Опыт Испании в формировании экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий
|
Список использованных сокращений 4
Введение 5
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
1.1. Значение новых образовательных технологий в развитии
современного образования и общества в целом 13
1.2. Экономическое и социальное содержание открытого и
дистанционного обучения 34
1.3. Основные направления государственного регулирования развития
новых образовательных технологий в Европе 44
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПАНИИ В ФОРМИРОВАНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1. Роль государства в создании институциональных основ национальной
сети открытого и дистанционного обучения 53
2.2. Социально-экономические компоненты регулирования развития
открытого и дистанционного обучения на национальном уровне 73
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (на примере испанской провинции Каталония)
3.1. Роль регионального правительства в развитии новых образовательных технологий 93
3.2. Социально-экономические компоненты развития открытого и
дистанционного обучения на региональном уровне 101
ГЛАВА 4. УРОКИ ИСПАНСКОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Обобщение уроков государственного регулирования формирования
экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий в Испании на национальном и региональном уровне 125
4.2. Разработка рекомендаций совершенствования государственного
регулирования формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий для российской практики ... 139
Заключение 144
Приложения 150
Список рисунков и таблиц 185
Библиография 188
Введение 5
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
1.1. Значение новых образовательных технологий в развитии
современного образования и общества в целом 13
1.2. Экономическое и социальное содержание открытого и
дистанционного обучения 34
1.3. Основные направления государственного регулирования развития
новых образовательных технологий в Европе 44
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПАНИИ В ФОРМИРОВАНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1. Роль государства в создании институциональных основ национальной
сети открытого и дистанционного обучения 53
2.2. Социально-экономические компоненты регулирования развития
открытого и дистанционного обучения на национальном уровне 73
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (на примере испанской провинции Каталония)
3.1. Роль регионального правительства в развитии новых образовательных технологий 93
3.2. Социально-экономические компоненты развития открытого и
дистанционного обучения на региональном уровне 101
ГЛАВА 4. УРОКИ ИСПАНСКОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Обобщение уроков государственного регулирования формирования
экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий в Испании на национальном и региональном уровне 125
4.2. Разработка рекомендаций совершенствования государственного
регулирования формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий для российской практики ... 139
Заключение 144
Приложения 150
Список рисунков и таблиц 185
Библиография 188
В настоящее время стремительно развивающаяся научно-техническая революция превратилась в основу глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, уровень национальной безопасности и, в конечном счете, роль страны в мировом сообществе. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и усиливающейся конкуренции фундаментальное значение приобретает развитие новых образовательных технологий. Проблема экономического и институционального обеспечения развития этих технологий является предметом беспокойства не только их пользователей, но и ответственности государственных властей, в частности, министр образования Российской Федерации Филиппов В.М. подчеркнул: «... в информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность ее реализовывать и развивать прогрессивные технологии».
На актуальность данной темы указывает Постановление Правительства Российской Федерации о федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", в котором отмечается, что содержание и качество образования, его доступность, а также его соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние и будущее интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы информатизации образования. Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования новых образовательных технологий как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования.
Значимость развития новых образовательных технологий в России неоднократно отмечалась в выступлениях представителей исполнительной власти, в частности бывший заместитель министра образования России Виноградов Б.В. отметил, что «дистанционное обучение имеет особую важность для России, где контингент, нуждающийся в обучении, распределен по большим территориям, а имеющиеся учебные заведения, распределенные неравномерно, не могут удовлетворить спрос в нем. В то же время, именно высокий и постоянно обновляемый образовательный потенциал общества является необходимым условием прогрессивного и устойчивого развития страны»
Несмотря на то, что Россия имеет богатейший опыт в сфере образования (в частности, заочном обучении), государственное регулирование экономических отношений, связанных с внедрением современных образовательных технологий, имеют новую социально-экономическую основу. Подходы по внедрению дистанционного обучения начали формироваться лишь в середине 90-х годов, однако, несмотря на существенный прогресс внедрения этой новой технологии в российском образовании отмечается потребность изучения зарубежного опыта, использования его уроков, которые могут способствовать государственной политике по созданию необходимых перспектив развития открытого и дистанционного обучения в России. Выбор пал на Испанию, которая обладает многолетним опытом в формировании Ф экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий и имеет положительный пример реализации реформирования образования в целом, и государственного регулирования в этой области в частности, как на центральном, так и на региональном уровне. Выбор данной страны основан на том, что традиции и ряд социально-экономических предпосылок Испании и России имеют наиболее коррелируемые образования. Таким образом, гипотеза данного исследования допускает, что анализ испанского опыта позволит выявить те уроки, которые помогут в формировании экономики и институциональных основ развития ОДО в России.
Проблематика развития новых образовательных технологий нашла свое отражение в трудах широкого круга специалистов, многие из которых в большей или в меньшей степени рассматривают создание государством условий функционирования системы открытого и дистанционного обучения (ОДО), а также выявление предпосылок для обращения внимания на ее реформирование и поиск путей дальнейшего развития. В нашей работе мы основывались на исследованиях следующих европейских авторов: Алварез М., Видарте Р., Донди К., Вайс Ю., Ибанез М., Мартинез М., Мерфи П., Морено М., Паскаль Ф., Перез Ф., Санчез Ф., Хендеркс П.
