследования проблемы организации самостоятельной работы нами была предложена собственная методика проведения эксперимента, изложенная в параграфе 1.2.3. (с. 63 - 77).
5. В связи с тем, что мы изучаем возможности и особенности использования учебных деловых игр в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов, то в нашей работы мы достаточно подробно раскрываем круг вопросов, связанных с самим понятием учебная деловая игра. В своем исследовании мы исходим из того, что учебная деловая игра сама по себе не является моделью, а выступает средством работы с моделью, заложенной в структуре деловой игры.
6. Существенным результатом нашего исследования является подробная разработка нового варианта учебной деловой игры «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов», находящей практическое применение в организации самостоятельной работы студентов ряда факультетов МПГУ (раздел 2.2; с. 91 - 116 ).
Наша деятельность по экспериментальной проверке возможностей использования этой учебной деловой игры, показала, что последняя позволяет за короткое время глубоко вникнуть в проблему организации самостоятельной работы.
Эта игра преследует следующие цели:
1. Определение направлений, в рамках которых выпускник способен вести самостоятельную творческую работу; а также предъявляемых к ним требований;
2. Совершенствование навыков и умений принятия коллективного решения;
3. Выработка самостоятельности, креативности мышления;
4. Выработка индивидуальных профессиональных навыков.
5. Введение обучаемых в ситуацию проведения научного педагогического эксперимента. В связи с этим в игре реализуется попытка конструирования идеализированной модели организации самостоятельной работы студентов. Предлагаемый подход позволяет внести в данный процесс такие элементы как: проблемность, умение вести научную дискуссию, выделить суть решения проблемы, проводить анализ результатов.
Кроме того, в разработанной учебной деловой игре оценивались самими обучаемыми такие профессионально значимые качества личности выпускника педагогического вуза как: рефлексия, объективность, владение педагогическим тактом, способность критически оценивать информацию, умение признавать свою ошибку и другие.
7. Анализ опыта по проблеме организации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей представлен нами в виде описательной модели, полученной с использованием учебной деловой игры «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов», которая выступает в качестве способа проведения педагогического эксперимента. В разделе 2.3. нашего исследования мы подробно характеризуем составляющие представленной модели. Предлагаемый перечень блоков носит, по нашему мнению, универсальный характер и может быть распространен не только на организацию самостоятельной работы студентов педагогических вузов, но также и на другие составляющие процесса обучения.
8. Применение учебных деловых игр в научно-исследовательских целях, если и не приведет к каким-либо научным открытиям, то позволит: проверить те или иные гипотезы в условиях учебного эксперимента; организовать взаимодействие специалистов в междисциплинарных исследованиях в рамках педагогических наук; попытаться построить новые методологические концепции. Значительно активизировать сам исследовательский процесс, расширить инструментарий проведения педагогического эксперимента. С помощью метода учебных деловых игр открываются и формулируются эмпирические зависимости, связи и отношения, что и отражено в разработанной нами модели организации самостоятельной работы студентов.
9. Включение курса методики конструирования и практики проведения учебных деловых игр в процесс обучения студентов в вузе отвечает современным требованиям введения новых технологий в преподавании предметов, в организации самостоятельной работы студентов вообще, и в стимулировании интереса к научным педагогическим исследованиям в частности.
Таким образом, наше исследование дает возможность практического влияния на организацию самостоятельной работы выпускника. Из сказанного выше следует, что целесообразно в высших учебных заведениях педагогического профиля проводить обучение студентов с непосредственным применением в педагогических исследованиях метода учебных деловых игр, что значительно повысит профессиональный уровень будущих педагогов, а вместе с тем и качество образования в третьем тысячелетии. В настоящее время в МПГУ на ряде факультетов читаются спецкурсы по изучению деловых игр. Так как, применять на практике методику использования игровых методов для обнаружения закономерностей и грамотном научном обосновании преимуществ педагогической деятельности или эксперимента выпускники затрудняются, то, было предложено обучать их подобным навыкам в процессе обучения в вузе.
Проведенный эксперимент и обработка его результатов доказала эффективность разработанной нами системы.



2. Адельбаева Н.А. Развитие концепции самостоятельной работы Б.П.Есипова в системе современной дидактики: Автореф. . канд. пед. наук. - М., 1994. - 18 с.
3. Активные методы и формы обучения: (Методические рекомендации и материалы для преподавателей общественных наук) / Мин-во нар. образования БССР, Бел. гос. ун-т им. В.И.Ленина. - Минск: Б.и., 1989. - 73 с.
4. Активные методы обучения в акмеологии: Сб. науч. тр./ СПб гос. инж-эк. ак. - СПб: СпбГиза, 1996. - 116 с.
5. Активные методы обучения в природоохранительном образовании. / Под ред. Д.Н.Кавторадзе. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 91 с.
