Введение 3
Глава I. Теоретические основы конкурентоспособности 10
1.1. Сущность конкурентоспособности 10
1.2. Источники конкурентного преимущества 18
1.3. Факторы и движущие силы конкурентного преимущества 27
1.4. Роль региона в формировании конкурентоспособности 47
Выводы первой главы 60
Глава II. Современное состояние, тенденции развития и конкурентные преимущества экономики Оренбургской области 64
2.1. Формирование и развитие конкурентоспособности России 64
2.2. Экономический потенциал Оренбуржья 77
2.3. Факторы и способы формирования конкурентоспособности региона....92
Выводы второй главы 106
Глава III. Направления повышения конкурентоспособности региона 110
3.1. Повышение роли минерально-сырьевого комплекса в экономике
Оренбуржья и формировании конкурентоспособности региона 110
3.2. Формирование и развитие конкурентоспособности предприятий
Оренбургской области 122
3.3. Предпринимательство - важный фактор формирования
конкурентоспособности 135
3.4. Использование регионального маркетинга для повышения
конкурентоспособности региона 152
Выводы третьей главы 160
Заключение 164
Литература 168
Приложения
Актуальность темы исследования. Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность. Между тем Россия, располагая огромными природными ресурсами, значительным научно-производственным и кадровым потенциалом, имеет низкие показатели по качеству жизни, производительности труда, эффективности использования ресурсов, качеству товаров, конкурентоспособности. Решение проблем, связанных с повышением конкурентоспособности, особенно актуально в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Главной идеей вхождения страны в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики.
Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. Важную роль в формировании конкурентоспособности страны играет регион. Процесс регионализации, а также обозначившийся экономический подъем, актуализируют аспект конкурентоспособности территориально¬
хозяйственных систем мезоуровня, инициируют формирование адекватного регионально адаптированного механизма формирования
конкурентоспособности экономики региона. Потребность в научном исследовании этих проблем определяет актуальность диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Изучение экономической литературы показало, что исследованием конкурентоспособности занимались выдающиеся представители зарубежной экономической мысли: А. Смит, Д. Рикардо, Й. Шумпетер, А. Маршалл, П. Самуэльсон, С. Фишер, Р.Дорнбуш, Ф. Котлер, М. Портер, А. Томпсон, А. Стрикленд, Ж. Ламбен, П. Друкер и др. Вопросы конкурентоспособности рассматриваются также в работах российских экономистов: Гранберга А.Г., Козакова Е.М., Лексина В.Н, Фатхутдинова Р.А., Панкрухина А.Г., Некрасова Н.Н., Юданова А.И., Бильчака В., Адамеску А., Бандмана М. и др.
В территориальном аспекте научная разработка вопросов формирования конкурентоспособности не получила достаточного развития. Актуальность проблемы конкурентоспособности для региональной экономики и в целом российской экономики, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная степень ее разработанности определили выбор темы настоящего исследования и его цель.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании основных направлений повышения конкурентоспособности региона.
Для достижения поставленной цели намечено решить следующие задачи:
1. Исследовать существующие теоретические подходы к определению экономической сущности конкурентоспособности и источники конкурентных преимуществ;
2. Выявить факторы и уточнить движущие силы конкурентоспособности.
3. Провести анализ конкурентоспособности экономики России и Оренбургской области, выявить экономический и экспортный потенциал региона, сильные и слабые стороны российских предприятий.
4. Обосновать направления повышения конкурентоспособности Оренбуржья.
5. Предложить стратегии формирования конкурентоспособности предприятий Оренбуржья.
6. Разработать рекомендации по использованию регионального маркетинга в повышении конкурентоспособности региона.
Объектом исследования является регион как социально- экономическая система, функционирующая и развивающаяся в контексте территориальной и международной конкуренции.
Предметом исследования выступают экономические условия и механизмы формирования и реализации конкурентоспособности территориально-хозяйственной системы мезоуровня в условиях рыночной трансформации национальной экономики.
«
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения, представленные и обоснованные в научных трудах российских и зарубежных экономистов, посвященных теоретическим и практическим проблемам конкурентоспособности. Методологическую базу диссертации составили также законодательные и нормативные документы государственных органов Российской Федерации и Оренбургской области.
В процессе исследования автором использовались методы научного познания: системный, исторический, статистический методы, методы анализа и синтеза и сравнительного анализа.