Работы этих и других ученых способствовали выработке государственной политики по созданию и развитию в Европе нескольких крупных университетов ОДО, таких как Открытый Университет Великобритании, Открытый университет Нидерландов, Открытый Университет Каталонии, Национальный университет дистанционного обучения (Испания), Межуниверситетский фонд открытого обучения (Франция), Фонд открытого обучения (Великобритания), Национальный Центр по дистанционному обучению (Ирландия), Неттуно • (Италия) и т.д.
Ученые этих университетов ведут работу над изучением влияния различных факторов на развитие и управление университетами ОДО. Но в целом, их исследования не затрагивают или не в полной мере охватывают роль государственного регулирования формирования экономических и институциональных основ в развитии новых образовательных технологий. Не смотря на то, что в новых теоретических разработках затрагиваются многие вопросы данной тематики, в целом отсутствует комплексное исследование роли государственного регулирования в развитии новых образовательных технологий на центральном и региональном уровне.
Диссертация опирается на опыт научных и практических исследований в области государственного регулирования и формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий, в первую очередь в Испании, нашедших свое отражение в работах испанских экономистов: Арето Г., Баат X., Брикалл Ж., Видарте Р., Вонал Ж., Ибанез М., Колядо X., Калеро Ж., Медина Рубио, Перез Хусте, Санчез А., Тениз Т.
В качестве теоретической основы исследования приняты труды известных российских ученых в области экономики образования и развития новых образовательных технологий таких как: Андреева А.А., Бершадского А.М., Вержбицкого В.В., Ворониной Т.П., Домрачева В.Г., Зинченко А.П., Иванникова A. Д., Кинелева В.Г., Лобачева С.Л., Молчановой О.П., Нежуриной М.И., Пивоварова Ю.Л., Полякова А.А., Силина Н.Н., Скуратова А.К., Солдаткина B. И., Соловова А.В., Тихомирова В.П., Тихонова А.Н., Шахгильдяна В.В., Школяра Н.А., Щенникова А.С.
Особую помощь на формирование методологических подходов к проведению исследования оказали рекомендации и научные публикации ученых Российского университета дружбы народов, в частности: Волгиной Н.А., Толодовой Ж.Г., Гусакова Н.П., Ефремова А.П., Зверева А.Ф., Масленникова В.П., Маловичко И.И., Мукайдех Е.А., Мосейкина Ю.Н., Павленкова В.А., Станиса В.Ф., Федякиной Л.Н., Чистохвалова В.Н., Яшкина В.А. и других.
В качестве теоретической и информационной базы исследования испанского опыта послужили около 2000 текстов, статей, монографий, которые были собраны и обработаны во время стажировки в Испании. Источниками для обобщения и систематизации фактологического и статистического материала послужили публикации исследований международных организаций, прежде всего Европейского Союза, а также данные испанской национальной статистики, государственные и региональные законы, публикации СМИ Испании.
Предметом исследования является роль государства в формировании экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий - открытого и дистанционного обучения.
Объектом исследования выступает опыт центрального и регионального правительств Испании в области развития открытого и дистанционного обучения путем создания экономических и институциональных основ.
Цели и задачи. Главная цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа конкретного опыта Испании формирования экономических и институциональных основ развития открытого и дистанционного обучения разработать некоторые рекомендации по применению государственного регулирования на центральном и региональном уровнях в области внедрения новых образовательных технологий в странах с характерными особенностями, сходными с анализируемым примером, в частности, в России. Реализация этой цели требует решения теоретических и эмпирических задач:
• определить значение новых образовательных технологий в развитии современного образования и общества в целом;
• выяснить экономическое содержание открытого и дистанционного обучения;
• рассмотреть тенденции государственного регулирования развития новых образовательных технологий в Европе;
• раскрыть роль государства в формировании национальной сети открытого и дистанционного обучения в Испании;
• выделить основные компоненты государственного регулирования развития новых образовательных технологий в Испании;
• установить роль региональных властей в развитии новых образовательных технологий;
• вывести уроки испанского опыта государственного регулирования развития новых образовательных технологий на национальном и региональном уровнях;
• разработать рекомендации совершенствования государственного регулирования формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий для российской практики. Научная новизна представленной диссертации состоит в том, что впервые в развития новых образовательных технологий и сделан сравнительный анализ деятельности центральной и региональной властей в области создания институциональных структур дистанционного и открытого обучения для каждого из уровней. При этом в диссертации: 1) выявлена степень влияния достижений новых технологий на образование; 2) раскрыта роль государственного регулирования формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий на национальном и региональном уровне; 3) рассмотрена деятельность центральных властей по созданию национальной сети дистанционного обучения в Испании; 4) проведен анализ практики принятия решений по развитию инициатив внедрения новых образовательных технологий и формированию соответствующего организационно-экономического обеспечения (на примере провинции Каталония); 5) выделены основные социально-экономические компоненты государственного регулирования ОДО на национальном и региональном уровнях: институциональное строительство, финансовое обеспечение развития новых образовательных технологий, ценовая политика, научно-исследовательские разработки, информационное обеспечение, международная деятельность, социальный эффект внедрения новых образовательных технологий.; 6) выявлены различные источники финансирования университета, использующего новые образовательные технологии, а также разработана схема финансирования развития ресурсов ОДО; 7) описаны модели организации деятельности университета Ф дистанционного обучения (на примере Национального университета
дистанционного обучения) и открытого университета (на примере Открытого университета Каталонии); 8) сделана попытка выработки рекомендации по разработке основных параметров государственного регулирования по созданию экономических и институциональных основ внедрения технологий обучения на региональных и центральных уровнях.
