Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр (Казанский педагогический колледж)

Работа №117998

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы78
Год сдачи2023
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 262 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
Выборка: 26 детей старшей группы (возраст 5-6 лет).
Есть приложения.

Введение……………………………………..……………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………6
1.1. Понятие «экономика», «экономические представления»…...……..….. 6
1.2. Особенности экономического воспитания старших дошкольников…. 10
1.3. Дидактическая игра как средство формирования экономических представлений старших дошкольников……………………………….……17
Выводы по 1 главе…………………………………………21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию экономических представлений у старших дошкольников…………….23
2.1. Диагностика сформированности экономических представлений у старших дошкольников23
2.2. Разработка и внедрение дидактических игр по формированию экономических представлений старших дошкольников…37
2.3. Динамика сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста…………45
Выводы по 2 главе……………………… 50
Заключение ….51
Библиографический список ………53
Приложения

На первый взгляд, экономика и ребенок покажутся совершенно не совместимыми между собой понятиями. Однако современная жизнь просто наполнена самыми разными экономическими процессами. Но самое главное, дети, как правило, сами интересуются разными экономическими терминами, явлениями, у них формируются соответствующие экономические представления.
С учетом того, что сегодняшние дошкольники являются завтрашними школьниками, затем студентами, а далее будут формировать трудоспособное население, специалистами и работниками в разных областях, то следует организовать грамотное экономическое воспитание еще в дошкольных образовательных учреждениях.
В целом, организация работы с детьми по формированию экономической грамотности является очень важным моментом. С проблемами экономики дети дошкольного возраста встречаются во всех сферах современной жизни: рыночная экономика, экономическая «революция», новые взаимоотношения между потребителями и производителями, польза рекламы в информировании о товарах и услугах и так далее. Отсюда экономическое воспитание рассматривается как одна из граней воспитательного процесса детей дошкольного возраста; эти усилия помогут расширить понятия нравственности и трудового воспитания.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы формирования экономических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр.
Для формирования экономических представлений у детей используются различные методики, особое место среди них приходится играм, в том числе дидактическим. Задача процесса заключается в том, чтобы участники игры получили определенные эмоции, переживания, также новый опыт с помощью принятия практического участия.
Цель исследования: изучить формирование экономических представлений старших дошкольников средствами дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования экономических представлений старших дошкольников.
Гипотеза исследования основывается на том, что формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно в случае, если: опираться на характеристики и методы игрового обучения; учитывать возрастные особенности старших дошкольников; системно использовать дидактические игры, как средство формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. рассмотреть теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экономических представлений у старших дошкольников;
2. проанализировать роль дидактических игр в формировании экономических представлений старших дошкольников;
3. провести диагностику сформированности экономических представлений у старших дошкольников;
4. разработать комплекс дидактических игр для формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
5. апробировать комплекс дидактических игр на базе детского сада, проверить результативность их использования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов по проблеме формирования экономических представлений, экономического воспитания детей дошкольного возраста А.Д. Шатовой [35], Т.А. Колесниковой [19], А.А. Смоленцевой [30], Е.А. Курака [37], Л.Н. Галкиной [10]; идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина [38], проблемного обучения и личностно-ориентированной модели воспитания.
В работе использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ, сравнение, обобщение, эмпирические: методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа);
-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный; -методы математической обработки данных.
Новизна работы заключается в том, что исследование по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр проводится впервые на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 262 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны и обоснованы критерии и показатели сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанного комплекса дидактических игр для формирования экономических представлений у старших дошкольников в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, выявили, что содержание экономического воспитания дошкольников включает в себя: формирование представлений о труде как ведущей категории экономической науки; формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете; знакомство с рекламой; формирование полезных навыков и привычек в быту. Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. Поскольку у старших дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5-7 лет. Дидактические игры помогут в экономическом воспитании старших дошкольников; будут способствовать обучению детей финансовой грамотности, помогая им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями. Тем самым дети раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения.
В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 26 человек на базе Детского сада № 262 комбинированного вида Московского района г. Казани. Для качества эксперимента детей старшего дошкольного возраста распределили на две группы: экспериментальную и контрольную, в каждой из них по 13 человек.
Для изучения и диагностики уровня сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста была выбрана методика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
В результате на констатирующем этапе эксперимента выявили, что уровень сформированности экономических представлений у детей относительно низкий, экономическая грамотная не развита, на формирование экономических представлений и на экономическое воспитание уделяется недостаточно внимания. Для решения выявленных проблем разработана и внедрена Программа формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. После проведенного формирующего этапа исследования для того, чтобы оценить эффективность эксперимента, использования дидактических игр повторно осуществлена диагностика формирования экономических представлений у детей по тем же методикам, которые были использованы на констатирующем этапе исследовании. Анализ результатов, полученных в ходе контрольного этапа эксперимента, показал, что в экспериментальной группе показатели значительно улучшились в сравнении с показателями на констатирующем этапе исследования. Немало тех, кто показал высокий уровень. По сравнению с результатами контрольной группы также выигрывает экспериментальная группа, ее показатели на контрольной диагностике развития выше. Это говорит об эффективности программы по использованию дидактических игр.