Информационную базу исследования составили материалы Государственного комитета РФ по статистике и Оренбургского областного комитета государственной статистики, а также законодательные и нормативные акты РФ.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в решении актуальной научной задачи, связанной с разработкой направлений повышения конкурентоспособности региона.
1. Дано на основе комплексного подхода уточненное понятие конкурентоспособности региона. Конкурентоспособность региона определяется, как эффективность использования региональных ресурсов (природных факторов, рабочей силы и капитала) по сравнению с другими регионами, которая находит выражение в величине ВРП на душу населения, в динамике роста ВРП, а также в системе показателей и индикаторов (величина производственных фондов, природных и человеческих ресурсов, уровень инвестиций в экономику региона, уровень жизнеобеспечения населения).
2. Рекомендовано включение в состав движущих сил конкурентоспособности - государства и предпринимательства и дополнение модели конкурентоспособности региона двумя целями: формирование благоприятных международных условий жизнедеятельности области и создание механизма приграничного сотрудничества, определена роль предпринимательства в развитии конкурентной среды в добывающих отраслях, машиностроении и в аграрном секторе.
3. Разработана концепция интеграции конкурентоспособных предприятий газовой и нефтяной промышленности с предприятиями металлургии, машиностроения и агропрома, что позволит образован, несколько полюсов роста, создать хорошо отлаженную систему множества конкурентоспособных поставщиков и клиентов, предотвратить анклавизацию экономики, обеспечить рост внутреннего потребления металла. В результате интеграции ТЭК с предприятиями машиностроения на основе использования инвестиционных возможностей предприятий ТЭК возможна организация производства нефтегазового оборудования и сельскохозяйственной техники, интеграция позволит образовать кластер инновационной активности; определены пути повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий ТЭК за счет углубления переработки сырья.
4. Предложены типы стратегий конкурентной борьбы для соответствующих типов предприятий региона, а также ключевые характеристики состояния предприятия, позволяющие сформулировать принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятий, определены показатели конкурентоспособности предприятия: прибыль от реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках (удельный вес продукции, реализуемой на внешнем рынке), уровень высокотехнологичной продукции, темпы роста стоимости предприятия, уровень инвестиций в обновление производства.
5. Сформулированы элементы концепции формирования конкурентоспособности города Оренбурга и области: создание
привлекательности города и области для населения, для предпринимателей,
* для приезжих и туристов, использование выгодного географического и приграничного положения города и области, содействие инновациям, улучшение качества человеческого капитала, использование регионального маркетинга, формирование положительного имиджа города и области. Предложены показатели-индикаторы состояния города и области: доступность жилья, уровень развития инфраструктуры, возможность пользования различными услугами, безопасность, уровень загрязнения окружающей среды, индекс потребительских цен, индекс уровня человеческого развития, индекс развития города и области, уровень
регионального продукта на душу населения; разработаны рекомендации по использованию регионального маркетинга для повышения
конкурентоспособности, предложено образовать новую организационную структуру - межрегиональный маркетинговый центр, разработаны функции этого центра; определены основные структурные составляющие и цели региональной промышленной политики, включая разработку программы по привлечению капитала и стратегии по переводу региона на инновационный путь развития.
Положения, выносимые на защиту:
1. Уточненное понятие конкурентоспособности региона.
2. Выявленные движущие силы конкурентоспособности региона: государство в лице региональных органов власти и предпринимательство, а также положение о необходимости формирования в регионе благоприятных международных условий жизнедеятельности области и создания механизма приграничного сотрудничества.
3. Разработанная концепция интеграции конкурентоспособных
♦ предприятий ТЭК с предприятиями металлургии, машиностроения и агропрома.
4. Сформулированные направления формирования конкурентной среды в основных отраслях экономики региона.
5. Типы стратегий конкурентной борьбы для предприятий региона и
♦ показатели конкурентоспособности предприятий.
6. Разработанные рекомендации по повышению
конкурентоспособности города Оренбурга и области и показатели - индикаторы состояния города и области; основные структурные составляющие региональной промышленной политики, включая программы по привлечению капитала и стратегии по переводу региона на инновационный путь развития.
7. Предложения по использованию регионального маркетинга для повышения конкурентоспособности региона и созданию межрегионального
маркетингового центра.