6. Активные методы обучения в системе многоуровневого образования: Сб. науч. тр./ СПб гос. инж-эк. ак. - СПб: СПбГИЭА, 1995. - 126 с.
7. Алексюк А.Н. Методы обучения и методы учения. - Киев, 1980. - 215 с.
8. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд. Казанского университета, 1988. - 230 с.
9. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности: уч. пос./ Моск. ин-т нар. хоз. им. Г.В.Плеханова. - М.: МИНХ, 1990. - 86 с.
10. Арстанов М.Ж. и др. Дидактическая имитационная игра «Педагогическая практика» - Алма-Ата, 1982. - 11 с.
11. Арстанов М.Ж. и др. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии / Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. - Алма-Ата, 1980. - 352 с.
12. Арутюнов Ю.С. Деловая игра «Выбор руководителя»: Метод. Пособие. - М.: ИПКИР, 1989. - 77 с.
13. Арутюнов Ю.С. и др. Деловая игра «Мозговая атака»: Метод. пособие / Арутюнов Ю.С., Дера В.Г., Слободян В.П. - М.: ИПКИР, 1990. - 25 с.
14. Арутюнов Ю. С. и др. Деловая игра «Назначение 2» / Арутюнов Ю.С., Егоров С.С., Колесниченко С.Г. - М.: ИПКИР, 1979. - 89 с.
15. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 380 с.
16. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. - Алма- Ата, 1985. - 39 с.
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения:
Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.
18. Батурина Г.И., Шамова Т.И. Цели образования как основа связи содержания и методов обучения. // Советская педагогика. - 1980. - № 8. - С. 69 - 75.
19. Батракова С.Н. Игра как средство освоения эмоционально-нравственного содержания педагогической деятельности. // Нетрадиционные формы и методы обучения и контроль качества знаний: Межвуз. сб. науч. тр. / Под общей ред. Н.П.Макаркина. - Саранск: Изд. Мордовского ун-та, 1994. - С. 168 -172.
20. Белкин Е. Л. и др. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в вузе. - Орел; Моск. ин-т приборостроения. Орлов. фил., 1989. - 65 с.
21. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. - Рига: Авотс, 1989. - 304 с.
22. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд.во ВГУ, 1977. - 304 с.
23. Бир Ст. Мозг фирмы: Развитие кибернетики как науки управления. // www.holmogorov.rossia.org/libr/.
24. Боголюбов В.М. Введение в педагогическую технологию. - Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 1996. - 233 с.
25. Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения систем активных методов обучения в институте повышения квалификации: Дисс. кандидата педагогических наук. - М., 1987. - 164 с.
26. Борисова Н.В. Новые технологии активного обучения: Сборник образоват.-проф. программ. - М.: ИЦПКПС, 2000. - 146 с.
27. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. - М.; Домодедово: ВИПК МВД России, 2000. - 174 с.
28. Борисова Н.В., Вербицкий А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр. - М., 1990.
29. Борисова Н.В., Князев А.М. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов. - М.: Домодедово: ВПИК МВД России, 1999. - 59 с.
30. Бурков В.Н. и др. Деловая игра в принятии управленческого решения / В.Н.Бурков, А.Г.Ивановский, С.К.Мурзаев- М., 1980. - 144 с.
31. Васютин Ю.С., Горелов И.Е. Основы методики учебных занятий. Самостоятельная работа - основа учебы слушателя заочного отделения: В пом. слушателям, соискателям, организаторам уч-мет. работы. - Курск: Изд. Центр «ЮМЭКС», 1996. - 45 с.
32. Васютин Ю.С. Рекомендации по методике организации учебных занятий: самостоятельная работа (Из опыта преподавания). - М.: Изд-во РАГС, 1997. - 33 с.
33. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.
34. Вербицкий А.А. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности. // Новые исследования в психологии. - М.: Высшая школа, 1977. - вып. 1/16. - С. 19 - 28.
35. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения. // Современная высшая школа. - 1982. - № 3/39. - С. 129 -142.
36. Веселков Ф.С., Нинциев К.Х. Методическое пособие по написанию и защите дипломных работ. - СПб: Изд. СПбУЭФ, 1996. - 55 с.
37. Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 234 с.
38. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От знания - к профессиональному творчеству: уч-мет. пос. - Минск: Университетское, 1989. - 123 с.
39. Гаврилова Г.Л. Формирование профессиональной
самостоятельности у будущего учителя в процессе обучения в вузе: (на примере преподавания в университете предметов общепедагогического цикла): Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. п. н. - Казань, 1992. - 16 с.
40. Гапон Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы: Автореф. . канд. пед. наук. - Киев, 1991. - 30 с.
41. Гапонов Г.М. Самостоятельная работа студентов. В сб.:
Организация самостоятельной работы студентов. - Воронеж: Изд.