политики в области развития новых образовательных технологий. В ходе реализации государственного регулирования экономических и институциональных вопросов развития ОДО в других странах могут быть использованы рекомендации и выводы данной диссертации по следующим вопросам: государственное и региональное институциональное строительство в области ОДО, финансовое регулирование и управление инвестированием, ценовая особенность образовательных услуг ОДО, международное сотрудничество и социальное регулирование. Сделанные в результате проведенного исследования выводы, могут быть использованы и применены в практике создания автономных университетов ОДО в России. Исследование может быть широко использовано при подготовке решений в области развития новых образовательных технологий, как на государственном, так и на региональном уровне в Российской Федерации и других странах. Разработанная схема финансирования ресурсов ОДО, может быть использована для финансового планирования и бюджетирования источников финансирования, основных видов доходов и поступлений средств в университеты, развивающих новые образовательные технологии. Материалы данной диссертации могут использоваться в качестве иллюстративного материала для таких учебных курсов как: «Мировая экономика», «Экономика образования», «Университетский менеджмент».
Данная диссертация является результатом практической и исследовательской работы в области внедрения новых образовательных технологий в образование. Основой для данного исследования является опыт, полученный во время работы в уникальном проекте DELPHI, в части компонента IV «Развитие открытого и дистанционного обучения для распространения образовательных программ», который являлся одним из проектов технического содействия Программы Европейского Союза Тасис в интересах Министерства образования Российской Федерации. Непосредственное изучение испанского опыта формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий проходило во время стажировки в Открытом Университете Каталонии в период с 2001 по 2002 гг., осуществление, которого стало возможным благодаря поддержке Министерства образования культуры и спорта Испании и Министерства образования Российской Федерации.
Результаты и основные положения, сформулированные в диссертации, были представлены в рамках тезисов докладов на научных конференциях, и научных статьях:
1. Забелина М.М. Затраты на качество // Новые материалы и технологии НМТ- 98 Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции. Москва, 17-18 ноября 1998 г. -М.: ЛАТМЭС, 1998. С. 358-359.
2. Забелина М.М., Лобовикова С.В. Особенности организации и менеджмента учреждений, занимающихся ОДО - зарубежный опыт // Университетское управление: практика и анализ, 1(12). - Изд-во УрГУ, 2000. С.76-80.
3. Забелина М.М. Качество открытого и дистанционного обучения // XXVII Гагаринские чтения/ Тезисы докладов Международной молодежной конференции, Москва, 2- 7 апреля 2001 г. - М.: ЛАТМЭС, 2001, т. 4. С. 89-90.
4. Marina М. Zabelina, Jorge Chiva Blay. The basic instruments of quality assessment in educational system of Spain // XXVII Гагаринские чтения. Тезисы докладов Международной молодежной конференции. Москва, 2-7 апреля 2001 г. - М.: ЛАТМЭС, 2001, т. 4. С. 67-68.
5. Забелина М.М. Особенности финансирования открытого и дистанционного обучения // Предпринимательство. Этика. Техника, 2002 г. - М.: НОУ Академия менеджмента и инноваций. С. 138-146.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре Ф Макроэкономического регулирования и планирования экономического факультета Российского университета дружбы народов..
Цели и задачи исследования полностью определили необходимую структуру работы, состоящую из введения, четырех глав, заключения, 6 приложений, и списка использованной литературы. Диссертация содержит 22 таблицы (19 в тексте и 3 в приложении), 20 рисунков (И в тексте и 9 в приложении).
На актуальность данной темы указывает Постановление Правительства Российской Федерации о федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", в котором отмечается, что содержание и качество образования, его доступность, а также его соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние и будущее интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы информатизации образования. Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования новых образовательных технологий как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования.
Значимость развития новых образовательных технологий в России неоднократно отмечалась в выступлениях представителей исполнительной власти, в частности бывший заместитель министра образования России Виноградов Б.В. отметил, что «дистанционное обучение имеет особую важность для России, где контингент, нуждающийся в обучении, распределен по большим территориям, а имеющиеся учебные заведения, распределенные неравномерно, не могут удовлетворить спрос в нем. В то же время, именно высокий и постоянно обновляемый образовательный потенциал общества является необходимым условием прогрессивного и устойчивого развития страны»
Несмотря на то, что Россия имеет богатейший опыт в сфере образования (в частности, заочном обучении), государственное регулирование экономических отношений, связанных с внедрением современных образовательных технологий, имеют новую социально-экономическую основу. Подходы по внедрению дистанционного обучения начали формироваться лишь в середине 90-х годов, однако, несмотря на существенный прогресс внедрения этой новой технологии в российском образовании отмечается потребность изучения зарубежного опыта, использования его уроков, которые могут способствовать государственной политике по созданию необходимых перспектив развития открытого и дистанционного обучения в России. Выбор пал на Испанию, которая обладает многолетним опытом в формировании Ф экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий и имеет положительный пример реализации реформирования образования в целом, и государственного регулирования в этой области в частности, как на центральном, так и на региональном уровне. Выбор данной страны основан на том, что традиции и ряд социально-экономических предпосылок Испании и России имеют наиболее коррелируемые образования. Таким образом, гипотеза данного исследования допускает, что анализ испанского опыта позволит выявить те уроки, которые помогут в формировании экономики и институциональных основ развития ОДО в России.