Научная и практическая значимость исследования. Научная
значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем концептуальные положения представляют собой развитие теории конкурентоспособности и могут быть использованы в ходе дальнейшего исследования проблемы конкурентоспособности региона.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены при разработке стратегии и
• программы повышения конкурентоспособности региона. Основные положения диссертации могут использоваться в учебном процессе для преподавания экономических дисциплин на экономических специальностях.
Апробация результатов исследования. Основные результаты
исследования докладывались и обсуждались на различных международных, всероссийских и региональных конференциях: Региональная научно- практическая конференция «Повышение конкурентоспособности
предприятий Оренбуржья», Оренбург, 2002; Всероссийская научно-
♦ практическая конференция «Программирование регионального развития», Самара, 2002; Международная научно-практическая конференция «Развитие внешнеэкономического сотрудничества Оренбуржья и Казахстана», Актюбинск 2003; Региональная научно-практическая конференция
«Формирование концепции развития Оренбурга в XXI иеке», Оренбург, 2003; Международная конференция «Формирование конкурентоспособности региона», Оренбург, ОГУ, 2003. Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс в Оренбургском государственном университете и используются при преподавании следующих предметов: «Мировая экономика», «Экономика предприятия», «Национальная экономика», «Маркетинг».
Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 работ, общим объемом 17,7 п. л.
В настоящее время конкурентоспособность является главным показателем эффективности экономики. Важную роль в формировании конкурентоспособности страны играет регион. В связи с этим важно исследовать источники, факторы, движущие силы конкурентоспособности региона, выявить направления ее формирования на уровне региона и предприятия.
В работе исследованы подходы к определению сущности конкурентоспособности, выявлены позиции по этому вопросу российских и зарубежных экономистов, показана роль международной конкуренции в формировании конкурентоспособности страны, отрасли, предприятия, региона, исследованы факторы конкурентного преимущества (рабочая сила, инфраструктура, спрос на внутреннем рынке, родственные и поддерживающие отрасли, стратегии предприятий, образующих национальный ромб конкурентоспособности), выявлены механизмы создания факторов более высокого порядка (учебные заведения, программы профессионально - технического образования, исследовательские институты), установлено, что в результате сотрудничества частного сектора и государства создаются факторы конкурентоспособности: предприниматели создают развитые и специализированные, а государство - основные и общие. На основе анализа выявлено, что предпринимательство и государство являются главными движущими силами
конкурентоспособности. Поэтому нами предлагается дополнить ромб конкурентоспособности М.Портера включением в его середину движущих сил - государства и предпринимательства.
Исследованы различные методологические подходы к определению роли региона в экономическом росте страны, сделан вывод о том, что в решении вопросов повышения экономического роста регионов следует опираться не на одну теорию, а на все, что позволит учесть весь комплекс методологических подходов.
В работе рассмотрены позиции России по конкурентоспособности, систематизированы возможные ниши России на мировом рынке; исследован экономический и внешнеэкономический потенциал Оренбургской области, сделан вывод о том, что в экономике области наблюдаются как положительные, так и отрицательные тенденции: в производственной и финансовой сфере положение улучшается, а в социальной продолжаются негативные процессы. Благодаря природно - сырьевым ресурсам Оренбуржье имеет высокую вовлеченность в мирохозяйственные связи. В товарной структуре экспорта первое место занимает продукция ТЭК, второе - продовольствие, третье - продукция машиностроения, ежегодно возрастает объем инвестиций (черная металлургия, отрасли ТЭК).
Впервые исследованы конкурентные преимущества области, которые определены как совокупность природных, социально - экономических, научно - образовательных, технических, информационных, культурных, институциональных условий, сложившихся в регионе, отличающих регион от других и определяющих долгосрочные перспективы производства в нем товаров и услуг. В работе обосновываются способы формирования конкурентоспособности предприятий на основе использования новшеств и выхода на рынок с продукцией высокого качества, приближения предприятия к потребителю, вхождения предприятия в определенный кластер и формирования в регионе кластера инновационной активности. Предложенное нами уточненное понятие конкурентоспособности региона, а также система показателей позволяют определить состояние конкурентоспособности региона и выработать стратегию реализации программы достижения конкурентоспособности.
Предложено дополнить модель конкурентоспособности региона еще двумя целями: формирование благоприятных международных условий
жизнедеятельности области и создание механизма приграничного сотрудничества, т.е. трансформировать ромб в региональный шестиугольник.