Воронежского университета, 1969. - 123 с.
42. Гарред Ч., Лондон Дж. Основы анализа операции на море. - М.: Воениздат, 1974. - 270 с.
43. Гелашвили Н. И. Педагогические основы управления
самостоятельной работой студентов в процессе обучения. - Тбилиси:Ганатлеба, 1988. - 202 с.
44. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. - М.: Знание, 1989. - 208 с.
45. Гидрович С.Р. и др. Деловая игра «Деятельность сельскохозяйственных предприятий в условиях сельского производства». / Гидрович С.Р., Перешивкин С.А., Толордава Ж.К. // Материалы 7-ой межведомственной школы-семинара по активным методам обучения. - М., 1985. - вып. 5. - С. 16 - 17.
46. Гидрович С.Р., Сыроежин И.М. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры). - М.: Экономика, 1976. - 116 с.
47. Глушков В.М. Опыт проведения деловых игр в США. - М.: Наука,1972.- 207 с.
48. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения. // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. - вып. 67. - Сб. 2, ч. 1. - Казань, 1969. - С. 32 - 44.
49. Голубкова О.А., Кефели И.Ф. Использование активных методов обучения в учебном процессе: Уч-мет. пос./ Балт. гос. техн. ун-т «Военмех». - СПб: БГТУ, 1998. - 42 с.
50. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1957. - 518 с.
51. Деловые игры и имитационное моделирование: Тез. Докл. 16-го семинара ИФАК, провед. в июне 1985 г. в г. Алма-Ата. - М., 1985. - 123 с.
52. Деловая игра как метод активного обучения профсоюзных кадров. / Авт. сост. Платов В.Я., Подиновский В.В. - М., 1986. - 93 с.
53. Деловые и ролевые игры в учебном процессе вуза и школы: Библиогр. указ.: М.: Изд-во ун-та др. нар., 1989. - 51 л.
54. Денисов А.Е. Принципы применения средств обучения в учебном процессе вуза. Киев: УМКВО, 1991. - 126 с.
55. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.
56. Добровольская Н.А., Калошина И.П. Творческие задачи на создание дополнительных построений. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 1984. - 160 с.
57. Дьюи Дж. Беседы о педагогике: Контуры теории концентрации. - Нью-Йорк, 1984. - 231 с.
58. Емельянов С.В. и др. Метод деловых игр. Обзор. / Емельянов С.В., Бурков В.Н., Ивановский А.Г. - М., 1976. - 58 с.
59. Ермаков А.Л., Галатенко Н.А. Основы самостоятельной работы студентов. М.: Моск. гос. техн. ун-т гр. Авиации, 1996. - 87 с.
60. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.
61. Ефимов В.М., Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. - М.: Наука, 1980. - 216 с.
62. Ефременко Н.В. Основы научного исследования и методы самостоятельной работы студента-историка. Калинин, 1987. - 81 с.
63. Жеребятьева Л.Ф. Подготовка будущих учителей к организации и проведению самостоятельной работы учащихся: Автореф. . канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1990. - 25 с.
64. Заславская С.И. Методические рекомендации по проведению деловой игры «Наставник». - М.: Всесоюзный научно-методический центр проф.-техн. обучения молодежи, 1991. - 50 с.
65. Зайцев О.С., Клеянкина М.К. Система организации самостоятельной деятельности студентов при изучении курса общей химии // Нетрадиционные формы и методы обучения и контроль качества знаний: Межвуз. сб. науч. тр./ Под общей ред. Н.П.Макаркина. - Саранск: Изд. Мордовского ун-та, 1994. - С. 51 - 57.
66. Зацарный В.В., Пантелеймонов А.Е. Безопасность студента на практике. - Киев: Выща школа, 1989. - 119 с.
67. Збаровский В.С. и др. Педагогические основы построения деловых игр. - Л.: ВИПК руков. раб-ков и спец-тов профтех обр-ия, 1990. - 38 с.
68. Иваненко А.Н. Социальные функции имитационных игр. // Вестник высшей школы. - № 2. - 1988. - С. 37 - 38.
69. Игровая имитация в развитии интеллекта / Под ред. И.С.Ладенко, А.Г.Палихова, О.В.Шимельфенинга и др. - Новосибирск: НГПИ, 1988. - 303 с.
70. Игровое моделирование: Методология и практика: [Сб.ст.] / АН СССР, Сибир. отделение; Отв. ред. И.С.Ладенко. - Новосибирск: Наука. Сибир. отделение, 1987. - 228 с.
71. Имитационные обучающие системы с многовариантной структурой / НИИ проблем высшей школы. - М .: НИИВШ, 1990. - 44 с .
72. Использование деловых игр в процессе обучения учащихся средних профессиональных технических училищ: (Мет. рек.) - М., 1987. - 46 с.
73. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: Академия, 1999. - 286 с.
74. Казанцев А.К. и др. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах / Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. - М.: Академия, 1999. - 365 с.
75. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Изд. Московского университета, 1983. - 168 с.
76. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. - 98 с.
77. Каптерев П.Ф. История русской педагогики.// Педагогика. - 1992 - 1997; История педагогики (Курс лекций). / Лекции подготовлены к печати докт. педагогич. наук Г.Д.Михалевской. - Ижевск, 1996. - 167 с.
78. Капустин В.Ф. Специальная экологическая деловая игра. //
Методические разработки и рекомендации по деловым играм. - М., 1984. - вып. 3. - С. 4 - 10.
79. Касимов Р.Я. Модель как средство научной организации обучения (общие вопросы и решение частной проблемы): Дисс. . канд. пед. наук. - М.,1973. - 180 с.
80. Килпатрик В.Х. Метод проектов. - М., 1925. - 68 с.
81. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике. // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 104 - 109.
82. Козаков В.А. Теория и методика самостоятельной работы студентов: Автореф. . д. пед. наук. - Киев, 1991. - 43, I с.
83. Козельцев М.Л. Деловые игры как вид активного обучения. // Вопросы управления общественным производством. - М., 1976. - С. 102 - 104.
84. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. с биограф. очерком и примеч. проф. А.А.Красновского. - М.: Учпедгиз, 1955. - 651 с.
85. Конкретные ситуации. - М.: Экономика, 1976. - 23 с.
86. Косова Н.М. Деловая игра как способ внедрения студенческого самоуправления. // Студенческое самоуправление: Межвузовский сборник научных трудов. / МГПИ им. В.И.Ленина. Отв. Ред. Т.С. Комарова, К.А.Войнова. - М.: Прометей, 1989. - С. 74 - 76.
87. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. // Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В.И.Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. - С. 107 - 122.
88. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989. - 175 с.
89. Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. - 760 с.
90. Кривова В.А. Применение учебная деловых игр при обучении математике в основной школе. - Автореф. . канд. пед. наук. - М., 1999. - 16 с.
91. Кропова Т.Р. Опыт использования метода деловых игр на уроках компьютерного обучения в БТК. // Активные методы обучения в системе многоуровневого образования: Сб. науч. тр./ СПб гос. инж-эк. ак. - СПб: СПбГИЭА, 1995. - 126 с.
92. Кузнецов О.М. Педагогические деловые игры как средство реализации принципа профессиональной целесообразности. // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Свердловск, 1990. - С. 118 - 127.
93. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986. -367 с.
94. Ладенко И.С. Интеллектуальная культура специалиста. -Новосибирск, 1998. - 122 с.
95. Левина И.И. Формирование умений самостоятельной работы учащихся в процессе теоретического обучения. - М.: Всес. Науч-мет. центр проф-техн. обучения молодежи, 1988. - 40 с.
96. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:Политиздат, 1975. - 304 с.
97. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
98. Листенгартен В.С., Годник С.М. Самостоятельная деятельность студентов. - Воронеж: Изд. Воронеж. Ун-та, 1996. - 94 с.
99. Литовченко В.Н. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР: Дисс. . канд. пед. наук. - Минск, 1990. - 197 с.
100. Майхнер Х.Е. Корпоративные тренинги. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 354 с.
101. Малкин И.И. О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся на уроке. // Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников. - Казань, 1966. - С. 24 - 29.
102. Математическое моделирование в образовании: Программные средства: Межвуз. сб. науч. тр. - Нижний Новгород: НГУ, 1993. - 170 с.
103. Матросова Л.Н. Деловая игра в подготовке учителя. - М.: Магистр, 1996. - 134 с.
104. Матросова Л.Н. Деловая игра в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: Дисс. . канд пед. наук.- М., 1994. - 177 с.
105. Матросова Л.Н. Деловая игра в профессиональной подготовке учителя. // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогич. науки. - М.: Прометей, 1993. - С. 70 - 79.
106. Матросова Л.Н. Об одном подходе к проведению деловой педагогической игры. // Игровые активные методы обучения в педагогическом вузе: межвуз. сб. научн. тр. МПГУ. /Под ред. В.А.Трайнева. - М.: Прометей, 1991. - С. 128 - 133.
107. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 156 с.
108. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища шк., 1987. - 223 с.
109. Методические рекомендации по организации исследовательской работы студентов в области педагогических наук / Харьков. гос. ун-т им. А.М.Горького. - Харьков: ХГУ, 1985. - 11 с.
110. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов. - М.: Б.и., 1989. - 32 с.
111. Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов младших курсов языковых вузов. - Алма-Ата: РУМК по высшему образованию, 1987. - 72 с.