Проблематика развития новых образовательных технологий нашла свое отражение в трудах широкого круга специалистов, многие из которых в большей или в меньшей степени рассматривают создание государством условий функционирования системы открытого и дистанционного обучения (ОДО), а также выявление предпосылок для обращения внимания на ее реформирование и поиск путей дальнейшего развития. В нашей работе мы основывались на исследованиях следующих европейских авторов: Алварез М., Видарте Р., Донди К., Вайс Ю., Ибанез М., Мартинез М., Мерфи П., Морено М., Паскаль Ф., Перез Ф., Санчез Ф., Хендеркс П.
Работы этих и других ученых способствовали выработке государственной политики по созданию и развитию в Европе нескольких крупных университетов ОДО, таких как Открытый Университет Великобритании, Открытый университет Нидерландов, Открытый Университет Каталонии, Национальный университет дистанционного обучения (Испания), Межуниверситетский фонд открытого обучения (Франция), Фонд открытого обучения (Великобритания), Национальный Центр по дистанционному обучению (Ирландия), Неттуно • (Италия) и т.д.
Ученые этих университетов ведут работу над изучением влияния различных факторов на развитие и управление университетами ОДО. Но в целом, их исследования не затрагивают или не в полной мере охватывают роль государственного регулирования формирования экономических и институциональных основ в развитии новых образовательных технологий. Не смотря на то, что в новых теоретических разработках затрагиваются многие вопросы данной тематики, в целом отсутствует комплексное исследование роли государственного регулирования в развитии новых образовательных технологий на центральном и региональном уровне.
Диссертация опирается на опыт научных и практических исследований в области государственного регулирования и формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий, в первую очередь в Испании, нашедших свое отражение в работах испанских экономистов: Арето Г., Баат X., Брикалл Ж., Видарте Р., Вонал Ж., Ибанез М., Колядо X., Калеро Ж., Медина Рубио, Перез Хусте, Санчез А., Тениз Т.
В качестве теоретической основы исследования приняты труды известных российских ученых в области экономики образования и развития новых образовательных технологий таких как: Андреева А.А., Бершадского А.М., Вержбицкого В.В., Ворониной Т.П., Домрачева В.Г., Зинченко А.П., Иванникова A. Д., Кинелева В.Г., Лобачева С.Л., Молчановой О.П., Нежуриной М.И., Пивоварова Ю.Л., Полякова А.А., Силина Н.Н., Скуратова А.К., Солдаткина B. И., Соловова А.В., Тихомирова В.П., Тихонова А.Н., Шахгильдяна В.В., Школяра Н.А., Щенникова А.С.
Особую помощь на формирование методологических подходов к проведению исследования оказали рекомендации и научные публикации ученых Российского университета дружбы народов, в частности: Волгиной Н.А., Толодовой Ж.Г., Гусакова Н.П., Ефремова А.П., Зверева А.Ф., Масленникова В.П., Маловичко И.И., Мукайдех Е.А., Мосейкина Ю.Н., Павленкова В.А., Станиса В.Ф., Федякиной Л.Н., Чистохвалова В.Н., Яшкина В.А. и других.
В качестве теоретической и информационной базы исследования испанского опыта послужили около 2000 текстов, статей, монографий, которые были собраны и обработаны во время стажировки в Испании. Источниками для обобщения и систематизации фактологического и статистического материала послужили публикации исследований международных организаций, прежде всего Европейского Союза, а также данные испанской национальной статистики, государственные и региональные законы, публикации СМИ Испании.
Предметом исследования является роль государства в формировании экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий - открытого и дистанционного обучения.
Объектом исследования выступает опыт центрального и регионального правительств Испании в области развития открытого и дистанционного обучения путем создания экономических и институциональных основ.
Цели и задачи. Главная цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа конкретного опыта Испании формирования экономических и институциональных основ развития открытого и дистанционного обучения разработать некоторые рекомендации по применению государственного регулирования на центральном и региональном уровнях в области внедрения новых образовательных технологий в странах с характерными особенностями, сходными с анализируемым примером, в частности, в России. Реализация этой цели требует решения теоретических и эмпирических задач:
• определить значение новых образовательных технологий в развитии современного образования и общества в целом;
• выяснить экономическое содержание открытого и дистанционного обучения;
• рассмотреть тенденции государственного регулирования развития новых образовательных технологий в Европе;
• раскрыть роль государства в формировании национальной сети открытого и дистанционного обучения в Испании;
• выделить основные компоненты государственного регулирования развития новых образовательных технологий в Испании;
• установить роль региональных властей в развитии новых образовательных технологий;
• вывести уроки испанского опыта государственного регулирования развития новых образовательных технологий на национальном и региональном уровнях;
• разработать рекомендации совершенствования государственного регулирования формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий для российской практики. Научная новизна представленной диссертации состоит в том, что впервые в развития новых образовательных технологий и сделан сравнительный анализ деятельности центральной и региональной властей в области создания институциональных структур дистанционного и открытого обучения для каждого из уровней. При этом в диссертации: 1) выявлена степень влияния достижений новых технологий на образование; 2) раскрыта роль государственного регулирования формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий на национальном и региональном уровне; 3) рассмотрена деятельность центральных властей по созданию национальной сети дистанционного обучения в Испании; 4) проведен анализ практики принятия решений по развитию инициатив внедрения новых образовательных технологий и формированию соответствующего организационно-экономического обеспечения (на примере провинции Каталония); 5) выделены основные социально-экономические компоненты государственного регулирования ОДО на национальном и региональном уровнях: институциональное строительство, финансовое обеспечение развития новых образовательных технологий, ценовая политика, научно-исследовательские разработки, информационное обеспечение, международная деятельность, социальный эффект внедрения новых образовательных технологий.; 6) выявлены различные источники финансирования университета, использующего новые образовательные технологии, а также разработана схема финансирования развития ресурсов ОДО; 7) описаны модели организации деятельности университета Ф дистанционного обучения (на примере Национального университета
дистанционного обучения) и открытого университета (на примере Открытого университета Каталонии); 8) сделана попытка выработки рекомендации по разработке основных параметров государственного регулирования по созданию экономических и институциональных основ внедрения технологий обучения на региональных и центральных уровнях.