В работе предлагается концепция интеграции конкурентоспособных предприятий газовой и нефтяной промышленности с предприятиями металлургии, машиностроения и агропрома, позволяющая образовать полюсы роста и создать систему множества конкурентоспособных поставщиков и клиентов. Интеграция предприятий ТЭК с предприятиями машиностроения и металлургии на основе использования инвестиционного капитала ТЭК позволит организовать производство нефтегазового оборудования и сельскохозяйственной техники.
Рассматривая основные структурные составляющие и цели региональной промышленной политики, определены принципы реформирования промышленности: создание условий для конкуренции и переход к новому уровню сотрудничества государственных органов с бизнесом, повышение эффективности управления госсектором экономики, содействие интеграции добывающих и обрабатывающих отраслей, приоритет «новой экономики» (высокие технологии, отрасли услуг - туризм, перевозки, образование), разработка программы по привлечению иностранного капитала, разработка стратегии перевода экономики на инновационный путь развития.
В работе обосновываются рекомендации для предприятий области, которые будут способствовать формированию их конкурентоспособности, ориентирующие предприятия на выбор эффективных партнеров (поставщиков и покупателей), на жесткие стандарты качества изделий, иа постоянное обучение персонала. Предложены типы стратегий конкурентной борьбы для соответствующих типов предприятий и показатели конкурентоспособности: прибыль от реализации продукции на внутреннем и на внешнем рынках (удельный вес продукции, реализуемой на внешнем рынке), уровень высокотехнологичной продукции, темпы роста стоимости предприятия, уровень инвестиций в обновление производства.
Сформулированы элементы концепции формирования
конкурентоспособности города Оренбурга и области, включающие привлекательность города и области для населения, предпринимателей, туристов, приезжих и т.д., рекомендовано использование регионального
► маркетинга в формировании конкурентоспособности региона и образование
межрегионального маркетингового центра.
Научными и практическими результатами диссертационного исследования является следующее:
1. Выявленные конкурентные преимущества региона;
2. Уточненное понятие конкурентоспособности региона;
3. Дополнение ромба конкурентоспособности движущими силами конкурентоспособности - государства и предпринимательства и модели конкурентоспособности региона двумя целями: формирование благоприятных международных условий жизнедеятельности области и создание механизма приграничного сотрудничества;
4. Разработанная концепция интеграции конкурентоспособных предприятий ТЭК с предприятиями металлургии, машиностроения и агропрома и образование кластера инновационной активности;
5. Типы стратегий конкурентной борьбы для предприятий области и показатели конкурентоспособности предприятий;
6. Предложенные основные структурные составляющие и цели
А
региональной промышленной политики;
7. Сформулированные элементы концепции формирования
конкурентоспособности города Оренбурга и области и показатели — индикаторы состояния города и области;
8. Выявленный важный фактор формирования конкурентной среды в регионе - предпринимательство.
1. Аакер Д.Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. Под ред. Каптурельского Ю.Н. - Спб: Питер, 2002, 544 с;
2. Абалкин Л. Логика экономического роста. М., 2002. Горемыкин В.Л.,
3. Авраменко С, Союзы предпринимателей и их взаимодействие с государством (опыт Швейцарии) // Экономист,№10, 2000.
4. Адамеску А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы // Экономист,№ 3, 1997, с.34-45;
5. Алиев В.Т., Атабаев М.А., Алимурадова М.К. и др. Региональные проблемы переходной экономики. Под ред. В.Г Алиева М.: ЗАО издательство экономики, 2002, 646 с;
6. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике, // Экономист, 1997,№10, с.34-42.
7. Андреев В.Е. Конкурентоспособность региона и методом ее оценки. Ярославль, 1999, 54 с;
8. Ансофф И. Стратегическое управление, М.: 1994;
9. Аристер Н.И., Половинкин П.Д., Сахарное Ю.В. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. Спб., 1996;
Ю.Белоусов Р. Экономический потенциал России // Экономист, №11, 1997, с. 3-11;
11. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в
России и за рубежом №5, 2001, с. 13-71;
12. Бернштам Е. Сравнительный анализ инвестиционных преимуществ
федеральных округов // Экономист, №10, 2002, с. 55-59;
13. Большой экономический словарь. Под ред. А.Н. Азрилияна М.: Институт
новой экономики, 1999, с 248;
14. Борисюк Н.К., Б.А. Давыдов Реформирование хозяйственных отношений
при переходе к рынку М.: ОАО Изд - во «Экономика», 1997, 286 с.