112. Методические рекомендации по проведению активных
методов обучения: (на примере использования блиц-игр)/ Сост. Е.А.Курносикова. - Саранск: Изд. Мордов. ун-та, 1997. - 24 с.
113. Методы активного обучения и деловые игры в учебном процессе: Межвуз. конф.-семинар (Иркутск, 17-21 сентября): Тезисы докладов: [В 2 ч.]. - Челябинск: ЧПИ, 1990. - 131 с.
114. Методы дипломных исследований: Методическое пособие/ [Ф.С.Веселков и др.]; Под ред. Ф.С.Веселкова, К.Х.Нинциева. - СПб: Изд. СПбУЭФ, 1997. - 56 с.
115. Методы организации самостоятельной работы студентов университета: Сб. науч. тр./ Кубан. Гос. ун-т; Краснодар: КубГУ, 1987. - 108 с.
116. Милованова Г.В. Самостоятельная работа студентов в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов: Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. пед. н. - Ижевск, 1996. - 18 с.
117. Минаков О.Д. Имитационная игра в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе: Дисс. . канд. пед. наук. - М.,1994.- 184 с.
118. Михайлычев Е.А. Деловая игра «Конкурс»: Мет. рек. / Рост. обл. инст. повыш. квалиф. и переподг. работн. образ. - РнД: Изд. Рост. Обл. ИУУ, 1995. - 27 с.
119. Моделирование и обучение: (Сб. науч. тр.)/ М-во образования РСФСР, Мурманский гос. пед. ин-т. - Мурманск: МГПИ, 1992. - 145 с.
120. Надбаева С.В., Спирин В.И. Активная самостоятельная работа студентов - важнейшее условие перестройки психолого-педагогической подготовки студентов педвузов. // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Прометей, 1990. - С. 75 - 78.
121. Наумов Л.Б. Учебные игры в медицине. - Ташкент: Медицина, 1986. - 320 с.
122. Наумов Ю.К. Активность субъектов в познании. - М.: Мысль, 1969. - 95 с.
123. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. - М.: Высшая школа, 1995. - 205 с.
124. Некоторые тенденции самодеятельной активности учащейся молодежи: Тезисы докладов и сообщений к респ. науч-мет. конф., 21-22.11.89 / [Редкол.: А.М.Меренков и др.]. - Свердловск: НРУ, 1989. - 75 с.
125. Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний: Межвузовский сборник научных трудов/ Под ред. Н.П.Макаркина. - Саранск: Изд. Мордовского ун-та, 1994. - 218 с.
126. Нечаев Н.Н. Моделирование и творчество. - М.: Знание, 1987.- 90 с.
127. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988. - 142 с.
128. Николс А. Управление педагогическими инновациями. - 65 с.
129. Новые методы и средства обучения. Под ред. А.А.Вербицкого. - М.: Знание, 1994. - 111 с.
130. Общая психология: Учебн. для студентов пед. институтов // А.В.Петровский, А.Б.Брушлинский, В.П.Зинченко и др.; - М.: Просвещение,
1986. - 464 с.
131. Общие методические указания по разработке и использованию в учебном процессе деловых игр. - ВИСМ. - М., 1985. - 114 с.
132. Овакимян Ю.О. Теория и практика моделирования обучения: Дисс. . д-ра пед. наук./ МПГУ - М., 1989. - 459 с.
133. О перестройке самостоятельной работы студентов на кафедре общественных наук вузов республики: Метод. рек. на основе передового опыта.
- Киев: Минвуз УССР, 1989. - 199 с.
134. Организационно-деятельностные игры в народном
образовании: Сб. науч. тр./ АПН СССР НИИ управления и экономики нар. обр. - М.: АПН СССР, 1990.- 159 с.
135. Организационно-экономические основы интенсификации научно-исследовательской деятельности в высшей школе: Сб. науч. тр./ НИИ проблем высшей школы; [Редкол.: А.Г.Дьячко (отв. ред.) и др.]. - М.: НИИВШ,1987. - 186, 13 с.
136. Организационные формы, методы и контроль за самостоятельной работой студентов в свете перестройки высшего образования.
Научно-методическая конференция (1987; Самарканд). - Самарканд: СамГУ, 1987. - 49 с.
137. Организация самостоятельной работы студентов в сочетании с лекционными занятиями: (На материале гуманитарных дисциплин): Метод. пос. - Ашхабад: М-во высшего среднего спец. образ. ТССР, 1988. - 60 с.
138. Организация самостоятельной работы студентов в условиях адаптивной системы обучения: Пособие для преподавателей высших школ. - М.: Прометей, 1989. - 72 с.
139. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А.В.Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 303 с.
140. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - М.: Просвещение, 1979. - 144 с.
141. Педагогика: Учебное пособие для студентов учебных заведений. Под ред. В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянова. М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
142. Педагогическая энциклопедия. / Гл. ред.: И. А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 880 с.