политики в области развития новых образовательных технологий. В ходе реализации государственного регулирования экономических и институциональных вопросов развития ОДО в других странах могут быть использованы рекомендации и выводы данной диссертации по следующим вопросам: государственное и региональное институциональное строительство в области ОДО, финансовое регулирование и управление инвестированием, ценовая особенность образовательных услуг ОДО, международное сотрудничество и социальное регулирование. Сделанные в результате проведенного исследования выводы, могут быть использованы и применены в практике создания автономных университетов ОДО в России. Исследование может быть широко использовано при подготовке решений в области развития новых образовательных технологий, как на государственном, так и на региональном уровне в Российской Федерации и других странах. Разработанная схема финансирования ресурсов ОДО, может быть использована для финансового планирования и бюджетирования источников финансирования, основных видов доходов и поступлений средств в университеты, развивающих новые образовательные технологии. Материалы данной диссертации могут использоваться в качестве иллюстративного материала для таких учебных курсов как: «Мировая экономика», «Экономика образования», «Университетский менеджмент».
Данная диссертация является результатом практической и исследовательской работы в области внедрения новых образовательных технологий в образование. Основой для данного исследования является опыт, полученный во время работы в уникальном проекте DELPHI, в части компонента IV «Развитие открытого и дистанционного обучения для распространения образовательных программ», который являлся одним из проектов технического содействия Программы Европейского Союза Тасис в интересах Министерства образования Российской Федерации. Непосредственное изучение испанского опыта формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий проходило во время стажировки в Открытом Университете Каталонии в период с 2001 по 2002 гг., осуществление, которого стало возможным благодаря поддержке Министерства образования культуры и спорта Испании и Министерства образования Российской Федерации.
Результаты и основные положения, сформулированные в диссертации, были представлены в рамках тезисов докладов на научных конференциях, и научных статьях:
1. Забелина М.М. Затраты на качество // Новые материалы и технологии НМТ- 98 Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции. Москва, 17-18 ноября 1998 г. -М.: ЛАТМЭС, 1998. С. 358-359.
2. Забелина М.М., Лобовикова С.В. Особенности организации и менеджмента учреждений, занимающихся ОДО - зарубежный опыт // Университетское управление: практика и анализ, 1(12). - Изд-во УрГУ, 2000. С.76-80.
3. Забелина М.М. Качество открытого и дистанционного обучения // XXVII Гагаринские чтения/ Тезисы докладов Международной молодежной конференции, Москва, 2- 7 апреля 2001 г. - М.: ЛАТМЭС, 2001, т. 4. С. 89-90.
4. Marina М. Zabelina, Jorge Chiva Blay. The basic instruments of quality assessment in educational system of Spain // XXVII Гагаринские чтения. Тезисы докладов Международной молодежной конференции. Москва, 2-7 апреля 2001 г. - М.: ЛАТМЭС, 2001, т. 4. С. 67-68.
5. Забелина М.М. Особенности финансирования открытого и дистанционного обучения // Предпринимательство. Этика. Техника, 2002 г. - М.: НОУ Академия менеджмента и инноваций. С. 138-146.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре Ф Макроэкономического регулирования и планирования экономического факультета Российского университета дружбы народов..
Цели и задачи исследования полностью определили необходимую структуру работы, состоящую из введения, четырех глав, заключения, 6 приложений, и списка использованной литературы. Диссертация содержит 22 таблицы (19 в тексте и 3 в приложении), 20 рисунков (И в тексте и 9 в приложении).
Проведенный анализ опыта Испании в формировании экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий позволил получить приращение научных знаний относительно аспектов государственного регулирования развития ОДО и его экономического содержания, а также сделать следующие выводы:
1. Развитие новых технологий обучения имеет важное значение и необходимо для развития современного образования и общества в целом. Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования новых образовательных технологий как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе. Сегодня большинство передовых в технологическом отношении стран располагают экономиками, основанными на знаниях (на новых образовательных технологиях), которые позволяют создавать миллионы рабочих мест, решать социальные проблемы, облегчать доступ к навыкам и знаниям, информации, тем самым, формировать благоприятные условия для развития общества в целом. Так, новые образовательные технологии объективно создают дополнительные условия для развития интеграционных процессов в обществе. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. В тесной связи вузов с крупными промышленными объединениями и лежит путь формирования будущей материальной базы новых образовательных технологий. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
2. Исследование экономического содержания открытого и дистанционного обучения на примере Испании позволяет условно выделить несколько основных моментов:
Во-первых, эффективность, то есть эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, снижает затраты на подготовку специалистов. Эффективность ОДО целесообразно определять как векторный показатель, включающий в себя два параметра - качество и стоимость. Стоимость необходимо рассматривать как с позиции производителя образовательных услуг, т.е. образовательного учреждения, использующего технологии ОДО, так и потребителя образовательных услуг - студента.