15. Борисов В. Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность
// Экономист, 2000, №11, с. 29-34.
16. Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире //
Вопросы экономики, №5, 2003, с. 19-41;
17. Быков А. Глобализация и регионализация: российские интересы и
перспективы евразийской интеграции // Российский экономический журнал, №7, 2001, с.59-76;
18. Вайнштейн Г. От новых технологий к «новой экономике» // МЭ и МО,
2002, №10, с.22-29;
19. Валтазарова Л.С., Кривова В.Д., Климантова Т.П и др. Россия в
глобализирующемся мире: новые требования к стратегии развития. // Регион: экономика и социология, №2, 2002, с.130-193;
20. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие - М:.
ИНФРА-М, 2001.207с.
21. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2002, с.239;
22. Гаврин А.С. Перспективы развития неинтегрированных
нефтегазодобывающих компаний на базе господдержки //Нефть, газ и бизнес, 2000, №6.
23. Газовая промышленность и электроэнергетика: меры регулирования и
реформы. Экономические обзоры ОЭСР. 2001-2002. // Вопросы экономики, №6, 2002, с.32-107;
24. Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной
экономической ситуации в России // Вопросы экономики, №5, 2003, с.4- 18;
25. Государственная политика в промышленном комплексе России и его
трансформация в период реформ. // Вопросы экономики, №6, 2002, с.92- 107;
26. Гладский Ю.Н., Гистобаев А.И. Основы региональной политики. Учебник
Спб, издательство В.А. Михайлова, 1998.
27. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник.
М.: Омега - Л, 2004,472с.
28. Горбань М., Гуриев С., Юдаева К. Россия и ВТО: мифы и реальность //
Вопросы экономики, №2, 2002, с.61-181;
29. Губанов С. Конкурентоспособность экономики - функция системы
воспроизводства. // Экономист, №4, 2003, с.9-20;
30. Гурков И.Б. Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособности
отечественной продукции // Маркетинг, №1, 1997, с.20-31;
31. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной
экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001, с. 176;
32. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза.
М.: Экономика, 2000, с.435;
33. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник./
Государственный университет - Высшая школа экономики. М., 2000;
34. Гранкина Н.А., Попов Е.В. Разработка внешнеэкономической стратегии
сбыта продукции // Маркетинг в России и за рубежом, №3, 2003, с.90- 102;
35. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия.
Учебник М.: Информационно - изд. дом «Филинъ», Рилант, 2001, 506 с.
З.Дайан А. Маркетинг города. Пер. с франц. Науч. ред. А.Г. Худокормов, М.: Экономика, 1993;
36. Дзарасов С. Возможен ли рост российской экономики // Вопросы
экономики, №3, 2002, с. 142-146;
37. Друкер П., Эффективность управления. Экономические задачи и
оптимальные решения М.: Фаир - пресс,1998;
38. Дульщиков Ю.С. Региональная практика и управление. М.: Изд-во РАГС,
1998;
39. Думнов А.Д. Макроэкономическая оценка использования природных
ресурсов России // Вопросы статистики, № 1,2001, с.48-55;
40. Жученко И.А., Промыслов Б.Д., Олещук Н.И., Гафаров Р.Р. ОАО
«Газпром»: актуальные проблемы управления и совершенствования механизма деятельности. М.: «Газпром пресс», 2002, 320с;
41. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Субфедеральныс аспекты глобализации //
Вопросы экономики, №5, 2003, с.50-66;
42. Емельянов С. Международная конкурентоспособность производителей
США: методика анализа // Мировая экономика и международные отношения, №3, 2000, с.83-90;
43.3агладин Н. Внешняя политика России в эпоху глобализации // МЭ и МО, №10, 2002, с.3-21;
44.3акон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», 1995;
45.3акон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», 1998;
46.3акон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», 1999;
47.3ахарова Т.В. Служат ли минеральные ресурсы факторам экономического роста // Эко, №7, 2002, с. 112-121;
48.3имина Т.И., Поздняков Ю.И., Ильина В.А. Оценка конкурентоспособности отечественных изделий легкой промышленности // Кожевенно-обувная промышленность, №1, 2002, с.29;
49.3а высокую конкурентоспособность. Доклад по материалам Ученого совета института мировой экономики и международных отношений РАН 22 ноября 2000г. // Мировая экономика и международные отношения, №2, 2002, с. 114-118;
50.Ивантер В.В., Говтвань О.Ю., Ксенофонтов М.Ю., Панпилов В.С., Узяков М.Н. Экономика роста (концепция развития России в среднесрочной перспективе) // Проблемы прогнозирования, №1, 2001, с.3-22;
51 .Илларионов А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики, №1,2000, с.4-26;
52. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 2000-2001гг. И Эксперт, №41,2002, с.99-128;
53. Казанцев С.В., Коломак Е.А. Конкурентоспособность регионов
сосредоточения предприятий ВПК России // Регион: экономика и социология, №4, 2001, с. 163-175;
54. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег (пер. с англ. Н.Н.