143. Педагогические технологии в высшей школы: Тезисы докладов вторых рязанских пед. чт., 24-25 янв. 1995 г. - Рязань: Изд. РГПУ, 1995. - 156 с.
144. Пельман Г.Л., Ефимов В.М. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 184
с.
145. Перестройка высшего образования: проблемы организации активных методов обучения и самостоятельной работы студентов: [Сборник статей] [Редкол.: Мустафин Т.Т. и др.]. Алма-Ата: КазГУ, 1988. -105 с.
146. Петров А.В. и др. Самостоятельная познавательная деятельность в системе развивающего обучения / Петров А.В., Петрова О.В., Цулая Л.В. // Наука, культура, образование. - № 8/9. - 2001. - С. 150 - 154.
147. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. - М.: Знание, 1961. - 47 с.
148. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная
деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980. - 238 с.
149. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие/ Моск. пед. ун-т. - М.: Рос. пед. агентство,1996. - 268 с.
150. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Просвещение, 1953. - 751 с.
151. Планов И.М., Парубочай Т.И. Пути совершенствования самостоятельной работы студентов в вузе: Учебное пособие [для ун-тов, вузов, ф-тов повышения квалификации преподавателей]. - Челябинск: ЧГТУ, 1991. - 123 [2]с.
152. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. - 192 с.
153. Платов В.Я., Подиновский В.В. Деловая игра как метод активного обучения профсоюзных кадров. - М.: ВШПД им. Н.М.Шверника, 1986. - 94 с.
154. Платов В.Я., Подиновский В.В. Характеристика деловой игры как метода активного обучения: Методические разработки и рекомендации по деловым играм. - М.: ВШПД им. Н.М.Шверника, 1983. - 86 с.
155. Подиновский В.В. Математическая теория выработки решения в сложных ситуациях. - М.: МО СССР, 1981. - 212 с.
156. Подымова Л.С., Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 306 с.
157. Попов И.И. и др. Программно-управляемая система обучением и игровым моделированием. - Алма-Ата: Мехтен, 1989. - 127 с.
158. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 285 с.
159. Практикум по дошкольной педагогике. / Под ред.
Г.С.Красицкой, Л.Г. Семушкиной. - М.: Педагогика, 1998. - 272 с.
160. Проблемы организации самостоятельной работы студентов в вузе в условиях перестройки: (Тезисы к предстоящей научно-практ. Конф.), 24¬25.11.88., [Редкол.: Корочкин Е.И. и др.]. - Новокузнецк: Сибирский металлург. ин-т, 1988. - 146 с.
161. Проблемы управления самостоятельной работой студентов в условиях перестройки высшего образования. Республиканская научно-метод. конф. г. Рига, 18.03.88.: Тезисы докладов. - Рига: ЛГУ, 1988. - 189 с.
162. Профессиональная подготовка и методы активного обучения специалистов в современных условиях: Материалы науч-практ. конф. Томского ун-та (1989-1992). - Томск: Б.и., 1992. - 139 с.
163. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина. / Под ред. В.А.Сластенина. М.: МГПИ, 1982 - 180 с.
164. Пути активизации самостоятельной работы студентов: Сб. информационных материалов о передовом опыте. - Киев: Уч-мет. пособие по высшему образованию, 1990 - 134,2 с.
165. Пути совершенствования самостоятельной работы студентов в свете основных направлений перестройки высшего и среднего специального образования, Науч-метод. конф. проф-преп. состава ун-та (сент.,1989; Душанбе). - Душанбе: Б.и., 1989. - 101 с.
166. Рашидов А. Педагогические основы использования моделирования как средства наглядности в обучении: Автореф. ... канд. пед. наук. - Душанбе, 1990. - 24 с.
167. Решетова З.А. Психологические основы профессионального и обучения. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 207 с.
168. Розин В.М. Методологический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности. // Вопросы философии. - 1986. - № 6. -- С. 66 - 74.
169. Ростунов А.Т. Проблемы формирования военно¬профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров. - Минск, 1976. - 94 с.
170. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1940. - 642 с.
171. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. - СПб, 1913. - 263 с.
172. Самостоятельная работа студентов: По материалам Всероссийской науч-практ. конф. «Самостоятельная работа студентов как основа образовательного процесса подготовки бакалавров» (М.-Красноярск, 20-21.11.1992). - М.: Б.и., 1993. - 140 с.
173. Самостоятельная работа студентов в условиях перестройки учебного процесса: Тезисы докладов региональной науч-метод. конф. (2-4 февраля 1988). - Челябинск: ЧПИ, 1988. - 217 с.
174. Самостоятельная работа студентов и активные методы обучения: Тезисы докладов, выступлений и сообщений областной межвузовской науч-практ. конф., г. Омск, 1-2.03.89 / [Редкол.: И.Е.Матусов, А.Н.Тамбовцев и др.]. - Омск: ОмПИ, 1989.- 168 с.
175. Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы, решения. / Ростовский гос. ун-т; Отв. Ред. А.М.Юрков. - Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского ун-та, 1991. - 173 с.
176. Сахоров Б.А. О самостоятельных работах учащихся, предшествующих изучению ими нового материала. // Обучать и воспитывать активно, творчески. - Благовещенск, 1967. - С. 277 - 278.
177. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
178. Сетевые модели для анализа учебного процесса с использованием АОС/ НИИ проблем высшей школы. - М.: НИИВШ, 1988. - 44
с.
179. Скаткин М.Н., Богданова О.С. Изучение педагогического опыта. // Методы педагогических исследований./ Под ред. А.И.Пискунова, Г.А.Воробьева. - М., 1979. - 312 с.
180. Скаткин М.Н., Лернер И.Я. О методах обучения. // Советская педагогика. - № 3. - 1965. - С. 3 - 10.
181. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Дисс. д-ра пед. наук. / МГПИ им. В.И.Ленина. - М., 1976. - 386 с.
182. Смолкин А.М. Активные методы обучения при экономической подготовке руководителей производства. - М.: Знание, 1976. - 72 с.
183. Сорина Г.В. Имей мужество пользоваться собственным умом. - М.: Б.и., 1992. - 38 с.
184. Сорокина Т.М. Педагогические условия применения деловых игр в техническом вузе: Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1986. - 224 с.
185. Сорокина Т. М. Дидактический комплекс деловых игр. // Вестник высшей школы. - 1987. - № 8. - С. 40 - 44.
186. Сохор А.М. Объяснение в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1988. - 124 с.
187. Срода Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности в обучении. М.: АПН РСФСР, 1956. - 56 с.
188. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. - М.: Просвещение, 1968. - 280 с.
189. Студент и наука: Материалы XXIX студенческой научной конференции. - Чебоксары: Чувашский гос. ун-т, 1996. - 96 с.
190. Сыроежин И.М. АСУП и деловые игры // ЭКО. - № 4. - 1972.- С. 21 - 26.
191. Сыроежин И.М., Вербицкий А.А. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов. - М.: НИИ ВШ, 1981. - 36 с.
192. Сыроежкин И.Т. «Игра в рабочее время?» «Экономика и организация промышленного производства» - Новосибирск: Наука, 1975. - № 1.- 118 с.
193. Сычкова Н.В. Моделирование процесса формирования умений исследовательской деятельности у студентов. // Образование и наука. - 2001. - № 5.- С. 3 - 13.
194. Талызина Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста. - Саратов: Изд-во СУ, 1987. - 176 с.
195. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 344 с.
196. Тарасов В.К. Исскуство управленческой борьбы. -Екатеринбург: Линк, 1999. - 104 с.
197. Тельтевская Н.В. и др. Творческий аспект целевой интенсивной подготовки студентов / Тельтевская Н.В., Малякина А.Г., Севостьянов В.П. // Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний: Межвуз. сб. науч. тр./ Под общей ред. Н.П.Макаркина. - Саранск: Изд. Мордовского ун-та, 1994. - С. 129 -134.
198. Теоретическое и практическое развитие активных методов обучения: Сб. научных трудов. - СПб: Изд. СПбИЭИ, 1992. - ИСБН 5-230¬19811-7.
199. Теория и практика высшего педагогического образования:
Межвузовский сборник научных трудов. /Московский государственный
педагогический институт им. В.И.Ленина: [Редкол.: В.А.Сластенин и др.] М.: МГПИ, 1986. - 177 с.
200. Толкачева Л.А. Активные методы обучения в высшей школе США. // Вестник высшей школы. - 1986. - № 1.- С. 13 - 19.
201. Трайнев В.А. Деловая игра в учебном процессе. - М.: Прометей, 2002. - 345 с.
202. Трайнев В.А. Сущность и объективная необходимость
применения методов активного обучения. // Основы организации и
функционирования центра методов активного обучения в педвузе. - М.: Прометей, 1988. - С. 5 - 10.
203. Трайнев В.А. Проблемы развития игрового обучения в педагогическом вузе. // Игровые активные методы обучения в педвузе. - М.: Прометей, 1991. - С. 3 - 11.
204. Трайнев В.А.. и др. Интенсивные педагогические технологии. Сборник активных методов и учебных деловых игр: В 3 т. / Трайнев В.А., Матросова Л.Н., Трайнев И.В. - Т. 3. - М.: Прометей, 2001. - 410 с.
205. Тюнникова С.И. Эвристическая игра в обучении гуманитарным предметам учащихся специальных профессиональных учреждений: Автореф. . канд. пед. наук. - Казань: Изд-во КПУ, 1983. - 16 с.