Во вторых, что касается спроса и предложения в испанских университетах, то в настоящее время среди основных претензий к традиционному образованию обнаруживаются: слишком длительный период обучения; ощутимая разница в требуемых от обладателя степени и имеющихся у него знаниях и навыках. Поэтому ОДО должно быть ориентировано на последние требования рынка труда. Развитый образовательный рынок требует баланса между следующими четырьмя компонентами: производство предмета потребления, обмен между производителем и потребителем, отношения между производителем и потребителем, «поведение на рынке». В современной модели образования четко просматриваются основные агенты: производители и потребители, которые формируют рынок с его законами спроса и предложения. Поэтому образовательные курсы и программы следует рассматривать не иначе как продукт, предназначенный для рынка, производимый и реализуемый как товар в соответствии с законами рынка.
В третьих, конкуренция на образовательном рынке обеспечивает уменьшение возможности сверх- и недо- инвестирования, а также приводит к тому, что решения, принимаемые в рамках вуза, защищены в отношении цен и качества.
В четвертых, социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности • и материальной обеспеченности обучаемого. Новая роль преподавателя, ОДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
3. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе широкого использования новых технологий обучения. Государственное регулирование Европейских стран в области формирования экономических и институциональных основ ОДО имеет существенные различия, но в то же время наблюдаются некоторые сходства структурного порядка. Различия можно сгруппировать по трем основным аспектам: начальная дата выработки и реализации государственного регулирования ОДО; степень внедрения в общую государственную политику в области развития и внутренней согласованности различных действий национальной политики; уровень приоритетности использования информационных коммуникационных технологий в образовании. В большинстве стран приоритеты государственного регулирования в ОДО достаточно высоки. В политических и образовательных системах некоторых стран традиционно доминирует региональный элемент (например, Германия), а в других странах сохраняется централизованный подход, однако важность регионального регулирования возрастает, подобный сдвиг в сторону регионов приобретает особую важность в таких странах, как Испания и Италия. В некоторых странах приоритетным считается налаживание технической инфраструктуры, в меньшем количестве стран (например, во Франции) приоритет отдавался финансовой поддержке развития ОДО, но большинство стран проводит политику поддержки в обеих областях с различием в акценте. В целом доля государства в финансировании организаций ОДО колеблется от 98% - Институт индустрии (Великобритания) до 50-60% в других Ф странах. Доля средств, полученных непосредственно от оплаты обучения,расходуется порядка 50% бюджета университета ОДО. Государственное регулирование от «этапа, ориентированного на предложение», обычно подходит к «этапу, ориентированному на рынок».
4. Основной, имеющий обобщающий характер вывод, который вытекает из всего содержания работы, заключается в том, что для повышения эффективности развития новых образовательных технологий - необходимо активное участие государства. Это опровергает мнение, что университеты, развивающие эти технологии, могут самостоятельно развиваться и функционировать без участия и поддержки государства. Проведенный анализ показал, что отдельно взятый университет, использующий новые образовательные технологии не может позволить эффективную, с точки зрения издержек политику. В действительности меньшие издержки на развитие ресурсов обучения компенсируются высокими переменными издержками на развитие и обеспечение инфраструктуры, на вспомогательный персонал и коммуникации, на разработку виртуальной среды обучения и т.д. Поэтому такому университету необходима прямая или косвенная финансовая, правовая, институциональная экономическая поддержка.
В результате исследования мы пришли к выводу, что роль действий со стороны государства в Испании воспринимается как основная движущая сила развития рынка новых образовательных технологий и не только в части финансирования. Государственное регулирование не просто важно для развития устойчивого и саморазвивающегося рынка современного образования, очевидно, что она оказывает огромное влияние на темпы и успешность развития такого рынка. Государство несет ответственность за создание стимулирующей среды, подталкивающей университеты ОДО к более широкому применению инноваций и к более чуткой реакции на потребности глобальной конкурентной экономики, основанной на знаниях, и на изменениях требований рынка труда.
Исследование позволяет сделать вывод о том, что государство обеспечивает финансовый фундамент, на котором строится развитие новых образовательных технологий. Частные инвестиции не могут полностью обеспечить оптимальных результатов, поскольку на уровне индивидов невозможно воспользоваться всеми выгодами образования. Государственная поддержка развития национальной сети ОДО является одним из самых важных факторов успешного развития новых образовательных технологий и может принимать различные формы: может осуществляться как прямое, так и косвенное финансирование развития новых образовательных технологий (либо вкладывая средства в различные факторы производства образовательных услуг, либо финансируя конкретные учебные заведения, либо оказывая финансовую поддержку непосредственно студентам); разработка национальных образовательных стандартов и системы сертификации, поддержка при выдаче дипломов и сертификатов государственного образца и т.п.
5. В ходе исследования были выявлены и рассмотрены следующие основные социально-экономические компоненты государственного регулирования развития новых образовательных технологий в Испании: финансовое регулирование, ценовое обеспечение, регулирование проведения исследований и разработок, информационное регулирование, международное и социальное регулирование.
6. Необходимо усиление роли регионов в распространении новых образовательных технологий. В Испании сохраняется централизованный подход «сверху вниз», однако важность деятельности региональных властей возрастает, подобный сдвиг в сторону регионов приобретает особую значимость. Роль регионального правительства в развитии открытого обучения высока, вмешательство Правительства Каталонии определено как один из основных факторов, стимулирующих развитие рынка открытого обучения. Региональное правительство уделяет особое внимание осуществлению финансовой поддержки потребителей образовательных услуг за счет выдачи грантов на обучение, займов, систем скидок, а также проводит политику дотирования обучения.