Любимова; Под ред. и предисл. Куракова), М.: Гемос АРВ, 1999, 351с.;
55. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. Перевод с англ. Под
ред. проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, 239с.
56. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. Учебник.
М.: Финансы и статистика, 2002, 584с;
57. Клепач А., Смирнов С., Пухов С., Ибрагимова Д. Экономический рост
России: амбиции и реальные перспективы И Вопросы экономики, №8, 2002, с.4-20;
58. Клочков Ф., Кушникова И. Ресурсный потенциал субъектов федерации и
его использования // Экономист, №12, 1996, с.33-39;
59. Кодзума Т. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия
бизнесмена. Киев, 1990;
60. Кокарев А.О., Кольцов А.В., Кузнецов Б.В. Государственная политика в
промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ // Вопросы экономики, №6, 2002, с.92-107;
61. Кондратьев В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности
России // МЭ и МО, №3, 2001, с.54-60;
62. Концепция социально - экономического развития Оренбургской области
на период до 2010г., Оренбуог,2001;
63. Королевская Р.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в
условиях рынка. Учебное пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, с.64;
64. Котилко В.В. Региональная экономическая политика М.: изд-во РДЛ,
2001, с.272;
65. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. Пер. с англ. 2-е изд.-М.: СПб; Издательский дом «Вильямс», 1999, 1056 .;
66. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: 1991;
67. Красильников О. Региональная асимметрия структурных сдвигов в
экономике // Общество и экономика, №2, 2001, с. 150-155;
68. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия:
подходы к обеспечению, критерии, методы оценки И Маркетинг в России и за рубежом, №6, 2001, с.59-68;
69. Крылатых Э., Стрекова О. Аграрный сектор стран с переходной
экономикой и ВТО // МЭ и МО, №5, 2002, с.59-65;
70. Кудров В. За высокую конкурентоспособность // МЭ и МО, №2, 2002, с.114-118;
71. Кузьмин С. Перспективы России в развитии современных
мирохозяйственных тенденций // Экономист, №1,2002, с. 14-25;
72. Кузнецов В. Механизм запуска инновационного роста в России // Вопросы
экономики, №3, 2003, с.4-25;
73. Кукура С., Лобанов С. Предпринимательская модификация региональной модели реформирования экономики // Маркетинг, №1, 1999, с.95-100;
74. Курс экономики. Учебник. Под. ред. Б.А. Райзберга. 3-е изд. М.: Инфра- М, 2000;
75. Кушлин В. Россия и экономический порядок XXI века // Экономист, №12,
1997, с.3-11;
76. Лапаева М.Г., Лапаев С.П. Достижение конкурентоспособности —
стратегическая цель предприятий и региона. В кн. «Обеспечение конкурентоспособности предприятий — основа роста экономики области», Оренбург, 2002, с. 1-40;
77. Лапаева М.Г. Интеллектуальный капитал, как фактор формирования
конкурентной экономики // Вестник ОГУ, №2, 2002, с. 131 -134;
78. Лапаева М.Г. Экономика Оренбургской области: опыт, проблемы,
решения. Оренбург, 1997, 300с.;
79. Лапаев А.П. Становление и развитие предпринимательства в Оренбуржье,
Оренбург, РИК ГОУ ОГУ, 2003,250 с.;
80. Ларина Н.И. Интеграция экономической политики на фоне глобализации и регионализации // Регион: экономика и социология, №2, 2002, с.3-25;
81. Латов Ю. Экономика развития - для развивающейся России // Вопросы экономики, №3, 2002, с. 148-154;
82. Ливенцов И., Лисоволик Я. Региональные аспекты присоединения России
к ВТО // МЭ и МО, №5, 2002, с.49-58;
83. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и
услуг. М.: Юрайт-М, 2001,224с.;
84. Лобачев М.Н., Осипов Ю.М. Основные принципы оценки
конкурентоспособности продукции // Маркетинг России и за рубежом, №6, 2001, с.53-58;