В дальнейшем рекомендуется организация работы со всеми детьми старшего дошкольного возраста, в том числе с помощью дидактических игр. Также можно использовать ребусы и кроссвордов, целесообразны разные социально-экономические ситуации. Работу с родителями и педагогами следует направить на формирование знаний и навыков детей из экономической сферы жизнедеятельности. С воспитателями рекомендуется провести мастер-класс «Финансовые игры для дошкольников», который поможет педагогам в игровой, занимательной форме приобрести опыт проведения финансовых игр с детьми разного возраста.
Таким образом, цель и задачи исследования в целом были реализованы.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Ашмасова, Э.Н. Экономическое воспитание старших дошкольников через игровую деятельность [Электронный ресурс] / Э.Н. Ашмасова, Р.Ф. Миннуллина // Вестник науки. – 2022. – № 6 (51). Т.2. – С.8-16. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-vospitanie-starshih-doshkolnikov-cherez-igrovuyu-deyatelnost
4. Беляева, Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. ... к.п.н. [Текст] / Н.Л. Беляева. – Челябинск, 2008. – 23 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / [Авдеева Н.Н. и др.]; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 4-е изд., расш. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.
7. Будович, Ю.И. Что такое экономика [Текст] / Ю.И. Будович // Международный бухгалтерский учет. – 2016. – № 4(40). – С. 34-42.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 418 с.
9. Газизова, Т.В. Формирование экономических представлений детей старшего дошкольного возраста в ДОУ [Электронный ресурс] / Т.В. Газизова // Российский экономический интернет-журнал. – 2018. – №4. – С.20-27. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38187052
10. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 119 с.
11. Галкина, Л.Н. Формирование экономической компетентности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л.Н. Галкина // Вестник Южно-Уральского гос. гуманитарно-педагогич. ун-та. – 2016. – №7. – С. 24-28. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekonomicheskoy-kompetentnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
12. Глазырина, Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника [Текст] / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.
13. Голубева, Е.В. Мир экономики глазами детей [Электронный ресурс] / Е.В. Голубева // Экономика в школе. – 2006. – №4. – С. 8-18. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9473235
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.
15. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.
16. Журавлева, Н.А. Гуманизация ценностных ориентаций молодежи как актуальная научная проблема в современном российском обществе [Электронный ресурс] / Н.А. Журавлева // Духовно-нравственные потенциалы молодежного коллектива: ст. в сб. трудов. – 2013. – С. 22–31. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22763433
17. Журавлева, Н.А. Экономические представления личности о деньгах [Электронный ресурс] / Н.А. Журавлева // Вестник Прикамского социального института. – 2020. – № 1 (85). – С. 123–127. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-predstavleniya-lichnosti-o-dengah
18. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры [Текст]: методическое пособие по экономическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с
19. Колесникова, Т.А. Формирование экономических представлений [Электронный ресурс] / Т.А. Колесникова // Российский экономич. интернет-журнал. – 2019. – №4. – С.77-95. – URL: https://www.e-rej.ru/Articles/2019/Kolesnikova_T.pdf
20. Кукушкина, Е.Ю. Играем и учимся дружить [Текст] / Е.Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 186 с.
21. Малёванец, В.Г. Что такое экономика и ее место в общественном воспроизводстве [Электронный ресурс] / В.Г. Малёванец // Теоретическая экономика. – 2017. – № 4(40). – С. 34-42. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36580798
22. Москалева, Н.Н. Формирование компетенций детей дошкольного возраста в процессе экономического воспитания в семье [Электронный ресурс] / Н.Н. Москалева // Педагогическое образование в России. – 2014. – №9. – С. 158-161. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22478679
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник / В.С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
24. Поройко, Л.И. Структура школьного курса экономики и методика его преподавания [Электронный ресурс] / Л.И. Поройко // Ярославский пед. вестник. – 1997. – № 1. – С. 93-96. – URL: http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/1_4/
25. Прокофьева, О.О Современные подходы к определению содержания экономического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.О. Прокофьева // Дошкольное детство: наука – практике: ст. в сб. трудов конф., 2007. – 112-115. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25537203
26. Психология: словарь [Текст] / [Абраменкова В.В. и др.]; под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
27. Развитие игровой активности дошкольников [Текст]: Методическое пособие / Л.В. Пенькова, З.П. Коннова, И.В. Малышева [и др.]. – М. : Сфера, 2010. – 156 с.
28. Розенберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Розенберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 494 с.
29. Смирнова, Т.В. Белка и компания [Текст]: экономика для детей в сказках, играх и задачках / Т.В. Смирнова. – 4-е изд. – Самара: Изд. дом Федоров: Учебная лит., 2013. – 142 с.
30. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учеб.-метод. пособие [Текст] / А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 167 с.
31. Табих, Е.Н. Дошкольникам об экономике [Текст]: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 45 с.
32. Фролова, О.Г. Формирование экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста средствами игры [Электронный ресурс] / О.Г. Фролова // Достижения науки и образования. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekonomicheskih-znaniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-igry
33. Ханова, Т.Г. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Т.Г. Ханова, Н.М. Прокофьева // Economic Consultant. – 2018. – №1. – С.25-31. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-vospitanie-v-doshkolnom-vozraste
34. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник и практикум / И.В. Шаповаленко; Московский гор. психолого-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 575 с.
35. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: учебно - методическое пособие / А.Д. Шатова. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.
36. Щедрина, Е.В. Исследования экономических представлений у детей [Электронный ресурс] / Е.В. Щедрина // Вопросы психологии. – 1991. – №2. – С. 157-159. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/912/912157.htm
37. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий [Текст] / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 77 с.
38. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. – 358 с.
39. Янкина, Н.В. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками [Электронный ресурс] / Н.В. Янкина, О.А. Ирешева // Молодой ученый. – 2015. – № 20. – С. 511-514. – URL: https://moluch.ru/archive/100/22644/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