Нельзя четко провести грань между принципами формирования политики государственного регулирования в области ОДО Правительством Испании (национальный уровень) и Правительством Каталонии (региональный уровень), деятельность обеих правительств взаимосвязана и взаимодополняема. Правительство Испании дает свободу региональным субъектам - Провинциям, Ф таким образом, политическая демократизация и развитие услуг в социальной сфере являются неразрывными частями одного и того же процесса.
7. Проведенное в работе исследование опыта государственного регулирования в развитии новых образовательных технологий на национальном и региональном уровне позволили вывести ряд уроков из испанской практики по следующим направлениям: государственная политика развития новых образовательных технологий, институциональное строительство, финансовое обеспечение развития новых образовательных технологий, ценовая политика, научно-исследовательские разработки, информационное обеспечение, международная деятельность, социальный эффект внедрения новых образовательных технологий.
8. В ходе нашей работы были разработаны рекомендации совершенствования государственного регулирования развития новых образовательных технологий для российской практики по следующим темам: государственная политика развития новых образовательных технологий, региональная политика развития новых образовательных технологи, финансовое регулирование, ценовая политика, развитие исследований и разработок в области новых образовательных технологий, информационная политика, международная политика в области развития новых образовательных технологий, социальная политика развития новых образовательных технологий.
Несмотря на то, что вопрос организации и функционирования моделей Национального университета дистанционного обучения и Открытого университета Каталонии не был сформулирован в задачах нашего исследования, мы проработали данную тему довольно глубоко. Хотелось бы отметить, что мы не ставили целью показать, какая из моделей лучше (обе эти модели имеют право на существование), нашей целью было показать, как эти модели управления функционируют, и каковы их основные особенности. Данный материал может служить основанием для дальнейшего использования различными специалистами в области университетского управления.
1. Развитие новых технологий обучения имеет важное значение и необходимо для развития современного образования и общества в целом. Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования новых образовательных технологий как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе. Сегодня большинство передовых в технологическом отношении стран располагают экономиками, основанными на знаниях (на новых образовательных технологиях), которые позволяют создавать миллионы рабочих мест, решать социальные проблемы, облегчать доступ к навыкам и знаниям, информации, тем самым, формировать благоприятные условия для развития общества в целом. Так, новые образовательные технологии объективно создают дополнительные условия для развития интеграционных процессов в обществе. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. В тесной связи вузов с крупными промышленными объединениями и лежит путь формирования будущей материальной базы новых образовательных технологий. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
2. Исследование экономического содержания открытого и дистанционного обучения на примере Испании позволяет условно выделить несколько основных моментов:
Во-первых, эффективность, то есть эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, снижает затраты на подготовку специалистов. Эффективность ОДО целесообразно определять как векторный показатель, включающий в себя два параметра - качество и стоимость. Стоимость необходимо рассматривать как с позиции производителя образовательных услуг, т.е. образовательного учреждения, использующего технологии ОДО, так и потребителя образовательных услуг - студента.
Во вторых, что касается спроса и предложения в испанских университетах, то в настоящее время среди основных претензий к традиционному образованию обнаруживаются: слишком длительный период обучения; ощутимая разница в требуемых от обладателя степени и имеющихся у него знаниях и навыках. Поэтому ОДО должно быть ориентировано на последние требования рынка труда. Развитый образовательный рынок требует баланса между следующими четырьмя компонентами: производство предмета потребления, обмен между производителем и потребителем, отношения между производителем и потребителем, «поведение на рынке». В современной модели образования четко просматриваются основные агенты: производители и потребители, которые формируют рынок с его законами спроса и предложения. Поэтому образовательные курсы и программы следует рассматривать не иначе как продукт, предназначенный для рынка, производимый и реализуемый как товар в соответствии с законами рынка.
В третьих, конкуренция на образовательном рынке обеспечивает уменьшение возможности сверх- и недо- инвестирования, а также приводит к тому, что решения, принимаемые в рамках вуза, защищены в отношении цен и качества.
В четвертых, социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности • и материальной обеспеченности обучаемого. Новая роль преподавателя, ОДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
3. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе широкого использования новых технологий обучения. Государственное регулирование Европейских стран в области формирования экономических и институциональных основ ОДО имеет существенные различия, но в то же время наблюдаются некоторые сходства структурного порядка. Различия можно сгруппировать по трем основным аспектам: начальная дата выработки и реализации государственного регулирования ОДО; степень внедрения в общую государственную политику в области развития и внутренней согласованности различных действий национальной политики; уровень приоритетности использования информационных коммуникационных технологий в образовании. В большинстве стран приоритеты государственного регулирования в ОДО достаточно высоки. В политических и образовательных системах некоторых стран традиционно доминирует региональный элемент (например, Германия), а в других странах сохраняется централизованный подход, однако важность регионального регулирования возрастает, подобный сдвиг в сторону регионов приобретает особую важность в таких странах, как Испания и Италия. В некоторых странах приоритетным считается налаживание технической инфраструктуры, в меньшем количестве стран (например, во Франции) приоритет отдавался финансовой поддержке развития ОДО, но большинство стран проводит политику поддержки в обеих областях с различием в акценте. В целом доля государства в финансировании организаций ОДО колеблется от 98% - Институт индустрии (Великобритания) до 50-60% в других Ф странах. Доля средств, полученных непосредственно от оплаты обучения,расходуется порядка 50% бюджета университета ОДО. Государственное регулирование от «этапа, ориентированного на предложение», обычно подходит к «этапу, ориентированному на рынок».