85. Лугачева Л.И. Новый подход к региональной промышленной политике // Эко, №5, 2002, с.67-82;
86. Львов Д. Экономика развития. М., 2002;
87. Магомеддов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров. Учебное пособие.М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и Ко», 2003, 294с.;
88. Лященко Г. Потребность в природном газе энергоемких отраслей //
Экономист №5, 2001, с.49-54;
89. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономика, принципы и политика, в 2-х т. М.:
Республика, 1992;
90. Макконелл Р., Брю Л. Экономика: принципы, проблемы и политика, в 2-х т. М.: Республика, 1992;
91. Маршал А. Принципы политической экономии. М.: 1984;
92. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального
воспроизводства. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998;
93. Мау В., Яновский К. Политические и правовые факторы экономического роста в российских регионах // Вопрос экономики, №11,2001, с. 17;
94. Машеров И. Факторы развития «новой экономики» в России //
Экономист, №2, 2003, с.3-11;
95. Минберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. (Пер. с англ.
Под ред. Каптуревского Ю.Н.) - СПб: Питер, 2001, 688с.;
96. Мякинник Н. У методов повышения нефтеотдачи пластов хорошие
перспективы // Нефть России, №2, 1999, с.35-47;
97. Настенко А.Д., Васина Т.Д. Прогнозирование отраслевого и
регионального развития М.: Гемос АРВ, 2002, 144с.;
98. Национальная экономика. Учебник (Под ред. акад. РАЕН В.А. Шульги),
М.: Изд-во Рос. экон, акад., 2002, 592с.;
99. Николаев М., Махотаева М. Выбор стратегии регионального экономического развития // Экономист, №3, 2000, с.54-60;
ЮО.Николаева Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых // Маркетинг в России и за рубежом, №6, 2001, с.69-75;
101. Новиков Н., Фомина Л. Проблемы конкурентоспособности
металлургических предприятий // Экономист, №5, 2003, с.61-67;
102. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции. Учебное пособие, М.: Новое знание, 2001,238с.;
ЮЗ.Новокшонова А.Л. Мировое хозяйство и региональные аспекты развития экономики И Экономист, №10, 2002, с.88-96;
1О4.Нуреев Р. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 2001;
105.Оболенский В. Глобализации мировой экономики и Россия // Мировая экономика и международные отношения, № 3, 2001, с. 23-34;
Юб.Оболенский В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции. // Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2002, с. 38-48;
107. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие.-М.: «Дело и сервис», 1999,160 с.;
108. О газоснабжении в Российской Федерации (1999). Федеральный закон № 69-ФЗ;
109. Оренбургская область. Статистический ежегодник, Оренбург, 2002;
110.0 стратегии социально - экономического развития Российской федерации на долгосрочную перспективу // Российский экономический журнал. -№4,2000, с. 3-7;
111. 0 естественных монополиях (1995). Федеральный закон № 147-ФЗ.
112. Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. М.: Логос. 2002;
113. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. - 1999, №5, с. 99 - 122;
1 М.Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Мировая практика и российские перспективы // Россия на рубеже тысячелетий, М.: 2000, с. 279-320;
115. Панкрухин А.П. Основы маркетинга территорий. Маркетинг страны. Маркетинг региона, города // Менеджмент в государственной службе и управлении развитием региона. М.: Улан - Уде. 2001, с. 128-217;
Пб.Пилясов А. Политические и экономические факторы развития российских регионов //№ 5, Вопросы экономики, 2003, с. 67-82;
117. Пинцов С.И. Управление в регионе: активизация мотивов хозяйственной деятельности. Спб. С.-Петербургский университет экономики и финансов, 1994, с. 154;
118. Программирование регионального развития. Материалы Всероссий