206. Управление развитием инновационных процессов в школе. / Под ред. Шамовой Т.И., Третьякова П.И. - М.: Прометей, 1995. - 217 с.
207. Усиление роли самостоятельной работы студентов в деле конкретного повышения качества подготовки специалистов: Краткие тезисы докладов респ. науч-метод. конф. - Л.: Б.и., 1988. - 81 с.
208. Усова А.В. Сущность, значение и основные направления в
осуществлении межпредметных связей. // Совершенствование процесса обучения физике. - 1976. - вып. 3. - Челябинск: ЧГПИ, 1976. - С. 3 - 10.
209. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 173 с.
210. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. -М.: Педагогика, 1980.
211. Формы и методы интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов/ НИИ проблем высшей школы. - М.: НИИВШ, 1989. - 44 с.
212. Формы и методы развития самостоятельной работы студентов в учебе. Тезисы докладов республ. научн.-метод. конф. (25-26.05.1989). - Фрунзе: Б.и., 1989. - 192 с.
213. Фролова Г.В. Учебная деловая игра как средство подготовки будущих учителей труда: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1987. - 195 с.
214. Хачатурян А.П. Использование активных методов обучения в формировании управленческих навыков у студентов. // Проблемы управления культурным строительством. - Л., 1980. - С. 63 - 67.
215. Хрипко В.В. Феномен игры в военном обучении. -М.: ВАФ, 1988. - 98 с.
216. Христенко В.Б. Деловая игра в учебном процессе. -
Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1983. - 132 с.
217. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. М.: Высшая школа, 1991. - 230 с.
218. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. - М.: Педагогика, 1982. - 150 с.
219. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. - 185 с.
220. Шакурова З.А. Социально-психологическая модель специалиста. // Деловые игры и методы активного обучения: Межвуз. сб. науч. тр./ Челяб. гос. техн. ун-т. - Челябинск: ЧГТУ, 1993. - ч. 1. - 1993. - 121 с.
221. Шаповаленко С.Г. Вопросы теории методов обучения в средней школе. - М.: Педагогика, 1967. - 156 с.
222. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука: Пер. с англ. / Под ред. Е.К.Масловского. - М.: Мир, 1978. - 418 с.
223. Широких О.Б. Изменение познавательной позиции студентов в процессе обучения приемам творческой деятельности. // Нетрадиционные формы и методы обучения и контроль качества знаний: Межвуз. сб. науч. тр./ Под общей ред. Н.П.Макаркина. - Саранск: Изд. Мордовского ун-та, 1994. - С. 44 - 47.
224. Шляхова Л.С., Яблокова Н.Б., Никифоренко А.Т.
Методические указания к деловой игре «Выпуск». - Одесса, 1984.
225. Штофф В.А. Моделирование и философия. - М.: Наука, 1966. -231 с.
226. Штрапенин Л.Б. Общая физика. Методические рекомендации по механике с элементами УИРС. - М.: Просвещение, 1960. - 118 с.
227. Щедровицкий Г.П. Место логических и психологических методов в педагогической науке. // Вопросы философии. - 1964. - № 7.- С. 13 - 18.
228. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностные игры как возможная форма и метод внедрения АСУ. // Второй научно-практический семинар по психологическому обеспечению АСУ. /Тезисы докладов. - М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1982. - С. 26 -29.
229. Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Основные положения. ГОСТ 23554. О-79. Организация и проведение экспертной оценки качества продукции. - М.: НИИ ВШ, 1982.
230. Ярцева С.Е. Дидактическое моделирование самостоятельной работы студентов: Автореф. . канд. пед. наук. - Ташкент, 1991. - 17 с.
231. Abt Klark C. Serious Games. N.Y.: Viking Press, 1970. P XIII - XIV.
232. Greenblat C., Duke R. Gaming Simulation. - N. Y.: Sage publications, Halsted Press, 1975. - 435 p.
233. Lay W.A. Tatschule. - Karlschule, 1898. - 34 s.
234. Roberts, Arthur L. What's Wrong with Business Games // The J. of industration Engineering. 1962. Vol XIII, N 6. P. 465 - 467.
235. Seginer R. Game Ability and Academic Ability // Simulation and Games. - 1980. - Vol. 11 - N 4. - P. 403 -421.
236. Shcemaker S. On Simulation. In Computer Networks and Simulation. (Ed. S. Shoemaker). North-Holland Publishing Company-Amsterd New York-Oxford, 1978.
237. Pruitt D.G., Kimmel M. Twenty Years of Experimental Gaming: Critique, Synthesis and Succession for Future. // Annual Review of Psychology. - 1977. - Vol. 28. - P. 363 - 392.
238. Rivers W.M. Interactive Language. - New York: Cambridge University Press. - 1987. - Ed. - P. 12 - 13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