4. Основной, имеющий обобщающий характер вывод, который вытекает из всего содержания работы, заключается в том, что для повышения эффективности развития новых образовательных технологий - необходимо активное участие государства. Это опровергает мнение, что университеты, развивающие эти технологии, могут самостоятельно развиваться и функционировать без участия и поддержки государства. Проведенный анализ показал, что отдельно взятый университет, использующий новые образовательные технологии не может позволить эффективную, с точки зрения издержек политику. В действительности меньшие издержки на развитие ресурсов обучения компенсируются высокими переменными издержками на развитие и обеспечение инфраструктуры, на вспомогательный персонал и коммуникации, на разработку виртуальной среды обучения и т.д. Поэтому такому университету необходима прямая или косвенная финансовая, правовая, институциональная экономическая поддержка.
В результате исследования мы пришли к выводу, что роль действий со стороны государства в Испании воспринимается как основная движущая сила развития рынка новых образовательных технологий и не только в части финансирования. Государственное регулирование не просто важно для развития устойчивого и саморазвивающегося рынка современного образования, очевидно, что она оказывает огромное влияние на темпы и успешность развития такого рынка. Государство несет ответственность за создание стимулирующей среды, подталкивающей университеты ОДО к более широкому применению инноваций и к более чуткой реакции на потребности глобальной конкурентной экономики, основанной на знаниях, и на изменениях требований рынка труда.
Исследование позволяет сделать вывод о том, что государство обеспечивает финансовый фундамент, на котором строится развитие новых образовательных технологий. Частные инвестиции не могут полностью обеспечить оптимальных результатов, поскольку на уровне индивидов невозможно воспользоваться всеми выгодами образования. Государственная поддержка развития национальной сети ОДО является одним из самых важных факторов успешного развития новых образовательных технологий и может принимать различные формы: может осуществляться как прямое, так и косвенное финансирование развития новых образовательных технологий (либо вкладывая средства в различные факторы производства образовательных услуг, либо финансируя конкретные учебные заведения, либо оказывая финансовую поддержку непосредственно студентам); разработка национальных образовательных стандартов и системы сертификации, поддержка при выдаче дипломов и сертификатов государственного образца и т.п.
5. В ходе исследования были выявлены и рассмотрены следующие основные социально-экономические компоненты государственного регулирования развития новых образовательных технологий в Испании: финансовое регулирование, ценовое обеспечение, регулирование проведения исследований и разработок, информационное регулирование, международное и социальное регулирование.
6. Необходимо усиление роли регионов в распространении новых образовательных технологий. В Испании сохраняется централизованный подход «сверху вниз», однако важность деятельности региональных властей возрастает, подобный сдвиг в сторону регионов приобретает особую значимость. Роль регионального правительства в развитии открытого обучения высока, вмешательство Правительства Каталонии определено как один из основных факторов, стимулирующих развитие рынка открытого обучения. Региональное правительство уделяет особое внимание осуществлению финансовой поддержки потребителей образовательных услуг за счет выдачи грантов на обучение, займов, систем скидок, а также проводит политику дотирования обучения.
Нельзя четко провести грань между принципами формирования политики государственного регулирования в области ОДО Правительством Испании (национальный уровень) и Правительством Каталонии (региональный уровень), деятельность обеих правительств взаимосвязана и взаимодополняема. Правительство Испании дает свободу региональным субъектам - Провинциям, Ф таким образом, политическая демократизация и развитие услуг в социальной сфере являются неразрывными частями одного и того же процесса.
7. Проведенное в работе исследование опыта государственного регулирования в развитии новых образовательных технологий на национальном и региональном уровне позволили вывести ряд уроков из испанской практики по следующим направлениям: государственная политика развития новых образовательных технологий, институциональное строительство, финансовое обеспечение развития новых образовательных технологий, ценовая политика, научно-исследовательские разработки, информационное обеспечение, международная деятельность, социальный эффект внедрения новых образовательных технологий.
8. В ходе нашей работы были разработаны рекомендации совершенствования государственного регулирования развития новых образовательных технологий для российской практики по следующим темам: государственная политика развития новых образовательных технологий, региональная политика развития новых образовательных технологи, финансовое регулирование, ценовая политика, развитие исследований и разработок в области новых образовательных технологий, информационная политика, международная политика в области развития новых образовательных технологий, социальная политика развития новых образовательных технологий.
Несмотря на то, что вопрос организации и функционирования моделей Национального университета дистанционного обучения и Открытого университета Каталонии не был сформулирован в задачах нашего исследования, мы проработали данную тему довольно глубоко. Хотелось бы отметить, что мы не ставили целью показать, какая из моделей лучше (обе эти модели имеют право на существование), нашей целью было показать, как эти модели управления функционируют, и каковы их основные особенности. Данный материал может служить основанием для дальнейшего использования различными специалистами в области университетского управления.
Подобные работы
- Опыт Испании в формировании экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ОПЫТ ИСПАНИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ НОВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2003 - Научный потенциал и социально-экономическое развитие стран мира
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - РОССИЙСКО-ИСПАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (2000-2015 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Особенности миграционной политики Европейского союза в отношении Латинской Америки на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025



